Математика – наука не только точная, но и довольно сложная. Не всем она дается легко, а приобщить ребенка к усидчивости и любви к числам еще сложнее. В последнее время у педагогов пользуется популярностью такой метод, как математические сказки. Результаты пробного использования их в практике впечатлили, и поэтому сказки стали эффективным способом приобщения детей к науке. Все чаще к ним прибегают в школах.
Рассказы про числа для самых маленьких
Сейчас, прежде чем ребенок пойдет в первый класс, он уже должен уметь писать, читать и совершать самые простые математические действия. Родителям пойдут на пользу математические сказки для дошкольников, поскольку с ними малыши познают удивительный мир цифр в игровой форме.
Такие рассказы – это простые истории про добро и зло, где главными героями выступают числа. У них своя страна и свое царство, есть короли, учителя и ученики, а еще в этих строках обязательно присутствует мораль, уловить которую и нужно маленькому слушателю.
Сказка про гордую Цифру Один
Однажды Цифра Один шла по улице и увидела в небе ракету.
— Привет, быстрая и шустрая ракета! Меня зовут Цифра Один. Я очень одинокая и гордая, как ты. Я люблю ходить одна и ничего не боюсь. Я считаю, что одиночество – это самое важное качество, и тот, кто один, тот всегда прав.
На это ракета ответила:
— Почему я одна? Совсем наоборот. Я везу в небо космонавтов, они сидят у меня внутри, а вокруг нас – звезды и планеты.
Сказав это, ракета улетела, а наша героиня пошла дальше и увидела Цифру Два. Она сразу поприветствовала гордую и одинокую подругу:
— Привет, Один, пошли гулять со мной.
— Не хочу, мне нравится быть одной. Тот, кто один, тот считается самым важным, – молвила Единица.
— Почему ты думаешь, что тот, кто один, тот самый важный? – спросила Двойка.
— У человека одна голова, и она самая важная, значит, один – это лучше, чем два.
— Хоть у человека и одна голова, но руки две и ноги две. Даже на голове по паре глаз и ушей. А это самые важные органы.
Тогда Единица поняла, что одному быть очень сложно, и пошла гулять с Цифрой Два.
Забавные математические числа. Сказка про Три и Два
В одном школьном государстве, где все детки любили учиться, жила-была Цифра Пять. И все остальные ей завидовали, особенно Три и Два. И однажды решили две подруги изгнать Пятерку из государства, чтобы ученики полюбили их, а не заветную оценку. Думали-думали, как это сделать, но по законам школьного государства прогнать цифру никто не имеет права, она может уйти только по собственному желанию.
Решили Три и Два сделать хитрый ход. Они поспорили с Цифрой Пять. Если она не выиграет, она должна уйти. Предметом спора выступал ответ мальчика-двоечника на уроке математики. Если он получит отменку «пять», то отважная цифра выиграет, а если нет, то победителями будут считаться Три и Два.
Цифра Пять честно готовилась к уроку. Она весь вечер занималась с мальчиком, учила цифры и составляла равенства. На следующий день ученик получил в школе «пять», наша героиня выиграла, а Тройке и Двойке пришлось сбежать с позором.
Математические сказки для детей младшего школьного возраста
Малыши с удовольствием слушают математические сказки. По математике 3 класс с их помощью легче усваивает материал. Но не только слушать, но и сочинять свои собственные истории могут ребята в этом возрасте.
Все рассказы в этот период подбираются довольно простые. Главными персонажами выступают числа и знаки. Очень важно в этом возрасте показать ребятам, как нужно правильно учиться. Много полезной информации родители и педагоги могут найти в книгах за 3 класс («Математика»). Математические сказки с разными героями расскажем далее.
Притча про большие числа
Собрались как-то раз все большие цифры и пошли в ресторан отдохнуть. Среди них были отечественные – Ворон, Колода, Тьма, которым уже по тысячи лет, и гордые иностранные гости – Миллион, Триллион, Квинтиллион и Секстиллион.
И обед они заказали знатный: блины с красной и черной икрой, дорогое шампанское, едят, гуляют, ни в чем себе не отказывают. За их столиком официант работает – Нолик. Бегает туда-сюда, все подает, битые фужеры убирает, ухаживает, сил не жалея. А высокие гости знай себе твердят: «Принеси то, принеси се». Не уважают Нолика. А Секстиллион еще и подзатыльник дал.
Обиделся тогда Нолик и уволился из ресторана. И стали все высокие Большие Числа обыкновенными Единицами, ничего не стоящими. Вот так, нельзя обижать даже тех, кто кажется неважным.
Уравнение с одним неизвестным
А вот еще одна математическая сказка (3 класс) – про неизвестный Икс.
Однажды встретились разные цифры в одном уравнении. И были среди них целые и дробные, большие и однозначные. Они раньше не встречались так близко, поэтому и начали знакомство:
— Здравствуйте. Я – Единица.
— Добрый день. Я – Двадцать Два.
— А я – Две Третьих.
Так представлялись они, знакомились, а одна цифра стояла в сторонке и не называла себя. Ее все спрашивали, допытывались, но на все вопросы цифра говорила:
— Не могу сказать!
Обиделись на такое заявление числа и пошли к самому уважаемому Знаку Равенства. А он и ответил:
— Не волнуйтесь, придет время, и вы обязательно узнаете, что это за цифра. Не спешите, пускай это число пока остается неизвестным. Назовем его Икс.
Все согласились со справедливым Равенством, но все же решили держаться от Икса подальше и перешли за знак равенства. Когда все числа выстроились в ряд, они начали умножаться, делиться, суммироваться и отниматься. Когда все действия были произведены, оказалось, что неизвестный Икс стал известным и равнялся всего одному числу.
Так раскрылась тайна загадочного Икса. А сможете ли вы разгадать математические сказки-загадки?
Истории про числа для пятого класса
В пятом классе дети все больше знакомятся с арифметикой и способами исчисления. Для них подойдут более серьезные загадки. В этом возрасте хорошо приобщать ребят к собственному сочинению историй о тех вещах, которые они уже изучили. Рассмотрим, какой должна быть математическая сказка (5 класс).
Скандал
В одном царстве Геометрии жили разные фигуры. И существовали они вполне мирно, дополняя и поддерживая друг друга. За порядком следила царица Аксиома, а в ее помощниках были Теоремы. Но однажды Аксиома заболела, и этим воспользовались фигуры. Они стали выяснять, кто из них главней. В спор вмешались Теоремы, но они уже не могли сдержать общей паники.
В результате хаоса в царстве Геометрии у людей начались большие неприятности. Все железные дороги перестали работать, так как параллельные прямые сошлись, дома перекосились, потому что прямоугольники сменились октаэдрами и додекаэдрами. Машины встали, станки вышли из строя. Казалось, весь мир пошел наперекосяк.
Увидев все это, Аксиома схватилась за голову. Она приказала всем Теоремам выстроиться и следовать друг за другом в логическом порядке. После этого все Теоремы должны были собрать все свои подведомственные фигуры и объяснить каждой ее великое предназначение в мире человека. Так восстановился порядок в стране Геометрии.
Сказка о Точке
Бывают совершенно разные математические сказки. Цифры и числа, дроби и равенства фигурируют в них. Но больше всего пятиклассникам нравятся истории о тех вещах, с которыми они только начинают знакомиться. Многие ученики не понимают важности простых, элементарных вещей, без которых рухнул бы весь мир математики. Объяснить им важность того или иного знака призвана вот такая математическая сказка (5 класс).
Маленькая Точка чувствовала себя очень одиноко в царстве Математики. Она была настолько крохотной, что о ней постоянно забывали, ставили где попало и совершенно не уважали. То ли дело прямая! Она большая, имеет длину. Ее видно, и никто не забудет ее нарисовать.
И задумала Точка сбежать из царства, ведь из-за нее всегда одни проблемы. Ученик двойку схватит, потому что точку забыл поставить, или еще чего. Чувствовала она недовольство других и сама от этого переживала.
Но куда бежать? Царство хоть и большое, но выбор-то невелик. И тогда на помощь Точке пришла Прямая и говорит:
— Точка, беги по мне. Я ведь бесконечна, так и выбежишь за пределы царства.
