В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ
Викторина по народным и литературным сказкам для учащихся 1-2 классов
$Цели:
-
Выявить степень знания сказок.
-
Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.
-
Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.
-
Привить любовь к сказке.
Форма проведения: викторина — просмотр пре$зентации.
Оборудование: ПК, проектор, экран, выставка сказок.
СЛАЙД 1:В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ
Биб-рь: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, все любите сказки, читаете их, слушаете, смотрите по телевизору. Сегодня мы посетим загадочное, таинственное и неповторимое сказочное королевство. Сегодня я проведу для вас викторину, которая называется «В сказочном королевстве». Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны? Для начала проведем небольшую разминку. Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, ч$то вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.
СЛАЙД 2: КАКИЕ СЛОВА НАДО ПРОИЗНЕСТИ, ЧТОБЫ:
Биб-рь: Какие слова надо произнести, чтобы:
-
Вызвать Сивку-бурку?
Ребята отвечают
(Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
-
Вместе с Али — Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?
Ребята отвечают
(Сим-сим, от$крой дверь!)
-
Сварить кашу в волшебном горшочке?
Ребята отвечают
(Раз, два, три, горшочек, вари!)
4.Исполнить желание с помощью волшебной щуки?
Ребята отвечают
(По щучьему веленью, по моему хотенью.)
Молодцы! Справились с первым заданием!
СЛАЙД 3: УГАДАЙ, ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТА РЕПЛИКА?
Биб-рь: А сейчас я предлагаю по реплике угадать название сказки и так вт$орое задание: Угадать из какой сказки эта реплика?
СЛАЙД 4:И КАК ТОЛЬКО ОНА ПОЦЕЛОВАЛА ЛЕПЕСТКИ, ТАМ, В БУТОНЕ, ЧТО – ТО ЩЕЛКНУЛО, И ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ
Биб-рь: И как только она поцеловала лепестки, там, внутри в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Что за сказка, ребята?
Ребята отвечают
С$ЛАЙД 5: ДЮЙМОВОЧКА
Биб-рь: Правильно ребята это «Дюймовочка».
СЛАЙД 6: МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА…
Биб-рь: Угадай те ребята, что за сказка? Мышка бежала, хвостиком махнула…
Ребята отвечают
СЛАЙД 7: КУРОЧКА РЯБА
$
Биб-рь: Правильно ребята это — «Курочка Ряба».
СЛАЙД 8:ТЯНУТ, ПОТЯНУТ, А ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ…
Биб-рь: А это что за сказка? Тянут, потянут, а вытянуть не могут…
Ребята отвечают
СЛАЙД 9:РЕПКА
$
Биб-рь: Правильно ребята это — «Репка»
СЛАЙД 10: ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ, СТУПАЙТЕ САНИ В ЛЕС САМИ…
Биб-рь: Ребята, о какой сказке идет речь? По щучьему велению, по моему хотению, ступайте сани в лес сами.
Ребята отвечают
СЛАЙД 11: ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
$
Биб-рь: Правильно ребята это сказка — «По щучьему велению».
СЛАЙД 12: ДУРАЧИНА, ТЫ, ПРОСТОФИЛЯ!!!
Биб-рь: Ребята, из какой сказки эти слова? Дурачина, ты, простофиля!!!
Ребята отвечают
СЛАЙД 13: СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ
$
Биб-рь: Правильно ребята это «Сказка о золотой рыбке».
СЛАЙД 14:СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ, ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ…
Биб-рь: Ребята, из какой сказки эти слова? « Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи».
Ребята отвечают
СЛАЙД 15:СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ
$
Биб-рь: Правильно ребята это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
СЛАЙД 16: 3. ФОТОРОБОТ
$ Биб-рь:А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот».
Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по особым приметам.
СЛАЙД 17:МЕДВЕДЬ. ЛЮБИТ МЁД.ГОЛОВА НАБИТА ОПИЛКАМИ. НЕ ЛИШЕН ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Биб-рь: Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. Кто это?
Ребята отвечают
СЛАЙД 18:ВИННИ ПУХ
Биб-рь: Правильно ребята – это Вини Пух. А сейчас следующее описание героя.
$ СЛАЙД 19: МАЛЬЧИК. РОДИТЕЛИ – БЕДНЯКИ. ИЗДАЁТ СТОЙКИЙ ЗАПАХ ЛУКА. НА ГОЛОВЕ – ЗЕЛЕНЫЙ ХОХОЛОК. ОПАСЕН! ВЫЗЫВАЕТ ОБИЛЬНЫЕ ПОТОКИ СЛЕЗ.
Биб-рь: Мальчик. Родители – бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хо$холок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. Кто это ребята?
Ребята отвечают
СЛАЙД 20:ЧИППОЛИНО
Биб-рь: Правильно ребята – это Чиполлино. А это что за героиня?
СЛАЙД 21: КУКЛА. МЕСТО РАБОТЫ – КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА – ВОСПИТАННОСТЬ. ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАКЛОННОСТИ. ОСОБАЯ ПРИМЕТА – ВОЛОСЫ ГОЛУБОГО ЦВЕТА.
Биб-рь: Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Ярко выраженные педагогические наклонности. Особая примета – волосы голубого цвета.
Ребята отвечают
$
СЛАЙД 22: МАЛЬВИНА
Биб-рь: Правильно ребята – это Мальвина. А теперь послушайте описание следующего героя.
СЛАЙД 23:ЧЕЛОВЕК.$ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ – КАЗАХ. ПО ХАРАКТЕРУ: ДОБРЫЙ, НАХОДЧИВЫЙ, ХИТРЫЙ. ЛЮБИТ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД БАЯМИ.
Биб-рь: Человек. По национальности — казах. По характеру: добрый, находчивый, хитрый. Любит посмеяться над баями.
Ребята отвечают
СЛАЙД 24:АЛДАР КОСЕ
Биб-рь: Правильно ребята – это Алдар Косе! И последний вопрос в этом задании.
СЛАЙД 25:ПЁС. ПРОИСХОЖДЕНИЕ — ИЗ «ПРОСТЫХ С$ОБАК, НЕ ИЗ ПОРОДИСТЫХ». ПРОФЕССИЯ – ОХОТНИК. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА – ДЕРЕВНЯ ПРОСТОКВАШИНО.
