Сказки про цветы андерсена

Анализ произведения г.х. андерсона снежная королева сказка снежная королева самая сложная у г.-х.андерсена, состоит из 7 частей, это повесть, притчи,

Анализ
произведения Г.Х. Андерсона «Снежная королева»

Сказка «Снежная королева» самая сложная у
Г.-Х.Андерсена, состоит из 7 частей, это повесть, притчи, сказы и другие жанры,
которые в совокупности образуют сказочный сюжет с философской идеей.

Сложная композиция дает возможность
показать процесс инициации во взрослую жизнь, это сближает данную сказку с
народными сказками. Герда обращена к традициям, а Кай протестует, считает, что
конфликт может разрешать разногласия.

Первая история – некий миф, рождение зла.

Вторая история рассказывает о том, как
человек может впустить зло в сердце. Остальные истории – это беспрерывная
борьба со злом.

Тролль олицетворяет темные силы, разбитое
зеркало в Дании – примета к 7 бедам. То часть экспозиция.

В сказке «Снежная королева» много
фантастического: в ней есть волшебство, Волшебство и реальность проплетены в
сказке.  Встреча с волшебством и являет собой основные точки сюжета.

Добро и зло у писателя разделено, не
смешивается, этому способствуют повторы состояний героев, усиление эмоций с
помощью описания природы, с помощью антитезы зло показано в движении, в
проникновении в мир людей. Хронотопы различны, где время идет быстрее, где
замедляется.

Чтение псалмов – утешение для Герды,
повторы строк из молитв – христианские мотивы пронизывают текст Андерсена.

Легионы ангелов, молитва «Отче наш»,
чтение Евангелия – все это является основой для идейного содержания текста.

Герда непосредственна, искренняя, добра и
открыта, Кай полностью противопоставлен ей.


История первая  – история-миф о тролле.

1.     История
вторая – история о дружбе мальчика и девочки, о том. Как они сами находили
интересные занятия и устраивали себе быт, хобби.

Снежная Королева приходит
внезапно, фантастика врывается в реальность через осколок, через окно.

2.     Третья
история о старухе, которая держала взаперти Герду, здесь остановилось время,
скорее всего это потусторонний мир, но эстетика цветов дала возможность не
забыться Герде окончательно.

3.     Наиболее
реалистичной можно назвать историю четвёртую – «Принц и принцесса». Здесь все
события могли бы произойти на самом деле, но волшебные  вороны провожают Герду,
и это мотив пути, мотив встречи с волшебством также взят из романтической
традиции.

4.     Пятая
история о девочке-воине, это тоже более похоже на миф, чем реальность В равной
степени реальное и фантастическое переплетаются в этой главе: в реальности
девочка-разбойница могла существовать, но вот животные – это уже мир
волшебства.

5.     В
истории шестой активно введен мотив силы духа героини и помощи свыше.

6.     Седьмая
история о любви и доброте, о дружбе и борьбе со злом.

 «Снежная королева» — сказка очень похожа
на народную, имеет множество мотивов народной, но эта авторская волшебная
сказка.


Конфликт вечный: добро и зло, вера и безверие, чувство сопричастности и
отчуждение, одиночество и дружба.

Есть мифологическая основа образа Снежной
королевы, образа Тролля, образа девочки-воина, образа старухи.

Субстанциальный тип конфликта, по Есину,
рисует нам устойчиво конфликтное. бытие, причем немыслимы никакие реальные
практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно
назвать неразрешимым в данный период времени, когда читаешь сказку, но все
волшебны и просто заканчивается, выходом стала любовь и добро.

Снежная Королева – Кай, мотив одиночества.

  • Тролль — Снежная Королева, мотив
    власти
    .
  • Герда – Кай ,
    мотив дружбы.
  • Маленькая Разбойница – Герда, дружба,
    помощь старшего.

Рассказ первый -экспозиция

рассказ второй- завязка

рассказ третий-развитие действия

рассказ четвертый-развитие действия

рассказ пятый-развитие действия

рассказ шестой-развитие действия

рассказ седьмой-кульминация, развязка

В скандинавском
фольклоре встречаются упоминания о Ледяной деве. Рассказывают, будто последними
словами отца 
Андерсена были:
«Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». Данный персонаж известен во всех
культурах мира, часто данный персонаж связан с другим миром и несет смерть
героям.

Ретроспекции: воспоминания о цветах, о
книгах, о бабушкиных рассказах – это самое дорогое, что было у детей.

Философская основа сказки заключена в
осязании Герды красоты природы, осознании себя части природного начала.

Эстетика доброты, красоты пронизывает
образы героинь Герды и девочки-воина.

Множество описаний.

Например, после изображения Снежной
королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце,
красоте распустившихся роз? Найдите и прочитайте их описание в этом фрагменте.
Самый простой ответ – оттягивается развязка драмы. Но возможен и другой – злая
сила еще не проникла в героя. Еще все хорошо – и мир полон красок и
тепла. 

Также встречаем описания чувств и эмоций
героев, рефлексии их существования, мы им начинаем сопереживать, читая эти
строки.

Тема сказки такая же, как и во всех
сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой, дружбы над
одиночеством, веры над безверием, храбрости над жестокостью.

Композиция линейная, мотив пути, дороги,
преодоления препятствий, это все вход в взрослую жизнь, активная социализация
Герды и отчуждение Кая.

Содержательный вывод о роли сюжета и
композиции для эпического художественного произведения

Эпос берет свое начало в античной
традиции, и сегодня есть герои и книги, фильмы о них, герои интересны читателю
и зрителю, герои дают нам осознать идею многих свершений в истории человечества
и в современности.

Героические подвиги воспевались во все
времена народами всего мира. Западноевропейская литература не исключение, герои
помогали осознать важность битвы, подвиг, давали силы народу, были примером, их
чтили, о них слагали песни, гимны, легенды.

Эпическое произведение полностью держится
на композиции и сюжете, варьирование этих форм дает новые жанры и направления в
литературе, сюжет должен быть и узнаваем и нов, а композиция всегда движется по
нескольким путям.

Это кольцевая, линейная, цепочка, и другие
, — полностью раскрывается композицию в финале текста, а сюжет в последних
строках текста.

Муниципальное
общеобразовательное  учреждение

Некоузская
средняя общеобразовательная школа

Проект
по литературе

«Образы
цветов в сказках и рассказах»

Проект
выполнила:

ученица
6б класса

 Шереметьева

Любовь
Михайловна.

Научный
руководитель:

Изюмова
Евгения Николаевна

2020
год

Оглавление

Краткая аннотация………………………………………………… 3

Основная часть..…………………………………………………… 4

Заключение………………………………………………………… .9

Приложение ………………………………………………………..10

Библиография ……………………………………………………… 11

Аннотация

Цветы
привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. В
природе они образуют прекрасный мир. Целые произведения посвящены отдельным
цветам. Гениальность и величие классиков русской литературы не нуждается в доказательствах,
тем более моих: практически каждый русский поэт или писатель открывает нам
настроение природы, разнообразие ее состояний, и каждый упоминающийся цветок
имеет право на свою жизнь. По подсчетам исследователей, более тридцати цветов
«живут» в произведениях авторов.

Цветы
в любые времена играли и будут играть большую роль в нашей жизни, потому что
они приносят радость, хорошее настроение, бодрость. Множество цветов не только
делают нашу жизнь ярче, но и наполняют воздуха вокруг нас тонким и нежным
ароматом. Эти прекрасные создания умеют поглощать негативную энергию, взамен
отдавая положительно заряженные частицы. Цветы — это красота родной Земли,
которую надо беречь, надо создавать собственными руками.

