Консультация для родителей
«Роль фольклора в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания
Само слово фольклор — английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы — несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки — песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других — бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке).
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.
Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения «Узнай и назови» — достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры — инсценировки; например: «курочка — рябушка на реку пошла».
Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь — людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.
Загадки — это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
1) «Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает,
Копытами постукивает.»
2) « На голове красный гребешок,
Под носом красная борода,
На хвосте узоры, на ногах шпоры».
Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать — придумать загадку об игрушке.
Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай».»Подскажи словечко».
Сказки — являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.
Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького человека жизни.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444650-rol-folklora-v-razvitii-detej-starshego-doshk
Загадки — малые жанры устного народного творчества
-
Видеоурок
-
Текстовый урок
-
Тесты
-
Вопросы
На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.
Определение загадки
Загадка – выражение, требующее разгадывания. Загадка является жанром устного народного творчества.
Рассмотрите таблицу:
Фольклор | От английского folk – «народ», lore – «мудрость» Фольклор – искусство народа |
Жанры фольклора | Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки |
Загадки представляют собой свод знаний и понятий.
В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.
Художественные средства
Художественные средства, при помощи которых создаются загадки:
-
Метафора
(«Голубой шатёр весь мир накрыл» – небо)
-
Антитеза (противопоставление)
(«Из живого – мёртвое, из мёртвого – живое»)
-
Отрицание
(«Не вода, а жидкое, не снег, а белое»)
Виды загадок
Виды загадок:
-
Загадки-иносказания:
За тёмными лесами двое лебедей плясали.
(серьги)
-
Загадки-описания:
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.
(корова)
-
Загадки-вопросы:
Что на свете слаще всего?
(сон)
-
Загадки-шутки
Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят…
(папы)
-
Загадки с числами
Один льёт, второй пьёт, третий подрастает.
(дождь, земля, растения)
Темы загадок
Темы загадок тоже разнообразны:
1. Небо, земля, явления природы:
Синенькая шубёнка весь мир накрыла.
(небо) (рис. 1)
Рис. 1. Небо (Источник)
2. О воде, реках, ручьях:
Что вверх корнем растёт?
(сосулька) (рис. 2)
Рис. 2. Сосульки (Источник)
Кругом вода, а с питьём беда.
(море) (рис. 3)
Рис. 3. Море (Источник)
3. О насекомых:
Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.
(муравейник) (рис. 4)
Рис. 4. Муравейник (Источник)
4. О птицах:
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.
(курица) (рис. 5)
Рис. 5. Курица (Источник)
5. О животных:
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
(овца) (рис. 6)
Рис. 6. Овца (Источник)
6. О людях:
Не часы, а тикает.
(сердце) (рис. 7)
Рис. 7. Сердце (Источник)
7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):
Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.
(плуг) (рис.
Рис. 8. Плуг (Источник)
8. О лесе, деревьях, кустах:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
(берёза) (рис. 9)
Рис. 9. Берёзовая роща (Источник)
9. Об овощах и ягодах:
Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
(кочан капусты) (рис. 10)
Рис. 10. Капуста (Источник)
Посреди двора – золотая голова.
(подсолнух) (рис. 11)
Рис. 11. Подсолнух (Источник)
Загадки бывают рифмованными:
Чёрный Ивашка – деревянная рубашка.
Где носом ведёт, там заметку кладёт.
(карандаш) (рис. 12)
Рис. 12. Карандаш (Источник)
Загадка – это:
-
небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
-
краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
-
небольшой стишок.
Задание на закрепление знаний
Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:
Мохнатенько,
Усатенько,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(это загадка; разгадка – кот) (рис. 13)
Рис. 13. Котёнок (Источник)
Ёжик, ёжик-чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать –
Нам водилу выбирать.
(потешка)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(загадка; отгадка – прорубь) (рис. 14)
Рис. 14. Прорубь (Источник)
Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.
(сказка)
Составляющие загадки
Чтобы составить загадку, потребуются три составляющие:
-
состав – на что похоже; надо рассказать, что из себя представляет или на что похоже явление или предмет;
-
действия – кто делает такие же действия;
-
признаки предметов – надо описать признаки предмета или явления так, чтобы можно было его представить.