Биб-рь: Пес. Происхождение – «из простых собак, не из породистых». Профессия – охотник. Место жительства – деревня Простоквашино. Кто это?
Ребята отвечают
СЛАЙД 26:ШАРИК
Биб-рь: Правильно ребята – это Шарик. Молодцы с этим заданием вы справились хорошо! Вы настоящие детективы!
А сейчас следующее задание, которое называется…
СЛАЙД 27:СКАЗОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Биб-рь:$ Сказочные вопросы. Наше задание состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете правильно на них ответить. Попробуем? Итак.
СЛАЙД 28:ВОПРОСЫ
Биб-рь: 1.Сказочная хитрюга. Кто это?
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно — Лиса
2.За кого держалась Жучка?
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно — За внучку.
$3.Чем ловили золотую рыбку?
Ребята отвечают
Биб-рь: Да, действительно — неводом.
4.Из чего фея сделала карету для Золушки?
Ребята отвечают
Биб-рь: молодцы! Из тыквы.
5.Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки?
Ребята отвечают
$Биб-рь: Правильно, их любил сочинять — Винни-Пух.
6.Веселый человечек-луковка.
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно – это Чиполлино.
7.Кто такой Елисей?
Ребята отвечают
$Биб-рь:Молодцы! Елисей — Королевич.
8.Подруга семи гномов.
Ребята отвечают
Биб-рь: Да, действительно — это Белоснежка.
9.Сказочная замарашка.
Ребята отвечают
Биб-рь: Сказочная замарашка — это Золушка.
10.Кто придумал почтальона Печкина?
$Ребята отвечают
Биб-рь: Почтальона Печкина придумал Э.Успенский.
Биб-рь: Молодцы! И с этим заданием вы справились! А сейчас последнее 5 задание, которое называется…
СЛАЙД 29: 5. НАЗОВИ СКАЗКУ
Биб-рь: «Назови сказку». Вам надо отгадать какая сказка изображена на картинке и назвать её.
СЛАЙД 30:$ РУСАЛОЧКА
Биб-рь: Ребята, посмотрите на этот слайд и скажите, какая сказка здесь изображена?
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно ребята, это «Русалочка».
$ СЛАЙД 31:ЛИСА И ВОЛК
Биб-рь: Ребята, посмотрите, что это за сказка?
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно ребята, это «Лиса и волк».
СЛАЙД 32:ЗОЛУШКА
Биб-рь: Ребята, посмотрите на этот слайд и скажите, какая сказка здесь изображена?
Ребята отвечают
Биб-рь: Правильно, это «Золушка».
$СЛАЙД 33: ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛАДДИНА
Биб-рь: А это что за сказка?
Ребята отвечают
Биб-рь: Да, действительно это Волшебная лампа «Аладдина».
СЛАЙД 34:МОЛОДЦЫ!
Биб-рь: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Вы оказались самыми начитанными и сообразительными.
$
СЛАЙД 35:ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БИБЛИОТЕКУ ЗА СКАЗКАМИ!
Биб-рь: Добро пожаловать в библиотеку за сказками! Спасибо за внимание!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
По щучьему веленью.- М.: Фламинго, 2008
-
Сивка – бурка.- М.: Фламинго, 2009
-
Русские сказки: из сборника А. Афанасьева.- М.: Худ. Лит., 1987
-
$Милн А. Винни – Пух и все- все- все-.- Алма-Ата: Жалын, 1991
-
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.- М.: Самовар, 2010
-
Успенский Э. Дядя Федор, пёс и кот.- М.: Самовар,1995
-
Чуковский К. Сказки.- М.: РОСМЭН,1997
-
Алдар Косе.- Алматы.: Аруна,2008
-
Толстой А. Золотой ключик или приключения Буратино.- М.: Самовар,1997$
-
Пушкин А. С. Сказки.- М.: Алма- Ата: Жазушы,1984
-
Андерсен Г.Х. Сказки.- М.: Дет. лит., 1988
-
Родари Д. Приключения Чиполлино.- М.: Дет. лит., 1990
-
Братья Гримм Горшок каши.- Ленинград: Дет. лит. , 1981
-
Курочка Ряба.- М.: Фламинго, 2009
Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок».
Цель:
-Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок.
-Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.
Программные задачи:
Образовательные:
— Формировать диалогическую речь;
— Учить детей осмысливать и анализировать содержание сказки;
— Формировать навыки детей давать полные ответы на вопросы;
-Обогащать словарный запас детей: добро, дружба, добрые дела, взаимопомощь.
— Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.
-Закреплять знания детей в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и цвета: красный, синий, жёлтый.
-Формировать у детей навыки безопасного поведения на улиц.
-Развивать осторожность, осмотрительность при общении с незнакомыми людьми.
Развивающие:
— Развивать связную и диалогическую речь,
— Развивать воображение;
— Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
— Воспитывать чувства сострадания и побуждать к проявлению добрых чувств.
-Воспитывать сопереживание, умение прийти на помощь, интерес к сказкам.
Оборудование: запись песен,
атрибуты сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», готовые формы геометрических фигур, картинки героев сказок “Теремок”, театр на фланелеграфе “Репка”, игрушка колобок, соленое тесто, корзинка с угощением.
Предварительная работа:
Чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы о добре и дружбе.
Ход занятия.
Входит сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница, пришла к вам в гости. Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Сказочница: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Согласны?
Ответы детей.
Сказочница: Я пришла не одна, а с волшебным клубочком, он нам покажет дорогу в сказку.
Сказочница кидает клубочек.
Сказочница: Посмотрите ребята дорожка то заколдована. Впереди болото, а на нем кочки в виде фигур. Вы должны наступать на фигуру и называть ее. Готовы?
Ответы детей.
Сказочница: По болоту дети шли, терем сказочный нашли. Ребята, как вы думаете из какой сказки этот терем?
Ответы детей.(из сказки “Теремок”)
Сказочница: Верно. Давайте вспомним, какие звери жили в теремке.