Точка так и сделала. И как только она пустилась в путь, в Математике наступил хаос. Числа заволновались, сбились в кучу, ведь теперь некому было определить их место на цифровом луче. А лучи стали растворяться на глазах, у них ведь не было Точки, которая ограничивала бы их и превращала в отрезки. Числа перестали умножаться, ведь теперь знак умножения заменили на косой крестик, а что с него взять? Он же косой.
Заволновались все жители царства и стали просить Точку вернуться. А она знай себе катится, как колобок, по бесконечной прямой. Но услышала она просьбы своих соотечественников и решила вернуться. С тех пор Точка не только имеет свое место в пространстве, но очень уважаема и почитаема, и даже имеет свое определение.
Какие сказки можно читать шестому классу?
В шестом классе дети уже многое знают и понимают. Это уже взрослые ребята, которых вряд ли заинтересуют примитивные истории. Для них можно подобрать что-то посерьезней, к примеру математические задачи-сказки. Приведем несколько вариантов.
Как образовалась координатная прямая
Эта история о том, как запомнить и понять, что такое числа с отрицательным и положительным значением. Поможет разобраться в этой теме математическая сказка (6 класс).
Ходил-бродил по земле одинокий Плюсик. И не было у него друзей. Так бродил он по лесу долго-долго, пока не встретил Прямую. Она была неуклюжей, и с ней никто не хотел общаться. Тогда Плюсик предложил ей гулять вместе. Прямая обрадовалась и согласилась. За это предложила она Плюсику сидеть на ее длинных плечах.
Пошли друзья дальше и забрели в темный лес. Долго бродили они по узким тропинкам, пока не вышли на полянку, где стоял домик. Постучали они в дверь, и открыл им Минус, который тоже был одинок и ни с кем не дружил. Тогда он присоединился к Прямой и Плюсику, и пошли они дальше вместе.
Вышли они к городу Чисел, где проживали одни цифры. Увидели цифры Плюсика и Минусика и сразу захотели с ними подружиться. И стали они хватать то одного, то другого.
На шум вышел король царства Нуль. Он приказал всем выстроиться вдоль прямой, а сам встал посередине. Все, кто хотел быть с плюсом, должны были встать на одинаковом расстоянии друг от друга с правой стороны от короля, а те, кто с минусом, – так же, но слева, в порядке возрастания. Так образовалась координатная прямая.
Загадка
Темы математических сказок могут охватывать все пройденные вопросы. Вот одна хорошая загадка, которая позволит обобщить знания в геометрии.
Собрались как-то раз все четырехугольники вместе и решили, что нужно выбрать среди них самого главного. Но как это сделать? Решили провести испытание. Кто из поляны доберется до царства Математики первым, тот и станет главным. На том и сошлись.
На рассвете вышли все четырехугольники с поляны. Идут, а дорогу им пересекает быстрая река. Она и говорит:
— Не все смогут перейти через меня. На ту сторону переберутся только те из вас, у кого диагонали в точке пересечения делятся пополам.
Кто-то остался, а остальные двинулись дальше. На этот раз на пути встала высокая гора. Она поставила свое условие:
— Покорить мою вершину смогут только те, у кого диагонали равны.
Снова у подножия остались проигравшие четырехугольники, а остальные пошли дальше. Вдруг – обрыв с узеньким мостом, по которому может пройти только один, тот, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.
Вот вам вопросы:
— Кто же стал главным четырехугольником?
— Кто был основным конкурентом и дошел до моста?
— Кто первым покинул соревнования?
Загадка о равнобедренном треугольнике
Математические сказки по математике могут быть очень занятными и уже в своей сути содержать скрытые вопросы.
В одном государстве жила-была семья Треугольника: мать-сторона, отец-сторона и сын-основание. Пришла пора выбирать сыну себе невесту.
А Основание был очень скромным и трусливым. Боялся он всего нового, но делать нечего, нужно жениться. Тогда мать и отец нашли ему хорошую невесту – Медиану из соседнего царства. Но была у Медианы жутко противная няня, которая устроила нашему жениху целое испытание.
Помогите незадачливому Основанию решить сложные вопросы няни Геометрии и жениться на Медиане. Вот сами вопросы:
— Расскажите, какой треугольник называется равнобедренным.
— Чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего?
— Кто такая Медиана и в чем ее особенность?
Загадка о пропорциях
В одной стороне, неподалеку от царства Арифметики, жили четыре гнома. Назывались они Тут, Там, Где и Как. Каждый Новый год один из них приносил небольшую елочку высотой один метр. Они ее наряжали 62-мя шариками, одной сосулькой и одной звездочкой. Но однажды решили они все вместе пойти за елкой. И выбрали они самую красивую и самую высокую. Принесли домой, а оказалось, что украшений мало. Измерили елку, а она оказалась в шесть раз больше обычной.
Подсчитайте с помощью пропорции, сколько украшений нужно докупить гномам.
Герой планеты Фиалка
В результате исследований было обнаружено, что на планете Фиалка живут разумные существа. Было решено отправить туда экспедицию. В состав команды попал двоечник Коля. Так случилось, что до планеты удалось добраться лишь ему одному. Делать нечего, нужно выполнять ответственное задание с Земли.
Как оказалось, все жители планеты жили в круглых домиках, потому что население не умело вычислять площадь прямоугольников. Земляне решили помочь им, и сделать это должен был Коля.
Но мальчик плохо знал геометрию. Учиться он не хотел, домашнее задание всегда списывал. Делать нечего, нужно придумать, как научить жителей Фиалки находить необходимую площадь. С большим трудом Коля вспомнил, что один квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, а квадрат со стороной 1 м – 1 кв. м. и так далее. Рассуждая так, Коля нарисовал прямоугольник и разделил его на квадраты по 1 см. В нем поместилось их 12 шт., 4 с одной стороны и три – с другой.
Затем Коля начертил еще один прямоугольник, но уже с 30 квадратиками. Из них 10 размещались вдоль одной стороны, 3 – вдоль другой.
Помогите Коле вычислить площадь прямоугольников. Запишите формулу.
А вы сможете сочинить свои математические сказки или задачи?
30 декабря 2016
ditim
Просмотров:
Мы не можем не поделиться находкой, обнаруженной нами в одном из бабушкиных журналов. Это сказка о муравье Мурашке, который учился математике. В занимательной форме сказка знакомит с цифрами, помогает усвоить счет.
В сказке Мурашка овладевает как раз тем материалом, который изучается на уроках математики в первом классе. Он начинает жить, начинает учиться. Авторы надеются, что дети будут критически оценивать поступки и слова Мурашки и его друга Муравчика. Помогите им в этом. Если ребенок читает сам, дайте ему прочесть сказку и обсудите ее после чтения. Если же пока что читать ребенку трудно, не пожалейте времени — прочтите сказку вслух.
Чтобы чтение не было пустым развлечением, чтобы оно достигло цели, нужно проделать некоторую дополнительную работу. Какую? Это мы установим, прописав наши задачи вслед за текстом сказки.
Сказка про счет, о цифрах для детей
Однажды в старом глухом лесу в огромном муравейнике родился маленький муравьишка, которого назвали Мурашка. День был самый обычный. На небе светило яркое солнышко, отогревая озябшие за ночь облака, а на земле лиловые колокольчики весело перезванивались с нарядными ромашками.
Муравьи-строители чинили крышу муравейника. Муравьи-ученые писали толстые и мудрые книги, а муравьи-охотники еще с утра ушли в страну Дальних Трав за добычей. И только муравьи-няни заметили появление на свет нового муравья. Одна пожилая няня так и сказала:
— Ну вот, еще одним муравьем на свете стало больше. Назовем его… Мурашкой.
Она ласково улыбнулась и, взяв его за лапку, повела умываться. Мурашка не стал хныкать и сопротивляться. Он не знал, что такое «умываться», ведь он еще ни разу в жизни не умывался.
Потом его вместе с другими новорожденными посадили за стол.
— Главное, — сказала няня, — научиться правильно есть. Вот ты уже полез в кашу не той лапкой.
— А какой надо? — пискнул Мурашка.
И няня объяснила:
— У муравья шесть лапок.
— Шесть, — пискнул Мурашка.
— Первая и вторая лапы спереди. Считай: один, два — и показывай мне лапки.
