Сказки про волка список

Список рекомендуемой литературыдля чтения детям в подготовительной групперусский фольклорпесенки. лиса рожью шла...,чигарики-чок-чигарок...,идет матушка-весна...,вот пришло и лето красное...,когда солнышко взойдет, роса

Список рекомендуемой литературы

для чтения детям в подготовительной группе

Русский фольклор

Песенки. 

«Лиса рожью шла…»,

«Чигарики-чок-чигарок…»,

«Идет матушка-весна…»,

«Вот пришло и лето красное…»,

«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,

«Зима пришла».

Календарные обрядовые песни.

 «Коляда! Коляда! А бывает коляда..»

«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,

«Как пошла коляда»,

«Как на Масленой неделе…»,

«Тин-тин-ка!..»,

«Масленица, Масленица».

Игровой фольклор.

Прибаутки:  

«Где кисель — тут и сел…»,

 «Глупым Иван…»,

«Братцы, братцы!..»,

«Федул, что губы надул?..»,

«Сбил, сколотил — вот колесо…»,

«Ты пирог съел?».

Небылицы.

«Вы послушайте, ребята…»,

«Богат Ермошка».

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А.Гильфердинга, отрывок);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колмаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);  

«Семь Симеонов — семь работников», обр.  И.  Карнауховой

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского; «Чудесное яблочко», обр.Л.Елисеевой;

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;

«Улитка» молд., обр. И. Токмаковой;

«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с фран И. Гернет и С. Гиппиус;

«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ.

С. Mapшак «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

Сказки:

«Айога» нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», тон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой М. Туберовского;

«Джек, покоритель великанов» валлийск., пер. К.Чуковского;

«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон;

из сказок Ш.Перро (франц.):

«Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева,

«Кот в сапогах», пер Т. Габбе;

«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

 А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;

М. Волошин. «Осенью»;

С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

С.Есенин. «Пороша»;

В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины» (из Гете);

Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

А. Пушкин. «Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»

А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

П. Соловьева. «Ночь день»;

Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер…» (в сокр.);

С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;

В.Берестов. «Дракон»;

А. Введенский. «Песенка о дожде»;

Ю.Владимиров «Оркестр»;  

Н. Заболоцкий «На реке»;  

Н.  Матвеева  «Путаница»;

Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида» Н. Рубцов. «Про зайца»;

Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;

И.Токмакова «Мне грустно…»;

Э. Успенский «Страшная история», «Память»;

Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;

Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

Проза.

К. Коровин «Белка» (в сокр.);

А. Куприн «Слон»;

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

Н. Телешов «Уха» (в сокр.).

С.Алексеев  «Первый ночной таран»;

Е. Воробьев «Обрывок провода;

М. Зощенко «Великие путешественники»;

Ю. Коваль «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

Е. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»;

М. Пришвин «Курица па столбах»;

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

С. Романовский «На танцах».

Литературные сказки.

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

А. Ремизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

И. Соколов-Микитов «Соль земли»;

К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»;

Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;

А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. 

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

М. Валек «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

Л. Станчев «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;

«Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки.

X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

С. Топелиус «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

Б.Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

Г. Фаллада «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

М. Эме «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

Я. Аким «Апрель»;

П. Воронько «Лучше нет родного края», пер. с укр. С.Маршака;

 Е. Благинина «Шинель»;

Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

С. Есенин «Береза»;

С. Маршак «Тает месяц молодой…»;

Э. Мошковская «Добежали до вечера»;

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);

Н. Рубцов «Про зайца»; И. Суриков «Зима»;

П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Тема урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Сказка про
храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель урока: проанализировать произведение Д.Н.Мамин-
Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Предметные: выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли из ряда данных; размышлять о характере и поступках
героя; относить произведение к одному из жанров: сказка; различать народную и
литературную сказку;

Личностные: умение выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.

Метапредметные: формирование умения принимать и
сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные
способы достижения результатов.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в
парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности
и совершенствование навыков анализа текста.

Ресурсы урока: учебник литературного чтения 3
класс 1 часть, технологическая карта урока

Этапы урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УМО

Организационный этап

Здравствуйте ребята.
Проверьте готовность к уроку, у всех на партах есть учебники литературного
чтения 1 часть? Хорошо, я вижу, все готовы.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к
уроку

Актуализация знаний.
Повторение раннее изученного

Так, ребята, сейчас я
раздам 4 разные загадки, после того как вы отгадали, скажите свой ответ
соседу и обменяйтесь карточкой

1.    
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одёжка в два цвета –  
На зиму, на лето.