В корзинке лежат герои сказок, нужно выбрать только тех героев, которые жили в сказке” Теремок”.
Чтобы проверить, дети совмещают картинки героев с их тенью.
Сказочница: Кто первый нашел теремок?
Ответы детей.
Сказочница: Кто не поместился в теремок?
Почему?
Дети:(мишка большой, а теремок маленький)
Сказочница: Ребята, давайте поможем зверям, построим для них большой теремок, чтобы всем хватило места в нем.
Дети строят теремок из модулей.
Сказочница: Молодцы, ребята, помогли зверюшкам построить новый терем.
Сказочница: Клубочек зовет нас дальше в путь-дорогу. По дорожке долго шли,в огород мы забрели.
Чтобы узнать в какую сказку мы попали, нужно собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Сказочница: Какая картинка получилась?
Дети:(Репка)
Физминутка: Хоровод «Репка.»
Сказочница: Ребята ,герои сказки ”Репка” поспорили, кто за кем стоял, когда тянули репку. Вам нужно на фланелеграфе выложить героев по порядку, так как они стояли в сказке.
Сказочница: Почему сказочным героям удалось вытащить репку?
Ответы детей.
Сказочница: Чему учит эта сказка?
Ответы детей.(дружба, помощь друг другу)
Сказочница: Каждый вклад в общее дело важен, только все вместе составляют силу.
Сказочница: Наш клубочек снова покатился дальше.
Звучит музыка и вкатывается колобок.
Колобок: Я — колобок, я — колобок,
Румяный бок, румяный бок!
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл!
В лес покатился.
Сказочница: Подожди, Колобок, не убегай.
Ребята, давайте расскажем Колобку, с кем он встретится в лесу.
Ответы детей( с зайцем, волком, медведем, лисой).
Сказочница: От кого ушел Колобок, а от кого не смог уйти. Почему?
Ответы детей( от зайца, волка, медведя, от лисы не смог, она хитрая).
Сказочница: Ребята, давайте расскажем Колобку ,что он неправильно сделал.
Ответы детей( Нельзя без разрешения уходить из дома, можно попасть в беду, заблудиться. Нельзя разговаривать с незнакомыми, что-либо брать от них.)
Сказочница: Ребята, Колобок сказал, что он все понял, но он убежал из дома, потому что ему стало скучно и он пошел искать друзей. Ребята, как мы можем помочь Колобку?
Ответ детей.(Слепить колобков)
Сказочница: Из чего бабка слепила колобка?
Ответ детей:(Из муки)
Дети делают тесто.
Пальчиковая гимнастика:
Мы лепили колобка
Тесто мяли мы слегка,
На окошко сажали.
Он с окошка, прыг да прыг.
Укатился озорник.
Дети лепят колобков из теста.
Сказочница: Колобок говорит спасибо вам, ребята, за таких замечательных друзей. Он с нами прощается и возвращается домой к дедушке и бабушке.
Сказочница: Ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам? В каких сказках мы с вами побывали?
Ответы детей:(Теремок, Репка, Колобок)
Сказочница: Что вам понравилось больше всего?
Чему вас научили сказки?
Каким героям вы помогли?
Ответы детей.(Быть добрыми, помогать друг другу,…)
Сказочница: Ребята, а вы знаете, что происходит в сказках?
Ответы детей(Волшебство)
Воспитатель: Вот и у нас случилось волшебство. Колобок докатился до дома, бабушка обрадовалась и передала вам корзинку с угощением).
Вот и подошло наше путешествие к концу, а вы, ребята, не забывайте, что сказки -это наши друзья!
Консультация для
родителей
Сказочная
безопасность
Как обучать ребенка правилам безопасности по
народным сказкам
«Да это же триллер какой-то», — шепотом, чтоб не
разбудить уснувшую в коляске племянницу, сказал сын. И потряс маленькой
книжкой. Я посмотрела на обложку. Триллер назывался «Колобок».
А действительно, почему
сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых маленьких такие плохо
кончающиеся?
И вот что еще интересно (обращали внимание?): сказки
для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все
трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают
«жить-поживать». А у младенцев — сплошной «караул!». То
лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в
лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им
нравилось детей запугивать?
Конечно нет.
Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом
деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а
как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и
полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется,
что будет, если:
— если младенца положить на краю;
— если оставить без присмотра
(или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей);
— если по вашему недогляду
«хвостиком заденет», чего задевать не полагается;
— если положить «остывать на
окошке» без надзора;
— если сбежит в неисследованное
(то есть неподготовленное для него) место.
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях.
Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание.
Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку — и
вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.
Мини-практикум
В
какой сказке?
Попробуйте самим подставить названия сказок к этим
вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках еще много чего
интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра,
говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух
и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
А в каких сказках показано, что случается, если
маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие
советы и предостережения даются в них?
Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения
с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и
тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и
по-разному повторенное в голову хорошо западает?
Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и
проживая вместе с ребенком разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новенькое о
себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из
детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят — на какой-то
иной уровень. И рассказывают — о
тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.
Не убегай за край!
А
что касается самих детей…
У маленьких детей воображение еще спит, и потому
младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не
понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути,
одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а
козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают
из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там
говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но
интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребенок сначала
смутно, потом все яснее и четче осознает: что-то тут не так. Ребенок
вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он
запоминает очень нужные предостережения и правила поведения — правила
безопасности. Заранее, до того как придет пора пугаться. Причем важная для
малышей информация подается в самой доступной форме — в образах и символах. Она
действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в
раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери),
останется с ним на всю жизнь.
В народных сказках есть четкая
инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш
впитывает ее буквально с молоком матери.
Все мамы — во все времена — поют своим малышам
колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и
ухватит за бочок…». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него
понятие: что такое край.
«Край» — это некая черта, граница, тот
предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за
«краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться
нельзя. Там, за краем, — «серенький волчок» (символ неизведанного и
коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не
случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и
охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки — вот
безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что
край — это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое,
неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает
опасность. И как ее избежать.
Поэтическая форма помогает
ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: «край», «свое,
надежное» — «чужое, опасное».
