В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:
— Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.
Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.
Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.
Говорит один брат другому:
— Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.
И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.
Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.
— Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!
Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:
— Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:
— Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.
— Хорошо, родимая!
Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!
Говорит один брат другому:
— Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!
Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.
— Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.
— Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.
— Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.
Хозяин усмехнулся:
— Смотри, коли головы не жаль!
Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…
Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.
— Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.
Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.
Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.
Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:
— Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:
— Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
— Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?
— В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.
— Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.
— Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
— Ну, пойдемте!
Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:
— Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!
Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.
Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:
— Что, детушки, купили себе по лошадке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!
— Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!
Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
На другой день просятся сыновья у матери:
— Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.
— Ступайте, родимые!
Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.
— Сделай, — говорят, — нам по сабельке.
— Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!
— Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.
— Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!
Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.
Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.
— Здравствуйте, младые юноши!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда ходили?
— В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.
— Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?
— Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!
Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!
Приходят домой, мать спрашивает:
— Что, детушки, купили себе по сабельке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Смотрите, как бы кто не унес!
— Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.
Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:
— Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
— Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.
— Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!
Сели добрые молодцы на коней и поехали.
Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».
Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!
Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:
— Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!
Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.
Разъехались добрые молодцы в разные стороны.
Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.
Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.
Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.
В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».
А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.
Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.
В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.
Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:
— Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?
— Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.
Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.
Увидала она витязя и говорит ему:
— Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!
— Не бойся, красная девица, авось подавится.
Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Красная девица послушалась, стала на море смотреть.
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:
— Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!
— Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.
В то время призвал царь водовоза.
— Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.
Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.
— Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.
— Я нож точу, тебя резать хочу!
Царевна заплакала:
— Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.
— Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!
Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.
Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:
— Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?
Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:
— Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.
Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:
— Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.
— Не бойся, красная девица!
Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.
Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.
Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:
— Зачем ты нож точишь?
— А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.
Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.
Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.
Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:
— Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.
Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.
На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Царевна начала на море глядеть…
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.
Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:
— Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!
— Врешь, проклятый змей, подавишься.
Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
— Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.
Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.
Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.
— Что ты делаешь? — спрашивает царевна.
— Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.
Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.
А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.
Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.
Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:
— Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!
Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.
Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.
Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.
Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.
Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.
Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:
— Хлеб-соль, Иван-царевич!
— Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.
— Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.
— Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.
Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.
Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:
— Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!
Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.
Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.
Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.
Вдруг является к нему красная девица:
— Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!
— Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.
— Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.
Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.
Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:
— Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.
Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.
Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:
— Ах, как же долго я спал!
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Век бы тебе спать, если б не я!
Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.
Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
Жили-были царь с царицею. Детей у них не было. И были… они такие бедные, что даже есть нечего было. Вот пошёл раз царь на заработки; захотелось ему по дороге пить, вдруг видит – криница. Только он наклонился воды напиться, как вдруг его что-то за бороду и ухватило. Стал он проситься:
– Пусти меня, кто ты?
А оно и говорит:
– Нет, не пущу! Пообещай отдать мне то, что у тебя дома после жены всего милее.
Он подумал: «Что же у меня милее жены? Нету ничего» – и пообещал. А оно и говорит из криницы:
– Я к тебе спустя три года за ним приду.
Царь домой воротился, а жена встречает его с сыном Иваном. Он так ему обрадовался, но тут вспомнил, что сын уже не его, и горько-горько заплакал.
Прошло три года, и явился тот бородатый за царевичем. Но царь выпросил оставить сына дома еще на три года. Прошло три года, и явилось оно опять и говорит:
– Чего ждете? Присылайте его мне немедля!
На другой день напекла царица сыну на дорогу паляниц, рассказала, куда идти, да его еще за село немного проводила. Вот идет он, вдруг видит – стоит хатка. А уже смеркалось, и зашел он туда на ночлег, а там живет Пятничка. Увидела его и говорит:
– Здравствуй, Иван-царевич! По своей воле или по неволе пожаловал?
