Сказки про эмоции для детей дошкольного возраста

Главная общество андрей грабовский 10 декабря 2021 15:36 0 фото: паламарчук павел / униан зимов казки дон кейси книголав цена:
  • Главная
  • Общество

Андрей ГРАБОВСКИЙ

10 декабря 2021 15:36
0

Удивляйся, развивайся и отправляйся в сказку: 8 книг для малышей на День Святого Николая

Фото: Паламарчук Павел / УНИАН

«Зимові казки»

«Зимові казки». Фото: knigolove.ua

Дон Кейси

#книголав

Цена: 320 грн.

Также в Украине продается и оригинальное издание на английском Winter Tales – 832 грн. И на русском «Зимние сказки со всего света» — 530 грн.

Для детей от 5-6 лет.

Сказки — это всегда сказки, всегда это магия, чудеса и много завуалированной мудрости, которую детки впитывают подсознательно. В этом сборнике – 18 историй со всего мира: от Северной Америки до Сибири, Шотландии, Франции, Норвегии. С какими-то ребята уже могут быть знакомы – «12 месяцев» или «Снежная королева». А какие-то будут читать впервые: «Король Белый Медведь», «Подарок кролика» или «Ольшанка-красногрудка».

Бонусом – красивые иллюстрации.

«Експедиція за дивовижними тваринами»

«Експедиція за дивовижними тваринами». Фото: chasmaistriv.com.ua

Елена Шкаврон, Наталия Шейн

«Час майстрів», 2021

Цена: 410 грн.

Чрезвычайно яркая, красивая, с богатыми и детальными иллюстрациями книга – это не энциклопедия, это действительно экспедиция по изучению незнакомых животных. К слову, даже не все родители о них слышали. Что вы знаете, к примеру, о мимическом индонезийском осьминоге? Или о тахаке? А кто такая морфо пелеида? Или полосатый тенрек?

Здесь представлено 30 животных – как они живут, как они взаимодействуют с окружающим миром. Авторы предлагают ребенку прожить один день с неведомой зверюшкой, понять ее характер, почувствовать ее внутреннее состояние. Как утверждают создатели книги, если понять характер животного, то можно понять себя и руководить собственной жизнью.

А еще в книге предлагают пройти экологический квест – «По страницам «Черной книги» —  о тех животных, которые исчезают. Таким образом дети поймут, как на окружающую среду влияет деятельность человека и как можно помочь вымирающим видам.

Ну и отдельным бонусом – юный читатель сможет получить начальные знания из географии (здесь описаны 45 выдающихся мест нашей планеты), ориентироваться по картам (в книге их приведено 9 + наклейки).

«І місяць мені розповів»

«І місяць мені розповів». Фото: vydavnytstvo.com

Сэм Гвилим, Юлия Гвилим

«Видавництво», 2021

Цена: 180 грн, по предзаказу 140 грн, в продаже обещают с 18 декабря

Для детей 3-5 лет.

Как трудно уложить ребенка спать, знает большинство родителей. Столкнулись с этой проблемой и австралийцы Сэм и Юлия Гвилим, у которых подрастает сын. Каждый раз, когда его пытаются уложить в постель вечером, он начинает прыгать в кровати. И чтобы убаюкать непоседу, родители рассказывают о том, что все его знакомые в этот момент спят.

А на помощь родителям из других стран придет Месяц. Именно он будет рассказывать малышам о том, как живут их сверстники по всему миру и как они ложатся спать.

Помимо того, что книжка наконец-то поможет папе и маме уложить их чадо, еще расскажет малышу о равенстве всех людей. Практически с рождения ребенок видит разницу во внешности, включая цвет кожи, а с 4 лет уже может понимать, какой он нации и что нации бывают разными. Поэтому такой возраст — отличное время в доступной форме рассказывать детям о толерантности, об уважении к людям, о ценности каждой жизни, научить дружить на примере маленьких героев книги.  И тогда, возможно, мир будущего будет неравнодушным и заботливым и по отношению к нам. Текста в книге очень мало, зато очень необычное оформление, благодаря которому и родители могут сочинять истории, и сами дети.

К слову об оформлении. Иллюстрации рисовала Юлия Гвилим и одержала за них победу на международном конкурсе молодых иллюстраторов.

