Сказки про добро и зло для детей

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. лучи добра обладают магической силой.

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. Лучи добра обладают магической силой. Не существует пути к доброте; доброта – это и есть путь.

Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…

Вопросы и задания к сказке

О каком домашнем животном идёт речь в сказке?

В чём заключалась работа Петушка?

Как связаны между собой петух и солнце?

Где Петушок нашёл гусёнка?

Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

Кто спас гусёнка?

Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?

Какие пословицы подходят к сказке?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.

Главный смысл
сказки заключается в том, что спасти жизнь живого существа – это важнее, чем соблюсти установленные порядки.

Как-то раз поспорили Добро и Зло.
-Это только в сказках ты меня побеждаешь,- сказало Зло, а в жизни все
наоборот, я сильнее тебя. Посмотри сколько вокруг зла: войны, воровство,
ссоры, болезни.
-Не хвастайся! Чего бы стоило, если бы не я, — сказала Зависть Злу. –
Только благодаря мне ты такое сильное. Это я толкаю людей на всякие
неблаговидные поступки!
— Не только ты,- включилась в разговор Жадность. Я тоже помогаю Злу.
Ведь именно благодаря мне люди такие ненасытные. Им всегда чего-нибудь
не хватает, даже если всё у них есть. Поэтому и воюют. Мы с тобой его
надёжные друзья. А ещё есть Ненависть. Она тоже очень сильная, правда,
никогда не знаешь, появится она или нет. Но уж если появится, то крушит
всё вокруг.
— Что бы вы не говорили, а я сильнее вас,- возразило им Добро.- Если бы в
мире было больше Зла, чем Добра, люди давно бы уничтожили друг друга. И
ничего бы на этом свете не было. А все войны всё равно оканчиваются
миром.
Посмотрите вокруг, сколько чудес творю я. Вот ты, Зависть, иногда
говоришь, что ты «белая» и не такая уж плохая. А ты, Жадность,
прикидываешься даже полезной и твердишь, что жадность к знаниям,
например, — это хорошо. А Ненависть вообще говорит, что от неё до Любви
один шаг. То есть все вы хотите казаться хорошими.
Но у меня тоже есть помощники, такие, как Сострадание, Щедрость,
Любовь. И ещё много других. Им не надо притворяться, как вам, они и так
хорошие.
— Да,- сказало Сострадание,- мне всегда всех жалко. Если бы я было
всесильным, я бы всех обогрело и всем помогло. Но я и так много делаю.
Именно благодаря мне люди не теряют веру в свои силы, поддерживают друг
друга и выходят из самых трудных ситуаций.
-Я тоже помогаю Добру,- откликнулась Щедрость. Это ж сколько денег и сил
отдают люди на добрые дела! А когда надо, отдают и последнее, что у них
есть! И всё благодаря мне!
— А я вообще правлю миром, тихо сказала Любовь. Так все говорят. Я — это
лучшее, что есть на свете. Человек без любви и не человек вовсе. Ведь
только любовь раскрывает всё лучшее, что в нём есть, даёт ему силы и
вдохновляет на добрые поступки.
Притихли Зависть, Жадность, Ненависть, нечего им было возразить Добру.
Вот и суди теперь, кто победил в этом споре.

Добро и зло





В одном прекрасном городе жила-была принцесса
Доброта. Она была очень красива и умна. Доброта творила только хорошие
поступки, она помогала жителям города. Принцесса всем очень нравилась. В
другом городе жила королева Зло.
Зло была уродлива и делала только
плохие вещи и гадости. За это ее никто не любил. Зло очень завидовала,
потому что Доброта была очень красива. Однажды Зло сказала, что хочет
устроить состязания по разным делам: добрым и злым. К кому потянутся
люди, тот и выиграл. Вот настал день соревнований. Зло стала пакостить
всем. Она думала, что люди будут бояться ее и за это уважать и любить.
Доброта делала хорошие дела и людям это нравилось. Победила Доброта.
Зло очень расстроилась, но Доброта пожалела ее и научила делать добро. С
тех пор королеву зовут не Зло, а Злата. И она творит только добро.