2.    
Серый
гонится за белым, Хочет белым пообедать. Как догонит — зубом щелк: Белый —
бедный, сытый -…

3.    
Много бед
таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды
уносит ноги… Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? …

4.    
Угадайте,
что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору.

Поднимите руки вместе,
кто отгадал?

Прочитайте загадки,
скажите отгадки.

Что  вы знаете про
зайца? Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький,
грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.

Что вы знаете о волке?

Давайте вспомним урок
окружающего мира. Дайте характеристику зайцу? Животное, млекопитающее, травоядное.

Дайте характеристику волку?
Животное, млекопитающее, хищник

Как зайцу удаётся
выжить в природе? От врагов он спасается бегством.

Поднимают
руки

1-     Заяц, 2- волк, 3- зайка, 4- заяц

Ответы
детей

Ответы
детей

Ответы
детей

Ответы
детей

Ответы
детей

Целеполагание и
мотивация учебной деятельности.

Кто догадался, о ком мы
сегодня будем читать? Правильно, о зайце

Откройте учебник на с
183. Сформулируйте тему и цели урока. Будем читать Сказку про храброго зайца
Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и анализировать её.

О
зайце

Ответы
детей

Первичное восприятие
текста.

(чтение
сказки учителем)

Понравилась
вам сказка? Какое у вас настроение?

Каким
изображён заяц в начале сказки? Найдите ответ на этот вопрос

Определите
слово, которое описывает, каким был зайчик в начале сказки

Почему
заяц вдруг заявил, что никого не боится?

Как
к такому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки

Что
они говорили про него?

Прочитайте,
как хвастался заяц.

Почему
над ним начали смеяться молодые и старые зайцы?

Почему
волк захотел съесть именно этого зайца?

Что
случилось с зайцем, когда он увидел волка?

Как
вы понимаете это выражение?

Ответы
детей

Родился
зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где- нибудь сучок, вспорхнёт птица,
упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки

Трусливый

Он
вырос большой и вдруг надоело ему бояться

Собрались
старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все
слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, —
слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся
никого.

Эй
ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?

И
волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! — Да что тут говорить!
– кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я
его съем.

Все
над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а
только всё хвастается.

Он
услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который
хвастался своей храбростью.

Язык
у хвастуна точно примёрз

Он
не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка

Физ.минутка

Тихо
все, ребята, встали,

Руки
дружно все подняли,

Развели
их в стороны,

Посмотрели,
ровно ли,

Опустили
разом вниз,

Тихо,
тихо, все садись

Выполняют
движения

Проверка первичного
восприятия

Что
показалось волку? Что он подумал о зайце?

А
что казалось зайцу?

Как
автор говорит о том, как заяц убегал от волка?

Где
нашли трусишку другие зайцы?

Что
ему сказали зайцы? Как они его стали называть?

Во
что стал верить заяц, после этого происшествия?

Почему
в начале сказки все смеялись над зайцем?

Почему
в конце стали его называть храбрым и бесстрашным?

Ему
показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он 
какой-то бешенный.

Волк
гонится за ним по пятам вот-вот схватит его.

Задал
такого стрекоча. Что кажется готов был выскочить из собственной кожи.

В
ямке под кустиком

Они
его похвалили, молодец, косой!

Что
он действительно никого не боится

Не
верили ему

Они
решили, что заяц  напугал волка, волк убежал и поэтому они остались живы.

Домашнее задание и
инструктаж по его выполнению

Откройте дневники и
запишите домашнее задание, страница 184-187 , нарисовать иллюстрацию к
наиболее понравившемуся фрагменту.

Записывают домашнее
задание

Итог урока

Давайте
вспомним тему нашего урока?

Кто
автор этой сказки?

Как
закончилась сказка?

Сказка
про храброго зайца

Д.Н.Мамин-
Сибиряк

Все
стали уважать зайца

1[1]

Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая.

— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привёз я тебе на шубу.

— Где?

— Там, на возу, — и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

— Ах ты, старый хрен! Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:

— Здравствуй, кумушка!

— Здравствуй, куманёк!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам, да и ешь.

— Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на́ реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошёл на́ реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

— Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

— Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!

А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

— Эх, куманёк, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

— Так, кумушка, так!

— Давай, куманёк, построим себе хатки.

— Давай, кумушка!

— Я себе построю лубяную, а ты себе ледяную.

Принялись за работу, сделали себе хатки: лисичке — лубяную, а волку — ледяную, и живут в них. Пришла весна, волчья хатка и растаяла.

— А, кумушка! — говорит волк. — Ты меня опять обманула, надо тебя за это съесть.

— Пойдем, куманёк, ещё поконаемся[2], кому-то кого достанется есть.