«Різдвяна свинка»

«Різдвяна свинка». Фото: ababahalamaha.com.ua

Джоан Роулинг

«А-ба-ба-га-ла-ма-га», 2021

Цена: 300 грн, выход намечен на 10 декабря

Есть вариант на русском, «Рождественский поросенок», издательство «Азбука». В Украине продается за 290-320 грн).

Для старших дошкольников и младших школьников. И вообще – для всей семьи.

Современные молодые родители выросли на книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере. И вот теперь писательница позаботилась и о их детях, создав милую и трогательную историю о семилетнем Джеке и его любимой игрушке.

Когда-то давно родители подарили Джеку плюшевого поросенка, и мальчик очень к нему привязался, делясь с ним мыслями и переживаниями. Но родители развелись, а новая дочка папы взяла и… выбросила свинюшку. Девочка тоже страдала от разлуки своих родителей и не могла справиться с эмоциями.

Видя страдания Джека, ему подарили новую Рождественскую Свинку. И о чудо – в канун праздника она оживает и предлагает мальчику вместе отправиться в волшебную Страну Потерянных, где живут потерянные вещи.  С помощью Коробки для завтраков, Компаса и других потерявшихся вещей Свинка и Джек будут спасать любимого поросенка от безжалостного пожирателя игрушек.

А для тех родителей, которые ищут в книгах не только приключения, но и пользу, упомянем, что в Стране Потерянных живут не только вещи, но и такие чувства, как любовь, амбиции и надежды, что делает историю куда более глубокой.

«Мифические существа из сказок и легенд всего мира»

«Мифические существа из сказок и легенд всего мира». Фото: mann-ivanov-ferber.ru

Эмили Хокинс, Викто Нгаи

МИФ, 2021

Цена: в Украине предлагают за 1605 грн

Для детей от 4-5 лет, 6-8 лет.

Профессор Мортимер, специалист по легендам и мифам, вместе с дочкой Милли отправляются в кругосветное путешествие и приглашают с собой читателей. Куда они только не попадают и кого только не увидят: лохнесское чудовище, химеры самого известного парижского собора Нотр-Дам, драконы на Великой Китайской стене, пегасы, единороги, русалки и проч.

На обложке книге стоит авторство Байрон Мортимер – под этим псевдонимом скрывается британская писательница и редактор детских книг Эмили Хокинс, чьи книги с интересом читают по всему миру. А богатые и насыщенные иллюстрации авторства Викто Граи, художницы из Лос-Анджелеса, выполнены в стиле магического реализма.

Цена, конечно, выглядит пугающей, но за эти деньги издатели обещают не только богато оформленный путеводитель по миру фантастических существ (более 30 созданий), а еще и волшебный фонарик в комплекте. Если потушить свет и включить фонарик, то, по замыслу издателей, начнут оживать те мистические создания, о который только что прочитали.

«Завдання для Бабайка, або Різдвяна плутанина»

«Завдання для Бабайка, або Різдвяна плутанина». Фото: vivat-book.com.ua

Любовь Загоровская

Vivat, 2021

Для детей 6 — 8 лет, 9 – 12 лет.

19 декабря мальчик Джо из Колорадо-Спрингс неожиданно находит под подушкой пакетик с мандаринами, конфетами и машинкой на дистанционном управлении. Джо очень обрадовался, хоть и удивился – с чего вдруг рождественский подарок так рано? А еще больше удивилась его мама, которая ничего под подушку сына не клала.

И такая история случилась не только с Джо. Всем детям в Колорадо-Спрингс было не до учебы – все хвастались и рассказывали о неожиданных подарках под подушкой.

А в это время в Украине страшно расстроенный Сережа встречает таких же расстроенных приятелей Валентина и Виталика. Оказалось, никому из них Святой Николай ничего не положил под подушку. И ладно бы они были хулиганами, но послушным отличницам из их класса тоже ничего не досталось. Зато 25 декабря они получили подарки, но весьма странным способом – в развешанных по дому рукавицах. Естественно, мамы страшно ругались за такой беспорядок.

Сережа и приятели начинают догадываться, что кто-то напутал с подарками Санта-Клауса и Святого Николая. И обязательно надо выяснить, чьи это проделки. Мальчики связываются с ровесниками из Колорадо-Спрингс, чтобы вместе разобраться в этой путанице.