– Нет, Пятничка! Больше, чем по неволе! – и рассказал ей, куда и зачем идет. Вот она ему и говорит:
– Умен, что ко мне зашел: я тебя научу, куда идти; есть там двое ворот, так ты не иди в те ворота, что на засов заперты, а в те, что с замком, и торчит на них голова человечья. Но ты не бойся! Только постучись, ворота вмиг сами откроются; потом ступай все по дорожке, подойдешь к озеру и увидишь: купаются в нем двенадцать сестер, и все обернутся уточками. А платья их будут на берегу лежать – всех одиннадцати вместе, а одной отдельно; так ты то и возьми и с ним спрячься. Вот оденутся все сестры и пойдут, а та станет свое платье искать, а потом скажет: «Отзовись, кто мое платье взял – я буду тому матерью». А ты молчи. Она опять скажет: «Кто мое платье взял – буду тому сестрою». Ты все молчи. Тогда она скажет: «Кто взял мое платье – буду тому женою». Вот ты тогда и отзовись, и отдай ей платье.
Он так и сделал. Только отдал ей платье, а царевна и говорит:
– Ступай-же, Иван-царевич! Как придешь ты к моему отцу, он скажет тебе, чтобы ты выбирал себе из нас жену, и поставит всех нас в ряд; ты увидишь, что все сестры будут очень красивые, а на меня нашлют всяких прыщей. А ты все же на меня укажи, что эту, мол, возьму! Будут над тобой все смеяться, а ты ничего не слушай. На другой день царь поставит опять всех нас в ряд, и будут все сестры в золоте, а я в черном. Но ты опять меня выбери. Царь и на третий день нас покажет, но будем мы уже все одинаковые, только ты смотри: я выставлю ногу вперед, и ты опять на меня укажи. А больше уж тебя спрашивать не будут, и стану я твоею женой.
Как сказала она, так все и сделалось.
На другой день кликнул царь к себе Ивана-царевича:
– Смотри, чтоб ты мне до зари такой сад насадил, какого ни у кого нету, да чтоб уродились там такие яблоки, золотое яблоко и яблочко серебряное!
Вот пришел он к жене и плачет. А она спрашивает:
– Чего ты, Иван-царевич, плачешь?
– Как же мне не плакать, если твой отец задал мне такую работу, что мне и в век не сделать!
– Молчи, богу молись да спать ложись; к утру будет все готово.
Он лег, а она вышла на двор, махнула платочком – посбежались люди и спрашивают:
– Что тебе, царевна, надобно?
Она приказала, чтоб ни свет ни заря было все то, что отец велел. Вот царь утром встал, смотрит – все уже сделано. Дождавшись вечера, кликнул опять зятя и говорит:
– Смотри ж, чтоб завтра к утру построил мне такой мост, чтоб золотая жердинка да серебряная жердинка.
Вот пришел он опять к жене, стал плакать и рассказал, что ему царь велел сделать. А она опять говорит:
– Ничего, богу молись да спать ложись!
И только он лег спать, вышла она и как крикнет – посбежались люди и до света все сделали. Царь опять поутру встал, увидал, что все сделано, призвал вечером зятя и говорит:
– Смотри, сделай мне до утра целый дворец да такой красивый, чтоб лучшего ни у кого не было.
Пришел он опять домой, заплакал и стал рассказывать, что ему царь велел. Она уложила его спать, а сама вышла, крикнула– сбежались люди, она им приказала, чтоб до света все было готово, и люди все это и сделали. Тогда царь увидал, что зять у него такой: что ему что ни прикажешь, все сделает! Больше ничего не заставлял его делать и стал его пускать гулять по саду.
Вот пошел он раз в сад и взошел на курган; вдруг видит, а у отца его по двору бегают детки. Он догадался, что то его братишки, заплакал да и пошел к жене. А она его спрашивает:
– О чем ты плачешь?
– Как же мне не плакать? У моего отца так весело, все мои братишки там по двору ходят. Я видел это с того курганчика, что в саду.
Вот она ему и говорит:
– Не плачь. Мы к отцу твоему убежим.
И трижды плюнула в доме, чтоб за нее слюна говорить стала. И пошли они.