Конечно, со временем «своя» территория
начнет расширяться. Сначала — до размера комнаты, потом — до размера квартиры,
«своего» двора… К году малыш встанет на ножки и пойдет. Но,
приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к
тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил — новое (чуждое)
обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».
Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да
еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького
козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с
ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки».)
Или из истории про колобка, которому тоже
вздумалось…
Такие сказочные «инструкции
по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке
и растут вместе с малышами.
Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так
же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например,
удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных
последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую
недоверчивость к сладким чужим речам — вот чему мы можем научить ребенка
благодаря колобку.
В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача
— лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети
«срисовывают» отношение к чему- или кому-либо с родителей (как
мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного
героя. Но — обратите внимание! — никто колобка не осуждает. Это отличный пример
для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он
совершил, и дать правильные ориентиры на будущее.
Итак,
не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите
ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо
было сделать, чтоб лиса — ам! — и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев — это
учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.
Практикум
«Чтоб от сказок польза
была»
1. Прокомментируйте то, о чем вы
рассказываете.
Комментарий может быть очень простой: скажите
«ай-ай-ай!» — вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку)
колобка.
2. Задайте малышу
вопросы:
— Почему же убежал колобок?
— А можно ли было убегать одному
в лес (вот он снова — основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный
край).
— С кем колобок встретился?
— От кого убежал?
— А кто его обхитрил?
— Почему пропал колобок? (Потому
что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)
3. Для детей
постарше:
— Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и
хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у
нас в жизни, не правда ли?)
— Как правильно надо было
сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые
там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А еще? (Не
слушать лису, лисы такие хитрые…)
— Если ваш малыш говорить еще не
умеет — все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте.
Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него
отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с
зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и
дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись
домой, колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой
лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что…»
— Говорите кратко и ясно (как в
сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И — не
ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные
поступки!)
— Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до
ребенка («Наша Женя умница, она не убегает одна… А лисичку Женя будет
слушать? А песенки ей петь?»)
— Сделайте вывод в
доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают — прежде чем
пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше —
взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить
ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. «Не будь,
малыш, самонадеян — всегда найдется тот, кто хитрее тебя».
Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят
повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то
рассказываем мы много-много раз. Когда «поайкайте», когда спросите. А
когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам
будет комментировать безрассудные действия колобка и давать
«спасательные» советы.
— В колобка хорошо играть. Пусть
иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все
лопатки.
— Не торопитесь конкретизировать
сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной
жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен
поступать в экстремальной ситуации ребенок — будете учить потом, когда
подрастет. Сейчас ваша задача — заложить фундамент безопасности.
Будет фундамент крепкий — и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда
ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме.
Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.
— А какие еще сказочные герои
путешествовали одни, без взрослых?
— Кто не послушался и попал в
беду?
— А что надо было сделать этому
герою?
— Кто спас его/ее?
— Как бы ты поступил на его/ее
месте?
Как ты думаешь?
Очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу
нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец
может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы — убегай.
Народные сказки многослойны. У каждой есть своя
мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам,
как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила
безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и
поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую
ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в
реальной жизни.
Тема с
вариациями
Вы знаете, что существует
множество вариаций сказок. Вот, например, «Теремок». В
«натуральном» «Теремке» приходит Медведь — всем зверям
пригнетыш — и разрушает теремок, а жители его разбегаются кто куда — спасаются.
В других «теремочных» вариантах, например,
мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Вроде бы все
неплохо, но… Но в жизни так редко бывает. Чаще надо не надеяться на милость
сильного, а ноги в руки — и бежать. Спасаться. Это должен усвоить маленький человек:
удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто
сильнее тебя.
Мы бы советовали для занятий по безопасности брать
основной вариант сказки, народный. Он не такой «приглаженный», зато
каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или
убаюкать его бдительность.
Инструкция по спасению
Недавно
одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована результатом,
когда ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В
дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал
у нее то совочек, то ведерко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем,
плакала она регулярно. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и
«Зайкина избушка». Прочитали (и не один раз), поговорили-обсудили, а
потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, которого утащила
лиса, и другим петушком, который прогнал лису из избушки, а мама,
соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать по сказке
и строить игру так, чтобы дочка научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за
себя.
Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать
внимание ребенка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на
помощь и обороняться самой.
Сказка «Зайкина избушка». Кто поселился в
доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка,
и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и
убежала? (Он смело и громко кричал.)
Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал
петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не
заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?
И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в
злосчастной песочнице и ее снова стали толкать? Прибегла к самому надежному
средству обороны, которое у нее имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам
изо всех сил. Причем визг у нее переходил в ультразвук, так что уши просто
закладывало. Два-три солидных визга — и больше на нее не нападали. Другие мамы
предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те — не лезть: кому
приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля?
Вот так сказка помогла.
Думаем, общий принцип «сказочных занятий»
вам понятен, поэтому мы не будем подробно останавливаться на каждой сказке. Мы
просто обратим ваше внимание на те полезные сказочные советы и выводы, которые
должны усвоить малыши в районе двух-трех лет.
— Когда дома один — «не
выглядывай в окошко».
— Доверяй, но проверяй.
— Зови на помощь — и помощь
придет.
— Помогай другим — и тебе
помогут.
— Выход всегда есть. Безвыходных
ситуаций не бывает.
Практикум
«Сказка – выручалка»
Многие родители
переживают, что не могут уделить своему ребенку достаточно внимания: то работа,
то домашние дела время отнимают. И тут выручит вас сказка. Вы можете прекрасно
провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И
поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно и проверить, как ваша детка
усваивает правила безопасности.
А чтобы убедиться (убедить себя!), что это
действительно так, прямо сейчас вспомните сказку, которую любите вы и любит ваш
ребенок. Запишите ее название. Записали?
Теперь подумайте и решите, какие правила безопасности
поможет она вам пройти. И как вы это будете делать. Запишите.
И дополните ваши записи после того, когда прочтете эту
статью.
Что вам осталось? Выполнить все, что вы придумали и
наметили.
Игра «Угадай –ка»
Просто задаете
вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам.