И о полезном: также с помощью этой веселой и красочной (благодаря рисункам Елены Потемкиной) истории можно узнать, зачем учить иностранный язык и как дружба поможет преодолеть любые трудности.
Бонусом идет детальный рисунок Бабайки и того, из чего он состоит (из рогатки, например).

«Следователь Карасик. 12 загадок для детей и родителей»

«Следователь Карасик. 12 загадок для детей и родителей». Фото: pgbooks.ru

Екатерина Кронгауз

«Розовый жираф», 2021

Цена: в Украине около 485 грн

Детям от 5 до 8 лет.

Следователь Карасик – это на самом деле маленькая девочка, но очень умная и догадливая. Чего стоит только история, когда они с мамой опаздывали в детский сад, а колеса от их машины кто-то украл. И Карасик сразу же сказала, что виновата в этом дворничиха! А вместе с историей – иллюстрация, которая и поможет читателям понять, как же девочка догадалась о настоящем преступнике.

И таких 12 историй, которые послужат отличными упражнениями на сообразительность. А еще это смешные и добрые истории не только о Карасике и ее маме, но и папе, бабушке, друге Йози, воспитательнице.

Из полезного: ребенок научится быть внимательнее к деталям, будет развивать логику и с интересом изучать мир вокруг.

«Незвичайна дружба у світі рослин і тварин»

«Незвичайна дружба у світі рослин і тварин». Фото: starylev.com.ua

Эмилия Дзюбак

«Видавництво Старого Лева», 2021

Цена: 250 грн

Для детей от 3 лет.

Как-то толстый кот Гомер с ужасом обнаружил, что его не любят и не ценят (как ему казалось). Он обиделся, гордо развернулся и ушел на поиски друга, того, кто будет действительно о нем заботиться.

В своих путешествиях он столкнулся с множеством животных – от муравьев до слоновой черепахи, от акул до зябликов и проч. С помощью каждого из новых знакомых он будет все больше и больше узнавать, что такое на самом деле дружба в животном мире. Верность? Бескорыстие? Забота?  Другими словами, это своеобразный учебник о взаимоотношениях в мире животных для самых маленьких. Автор сортирует рассказ по видам дружбы: опека, сотрудничество, дружба по нужде – и даже рассказ о «влюбленных друзьях», у которых рождаются забавные гибриды, как, к примеру, у гризли и полярного медведя. Плюс небольшие справки о каждом из животных.

Эта книга относится к так называемым виммельбухам — книжкам для смотрения – благодаря множеству деталей каждую страницу можно изучать часами.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях



По данным Министерства образования РФ, за последнее десятилетие количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из направлений образования детей, в том числе и с особенностями в развитии, является социально-коммуникативное, которое предусматривает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Так как у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально — волевой сферы, эффективное решение данной задачи мы видим в сочетании трех социально-психологических направлений взаимодействия с детьми: когнитивном, эмоциональном, практическом.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими в анамнезе задержку психического развития, необходимо комбинировать различные методы, техники и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные, в том числе использовать арт-терапевтические игры (в том числе сказкотерапевтические) как в наибольшей степени соответствующие потребностям и интересам самих детей.Для решения данной проблемы, была разработана

программа «Волшебный сундучок».

Практическая апробация указанной программы проведена с «15» сентября 2015г. по «15» мая 2018 г. в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 104 «Звоночек» г. Волжского Волгоградской области».

Основной

целью

программы является развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапевтических приемов.


Задачи,

необходимые для достижения цели:

1. Обучение детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

2. Развитие эмпатии, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3. Формирование произвольной регуляции эмоционального состояния детей.


Реализация программы проходила в


несколько этапов:

1 — постановка цели и определение задач,

способствующих её достижению;

определение форм и направлений

коррекционной

работы;

2 — отбор диагностико — оценочных методик,

позволяющих отследить эффективность работы, проделанной в рамках программы

;

3 — выбор

наиболее эффективных

методов и приемов,

позволяющих добиться положительных результатов в сроки, ограниченные рамками программы

.

4 — подведение итогов коррекционно-развивающей работы.


