Сказки про спящих красавиц список

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: ш. перро кот в сапогах цели деятельности учителя: создать условия

Конспект урока по литературному
чтению для 2 класса на тему: Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ»

Цели
деятельности учителя:
 создать условия для ознакомления со
сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; способствовать развитию навыков чтения,
умения переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по
вопросам.

Задачи урока:

  • познакомить
    с творчеством Ш.Перро;
  • расширить
    представление о волшебной сказке;
  • расширить
    представление об историческом развитии жанра сказки и рассмотреть этот
    процесс на ленте времени;
  • восстановить
    вместе с детьми ход сказки, обнаружив завязку, кульминацию, развязку;
  • повышать
    творческий интерес детей;
  • постараться
    наряду с исследовательским интересом сохранить особый сказочный настрой;
  • воспитывать
    нравственные черты характера.

Ход
урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Умён, изворотлив усатый дружок –

Хозяина
сделал богатым.

Но
жить он не может без красных сапог.

Кто
он, угадали, ребята?

Сегодня на уроке мы продолжим работу со
сказкой, будем учиться читать громко, выразительно, работать с текстом.

lV. Проверка домашнего задания.
 
Анализ выставки детских
рисунков  и книжной выставки.

V. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

–Ребята, сегодня у нас
необычный урок – путешествие в волшебный мир сказок Ш. Перро.

Звучит музыка «По
дорогам сказок».

–Вы читали сказку дома?
Она вам понравилась?

– Кому-нибудь из вас
раньше читали эту сказку родители?

–А вы знаете, какие ещё
сказки принадлежат волшебному перу французского сказочника Ш. Перро?

2. Выставка книг
автора.

– Ребята, вы что –
нибудь знаете о великом сказочнике Шарле Перро?

3. Краткая справка об
авторе.

Рассказывает заранее
подготовленный ученик.

Этот сказочник родился
во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым
ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи.
Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три
сборника сказок.

Ш. Перро, конечно, не
все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение
жизни, ведь когда он стал сочинять, ему было уже 65 лет. Но он не просто
записал их, а сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры,
собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже
теряет на балу туфельку.

В другой сказке дворец,
в котором заснула одна из красавиц, по описанию точь-в-точь Версаль!

Все люди в сказках
говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого
маленького мальчика на свете, говорят, как простые люди, а принцессы, как и
подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев
разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»

В сказках Ш. Перро есть
и животные, которые действуют как вполне живые люди. Например, в одной из
сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной
хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам
становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для
развлечения».

Наш сказочник
рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не
дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же
будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя
равнодушным. В этом, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И
сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок. Потому что
ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.

4. Просмотр фрагмента
из мультфильма «Кот в сапогах»
 (режиссеры: Зинаида
Брумберг, Валентина Брумберг, 1968 г.).

5. Исследовательская
работа.

Дети читают сказку про
себя.

–Поскольку мы с вами не
только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:

–Если её написал автор,
то какая это сказка?

–Без чего не может
существовать волшебная сказка?

–Давайте проследим,
какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».

–Сколько раз Людоед
превращался в животных и каких?

–Назовите героев этой
сказки: злых и добрых.

–Можно ли назвать Кота
в сапогах волшебным помощником героя?

–Достоин ли герой иметь
такого помощника?

–За что же сын мельника
получает всё, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой?

–Что во французской
авторской сказке напоминает русские народные сказки?

–В каких русских
народных сказках действие развивается по тем же законам?

Физкультминутка
(муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

Если
с другом вышел в путь,

Если
с другом вышел в путь,

Веселей
дорога.

Без
друзей меня чуть-чуть.

Без
друзей меня чуть-чуть, 

А
с друзьями много.

Что
мне снег, что мне зной,

Что
мне дождик проливной,

Когда
мои друзья со мной.

–Вооружитесь знаниями,
полученными во время путешествия по стране «Литературия». Что является главным
в произведении? (Сюжет.)

– Назовите трёх
«сестёр» сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка.)

6. Работа в группах.

– Прочитайте
предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.

Составление диафильма к
сказке.

–Представьте себя
режиссерами-мультипликаторами. Посмотрите на страницы учебника и проверьте
диафильм по этой сказке: всё ли верно?

В своих тетрадях
нарисуйте правильные кадры.

Vl. Закрепление
изученного материала (работа в парах).

– Интересно узнать, как
вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.

https://lh4.googleusercontent.com/0-dE6vQd6TZ2Byvr7nQXc3WsGModrnUHKgHPHVXsiK0gtyXZTrQnh9GTMjwIAzb9zi5_u7Soe_6BmouRAwRkmGkl4KHZTlCsmGtx--QQziCivTSjluNilG25wbp6jRYdh7AlDUW7xletrm4f

Вопросы:

1. Животное, в которое
Людоед превратился в первый раз. (Лев.)

2. Часть наследства,
которая досталась старшему брату. (Мельница.)

3. Часть наследства,
которая досталась среднему брату. (Осёл.)

4. Животное, в которое
Людоед превратился во второй раз. (Мышь.)

5. Какое имя придумал
своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз.)

6. Кто первым попался в
мешок Коту? (Кролик.)

7. Кто сказал королю,
что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы.)

8. Каких птиц преподнёс
в дар королю кот? (Куропаток.)

– Прочитайте слово,
записанное по вертикали. (Вельможа.)

– Объявляется поиск:
найти это слово в толковом словаре.

Вельможа 
знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

1) Рассмотрите с другом
иллюстрации. Расскажите, что на них изображено. Найдите эти эпизоды в тексте.
Озаглавьте их.

На
первой картинке иллюстратор изобразил младшего сына и его наследство — кота.
Старшему и среднему достались мельница и осел. Они изображены на заднем плане.
Младший сын очень грустный на картинке, он не знает, что делать с котом. А кот
просит у него сапоги и говорит, чтоб тот не расстраивался.