На другой день ждал отец, ждал их снедать, а они не идут, пошел тогда сам звать, стал под дверьми и кличет, а слюна отвечает: «Погодите, сейчас приду!» Он подождал и опять кличет, а слюна опять отвечает, что приду, мол. Он рассердился тогда и велел ломать двери. Глядь – никого нету, и уж тогда так разгневался, что тотчас велел вдогонку верховых разослать, во все стороны. А царевич с женой уже далече!.. Вот приложила она ухо к земле, слушает, а погоня-то уже близко. Вот и говорит ему:
– Обернись ты дьяком, а я церковкой стану. И как будет тебя кто спрашивать, не видал ли, мол, где человека с женщиной, ты ничего не говори, а все читай.
Вот подъезжает гонец, вошел в церковку, увидал дьяка, спрашивает:
– Не видал ли ты где человека с женщиной?
А дьяк все читает.
Плюнул гонец да и назад поехал.
Вот пошли они опять. Отойдя далеко, опять царевна легла послушать: не едут ли за ними? И слышит – погоня уже близко! Говорит тогда Ивану-царевичу:
– Обернись ты пастухом, а я свиньей стану. И как будет тебя кто спрашивать: не видал ли где людей каких? Ты говори одно: «Я свинью пасу!» А больше ничего не сказывай.
Так и сделали. Приехал гонец. Расспрашивал и, ничего не дознавшись, плюнул да и назад поехал. Тогда они опять пошли, а отойдя стали слушать, не едут ли за ними? Вдруг слышат – сам царь едет. Она и говорит:
– А теперь будь ты окунем, а я речкой стану!
Так и сделали. Приехал отец, увидел, что ничего уже не поделаешь, разгневался и сказал:
– Так будь же ты три года речкою! – и домой воротился.
Вот начала речка говорить своему мужу:
– Ступай ты домой, там ты встретишь много своих братьев и сестер, но как бы они тебя не просили их поцеловать – ты их не целуй; а не то ты сразу меня забудешь.
Так он и сделал. Пришел домой и поцеловался только с отцом и матерью, а больше ни с кем, как его ни просили. Уже и третий год проходит, и вот однажды забыл он запереть на ночь хату, где ночевал. И вбежала к нему одна из сестер, увидела, что он спит, подошла тихонечко да и поцеловала его. Проснулся он и позабыл свою жену; а через месяц его сосватали и стали к свадьбе готовить. Вот в субботу, как стали уже свадебные «шишки» из теста лепить, пошла одна девка за водою к колодцу и только в него наклонилась, чтобы вытащить, глядь, – а там такая красавица-панна. Она вбежала в хату, всем рассказала, те пошли туда, да только уже ничего не было, а как вернулись в хату, то та самая уже в хате была.
– Я, – говорит, – пришла вам помочь «шишки» готовить.
Слепила двух голубков да и посадила их на окошко: и стали те голубки меж собой беседовать, а все так и удивились. Вот и молвит один голубь другому:
– А неужто ты забыл, как была я церковкой, а ты дьячком?
– Забыл, забыл!
– А ты разве забыл, как была я свиньей, а ты пастухом?
– Забыл, забыл!
– А неужто забыл, как была я речкою, а ты окунем, и как заклял меня отец, чтоб была я три года речкою, и я тебя просила.
чтоб ни с кем, ни с братьями, ни с сестрами не целовался, а не то меня забудешь?
И вспомнил тут Иван-царевич все, узнал свою жену, бросился к ней, стал ее целовать и просить отца, чтоб их по-своему обвенчали. Утекло с той поры много воды, а они все живут да хлеб жуют.
Автор На чтение 10 мин. Опубликовано
HD Рейтинг: Год, страна: 2016 Жанр: / Мультфильм / Семейный / В ролях: Никита Ефремов Иван Охлобыстин Михаил Боярский Новая история о Иване Царевиче и Сером Волке выйдет на экранах кинотеатров страны 1 января 2016 года. Мультик покажет нам продолжение жизни Ивана Царевича и его жены Василисы. Царь в свое 150 день рождение решил, что с него хватит всех этих политических дел, что он от всего устал и это ему больше не нравится и ушел куда глаза глядят. А охранять царство он оставил Ивана и его приятеля серого волка. Тем временем жена Ивана, заявила ему, что хочет в свадебное путешествие, которого у них не было. Пререкаться Иван долго не стал, погрузился со своими приятелями и женой на ковер-самолет и отправились путешествовать по свету, а хозяйствовать в царстве оставили обычное пугало. По возвращению их ждал сюрприз, ведь пугало каким-то образом ожило и начало само править царством.