Основная форма работы




занятие.


Направления педагогической работы:

— Эмоциональное,

включающее обогащение различными эмоциональными состояниями и моральными чувствами;

— Когнитивное,

включающее развитие психических процессов, связанных с познанием;




Практическое (поведенческое),

включающее обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

Используемые

методы арттерапии:



Изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, терапия песком


,


психогимнастика, игротерапия


.


1. На подготовительном этапе

шла разработка методической оснащенности программы: диагностический инструментарий, методы и приемы предстоящей работы, перспективный план работы.


2. На диагностическом этапе




исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


Методики диагностики эмоциональной сферы


Автор методики и


ее название


Исследуемая функция

Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица»

понимание детьми эмоциональных состояний людей

А. М. Щетинина, М. А. Никифорова «Карта наблюдения»

эмпатия и коммуникативные способности

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»

тревожность детей

Г. А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение социальных эмоций»

эмпатия и понимание детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально, в 2 сериях)

По результатам обследования был составлен план коррекционно-развивающей работы, в котором учли и возраст, и возможности, и зону ближайшего развития каждого ребенка:


разработать коррекционно-развивающую программу для детей с низкими показателями развития эмоциональной и познавательной сфер;


провести консультации для воспитателей и родителей по организации индивидуальной работы с детьми.


3. Третий этап


— коррекционно-развивающий

Для достижения поставленной цели —

развитие эмоциональной и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


,

был разработан цикл из 20 подгрупповых занятий педагога — психолога

на основе программ «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С. Т., «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» Белинской Е. В., «Сказки и игры с «особым» ребенком» Набойкиной Е. Л.

Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятий составляет 20–25 минут. Максимальное число участников: 6–8 человек. На занятиях дети знакомились с новой сказкой, путешествовали на ковре самолете, сами строили теремок, превращались в сказочных героев, набирались волшебной силы.

Каждое занятие имеет следующую

структуру:


I


. Вводная часть

: Приветствие, ритуал «входа» в сказку.


Цель: Создание настроя на совместную работу, сплочение группы, повышение настроения.


II


. Основная часть:

Рассказывание сказки, анализ сказки.

Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; формирование учебной мотивации, развитие внимательного отношения к окружающим.

Драматизация сказки (с элементами дидактической игры).


Цель: Моделирование поведения главного героя с акцентом на этапе его становления и развития; транслирование модели помогающего поведения.

Психогимнастика, рисование.


Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление.

Игра (подвижная; дидактическая), рисование (коллаж) под музыку


Цель: Развитие воображения, гармонизация эмоционального фона; развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации; стимулирование эмоциональной активности.


III


. Заключительная часть:

Ритуал «выхода» из сказки, рефлексия

.


Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.


Примерная тематика занятий

:

«Чудо-остров», «Теремок», «В джунгли — к Маугли», «Сказочное путешествие».

На этом этапе реализации программы

активное участие принимали родители и


педагоги

ДОУ. Работа проводилась в таких формах, как:

практические занятия («Родительская школа», «Развиваемся через игру»);

круглые столы («Сказочный мир ребенка);семинары-практикумы («Сказка за сказкой») и т. д. Все это дало нам уверенность в правильности выбора нашего «сказочного» направления работы, обеспечило эффективное развитие эмоционального мира и чувств у детей с задержкой психического развития.


4. Заключительным этапом

реализации программы стало подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Было проведено контрольное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

,

результаты которого подтверждают э

ффективность

применения арттерапевтических приемов в коррекционной работе, проводимой в рамках программы с детьми с ОВЗ.


График результативности работы

Сказки про эмоции для детей дошкольного возраста Критерии развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 2016–2019 г.

Анализ и сравнение данных, полученных до и после проведения коррекционно-развивающей работы, позволило констатировать положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

В результате

реализации программы

дети:

— получили представления о самом себе и познакомились с эмоциями;

— научились понимать собственное эмоциональное состояние;

— научились различать, осознавать эмоций и чувства других людей, распознавать их через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

— стали более открытыми, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослым;

— стали более уверенными в своих силах.

Кроме того, детский коллектив стал более сплоченным и дружным; повысился уровень развития основных психических компонентов речи; коммуникативных способностей; познавательной активности; мышления;произвольного поведения; мелкой моторики.