Например:
Висит груша – нельзя скушать (рис. 15).
Рис. 15. Груша (Источник)
Ответ: лампочка – похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).
Рис. 16. Лампочка (Источник)
Заключение
У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.
Список литературы
-
Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
-
Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
-
Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
-
Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
-
Ped-kopilka.ru (Источник).
-
Festival.1september.ru (Источник).
-
5klass.net (Источник).
Домашнее задание
-
Дать определение понятию загадка, перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
-
Придумать загадку-вопрос про любого животного.
-
Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.
Дети и книги
Возраст от года до трёх лет — уникальное и восхитительное время, когда малыши переходят от первых слов к связной «большой» речи. Как научить ребёнка читать?
В два года ребёнок умеет произносить отдельные слова и даже конструировать из них истории. В три малыш с удовольствием слушает сказки, запоминает короткие рассказы и фантазирует сам. Это тот самый возраст вопросов: «мама, а почему?»
Ушки на макушке
От года до трёх лет ребёнок внимает каждому слову рассказчика. Поэтому сказки, потешки, стишки, песенки, рифмованные рассказы идеальны для малыша. В то же время он слишком активно познает мир и не может долго удерживать внимание на одном предмете. Поэтому не нужно перегружать детскую психику сложными картинками и гигантскими книгами для развития со множеством ярких деталей, ему будет достаточно вашего голоса и самых простых картинок.
Помните также, что дети обожают слушать одну и ту же историю по сто раз. Это нормально: ребёнок любит слушать о то, что ему эмоционально близко в данный момент. У детей есть словно некая кнопка, нажимая на которую, можно вызвыать одну и ту же реакцию множество раз.
Чудо из букв
После периода слушания приходит период чтения. Ребёнок овладевает настоящим чудом складывания букв в слова. Это потрясает маленького человека. И, возможно, иногда пугает. Поэтому будьте терпеливы, учите его читать через игру, не принуждайте его. Можно оставить книги в свободном доступе (в первое время желательно те, которые будет не очень жалко порвать).
Потом можно сводить малыша в детскую библиотеку. Там часто проводятся всякие увлекательные занятия с другими детьми. Включается соревновательный фактор.
Задача родителей в тот самый период от года до трёх лет — показать ребёнку, что читать — это не тяжёлый, мучительный труд, а настоящая радость. Не надо заставлять его учить цвета, формы, названия. Удобно вводить его в мир чтения естественно, через игру: на прогулках, при просмотре мультфильмов, разглядывании книг с картинками.
Теремок, Мопси, Винни-Пух и все-все-все
Для детей такого возраста идеальны малые формы русского фольклора: потешки, частушки, прибаутки, песенки. Они хороши тем, что их можно напевать, одновременно показывая, как есть, одеваться, можно давать имена животным и птицам. Также «на ура» идут русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского и Агнии Барто легко и с удовольствием воспринимаются и запоминаются: «Рифмы матушки Гусыни», «Игрушки», «Вовка — добрая душа», «Настенька». Для самых больших фантазёров будут идеальны абсурдные стишата Даниила Хармса и Юлии Мориц.
Дети любого возраста, даже такие маленькие, с упоением будут слушать сказки Александра Пушкина и басни Ивана Крылова.
Самой любимой книжкой любого, даже самого неусидчивого малыша, станет «Винни Пух и все-все-все» Александра Милна. Беатрис Поттер очарует его приключениями маленькой Ухти-Тухти, а также Флопси, Мопси и Ватного Хвоста.
Для мам и непослушных малышей, которых сложно уложить в кроватку, большим подспорьем станет волшебная сказка Анны Дьюдни “Лама, красная пижама”. Книжка простыми и понятными словами объясняет ребёнку его же поведение, учит его терпению и тому, что и у мам есть право на личное время.
Как научить ребёнка читать по-английски
Если вы воспитываете маленького билингва, который любит играть и фантазировать, вашей настольной книгой станут невероятные истории Ричарда Скарри. Он как добрый волшебник для самых маленьких, создаёт забавные истории про медвежат и бегемотиков, бурундуков и зайчат, лягушат, мышат, поросят и котиков.