Жила себе маленькая девочка, которая любила читать сказки и мечтать о чудесах. Ее любимой историей была сказка про добро и зло. Девочке очень нравилось читать о победе и торжестве добрых сил и воображать, что наступит день, когда-то же самое произойдет и в реальном мире.
К сожалению, пока все было совсем по-другому. Она видела множество людей, которым не хватало еды, и не понимала, как другие могут в это же время тратить денеги на модную одежду и развлечения. А еще ей было очень жалко мальчика из своей школы. В прошлом году умер его отец и дела в семьи были очень плохи. Мама Пети, — так звали мальчика, — работала почти круглосуточно, но денег все равно не хватало. Поэтому после школы Петя в то время, когда все дети играли, продавал газеты, чтобы помочь маме.
Также наша героиня сочувствовала однокласснице Ксюше, над которой смеялись другие ребята. Ксюша носила смешные окуляры, что и было причиной насмешек. Даже Петя, который на самом деле был добрым и чутким мальчиком, не упускал возможности сказать ей что-то обидное.
Повсюду маленькая девочка видела много злости и ярости: люди ссорились между собой, грубили в автобусах и очередях, и оставались равнодушными к чужой беде. Она очень хотела изменить мир в лучшую сторону, но не знала с чего начать. Ощущать собственное бессилие было очень больно и неприятно. Но однажды ей пришло в голову замечательное решение, которое в корень изменило ситуацию.

Сказка про добро: может ли маленькая девочка изменить мир

Как-то в мечтах, маленькую девочку навестила фея-волшебница. Она знала об ее переживаниях и желании улучшить мир, поэтому решила помочь.
— Милая девочка! Не стоит думать, что ты не можешь изменить мир к лучшему, ведь это под силу каждому, кто захочет.
— Действительно? Я очень-очень этого хочу, но ума не приложу с чего начать. Добрая фея, подскажи, что я должна делать? – спросила девочка, обрадовавшись шансу преодолеть зло во всем мире.
— Для того чтобы мир стал другим нужно всего лишь сочинить сказку про добро. – улыбнулась волшебница.
— Самой придумать? Но у меня такая плохая фантазия, я совсем не умею писать. А если будет моя сказка про добро короткая и немножко глупая это тоже сработает? – растерялась девочка.
— Сработает-сработает. Главное, чтобы желание изменить мир исходило из сердца. – уверила ее фея и исчезла.
Не теряя ни минуты, девочка принялась сочинять сказку. Вопреки ее переживаниям она получилась интересной и поучительной. Девочка очень обрадовалась и замерла в ожидании изменений. Но ничего не произошло ни в этот день, ни завтра, ни через месяц. Мир продолжал быть злым и эгоистичным.

Как привычно она возвращалась из школы и увидела бедного Петю с пакетом газет. И вдруг девочка поняла: мало сочинить сказку про добро, нужно начать ее осуществлять на практике. Только решительными добрыми действиями можно изменить мир к лучшему. Не колеблясь, она подбежала к Пете и предложила помощь.
— Вдвоем мы управимся быстрее и у тебя еще останется время отдохнуть и поиграть. К тому же вместе ведь интересней! – объяснила она свой поступок удивленному мальчику.
На другой день Петя не стал смеяться над Ксюшей, а предложил ей красивое вкусное яблоко и защитил от других обидчиков. Увидев это, девочка улыбнулась: она поняла, что начала очень важное дело, способное изменить мир и сделать его добрее.

Только задумайтесь, каким прекрасным был бы мир, если б все поступали, как эта маленькая девочка! Злость, бедность и несчастья исчезли бы навсегда. Поэтому не упускай возможности сделать даже крохотный добрый поступок – пусть цепная реакция доброты никогда не прекращается.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла.
Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

В сказке про добрые дела что-то складывается по-сказочному, а что-то нет. Стоит ли говорить на каждом шагу о том, что ты делаешь добрые дела? Наверно, нет. Добрые дела, они сами по себе звонкие, и без слов видны.

«Доброе дело на солнечном берегу»


Автор сказки: Ирис Ревю

Что делал маленький старичок в круглых очках на солнечном берегу, никто толком не знал. Он тихонько прогуливался, иногда днём, иногда вечером, всё время смотрел под ноги, и что-то бормотал.

Дети, ежедневно купавшиеся в бухте, считали его странным. А ещё они думали, что он произносит какие-то заклинания.

А старичок, между тем, иногда шептал что-то Солнцу, разговаривал с Волнами, и ещё с кем-то невидимым.