Можно
назвать эту картину — Странное наследство.

На
второй иллюстрации нарисован случай, когда кот сказал хозяину притвориться,
будто тот тонет. Это был специальный план кота, чтобы королевская карета,
проезжающая мимо, заметила Маркиза.

Эту
иллюстрацию можно назвать как Хитрый план.

2) Почему младший сын мельника
был огорчён? Какие слова говорят об этом?

Он
очень расстроился, после того, как три брата поделили наследство. Старшему
досталась мельница, среднему — осел. А младший получил кота. С помощью мельницы
и осла можно зарабатывать деньги. А кот казался младшему сыну бесполезным. Он
сидел и думал об этом с огорчением.

3) На какие хитрости пустился
кот, чтобы помочь своему хозяину?

Он
придумывал разные небылицы, чтоб все подумали, что Маркиз очень богатый. Всем
работникам на полях он велел говорить, что это поля его хозяина. Это нужно было
для того, чтоб познакомились Маркиз и принцесса.

4) Попробуй описать героев
сказки. Какие они? Сравни их.

Маркиз
простой и добрый парень. Кот хитрый и находчивый. Он придумывал разные истории
и ситуации, чтоб помочь своему хозяину.

5) Запиши вопросы, которые ты
можешь задать по содержанию сказки.

1.
Зачем Маркизу нужно было понравится королю?
2. Откуда появилось имя у младшего сына?
3. При каких обстоятельствах кот достался сыну?

Vll.
Игра «Синквейн» (работа в парах)


Давайте вспомним правила составления синквейна.

1.
Слово – «Кот»

2.
2 прилагательных, описывающих предмет

3.
3 глагола

4.
Предложение из 4 слов

5.
Слово о предмете

Vlll.
Рефлексия (Тест у каждого ученика)

1Что
досталось младшему брату?

А)
мельница;

Б)
осёл;

В)
кот.

2.Что
с ним герой хотел сначала сделать?

А)
съесть;

Б)
выбросить;

В)
продать.

3.Что
герой хотел сделать из шкурки кота?

А) шапку;

Б) муфту;

В) обувь.

4.Кем
ловко прикидывался кот, когда охотился?

А) мёртвым

Б) больным;

В) спящим.

5.Кого
много водилось в заповедном лесу?

А) зайцев;

Б) кроликов;

В) белок.

6.
Как кот назвал своего хозяина?

А) маркиз де Карабос;

Б) маркиз ден Карабасю;

В) маркиз де Карабас.

7.
Сколько куропаток попалось в ловушку?

А) две;

Б) три;

В) четыре.

8.
По каким местам король хотел совершить прогулку?

А) по полям и лугам;

Б) по королевству;

В) по берегу реки.

9.
В кого людоед сначала превратился?

А) в льва;

Б) в слона;

В) в мышь.

10.
Куда кот от страха взобрался?

А) на люстру;

Б) на водосточную трубу;

В) на крышу.

— Выберите и продолжите любое предложение

·               
На сегодняшнем уроке я узнал…

·               
На этом уроке я похвалил бы себя за…

·               
После урока мне захотелось…

·               
Сегодня я сумел…

lX. Итоги урока.

– Какой вывод мы можем
сделать, прочитав эту сказку?

– Какие сказки о дружбе
вы ещё знаете?

– А теперь потрите
ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив свою
ладонь с его ладошкой.

Пусть
тепло души ваших друзей согревает вас!

Как
хорошо, что дружба есть на свете!

Она
как воздух нам с тобой нужна.

Так
пусть шагает дружба по планете,

Пускай,
как солнце, светит нам она.

Н. Добронравов

Домашнее задание

Подготовить пересказ
сказки «Кот в сапогах».

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

Дорога никуда

За последними домами главная деревенская улица разветвлялась на три дороги. Одна дорога вела к морю, другая дорога – прямиком к городу, а третья никуда не вела.

Мартино знал это совершенно точно, потому что у кого только он спрашивал, все отвечали одно и то же:

– Какая дорога, вон та, что ли? Да никуда она не ведет. По ней ходить только зря ноги бить.

– А до какого места она идет?

– Ни до какого. Никуда она не идет, понял?

– Тогда зачем же ее построили?

– Никто ее не строил. Она всегда была.

– И неужели никто даже не сходил посмотреть?

– Вот ведь упрямая голова! Говорят же тебе, ничего там нет – значит, и смотреть нечего.

– Да откуда вы знаете? Вы же там никогда не были!

И такой он был упорный, такой настойчивый, что под конец все в деревне стали звать его не иначе, как Мартин Упрямая Голова. Но он не обижался на это прозвище и все продолжал думать о дороге, которая никуда не вела.

Долго ли, коротко ли, дорос Мартино до такого возраста, когда мог уже переходить улицу, не держась за дедушкину руку. В один прекрасный день поднялся он с солнышком, вышел из деревни и, не раздумывая, направился по таинственной дороге. Он шел все вперед и вперед, а дорога меж тем делалась все хуже и хуже. Там и сям взбирались на нее буйные травы, а рытвинам да колдобинам не было числа. Счастье еще, что давно уже стояло вёдро, не то залило бы ее непроходимыми лужами. Поначалу слева и справа бежали колючие заросли, потом подступил лес. Великаны деревья протягивали друг другу свои могучие ветви, сплетали их в вышине над дорогой; и казалось, что совсем это не дорога, а темный, сырой тоннель. Редко-редко, прорвавшись сквозь листья, падал вниз луч солнца и призывно сверкал впереди, как маяк на краю ночного моря.