Вот лисичка-сестричка привела его в лес к глубокой яме и говорит:

— Прыгай! Если ты перепрыгнешь через яму — тебе меня есть, а не перепрыгнешь — мне тебя есть.

Волк прыгнул и попал в яму.

— Ну, — говорит лисичка, — сиди же тут! — и сама ушла.

Идёт она, несёт скалочку в лапках и просится к мужичку в избу:

— Пусти лисичку-сестричку переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а после спрашивает:

— Где же моя скалочка? Я за неё и гусочку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за скалочку гусочку; взяла лисичка гусочку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к другому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку. Рано утром она вскочила, схватила гусочку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя гусочка? Я за неё индюшечку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за гусочку индюшечку; взяла лисичка индюшечку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к третьему мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку.

Её пустили. Вот она легла на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку. Рано утром лисичка вскочила, схватила индюшечку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя индюшечка? Я за неё не возьму и невесточку!

Мужик — делать нечего — отдал ей за индюшечку невесточку; лисичка посадила её в мешок, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку,
За индюшечку — невесточку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к четвёртому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку.

Её пустили. Она легла на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку. Мужик потихоньку выпустил из мешка невесточку, а впихал туда собаку. Вот поутру лисичка-сестричка собралась в дорогу, взяла мешок, идёт и говорит:

— Невесточка, пой песни! — а собака как зарычит. Лисичка испугалась, как шваркнет мешок с собакою да бежать.

Вот бежит лисичка и видит: на воротах сидит петушок. Она ему и говорит:

— Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон.

Петух слез; она хвать его и скушала.

2[3]

Ехал лесом мужичок со снетками[4]. Лисица накрала снеточков у мужика, склала в кувшинчик, да и села под стог пообедать. Бежит голодный волк.

— Кума, кума, что ты ешь? — говорит он, увидав лису.

— Снеточки, — отвечает она.

— Дай-ка мне!

— Сам налови.

— Да я не умею, — говорит волк.

— А вот кувшин, надень на хвост, да и пусти в прорубь.

Послушался волк, а лисица говорит про себя:

— Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, волчий хвост!

Сама побежала в деревню, попалась в одной избе в квашню головой и подняла тревогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лисицей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост-от примёрз; насилу полхвоста оторвал. Нагоняет волк лисицу в лесу, а та прикинулась хворой.

— Ах, кум! — говорит. — Всю головушку избили, мочи нет идти.

— Так садись, кума, на меня, — говорит волк.

Вот и едет лисица на волке, сама попевает:

— Битый небитого везёт!

— Что ты, кума, говоришь? — спрашивает волк.

— Брежу, куманёк! — отвечает лисица, а сама, воровка, допевает:

— У битого гузка[5] болит!

Вот те сказка, а мне кринка масла.

3[6]

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей:

— Здорово, кумушка!

— Здравствуй, куманёк, — отвечала она.

— Что ты ешь?

— Рыбку.

— Да где ты взяла?

— Наловила в пруде.

— Каким бы то способом?

— Коли хочешь, научу.

— Спасибо скажу.

— Ну, пойдём.

И повела кума к проруби:

— Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползёт на него греться.

Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит:

— Ясни, ясни на небе! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Да что ты, кума, говоришь?

— И, батько, скликаю рыбку-то тебе.

— Ну, спасибо!

Когда лиса увидела, что прорубь замёрзла, она сказала:

— Побегу в деревню за мёдом.

Побежала, и след её простыл. А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мёд пил, по усам текло, да в рот не кануло.

4[7]

Был себе дед и баба. У деда был петушок, а у бабы курочка. В один день пошли они на смитьячко[8] поискать себе пищи; петушок нашёл пшеничный колосок, а курочка нашла маковку. С этого колоска дед вымолотил зерно, смолол муку; а баба, вычистивши маковку, растёрла мак, смешала с мёдом и с дедовой муки сделала пирожок с тёртым маком и, за неимением, по бедности, печки и огня, положила тот пирожок на окне своей избушки, чтобы на солнышке испёкся.

В то время проходила лисичка с волчиком. Лисичка и говорит:

— А что, волчику-братику, украдём этот пирожок и разделим его между собою по-братски.

— Хорошо, лисичка-сестричка, украдём.

Лисичка украла. Отошедши в сторонку, она заметила, что будто бы пирожок ещё не допекся и что для этого надобно ему ещё пожариться на солнышке.

— А мы между тем уснём, а проснувшись, смачненько[9] позавтракаем.