Например:
— В какой сказке мальчик
превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить
захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?
— Давай вспомним, в какой еще
сказке мальчик не слушался.
— Угадай, кто помог двум детишкам
спастись от Бабы-Яги?
— Почему печка сначала не хотела
девочке помочь, а потом помогла?
Можно поиграть в игру «Полезные сказочные
советы».
Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете
какой-то полезный совет, и — кто больше сказок назовет, где он встречается? И пусть вам
не кажется, что такие игры-обсуждения очень сложны для маленьких детей. Это как
решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше занимаешься — тем лучше
получается.
Учите детей и учитесь с ними вместе.
Обратите внимание: в сказках для самых маленьких очень много запретов.
Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, и наша задача — помочь,
сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло. Не ленитесь,
учите детей уму-разуму.
Чтобы лучше
запомнили
Простые правила:
— Прежде чем рассказывать-читать
новую сказку, определите для
себя: какие полезные
уроки для ребенка зашифрованы в
ней.
— Рассказывайте сказки. Можно,
конечно, и читать, но — устный строй речи отличается: он более теплый, более
доверительный…
— Покажите свое отношение к
героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого
сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете,
восхищаетесь им и т. п.
— Не перестарайтесь. Не
стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать
над бедным героем. Малыш
перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача
— не испугать, а научить держать ушки на макушке.
— Обращайте внимание на
иллюстрации. У детей эйдическая память
(это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и
нарисованная Баба-Яга — вещи разные. Детская психика
«подстраховывается»: она не создаст ужасно страшную картинку. А вот
то, что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
— Задавайте вопросы. Если
ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас
поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ.
Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и
надо.
— Побуждайте малыша
задавать вопросы вам (впрочем,
у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
— Реагируйте эмоционально. Маленькие
дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют
эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
— Повторяйте. Не
старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от
времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
— Закрепление пройденного
проводите по-разному. Много времени и
сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.
Со сказкой можно поиграть
Игра — очень важный
момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и
осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе.
Используйте детские игрушки.
Берете подходящие игрушки и разыгрываете всю сказку
или короткие сценки из нее. Колобок — в правой руке, зайчик — в левой.
«Колобок-колобок, а тебя съем…» — «Не ешь меня, зайчик, я тебе
песенку спою…» Спели и дальше покатились…
Сказочных героев не обязательно покупать в магазине.
Вылепите их из пластилина.
Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона. Наша дочка
любила, когда их складывали из фантиков. И не обязательно добиваться
стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая-то характерная для этого
героя деталь.
Очень интересно играть, разместив сказочных героев на
пальцах. В магазинах продаются готовые, но вы можете сделать и сами из пробок,
коробочек, тряпочек и ниток.
Играть между делом
Предположим, вы вытираете
пыль, готовите ужин или гладите. А ваш маленький колобок бегает следом и,
соответственно, мешает. Самое время поиграть. Говорите: «Давай поиграем,
ты будешь козленком, а я твоей мамой — козой. Вот наш дом. Я ухожу, а ты смотри,
никому дверь не открывай…» Ребенок мгновенно примет условия игры и,
«заперев дверь», притихнет где-нибудь под столом. Вы, продолжая
заниматься своими делами, «возвращаетесь», стучите, поете песенку,
что «мама пришла, молока принесла…». Ваш козленок дверь отпирает
(«чик-чик») и бурно радуется. В следующий заход вы можете спеть про
пришедшую маму волчьим голосом. Как козленок поведет себя? Маленькая попутная
беседа — и игра продолжается.
Вы можете предложить малышу достать подходящие игрушки
(например, еще шестерых козлят). У вас нет столько? Берите других зверьков,
более-менее похожих, прикрепите рожки, а детское воображение воссоздаст все
остальное.
Вы готовите ужин. Ребенок, естественно, крутится рядом
— и мешает. Вы берете огурец и говорите: «Вот этот маленький огурчик будет
у нас лягушкой, а картофелина, смотри, как медведь. Что-то я забыла, в какой
сказке они встретились? Какие еще зверята жили в теремке?» Или берете
ложку, маленькую и побольше, и говорите: «Смотри, вот зайчик, вот лисичка.
А вот кочан капусты, как будто зайкин домик. А где лисий дом?» Все,
ребенок при деле, сказка (и полезный урок безопасности) начинается…
Вполне вероятно, что малыш сам предложит сюжет.
Где-то после двух с половиной лет наш Леня все свои
сказания о теремке заканчивал так: » Я ка-ак сел в синюю машину, ка-ак
приехал и…». И помощники у него были — наши собаки. То одна, то другая
сидели с ним в воображаемой машине, а потом, прибыв на место, где бесчинствовал
медведь, естественно, помогали навести порядок.
Дети часто делают этакий конгломерат из любимых сказок
или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои
концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А
сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть
выход, главное — не растеряться.
Проведите с малышом тест и узнаете, усвоил малыш
мораль сказки или нет. По реакции ребенка. Он сам начнет выражать свое
отношение к поступку и поведению сказочных героев.
Главный сказочный урок
Сказки — это учебник, по которому маленький
человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а
содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из
слоев — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и
«обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит,
что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные
правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать
запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень
важные «сказочные» истины, вы научаете ребенка и бдительности, и
осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий
мир. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нем и добрые,
и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А
если вдруг попадешь в переделку — как из нее выберешься, чтоб вернуться домой
целым и невредимым.
Чему научит
сказка
Вот вам для примера темы
для бесед и игр по русским сказкам:
— Малыш, будь готов к
неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать
не стыдно, а можно и нужно («Гуси-лебеди»).
— Не будь наивным, малыш! Не
покупайся на лестные предложения… Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в
беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет
(«Кот, петух и лиса»).
— Доверие к людям — прекрасная
черта. А вот слепая доверчивость опасна («Зайкина избушка»,
«Волк и семеро козлят»).
— На будущее: никого не приглашай
(не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по
телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно
любого врага победить («Зимовье зверей»).
— Не бывает безвыходных ситуаций.
Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть.