Шагает Мартино, а тоннель все тянется да тянется, шагает, а дороге конца не видать. Чувствует; совсем из сил выбился, ноги отнимаются, в пору назад возвращаться. Вдруг откуда ни возьмись – собака.

“Ну, – думает Мартино, – где собака, там дом или, на худой конец, человек”.

Подбежала к нему собака, вильнула хвостом, лизнула ему руки и побежала по темной дороге. Бежит, а сама оглядывается: идет ли следом Мартино? Пробежит еще немного – опять оглянется.

– Да иду я, иду, – говорит Мартино, а про себя думает: “Вот уж диво, так диво!”

Но вот лес стал реже, в вышине появилось небо. Дорога yперлась с разбегу в тяжелые железные ворота и пропала.

Заглянул Мартино между толстыми стальными прутьями и видит – стоит среди парка дворец. Окна и двери во дворце распахнуты настежь, над трубами клубится-завивается задорный дымок, а с балкона машет рукой красивая синьора такая прекрасная, такая великолепная, каких Мартино в жизни не видывал.

– Заходи, заходи, Мартин Упрямая Голова! – весело закричала синьора.

– Вот те раз! – пробормотал обрадованный Мартино. – Я и сам-то не знал, что попаду сюда, а она, смотри ты, сразу меня узнала!

Не раздумывая долго, толкнул он тяжелую створку ворот, миновал парк и вошел в дворцовую залу. Только успел войти, глядь, а синьора уже спускается с богатой лестницы ему навстречу. И так-то она была хороша, что и сказать нельзя. А уж одета! Куда до нее феям и разным принцессам! Спускается она с лестницы, а сама смеется-заливается. Уж очень, видно, веселая синьора.

Поклонился ей Мартино и ждет, что дальше будет.

– Так что же, – весело сказала синьора, – выходит, ты все-таки не поверил?

– Как чему? Тому, будто дорога никуда не ведет.

– Глупость это, потому и не поверил. Я так рассуждаю: разных мест на свете – тьма, а дорог раз-два – и обчелся.

– Верно. Всегда можно увидеть что-то новое, было бы желание. Главное – не сидеть на месте. Ну, а теперь пойдем, я тебе покажу дворец.

Ой-ой-ой, сколько же там было комнат, и залов, и роскошных покоев! Наверно, целая сотня, если не больше. И каждая комната была битком набита сокровищами. Ну, прямо как в сказочном замке Спящей царевны или Кащея Бессмертного, который всю жизнь свою чах над бесполезными богатствами.

Чего только тут не было! И бесценные алмазы и всякие камни самоцветные, а о золоте да серебре и говорить нечего.

Идут они с веселой синьорой по залам, а она все повторяет:

– Бери, бери, что хочешь. Тяжело будет, я тебе свою карету дам.

Само собой, Мартино много просить не пришлось. Когда он уезжал, карета была полным-полна золотом и драгоценными камнями. На козлах сидел пес, не простой, а ученый. Он умел ловко править лошадьми и громко лаял, если те замедляли шаг или сворачивали с дороги.

А в родной деревне никто уже не чаял увидеть его живым. Можете себе представить, как все удивились, когда Мартин Упрямая Голова появился у околицы, да не как-нибудь, а в карете? Пес-кучер выгрузил на площади все его богатства, вильнул два раза хвостом в знак почтения, взобрался на козлы и в мгновение ока скрылся из виду, только пыль заклубилась.

Мартино щедро одарил и друзей и недругов и должен был раз сто, не меньше, рассказывать о своем приключении. И каждый раз в конце его рассказа то тот, то другой опрометью бежал домой, запрягал лошадь и мчался по дороге, которая никуда не вела.

Однако тем же вечером они не солоно хлебавши притаскивались обратно, злые и усталые, как собаки. Одни говорили, что среди леса дорога пропадает между стволами деревьев, другие – что она упирается в непроходимую чащу колючего кустарника. И никому не удалось увидеть ни железных ворот, ни дворца, ни прекрасной и веселой синьоры. Потому что есть сокровища, которые открываются только тем, кто первым прокладывает к ним трудную дорогу. Вот таким, как Мартин Упрямая Голова.

Дорога, которая никуда не ведет – Джанни Родари, читать детям онлайн

Дорога, которая никуда не ведет

На окраине села улица разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела. Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:

– Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней.

– Но все-таки куда-то она ведет?

– Нет, совсем никуда не ведет!

– Так зачем же ее построили?

– Никто и не строил ее. Она всегда там была!

– И никто никогда не ходил по ней?

– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…

– А откуда вы знаете? Вы разве ходили по ней?

Мартино был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартино Упрямая Голова. Но он не обижался и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведет.

Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.

Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге. Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес. Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась темная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.

Шел Мартино, шел, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже, У Мартино уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад. Вдруг откуда ни возьмись – собака!

– Где собака, там и жилье! – решил Мартино. – Или, во всяком случае, человек.

Собака бросилась навстречу Мартино, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперед по дороге, все время оглядываясь, идет ли за ней Мартино.

– Иду, иду! – говорил Мартино, которого все эго очень заинтересовало.

Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.

За оградой Мартино увидел дворец. Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шел дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, приветливо махала Мартино рукой и звала:

– Сюда, сюда, Мартино Упрямая Голова!

– Э! – обрадовался Мартино. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придет!

Мартино открыл ворота, пересек парк и вошел во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора Еышла ему навстречу. Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс. И к тому же веселая-превеселая.

– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Мартино.

– Не поверил, что эта дорога никуда не ведет?

– Еще бы! Слишком глупая история. По-моему, на свете гораздо больше просто еще не изведанных путей, чем нехоженых дорог.

– Разумеется. Нужно только не бояться неизвестных дорог. А теперь идем, я покажу тебе дворец.

Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства. Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро. А прекрасная синьора все говорила Мартино:

– Бери, бери все, что захочешь. Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать все, что хочешь.