Литература:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб.: Речь, 2011.
  3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева В. Е. — 6-е изд. — М. Академический Проект, 2008.
  4. Ломакина Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. — М.: Центрполиграф, 2010.
  5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
  7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общей редакцией С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.
  9. Чистякова М. И. Психогимнатика/под ред. М. И. Буянова — 2-е изд. — М.: Просвещение Владос, 1995.
  10. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3–7 лет/ Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой.-СПб.: Речь, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, старший дошкольный возраст, психическое развитие, развитие, рамка программы, реализация программы, познавательная сфера, произвольная регуляция, собственное эмоциональное состояние.

Автор: Суркова Татьяна Николаевна

Организация: МДОУ №99

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Изобразительная деятельность, и прежде всего рисование включает в себя большие возможности для творчества. В рисовании дети выражают свое представление о мире, развивают фантазию и воображение. Взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.

Я работаю в логопедической группе. Данную группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Связь между недостаточно развитой моторикой рук и нарушением речи однозначно существует. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Моей целью стало необходимость повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности. Рисование – же, на мой взгляд, является одним из продуктивных способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Стала думать, как же привить у ребенка любовь к изобразительному искусству и вызвать интерес к рисованию. Решила использовать для этих целей нетрадиционную методику рисования. Я являюсь руководителем кружка «Радуга». Данный кружок посещают 13 детей логопедической группы. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Мною был создан проект: «Увлекательное рисование для детей дошкольного возраста»

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В процессе работы по программе дополнительного образования «Радуга», основная задача – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Это позволяет прививать у детей любовь ко всему живому. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается его индивидуальность. И самое главное — дети любят и ждут занятий!

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Большой интерес на занятиях вызывают игровые приемы. Игры проводятся с целью психологической разгрузки, используются словесные игры, загадки. Для концентрации вни­мания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой рисования – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. Педагог создает схематические изображения.
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
  7. В качестве «физкультминутки» — используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Итогом системной работы педагога и ребенка являются следующие результаты: у детей возрастает интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки; происходит накапливание впечатлений, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, знают много упражнений пальчиковой гимнастики. Развивается и совершенствуется мелкая моторика рук. Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ребенка на более высокий для себя уровень развития. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей. Родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который может перерасти в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

В этом направлении я работаю три года, и могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование способствует развитию у детей творчества и воображения.

Опыт работы с детьми в нашем детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.

Совместно с детьми было разработано пособие — альбом «Виды нетрадиционных техник рисования» на основе детских рисунков. С помощью изготовленного нами пособия дети изучают и закрепляют знания о многообразии нетрадиционных техник и могут самостоятельно применять любую технику при рисовании.

Учите ребенка фантазировать, предоставив ему возможность развивать заложенный в него природный потенциал творчества! Давая ребенку все ощутить и пробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания. Творческие горизонты

Приложения:

  1. file0.doc.. 34,5 КБ

  2. file1.zip.. 3,2 МБ

Опубликовано: 17.12.2021

Советы библиотекаря: для малышей выбираем интерактивные книги, для ребят постарше — юмористические сказки, а для подростков — нестареющую классику.

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах для детей, которые можно с удовольствием читать (или рассматривать) всей семьей. Анастасия Чугунова из библиотеки № 255 выбрала шесть книг — от современных книжек-картинок до повестей, на которых выросло не одно поколение читателей в разных странах.

Малышам

Серия «Городок» Ротраут Сузанны Бернер

Серия «Городок» состоит из шести виммельбухов — так называются красочные книги с полностраничными детализированными иллюстрациями и минимумом текста или вовсе без него. Считается, что родоначальниками жанра являются Питер Брейгель Старший и Иероним Босх, чьи насыщенные деталями и персонажами полотна можно читать как книгу.

Герои серии немецкой писательницы и художницы Ротраут Сузанны Бернер — жители небольшого города. Среди них — Сузанна, вечно теряющая свои шляпки; Полина, которая так любит читать, что везде ходит с книгой; старенькие, но полные энергии Фридрих с Анной; мальчик Петер со своей собачкой Кнопкой и многие-многие другие. День переходит в ночь, времена года сменяют друг друга, а жизнь в городке идет своим чередом: кто-то знакомится, у кого-то рождаются дети, у кого-то появляется новое хобби. Даже у кота Мингуса жизнь не стоит на месте: он встречает кошку Монику и создает семью.