     Нет на Земле
языка лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь
близкому другу цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и все надежды на
лучшее, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов.
Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам,
изображая их в своих произведениях.

Какие же цветы
чаще всего встречаются в сказках и рассказах, что они олицетворяют, что несут
читателям? Это я и решили выяснить в ходе своего исследования.

Основная
часть

Цель
работы —  
рассмотреть сказки и рассказы, в которых
используются образы цветов, и определить, с какой целью народ и писатели
обращаются к ним.

Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:


найти и прочитать сказки и рассказы, в которых есть
образы разных цветов;

-выявить цель
использования образов цветов;

— доказать, что  на
«языке цветов» народ и писатели говорят о том, что считают самым важным и
интересным.

Гипотеза:

в  сказках и
рассказах на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и
интересным.

Объект
исследования:
образы цветов, встречающиеся в сказках
и рассказах.

Предмет
исследования:
цель использования образов цветов в сказках
и рассказах.

Методы:

1.      Поисковый
метод – сбор данных о произведениях литературы и фольклора, которые посвящены
цветам или есть упоминания о них; выяснить, каково значение слов «образ» и
«символ» в литературе;

2.      Аналитический
метод – анализ и систематизация этих данных с последующим выводом.

Актуальность
моей работы
заключается в возможности использовать её
на уроках литературы и изобразительного искусства, биологии. 

   
У всех народов, во всех странах мира цветок — символ прекрасного, эталон
красоты. Природа оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир
цветов. Цветы сопровождают нас от первого дня жизни до последнего, придают
нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее праздники,
смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений. Вероятно,
на Земле нет ни одной страны, в которой не существует сказок о растениях. И это
не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов,  человек  задумывался о том,
какие сверхъестественные силы их породили. Например, многие знают, что с
праздником Ивана Купалы связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем
известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на
несколько мгновений  вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили,
что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть
двери любой темницы. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко,
говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши.
А в одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз
Евы, изгнанной из рая.

            Не
только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту
тему в своих произведениях. « Благоухая, розы рассказывают сказки”, — писал
Гейне.    Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. В
стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем творении встречается
огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич
Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн. “Живая молния!” —
воскликнул Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, —
назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон.

 Кроме
поэтов, многие писатели используют образ цветов в своих рассказах и сказках.

Прочитав
и проанализировав сказки и рассказы, я систематизировала их в зависимости от
символики цветов, которые встретились.

В
сказках Г.Х. Андерсена «Подснежник», Анна Саксе «Подснежник», С.Я Маршак
«Двенадцать месяцев», болгарской сказке «Двенадцать месяцев» и  в рассказе И.
Бунина «Подснежник» я изучила, какую роль играет образ данного цветка в этих
произведениях.

В
рассказе Бунина образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и
смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует
та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено
ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в
котором живет он. Но велика НАДЕЖДА. В сказке С. Маршака «Двенадцать
месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских
морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у
лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и
одарил сиротку своими любимыми цветами — подснежниками. А ведь подснежник издавна
стал для русских поэтов символом пробуждающейся природы, символом весны, света.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, радость. Сюжет
болгарской сказки, возможно, лег в основу произведения Маршака. Подснежник
упоминается и в романтической сказке Андерсена, где «герой» проживает жизнь от
луковицы до засушенного цветка в книге стихов. На языке цветов подснежник
означает «надежду». С ним связывают такие качества как чистоту, невинность,
совершенство и возрождение.

Образ
розы встречается в следующих произведениях:  А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
Андерсен «Снежная королева», турецкая   сказка о прекрасной розе, Гаршин
«Сказка о жабе и розе»,  Оскар Уайльд «Соловей и роза».

Любимым
цветком Андерсена была роза. А символом чего является роза?  Символом любви,
веры и надежды.  Об этом и говорит Г.Х Андерсен: «Да. Герда сохранила в сердце
любовь. Розы, всегда напоминавшие ей о доме, о дружбе с Каем, о бабушке и о
Христе, пробудили девочку от волшебного сна». У Г.Х. Андерсена цветы розы
выступают в ней в роли волшебного помощника Герды.

Считается, что человек, который любит
ухаживать за цветами, видит красоту и обладает даром любви. Подтверждение этим
словам можно найти в произведении Экзюпери «Маленький принц».

Одним из центральных образов символов в сказке «Маленький принц» есть
роза. Это образ глубокий и многозначный. Рассмотрим, что он означает. Это
символ чистоты и любви к ближнему. Маленький принц — чистая душой личность, вот
почему роза появляется на его планете, и он так проявляет заботу о ней. И
важно, что для него увлечение цветов и любовь к людям идут рядом. Вот как он
характеризует дельца: «Он не понюхал ни разу ни одной цветка. Никого
некогда не любил…на самом деле он не человек, он гриб.»

Роза возникает как символ связи между мирами,
ведь зернышко розы появляется на его планете из какого-то иного мира: «…
проклюнулась из семени, занесенного неизвестно откуда…»; «и занесло
сюда еще зерном. Она ничего не могла знать об иных мирах».

Роза
является символом красоты, неповторимости, дива. Даже мысль о том, что она
может исчезнуть; очень мучительная для принца: «Маленький принц не видел
еще таких буйных бутонов и ощущал, что что-то произойдет, какое-то чудо.

Роза
— символ верности: «… его верность цветку, образ мальвы, которая сияет в
нем, будто пламя светильника, даже когда он спит…».

В
«Сказке о жабе и розе» В. Гаршина роза – это символ красоты и чистоты и
самопожертвования во имя любви, не зря же сперва роза была желтой, а потом
соловей окропил ее своей кровью, отдал жизнь, чтобы окрасить ее, но, к
сожалению,  смерть его была напрасной.

Ромашка в сказке Андерсена является примером
доброты, заботы, отзывчивости, а не такими, как синьоры цветы (пион – символ
любви и богатства : «Пионы так и раздували щёки – им всем хотелось стать
побольше роз»: тюльпан – символ кратковременной красоты: «Пестрее, наряднее
тюльпанов никого не было, они  отлично знали это и старались держаться возможно
прямее, чтобы больше бросаться в глаза»), и жестокие мальчишки, чтобы
«ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром
благородства и счастья
».

В
рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» «живут» цветы маки. Они символизируют живое
пламя, память о сыне, благодарность земли, за которую он погиб. А
недолговечность цветения маков – символ его молодой, загубленной фашистами
жизни.

 А
вот в сказке А.М. Волкова  «Волшебник Изумрудного горда»  маки – символ сна и
смерти: «И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля.
Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая
сладковатый усыпляющий аромат и любуясь огромными красными цветами. Веки её
отяжелели, и ей ужасно захотелось спать…


Если Элли останется здесь, она будет спать, пока не умрёт, – сказал лев, широко
зевая. – Аромат этих цветов смертелен. У меня тоже слипаются глаза, а собачка
уже спит».

В
рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле» автор словами дедушки Тита говорит нам
о том, что все прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с
помощью труда. Для дедушки Тита цветок – символ такого чуда, преображения,
когда из мертвого праха рождается красота, сама жизнь, но рождается она после
тяжелого труда.

Образ
Маруси один из ключевых в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».  Автор  не
зря сравнивает Марусю с колокольчиком, который является символом смирения, любви
и честности.
Цветок имеет не
только схожесть формы с церковным колоколом, оба символизируют духовность.
Благодаря девочке, Вася понимает, насколько жесток мир, делящийся на социальные
классы. Мальчик не хочет жить в таком обществе, и решает жить по совести.