— Один, два, — сказал Мурашка и по очереди показал няне обе передние лапки.
— Третья и четвертая лапы посередине. Вот эти. Считай: три, четыре.
— Три, четыре, — повторил Мурашка и показал две средние лапки.
— Пятая и шестая задние: пять, шесть.
Мурашка и тут не ошибся.
— Ну, а теперь показывай снова.
И Мурашка сказал:
— Один, два, пять, шесть, три, четыре.
Няня похвалила его: ведь он правильно показывал лапы и правильно называл числа.
— Только знаешь, Мурашка, так никто не считает. Нужно считать по порядку: один, два, три, четыре, пять, шесть. Тут каждое следующее число больше предыдущего.
— А каждое предыдущее меньше, — сообразил Мурашка.
— Ишь ты, какой способный — восхитилась няня. — Ну, ешь кашу.
Мурашке каша так понравилась, что он даже стал вылизывать тарелку.
— Бери пример с Муравчика, — сказала няня. — Он съел свою порцию, и больше ему не надо.
— Мне тоже никакого больше не надо, мне каши надо, — сказал Мурашка.
— Эх, малыш, малыш, — огорчилась няня, — ты так и не понял, что такое больше.
— Понял, — сказал Мурашка. — Это я просто так сказал.
— А ну, ответь мне, какие числа больше числа 3.
— 4, 5 и 6, — сказал Мурашка.
— А назови число, большее чем 6.
— Больше, чем 6, чисел не бывает. Все остальные числа — 1, 2,3, 4, 5 — меньше, чем 6.
Няня засмеялась:
— Ладно, подрастешь и узнаешь, что есть на свете и большие числа.
И она велела Мурашке пойти погулять.
Мурашка и Муравчик выбежали на Солнечную Лужайку. Как здесь чудесно! Они взялись за лапки и стали танцевать, смешно подергивая своими маленькими усиками. Потом они запели песенку, которую только что сами сочинили :
Солнце светит веселей
На лужайке нашей,
Мы становимся сильней
От чудесной каши.
Они еще долго так беззаботно веселились, но к ним подошел старый рабочий муравей и стал их стыдить:
— Ай-ай-ай! Такие молодые, а уже лентяи. Все работают, а вы нет. Пошли бы помогли еловые иголки носить к муравейнику. А кто соберет больше, тот получит приз-сюрприз!
И Мурашка с Муравчиком побежали собирать еловые иголки.
— Я соберу больше тебя! — закричал на ходу Муравчик.
«Если Муравчик соберет больше меня, значит, я соберу меньше », — сообразил Мурашка и закричал:
— Не бывать этому! Я соберу больше!
И они стали носить к муравейнику еловые иголки — длинные и короткие, толстые и тонкие, все время приговаривая :
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— А потом они опять запели:
Мы работаем, как львы,
Возле этой елки.
Очень любят муравьи
Собирать иголки.
К вечеру около муравейника возвышались две огромные кучи еловых иголок.
— Всё, приз-сюрприз мой! — облизнулся Муравчик.
— Это почему же? — обиделся Мурашка.
— А потому, что моя куча выше, а твоя ниже.
— Но зато моя шире, а твоя уже, — ответил Мурашка.
— А у меня иголки в куче толстые, а у тебя тонкие.
— А у меня они длинные, а у тебя короткие.
— В чем дело, чего расшумелись? — прыгнул к ним зеленый кузнечик. Прыгая весь день по Солнечной Лужайке, он успевал быть в курсе всех событий. Поэтому кузнечик считал себя очень умным и очень знающим. Вот и сейчас он важно заявил Мурашке и Муравчику:
— Я вас рассужу. Мне это очень легко сделать. Я уже не раз был самым главным судьей в самых ответственных соревнованиях.
И он хвастливо запрыгал около куч с еловыми иголками.
— Итак, у Муравчика куча выше, а у Мурашки ниже, — сказал кузнечик.
— Значит, победил Муравчик, — захлопала крыльями бабочка-капустница. Она вместе с майским жуком прилетела на шум и стала болеть за Муравчика.
— Но у Мурашки куча шире, чем у Муравчика, значит, победил кто? — Мурашка! — сказал рассудительный майский жук.
— У Муравчика иголки толстые-претолстые. Я даже ни одной иголки сдвинуть с места не могу. А у Мурашки они вон какие тонкие. Победил Муравчик! — не унималась бабочка-капустница.
— Хе-хе, Муравчик. Да ты посмотри, какие у Мурашки иголки-то длинные, а у твоего Муравчика в куче иголки все сплошь коротышки. Нет, нечего и говорить, победил Мурашка, — настаивал майский жук.
— А нам все равно, какие иголки, длинные или короткие, нам всякие иголки нужны для дела, — вступили в спор муравьи-строители, — нам важно, СКОЛЬКО иголок, а в зависимости от того, какие они, мы пускаем их на разные нужды. Вы уж, кузнечик, узнайте, кто из них собрал больше иголок, тому и присудите приз-сюрприз.
— Да, на самом деле, — приободрился приунывший было во время этого спора зеленый кузнечик. — Я как главный судья соревнований назначаю главным счетчиком… ээ… хм, хм. Позвольте, а кто умеет считать? — обратился он к собравшимся.
— Я умею считать, но только до шести, — сказал Мураш-ка, — один, два, три, четыре, пять, шесть.
— До шести умеет считать любой муравей, — ответил строитель, — но тут не шесть иголок, а гораздо больше.
— Надо позвать ученого муравья Муравина, — предложил кто-то. — Уж он-то умеет считать.
— Он еще утром уехал на сороконожке в Дальние Травы, — ответил другой муравей.
— А я знаю, а я знаю! — закричал Мурашка. — Надо брать по одной иголке из каждой кучи и складывать парами. У кого иголки раньше кончатся, тот и проиграл!
— А можно не складывать иголки парами, а сваливать их в одну общую кучу. Но брать надо по одной иголке из обеих куч сразу. В чьей куче иголки останутся, тот и выиграл, — сказала бабочка-капустница.
— Верно, правильно,— сказали муравьи-строители, и все задумались, каким еще способом можно узнать, у кого в куче иголок больше.
Тут подъехал подъемный кран, и два муравья-строителя стали подвешивать на его крюк по две еловые иголки, беря из каждой кучи по одной.
Все притихли и стали ждать окончания работы.
Когда подъемный кран поднял на вершину муравейника последнюю пару иголок, главный судья громко объявил:
— Приз-сюрприз присуждается Мурашке и Муравчику! Они собрали одинаковое количество иголок и оба заслужили награду. Ура! Ура!
— Согласен, согласен,— подошел улыбающийся старый муравей.
— А вот и приз-сюрприз, — и он вручил радостным Мурашке и Муравчику билеты в кукольный театр на самый-самый интересный спектакль.
Развивающие задания к сказке о цифрах
Первая задача сказки: научить считать до 10. Даже если ваш ребенок научился этому до школы, ежу будет полезно проследить за тем, как няня учит Мурашку считать до 6. При этом можно спросить ребенка, сколько у него рук, сколько пальцев на одной руке, сколько на обеих. Хорошо, если вы с вашим ребенком вырежете из цветной бумаги десяток прямоугольников таких, например, размеров: 5X10, 3×4, 5X5, 1X12, 2X2 сантиметра и т. д.
Вторая задача: научить сравнивать числа. Для этого удобно использовать разрезную кассу цифр (покупную или самодельную). Дав ребенку карточку с числами от 1 до 10, предложите ему расположить их в порядке возрастания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; потом — в порядке убывания: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Важно, чтобы ребенок понимал, что в первом случае чем правее число, тем оно больше, чем левее, тем оно меньше; во втором случае чем правее число, тем оно меньше, а чем левее, тем больше. Усложните задачу, дав ребенку неполный набор чисел. Например, дайте ему числа 2, 7, 8 и 10 и попросите расположить их по возрастанию или по убыванию. Попросите назвать самое большое и самое маленькое из этих чисел.
Третья задача: показать, что не о всяких двух вещах можно сказать, какая из них больше, а какая меньше (даже если эти вещи однородные). Например, из двух фигур считается меньшей та, которая полностью умещается в другой фигуре. Дайте вашему ребенку два прямоугольника: 5X10 и 3X4 сантиметра — и спросите, какой больше. Ясно, что первый. Но о прямоугольниках 5X10 и 1X12 нельзя сказать, который больше, а который меньше, так как один из них в другом не помещается.