С книгами можно взаимодействовать разными способами: рассматривать картинки, следить за передвижениями отдельных персонажей от страницы к странице, искать определенные сценки или загадывать и находить предметы. Словом, это книги, к которым малышу захочется возвращаться снова и снова.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Серия книг про эмоции Седрика Рамадье и Винсента Буржо

Книги Рамадье и Буржо помогут малышу отработать навыки коммуникации и лучше распознавать свои эмоции, с которыми порой бывает так сложно совладать. Книжка в этой серии — главный персонаж, который испытывает различные эмоции («Моя книжка влюбилась», «Моей книжке страшно», «Моя книжка злится»), а ребенок вместе с родителем должны помочь ей с ними справиться. Совместное чтение превращается в увлекательную игру: малышу нужно спросить у книжки, что с ней случилось. Может быть, книжку нужно обнять или уложить спать? А может, утешить или подбодрить?

Французские художники Седрик Рамадье и Винсент Буржо работают вместе с 2009 года. На их счету — множество детских книг и один спектакль «А он где?» (Mais il est où?). Со спектаклем, в основу которого положена их одноименная книга, авторы гастролируют по Франции.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

«Зоки и бада» Ирины и Леонида Тюхтяевых

Кто такие зоки и бада? Об этом рассказывают своему папе, а заодно и всем читателям двое детей, маленький Ян и его старшая сестра Маргарита. Неизвестных папе (и миру!) существ дети много раз видели во сне: «…нас мама научила: надо лечь в кроватку, закрыть глаза и улыбнуться».

Черный бада — существо большое и мохнатое, но в целом довольно безобидное: у него есть несколько пар рогов, но он предпочитает хранить их в шкафу. Бада живет в домике у пруда, разводит пчел, а на досуге почитывает детские книжки. Однажды он обнаруживает у себя в банках с медом круглобоких сладкоежек-зоков, и его спокойной жизни приходит конец. Четверо зоков — Медов, Ми-одов, Ме-одов и Мю-одов — то сводят с ума бедных черного баду и заглянувшего к нему в гости белого баду своими странными песенками, то ловят «вороного» (так они называют ворону) с помощью воронки, то лезут на Луну.

«Зоки и Бада» — смешная и немного хулиганская книжка, которую можно читать как самостоятельно, так и в кругу семьи. Дети, возможно, узнают себя в проказниках-зоках, а родители посочувствуют баде, мечтающему о покое, но вынужденному раз за разом разбираться с последствиями проделок зоков. Книга скрасит семейный вечер, станет отличным лекарством от плохого настроения и точно обогатит ваш словарь новыми словечками и выражениями.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Джим Пуговка и машинист Лукас» Михаэля Энде

В центре повествования — приключения мальчика-подкидыша Джима и его друга машиниста. Покинув родной остров, они отправляются в захватывающее путешествие на паровозе по имени Кристоф, чтобы узнать тайну происхождения Джима. В пути им предстоит побывать в разных странах, спасти императорскую дочь, повстречаться с драконами, отремонтировать маленький вулкан и пережить еще много других приключений и опасностей.

Эта яркая, динамичная, смешная и вместе с тем трогательная книга поможет отвлечься от забот и отдохнуть в сказочном мире, а еще напомнит читателю, как здорово после долгого путешествия оказаться дома. Ее автор — известный немецкий писатель-сказочник Михаэль Энде (1929–1995). Многие знакомы с его «Бесконечной историей», написанной в 1979 году и не раз экранизированной. Первая книга про Джима Пуговку (всего их две, вторая называется «Джим Пуговка и Чертова Дюжина») была написана в 1960-м. В 2000 году по дилогии о Джиме Пуговке сняли мультсериал «Джим Баттон», а в 2018 и 2020 годах режиссер Деннис Ганзель экранизировал обе книги.