Рассказ
Михаила Пришвина «Золотой луг» — быль, рассказанная автором: “Мы жили в
деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг –
золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что
спать одуванчики ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали…”. 
В рассказе «Золотой луг» образ одуванчика символизирует Родину, любовь к жизни,
радости.

В
сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» одна из купеческих дочек – Настенька —
просит отца привезти ей в подарок из заморских стран чудесный цветочек
аленький. В то время её сёстры просят привезти подарки значимые и дорогие и
смеются над сестрой. Отец привёз цветочек Настеньке, и, как и полагается в
русских сказках, посредством этого цветка героиня обрела своё счастье. Прочитав
эту сказку, я поняла, что аленький цветочек – не просто желанный подарок для
Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую
красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а
своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы
показать красоту и простоту души Настеньки.

Алый цвет – это
один из многих оттенков красного. Вероятно, автор не захотел называть растение
просто «Красным цветком» и назвал его красиво «Аленький цветочек». Сейчас,
многие гадают, что же это за цветок и есть ли он вообще. Существует много
достоверностей об «Аленьком цветочке».

Я выбрала, на мо
взгляд, подходящие под описание и местонахождение цветы для этой сказки.

Гравилат
(символики нет). Родом он как раз «из-за тридевяти земель» — с
Балканского полуострова, где частенько бывали русские купцы.

Существует версия,
что купеческая дочь из сказки Аксакова могла возжелать обыкновенный папоротник.
На Руси было популярно суеверие, что в ночь на Ивана Купала папоротник
расцветает и озаряет все вокруг алым светом.

Также на роль
аленького цветочка подходит раффлезия Арнольди. Родина его — один из крупнейших
островов Зондского архипелага — Суматра. Но подходит этот цветок только по
месту нахождения, так как Раффлезия ужасно пахнет и вид у неё не из лучших.

   В сказке В. Катаева тоже есть свой цветок —
чудесный цветик-семицветик. Главная героиня девочка Женя  использует его для
осуществления своих желаний: сначала она желала осуществить с помощью цветка
свои мечты и решить свои проблемы, но потом Женя помогает больному мальчику
обрести здоровье, а заодно обретает и друга. В этой сказке цветок выступает в
роли волшебного помощника девочки Жени, совсем как волшебный клубочек или
зеркальце в русских народных сказках. Кстати, и окрас у него волшебный: семь
лепестков разного цвета. А число «семь» в русских сказках магическое.

Женя,
оторвав жёлтый лепесток, пожелала очутиться дома со связкой баранок (желтый –
радость).

Красный лепесток помог ей восстановить любимую мамину
вазу (красный – любовь).

Синий
лепесток перенёс её на настоящий северный полюс (синий – справедливость).

Лепесток
зелёного цвета спас её от медведей и от холода   (зелёный – спокойствие и мир).

Оторвав
оранжевый лепесток и загадав желание, к Жене повалили игрушки со всего мира
(оранжевый – созидание).

Поняв,
что Евгении не нужно столько игрушек, она оторвала фиолетовый лепесток

 (фиолетовый
– мудрость)

Лепесток
нежно-голубого цвета, она потратила на лечение ноги мальчику Вите (голубой –
разум).

В
сказке Л. Гераскиной «Синий цветочек для мамы», дети Маша и Ваня отправляются в
путь, полный опасностей,  для того, чтобы набрать на грядке у Бабы-Яги синие
цветочки, которые помогут вылечить маму. Может показаться, что и здесь синие
цветочки – волшебные помощники, ведь с их помощью выздоровела мама ребят, но
потом поняла, что не это важно, здесь синий цветочек – символ любви детей к
маме, ведь, чтобы найти лекарство для мамы, нужно было потрудиться и рисковать
своей жизнью.

Заключение

     Образы цветов
играют большую роль в произведениях, начинают приобретать новый, особенный
смысл, становятся своеобразным символом, который проходит через все
произведение, помогая понять их скрытый символический подтекст.

     В моей работе
подтвердилась гипотеза: в рассказах и сказках на «языке цветов» писатели
говорят о том, что считают самым важным и интересным. Я обнаружила, что цель
использования образов цветов может быть разной:

Цветы – волшебные помощники
героев сказок.

Цветы – символ верности,
подвига, бескорыстности, стойкости.

Цветок —  символ любви, веры и надежды, чистоты и
духовности.

Цветок – символ
верности, романтичности, доброты

Цветок – символ
трудолюбия, жизни.

Мир цветов
таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот
приносит радость себе и людям».

Приложение

Символика цветов

Колокольчик – символ честности, духовности
и любви.

Мак – символ сна и смерти.

Одуванчик
счастье, верность,

Ромашка – символ семьи и верности, юность,
невинность, романтичность. Образ скромной красоты, отзывчивости, доброты и
стойкости.

Роза – символ радости, тайны, тишину,
любовь, небесное совершенство, земную страсть, время и верность.

Пион – символ любви и богатства.

Подснежник
– символ весны, надежды и чистоты

Папоротник
– солнечный символ у славян.

Тюльпан
–  символ кратковременной красоты

Символика
цвета

Белый
– символ чистоты, совершенства и невинности.

Зелёный
– символ жизни, мира и покоя.

Синий
– символ вдохновения, справедливости и преданности.

Красный
– символ жизненной энергии и красоты.

Оранжевый
– символ созидания и свободы.

Фиолетовый
– символ доброты и мудрости.

Жёлтый
– символ любви к жизни, радости и смеха.

Голубой
– мудрость и спокойствие.

Розовый
– мечты, цвет грёз.

Список
литературы

1.      Видрак.
Боги и Богини. — М.: ТЕРРА, 1996.

2.      Моложавенко
В.С. Тайны красоты: книга о цветах. М. Педагогика-Пресс,1993.

3.      Сказки
и рассказы авторов  С. Аксакова «Аленький цветок», В. Катаева «Цветик- семицветик»,
Л. Гераскиной «Синий цветочек для мамы»,
Г.Х Андерсена «Ромашка»,
«Снежная королева», С. Маршака «Двенадцать месяцев», А.Саке «Подснежник»,
М.Пришвина «Золотой луг», И.Бунина «Подснежник», А.Платонова «Неизвестный
цветок», «Красные маки», А.Волкова «Волшебник изумрудного города», В.Гаршина
«Сказка о жабе и розе», В.Короленко «Дети подземелья», О.Уальда «Соловей и
роза», Экзюпери «Маленький принц», турецкая сказка о розе, болгарская  и
румынская сказка о подснежнике.

           
http://horo.qip.ru/article/color/znachenie-tsvetov
 
            
http://mfina.ru/psixologiya-cveta 
          
https://sites.google.com/site/floristikalkz/home/znac..

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Андерсен. Краткие содержания произведений

Сюжет и композиция

Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.

Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.

У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку, спасла птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.

Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.

Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.

Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.

Читать краткое содержание сказки Дюймовочка Андерсена

Сказка “Дюймовочка” была написана Гансом Христианом Андерсеном. В ней рассказывается о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его и в скором времени появился нежный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела крошечная девочка с длинными ресницами. За её маленький рост, девочку назвали Дюймовочкой.

Стояла прекрасная солнечная тёплая погода. Дюймовочка спала в ореховой скорлупе прямо на подоконнике, и ласковый ветер нежно теребил её локоны. Девочка была счастлива.