Четвертая задача: показать, как можно сравнить между собой два любые (конечные) множества, даже не умея считать. По этому методу нужно предложить ребенку узнать, чего больше в его конструкторе — гаечек или болтиков. Навинчивая их друг на друга, ребенок либо обнаружит лишние гайки, либо убедится, что болтов и гаек поровну. Можно установить, чего больше в вашем буфете: чашек или блюдец, ложек суповых или чайных. Делать это нужно не считая, а располагая предметы по парам.
Предлагаем обменяться мнениями, была ли вам интересна сказка о цифрах, про счет и муравьев для детей. Будем рады вашим комментариям ?
Метки: дети, досуг, сказки
НОЧНОЙ СПОР
Однажды, когда вечер давным-давно кончился, а утро еще не началось, на школьной доске приключилась следующая история. Так как дежурные забыли стереть доску, на ней остались примеры, которые дети решали на уроке.
Среди ночной тишины раздался голос: «В математике я самый главный знак», — сказал знак плюс. «В мире все прибавляется: и люди, и деньги, и весной трава».
«А вот и фигушки», — сказал знак минус. «В мире все уменьшается: весной снег, и талая вода, и деньги».
«Кто это так там выступает?» — спросил знак умножения. «В мире все умножается: и весенние всходы, и весеннее тепло, и летние ягоды».
«А вот и нет», — сказал знак деления. «В мире все делится: и радость, и конфеты, и урожай каждого года».
«Долго я вас всех слушал и должен сказать, что все вы здесь неправы», — сказал знак равенства. «В мире все поровну, и прибавление, и убыток. Мир держится на законе равенства: если где-то убудет, то в другом месте обязательно прибудет».
В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ – 2
Жил на свете Коля Конфеткин. Он был жуткий лентяй. Уроки все делал небрежно, особенно математику. Учебник у него был весь изрисован и порван. Но однажды учебник ожил и отправил Колю в страну математики, где нерадивый ученик должен был преодолеть различные препятствия.
И вот она – страна математики. Встретили Конфеткина числа -5 и 5, соединенные знаком >. Числа ему и говорят:
— Один мальчик, Коля Конфеткин, поставил между нами неверный знак, — говорит 5. И я теперь меньше, чем -5.
— Поставь между нами верный знак,- просит -5.
— Равно,- сказал Коля.
— Разве мы похожи?
— Нет. Тогда, может,
— Слава великому математику! – сказала 5.
— Позор Коле Конфеткину! – добавила -5.
Преодолев первое препятствие, Коля пошел дальше. Было очень жарко и Коле захотелось мороженого. Он увидел киоск со сладостями. Конфеткин подбежал к киоску и попросил мороженого. Когда он положил на прилавок деньги, то продавщица ему сказала:
— Мне деньги не нужны. Лучше скажи, сколько будет 2х(-2) ?
— Четыре.
— Неправильно, поэтому мороженого не получишь.
— Ой, это будет -4.
— Ответ правильный, держи мороженое.
Купив мороженое, Коля отправился во дворец к королеве Математике. Около ворот стояло выражение а
— Мальчик, помоги! Коля Конфеткин утверждает, что я означаю положительное число тельное число.
— Нет, я теперь точно знаю, что ты означаешь отрицательное число.
— Спасибо большое. Вот тебе ключик от ворот в сад королевы.
Коля повернул ключик в замке, и ворота открылись. В саду на треугольных деревьях висели круглые плоды, а в глубине сада сидела сама королева. Когда она увидела мальчика, то велела ему подойти.
— Здравствуйте, — сказал Коля и подошел к королеве.
— Когда решишь пример -2/7 · 0,14, тогда вернешься домой.
— Ура! Домой!
— Но ты еще не решил пример.
— Ответ: -0,04.
— Правильно.
Все закружилось, исчезло, и Конфеткин оказался дома за своим столом.
КАК ЧИСЛА НАШЛИ ЗНАКИ И НАУЧИЛИСЬ ДЕЛАТЬ ПРИМЕРЫ
В одном городе чисел жили-были три друга, числа Три, Пять и Восемь. Как-то раз, когда они веселились на солнышке, числу Три пришла в голову идея, что можно построить пример. Он предложил это друзьям, и они начали думать, как это сделать. Числа становились по-разному, менялись местами, но так и не смогли ничего сделать.
Но вот Пять поняла, что не хватает знаков «+» и «-», и друзья отправились искать помощь в страну знаков. Шли они шли и повстречали знак «-». Вежливо поздоровавшись, числа спросили, не знает ли он, есть ли где еще другие знаки. Минус ответил, что знает и повел их к Плюсу. Друзья познакомились и с Плюсом и пригласили Плюс и Минус в город чисел. Там им очень понравилось.
Числа рассказали знакам, что задумали построить пример, но у них ничего не вышло, и спросили, не могут ли знаки им помочь. Знаки с радостью согласились и сказали, что это очень легко. Друзья начали, играя, строить примеры: 5+3+8, 8-5-3, 8-5+3 и многие другие.
Знаки остались жить в городе чисел, в домиках, которые им помогли построить Три, Пять и Восемь. И они жили-поживали и примеры сочиняли.
***
Жила-была цифра 1. она стояла всегда первой и поэтому очень гордилась своим положением. Но тут подошло к ней противоположное число -1, и гордая единица исчезла, оставив после себя лишь маленький ноль. А все почему? Да потому, что -1 не надела свой наряд – скобку. Ведь в математике все очень точно, а скобка имеет решающее значение!
СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОЛУЧИЛСЯ ПЛЮС
Жил-был минус, и у него был брат-близнец. Первый минус все делал правильно, а второй все наоборот. Однажды правильный минус решал примеры, а другой бегал и прыгал. Вдруг он споткнулся, упал на своего брата и они сложились крест-накрест. Не прошло и пяти секунд, как получился крест, который в дальнейшем назвали плюсом. С тех пор два минуса, сложившихся крест-накрест, называют «плюс».
КВАДРОКРУГ
Когда-то, ученый изобрел очень странную фигуру. Она примерно выглядела вот так.
Ученый назвал ее квадрокруг. Он оживил ее, и она стала жить как живой человек. Жила она , жила себе на здоровье и однажды увидела почти такую же фигуру. Только эта фигура называлась просто квадрат. Квадрокруг позавидовал квадрату, и когда наступило утро, он рванул в парикмахерскую, чтобы отпилить себе полукруги. Когда же их отпилили, то необыкновенный квадрокруг превратился в обыкновенный квадрат. Зависть до добра не доводит.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
Жили-были два друга, Пятерка и Двойка. Однажды, Пятерка пошел в гости к Двойке, но, когда он вошел в дом, то очень испугался. Пятерка увидел своего близнеца, тоже Пятерку, и от испуга убежал домой. Вскоре к Пятерке пришел Двойка, и Пятерка рассказал ему все, что увидел. Двойка рассмеялся и объяснил своему другу, что он делал зарядку и стоял кверху ногами, поэтому Пятерка и принял своего друга за своего близнеца Пятерку. Ведь недаром говорят, что перевернутая двойка похожа на пятерку, а перевернутая пятерка похожа на двойку.
СКАЗКА-СЧИТАЛКА
Раз, два, три, четыре, пять, сказку надо начинать.
Про веселеньких друзей. Ты найди их поскорей.
Цифру ноль в глазах найди, а один ищи в бровях,
Цифра два – курносый нос, ты прими ее в серьез.
Как фигура хороша! В ней четверка спрятана.
И красива, и стройна, будто девушка-краса.
Цифра шесть приятна глазу, не найдете ее сразу.
Она вместе с цифрой пять за руку идет гулять.
Как прекрасна ваша челка, спряталась за ней семерка.
А восьмерка наугад притворилась, словно бант.
Не найти вам цифру девять, спряталась, что не найти.
Если будете нам верить, то листок переверни.
Вот и сказка про друзей. Цифры посчитай скорей.
Ну, а сказочке конец. Кто нашел всех – молодец!