Так улещала лисичка волчика-братика, который вскоре и уснул. Она в то время к пирожку, разломила, сладкую начинку съела, а туда наклала… с позволения сказать — сами догадаетесь чего… и, залепив, положила. Волчик проснулся, и лиса за ним. Принялись делиться пирожком, и первая лиса заметила, что не та уже в пирожке начинка, и напустилась на волка. Волк божится, клянётся, землю ест[10], — куда? лиса не верит. Наконец предлагает испытание: лечь обоим против солнца, и у кого от жару выступит на теле воск, тот и съел мёд. Согласились.

Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку[11], украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. Вот и разошлись в разные стороны для промыслу.

Лисичка, завидев, что идёт фура чумаков[12], легла на дороге, разметалась будто неживая и начала подфунивать[13] изо всей мочи. Чумаки её завидели и сочли сначала живою, но, подойдя ближе, когда услышали, что за несколько шагов она так сильно смердит, закричали:

— Вона здохла, бачь[14], як воня́! — и, взяв её, положили на воз с рыбою.

Первое дело её было — прогрызть у воза лубки, и потом начала выкидывать рыбу. Накидавши, сколько ей надобно было, она благополучно дала тягу с воза, подобрала всю рыбу в кучу и начала преисправно её кушать.

Волк, побродивши везде, без успеха возвращался на сборное место и увидел лису за таким роскошным пиром.

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть маленькую рыбку…

— О волчику-братику, налови себе, как и я наловила, да и ешь сколько душе угодно!

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть головку.

— О волчику-братику, ни косточки. Я утомилась, пока её наловила, и очень голодна.

— Где, как и чем ты её наловила?

— Самая безделица! Вон недалеко река; иди туда, вложи хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика! Потом выдерни хвост, то увидишь, сколько вытянешь рыбы.

Как уже лиса кончила свой обед, то и взялася довести его до проруби. Волк вложил свой хвост и начал приговаривать[15]:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса, бегая около него, приговаривала:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю, — а сама поминутно твердит:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк скажет:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк опять:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю!

Волк уже хочет вытянуть свой хвост из проруби, но лиса запрещает:

— Погоди, ещё мало наловилось!

И опять начинают они приговаривать. Волк только что попробует вытащить хвост, а лиса ему:

— Погоди, ещё рано! — и как тогда был мороз такой, что аж скалкы[16] скачут, то лиса, разочтя время, закричала на волка:

— Тяни!

Он потянул, но не тут-то было! Хвост его замёрз в реке, и волк не мог освободить его, и сам остался на месте.

Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать:

— Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке![17]

Все бросились на волка: мужчины с дубинами, с топорами, бабы с гребнями, с днищами[18], все на волка; били его, били, колотили до того, что волк не пожалел и хвоста, оторвал его и куцый[19] побежал куда глаза глядят. Как же все люди бросились к нему на лёд, то один мужик покинул даже и сани свои с лошадью. Волк, набежав на них, вскочил в сани, начал погонять лошадь и таким образом выбрался из села.

А лиса среди общей суматохи, когда все бросились бить волка, вскочила в пустую избу, увидела квашню с тестом, вскочила в неё, вы́ляпалась в тесто, побежала на дорогу и легла. Недалеко за селом увидел волк на дороге лисичку-сестричку избитую, израненную и едва живую. С большим участием бросился он к ней, и она начала жаловаться, что и её так больно прибили, что мозг изо всех костей повыступал.

— Крепись, лисичка-сестричка! Вот и я хвоста лишился, да как же быть! Иди за мною, я ещё покрепче тебя, буду тебя защищать.

Лисичка начала проситься в сани, но волк ей отказал и доказал, что и одному тесно. Нечего делать! Пошла лиса тихо за едущим волком. Пройдя немного, начала упрашивать, чтобы хотя одну лапку, самую разбитую, положить на сани, не более как лапку. Волк долго отнекивался, наконец согласился. Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. Волк услышал, что санки трещат, и начал её упрекать.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Поехали дальше; слышит волк, что санки опять трещат, и снова упрекает лису.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Наконец санки совсем рассыпались.

Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. У волка сани поспели, и он запряг лошадь.

— Ну, ну; ну, ну! — лошадь ни с места.

Волк увидел, что из-под хвоста у лошади торчит солома, и сказал:

— Вот как обожралася, что и солома назад лезет!

Вытянул ее… воробьи выпорхнули, и кожа лошадиная упала. Лиса, притворяясь все ещё больною от побоев, после продолжительного спора убедила волка, чтобы он вез её в санках. Волк повёз и стал приговаривать:

— Битый битую везёт! Битый битую везёт!

А лисичка шепчет:

— Битый небитую везёт!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я, волчику-братику, говорю: битый битую везёт!..