Сами понимаете, Мартино не заставил себя уговаривать. Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь. Вместо кучера у него сидела собака. Это была ученая собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.

В селе о Мартино уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг вернулся, все очень удивились. Ученая собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.

Мартино сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.

К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартино Упрямая Голова.

Гонарио был самым маленьким из семерых братьев. У родителей его не было денег, чтобы послать мальчика в школу учиться. И пришлось ему наняться на богатую ферму – работать. Так Гонарио стал… пугалом. Он должен был ходить по полям и разгонять птиц.

Каждое утро ему давали кулек с порохом, и он отправлялся на работу. Время от времени он останавливался среди поля и поджигал щепотку пороха. Вспышка огня пугала птиц, и те улетали, думая, что пришли охотники.

А однажды искра попала на куртку Гонарио, она загорелась, и если бы мальчик не догадался броситься в ров с водой, то, конечно, погиб бы от огня. Прыгнув в ров, Гонарио перепугал там всех лягушек – они с невероятным шумом и гамом бросились врассыпную. Крики лягушек напугали кузнечиков и цикад, и они на мгновение замолкли…

Но больше всего испугался сам Гонарио. Испугался и заплакал. Он сидел один-одинешенек возле рва, мокрый, словно гадкий утенок, маленький, оборванный и голодный. Он плакал так горько, что даже воробьи перестали прыгать с ветки на ветку. Они глядели на мальчика и сочувственно щебетали, пытаясь утешить его. Но разве могут воробьи утешить свое пугало?!

Джанни Родари — Дорога, которая никуда не ведет: Сказка

На окраине села улица разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела. Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:

– Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней.

– Но все-таки куда-то она ведет?

– Нет, совсем никуда не ведет!

– Так зачем же ее построили?

– Никто и не строил ее. Она всегда там была!

– И никто никогда не ходил по ней?

– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…

– А откуда вы знаете? Вы разве ходили по ней?

Мартино был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартино Упрямая Голова. Но он не обижался и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведет.

Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.

Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге. Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес. Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась темная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.

Шел Мартино, шел, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже, У Мартино уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад. Вдруг откуда ни возьмись – собака!

– Где собака, там и жилье! – решил Мартино. – Или, во всяком случае, человек.

Собака бросилась навстречу Мартино, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперед по дороге, все время оглядываясь, идет ли за ней Мартино.

– Иду, иду! – говорил Мартино, которого все эго очень заинтересовало.

Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.

За оградой Мартино увидел дворец. Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шел дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, приветливо махала Мартино рукой и звала:

– Сюда, сюда, Мартино Упрямая Голова!

– Э! – обрадовался Мартино. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придет!

Мартино открыл ворота, пересек парк и вошел во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора Еышла ему навстречу. Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс. И к тому же веселая-превеселая.

– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Мартино.

– Не поверил, что эта дорога никуда не ведет?

– Еще бы! Слишком глупая история. По-моему, на свете гораздо больше просто еще не изведанных путей, чем нехоженых дорог.

– Разумеется. Нужно только не бояться неизвестных дорог. А теперь идем, я покажу тебе дворец.

Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства. Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро. А прекрасная синьора все говорила Мартино:

– Бери, бери все, что захочешь. Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать все, что хочешь.

Сами понимаете, Мартино не заставил себя уговаривать. Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь. Вместо кучера у него сидела собака. Это была ученая собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.

В селе о Мартино уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг вернулся, все очень удивились. Ученая собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.

Мартино сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.

К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартино Упрямая Голова.

Дорога которая никуда не ведет

На окраине села улица разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела.

Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:

Она никуда не ведет.

Не стоит ходить по ней.

– Но все-таки куда-то она ведет?

– Нет, совсем никуда не ведет!

– Так зачем же ее построили?

– Никто и не строил ее.

Она всегда там была!

– И никто никогда не ходил по ней?

– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…

– А откуда вы знаете?

Вы разве ходили по ней?

Мартино был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартино Упрямая Голова.

Но он не обижался и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведет.

Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.

Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге.

Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес.

Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась темная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.

Шел Мартино, шел, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже,

У Мартино уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад.

Вдруг откуда ни возьмись – собака!

– Где собака, там и жилье! – решил Мартино. – Или, во всяком случае, человек.

Собака бросилась навстречу Мартино, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперед по дороге, все время оглядываясь, идет ли за ней Мартино.

– Иду, иду! – говорил Мартино, которого все эго очень заинтересовало.

Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.

За оградой Мартино увидел дворец.

Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шел дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, приветливо махала Мартино рукой и звала:

Мартино Упрямая Голова!

– Э! – обрадовался Мартино. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придет!

Мартино открыл ворота, пересек парк и вошел во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора Еышла ему навстречу.

Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс.

И к тому же веселая-превеселая.

– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Мартино.

– Не поверил, что эта дорога никуда не ведет?

Слишком глупая история.

По-моему, на свете гораздо больше просто еще не изведанных путей, чем нехоженых дорог.

Нужно только не бояться неизвестных дорог.

А теперь идем, я покажу тебе дворец.

Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства.

Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро.

А прекрасная синьора все говорила Мартино:

– Бери, бери все, что захочешь.

Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать все, что хочешь.

Мартино не заставил себя уговаривать.

Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь.

Вместо кучера у него сидела собака.

Это была ученая собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.

В селе о Мартино уже и думать забыли – решили, что он погиб.

И когда он вдруг вернулся, все очень удивились.

Ученая собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.

Мартино сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось.

И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.

К вечеру все они возвращались.

У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника.

Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям!

Как Мартино Упрямая Голова.

Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно?