Однажды дети решили проследить за странным старичком.

Как только Солнце уступило своё место Луне, дети спрятались за скалу. И тут начинается совсем не сказочная история. Старичок начал собирать на берегу обыкновенный мусор, который мог причинить боль людям, ходящим босиком по берегу: колючие палки, осколки стёкол, какие-то непонятные штучки, выброшенные Волной…

— Вот тебе и странный старичок, — сказал смышлёный мальчик. – Он доброе дело делает, о людях беспокоится, а мы над ним подсмеивались.

Ребята стыдливо опустили глаза и приняли решение помогать странному старичку.

Вопросы к сказке: «Доброе дело на солнечном берегу»

Почему ребята подсмеивались над маленьким старичком в круглых очках?

С кем разговаривал странный старичок?

Какое доброе дело делал старичок?

Почему ребята стыдливо опустили глаза?

Почему ребята решили помогать старичку?

Делал ли ты в своей жизни добрые дела?

Сказка о добре для детей 4-7 лет » Путешествие Ежинки».

Михайлова Олеся Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ » Детский сад общеразвивающего вида № 60″, город Воронеж.
Описание:
Данная сказка учит детей быть добрыми, отзывчивыми. В сказке рассказывается о там, как Ежинка, не думав о своей беде, помогала девочкам. Она будет полезна для чтения воспитателям детям и родителям для домашнего чтения.
Цель:
осознание детьми,того, что доброта,одно из главных качеств человека, что на добро надо отвечать добром.
Задачи:

формировать нравственные качества у дошкольников,в процессе чтения сказок,желание совершать добро всем;
развивать чуткость к художественному слову, память,связную речь,внимание.
воспитывать у детей интерес к чтению сказок, веру в добро и чудеса, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Вот такая удивительная история произошла в нашем волшебном лесу. Ее мне поведал старичок Лесовичок и обязательно просил вам рассказать, так что слушайте.

Живут в его лесу мама Ежиха и ее дочка Ежинка. Однажды Ежинка решила прогуляться, завидев поляну цветов, она пошла к ней, думая: « Нарву цветов сейчас и маме подарю, то- то она обрадуется». Букет получился очень красивый и Ежинка побежала быстрее домой, чтобы обрадовать маму.
И надо же такому случиться — налетел сильный ветер и стал вырывать из рук букет.
-Видно мой букетик ветру приглянулся? Нет уж не отдам, я его для мамы рвала! — промолвила Ежинка. И с этими словами поднялась в воздух и полетела.
« Ничего,- думала Ежинка,- сейчас он со мной поиграет и назад меня вернет»
Но ветер и не думал этого делать, он рассердился, что Ежинка ему не отдала букет и понес он ее далеко от ее леса, и опустил в другой лес.
Осмотрелась Ежинка: лес необычный, деревья какие- то странные, таких она никогда и не видывала. Увидев тропинку, она побрела по ней.
Идет она, видит девочка сидит и плачет возле яблоньки.
— Здравствуй, девочка! Что случилось?- спрашивает Ежинка.
— Здравствуй! Да вот батюшка сказал, яблоки с яблони собрать к вечеру, до вечера чуть- чуть осталось, а яблок на дереве еще видимо не видимо, как мне не плакать, не поспею, отец накажет,- отвечает ей девочка.
-Не плачь, милая, я тебе помогу. Ты яблоню тряси, а я их носить буду на своих иголочках.
Так и поступили.

23748 fcaa6d0660e4fec9614f7418a5c01bb5.png

— Спасибо!Как же ты к нам в лес попала? Чем же мне тебя отблагодарить? — спрашивает девочка.
Поведала Ежинка ей свою историю.
— Рада бы тебе помочь, да не знаю как,- ответила ей девочка,- но я обязательно, что — нибудь придумаю.
— Хорошо,- ответила Ежинка,- а я дальше пойду.
Идет, она идет, видит другая девочка сидит на камне и плачет.
— Здравствуй, девочка, чего плачешь?- спрашивает Ежинка.
— Здравствуй. Да вот батюшка сказал, ему рубашку зашить, а у меня иголочка сломалась, как мне не плакать,- отвечает ей девочка.
— Нашла из-за чего рыдать, посмотри сколько у меня их, выбирай любую,- и Ежинка подставила свои иголочки.