5[20]

Была сабе ліска і вельмі галодная. Бяжыць яна дак бяжиць, аж едуць рыбаловы; яна прытаілася, лягла на землю і ляжыць. Тые рыбаловы наглядзелі на ліску, і адзін, каторы ехаў ззаду, узяў тую ліску дый[21] ўкінуў ў воз. Ліска, седзячі ў возе, прагрызла дзіру і, выкідаўшы ўсю рыбу праз[22] тую дзіру, сама выскачыла, пападбірала рыбу, дый есць. Есць яна дак есць, аж прыходзіць воўк. «Што ты, кумко-галубко, ясі?» — «Рыбу, куме!» — «Дай же ж ты мне». — «Ото! Каб[23] я табе давала! Пайдзі дый налаві». — «А гдзе ж я буду лавіць, калі не ведаю гдзе?» — «Вот ідзі за мною, то я табе пакажу». А тымчасам дала воўку адну рыбку, каб ён рассмакаваўся[24], і павяла яго.

Прыходзяць яны да аднаго возяра[25] замёрзлага. Ліска прабіла праломку[26] дый каже да воўка: «Усадзі свой хвост ў гэтую праломку, то наберецца многа рыбы». Воўк, паслухаўшы хітрай ліскі, ўсадзіў хвост ў праломку і сядзіць. Лісіца, зрабіўшы тое, што хацела, зачала бегаць па возярі, крычаць: «Мерзні, мерзні, кумаў хвост!» — «Што гаворыш, кумко?» — каже воўк. «Я кажу, каб бралася рыбка маленькая і вялікая». Сядзеў воўк, сядзеў ў праломцы, аж покі не прымёрз хвост.

Ліска, ўбачыўшы, што кумаў хвост прымёрз, пабегла ў сяло даць знаць, каб воўка ішлі біць. Людзі, пачуўшы[27], што крычаць на воўка, пабеглі зараз з кіямі, з булавамі біць воўка. А кума пабегла ў хату, гдзе мясілі хлеб, укачалася ў ращыну[28], выбегла, села на стог дый сядзіць. А воўк, пачуўшы людзей, як зачаў рвацца, дый адарваў хвост, і сам ледва[29] уцёк. Бяжыць ён дак бяжыць, аж бачыць, на стагу сядзіць ліска дый есць. «Кумко-галубко, бачыш, якая ты благая![30] Ашукала[31] мяне. Хоць за тое дай што есці» — «На, лізні раз», — сказала ліска дый пазволіла раз лізнуць.

Воўк, лізнуўшы, захацеў другі раз дый ізноў зачаў прасіць щэ. «Не дам ужо больше, бо мне баліць, бо я ем сваі мазгі; калі хочеш есці, разганіся галавой ў сасну, разбі галаву дай ясі!» Той воўк ізноў паслухаў хітрай ліскі, пашоў ў лес, дый як разагнаўся аб сасну галавой, дак і забіўся на смерць. Ліска, ўбачыўшы, што воўк забіўся, пашла, з’ела ўсе мазгі воўка дай схавалася[32] ў нару.

6

Як була собі лисичка, да й пішла раз до однії баби добувать огню; ввійшла́ у хату да й каже: «Добрий день тобі, бабусю! Дай мені огня». А баба тільки що вийняла із печі пирожок із маком, солодкий, да й положила, щоб він прохолов[33]; а лисичка се і підгледала, да тілько що баба нахилилась[34] у піч, щоб достать огня, то лисичка зараз ухватила пирожок да і драла[35] з хати, да, біжучи, весь мак із його виїла, а туда сміття наклала.

Прибігла на поле, аж там пасуть хлопці бичків. Вона і каже їм: «Ей, хлопці! Проміняйте мені бичка-третячка[36] за маковий пирожок». Тії согласились; так вона їм гово́рить: «Смотріть же, ви не їжте зараз сього пирожка, а тоді уже розломите, як я заведу бичка за могилку; а то ви його ні за що не розломите». Бачите вже — лисичка таки собі була розумна, що хоть кого да обманить. Тії хлопці так і зробили, а лисичка як зайшла за могилу, да зараз у ліс і повернула, щоб на дорозі не догнали; прийшла у ліс да і зробила[37] собі санки да й їде.