Дорога, которая никуда не ведёт

Информация для родителей: Дорога, которая никуда не ведёт — сказка известного писателя Джанни Родари. На окраине села было три дороги, одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела. Но Мартино Упрямая Голова не мог в это поверить, и вот, однажды, когда он уже один переходить дорогу, решил он пойти по этому пути и удостовериться в том, что дорога действительно никуда не ведёт. Что же он увидел в конце своего пути? Сказка «Дорога, которая никуда не ведёт» написана очень увлекательно и заинтересует детей в возрасте от 6 до 9 лет. Можно читать сказку также перед сном.

doroga kotoraya nikuda ne vedet dzhanni rodari

Читать сказку Дорога, которая никуда не ведёт

На окраине села улица разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела. Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:

– Та дорога? Она никуда не ведёт. Не стоит ходить по ней.

– Но всё-таки куда-то она ведёт?

– Нет, совсем никуда не ведёт!

– Так, зачем же её построили?

– Никто и не строил её. Она всегда там была!

– И никто никогда не ходил по ней?

– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…

– А откуда вы знаете? Вы разве ходили по ней?

Мартино был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартино Упрямая Голова. Но он не обижался и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведёт.
Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.

Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге. Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес. Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась тёмная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.

Шёл Мартино, шёл, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже, у Мартино уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад. Вдруг откуда ни возьмись – собака!

– Где собака, там и жилье! – решил Мартино. – Или, во всяком случае, человек.

Собака бросилась навстречу Мартино, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперёд по дороге, все время, оглядываясь, идёт ли за ней Мартино.

– Иду, иду! – говорил Мартино, которого всё это очень заинтересовало.

Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.
За оградой Мартино увидел дворец. Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шёл дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, приветливо махала Мартино рукой и звала:

– Сюда, сюда, Мартино Упрямая Голова!

– Э! – обрадовался Мартино. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придёт!

Мартино открыл ворота, пересёк парк и вошёл во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора шла ему навстречу. Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс. И к тому же весёлая-превеселая.

– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Мартино.

– Не поверил, что эта дорога никуда не ведёт?

– Ещё бы! Слишком глупая история. По-моему, на свете гораздо больше просто ещё не изведанных путей, чем нехоженых дорог.

– Разумеется. Нужно только не бояться неизвестных дорог. А теперь идём, я покажу тебе дворец.

Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства. Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро. А прекрасная синьора все говорила Мартино:

– Бери, бери всё, что захочешь. Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать всё, что хочешь.

Сами понимаете, Мартино не заставил себя уговаривать. Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь. Вместо кучера у него сидела собака. Это была учёная собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.
В селе о Мартино уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг вернулся, все очень удивились. Учёная собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.

Мартино сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведёт.

К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартино Упрямая Голова.

Джанни Родари
Сказки по телефону. Дорога, которая никуда не ведет.

На окраине села улица разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – никуда не вела. Мартино знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:

– Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней.

– Но все таки куда то она ведет?

– Нет, совсем никуда не ведет!

– Так зачем же ее построили?

– Никто и не строил ее. Она всегда там была!

– И никто никогда не ходил по ней?

– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…

– А откуда вы знаете? Вы разве ходили по ней?

Мартино был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартино Упрямая Голова. Но он не обижался и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведет.

Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.

Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге. Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес. Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась темная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.

Шел Мартино, шел, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже, У Мартино уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад. Вдруг откуда ни возьмись – собака!

– Где собака, там и жилье! – решил Мартино. – Или, во всяком случае, человек.

Собака бросилась навстречу Мартино, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперед по дороге, все время оглядываясь, идет ли за ней Мартино.

– Иду, иду! – говорил Мартино, которого все эго очень заинтересовало.

Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.

За оградой Мартино увидел дворец. Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шел дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, приветливо махала Мартино рукой и звала:

– Сюда, сюда, Мартино Упрямая Голова!

– Э! – обрадовался Мартино. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придет!

Мартино открыл ворота, пересек парк и вошел во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора Еышла ему навстречу. Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс. И к тому же веселая превеселая.

– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Мартино.

– Не поверил, что эта дорога никуда не ведет?

– Еще бы! Слишком глупая история. По моему, на свете гораздо больше просто еще не изведанных путей, чем нехоженых дорог.

– Разумеется. Нужно только не бояться неизвестных дорог. А теперь идем, я покажу тебе дворец.

Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства. Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро. А прекрасная синьора все говорила Мартино:

– Бери, бери все, что захочешь. Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать все, что хочешь.

Сами понимаете, Мартино не заставил себя уговаривать. Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь. Вместо кучера у него сидела собака. Это была ученая собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.

В селе о Мартино уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг вернулся, все очень удивились. Ученая собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.

Мартино сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.

К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.

А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартино Упрямая Голова.

“Дорога никуда” – читать интересную книгу автора (Родари Джанни)

За последними домами главная деревенская улица разветвлялась на три дороги. Одна дорога вела к морю, другая дорога – прямиком к городу, а третья никуда не вела.

Мартино знал это совершенно точно, потому что у кого только он спрашивал, все отвечали одно и то же:

– Какая дорога, вон та, что ли? Да никуда она не ведет. По ней ходить только зря ноги бить.

– А до какого места она идет?

– Ни до какого. Никуда она не идет, понял?

– Тогда зачем же ее построили?

– Никто ее не строил. Она всегда была.

– И неужели никто даже не сходил посмотреть?

– Вот ведь упрямая голова! Говорят же тебе, ничего там нет – значит, и смотреть нечего.

– Да откуда вы знаете? Вы же там никогда не были!

И такой он был упорный, такой настойчивый, что под конец все в деревне стали звать его не иначе, как Мартин Упрямая Голова. Но он не обижался на это прозвище и все продолжал думать о дороге, которая никуда не вела.