23748 12d5099579470ab349f9f3e361617479.jpg

Девочка взяла иголочку и с радостью принялась за работу. Окончив ее, она и спрашивает:
— Спасибо тебе. Чем же мне тебя отблагодарить?
И ей рассказала свою историю Ежинка. И та тоже обещала ей помочь.
А Ежинка дальше пошла. Смотрит еще девочка сидит и плачет.
— Здравствуй. Что пригорюнилась, милая,- спрашивает Ежинка,- чем я тебе могу помочь?
-Здравствуй. Да чем ты мне поможешь, послал меня батюшка в лес по грибы, а я все обыскала, а грибов так и не нашла.
— Я тебе помогу, у меня нюх всем нюхам нюх, а ты за мной иди и грибы собирай.

23748 9c8924fb67eca56789dbc7bc342e2423.png

Так и сделали, не прошло и часа, а у девочки уже полная корзина грибов.
— Спасибо, тебе Ежинка. А как ты сюда попала, я тебя раньше здесь не видела,- спрашивает девочка.
И ей рассказала Ежинка о своем путешествие.
— Как же мне тебе помочь,- задумалась девочка,- придумала, пойдем к моему батюшке, уж он-то нам поможет.
Взяла девочка Ежинку на руки и пошла к своему дому.
А так тем временем и две сестрицы собрались. Вот и батюшка подъехал.
Увидал он, что все его наказы выполнены, обрадовался, поцеловал дочерей и говорит им:
— Просите у меня какие хотите подарки, ничего не пожалею!

23748 47b7db5fca11f38da34d46ac931b3d79.jpg

Сестрицы переглянулись и рассказали, кто им помог справиться с отцовскими наказами.
— Что ж, — сказал отец,- долг платежом красен, помогу и я Ежинки. И вас, за то, что вы не себе просили, а Ежинке, без подарков не оставлю.
Вышел отец на крыльцо и крикнул:
— Ветер — ветерок, мой дружок, Поскорее прилетай и Ежинку выручай!
Тут же лес зашумел и прилетел ветерок, подхватил он Ежинку, вместе с букетом и понес в родные края.
— До свидания, спасибо вам! — прокричала Ежинка.
— До свидание, Ежинка, — донеслось до нее.
А тем временем в лесу мама Ежиха места себе не находит, ждет где ее доченька запропастилась. Зашла в норку поглядеть, нет ли там. Вышла, а Ежинка уже возле норы стоит и букетик маме протягивает.
-Это тебе, дорогая мамочка, — с этими словами, она обняла маму.
— Ты где была так долго, а уже заволновалась?- спросила мама.
-Я хотела тебе сделать сюрприз, но тут…..И Ежинка рассказала маме все, что с ней произошло.
Мама погладила свою доченьку по колючкам и сказала:
-Я горжусь тобой! Знай: надо делать добро и оно обязательно к тебе вернется.

23748 7794dcd890b5044c3ed73e369b7566d2.jpg

Вот такая удивительная история произошла в нашем волшебном лесу. Мне ее рассказал старичок Лесовичок, я ее вам, а вы непременно расскажите другим.

Действительно, нужно ли современному ребёнку, который
родился в 21 веке, читать народные сказки, где герои летают не в ракете, а на
ковре – самолёте, ездят не на машинах, а на печках, скачут на серых волках и
многое, многое другое.

И оказывается, что современные учёные и психологи говорят о
том, что чтение русских народных сказок
благотворно сказывается на
психологическом состоянии малыша. Поэтому народную сказку необходимо читать
ребёнку.

1.
В сказке добро
всегда побеждает зло.

Ребёнок учится сопереживать герою сказки,
малыш делает самостоятельные выводы о добре и зле. Злой персонаж сказки, как
правило, гибнет, а хороший – не только побеждает, но и чем-то вознаграждается.

2.Сказка пробуждает в ребёнке
сложные механизмы, которые помогают малышу противостоять стрессовым
ситуациям.

В народной
сказке всегда присутствует глубинный смысл, который воздействует на ребёнка на
подсознательном уровне.