Однажды ночью в открытое окно, когда Дюймовочка сладко спала, вскочила большая зелёная жаба. Она схватила ореховую скорлупу, в которой находилась девочка и поскакала на болото. Её громкое кваканье разбудило Дюймовочку, и она открыла глаза. Каково же было её удивление, когда она осознала, что находится далеко от дома, прямо на листе кувшинки. С широко раскрытыми глазами от ужаса, девочка смотрела на жабу, которая ей что-то квакала.

Всё лето жила девочка на природе. Она сплела себе небольшую кроватку из листьев и травинок. В дождь она укрывалась листом лопуха, а в ясную погоду грелась на солнышке.

Лето закончилось, а на смену ему пришла холодная осень с частыми ливнями и холодными ветрами. А затем и вовсе наступила зима. Девочка буквально умирала от холода и без пищи. Однажды она набрела на нору большой мыши, и постучала в дверь. Мышь оказалась сердобольной, и сразу же впустила Дюймовочку в дом. Девочка съела половинку зерна и сразу почувствовала себя лучше. Полевой мыше пришлось по душе, что девочка мало ест, и она оставила её у себя. По соседству жил слепой крот. Он был затворником и не любил солнечный свет. Всё его занятие сводилось к тому, что он всё время пересчитывал своё богатство. Однажды в голову мыше пришла в голову гениальная идея: она решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Девочка сопротивлялась изо всех сил. Однажды гуляя по подземным владениям крота, она увидела большую мёртвую птицу. Она лежала на холодной земле, и не шевелилась. Это была ласточка. Девочка ласково погладила брюшко большой птицы, и вдруг услышала, что у неё бьётся сердце.

Дюймовочка образовалась и сразу же подсунула под неё несколько прошлогодних листьев, и ещё прикрыла её сверху. Всю зиму добрая девочка ухаживала за больной птицей, а когда пришла весна, ласточка окрепла, и улетела. На прощание она от всего сердца поблагодарила Дюймовочку.

Тем временем настойчивая мышь готовилась к свадьбе. Когда Дюймовочке больше ничего не осталось, как только согласиться, она попросила отпустить её полюбоваться солнышком. Крот и мышь удивились странной просьбе девочке, но всё-таки согласились.

Дюймовочка прощалась с солнечным светом, как вдруг услышала, как кто-то её зовёт. Это снова была ласточка. Она летела в тёплые края, и Дюймовочка решила лететь с ней. Она села на спинку к милой ласточке, и они полетели.

Полевая мышь выбежала посмотреть, где же Дюймовочка, и была крайне удивлена, увидев, что девочка улетела. Они летели над лесами и морями, и в конце концов прилетели в какую-то волшебную страну. К ней на встречу из цветка вылетел прекрасный эльф, и сразу пленил сердце очаровательной Дюймовочки.

1 класс

Оцените произведение: Голосов: 247

Читать краткое содержание Дюймовочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характер

Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Литературное направление и жанр

«Дюймовочка» – литературная сказка. Образ маленькой девочки близок образу Мальчика-с-пальчика братьев Гримм. Из фольклорных мотивов в сказке разве что рождение ребёнка из зерна у бездетной матери.

Даже в детской сказке чувствуется влияние романтизма. Хотя Дюймовочка и девочка, но она будто принадлежит другому миру. Человеческий мир враждебен хрупкой крошечной девочке, она одинока и никем не понята. Только в далёкой идеальной стране она находит себе подобных.

Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Мой учитель ботаники уверял, что они ни о чем не говорят. Не знаю, был ли он глух или скрывал от меня правду, но он клялся, что цветы совсем не разговаривают.

Между тем я знала, что это не так. Я сама слышала их неясный лепет, в особенности по вечерам, когда уже садилась роса. Но они говорили так тихо, что я не различала слов. К тому же они были очень недоверчивы, и если я шла по саду между клумбами или же по полю, то они шептали друг другу: «Тсс!» По всему ряду как бы передавалась тревога: «Замолчите, а то любопытная девочка подслушивает вас».

Но я добивалась своего. Я научилась ступать так осторожно, чтобы не задеть ни одной былинки, и цветы не слышали, как я подходила к ним близко. И тогда, притаившись под деревьями, чтобы они не видели моей тени, я наконец поняла их речь.

Надо было напрягать все свое внимание. У цветов голоса были такие тоненькие, нежные, что дуновение ветерка или жужжание какой-нибудь ночной бабочки совершенно заглушало их.

Не знаю, на каком языке они разговаривали. Это не был ни французский, ни латинский, которым меня в то время обучали, но я его отлично понимала. Мне даже кажется, что я его понимала лучше других знакомых мне языков.

Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не проронить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один из полевых маков заговорил:

— Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я и не считаю никого вправе называть себя более знатным, чем я.

На это астры в один голос ответили, что господин полевой мак совершенно прав. Одна из них, выше и пышнее других, попросила слова и сказала:

— Я не понимаю, чем так кичится семейство роз. Скажите, пожалуйста, разве роза красивее и стройнее меня? Природа и искусство общими усилиями увеличили число наших лепестков и сделали наши краски особенно яркими. Мы, несомненно, богаче, так как у самой роскошной розы бывает много-много двести лепестков, a у нас — до пятисот. А уж таких оттенков лилового и даже почти синего цвета, как у нас, розе никогда не добиться.

— Скажу про себя, — вмешался бойкий вьюнок, — я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то…

— Ах, уж и не говорите об этом, — с жаром перебил полевой мак. — Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный.

— Мы ничем не пахнем, — сказала астра, — и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив.

— Я с вами не согласен! — воскликнул махровый мак, отличавшийся сильным ароматом. — Запах есть отражение ума и здоровья.

Голос махрового мака был заглушён дружным смехом. Гвоздики держались за бока, а резеда раскачивалась из стороны в сторону. Но, не обращая на них внимания, он стал критиковать форму и цвет розы, которая отвечать не могла — все розовые кусты незадолго перед тем были подрезаны, и на молодых побегах лишь появились маленькие бутончики, туго стянутые зелеными свивальниками.

Богато одетые анютины глазки высказались против махровых цветов, а так как в цветнике преобладали махровые, то начались всеобщие неудовольствия. Впрочем, все так завидовали розе, что скоро помирились между собою и стали наперерыв ее высмеивать. Ее сравнивали даже с кочаном капусты, причем говорили, что кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее. Глупости, которые я слушала, вывели меня из терпения, и, топнув ногой, я вдруг заговорила на языке цветов:

— Замолчите! Вы все вздор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!

Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.

Посмотрю-ка, думала я, может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками.

Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Мне хотелось знать, неужели и спирии, которых называют царицами поля, так же горды и завистливы. Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор.

Надо вам сказать, что во времена моего детства еще не существовало многочисленных сортов роз, которые впоследствии были получены искусными садоводами посредством колировок. Тем не менее, природа не обделила нашей местности, где в диком виде росли разнообразные розы. А в саду у нас водилась сентифолия — роза с сотнею лепестков; родина ее неизвестна, но ее происхождение обыкновенно приписывают культуре.

Для меня, как и для всех тогда, эта сентифолия представляла идеал розы, и я вовсе не была уверена, как мой учитель, что она лишь порождение искусного садоводства. Из книг я знала, что еще в глубокой древности роза восхищала людей своей красотой и своим ароматом. Конечно, им в ту пору не была известна чайная роза, которая уж вовсе не пахнет розой, и все эти прелестные породы, которые теперь до бесконечности разнообразят, но, по существу, искажают истинный тип розы. Меня стали учить ботанике, но я понимала ее по-своему. У меня было тонкое обоняние, и я непременно хотела, чтобы аромат считался одним из главных признаков цветка. Мой учитель, нюхавший табак, не разделял моего увлечения. Он был восприимчив только к запаху табака, и если нюхал какое-нибудь растение, то потом уверял, что от него щекочет в носу.