Долго ли, коротко ли, дорос Мартино до такого возраста, когда мог уже переходить улицу, не держась за дедушкину руку. В один прекрасный день поднялся он с солнышком, вышел из деревни и, не раздумывая, направился по таинственной дороге. Он шел все вперед и вперед, а дорога меж тем делалась все хуже и хуже. Там и сям взбирались на нее буйные травы, а рытвинам да колдобинам не было числа. Счастье еще, что давно уже стояло вёдро, не то залило бы ее непроходимыми лужами. Поначалу слева и справа бежали колючие заросли, потом подступил лес. Великаны деревья протягивали друг другу свои могучие ветви, сплетали их в вышине над дорогой; и казалось, что совсем это не дорога, а темный, сырой тоннель. Редко-редко, прорвавшись сквозь листья, падал вниз луч солнца и призывно сверкал впереди, как маяк на краю ночного моря.

Шагает Мартино, а тоннель все тянется да тянется, шагает, а дороге конца не видать. Чувствует; совсем из сил выбился, ноги отнимаются, в пору назад возвращаться. Вдруг откуда ни возьмись – собака.

“Ну, – думает Мартино, – где собака, там дом или, на худой конец, человек”.

Подбежала к нему собака, вильнула хвостом, лизнула ему руки и побежала по темной дороге. Бежит, а сама оглядывается: идет ли следом Мартино? Пробежит еще немного – опять оглянется.

– Да иду я, иду, – говорит Мартино, а про себя думает: “Вот уж диво, так диво!”

Но вот лес стал реже, в вышине появилось небо. Дорога yперлась с разбегу в тяжелые железные ворота и пропала.

Заглянул Мартино между толстыми стальными прутьями и видит – стоит среди парка дворец. Окна и двери во дворце распахнуты настежь, над трубами клубится-завивается задорный дымок, а с балкона машет рукой красивая синьора такая прекрасная, такая великолепная, каких Мартино в жизни не видывал.

– Заходи, заходи, Мартин Упрямая Голова! – весело закричала синьора.

– Вот те раз! – пробормотал обрадованный Мартино. – Я и сам-то не знал, что попаду сюда, а она, смотри ты, сразу меня узнала!

Не раздумывая долго, толкнул он тяжелую створку ворот, миновал парк и вошел в дворцовую залу. Только успел войти, глядь, а синьора уже спускается с богатой лестницы ему навстречу. И так-то она была хороша, что и сказать нельзя. А уж одета! Куда до нее феям и разным принцессам! Спускается она с лестницы, а сама смеется-заливается. Уж очень, видно, веселая синьора.

Поклонился ей Мартино и ждет, что дальше будет.

– Так что же, – весело сказала синьора, – выходит, ты все-таки не поверил?

– Как чему? Тому, будто дорога никуда не ведет.

– Глупость это, потому и не поверил. Я так рассуждаю: разных мест на свете – тьма, а дорог раз-два – и обчелся.

– Верно. Всегда можно увидеть что-то новое, было бы желание. Главное – не сидеть на месте. Ну, а теперь пойдем, я тебе покажу дворец.

Ой-ой-ой, сколько же там было комнат, и залов, и роскошных покоев! Наверно, целая сотня, если не больше. И каждая комната была битком набита сокровищами. Ну, прямо как в сказочном замке Спящей царевны или Кащея Бессмертного, который всю жизнь свою чах над бесполезными богатствами.

Чего только тут не было! И бесценные алмазы и всякие камни самоцветные, а о золоте да серебре и говорить нечего.

Идут они с веселой синьорой по залам, а она все повторяет:

– Бери, бери, что хочешь. Тяжело будет, я тебе свою карету дам.

Само собой, Мартино много просить не пришлось. Когда он уезжал, карета была полным-полна золотом и драгоценными камнями. На козлах сидел пес, не простой, а ученый. Он умел ловко править лошадьми и громко лаял, если те замедляли шаг или сворачивали с дороги.

А в родной деревне никто уже не чаял увидеть его живым. Можете себе представить, как все удивились, когда Мартин Упрямая Голова появился у околицы, да не как-нибудь, а в карете? Пес-кучер выгрузил на площади все его богатства, вильнул два раза хвостом в знак почтения, взобрался на козлы и в мгновение ока скрылся из виду, только пыль заклубилась.

Мартино щедро одарил и друзей и недругов и должен был раз сто, не меньше, рассказывать о своем приключении. И каждый раз в конце его рассказа то тот, то другой опрометью бежал домой, запрягал лошадь и мчался по дороге, которая никуда не вела.

Однако тем же вечером они не солоно хлебавши притаскивались обратно, злые и усталые, как собаки. Одни говорили, что среди леса дорога пропадает между стволами деревьев, другие – что она упирается в непроходимую чащу колючего кустарника. И никому не удалось увидеть ни железных ворот, ни дворца, ни прекрасной и веселой синьоры. Потому что есть сокровища, которые открываются только тем, кто первым прокладывает к ним трудную дорогу. Вот таким, как Мартин Упрямая Голова.

Автор книжной новинки 2020 года «Неуправляемые» (от издательства «Бомбора») рассказывает о воспитании детей в Викторианскую эпоху. Жизнь тогда была жестче, а значит, и к малышам относились менее снисходительно, чем сейчас: родители и учителя, избивавшие (и даже убивавшие иногда) малюток, не считались преступниками. Сыновьям разрешалось быть драчунами и применять кулаки с поводом и без, а от дочерей ждали полной покорности и готовили к одной-единственной доле — стать хозяйкой и матерью.

Фото: @theresenoneill

То было время опасностей, подстерегавших повсюду: дети постоянно умирали от неизученных болезней и голода, государства в любой момент могли объявить войну друг другу и отправить вчерашнего мальчишку на фронт — отсюда и отсутствие времени «на раскачку»: малышей буквально с первых лет жизни готовили быть полезными в хозяйстве и на службе Отечеству. 