В одном из интервью его спросили, почему он пишет именно о зверятах, ведь логичнее было бы писать о человеческих детёнышах? Волшебник Скарри ответил: «Дети лучше соотносят себя с изображениями животных, чем с изображениями детей. Они видят рисунок со светловолосой девочкой или темноволосым мальчиком и знают, что эти дети – не они… И при этом легко воображают себя муравьедом, который работает художником, или поросенком, который из крестьянина превращается в рыцаря».
В России с Ричардом Скарри сейчас только знакомятся. У нас изданы и переведены «Книжка про машинки», «Город добрых дел», «С утра до вечера в городе добрых дел», «Спасибо и пожалуйста» и «Самая лучшая книжка». Любая из них отлично подойдёт малышу и для чтения с мамой, и для самостоятельного изучения.
Хорошо читать вместе с ребёнком, используя “интерактивные” книги, то есть те, которые делают малыша непосредственным участником повествования. Например, серия книг Мо Вильямса про Голубя: “Голубь хочет завести щенка”, “Голубю пора принять ванну”, “Не давай голубю водить автобус”.
И конечно, помните, что дети — большие повторюши. Вид родителя, увлечённого книгой, — лучшая реклама чтения для малыша.
Читайте вместе!
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
© Предоставлено: Parents.Ru
Первая книжка у малыша может появится уже через месяц после рождения. Выбирайте старые добрые истории с большими картинками, чтобы их малышу было легче воспринимать.
© Предоставлено: Woman.ru
«Ладушки»
Стишок «Ладушки» принадлежит к малому фольклорному жанру — потешкам. Эта короткая веселая рифмовка — отличный способ развлечь маленького непоседу. Потешки не только забавляют и веселят, но еще и развивают малыша: такие стишки задействуют ручки и ножки ребенка.
Детям очень нравятся «Ладушки»: им нравится хлопать в ладошки вместе с родителями. Несмотря на то, что в самом маленьком возрасте кроха еще не может выполнять все движения, в потешки можно начинать играть уже с 4 месяцев. Малыш запомнит движения, которые мама будет делать его ручками, и потом сам начнет их повторять.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Дрофа Медиа»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «РОСМЭН»
«Репка»
Веселый рассказ о попытках героев вытянуть репку — один из любимых русскими детьми. Сказка представляет собой простую для восприятия историю с живыми, яркими персонажами. Простейший, как и во всех сказках, смысл преподносится маленькому читателю через большое количество повторов. Они же развивают и детскую память.
Невозможно себе представить русский фольклор без этой доброй истории, ведь именно она показывает ребенку, как важна семья и как здорово, когда каждый в ней приходит на помощь другому.
«Волк и семеро козлят»
Русские народные сказки рассказывают об удивительной жизни зверей, птиц, растений — это основные темы фольклорных произведений. Эти герои встречаются во многих сказках, и детям они знакомы очень хорошо. Поэтому «Волк и семеро козлят», без сомнения, понравится всем маленьким читателям. Эта сказка помогает в развитии внимания, вызывает интерес к животным и их повадкам. Она также учит малышей добру, ведь, как известно, добро всегда должно побеждать зло. В этой сказке как раз такой финал — маленькие козлята спасены благодаря хитрости и уму их мамы-козы, а злой волк наказан.
Нравственная составляющая этой сказки помогает ребенку правильно сориентироваться в окружающей его действительности и понять ее.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
«Сорока-белобока»
Этот стишок также принадлежит к жанру потешек. Читая рифмовку, мама обыгрывает ее сюжет при помощи пальчиков малыша: «Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала». Так, играя можно развивать мелкую моторику ребенка. Становясь старше, дети начинают подключаться к процессу: им самим хочется загибать пальчики, повторяя запомнившиеся движения, которые раньше делала мама.