Я во все уши слушала, о чем говорил шиповник над моею головою, так как уже с первых слов я поняла, что речь идет о происхождении розы.

— Побудь еще с нами, милый ветерок, — говорили цветы шиповника. — Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас будет такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы.

Затем я услышала голос ветра, отвечавший:

— Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов.

— Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем, — ответили цветы шиповника. — Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своею красотой обязана только колировке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?

— Как же, с нею связана и моя собственная история. Слушайте и никогда этого не забывайте!

Вот что рассказал ветерок.

— В те времена, когда земные создания еще говорили языком богов, я был старшим сыном царя бурь. Концами своих черных крыльев я касался противоположных точек горизонта. Мои огромные волосы переплетались с облаками. Вид у меня был величественный и грозный. В моей власти было собрать с запада все тучи и разостлать их непроницаемой пеленой между Землей и Солнцем.

Долго я с отцом и братьями царствовал над бесплодной планетой. Нашей задачей было все уничтожать и разрушать. Когда мои братья и я устремлялись со всех сторон на этот беспомощный и маленький мир, то казалось, что жизнь никогда не сможет появиться на бесформенной глыбе, ныне называемой Землею. Если отец мой чувствовал усталость, то ложился отдыхать на тучах, предоставляя мне продолжать его разрушительную работу. Но внутри Земли, сохранявшей еще неподвижность, скрыт был могучий божественный дух — дух жизни, который стремился наружу и однажды, разбивая горы, раздвигая моря, собирая кучу пыли, проложил себе дорогу. Мы удвоили свои усилия, но только содействовали росту бесчисленных созданий, которые благодаря своей малой величине ускользали от нас или сопротивлялись нам самою своею слабостью. На теплой еще поверхности земной коры, в расщелинах, в водах появились гибкие растеньица, плавучие раковинки. Тщетно мы гнали яростные волны на эти крошечные создания. Жизнь беспрестанно появлялась в новых формах, словно терпеливый и изобретательный гений творчества решил приспособить все органы и потребности существ к обуреваемой нами среде.

Нам начало надоедать это сопротивление, по виду такое слабое, но на деле непреодолимое. Мы уничтожали целые семейства живых созданий, но на их место являлись другие, более приспособленные к борьбе, которую они благополучно выдерживали. Тогда мы решили собраться с облаками, чтобы обсудить положение и попросить у нашего отца новые подкрепления.

В то время, как он отдавал нам свои распоряжения, Земля, ненадолго отдохнувшая от наших преследований, успела покрыться множеством растений, среди которых двигались мириады животных самых разнообразных пород, искавшие себе пристанища и пищи в огромных лесах, на склонах могучих гор или в прозрачных водах огромных озер.

— Ступайте, — сказал царь бурь, отец мой. — Смотрите, Земля вырядилась, как невеста, собирающаяся вступить в брак с Солнцем. Разведите их. Соберите огромные тучи, дуйте изо всех сил. Пусть ваше дыхание выворачивает деревья, сплющивает горы, взбаламутит моря. Идите и не возвращайтесь, пока останется хоть одно живое существо, хоть одно растение на этой проклятой Земле, где жизнь хочет водвориться нам наперекор.

Мы отправились сеять смерть в обоих полушариях. Рассекая облачную завесу, как орел, я помчался в страны Дальнего востока, туда, где на покатых низменностях, спускающихся к морю под знойным небом, среди сильной влаги водятся исполинские растения и лютые звери. Я отдохнул от прежнего утомления и теперь чувствовал необыкновенный подъем сил. Я гордился тем, что несу погибель слабым созданиям, которые осмеливались не поддаваться мне с первого раза. Одним взмахом крыла я дочиста выметал целую местность, одним дуновением я выламывал целый лес и безумно, слепо радовался тому, что я сильнее всех могучих сил природы.

Внезапно я почувствовал незнакомый мне аромат и, удивляясь этому новому ощущению, остановился, чтобы сообразить, откуда оно взялось. Тогда я впервые увидел создание, которое появилось во время моего отсутствия, нежное, изящное, прелестное создание — розу!

Я кинулся, чтобы раздавить ее. Она пригнулась, легла на землю и сказала мне:

— Пожалей меня! Ведь я такая красивая и кроткая! Вдохни мой аромат, тогда ты меня пощадишь.

Я вдохнул ее аромат — и внезапное опьянение смягчило мою ярость. Опустившись около нее на землю, я заснул.

Когда я проснулся, роза уже выпрямилась и стояла, слегка покачиваясь от моего спокойного дыхания.

— Будь мне другом, — сказала она, — не покидай меня. Когда твои ужасные крылья сложены, ты мне нравишься. Какой ты красивый! Верно, ты царь лесов! В твоем нежном дуновении я слышу чудную песню. Останься здесь или возьми меня

с собой. Я хочу посмотреть вблизи на Солнце и облака.Я положил розу к себе на грудь и полетел. Но вскоре мне показалось, что она умирает. От изнеможения она уже не в состоянии была со мной говорить, но ее аромат продолжал восхищать меня. Опасаясь погубить ее, я летел тихонько над верхушками деревьев, избегая малейшего толчка. Таким образом, я с предосторожностями добрался до дворца из темных туч, где меня ждал отец.

— Что тебе нужно? — спросил он. — Отчего ты оставил лес на берегах Индии? Я его вижу отсюда. Вернись и уничтожь его поскорее.

— Хорошо, — ответил я, показывая ему розу.- Но позволь мне оставить у

тебя это сокровище, которое я хочу спасти.

— Спасти! — воскликнул он и зарычал от гнева. — Ты хочешь что-то спасти?

Одним дуновением он вышиб из моих рук розу, которая исчезла в пространстве, рассыпая кругом свои поблекшие лепестки.

Я бросился за нею, чтобы схватить хоть один лепесток. Но царь, грозный и неумолимый, в свою очередь, схватил меня, повалил, придавил коленом мою грудь и с силою оторвал мне крыла, так, что перья с них полетели в пространство вслед за лепестками розы.

— Несчастный! — сказал он. — Ты проникся состраданием, теперь ты мне больше не сын. Ступай на Землю к злополучному духу жизни, который оказывает мне сопротивление. Посмотрим, сделает ли он что-нибудь из тебя, когда теперь, по моей милости, ты уже ни к чему не годен.

Толкнув меня в бездонную пропасть, он навеки отрекся от меня.

Я покатился до лужайки и, разбитый, уничтоженный, оказался рядом с розой. А она была весела и благоухала больше прежнего.

— Что за чудо? Я думал, что ты умерла, и оплакивал тебя. Разве ты одарена способностью возрождаться после смерти?

— Разумеется, — ответила она, — так же, как и все существа, поддерживаемые духом жизни. Взгляни на окружающие меня бутоны. Сегодня вечером я уже утрачу свой блеск и должна буду заботиться о своем возрождении, а мои сестры будут пленять тебя своею красотой и благоуханием. Останься с нами. Разве ты нам не друг и товарищ?

Я был до того унижен своим падением, что проливал слезы на землю, к которой отныне чувствовал себя прикованным. Мои рыдания растрогали духа жизни. Он явился мне в образе лучезарного ангела и сказал:

— Ты познал сострадание, ты пожалел розу, за это я пожалею тебя. Твой отец силен, но я сильнее его, потому что он уничтожает, а я созидаю.С этими словами он прикоснулся ко мне, и я превратился в хорошенького румяного ребенка. За плечами у меня внезапно выросли такие крылышки, как у бабочек, и я с восхищением принялся летать.