Коли йде вовчик: «Здорова була, лисичко-сестричко!» — «Здоров, вовчику-братику!» — «Де[38] се ти узяла собі і бичка і санки?» — «Е! Зробила». — «Підвези ж і мене». — «Е, вовчику! Не можна». — «Мені хоть одну ніжку». — «Одну можна». Він і положив, да од’їхавши немного і просить, щоби іще одну положить. «Не можна, братику! Боюсь, щоб ти саней не зламав». — «Ні, сестричко, не бійся!» — да і положив другую ніжку. Тілько що од’їхали, як щось і тріснуло. «Бачиш, вовчику, уже і ламаєш санки». — «Ні, лисичко! Се у мене був орішо́к, так я розкусив». Да просить оп’ять, щоб і третю ногу положить; лисичка і ту пустила, да тілько що оп’ять од’їхали, аж щось уже дужче[39] тріснуло. Лисичка закричала: «Ох, лишечко![40] Ти ж мені, братику, зовсім зламаєш санки». — «Ні, лисичко, се я орішо́к розкусив». — «Дай же і мені, бачиш який, що сам їж, а мені і не даєш». — «Нема уже більше, а я б дав». Да і просить оп’ять, щоб пустила положить і послідню ногу. Лисичка і согласилась.

Так він тілько що положив ногу, як санки зовсім розламались. Тоді вже лисичка так на його розсердилась, що і сама не знала щоб робила! А як отошло серце, вона і каже: «Іди ж, ледащо![41] Да нарубай дерева, щоб нам оп’ять ізробить санки; тільки рубавши кажи так: «Рубайся ж, дерево, і криве і пряме». Він і пішов да й каже усе: «Рубайся ж, дерево, усе пряме да пряме!» Нарубавши і приносить; лисичка увидала, що дерево не таке, як їй нужно, оп’ять розсердилась. «Ти, — гово́рить, — не казав, видно, так, як я тобі веліла!» — «Ні, я усе теє казав, що ти мені казала». — «Да чомусь[42] не таке рубалось? Ну, сиди ж ти тут, а я сама піду нарубаю», — да і пішла у ліс.

А вовк дивиться, що він сам остався; узяв да проїв у бичка дірку да виїв усе в середині, а напускав туда горобців[43] да ще соломою заткнув, поставив бичка, а сам і втік[44]. Аж лисичка прихо́дить, зробила санки да й сіла і стала поганять: «Гей, бичок-третячок!» Тілько він не везе. От вона встала, щоб поправить: може, що не так запряжено; да, не хотячи, одоткнула солому, а оттуда так і сипнули горобці летіти. Вона уже тоді побачила, що бичок неживий; покинула його да й пішла.

Легла на дорозі, аж дивиться — їде мужик з рибою; вона і притворилась, що здохла. От мужик і говорить: «Во́зьму я оцю[45] лисицю, обдеру да хоть шапку собі зошью». Узяв да і положив ззаді у воза. Вона замітила, що мужик не смотрить, стала ногами викидувать рибу з воза, а когда побачила, що навикидала уже багато, тоди потихесеньку і сама злізла; сіла біля[46] риби да і їсть собі, — коли біжить оп’ять той самий вовчик.

Побачивши, що вона їсть рибу, прибіг до їй да й каже: «Здорово була, лисичко-сестричко! Де се ти набрала стільки риби?» Вона каже: «Наловила, вовчику-братику!» А собі на думці: «Подожди, і я зроблю з тобою таку штуку, як і ти зо мною». — «Як же ти ловила?» — «Так, вовчику, уложила хвостик в ополонку[47], вожу тихенько да й кажу; ловися, рибка, мала і велика! Коли хочеш, то і ти піди, налови собі». Він побіг да зробив так, як казала лисичка. А лисичка стала за деревом да й дивиться; коли у вовчика зовсім хвостик примерз, вона тоді побігла в село да й кричить: «Ідіть, люди, вбивайте вовка!» Люди набігли з кольями да і убили його.

7[48]

Однажды лиса украла лошадь с полной сбруей с телегою и давай разъезжать по́ лесу. Попадается ей навстречу медведь.

— Лисонька, посади меня, — говорит медведь.

— Садись, сиволапый черт!

Медведь сел. Поехали; попадается им волк.

— Лисонька, посади меня, — говорит волк.

— Садись, серый вор!

После того попадается навстречу косой заяц.

— Лисонька, посади меня, — говорит он.

— Садись, косой!

Вот и поехали вчетвером и запели песни.

Вдруг переломилась у них оглобля[49]. Лисица говорит медведю:

— Ступай ты, Мишенька, принеси оглоблю.

Медведь пошёл по́ лесу, только лес трещит; перевалял пропасть дерев, наконец выбрал самое большое, толстое дерево и принёс лисе.

— Не годится это на оглоблю, сиволапый ты Мишка! Ступай ты, серый волк! — говорит лисица.

Волк пошёл и принёс также целое дерево, но поменьше.