Актеры из фильма
Никита Ефремов Иван Охлобыстин Михаил Боярский Артур Смольянинов Татьяна Бунина Михаил Хрусталев Спешим сообщить, что все представленные фильмы на сайте, включая и Иван Царевич и Серый Волк 3 (2016), Вы сможете посмотреть совершенно бесплатно, а также скачать через торрент без регистрации в хорошем HD-720 качестве полную версию с любого мобильного устройства, будь то Iphone, Ipad, Android или планшеты с установленными ОС IOS/Android! Наш сайт является аналогом таких сайтов, как kinogo, baskino, kinokrad и прочих, поэтому Вы можете смотреть любимые фильмы с любых устройств!
-
- Автор — admin
- Комментарии — 0
HD
Мафия. Игра на выживание (2016)
HD, FullMovie
Каникулы (2015)
О мультфильме
Зима в этом году в тридевятом царстве случилась особенно долгая и холодная. Прямо, как в прошлом году. И как в позапрошлом. Но, вот, пришла весна. Точнее — почти пришла. С вьюгой, морозами и снегом. Как обычно. И совсем было загрустили наши герои — Иван, Василиса, Серый Волк и Царь-батюшка, если бы вместе с почти-весной, не пришла новость — в Трисемнадцатом царстве пройдет ежегодный всесказочный конкурс песни. В прошлом году там победил хомяк Жорж, а чей голос окажется круче на этот раз? Царь решил, что Тридевятое царство будет представлять Кот-ученый. Не один все же мультфильм прошли вместе, да и все равно он про книги забыл, орет, точнее поет целыми днями на крышах, как и положено коту в марте. И, конечно, вся компания во главе с Иваном и Волком отправляется поддержать пушистого певца. Ведь свои нужны рядом. А то шоу-бизнес — настоящий серпентарий, и кто знает, какие темные силы стоят за коварными соперниками и их стремлением стать звездой.
Кто озвучил м/ф Иван Царевич и Серый Волк 4 на русском
Иван Царевич — Никита Ефремов Голос главного героя принадлежит именитому в наши дни актёру театра, кино и озвучивания. Серый волк — Александр Боярский Серый Волк, про которого говорится в названии мультфильма, говорит голосом харизматичного Александра Боярского. Царь — Иван Охлобыстин Не узнать заряжающий голос Ивана Охлобыстина — это постараться надо! Кот учёный — Михаил Боярский Известный певец в этом мультфильме дублировал Кота учёного. Аделаида — Равшана Куркова Если не узнали голос Аделаиды, то внешность актрисы, что её озвучила, узнать просто обязаны! Павлин Паоло — Сергей Волчков Голос Паоло — Сергей Волчков — российский певец белорусского происхождения. Тётя Дуня — Мария Цветкова-Овсянникова Эту актрису в роли тёти Дуни сложно узнать, но кому интересно, именно она дублировала Гамору в киновселенной Marvel. Али — Олег Куликович Один из самых популярных питерских актёров, озвучивший помимо Али роль Майка в «Университете монстров». Суслик — Сергей Дьячков Яркий актёр театра, кино и телевидения Сергей Дьячков — мастер своего дела, а что подтверждает это — озвученная им роль суслика. Цапля — Екатерина Гороховская Знали ли вы, что Екатерина Гороховская также озвучивала и Лунтика? Вот это поворот!
Герои[]
- Волк — слуга царя-батюшки. Добрый, немного хитрый. Готов помочь в трудную минуту. Верит, что является заколдованным человеком; по ходу сюжета узнаёт, что на самом деле он суслик, и предпочитает остаться волком.
- Иван — простой деревенский парень. Мечтает стать пожарным. Из-за своей мечты был выгнан из тридесятого царства в тридевятое царство, где очень удивлялся многим предметам, устроенным совсем иначе, нежели на его родине. Любит присваивать всему степени.