В волшебных сказках главный герой должен преодолеть какие-то
препятствия, чтобы дойти до цели. Очень часто сказочный герой, как любой человек не верит в свои силы или боится
чего-то или кого-то. Но в итоге, наш герой преодолевает все препятствия на пути
и достигает поставленной цели.

Волшебная сказка, как бы подготавливает малыша,
у которого ещё нет своего жизненного опыта, к будущей взрослой жизни, где будут
препятствия на пути к цели, где может быть страх преодоления цель или страх
неизвестности.

3.
Страшные эпизоды в
сказках.

Действительно, в сказках очень много
достаточно страшных эпизодов, например, Баба – Яга хочет зажарить и съесть
мальчика.

И в реальной жизни такое поведение
неприемлемо, но в сказке – это нормально. Дети, слушая о таких странных «жестокостях»
на подсознательном уровне как бы «разряжают» свои страхи.

А вот один эпизод из реальной жизни.

Одна мама решила оградить своего ребёнка от
жестокостей в сказках, поэтому все сказки для её девочки были переделаны. Например,
в сказке о Красной Шапочке волк не съедал девочку, и Красная Шапочка убегала. Так
было со всеми героями, которые попадали в трудные ситуации в сказках.

В пятилетнем возрасте девочка была
чрезвычайно пуглива, ей сложно было общаться и с детьми, и со взрослыми, её
направили на консультацию к психологу.

Убирая из сказок «страшные» эпизоды, заботливая мама
убрала самое главное: конфликт и способность ему противостоять, страх за героя,
опыт смерти и возрождения. И сказка после таких изменений уже не могла выполнять
свою психотерапевтическую функцию.

Читайте ещё статьи в рубрике

Маретта Быстрова

Цель
: Воспитывать доброжелательность
, умение правильно оценивать действия персонажей. Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки
. Вызвать эмоциональный отклик на появление знакомых героев.

Предварительная работа
: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев
; кубики красного и синего цвета; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки
«Колобок»
.

Воспитатель
: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам
. Издавна русские люди придумывали сказки
: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом
, и изображалось это по разному
: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки.

А добрые персонажи
, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

«Добро
»
и «зло»
– главные моральные понятия в жизни.

Добро
– это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности
, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – это противоположность добра
, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу
, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич»
.

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

(Выполнение движений по тексту)

А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником»
.

Цель
: разложить, используя характеристики, красные и синие кубики. Выяснить каких кубиков больше «добрых
»
(красные)
или «злых»
(синие)
.

Воспитатель перечисляет характеристики
: трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, жадность, лень, дружба, отзывчивость,. Два ребенка выкладывают кубики в стороны под диктовку детей.

Воспитатель
: Дети, давайте посчитаем сколько каких кубиков.

Дети
: шесть красных «добрых
»
и четыре синих «злых»
.

Воспитатель
: Дети, каких кубиков больше!

Дети
: «Добрых
»
!

Воспитатель
: Так и в сказках добро
всегда побеждает зло.

Воспитатель
: Детки, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки
»
.

Цель
: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа
. Подумать, какой это герой добрый
или злой и почему вы так решили.

Воспитатель читает загадки
:

Берегись болезнь любая
: грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает славный доктор (Айболит)
В ступе летаю, детей похищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

В его любимой песенке поется
:

Если добрый ты
, то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд)
. На овчарку он похож
:

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
.

Воспитатель
: Детки, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку
«Буратино»
.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Воспитатель
: Детки, а теперь я познакомлю вас с театром теней.

Мы с вами разыграем сказку
«Колобок»
.

(воспитатель знакомит детей с принципами работы теневого театра, выбирает актеров и сказка началась
)

Воспитатель
: Дети, наш вечер подошел к концу
, давайте скажем артистам большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра
.

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

    Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

    Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.

    Слайд «Положительные герои и где они живут»

    Иван-царевич

    Иван-дурак

    Василиса Прекрасная

    Волк, Лиса, Заяц, Медведь и другие.

    Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».

    Слайд «Злые силы и место их обитания»

    Кощей Бессмертный

    Змей Горыныч

    Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»

    Слайд «Иван»

    Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…

    Слайд «Василиса»

    Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса — значит царственная. Прекрасная духовно и внешне — высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.

    Слайд «Волк»

    Волк — часто глупый, простоватый, доверчивый.

    Иногда злой, может быть помощником человека.