— Останься с цветками под сенью лесов, — сказал мне дух. — Теперь эти зеленые своды будут укрывать и защищать тебя. Впоследствии, когда мне удастся победить ярость стихии, ты сможешь облетать всю Землю, где тебя будут благословлять и воспевать. А ты, прекрасная роза, ты первая обезоружила гнев своею красотою! Будь же символом грядущего примирения враждебных ныне сил природы. Поучай также будущие поколения. Цивилизованные народы захотят все использовать для своих целей. Мои драгоценные дары — кротость, красота, грация — будут казаться им чуть ли не ниже, чем богатство и сила. Покажи им, милая роза, что нет высшего могущества, чем способность очаровывать и примирять. Я даю тебе титул, который никто у тебя не осмелится отнять во веки веков. Провозглашаю тебя царицей цветов. Учреждаемое мною царство божественно и действует только очарованием.

С этого дня я зажил мирно, а люди, животные и растения горячо полюбили меня. Благодаря своему божественному происхождению я могу выбирать себе место жительства где угодно, но я преданный слуга жизни, которой содействую своим благотворным дыханием, и не хочу покинуть дорогой Земли, где меня удерживает моя первая и вечная любовь. Да, милые цветочки, я верный поклонник розы, а следовательно, ваш брат и друг.

— В таком случае устрой нам бал! — воскликнули цветы шиповника. — Мы будем веселиться и воспевать хвалу нашей царице, розе востока с сотней лепестков.Ветерок зашевелил своими хорошенькими крылышками, и над моей головою начались оживленные танцы, сопровождаемые шуршанием веток и шелестом листьев, которые заменяли бубны и кастаньеты. От увлечения некоторые дикие розы порвали свои бальные платья и осыпали своими лепестками мои волосы. Но это не помешало им плясать дальше, припевая:

— Да здравствует красавица роза, победившая своею кротостью сына царя бурь! Да здравствует добрый ветерок, оставшийся другом цветов!

Когда я сообщила своему учителю все, что слышала, то он заявил, что я больна и что мне надо дать слабительного. Однако бабушка выручила меня и сказала ему:

— Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойство детей. Не смешивайте свойства с недугами!

Ганс Христиан Андерсен — Датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и многих других.

Ганс Христиан Андерсен

Алексей Устюгов

Безответную любовь испытал,

Без семьи всю жизнь свою он прожил,

Но он сказки для детей написал,

В сказках был душой писатель так мил.

И так тонко он знал любовь,

Герду, Кая для сердец принёс,

И напрасно зло нахмурило бровь,

Ветер листик далеко унёс.

Веру Андерсен в сказках внушал,

Веру находил, красоту,

Гадкого Утёнка в чудесах превращал,

И дарил любовь, доброту.

Превращал Утёнка в Лебедя он,

Самый лучший сказочник на земле,

Это всё реально, не сон,

Звёзды вдруг зажглись все во мгле.

Загадки по сказкам Г. Х. Андерсена

Брониславас Бугинас

1. Эта девочка маленькая и хрупкая.

Уместиться смогла в скорлупке.

От того она хороша,

В ней живёт большая душа.

Пусть и меньше она напёрсточка,

Всем нам очень мила (Дюймовочка)

2. Героиня этой сказки всем нравится.

Полюбила она принца красавца.

И в любви безответной тоскуя,

Превратилась в пену морскую.

Всем известна эта сказочка.

А название её (Русалочка)

3. Злая ведьма зло свершила

В птиц всех братьев превратила.

И сестрицу, как могла,

Очернила, прогнала

А сестрёнка в горе тяжком,

Ох, намаялась бедняжка.

Обратить смогла в людей,

Братьев диких (лебедей)

4. Но, а этот мой рассказ,

Про того, который пас.

Толи принц он, толи нищий,

Ты об этом в сказке сыщешь.

Проучил принцессу в раз,

Это хитрый (Свинопас)

5. Всюду вьюги и метели,

Не звенят весны капели.

В той стране одна лишь стужа,

И с добром никто не дружит.

Там на троне сидит дева,

Злая (Снежная королева)

6. Перед нами птичий двор.

Мы заглянем за забор.

Гуси тут, а тут хохлатки,

И у всех свои порядки.

Средь обиды, зла живёт

Неуклюженький урод.

Но обидчики не знают,

Что красавца обижают.

(Гадкий утёнок)

7. В сказке этой испытание,

Доказать принцессы звание.

И по этой самой причине

Уложили спать на перины.

Принцессы сон был очень плох,

А в этом ей помог горох.

(Принцесса на горошине)

8. В этой сказке интересной

Есть красивая принцесса.

А ещё солдат есть бравый,

Что влюблён в принцессу — паву.

В сказке доброй, всем на диво

Есть волшебное (Огниво)

Ганс Христиан Андерсен портрет

Бур Григорий Бурин

В семье сапожника и прачки

Две сотни лет тому назад

Родился гениальный мальчик

С мечтою в голубых глазах.

Семья порой недоедала,

Её душила нищета.

Еды и денег нехватало,

Но грела мальчика мечта.

Мечта о театре и о славе,

Но не случилось сбыться ей.

Он и в мальчишеской ораве

Был одинок среди детей.

За горстку талеров солдатом

Был призван в армию отец,

И был убит в бою, тогда-то.

Стал сиротою наш юнец.

Он нищету познал, побои,

Стыд, оскорбления, голод, боль… .

И уважение такое,

Что мог завидовать король.

Его блистательные сказки

Дарили людям дивный свет.

Но не познал обычной ласки

Великий сказочник-поэт

Мечтал назвать своей женою

Поэт певицу Дженни Линд,

Но был безжалостно судьбою

Отвергнут сдержанный порыв.

Порою посещал бордели.

И, восседая среди дам,

Он вел беседы, в самом деле

Не прикасаясь к их телам.

И не познал любви взаимной

И просто женского тепла.

Он как ребенок был наивный,

Печально жизнь его текла.

И хоть достиг вершин слепящих,

Но тем казнился вновь и вновь,

Что был несчастнее гулящих,

Познавших плотскую любовь.

А под пером струились сказки,

Любви взаимной благодать.

Всё то, о чем он без опаски

Мог говорить, мечтать, желать.

И понял на закате жизни

Он, почитаемый людьми,

Что был бедней последних нищих,

Взаимной не познав любви.

Но с детства он нас учит верить

В любовь в порядочность и честь.

Что стыдно лгать и лицемерить,

И что на свете счастье есть.

Ганс Христиан Андерсен и его Снежная королева

Василий Борисов 77

Неловкий миг и вновь пора идти.

Я чувствую спиной прощающие взгляды.

Хоть лучше Вам*, пожалуй, не найти…

Но мне здесь, к сожалению, не рады.

Возможно ль жизни путь вдвоём пройти?

Я предложить могу любовь и верность.

Барьер, что не даёт к Вам подойти, —

Пороков кандалы? Нет, просто бедность.

Меж нами столько социальной пустоты!..

Кто я?!.. Где вы, во льдах теплом не тронутые чувства?!..

Бог дал Вам столько человечьей красоты,

Сколь мне — любви к прекрасному, к искусству!

Быть музой — Вам совет простой —

Недостижимой целью тайных воздыханий.

Вы — книжный для меня теперь герой

Литературных встреч и расставаний.