«Курочка-ряба»
Дети попадают в волшебный мир сказок в самом раннем возрасте и учатся воспринимать действительность через их призму. Поэтому именно с помощью сказок легче всего объяснить ребенку такие понятия как «хорошо» и «плохо». Слушая русские народные сказки, невозможно не сопереживать главным героям. Так и в истории о Курочке-рябе ребенок сочувствует деду с бабкой, ведь золотое яичко, которое им снесла Ряба, разбила мышка, смахнув его хвостиком.
Малыши, слушая сказки, учатся не только чувствовать, но и тренировать фантазию, воссоздавая при этом в уме обстоятельства, о которых говорится в истории.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Умка»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Школьная книга»
«Лиса и заяц»
Русские народные сказки мудры и поучительны. В них — великолепные образы животных — милых, ярких, настоящих. Они всегда похожи на людей с их недостатками и достоинствами. С помощью этих историй дети учатся понимать, что такое хорошо, а что — плохо.
В сказке «Лиса и заяц» маленькие читатели смогут встретить любимых героев, которые встречаются во многих других произведениях русского фольклора: зайчика, лисицу, медведя, волка и петуха. Здесь, как и во многих других народных сказках, счастливый конец.
«Идет коза рогатая»
Популярность жанра потешек не ослабевает на протяжении столетий: еще наши прабабушки играли в них со своими детьми. И это неудивительно: с помощью них даже самые нелюбимые малышами занятия можно превратить в увлекательную игру.
Каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок капризничает во время приема пищи. А потешка «Идет коза рогатая» может помочь в этом нелегком деле. Но ее можно использовать не только как один из способов привлечения крохи к процессу еды, но и просто так. Ведь одна из самых важных функций таких стишков — это физическое развитие ребенка: изображая козьи рожки, мама может делать точечный массаж животика малыша. Это поможет укрепить мышцы брюшного пресса крохи.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Эксмо»
Стихи Агнии Барто, цикл «Игрушки» («Мишка», «Бычок», «Мячик», «Зайка»)
Стихи Агнии Барто любимы и мамами, и бабушками. Это классика советской детской литературы. Оптимизм и добрый юмор, коими полны произведения поэтессы, делают процесс воспитания ребенка веселее и проще. Но это не просто детские стихи. Через умную игру словами писательница учит детей думать и чувствовать. Ее стихотворения учат малышей осознанным, нравственным поступкам: не бросать зайку под дождем, а мишку — с оторванной лапой. Совсем маленьким читателям только предстоит знакомство с творчеством Агнии Барто. Веселые стихи писательницы порадуют ребенка, а грустные — заставят задуматься. А после прочтения малыш с удовольствием будет декламировать их на семейных праздниках.
«Колобок»
Русские народные сказки — это бесценный источник разных жизненных ситуаций, усваивать которые ребенку помогают интересные ему образы — животных, растений, фантастических персонажей. Сказка не заставляет, но учит малышей мыслить логически, так как они этого делать еще не умеют.
«Колобок» — это одна из самых первых сказок, которую родители читают своим малышам. Простой сюжет и незатейливый слог — то немногое, что нужно деткам на самом раннем этапе развития. Недаром подобный персонаж встречается в фольклоре и других стран. Например, в США очень распространена сказка о сбежавшем пряничном человечке, которого, в конце концов, съедает лиса. А в Англии популярностью пользуется сказка «Джон из теста».
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Эксмо»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Оникс»
«Теремок»
Сказка «Теремок» очень любима малышами за простоту языка, но в то же время за яркость родной речи и чудесные образы сказочных животных. Она прививает малышам любовь к русскому фольклору, развивает воображение, учит дружбе и взаимовыручке. Эта история содержит в себе все то, что нравится деткам: сказочные лесные звери, их приключения и взаимоотношения, а главное — счастливый конец. Эта добрая сказка поможет прекрасно провести время с ребенком.
Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- Чем народные потешки и пестушки полезны для развития малыша
- Почему так важно научить ребенка любить и слушать сказки
- «Жена просит, чтобы я менял подгузники по ночам. А мне нужен полноценный сон»
- «Попросил кормящую мать отсесть подальше, а меня сделали негодяем»
- В Сети появилась петиция в защиту 9-летней студентки МГУ: «Устроили зоопарк из детей»
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.