СКАЗКА О МУДРОМ КОРОЛЕ
Жил был в королевстве Математика король по имени Модуль. И было у него два сына – Плюс и Минус.
Братья очень часто спорили между собой, кто из них главнее. Плюс все время говорил: «Главнее я, потому что я делаю больше любые числа, как маленькие, так и большие, как положительные, так и отрицательные. Ты же любое число можешь сделать только меньше». Минус ему в ответ: «Зато я могу сделать большое число маленьким, а маленькое еще меньшим».
Спорили они, спорили и решили пойти к отцу Модулю, чтобы он их рассудил. «Кто из нас важнее, отец? И от кого из нас больше пользы в нашем государстве?» — спросили у него братья. Мудрый король улыбнулся им и сказал: «Вы оба важны для нашего королевства. А для меня вы равны».
СПОР ФИГУР
Поспорили как-то в королевстве Знаний, а точнее в городе Учебник математики Окружность и Квадрат. Начали они выяснять, кто же из них лучше. Первым начал хвастаться Квадрат. Он говорит, что у него есть и углы, и диагонали, и периметр, и площадь. Окружность не растерялась и стала объяснять, что площадь у нее тоже есть, а так же есть периметр, который впрочем называется длиной окружности. Но кроме этого у нее есть центр, диаметр, радиус, хорда, дуги и число π.
Что же делать, как же быть? Все фигуры по-своему хороши. Тогда позвали фигуры Треугольник и попросили найти у окружности углы, а у квадрата радиус, чтобы доказать друг другу, что каждый из них может все. Но как ни старался Треугольник, у него ничего не получилось, потому что каждая фигура индивидуальна, но все фигуры нам нужны.
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ПОСПОРИЛИ ЦИФРЫ
Однажды собрались цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 и начали спорить, кто из них главнее. Один сказал:
— Я у вас буду номер 1-господин!
Двойка ответила:
— Нет! Неправда! Не верьте ему! У него одна голова, а у меня две! А две головы лучше, чем одна! Я самая умная! Значит, я самая главная!
В спор вмешалась Тройка:
— Вы на меня посмотрите! Самый главный – самый красивый. Вы в зеркало хотя бы смотритесь? И вообще, Бог любит Тройку!
Четыре только и могла, что возмутиться:
— А меня разве нет?
Тут закричала Пять:
— Важнее всех – Пять. Это потому что меня школьники любят. Значит, я, всеми любимая, буду вашей императрицей!!!
Высокомерная Шесть возмутилась:
— Только Шесть тут и есть! Падайте передо мной на колени, ничтожные цифры!
Стройная красивая Семерка сказала:
— Всех вас сейчас съем, никого не оставлю. Я буду царствовать!
Толстая Восьмерка стала насмехаться над Семеркой(она ей завидовала, что та была моделью):
— Ну и над кем ты будешь царствовать, если всех съешь? Потолстеешь и тебя с работы выгонят. Я буду королевой!
И тут что-то такое придумала Девятка, такое, что даже подпрыгнула на 999 метров. Успокоившись, она встала в лужу(Девятка – водяная цифра и поэтому любит воду) и сказала:
— К кому Ноль подбежит, тот всех нас победит! Так давайте он и будет королем!
Цифры одобрили такое решение. Только Шестерка сперва упрямилась, но, еще немного подумав, согласилась.
Ноль был очень скромным и никогда ни с кем не спорил. Он вообще был самым молодым среди цифр. Когда Ноль услышал, что его хотят сделать королем, то страшно испугался! Но Ноль был умным. И он решил остаться. Ноль очень любил своих старших цифр и не хотел, чтобы они постоянно ссорились, поэтому установил такой закон: «Если все цифры будут дружить, то все будут главными, потому что дружба – самое главное в жизни!» И все цифры сочинили такой стишок:
— Вышли цифры как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре, пять…
Будем весело считать!
ЗНАЧЕНИЕ МИНУСА
Жили в одной волшебной стране два брата – Плюс и Минус. Плюс считал себя очень важным и говорил: «Я самый главный на земле, потому что я складываю числа, чтобы они стали больше. А ты все только уменьшаешь, какая же от тебя польза?»
Минус обиделся и ушел из дома. Идет он идет и вдруг слышит, что кто-то зовет на помощь. Он прибежал и видит, что на город напали цифры. Их было очень много, а Плюс делал их еще больше. Было их 5000, а уже мгновенье спустя уже 10000. что же делать? Минус думал-думал и придумал. Он взял и отнял от10000 9999. Так он и сделал, и получилось 1, которого взяли в плен. После этого Минус стал в городе важным, потому что от него тоже большая польза.
ДВОЙКА И ПЯТЕРКА
Жили-были Двойка и Пятерка. Двойка завидовала Пятерке. Пятерку все любили, ее хотели получить дети, и они очень радовались, когда в дневнике появлялась красивая пузатая Пятерка.
Рядом с Пятеркой жила Двойка. Ее никто не любил. Не было такого ученика, который бы желал ее видеть в дневнике.
Двойка ужасно завидовала Пятерке и поэтому решила поменяться с ней местами. Когда в дневник ставили Пятерку, Двойка тут же переворачивала ее и превращала в себя. Началась путаница. Двойку в дневнике все старались исправить на хорошую оценку. Надоело Двойке, что ее все исправляют, и решила она уйти на свое прежнее место, и больше не переворачивала Пятерку.
Чтобы помириться с Пятеркой, она предложила встречаться с ней в уравнениях, примерах и задачах. Пятерка согласилась, и с тех пор они стали дружить. Иногда они встречаются в числах: 25, 52, 525, 252 и в других.
А иногда Двойка и Пятерка приходят в гости на именины, представляясь датами. Например, двухлетием, пятилетием, двадцатипятилетием.
Теперь Двойка и Пятерка довольны, потому что обе нужны людям.
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
Много лет тому назад, в одной загадочной стране был город под названием Математика, и там жили цифры. Однажды, две десятичные дроби поспорили между собой. Одну звали 0,7, а другую 5,3. они спорили, кто же из них больше, а кто меньше. Та, которую звали 0,7 говорит:
— Я больше, чем ты, потому что в моем имени есть цифра 0.
— Нет, — говорит та, которую звали 5,3, — больше я!
Так они спорили целый день, и одна из них говорит:
— Давай завтра сходим к Дядюшке Координатному Лучу и спросим у него.
Другая согласилась. И вот, когда Шар(так звали солнце) сменил НОД(так звали ночь), десятичные дроби отправились к Дядюшке Координатному Лучу. Он их спросил, что же случилось, а они говорят, что спорят и не знают, кто из них больше, а кто меньше.
Тогда Дядюшка Луч позвал свою дочь(ее звали Координатная Прямая) и попросил нарисовать себя на бумбабе(так звали бумагу). Она нарисовала его. Это выглядело так:
Потом Дядюшка разделил луч и нарисовал ноль. Это выглядело так.
После этого он нарисовал цифры. Это выглядело так:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потом Дядюшка объяснил дробям, что те числа, которые расположены правее, те и больше. Это правило общее для всех чисел, а не только для десятичных дробей.
ПЛЮС И МИНУС
Жили в математическом мире два знака: плюс и минус. Они между собой всегда враждовали. Знак сложения утверждал, что в математике должен господствовать только он, но минус с ним не соглашался. Пошли они свой спор решать к совету цифр и знаков. Совет пытался убедить двух упрямых глупцов, что в математике нужны оба знака, ведь оба они нужны.
Представьте себе, что не будет знака плюс. Ребенок заболел. К нему приехал врач. И как же он назначит лечение, когда товарищ Градусник не сможет сообщить ему свое решение. Но и без минуса нам тоже не обойтись. Кто скажет нам, когда начнется холод?
И в конце концов оба знака согласились, что для жизни и математики они оба важны.
ЗНАНИЕ ПРАВИЛ
Когда Оля пришла домой из школы, она решила сначала отдохнуть, а потом заняться уроками. Отдохнув, она включила лампу и села делать математику. Дойдя до примеров, Оля решила сначала повторить правила, а уже потом решать.
Но вдруг она заметила что-то странное. В учебнике стоял шум. Оля наклонилась и прислушалась. Все числа шептались друг с другом, но громче всех и активнее спорили два числа с разными знаками в примере, который предстояло решить девочке. Оля решила им помочь.