    Лиса — хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

    «Медведь»

    Медведь — добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.

    Слайд «Заяц и другие животные»

    Заяц — хитрый, трусливый. Еж — умный, осторожный, находчивый. Жар-птица — мудрая. Мышка — трудолюбивая, добрая. Кот — коварный, предприимчивый.

    Слайд «Кощей Бессмертный»

    Кощей — персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных-помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» — позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей — мертвец, скелет, и потому бессмертен.

    Слайд «Змей Горыныч»

    Змей — популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей — образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч — многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия — воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей — похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины — на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним — один из главных подвигов героя.

    Слайд «Баба-Яга»

    Баба-яга — популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания — избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.

    Слайд «Цвет добра и зла»

    Белый цвет — цвет чистоты, света.

    Голубой, синий цвет — цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.

    Красный цвет — цвет правды, борьбы со злом.

    Зеленый и желтый цвет — цвет надежды, радости.

    Слайд «Цвет зла»

    Черный цвет — цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.

    Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.

    Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.

    Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

    Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Просмотр содержимого документа

«»Добро и зло в русских народных сказках» »

Добро и зло в русских сказках

Выполнила:

Проценко Настя

ученица 5 «А» кл.

МОУ СОШ №6

Учитель:

Анисимова О.М
.

img user file 5525631d9376c 1

  • Как хорошо, что есть на Земле

  • Сказки чудесные эти!

  • Сказку возьмём, вместе прочтём

  • И про неё пропоём!

  • Пусть живут вечно сказки,

  • Пусть они дарят людям

  • Волшебство, справедливость,

  • Красоту и добро!

img user file 5525631d9376c 2

  • Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
  • Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
  • Роль добра и зла в русских народных сказках.
  • Понять, чему учат сказки.

img user file 5525631d9376c 3
img user file 5525631d9376c 4
img user file 5525631d9376c 5

Иван простодушен, незлоблив, состадателен. Он борется со злом, помогает слабым, бесстрашный и добрый герой. В начале сказки обычно беден, проходя испытания он получает награду.

img user file 5525631d9376c 6

Василиса

Василиса наделена мудростью, добрая и трудолюбивая, справедливая и благородная.

img user file 5525631d9376c 7

Волк – часто глупый, простоватый и доверчивый. Иногда злой, может быть помощником человека.

img user file 5525631d9376c 8

Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

img user file 5525631d9376c 9

Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.

img user file 5525631d9376c 10

Заяц – хитрый и трусливый.

img user file 5525631d9376c 11

Еж – умный, осторожный и находчивый.

img user file 5525631d9376c 12

Жар — птица

Жар-птица – мудрая.

img user file 5525631d9376c 13

Мышка – трудолюбивая.

img user file 5525631d9376c 14

Кот – коварный и предприимчивый

img user file 5525631d9376c 15

Кощей Бессмертный

Кощей – демоническое существо, враждебное людям, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. В конце сказки умирает.

img user file 5525631d9376c 16

Змей Горыныч

Змей Горыныч многоголовое существо способное летать, извергающее огонь. Похищает людей, осаждает города.

img user file 5525631d9376c 17

Баба — Яга

Баба-Яга – уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. Она хозяйка леса, зверей и птиц.

img user file 5525631d9376c 18

  • Цвет чистоты, света
  • Цвет неба, воды, жизни
  • Цвет радости
  • Цвет правды, борьбы со злом
  • Цвет надежды

img user file 5525631d9376c 19

  • Цвет злых сил
  • Цвет нечести

img user file 5525631d9376c 20

«Добро и зло в русских народных сказках»

Добро и зло в русских народных сказках.

Воспитатель Попова В.В.

Попова Мария

img1

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин

В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.

img2

Как же изображал народ эти два понятия:
добро
и
зло
?
Все герои сказок строго подразделяются на положительных и отрицательных.

Положительные герои:

Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

img3
img4
img5

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать»
. Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

img6

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок:

Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.

img7

Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. И стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло.

Кашу кушай,

сказку слушай

Умом-разумом

смекай,

да на ус наматывай!

img8

  • Сказки про диких животных для детей читать
  • Сказки про добро и зло список
  • Сказки про добрых людей
  • Сказки про детский сад читать детям
  • Сказки про детские страхи