Надо только хорошенько подумать («Гуси-лебеди», «Лисица и
волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.).
— Зри в суть, ищи причину, почему
у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. («Иван —
крестьянский сын и Чудо-Юдо»). Помните? Как ни старался Иван, как ни
бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван
понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем
не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда
неприятности так и сыплются на тебя — не падай духом. Не маши мечом зазря — ищи
истинную причину своих неудач. Найди и устрани — и тогда удача к тебе вернется.
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Консультация для родителей
Сказки – необходимый элемент в развитии и воспитании ребенка. Сказки учат добру и злу, смекалке, учат как найти выход из сложной ситуации, развивают внутренний мир ребенка. Язык сказки более близок малышу, чем обычная взрослая речь. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение маленького человека, а также его способность сочувствовать и сопереживать другим.
Сказка нужна для сознательного и подсознательного обучения ребенка в семье правилам и смыслу жизни, пониманию необходимости защиты своей жизни и жизни окружающих.
А нужно ли в наше время читать сказки детям? – спросите вы. Ведь вокруг есть телевидение и интернет, можно отвлечь ребенка, включив ему мультик или сказку и, таким образом, освободить время для себя. Но давайте посмотрим хорошо ли это для наших детей? С одной стороны, в просмотр мультфильмов позволяет ребенку слушать и видеть образец чистой, красивой выразительной речи; видеосказки красочные, музыкальные. Ребенок долгое время не отвлекаясь смотрит их, а у родителей появляется свободное время, которое они могут посвятить себе. Но с другой стороны, присутствуют и свои минусы. Постоянно просматривая мультфильмы ребенок начинает формировать свой мир по определенному образцу. В мультфильмах даются готовые объекты, которые не надо придумывать, из- за этого у него ограничиваются фантазия и воображение.
У ребенка, который долго смотрит телевизор, возникают проблемы со здоровьем (гиподинамия – длительное нахождение в одной позе, нарушение зрения, истощение нервной системы). Сопоставив «За» и «Против», вы можете для себя решить, что для вас важнее: свободное время или развитие и здоровье ребенка.
Рассмотрим, какое преимущество дает чтение сказок для детей:
- Между вами и ребенком во время чтения сказок происходит диалог. Ребенок во время чтения может о чем-то спросить, уточнить, а вы разъяснить непонятный отрывок сказки.
- Ребенок самостоятельно фантазирует и придумывает образ героев читаемой сказки. Таким образом совершенствуется воображение, а это очень важно для развития ребенка.
- Ребёнок лучше воспринимает сказку, когда ему ее рассказывают, чем когда он смотрит ее по телевизору. Ребенок чувствует, что это интересно и Вам, что он не одинок.
Для детей очень важно общение со своими родителями, поэтому вы можете не только читать сказки своим детям, но и попробовать придумывать их вместе с ними. Сочинение сказок развивает у ребенка не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющие знания в творческой форме, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.
Еще одна очень важная роль, которая отведена сказкам – сказкотерапия. Ребенок растет, развивается, и вместе с этим появляются проблемы: капризы, лень, агрессия, ложь, нежелание спать или ходить в детский сад. На помощь Вам придут терапевтические сказки.
- Например, лень можно «лечить» русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую».
- Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных. Например, «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» поможет ребенку избавиться от страха неизвестного и находить выход из сложной ситуации.
- Сказка «Мама для мамонтенка» будет помогать ребенку в разлуке с мамой.
- Профилактические произведения — «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского (учат тому, как важно не быть неряхой и следить за внешностью); — «Дети, которые плохо едят в детском саду» Э.Успенского (помогут справиться с адаптацией в детском саду); — «Золотая рыбка», «Золотая антилопа» (разовьют чувство меры); — «В стране невыученных уроков» Л.Б. Гераскиной (учит решать задачки и знакомит с важными правилами грамматики).
- Книги, рассказывающие о добре: — сказки о животных В.В.Бианки — «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- О взаимоотношениях в семье и с окружающими людьми: — «Все о муми-троллях» Туве Янссон, — «Мери Попинс» П. Треверс, — «Снежная королева» Г.Х. Андерсон.
- Воспитание ответственности: — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, — Гуси лебеди.
- Трудолюбие: — Три поросенка.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект. Придумывайте сказки, в которых главный герой – Ваш ребенок. При помощи таких сказок Ваш ребенок научится справляться с жизненными трудностями. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к сказкам. Именно в прорисовке мелких деталей и сюжетов ребенок учится познавать окружающий мир. Создавайте книги своими руками. Ребенок научится бережно относиться к книгам, у него будет развиваться интерес к чтению, познанию того, что он может найти только в любимых книгах.
В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый.
М. М. Пришвин
Уважаемые родители, помните:
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
И была великая битва лесной нечисти с человеком. Но заключили они перемирие — после него нельзя было людям появляться в лесу. Все строго блюли договор, пока не появилась Василисса. Неведомая сила тянет девочку в лес — там ее ждут встречи с древними духами и разные испытания. Так кратко можно описать сюжет премьерной «страшной сказки» в Молодежном театре Алтая. Поставила ее по современной пьесе Марии Малухиной режиссер Виктория Печерникова. Altapress.ru узнал у Виктории, чего бояться зрителям, кто такие Болибошка и Полуденница и как сказки влияют на нашу современную жизнь.
Нескучная «Курочка Ряба»
— Почему вы решили поставить именно этот материал?
— С драматургом Марией Малухиной мы знакомы и работаем уже несколько лет. Я делала эскиз по ее пьесе «Замыкание» в рамках лаборатории «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска», также Мария писала либретто к мюзиклам, поставленным мною в Челябинске, Орле и Нижнем Новгороде, но непосредственно ее пьес в театре я еще не ставила.
Пьесу «Василисса» Мария написала для театральной лаборатории «Десять минус» в РАМТе.
Эскиз спектакля по этому материалу сделал режиссер Филипп Гуревич. И, поскольку я стараюсь следить за работами моих коллег, я посмотрела запись эскиза — и сразу же влюбилась в пьесу.