Такими же были игры и сказки, которые должны воспитывать характер подрастающего поколения. Среди дворовых развлечений были распространены игры, предполагавшие избиение других игроков с помощью камней, веток и прочего «инвентаря». У девочек, кстати, были свои забавы (тоже с тонким намеком на будущую деятельность) — например, хоровод с остановками на чтение стишков про стирку вещей. Похоже, и истории, рассказываемые сызмальства, также были рассчитаны на укрепление нервов и духа слушателей.

Это уже в наше время все эти сказания значительно изменили и пригладили (не без помощи великого Диснея). И что удивительно, детки тогда не были напуганы или озадачены ни кровожадными смертями, ни неожиданными беременностям, вроде как невинных дев. Сегодня подобные твисты точно не прошли бы проверку цензурой и взыскательными родителями. 

Рапунцель  

В целом известный нам сюжет тот же, что предлагался в сказках от братьев Гримм: ведьма заперла девочку с длинными волосами (полагаем, она применяла эти средства для ухода за ними) в высокой башне и использовала ее шевелюру вместо лестницы. Однажды этим «подъемником» воспользовался принц, с которым у Рапунцель случился головокружительный роман. Почему роман? Да потому что девица в процессе истории забеременела. Да, вот такие времена, когда как бы нельзя было завести потомство без свадьбы. 

К счастью, мудрость народа находит выход даже для этой порочной парочки (не без серьезных трудностей для героев, разумеется). Узнав о связи принца и своей пленницы, ведьма ослепляет парнишку, а непослушную Рапунцель оставляет без локонов и без жилища. В конце концов любовники находят друг друга. Девушка случайно натыкается на своего жениха в лесу и, поплакав над ним, возвращает ему зрение (ага, а говорят, в женских рыданиях нет проку). Воссоединившиеся Рапунцель, принц и их близнецы отправляются счастливо жить в королевство. В книжках для малышей брак с принцем всегда большая удача, но в жизни все часто складывается иначе. Читай в галерее про реальных принцесс со сложностями в отношениях: 

Белоснежка 

В этой сказке делался упор на числа: семь и три постоянно встречались по ходу сюжета. Например, три раза злая мачеха-колдунья (та самая, мечтавшая о вечной молодости и ежедневно интересующаяся хит-парадом самых красивых у зеркала), переодетая в невинную старушку, приходила к Белоснежке на ее съемную квартиру, которую она делила с семерыми рабочими, в дом, чтобы впарить очередную «услугу»: помимо рокового яблока, она предлагала отравленный гребень и корсет, которым чуть не затянула девчулю до смерти.

Возможно, таким образом делался акцент на особой наивности Белоснежки — мол, она и за три раза не догадалась, что незнакомцам не стоит открывать дверь. Кстати, нравоучительный пример и для современных детей. Другой важный момент из оригинала — в смерти той самой колдуньи. Когда принц и гномы раскусили ее замысел, то они заставили ее надеть раскаленные башмаки, которые затанцевали ее до смерти. Опять намек на погибель от предмета гардероба — видимо, с подгоном одежды и обуви по размеру в те времена действительно были неувязочки. В версии Диснея с мачехой поступили более гуманно: в нее попала молния, и она свалилась в пропасть. 

Во время загрузки произошла ошибка.

Золушка 

При дальнейших изложениях из книжки братьев Гримм выкинули несколько (условно) незначительных деталей. Например, девушка не один раз на балу встретила принца и затем влюбилась, а успела увидеться с ним целых три раза, чтобы узнать о своих глубоких чувствах. Впрочем, и Диснея, и прочих рассказчиков можно понять: парень трижды увидел красотку, а найти ее смог только по туфельке. Неужели он ни адрес, ни хотя бы телефон у нее не спросил? 

Но, разумеется, все жестокости остаются на финал. Как мы знаем, дочери мачехи тоже хотели стать возлюбленными принца, поэтому во что бы то ни стало пытались влезть в ту самую туфельку. По сказке из нашего детства у них просто ничего не вышло, а в оригинале добрая мамаша обрезала им пятки и пальцы, чтобы они смогли влезть в заветную обувь. Причем барышни даже как-то умудрились в таких башмаках пройтись за руку с принцем по дороге к его замку (тут уж должно стать стыдно всем, кто жалуется на то, что мозоли не дают им ходить!).

В сказках героини безупречны, злодеи наказаны самым ужасным способом. Это помогает детям понять, что между добром и злом не бывает какого-то промежуточного состояния. По стандартам Викторианской эпохи такой подход к делу был очень правильным.

На их беду волшебные голуби, сидевшие на деревьях, заметили обман и посоветовали принцу приглядеться к другой девушке и другим ножкам (более здоровым и менее кровоточащим). Кстати, на этом несчастья сводных сестриц не закончились — пока Золушка выходила замуж, птички выклевали девицам глаза (видимо, чтобы они меньше смотрели на свои несчастные ступни). 

Спящая красавица 

Самая первая история о спящей героине относится к XVII веку, ее рассказывали детям и в последующие века. Итальянская сказка «Солнце, Луна и Талия» начинается тоже с острого веретена (под ногтем красавицы застрял кусочек пряжи, вызвавший кому) и девушке, которую уложили спать в башне. Только первая встреча с возлюбленным описана менее романтично, чем в нынешних трактовках. Сказка намекает на то, что принц случайно наткнулся на башню и долго любовался ее красотой. 