- Василиса — единственная дочь царя-батюшки. Очень красива и умна. Окончила Оксфорд и Сорбонну. Хочет выйти замуж только по любви. Увлекается романтическими историями. Носит прическу, как у принцессы Леи Органы-Соло из «Звёздных войн».
- Царь-батюшка — правитель тридевятого царства. Властный, но мелочный. Безумно любит свою дочь. Имеет секретный ключ.
- Баба Яга — легко поддаётся лести и ест тех, кто ей не нравится. Одна из трёх злодеев.
- Змей Горыныч — злой персонаж, но учится у Ивана делать добрые дела. Помогает героям одолеть Тень.
- Царь-император — правитель тридесятого царства. Любит принимать парады. Выгнал Ивана из своего царства, однако в финале присутствует среди гостей на свадьбе.
- Тень — главный антагонист мультфильма. Тень, которая в результате некоего побочного эффекта ожила. Использовал Министра, чтобы украсть у царя шапку-невидимку. Обретя с её помощью плоть, превратился в монстра и стал поглощать местных жителей, превращая их в тени. Любимая фраза — «Бу!». Неоднократно обзывал министра идиотом за недопонимание.
- Министр — официально «первый министр» (и по-видимому, единственный, так как других «госчиновников», не считая Волка, не показано, однако во сне Царя есть отсылка к казначею); отрицательный персонаж. Слуга своей Тени. Пытался жениться на Василисе, а также по приказу той же Тени заполучить для себя царство, а для Тени — секретный ключ. В финале разоблачён и арестован.
- Сова — герой второго плана. Участвует в создании сюжетной линии второго плана, особенно «там, не знаю где».
- Кот-учёный — живёт на дубе. Очень умный. Помогает Ивану, снабжая советами и волшебным зеркалом.
- Русалка — герой второго плана. Постоянно падает с ветвей дуба, комментируя это фразой «Ну я же соскальзываю!». Полная. Имеет веснушки.
- Щенок — герой второго плана. Постоянно ворует у Волка мясо.
- Кощей Бессмертный — злой герой. Обожает рассказывать истории, этим способом он насмерть заговаривал своих гостей.
- Белка — герой второго плана, отбивалась от совы. Волк спас её от атаки совы сзади и она помогла им.
- Шаблон:Мультфильм
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
Читайте также: Анализ стихотворения “Море” Жуковский 9 класс.
«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении
«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:
Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.
Главная мысль:
Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.
Читайте также сочинение «Иван-царевич на Сером Волке» по картине В. М. Васнецова.
Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»
Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:
В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.
Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.
С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.
На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.
Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.
Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.
В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.
Вывод:
Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.
Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.
Каждый образованный человек в своей жизни читал хотя бы несколько классических литературных произведений. Всем знакомы фамилии великих русских писателей, подаривших людям свои стихи, рассказы, сказки, повести и пьесы: Пушки, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов и т.д. Однако не стоит забывать, что одним из самых лучших рассказчиков является сам русский народ. Многие сказки передавались из поколения в поколение с незапамятных времен, а некоторым из них удалось сохраниться до наших дней. Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткий пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Он осветит все ее основные события в сокращении. Вы не только узнаете сюжет сказки, чтобы написать свой отзыв для читательского дневника, но и получите комментарий самого Многомудрого Литрекона.
Краткое содержание (442 слова): «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», – с этих строк начинается сказка. У царя из сада начали пропадать золотые яблоки, и никто не мог найти виновника. Первый сын стал сторожить яблоки, но вскоре заснул и никого не увидел. Второй пошел по его стопам, а вот третий, Иван-царевич, выполнил свою работу и нашел воровку: ею оказалась Жар-птица. Перо он у нее выдрал, а вот схватить не смог. Принес добычу Берендею, рассказал, как все было. Обрадовался отец, да вот только перо ему больно понравилось, и все никак не мог старик перестать думать о прекрасной Жар-птице. Ну и, как это часто в сказках бывает, решил он отправить за ней своих сыновей.