Мне вообще очень нравится изучать фольклор, мифологию, сказки, традиции и ритуалы. Но также в этой пьесе поднимается много важных для подростка тем: как трудно познать самого себя, понять и принять свою природу, тема «свой-чужой», и тема необходимого для взросления отделения от родителей.
Режиссер Виктория Печерникова
vk.com/mta_barnaul
После того, как я прочитала «Василиссу» уже как ридер драматургического конкурса «Маленькая Ремарка», я связалась с Марией, и узнала, что права на эту пьесу купил Молодежный театр Алтая, и они сейчас ищут постановщика.
Я попросила, чтобы она порекомендовала меня. Утром — звонок от директора Ирины Лысковец. Оказалось, что меня рекомендовали еще несколько человек. Так все звезды сошлись.
— Когда я прочитала пьесу, у меня сложилось ощущение, что это сериал «Ведьмак» в славянской обертке.
— Не могу ничего сказать на этот счет. Я не видела сериал, хотя он есть в моем списке «Что посмотреть».
Но да, драматург действительно обращается к исконно русскому фольклору. До этой пьесы я ничего не знала о таких персонажах как Полуденница, Болибошка, Летавец. Мало понимала, кто такие на самом деле Лихо Одноглазое или Берендей.
— Может тогда просто взять фольклорную сказку и нескучно ее поставить?
— Безусловно, можно взять и «Курочку Рябу», и поставить небанально и не по шаблону. Ведь сама по себе эта сказка невероятно сложная и мудрая.
Во всех народных сказках можно докопаться до смыслов. Когда я делала мюзикл «Дюймовочка» в Челябинске, я раскопала много информации об истоках этой сказки — кто такая на самом деле Дюймовочка, кто все эти существа, с которыми она общается. Андерсен ведь тоже много обращался к народным сюжетам.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Вообще когда мы говорим о сказках, мы подразумеваем, что все они базируются на архетипических сюжетах. Например, есть герой, с которым что-то произошло, и теперь он должен идти куда-то далеко, чтобы кого-то спасти. Вот и у нас в пьесе девочка идет в лес, чтобы спасти семью от страшного Берендея. Стандартная такая голливудская коллизия.
— Потому я и вспомнила про «Ведьмака» — там тоже есть девочка, которая плутает по лесу.
— Опять же потому, что в мире существует ограниченное количество сюжетов, на которых строится любая история.
Если говорить об оригинальной сказке «Василиса Прекрасная», то там героиня идет в лес к Бабе-Яге, которая дает ей череп со светящимися глазницами, и Василиса освещает им себе дорогу…
— В сети даже есть мем с такой картинкой.
— Наверное, вы говорите про иллюстрацию художника Ивана Билибина для сборника русских сказок Афанасьева.
Сказочная Василиса
Свободные источники из Интернета
Кстати, мем — это тоже современный атрибут переосмысления давно знакомых историй. Можно сказать, что и наша «Василисса» — это переосмысление классической сказки, где главная героиня после прохождения испытаний из ребенка превращается в девушку.
— То есть, чтобы современному ребенку донести какую-то мысль, нужно говорить с ним на языке Marvel?
— Ну, далеко не все дети любят эти фильмы. Когда я говорю про переосмысление и современную подачу, это не значит, что я имею в виду язык комиксов.
Но говорить на языке, который будет близок и понятен ребенку, нужно обязательно. Понятен не в смысле примитивности — дети не глупы, они умнее нас — но нужно увлечь их историей, найти ключ к их восприятию.
Каждый — супергерой
— Что нового для себя вы открыли в русском фольклоре, который изучали перед постановкой?
— Очень много! Как ни странно, я раньше не слышала ни об одном персонаже из пьесы. Ну, кроме волколака и русалок, само собой. О Берендее знала только из «Снегурочки» Островского.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
А Берендей — это самый сильный лесной колдун, оборотень, который может превращаться в медведя. Ничего не напоминает? Например, героя из «Обыкновенного чуда» у Шварца.
Волколак — тоже оборотень, обращается в волка. Летавец — огненный змей, который кометой летит по небу и, залетая в дом к женщине, превращается в соблазнителя. В Средневековой Европе таких духов-искусителей еще называли инкубами.
Полуденница — это дух, в виде девушки или старухи с серпом. Она обитает на поле и один час в сутки имеет власть над миром. Если не спрятаться от нее — можно получить удар по голове. Возможно, так наши предки объясняли, что ровно в полдень надо прекратить работы и уйти в тень, чтобы не получить солнечный удар.
Болибошка — маленький старичок, который встречается в лесу путникам и говорит им, что потерял котомочку. И стоит человеку наклониться, чтобы поискать ее, Болибошка прыгает ему на спину, и у его жертвы начинаются головные боли, мигрени, в таком состоянии можно заблудиться и сгинуть в лесу.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Восточнославянские русалки — хозяйки водоемов — не имели хвоста, хвост — это позднее западноевропейское влияние. На «русалочью неделю» (или «зеленые святки» — неделя перед Троицей — Прим.ред.) они могли позволить себе что угодно — бегали по полям, сидели на деревьях, забирались в дома и могли защекотать людей до смерти. Девушки оставляли голым русалками свои рубахи, таким образом, откупаясь от них.
— А мы помним разве что Бабу-Ягу, Лешего да Кикимору…
— Мы потеряли не только знания о духах предков. Утеряны многие традиции и почти утерян малый фольклор — потешки, пестушки, поговорки, приметы, загадки.
Очень мало осталось и от настоящих славянских сказок. А ведь раньше сказками объяснялось устройство всего мира, они были связаны с обрядовой деятельностью. Таким образом, шла передача сакральных знаний в устном творчестве. В сказках не было морали, мир не делился на плохих и хороших.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Та же Баба-Яга была не злодейкой, а ведуньей, которая много чего знала и ведала. А нога у нее была костяная, потому что она была вхожа в мир мертвых и живых. Печь была проходом в мир мертвых, ушедших предков.
— Поэтому к ней и относились с уважением.
— У нас в пьесе взаимоотношения лесной нечисти и человека подается как тема отношений природы и человека. Люди ходят в лес — как они должны себя там вести? Безусловно, с особым уважением.