То, как именно он любовался прелестницей, можно понять по дальнейшим событиям — через 9 месяцев у нее родились близнецы. Один из них высосал пряжу из пальца матери, чем оживил ее. На редкость самостоятельный малый! Что касается короля, то он был рад увидеть свою новую знакомую в здравии и даже детям общим не противился. Была против его законная жена. Да, ловелас был к тому же связан законными узами брака, так что его супругу можно отчасти понять: разгневавшись на своего благоверного, она приказала слугам избавиться от бастардов и сварить их. Но повара сделать закуску из малюток отказались, а король, прознав о проделках своей женушки, приказал ее сжечь. Так что жареным в этой истории все равно запахло. 

Самые интересные книжные новинки:

  • Что такое кето-диета;
  • Откровенная автобиография Деми Мур;
  • Что скрывается за идеальным фасадом первых леди.

В чем психология всем известной сказки о Спящей красавице? Что за сон такой волшебный (или не очень), который отделяет ее от жизни? С «Правдой.Ру» разбирает психолог Светлана Шарко.

Почему вредно спать "в хрустальном гробу". Психология Спящей красавицы

Маргарита Кичерова: В чем суть столетнего сна Спящей красавицы?

— Показано, как может все покрыться паутиной, если человеку не были открыты все стороны и возможности жизни. Сон — это жизнь, в которой нет тех красок.

— Героиня родилась в полноценной семье, где были и мама, и папа, но в день ее рождения ее прокляла старая колдунья. Есть ли противостояние в том, что та старая и уродливая, а принцесса молодая и красивая?

— Я смотрю на это немножко по-другому. Да, в жизни есть зависть тех, кто становится злой колдуньей, а отнюдь не доброй феей. Но здесь о том, что родители нашей принцессы проигнорировали наличие темной стороны жизни, разделили мир на плохое и хорошее и пожелали, чтобы мир их дочери был идеален. Застыть, ведь все идеальное — это мертвое.

— А откуда взялась злая колдунья? В сказке говорилось о том, что она сидела в своем замке так долго, что все забыли, что она жива. Может, это связано с какими-то родовыми проклятиями?

— Это может присутствовать, но не как родовые проклятия, а как семейные истории, способные повлиять тем, что они тайна. Утаивается чья-то судьба, которую считают постыдной, неправильной. Но родовая система имеет определенные законы. Все, кто зачат в ней, имеют равное право на принадлежность. И тогда тот, кто родился, может последовать за судьбой забытого родственника.

— И рождается запрет? «Хорошие девочки так себя не ведут»?

— «Если будешь вести себя как хорошая девочка, мир будет тебя одарять». А этого не случается, и хорошие девочки бьются об жизнь. Они смотрят на жизнь как сквозь этот самый хрустальный гроб, паутину запретов и искажений, которые у них есть. Но жизнь-то идет, а девушка не является творцом судьбы.

— А откуда все-таки злая колдунья?

— Еще одна часть жизни — то, что называется «плохое». Которое бывает не таким уж плохим реально. Например, в некоторых семьях женственность и сексуальность девочек объявлены плохими. И если тебе не показали все многообразие жизни, то оно все равно придет в твою жизнь и преподнесет урок.

— А выгоды сна красавицы есть у колдуньи?

— Думаю, что нет. Это просто большой урок, некая наука для наивных дев, что надо уметь и с веретеном обходиться.

— Что такое веретено в этой сказке?

— Первое, что приходит в голову — фаллический символ. Но я думаю, что на это можно смотреть шире — укол жизни, правда жизни.

— А почему колдунья решила, что принцесса непременно должна о него уколоться?

— Женщина почувствовала себя отвергнутой, ей не хватило золотого блюда.

— Возможно, колдунья решила, что принцесса так нарвется на жизнь, что это ее убьет, заморозит или заставит остановиться.

— Однозначно. Если родители «придумывают жизнь» своему ребенку, ограничивая его запретом, может прийти что-то, что будет веретеном. Оно может так травмировать человека, что он прячется в свою заморозку и не выходит из тайного мира.

Чем так плох чудесный сон

— А в чем проблема сна для самой принцессы? Может, ей выгодно не сталкиваться с жизнью. И в то же время она же понимает, что не живет?

— Это может быть выгодно ее стратегиям выживания. Когда-то замереть и не чувствовать ей помогло. Но когда девушка вырастает, стратегия становится недееспособной. Мир циркулирует, живет, и у тех, кто не живет, очень много разочарования. Изначально быть Спящей красавицей беспомощному ребенку безопасно — он не может иначе себя защитить.

Человек ждет, что придет кто-то, кто его поцелует — это наша любимая тема принца. А если реальная принцесса не старела, то в жизни можно остаться травмированной и измученной.

— То есть старение — это плата реальных «спящих красавиц»?

— Да, да… В жизни мы могли не видеть, что мама может заботиться о здоровье, достоинстве. В реальности мы ведь не спим. «Я хочу отношений, но боюсь, что будет больно».

— Что меня уколет веретено.

— И тогда я помру, не справлюсь.

— То есть Спящая красавица боится боли при столкновении с жизнью?

— Она не знает, как с этим обходиться, как обойтись со своими чувствами, как защитить себя. Она мало что знает про доверие, у нее нет опыта, который она не получила.

— Но как-то появляется добрая фея, которая молода и красива. Не является ли она реальной жизнью, то есть принцесса проснется после своего долгого сна и увидит, что жизнь прекрасна и ее не стоит бояться?

— Вне сомнения, жизнь прекрасна, но не похожа на молодую цветущую женщину. Показаны две части, которым важно быть принятыми. Мы можем видеть плодородную, изобильную, прекрасную молодую фею, которая тоже часть жизни. Но есть в этой жизни и та старуха, которая присутствует, ее тоже надо видеть, иначе мы не воспринимаем мир полностью.

— То есть это сказка о реальности?

— Конечно.

  • Сказки про соловья для детей
  • Сказки про то что нельзя драться
  • Сказки про трактора и машинки читать
  • Сказки про труд для детей дошкольного возраста
  • Сказки про тигра на ночь для детей