— О чем вы спорите?, — спросила она.
Числа рассказали, что они спорят о том, чей знак поставить в ответе, либо знак положительного, либо отрицательного.
— Так зачем же спорить, – сказала девочка, — для этого просто нужно следовать правилам.
— Каким еще таким правилам? Поведения что ли? – спросили хором спорщики.
— Нет, — засмеялась девочка, правилам сложения чисел с разными знаками.
И Оля рассказала им правило: чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший и поставить в ответе знак того числа, модуль которого больше.
Вдруг, Оля проснулась. Перед ней лежала тетрадь и учебник математики. «Вот и повторила правила»,-подумала Оля и улыбнулась.
СПОРЩИКИ
Жили-поживали Пятерка и Четверка. Любили они спорить, какую отметку поставят Стасу по математике. Как-то раз сказала Пятерка Четверке:
— Эй, Четверка! Ну, где ты там? Смотри скорее, наш Стасик у доски!
— Спорим, что ему меня поставят, — нагло сказала Четверка.
— А на что спорить будем? Может, на интерес?
— Давай!
Смотрят они, а Стас нахмурился. Подошел он к парте, а Четверка и Пятерка спрашивают:
— Ну, что получил?
— Двойку, — сказал Стас и сел за парту.
С тех пор Пятерка и Четверка договорились помогать Стасу, чтобы он получал пятерки и четверки, а не двойки.
ДВА БРАТА
Глава 1. Бананы.
Жили-были два брата: Плюс и Минус и услышали они про бананы долголетия. Захотели во что бы то ни стало их получить. Узнали они из рассказов, что бананы растут в пещере уравнений и отправились в путь. Шли они три дня и три ночи и, наконец, увидели эту пещеру. У пещеры стояла табличка: «В этой пещере обитает икс». «Нам сюда», — сказал Плюс. «Сначала устроим привал», — сказал Минус. Плюс согласился.
Глава 2. Икс.
«Надо идти в пещеру», — сказал Плюс Минусу. Они вошли в пещеру, но не прошли и ста метров и ахнули. Перед ними стояли пальмы с бананами, а рядом сидел какой-то старичок. Они подошли ближе, и старичок сказал: «Если вы решите уравнение, то я дам вам 6 бананов». «Ладно», — согласились братья. «Вот мое уравнение: х+2=6». «Икс равен четырем», — сказал Минус. «Правильно», -ответил Икс. «Держите свои бананы, но их надо разделить поровну, чтобы магия подействовала».
Глава 3. Равно и Разделить.
Минус пнул камешек. «Как же мы поделим, если в школе мы этого не проходили», — сердито сказал Минус Плюсу. «А пошли к Равно», — предложил Плюс. «Хорошая идея», — согласился Минус. И они пошли к Равно. Подойдя к его дому, они постучали в окно. «Равно, выходи!» — крикнул Минус. Равно вышел на улицу. «Привет», — сказал он. «Привет», — сказали Плюс и Минус. «Как разделить эти 6 бананов поровну?» — спросили в один голос Плюс и Минус. «Вам надо к Разделить, вон он через дорогу живет», — показав рукой направление, сказал Равно. «Спасибо», — сказал Плюс. И они пошли к Разделить.
Разделить сидел на лавочке и грыз семечки. «Разделить, помоги нам разделить эти 6 бананов поровну»,- попросил его Плюс. «Глядите, вас двое, а бананов шесть, значит, 6:2=3, по три банана каждому», — объяснил им Разделить. «Спасибо!» — поблагодарили его в один голос Плюс и Минус. Они съели эти бананы и стали жить долго(очень долго) и счастливо.
Конец.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
ПОЧЕМУ ОДНОМУ ПЛОХО?
Однажды цифра 1 увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
— Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки, значит, ты один
такой длинноухий.
— Я не один, — возразил зайчонок, — у меня много братьев.
Пошла цифра 1 дальше, увидела белочку и похвалила ее:
— Во всем лесу только у тебя одной пушистый хвостик, значит, ты одна
такая красивая.
— Я не одна, — не согласилась белочка. — У меня много друзей бельчат.
Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь
в лесу».
— Ты один такой сильный зверь в лесу, — восхитилась цифра 1.
— Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, — важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
— Поздравляю! — воскликнула цифра 1, — надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
— Одному плохо, — заревел медвежонок. — С кем я буду в прятки играть и песни петь? Это плохой праздник, если ты один.
Мама медведица услышала плач сыночка и тут же прибежала. Она дала медвежонку корзину с малиной и ласково сказала:
— Ты не будешь один, если пригласишь на свой праздник других зверей.
Медвежонок взял малину и пошёл по лесу, весело распевая песню:
Всех добрей медведь в лесу,
Всем малину я несу,
Всех зову на угощенье,
Жду гостей на день рожденья.
— Почему никто не хочет быть один? — грустно спросила сама себя цифра 1.
НА КОГО ПОХОЖА ЦИФРА 2?
Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.
— Я-я-я потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
— Кто твоя мама? — спросила цифра 2 у птенца.
— Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, — запищал птенец.
— Не плачь, мы ее найдем, — сказала цифра 2.
— Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.
Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.
— Это не твой птенец, красивая птица? — спросила Двойка.
— Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
— Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, — сообщил птенец.
Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная птица.
— У тебя не потерялся птенец, большая птица? — вежливо спросила цифра 2.
— Я не птица, а самолет. У самолетов птенцов не бывает, — ответил самолет.
И тут вдруг цифра 2 увидела, как с неба спускается белоснежная большая птица с такой же длинной шеей, как у нее.
— Мой лебеденок, я везде тебя искала, — прокурлыкала птица.
— Мама, познакомься с цифрой 2. Она меня спасла, — пропищал птенец.
— Спасибо за помощь, цифра 2. Ты очень добрая и похожа на лебедя.
С КЕМ ДРУЖИТ ЦИФРА 3?
Жил-был весёлый Светофор. Он стоял на перекрёстке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.
Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины. К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
— Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!
Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных
печенья.
Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся. Оказывается, светофор очень проголодался и поэтому не мог больше работать. С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком и движение
останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольным печеньями.
Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано:
— Изюм, арахис и рис.
— Нет, таким печеньем я угощала тебя вчера, — смеется Тройка.
Цифра 3 всегда печет свое печенье из трех продуктов. Светофор никак не
может их угадать, потому что проглатывает печенье слишком быстро. Ему разрешается отдыхать только три минуты, пока горит красный свет.
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ ЦИФРЫ 4
Однажды цифра 4 взяла с собой пакет с четырьмя печеньями и пошла, гулять в лес. Не успела она дойти до леса, навстречу ей четыре волка бегут, еле дышат.
— Куда это вы бежите? — удивилась цифра 4.
— От страшного зверя убегаем. Раньше мы сами всех пугали, а теперь поселился в чаще леса огромный зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами. Он так страшно рычит, что даже нас, волков, до смерти напугал, — сказали волки и убежали.
«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», — подумала цифра 4.
Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
— Кто пришёл ко мне?
— Это я — цифра 4, — сказала цифра.
— Что ты принесла? — снова зарычал зверь.
— Четыре сладких печенья, — ответила цифра 4.
— Скорее, давай их сюда, — завопил страшный зверь. Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
— Я умирал от голода, а ты накормила меня, — вдруг замурлыкал зверь. — За это я исполню четыре твоих желания.
— Хочу, чтобы в мире было больше четвероногих, четверокрылых, четырехугольных и четырехглазых! — попросила цифра 4.
ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Рано утром весёлое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами. Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.
Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
— Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.
— Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, — упрекнул носик язычок.
— А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? — спросили хором нос и ушки.
Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
— Раз так, мы больше не будем смотреть.
— Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, — добавил язычок.
— А мы не хотим ощущать мягкое и твёрдое, холодное и горячее, — сказали ручки.
Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:
— Что за безобразие! Вы — пять органов чувств и всегда должны работать вместе. — Доброе утро, доченька, — вдруг услышали ушки.
Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму.
Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал:
«Как вкусно пахнут блины!»
«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», — обрадовалась девочка.
ЧЕМ ЦИФРА 6 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦИФРЫ 9?
Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда наоборот.
— Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? — сердилась мама.
— У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6 решила стать такой же умной и перевернулась, — засмеялась девочка.
— Значит, твоя цифра 6 — цирковая акробатка, — удивилась мама.
Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил:
«Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
— Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, — сказала цифра 6.
— Как я могу считать, стоя на голове? — сердито спросила девочка.
— А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? — заплакала цифра 6.
— Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантиков, чтобы не путать с цифрой 9, — предложила девочка.
В этот момент девочка проснулась. На столе лежала тетрадь, в которой она училась писать цифры. Цифра 6 была написана совершенно правильно. Ее
хвостик плавно изогнулся над овалом, и на нем красовались шесть разноцветных бантиков.
СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ
После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:
— Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, — сказал один мальчик.
— Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, — сказал второй мальчик.
Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.
— Что делать? Это я радугу обидел, — грустно сказал один мальчик.
— Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, — предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала. — Я нарисую радугу, если ты, цифра 7, подаришь мне семь радужных красок, — сказал художник.
Цифра 7 произнесла волшебное заклинание, и перед художником тут же появились краски: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая.
Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.
КТО ПОМОГ ЦИФРЕ 8?
— Ой-ей-ей! — плакала цифра 8, — я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.
— Давай мы поплывём на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, — сказали два облака.
— Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, — грустно возразила цифра 8.
— Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя?
Я похож на маленькую Восьмёрку, и у меня восемь ножек, — пропищал паучок.
— Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем
в другую сторону, — печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он предложил:
— Цифра 8, садись скорее на мой велосипед. Он похож на тебя и быстро
отвезёт тебя на урок.
На уроке все дети сразу запомнили цифру 8, потому что она объяснила:
— Я похожа на велосипед, который всегда вовремя довезет вас туда, куда
вы спешите.
СЧАСТЛИВАЯ ЦИФРА 9
— У Пятерки есть пять пальчиков, у Семёрки — семь ноток, а у меня ничего нет, — загрустила цифра 9.
— Ты можешь посчитать сразу девять предметов, — стали утешать цифру 9 другие цифры.
— Но мне нечего считать, — чуть не заплакала Девятка.
Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.
Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», — решила цифра 9 и подарила девочке все девять янтарных камушков. Прибежала девочка домой и радостно сказала:
— Мама, папа, цифра 9 подарила мне девять янтариков.
Девять янтарей ярко сияли в руках дочки.
Родители улыбнулись, и мама сказала:
— Пойду, испеку праздничный торт.
— А я потороплюсь в магазин за подарками, — засмеялся папа.
В этот день девочка получила девять подарков.
Папа сказал: «Девять — счастливая цифра!»
И все согласились с ним.
ПОЯВЛЕНИЕ НОЛЯ
— Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, — громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
— Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? — спросила цифра 2.
— Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда ни посмотрите, всюду меня найдёте, в любом колесе, — гордо сказал Нолик. — А что ты можешь посчитать? — поинтересовалась цифра 9.
— Все что угодно могу посчитать, — важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
— Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет? — засмеялись цифры.
— Неужели я совсем никому не нужен? — заплакал Нолик.
— Не грусти, Нолик. Конечно, ты нужен. В тебе скрыта какая-то тайна, но мы
ее обязательно отгадаем, — пожалела Ноль цифра 1 и пригласила его к себе в гости
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЧИСЛО 10
Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
— Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.
— А я сам с пустыми руками пришёл в гости, — расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
— Нолик — это чудо! Вместе с тобой мы образуем число 10! — радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай. — Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и
одна чашка чая, а нас много, — отказались цифры.
— Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом
увеличил все в десять раз, — объяснила цифра 1.
Цифры недоверчиво покачали головами, но все-таки пошли в гости.
Когда все вошли в домик, цифра 1 быстро села рядом с Ноликом.
Мгновенно одна чашечка чая превратилась в 10 чашек чая, а один пирожок — в 10 пирожков.
— Это настоящее чудо! — обрадовались цифры и сели пить чай.
Начало формы
Конец формы
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на блоге Школала самый сказочный день.
Сегодня будем сочинять математические сказки.
Ниже вас ждет встреча с репкой, Иванушкой-дурачком, цифрами, Бабой Ягой, геометрическими фигурами и математическими знаками. Надеемся, путешествие в страну Математику будет для вас и ваших маленьких школьников интересным и познавательным, а заодно поможет вам соорудить свой неповторимый проект для 3 класса.
Мы начинаем.
И первой представляем вам сказку «Репка». Только это не просто «Репка», а репка математическая.
Математическая репка
В одной деревушке жили-были Девятка, Пятёрка, Тройка, Единичка и Нолик.
Цифры часто хвастались друг перед другом.
«Я самая лучшая, — говорила Единичка, — я самая ровная!»
«Я самая волшебная, — говорила Тройка, — я часто появляюсь в сказках!»
«Я самая любимая, — говорила Пятёрка, — меня любят все школьники!»
«Я самая сильная, — говорила Девятка, — я среди вас самая большая!»
И один только Нолик не знал, чем ему похвастаться, чем похвалиться. Ведь он – просто «ничего», да и вообще на бублик похож.
Цифры нолик не любили и даже никогда с ним не разговаривали.
Как-то раз посадила Единичка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошла Единичка репку тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвала Единичка Тройку на помощь.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвали цифры на помощь Пятёрку.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Решили позвать на помощь Девятку. Она самая сильная, наверняка сможет репку вытянуть.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку,
Девятка за Пятёрку — тянут-потянут, а вытянуть все равно не могут.
Устали цифры, присели на травку отдохнуть. А в это время мимо Нолик катится, песенку поет. Подошел Нолик к цифрам и говорит: «Здравствуйте, соседки, давайте я помогу вам репку вытянуть».
Рассмеялись цифры и говорят: «Катись себе дальше! Помощник нашелся! Ты же ничто! Какая уж от тебя помощь!»
Обиделся Нолик и укатился. А цифры принялись дальше репку вытягивать. Три дня старались они и три ночи, ничего у них не получилось.
Уставшие и измученные пошли цифры к Нолику, извинились и позвали его на помощь.
Встал Нолик рядом с Единичкой и превратилась она в Десять.
Встал Нолик рядом с Тройкой и превратилась она в Тридцать.
Встал Нолик рядом с Пятёркой и превратилась она в Пятьдесят.
Встал Нолик рядом с Девяткой и превратилась она в Девяносто!
Стали цифры больше, стали сильнее! Потянули все вместе и вытянули репку.
Обрадовались цифры, Нолика давай на руках качать да в небо подбрасывать.
А потом Единичка из репки вкусный салат сделала, и устроили цифры пир на весь мир.
Ну как вам наша математическая репка? Впечатлениями можете поделиться в комментариях.
А мы пока расскажем вам длинную волшебную сказку про Иванушку-дурачка.
Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил
В некотором царстве в некотором государстве жил-был Иванушка-дурачок. И решил он за счастьем отправиться.
Путь его лежал через темный лес. Идет Иванушка по лесу и видит, лежит на тропинке крестик какой-то.
«Это что еще такое?- думает добрый молодец. — Дай-ка, я этот крестик в болото кину».
Взял он крестик в руку и вдруг слышит тоненький голосок: «Не бросай меня в болото, Иванушка! Я лягушек боюсь. И вообще я не крестик, а плюс. Лучше возьми меня с собой, я тебе еще пригожусь».
Удивился Иванушка-дурачок, но на всякий случай плюс в карман положил.
Идет Иван дальше и вдруг о прямую палочку спотыкается.
«Ах, ты, палка-деревяшка! — разозлился Иван. — Чуть лапти мне не испортила! Вот я тебя сейчас пополам переломаю!»
Взял Иванушка-дурачок палочку в руки и вдруг слышит тоненький голосочек: «Не ломай меня, Иванушка! Сам виноват, что под ноги не смотришь! И вообще, я не просто палочка, я — минус. Возьми меня с собой, авось я тебе пригожусь».
Удивился Иван-дурак, но минус в карман положил и дальше пошел.
Идет он под елками-великанами и вдруг ему по лбу ХЛОП.
«Ой! — испугался Иван-дурак. — Что это на меня с елки упало? Шишка что ли?»