Нужно быть чутким к миру, слышать, что он тебе говорит. Сначала Василисса ведет себя в лесу как норовистый подросток, а после того, как сталкивается с лесными обитателями, с другим миром, начинает уже прислушиваться, присматриваться, становится более осторожной.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
В сцене, когда главная героиня произносит свой самый сильный заговор, я посоветовала актрисе Анастасии Даниловой представить за своей спиной всех своих предков. Этот секрет энергетической мощности мне рассказали в ГИТИСе.
В познании себя, своих корней и строится вся интрига спектакля. Героиня должна узнать, почему она ходит по ночам, говорит на змеином языке…
— Тут мы должны еще вспомнить Гарри Поттера и момент избранности.
— Да, всякий подросток думает, что он избранный. Гарри Поттер потому и стал таким популярным, потому что это мечта каждого — стать супергероем.
— А потом он взрослеет, устраивается в офис и его мечты об избранности разбиваются вдребезги.
— А здесь и кроется самое важное — выбор собственного пути. Можно не работать в офисе, а делать то, что велит душа. Есть тысячи примеров, когда люди в 50−60 лет кардинально меняли свою жизнь.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Но если уж ты работаешь в офисе, и это твой осознанный выбор — сделай так, чтобы тебе там не было скучно, добавь творчества, креативности. Переверни мир, как Стив Джобс. За это ты тоже ответственен.
Главное — быть счастливым на своем месте, понять, зачем ты пришел в мир, в этом сверхзадача человека.
Сказка для взрослых
— Сказка — страшная. Чего нам бояться?
— Для меня самые страшные моменты в спектакле — это когда Василисса боится себя, своей природы. Мир ее провоцирует, требует проявить свою силу, а она не знает, что с собой делать. Персонажи нашего спектакля кому-то могут показаться страшными и жестокими, но на самом деле нет ничего страшнее, чем предать себя.
— Вы хотите, чтобы дети смотрели ваш спектакль с родителями. Почему для вас это так важно?
— Потому что мамы и папы часто забывают, что когда-то сами были подростками. А иногда не забывают, но всеми силами стараются сделать так, чтобы дети не совершали их ошибок. Но так не работает.
Подросток должен получить свой опыт сам. Родители должны дать ему поддержку, ощущение безопасности, надежного тыла. А не делать из него юриста или балерину, чтобы реализовать собственные амбиции и мечты. Услышать природу ребенка — великая миссия родителей.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Мамы и папы могут увидеть это в нашем спектакле. Родители Василиссы пытаются оберегать ее, защищать, а значит контролировать. И только в финале, они многое переосмысляют и дают сделать ей свой выбор самостоятельно.
— Получается, сказка — ложь, да в ней намек, конкретно тут — родителям.
— Можно сказать и так. Я не люблю, когда говорят, «я лучше знаю, что для моего ребенка хорошо», «так принято», «а что люди скажут», «мы так жили, и он пусть так живет». Все эти фразы и надстройки не про «услышать ребенка», они не позволяют ему найти свой путь, и он вынужден следовать родительской указке или убегать из дома.
Я понимаю, что переходный возраст — это стресс для всей семьи. У меня самой растет подросток.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Некоторые родители с ужасом наблюдают, как их милый малыш прекращается в прыщавое существо с длинными руками и ногами, которое еще вдруг перестает их слушаться и начинает хамить, хлопать дверями, запираться в комнате. Принять такую перемену безумно трудно. Надо искать диалог с подростком, ежедневно выстраивать отношения, это важно для его будущего.
Но трудно и самому подростку, который зачастую сам не понимает, что с ним происходит. Так что тут семье можно пожелать только терпения.
— Говорят, сегодня для подростков пишут мало хороших пьес.
— Это неправда — просто те, кто это утверждает, мало читают. Каждый год на конкурс «Маленькая Ремарка» присылают очень много хорошего материала. Единственный «проблемный» возраст, для которого пишут меньше пьес — это 8−12 лет.
Но режиссеры для этого возраста часто берут не драматургию, а прозу, в том числе зарубежную. Есть прекрасные детские издательства, например, «Самокат» или «Розовый жираф». Они проводят разные конференции по детской литературе, составляют на сайте подборки. И многие переводчики зарубежной литературы, например, Ольга Варшавер, новый интересный материал сразу пересылают режиссерам и завлитам театров.
— Какие сказки сами бы посоветовали почитать-посмотреть?
— Я очень люблю все сказки из моего детства. Джон Р.Р.Толкин, Льюис Кэрролл, Кир Булычев, Астрид Линдгрен, Клайв С. Льюис. Обожаю советские фильмы Александра Роу.
Сама я фанат английского писателя Дэвида Алмонда — ставила спектакли по его книгам «Меня зовут Мина» и «Мой папа — птиц». Еще люблю Кейт ДиКамилло, автора «Удивительного путешествия кролика Эдварда». Кстати, эту сказку можно увидеть здесь, в Молодежном театре Алтая. Из российских писателей мне нравятся Ольга Громова, Нина Дашевская и Мариам Петросян.
В Барнауле поставили «страшную сказку» «Василисса»
Евгения Савина
Сейчас при желании можно найти всё, выбор огромен, и множество специалистов помогают понять и изучить огромный мир детской и подростковой литературы.
Понимаю, что сложно, некогда — да, родителем быть трудно. Но интересно.
Что известно о собеседнике
Виктория Печерникова родилась в Москве.
В 2000 году окончила оперное отделение школы «Галина Вишневская». В 2004 году — актёрский факультет Института современного искусства.
До 2010 года работала преподавателем актерского мастерства и ассистентом режиссера в колледже музыкально-театрального искусства № 61 «Галина Вишневская».
В 2015 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа.
Работала в разных театрах страны — Et cetera, «Школа современной пьесы», Московском ТЮЗе, театре на Таганке и многих других.
Поставила в Бийске два спектакля — «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой и «Мятель» по произведению Пушкина.
Когда смотреть спектакль
Спектакль «Василисса» можно будет увидеть в МТА 8 и 9 января. Начало в 17:00, цена билета — 250−400 рублей.