— И это не годится, — говорит лиса, — поди принеси ты, косой заяц!

Заяц пошёл и принёс пруточек.

— Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама, — говорит лисица.

Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца. Она переменила оглобельку и начала погонять лошадь, а та ни с места. Стала её дергать вожжами и бить палкою, лошадь и свалилась. Слезла лиса с телеги, посмотрела на лошадь и увидала, что она набита мохом, а мясо всё съедено; поплакала-поплакала и опять стала ходить по́ лесу пешком.

Повадилась лиса таскать из садков рыбу. Мужики догадались и решили изловить вора, а лиса, как сметливая баба, накравши в последний раз рыбки, пошла гулять по́ лесу. Попадается ей навстречу серый волк.

— Что ты ешь, лисонька? — спрашивает волк.

— Рыбку, куманёк.

— Да где же ты её берёшь?

— Да сама ловлю.

— Да как же ты её ловишь? Научи-ка меня!

— Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!

Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, — оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает:

— Что ты, кумушка, ешь?

— Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю.

— И сладко? — спрашивает медведь.

— Сладко, куманёк.

— Дай-ка попробовать!

Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ. А. Н. Афанасьевым в 1848 г.
  2. Поконать — покончить, порешить. (прим. редактора Викитеки)
  3. Записано в Переславль-Залесском уезде Московской губ. Н. Бодровым.
  4. Снеток — рыба, мелкая озёрная форма европейской корюшки. (прим. редактора Викитеки)
  5. Гузка — хвостовая клинообразная часть туловища, зад. (прим. редактора Викитеки)
  6. Записано во Владимире.
  7. Записано в Харьковском уезде писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко.
  8. Сметье — сор.
  9. Вкусно.
  10. Это любопытное указание на старинный обряд клятвы. Вадим Пассек свидетельствует, что на Украине были примеры, когда клятва скреплялась целованием земли, и такая клятва почиталась важною и священною (Путевые записки, с. 152).
  11. Пасека — пчельник.
  12. Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. (прим. редактора Викитеки)
  13. Вонять.
  14. Смотри.
  15. Приговоры волка сказочники передают толстым (грубым) голосом, басом; а приговоры лисы тоненьким, мягким.
  16. Осколки.
  17. Прорубь на льду.
  18. Днище — донце, дощечка, в которую втыкается прядильный гребень.
  19. Бесхвостый.
  20. Записано в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем Новогрудского училища М. А. Дмитриевым.
  21. Да и.
  22. Через, сквозь.
  23. Чтоб.
  24. Попробовал.
  25. Озеро.
  26. Прорубь.
  27. Послышав.
  28. Вымазалась в тесто (ращи́на — мучной раствор).
  29. Едва.
  30. Недобрая, дурная.
  31. Обманула.
  32. Спряталась.
  33. Остыл.
  34. Наклонилась.
  35. Убежала.
  36. Третяк — теленок или жеребенок по третьему году.
  37. Сделала (Ред.)
  38. Где.
  39. Сильнее.
  40. Беда (Уменьшительное от «лихо»).
  41. Негодный.
  42. Почему-то (Ред.).
  43. Воробьев.
  44. Убежал.
  45. Эту.
  46. Подле, возле.
  47. Прорубь.
  48. Записано в Тверской губ.
  49. Оглобля — одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень. (прим. редактора Викитеки)

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Подборка лучших игр на ПК, в которых можно вжиться в роль величественного, мудрого и сильного хищника – волка.

The Wolf Among Us

The Wolf Among Us

Открывает список приключение от студии Telltale, основанное на серии комиксов Fables, в главной роли которого выступает Бигби – тот самый Серый волк из сказок. Здесь он представлен в человеческом обличье, хоть иногда и не прочь выпустить на волю свою звериную сущность.

Волк в The Wolf Among Us следит за порядком в Фейблтауне – здесь он вроде шерифа, что защищает сказочных персонажей и карает преступников. Вместе с Белоснежкой герой впутается в непростое дело, с погонями, драками и убийствами, а игроки смогут своими решениями повлиять на развитие истории и финал сюжетной линии. Приключения Бигби продолжатся в сиквеле игры, The Wolf Among Us 2.

Купить

Lost Ember

Lost Ember

В Lost Ember вам выпадет роль безымянной волчицы, которая путешествует по красочному миру, раскрывая его тайны. Ее сопровождает дух-огонек, и вместе герои изучат развалины давно забытой цивилизации, станут свидетелями трагических событий прошлого, а также узнают секрет своего происхождения.