«Сам ты шишка!- сказал тоненький голосочек из травы. – Я — не шишка, а знак умножить!»
«А что ты на елке-то делал?»- спросил Иванушка.
«Что? Что? Шишки умножал! Вместо того чтобы глупые вопросы задавать, возьми меня с собой, я тебе пригожусь», — сказал знак умножения.
Положил Иванушка знак умножения в карман и дальше пошел.
А в лесу к тому времени стемнело.
Идет Иван-дурак и видит, смотрят на него из-за куста два маленьких зелененьких глаза.
«Эй, кто там? — крикнул Иванушка. — Выходи, чудище-юдище, биться будем!»
«Чего ты обзываешься? — обиженно пропищал тоненький голосок. — Никакое я не чудище-юдище, а знак деления. Возьми меня с собой, я тебе пригожусь».
Взял Иванушка-дурачок деление с собой и дальше пошел.
Долго ли коротко шел Иванушка по лесу дремучему, вдруг видит, сидит на пеньке дед Лесовик. Решил молодец у него дорогу к счастью спросить. Подошел к Лесовику, низко поклонился и говорит: «Скажи мне, дед Лесовик, не знаешь ли ты, где мне счастье искать?»
«Конечно знаю, — ответил Лесовик, — накорми меня, я тебе дорогу и покажу».
«Чем же я тебя накормлю? У меня с собой только один пирожок с капустой. Хочешь, половинку отломлю?»- предложил Иван.
«Половинку? Ну тогда я тебе про полдороги и расскажу, — обиженно сказал Лесовик, — я целый пирожок хочу, очень я их обожаю».
«Да как же я тебе целый пирожок отдам? Ведь я тогда сам голодный останусь», — сказал Иванушка.
«Не хочешь, как хочешь», — сказал дед Лесовик и отвернулся.
Пригорюнился Иванушка-дурачок, чуть не расплакался. И тут вдруг из кармана выпрыгнул плюсик, вокруг пирожка покрутился, повертелся, ударился оземь и прибавил к одному пирожку еще один такой же. И стало у Иванушки два пирожка с капустой!
Один он Деду Лесовику отдал, другой сам съел. Лесовик поел, подобрел и говорит: «Счастье твое за рекой широкой, на пригорочке в сундуке спрятано». Поблагодарил Иван-дурак деда Лесовика и дальше отправился.
Идет, идет и вдруг видит, небо все темнее и темнее, одна черная туча прилетела, а потом еще одна, а потом еще три и еще четыре. Девять черных туч все небо заволокли, света белого не видно, куда идти — не понятно.
Вдруг выпрыгнул из кармана минус. Покрутился, повертелся, крикнул: «Банзай!» — и стрелой в небо взлетел. Между тучами метался-метался, взял и вычел из девяти туч восемь. И осталась на небе всего одна черная тучка и вокруг сразу светлее стало.
«Ну ничего себе, — удивленно сказал Иванушка-дурачок, — вот это фокусы!»
«Это не фокусыыыы! Это вычитаниееее!» — прокричал минус и в воздухе растаял.
Пошел Иван дальше. Вдруг видит, раскинулась перед ним река широкая, не переплыть, не перепрыгнуть. И лодки никакой поблизости не видать.
Пригорюнился добрый молодец, не у кого помощи просить, вокруг ни души. Только две бабочки летают, нектар с цветов собирают.
Вдруг из кармана выпрыгнул знак умножения и говорит: «Не печалься Иванушка, я тебе помогу».
«Чем же ты мне поможешь? Ты ведь всего лишь маленькая точка», — расстроено сказал Иван.
Знак умножения вдруг подпрыгнул, в воздухе сальто сделал, вместе с бабочками вокруг цветов закружился. Крикнул: «Умножение рулит!» — и умножил двух бабочек на целую тысячу.
Смотрит Иван Царевич и глазам не верит. Бабочек не две, а две тысячи стало. Подлетели бабочки к Иванушке, лапками за него схватились, подняли в воздух, крылышками все вместе замахали и перенесли его через реку.
До счастья рукой подать. Вон уже и пригорочек видно, на котором сундук со счастьем стоит. А к сундуку извилистая тропинка ведет.
Бежит Иванушка-дурачок по тропинке, бежит — торопится, и вдруг видит, сидят на тропинке 11 разбойников, а перед ними 165 золотых монет. Разбойники злые, друг с другом спорят, дерутся.
«Эй, разбойники, пропустите меня!» — крикнул им Иванушка.
«Позже приходи, — сказали разбойники, — заняты мы, золото делим. А поровну поделить никак не можем».
Вдруг выскочил у Иванушки из кармана знак деления. Одному разбойнику в ухо залетел, у другого из носа вылетел, монетки пересчитал и быстро поделил их между всеми разбойниками.
Получилось, что каждому разбойнику по 15 монет досталось. Обрадовались разбойники, взяли свои монеты и уступили Иванушке-дурачку дорогу.
Добрался наконец Иван до сундучка заветного, открыл его и увидел… учебник математики)))
Стал Иванушка математику изучать и с тех пор его больше никто дурачком не называл.
Вот и сказке конец.
Волшебно? Еще бы!
А теперь математическая сказочка про Бабу Ягу и хитрый Квадрат.
Сказка про хитрый Квадрат
Жила-была в лесу в избушке на курьих ножках Баба Яга.
Лес был не простой, а математический, поэтому Баба Яга кушала не добрых молодцев и красных девиц, а геометрические фигуры.
Как-то раз решила она себе похлёбку сварить из Квадрата и пригласить на обед Кощея Бессмертного и Лешего.
Поймала Баба Яга большой и вкусный Квадрат, посадила его в чулан, а сама пошла котел с водой в печку ставить.
Сидит Квадрат в чулане и думает, как ему Бабу Ягу обмануть и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и разделился пополам.
А у Бабы Яги как раз вода в котле закипела-зашипела, зашла она в чулан и видит, что вместо одного вкусного квадрата два невкусных прямоугольника сидят.
Решила Баба Яга, что галлюцинации у нее от голода начались. Закрыла она чулан и пошла Кощея на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и дальше думает, что же ему делать. Думал, думал и придумал. Взял и опять поделился на две равные части, только на этот раз от уголка до уголка.
А в это время Баба Яга с Кощеем в избушку зашли.
«Загляни-ка ты, Кощей, в чулан. — попросила Баба Яга. — Посмотри, кто там сидит? Квадрат или прямоугольники?»
Кощей чулан открыл и видит, что сидят на полу два одинаковых равнобедренных треугольника.
«Совсем ты, старая, ослепла. — сказал Кощей Бессмертный. — Какой Квадрат? Какие Прямоугольники? Там у тебя два треугольника спрятаны!»
Баба Яга совсем разволновалась, померила себе давление и пошла Лешего на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и стал дальше думать, как ему спастись и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и немножко подтянул друг к другу два своих противоположных угла.
В это время Баба Яга Лешего в избушку привела и попросила: «Леший, ты у нас парень умный, загляни в чулан, посмотри, кто там сидит, квадрат, прямоугольники или треугольники?»
Леший чулан открыл и видит, сидит на полу самый настоящий ромб.
«Какой квадрат? Какие прямоугольники? Какие треугольники? В чулане у тебя ромб спрятан!» — сказал Леший.
Решила Баба Яга, что Квадрат ей какой-то ядовитый попался, схватила она его и выкинула из избушки.
А Квадрат со всех ног домой побежал и был таков.
Вот такие сказки для проекта по математичке для 3 класса мы сочинили. А может, вы своими сказочными творениями желаете поделиться? Тогда добро пожаловать в раздел для комментаторов, он находится чуть ниже.
Оформить проект можно в виде небольшой книжки с текстом и иллюстрациями к нему. А если сказочка коротенькая, то можно и на простом альбомном листе её разместить вместе с картинками.
Мы желаем вам приятного творчества и рекомендуем почитать и другие статьи полезные для начальной школы.
- «Как научить ребенка считать до 100? Метод спичечных коробков»
- «Пальцы – калькуляторы! Или «ручной» способ умножения на 9»
- «Секрет высокоскоростного деления на 5 в уме»
- «Легкий способ умножения на 11»
На сегодня все!
Желаем успехов в учебе!
Творческая команда блога «ШколаЛа.Ру».