Женщины отвергали писателя: несмотря на ухаживания и признания в чувствах, он ни разу не женился. Одна из них, полагают литературоведы, могла послужить пробразом известного персонажа.

Андерсен

Владимир Кузнецов 20 

Северный ветер прохладу принёс —

Вертится флюгер на каменном здании.

Вязаным пледом из сказок и грёз

В ночь укрывается старая Дания.

Буквы взлетают с потёртых листов —

Как надоело лежать на бумаге им!

Бродят по улочкам феи цветов

Во Фредери́ксберге и в Копенгагене.

Быстрые птицы из мира теней —

Сны не навязчивы и не назойливы.

Над головами уснувших детей

Вертятся зонтики олелукойевы.

Жить невозможно без истин святых,

Мир без любви некрасив и безрадостен.

Чтобы добавить в него доброты,

Запоминайте их, сказочник Андерсен.

Быт удивительных старых вещей

Возобновляется где-то в одиннадцать —

Шепчутся души ночных фонарей,

Перья гусиные спорят с чернильницей.

Сыплются звёзды, чтоб стало светлей

Доброй принцессе плести одеяния.

Ангел спасает несчастных детей

От незаслуженного наказания…

Солнечный луч, по-весеннему остр,

Чуть обозначился на горизонте, и

Высохло озеро гердиных слёз,

Оле-Лукойе сложил свои зонтики.

Светятся узкие башенки кирх —

Видимо, Богу известно заранее:

Сказкой согретый взрослеющий мир

Станет добрее и чуть христианнее.

* Оле-Лукойе, Герда — персонажи сказок Андерсена. 

Ганс Христиан Андерсен. К юбилею

Дедушка Володя

Книжками он покорил много стран,

Сказочник Андерсен, Ганс Христиан.

Выдумщик мудрый волшебных затей,

Общий любимец больших и детей.

Нас Андерсен любить учил!

Валентина Глазунова

Скажите, нынче, кто не знает Ганса!?

В его Русалочке — от мамочки краса!

Её любовь и нежность — звук романса,

В котором — вера сына в чудеса!

В сказках его есть и любовь, и верность,

Всё то, что он от мамы получил!

Ведь, детство мальчика — нужда, страданья, бедность!

В мире фантазии он нас любить учил!

Гадкий утёнок — Андерсен, без маски,

В Русалочке — страдания юнца!

Так, жизнь писателя подобна одной сказке,

Где красота — не требует венца!

Мир Андерсена 

Димитрий Кузнецов 

(из цикла «Миниатюры»)

Ты тоже считаешь Андерсена детским писателем? А он ведь совсем не детский. Да, в ранние годы его читал едва ли не каждый. Но мало кто перечитывал потом, взрослыми глазами.

Видишь ли, Ганс Христиан писал даже не сказки, не сюжетные новеллы, он писал притчи, смысл которых более глубок, чем видится изначально. Есть в его волшебной шкатулке один бриллиант с длинным названием «Ветер рассказывает о дочерях Вольдемара До». На первый взгляд, это — всего лишь лирическая повесть с грустным концом о том, как разорилась и погибла одна богатая семья. Но всё не так просто. Прочти эту сказку внимательно, не торопясь, и ты увидишь причины краха отдельных семей и некоторых государств, и целых империй. И увидишь то, что даёт нам силы жить в самых невозможных ситуациях.

А знаешь, что лучшие переводы Андерсена на наш язык сделаны не сейчас, а ещё в XIX веке? И принадлежат они… датчанину Петру Ганзену и его русской жене Анне. Да, переводы Петра и Анны Ганзен считаются классическими вот уже почти полтора столетия. Андерсена, впрочем, переводили и другие, и совсем неплохо. Но Ганзены были не только талантливыми литераторами, они были верующими людьми, а вера — единственный ключ к пониманию мира Ганса Христиана.

Андерсен — глубоко христианский писатель, книги которого непременно нужно читать взрослым людям. Мне думается, его очень не хватает сейчас, в наше жёсткое, торопливое время. Ты открой его для себя, обязательно открой – не только сказочника, но и романиста, мудреца, философа… Я думаю, если хотя бы некоторые из нас обратятся к Андерсену, мир станет лучше.

А что из сказок этих следует

И что пока сокрыто тьмой,

Нам ветер северный поведает

Холодной снежною зимой.

Не раз история расскажется,

Не раз под вьюгу за окном

Давно знакомое покажется

Непостижимым,

Странным сном.

Вот жизнь —

Она, как сказка, длинная,

А в ней годов — наперечёт.

… Глотает дым труба каминная,

И жар по комнате течёт.

И ветер дует, дальний крик его

Перелагается в слова

В томах датчанина великого

Чудесной силой волшебства.

Сredo Андерсена 

Владислав Морев 

«Весь Мир — это Светоч Сказки,

Разлитой в Предмете Каждом, —

Возьмите лишь Холст и Краска,

И, глядя в Себя отважно,»

«Художником Слова будьте,

Фантазией правя резвой:

Себя увлеките Сутью, —

Скользите по Граням Лезвий!»

«У Вещи любой Легенду

Найдите в Её Молчанье, —

Распутайте эту Ленту

С Начала до Слёз Прощанья;»

«Вложите в Неё Людское, —

Страданья, Мечты, Победы, —

И Драму связав с Игрою,

Пустите их бег по Свету.»

«Нет Проще — и нет Сложнее, —

Чем Бездну зажать в Ладошку:

Кто Притчу постичь сумеет,

Тот пишет Не Понарошку, — »

«Ведь Сказка любая глубже

Чем Проза, Стихи и Песни, —

Примером Живущим служит

Понятным, Простым и Честным.»

«Пишите Её искусно, —

Как Повесть Детей и Взрослых, —

Пусть будет им Вместе грустно,

И весело, и серьёзно;»

«Пусть Каждый в Героях видит

Себя и Свои Творенья, —

Отбросив Мирское Сито,

Что моет сырые Мненья!»

«И помните: в Многоликом

Танцуют Сюрприз и Свежесть:

За Каждым «Простым» и «Тихим»

Скрывается Сказки Вечность!..»

Андерсен 

Григоренко Наталия 

Средь улиц столицы праздничной,

где гомон и суета,

бродил одинокий Сказочник,

рассеянный, как всегда.

Мальчишки смеялись весело:

неловкий чудак такой…

Но всё изменялось вечером

в каморке полупустой.

Её озаряла светлая

Фантазья (забыть невмочь!)

Там братьям Элиза бедная

рубашки плела всю ночь.

Хоть нежные пальцы ранила,

но верила: «Их спасу!»

Дюймовочка в зиму раннюю

дрожала, ютясь в лесу.

Молчал соловей игрушечный,

и был Император зол.

Все кланялись так заученно

тому Королю, что гол.

Смешная Принцесса охала,

всю ночь не смыкая глаз.

Мешала ей спать горошина!

Насвистывал Свинопас.

Там Гадкий Утёнок радостно

смотрел на летящих птиц.

А трепетная Русалочка

шла к Принцу, — сквозь толпы лиц…

Под небом прекрасной Дании

творил он, дышал и жил…

Не умер тот добрый Сказочник!

Величье своей души

вложил он с любовью в образы,

что трогают и сейчас…

День жаркий к закату клонится,

но я изумлённых глаз

с страниц не спускаю: светлая

Фантазья пленила вдруг…

Те сказки — как Песнь победная

Любви, Красоте, Добру!