Игра дает возможность побывать не только в шкуре волка: Lost Ember позволяет вселиться в любое существо, что попадется вам на пути. Это поможет решить некоторые головоломки: играя за колибри, вы протиснетесь в узкий тоннель, а став буйволом, сможете разбивать преграды и преодолевать огромные расстояния.

Купить

Okami HD

Сказки про волка список

Okami HD – ремастер вышедшей в 2006 году игры с необычным визуальным стилем, основанным на технике рисования тушью. Будто сошедшая с полотна талантливого художника, игра очаровывает своей красотой.

Сценарий Okami базируется на японской легенде о богине солнца Аматэрасу, что сходит с небосклона в образе белой волчицы. Героине предстоит сразиться с восьмиглавым демоном Ороти и его приспешниками, разоряющими Японию. Игра дарит свободу действий, погружает в захватывающий сюжет и захватывает мастерски поставленными битвами с боссами.

Купить

WolfQuest

Сказки про волка список

В этом симуляторе волка вы познаете все трудности жизни хищников, обитающих в Йеллоустонском национальном парке. Вжившись в роль молодого зверя, вы будете путешествовать вместе со стаей, охотиться, искать пару, воспитывать потомство и сражаться с теми, кто посягнет на ваши владения.

Разработчики реализовали в игре открытый мир площадью 50 квадратных километров, динамическую смену погоды и времен года, достоверный игровой процесс, погружающий в атмосферу выживания в дикой природе.

Купить

Paws and Soul

Paws and Soul

Яркая приключенческая игра о реинкарнации: управляя волком, вы будете исследовать мир и находить подсказки о прошлом главного героя, заполните пробелы в его истории и постепенно доберетесь до неожиданной развязки.

Paws and Soul сочетает увлекательное повествование и медитативное созерцание красочных локаций, успокаивающий саундтрек и стильный дизайн локаций. Но игровой процесс у проекта, пожалуй, слишком рутинный.

Купить

Wild Wolf

Сказки про волка список

Wild Wolf посвящена жизни волка в его естественной среде обитания: присоединитесь к стае, добывайте пищу, изучайте бескрайние лесные просторы. Но будьте осторожны – велика вероятность столкнуться с охотниками, представляющими смертельную опасность для вашего персонажа и его сородичей.

Игра позволяет настроить внешность протагониста, а низкополигональная графика придает ей особого шарма. Вместе с тем, это продукт из раннего доступа, и он, похоже, уже не доберется до релиза, так что покупайте его на свой страх и риск.

Купить

MY WOLF — Desktop Wild Pet

MY WOLF - Desktop Wild Pet

Интерактивные «живые» обои для Рабочего стола, взаимодействуя с которыми вы будете ухаживать за маленьким волчонком и учить его выживать в дикой природе.

Вам предстоит кормить, поить и следить за сном питомца, а он станет постепенно расти, пока не превратится во взрослого зверя. Несмотря на столь необычную реализацию – в виде обоев – MY WOLF — Desktop Wild Pet может похвастать симпатичной графикой и нескучным геймплеем и при этом крайне нетребовательна к ресурсам вашего ПК.

Купить

WildCraft

WildCraft

Симулятор жизни животных для мобильных устройств: здесь вы выберете волка, лису, рысь и других представителей фауны, и будете исследовать трехмерный открытый мир вместе с другими игроками. WildCraft содержит механики взаимодействия с окружением, сражения, а также мини-игры.

Скачать (android)

Wolf Simulator Evolution

Wolf Simulator Evolution

Еще один симулятор для мобильных платформ, в котором вы будете играть за волка, кастомизовать его, сражаться с противниками, выполнять квесты и общаться с друзьями в сетевых режимах. Игра доступна бесплатно, и может похвастать неплохой графикой при скромных системных требованиях.

Скачать (android)

В ожидании

Tale Of A Wolf

Tale Of A Wolf

Сюжетное приключение, посвященное волкам, что решили отстоять свои территории от посягнувших на них людей. Игроков ждут элементы стелса и сражения с захватчиками, а в битвах можно будет использовать все доступные средства – от клыков и когтей до стихийных сил. Игра выйдет в 2021 году.

Страница в steam

Little Wolf

Little Wolf

Сказочная игра о маленьком волчонке, который должен отыскать исчезнувших членов стаи и бросить вызов злу, вторгнувшемуся в его родные земли. Little Wolf отходит от принципов реализма и достоверности: здесь есть магия и волшебные существа, порталы и элементы фэнтези. Дата релиза проекта не определена.

Страница в steam

  • Сказки про витамины старшая группа
  • Сказки про врачей для дошкольников
  • Сказки про волшебство и новый год
  • Сказки про буквы для детей 6 лет
  • Сказки про ведьм читать