Сели молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал-ехал Иван-царевич, пока силы его не покинули. Остановился он в лесу, привязал коня и лег спать. А как проснулся, то нигде найти своего верного скакуна не смог, лишь груда костей осталась. Загрустил царевич, да вот только выбора нет: хоть пешком и сложно, а идти надо. Долго шел, устал «до смерточки». Вдруг выбежал ему навстречу волк, да и рассказал, что коня он съел. Серому стало жаль Ивана-царевича, и он решил ему помочь, служить «верой-правдой».
Сначала волк отвез Ивана-царевича к Жар-птице и рассказал, как ее украсть, единственное условие – не трогать клетку. Царевич согласился, но сдержаться не смог, и прикоснулся к золотой клетке. Все загремело, и его поймала стража царя Афрона. Тот согласился отпустить юнца вместе с птицей, но взамен молодец должен доставить царю коня златогривого.
Повторилась история и с конем златогривым: забрал его Иван, а вместе с ним и уздечку золотую хотел стащить. На этот раз попался он царю Кусману, а тот согласился все украденное не забирать, если только ему привезут Елену Прекрасную: дочь царя Далмата.
Пошли третий трофей добывать, да вот только понял волк, что Иван, по классике русского народного жанра, — дурак, а значит делать лучше все самому. Украл царевну, и пошли они домой. Только вот стало Ивану грустно: не хотел он расставаться с сокровищами. Волк ему вновь подсобил, потому как существо он волшебное. Сначала в Елену Прекрасную превратился и обманул царя Кусмана, потом конем златогривым обернулся и Афрона обхитрил. Поехали они дальше, но стоило волку оставить Ивана-царевича, как того настигло несчастье: завистливые братья нашли его спящим в лесу, отобрали все трофеи и зарезали.
Повезло молодцу, что волк вновь пришел на помощь. Смочил раны мертвой водой, напоил царевича живой, и тот встал, как ни в чем не бывало. Догнали они братьев, Елену с Жар-птицей забрали, а их самих волк растерзал. После они с царевичем разошлись: уже насовсем. Иван поехал домой, отцу привез птицу, себе – невесту. Так и закончилась эта история.
Отзыв (316 слов): Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне очень смешной, однако верной морали в ней почти нет. О чем она заставляет задуматься?Возьмем, например, главного героя Ивана-царевича: от него одни неприятности. Его единственное положительное качество – упорство. Простые указания волка он выполнить не может, трех царей обворовывает, силой тоже не выделяется. А что в итоге? Красавица-жена, златогривый конь и царство в придачу: старших братьев-то не осталось. Мое мнение заключается в том, что счастливый конец сказки совершенно не справедлив.
Интересен и исторический контекст. Сейчас такое уже почти не встречается, а вот в сказке заявлено совершенно четко: Жар-птица, златогривый конь и Елена Прекрасная – одного поля ягоды. Девушку за человека принимают только, как ни странно, братья-царевичи. И то лишь потому, что не хотят проблем. Ни волк, ни Иван-царевич ей и слова не говорят, да и у нее самой ничего не спрашивают. Как говорится: «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица».
Мое отношение к героям подпортила тема семейных уз, которая тут тоже представлена не с самой лучшей стороны. Братья готовы пойти на убийство младшего царевича из-за трофеев и славы. Сам Иван не останавливает волка, не проявляет великодушие, простив горе-родственников. Ну а отец Берендей – вообще отдельная тема. Над смертью двух родных сыновей он грустит не больше, чем над отсутствием Жар-птицы. Просто сказочная семейка.
Мое впечатление от сказочного героя тоже разочаровывающее. С волком все как-то грустно вышло. Из его действий становится понятно лишь одно: инициатива наказуема, а совесть излишня. Сколько ему пришлось с Иваном мучиться? Врагу не пожелаешь! Туда привези, сюда привези, тут перепрыгни, а теперь в царевну превратись – да проще было коня съесть вместе с владельцем.
Однако в «Иване-царевиче и сером волке» все-таки есть действительно неплохая мораль. Она связана с братьями-царевичами. Единственные персонажи, которые действительно получают по заслугам. Чему учит сказка?Нельзя лениться, вести себя жестоко, подло, мелочно – и надеяться выйти сухим из воды. Такого даже в сказках не бывает.
Автор: Александра Литвина