Андерсен 

Димитрий Кузнецов 

Отголоски молвы нам сулят повторение бедствий,

Умножается ноль, истощается силы запас…

Что поделать, увы, неспокойно опять в королевстве,

Где расстрелян король, а на троне сидит свинопас.

Время тянется, но — незаметнее годы при этом,

По минутам-векам лёг сомнения меридиан:

Я не верю давно манифестам, декретам, газетам,

Верю вашим строкам, уважаемый Ганс Христиан.

Верю вашим словам, верю вашей печальной улыбке,

Верю в то, что меня защищает Господня рука,

Ведь и мне, как и вам, слышен голос тоскующей скрипки,

Но не видно огня, а беззвёздная ночь глубока.

Всюду замкнутый круг, с пережитым до робости схожий,

Только в мире пустом на какие-то четверть часа

Вы приходите вдруг, плащ и трость оставляя в прихожей,

Открываете том и творите свои чудеса.

Хансу Кристиану Андерсену

Евгения Кириченко

Не знает путь лиловый компас к детству:

Где вечной сказкой нежит горизонт,

Где могут думы гениев согреться,

И скрыть в печали леденцовый зонт.

Цветных дорожек так осталось мало,

Почти исчезли в сердце зрелых лет.

И волшебства, как роз зимой, не стало,

Лишь воскрешает детский мир поэт.

Сказка Андерсена

Елена Коковкина

Уберу на полку книжку.

(Старый Андерсен, прости!)

Поведу гулять мальчишку

Лет без малого шести.

Он не хочет быть беспечным

И по-своему умён.

Пусть не Принц, но бесконечно

Он в Русалочку влюблён.

Соберёт морскую пену

На ладошку и молчит,

Веря в то, что непременно

Сам Русалку оживит…

Старый Андерсен — кудесник

Лёгким пёрышком взмахнёт,

Нежный вздох волшебной песни

Счастье детское вернёт…

Ганс Христиан…

Ирина Фетисова-Мюллерсон

С любовью к Великому Волшебнику в День Его Сказочного Рождения

Ганс Христиан… добрый Ганс Христиан!

Вы не исчезли из жизни безвестно —

Сколько взросло поколений землян

На островах Ваших сказок прелестных!

Образов дивных заманчивый плен

Манит сильней и прочнее с годами,

Будто мы выросли только затем,

Чтоб постоянно беседовать с Вами.

Веря в любовь, в бескорыстие, честь,

Многие стали духовно богаче,

Но подлецов тоже в сказках не счесть —

Словно и в жизни, а как же иначе?

Мир говорящих предметов, цветов,

Мир изумительных вечных героев

Нам без конца открываться готов,

Словно цветы белоснежной порою…

Сказок любимых извечный дурман

Властно царит на любимой планете…

Ганс Христиан… добрый Ганс Христиан!

С Вами, пожалуй, мы — вечные дети…

Андерсен 

Никита Брагин 

Ах, мой милый Андерсен,

нам ли жить в печали?

Будь со мною радостен,

светел как хрусталик —

песенки фонариков,

болтовню цветов,

как когда-то маленький,

слушать я готов.

В нашем мире муторном,

плоском как татами,

дорожа минутами,

мы сорим годами…

Пирамиды рушатся,

звёзды сочтены,

детскими игрушками

мусорки полны.

А душа всё тянется,

а душа стремится,

всё ночует, странница,

на твоей странице,

встретит зорьку раннюю,

тихо слёзы льёт,

словно в сердце раненом

тает колкий лёд.

Ах, мой милый Андерсен,

как ты стар и сгорблен…

Нам же не по адресу

сумраки и скорби,

нам бы звёзды синие,

языки костра,

нам бы соловьиные

трели до утра…

Нам травой некошеной

надышаться в поле,

неразменным грошиком

наиграться вволю…

Всё пройдет, мой Андерсен,

всё уже прошло —

тает нежным абрисом

светлое крыло.

Сказкам Ганса Христиана Андерсена

Наталия Ломейко-Громовая

Очарование молчанья,

Неспешность нежной тишины,

Звезды неяркое мерцанье

В холодном отблеске Луны.

Декабрьских чародейств проказы:

Не угадать, где ночь, где день.

Страницы Андерсена сказок,

Там Королевы Снежной тень.

И в диво погружаюсь я,

И жаль мне девочку со спичкой.

Слышны рулады соловья

И слёзы над судьбою птичьей.

Спасибо Вам, великий Мастер,

За то, что снежною зимой

Я возвращаюсь в лето сказки

И причащаюсь ей душой.

Читая сказки Андерсена

Соловьёва

У каждого — своя горошина,

Что, как принцессе, не даёт уснуть:

Туника шёлковая сброшена —

И шубка жаркая готова в путь.

А где же пёс — глаза колёсами —

Что будет мне всегда служить в пути?

Как поле, жизнь цветёт вопросами,-

И где на них ответы мне найти?

И каждый день — вся жизнь — как кружево,-

Когда — нибудь от Вас уйду я прочь,-

Достать бы мне со дна жемчужину —

И слушать бы истории под ночь:

…Глазищи синие. От голоса

На небесах сверканье ярких звёзд.

…И грудь, и стройный стан, и волосы,

Но вместо ног — холодный рыбий хвост.

…Вот облака — пурпУр и золото.

В каюте принц, красивый, как июль.

Душа поёт — и сердце молодо,

И ветер шевелИт на окнах тюль.

Легко ль отдать всё драгоценное —

И кровь опять пульсирует в висок.

Похвалит ли в ответ Вселенная

Иль выбросит без жизни на песок?

Из- за любви лишиться голоса?

Душевный потерять навек покой?

ОсЫпаться на землю колосом?

Иль серебристой пеной стать морской?

Андерсен 

Татьяна Боженкова 2 

В городе скучном, под нудным дождем

Бродит устало старик под зонтом.

Образы сказок встают перед ним.

Ночь опустилась, проулком глухим

К морю бредет он, где плещет волна

В вОлнах русалка и ночь холодна.

Вдаль улетает гусей диких клин —

Гадкий утенок тоскует один.

Дома в камине огонь прогорит

Олово в пепле слезою горит.

Бедный солдатик расплавлен в печи

Помнишь, о нём мы рыдали в ночи

Сказки из детства входили к нам в дом

То, огорчая, то радостный звон

«Ах мой милый Августин!» слышалось мне

Всё это виделось в

сказочном сне.

Так свинопаса горшочек играл,

Фрейлины видели, как целовал…

Гаснет свеча, догорает камин

Дремлет старик у камина один.

Сказки вокруг свой ведут хоровод

Новые снятся, стучат у ворот.

Ганс-Христиан Андерсен

Шведова Наталья Анатольевна

Он не заискивал перед начальством,

И шляпу им в угоду не снимал…

Кому-то он казался шарлатаном,

А он был сказочник и сам об этом знал!

Он разговаривал с буфетом и с иголкой,

В цветок «прописывал» он девочку пожить,

Снеговика он с печью, и игрушки

Старался примирить и поженить…

А королева с севера смирялась

И таяла от девочки, смелей,

Великодушней не было которой,

И превращал людей он в лебедей…

И принц его простым был из народа,

Принцесса на горошине спала…

Он жил один… порою без обеда,

Порою — проще, даже без гроша…

Теперь те сказки и истории читают

И знают с детства люди всех времен…

И Ганса-Христиана вспоминают —

Ведь Андерсен единственный был он!

  • Сказки про химические реакции
  • Сказки про хлеб для детей читать
  • Сказки про хорошее поведение для детей читать
  • Сказки про хлебобулочные изделия для детей
  • Сказки про трудолюбие для детей