Кадр из фильма «Джим Пуговка и машинист Лукас». Режиссер Д. Ганзель. 2018 год

Подросткам

«Поллианна» Элинор Портер

Книга про девочку Поллианну, оставшуюся сиротой и вынужденную жить у своей строгой тети, словно пропитана светом и теплом. С какими бы сложностями ни приходилось столкнуться Поллианне, ей всегда помогает придуманная покойным отцом игра в радость, смысл который заключается в том, чтобы находить что-то хорошее в любом событии в нашей жизни. Своей игре девочка учит и жителей городка, у каждого из которых в сердце таится своя печаль.

Знаменитый роман американской писательницы Элинор Портер впервые был опубликован в 1913 году. За свою более чем вековую историю он завоевал сердца читателей по всему свету. Книга заставит и улыбнуться, и погрустить, но главное — по-новому взглянуть на собственную жизнь и, может быть, попробовать найти в ней немного больше радости.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Томасина» Пола Гэллико

В этой книге жизнь сталкивается со смертью, страх — с отвагой, отчаяние — с пылающей надеждой. А во главе всего — любовь и то, как много она значит, даже если это любовь маленькой девочки к своей рыжей кошке. Книга, написанная американским писателем Полом Гэллико в 1957 году, была экранизирована в 1964-м[1963-м — уточнить]. Фильм «Три жизни Томасины», снятый Доном Чеффи и спродюсированный самим Уолтом Диснеем, является классикой семейного кино. 

В книге переплетается две сюжетные линии: судьбы ветеринара Эндрью Макдьюи и его дочери Мэри Руа и история кошки Томасины, которая считает себя богиней. После смерти жены Макдьюи очерствел и охладел к жизни. Он без сожалений усыпляет любимую кошку дочери, убежденный, что животное уже не спасти. Для маленькой Мэри Руа смерть Томасины становится таким потрясением, что она тяжело заболевает. Осознав, что любимая дочь может умереть, Макдьюи ищет способ спасти ее. Не спешите доставать носовые платки: помочь ему берется местная колдунья Безумная Лори, женщина с добрым сердцем и большой друг всех животных. Ей удается совершить настоящее чудо.

Кадр из фильма «Три жизни Томазины». Режиссер Д. Чеффи. 1964 год

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, способность к сопереживанию, сочувствию, умению радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно не только со специалистами (психологами), но и с воспитателями и родителями.

Эмоциональная система детей второго раннего возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям, тем более малышам, трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. К концу раннего возраста, ближе к трём годам деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается её регулирующая функция: ребёнок становится способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять своё поведение некоторым правилам.

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Второй ранний возраст – время, когда ребенок обучается распознавать и показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: стеснительность, сопереживание, изумление и др. Однако родители могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Очень важно помочь ребенку эмоционально развиваться. Чем больше представлений у ребенка о мире, тем более многогранны его эмоции. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми. В общении с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Воспитатели должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Особенности эмоционального развития детей второго раннего возраста:

  • эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;
  • развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций?

1. Семья и ближайшее окружение влияют на раскрытие эмоций ребенка.

2. Физический контакт – ласка, объятия, беседы.

3. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций, поэтому необходимо разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев, чтение детских книг. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев.

4. Взаимоотношения с другими детьми и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человеку легче осваиваться в окружающей реальности.

5. Разнообразие игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания.

6. Обогащение эмоционального спектра посредством детского творчества: рисование, занятия танцами и музыкой, лепка могут подарить подрастающему человечку множество разнообразных чувств и эмоций.

Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Необходимость эмоционального развития:

  • активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • с формированием эмоциональной сферы детей второго раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • постепенно чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;
  • важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипулировать родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим или себе. Всё это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Необходимо спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие дети. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие формирует умения откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями, поэтому важно уделять внимание эмоциональному развитию детей с раннего возраста, для того чтобы ребенок в дальнейшем мог справиться со своими эмоциями и научился их выражать.

Список литературы:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект – изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. -560с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. — М. Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
  3. Колдина Д.Н. Социально-эмоциональное развитие ребенка. – М.: Мозаика-синтез, 2017. — 128с.

  • Сказки про язычок артикуляционная гимнастика для малышей
  • Сказки про фей с картинками
  • Сказки про смелость терапевтические
  • Сказки про солдата русские народные слушать
  • Сказки про реки пермского края