Пока российский кинематограф все еще не может на равных тягаться с Голливудом, франшиза «Маша и Медведь» уже покорила весь мир и оставила позади себя сотни и тысячи западных проектов, установив несколько абсолютно уникальных рекордов. Вместе с VOKA разбираемся, в чем феномен мультфильма и как ему удалось ошеломить весь мир.
Для начала краткая справка для людей, у которых нет детей, внуков или младших братьев и сестер, с которыми бы приходилось смотреть мультфильмы. «Маша и Медведь» — проект российской студии «Анимаккорд», еще в 2009 году придумавшей трехмерный мультфильм о дружбе маленькой девочки и ее мохнатого друга из соседнего леса, полный легких размышлений о тяготах родительства и непростом процессе воспитания ребенка-непоседы.
С момента выхода первого эпизода сериал немало изменился: в последних сезонах повзрослевшая Маша путешествует по миру и реже достает своими проказами старого друга, Медведь все больше времени проводит с Медведицей, а сам мультфильм, помимо основной серии, оброс различными спин-оффами. Совсем недавно студия объявила о планах выпустить и давно назревший полнометражный мультфильм — обещают уложиться до 2025 года.
За более чем 12 лет вышло пять сезонов сериала и суммарно 104 серии. Но это без учета ответвлений. В 2011 году, например, состоялся релиз спин-оффа «Машины сказки», в котором авторы на протяжении 26 серий интерпретировали русский фольклор. В 2021-м начал выходить его второй сезон. Кроме того, с 2014 по 2018 год детям подарили 26 серий «Машиных страшилок», а в 2018-м — пять приуроченных к чемпионату мира по футболу в России эпизодов «Футбольного выпуска». А еще есть и музыкальный проект «Песенки для малышей», в котором Маша поет познавательные и развивающие песенки на мотивы известных детских мелодий.
При этом можно заметить, что «Маша и Медведь» выходит более чем размеренно. К примеру, другой популярный детский сериал, «Щенячий патруль», с 2013 года выпустил восемь сезонов и суммарно 208 серий. Российский проект не наскребет столько даже вместе со всеми своими ответвлениями, но при этом все еще будет значительно популярнее конкурентов.
Рекорды и статистика
Начнем с козырей: «Маша и Медведь» еще в конце 2018 года вошел в Книгу рекордов Гиннесса, причем не в какой-то индивидуальной категории вроде «лучший мультфильм про маленькую девочку с именем на букву „М“ и ее друга медведя», а как самый популярный выпуск мультфильма на YouTube в принципе.
Эпизод «Рецепт катастрофы», повествующий о кулинарных приключениях главной героини, на тот момент набрал более 3 млрд просмотров. Сейчас статистика впечатляет еще больше: более 4 млрд, при этом серия входит в топ-10 самых просматриваемых видео за всю историю YouTube и, окруженная музыкальными клипами вроде Despacito и Gangnam Style и детскими развлекательно-познавательными шоу, продолжает оставаться самым популярным эпизодом мультсериала на платформе.
К сентябрю 2021 года суммарное количество просмотров «Маши и Медведя» на YouTube перевалило за 100 млрд. Конечно, не на одном канале, а на разных языках в совокупности — сериал популярен везде. Английская, испанская, русская, португальская и украинская версии уже получили бриллиантовые кнопки за преодоление рубежа в 10 млн подписчиков.
Помимо этого, согласно недавнему исследованию компании Parrot Analytic, «Маша и Медведь» является самым востребованным сериалом в мире, не только в пределах YouTube. «Свинка Пеппа», «Щенячий патруль» и «Улица Сезам» уже несколько месяцев как остались позади. Мультфильм переведен на 42 языка, и его показывают в более чем 150 странах — эту машину уже не остановить.
Масштабы популярности
Впрочем, тотальная любовь всего мира к сериалу выражается не только в цифрах на стриминговых платформах. Есть и куда более красноречивые показатели.
Например, по данным Kidz Global, бренд «Маша и Медведь» входит в троицу самых популярных на территории Европы, Ближнего Востока и Африки. Причем, конечно же, это касается не только того, как часто дети из этих регионов смотрят мультфильм, но и числа продаж мерча: от игрушек и одежды до пазлов и пеналов. На данный момент более 300 компаний со всего мира приобрели лицензию на выпуск товаров, связанных с мультфильмом, на Amazon есть их целая партнерская категория. Журнал License Global подсчитал, что за 2018 год «Анимаккорд» заработала $327 млн только за счет мерча. При этом сами создатели «Маши и Медведя» говорят, что игрушки приносят им только 30% от общей прибыли.
Важно, что компания принципиальна в плане одобрения товаров, которые будут выпускаться под их брендом. Например, чипсы или газировку под названием «Маша и Медведь» вы в магазинах не найдете — только минеральную воду, шоколад Kinder и сладкую кукурузу.
Netflix, в 2015 году добавивший сериал в свой каталог, сразу окрестил его «русским феноменом». А в 2016-м менеджеры компании удивились еще больше, когда вышли «Машины страшилки», приуроченные к Хэллоуину, и привели на платформу огромное количество взрослой аудитории. Дело почти дошло до переговоров насчет разработки второго сезона по заказу платформы.
В Турции, где сериал входит в пятерку самых популярных детских шоу, в парке развлечений The Land of Legends города Белек есть целое пространство, посвященное «русскому феномену». То же самое и в «Леоландии» возле Милана — посетители могут прогуляться по стилизованным декорациям с домами героев мультфильма и целым лесом. А в Чехии и ОАЭ есть возможность посмотреть ледовые шоу по мотивам сериала.
Про Россию даже говорить не стоит — там сериал безоговорочный номер один, Маша — самый узнаваемый образ среди всего мерчандайза, а скульптуры девочки и медведя украшают общественные пространства Волгограда, Кемерова, Брянска и некоторых других городов. Кстати говоря, в Беларуси «памятники» Маше и Медведю тоже можно отыскать — держите курс на Вилейку.
Есть еще несколько безумных фактов о гегемонии «Маши и Медведя». Например, в Сербии образы героев мультфильма использовала одна из национальных партий во время предвыборной агитации. А в Грузии сериал невольно помешал компании American Councils, занимающейся популяризацией английского языка: приключения девочки и ее лесного друга, как оказалось, куда лучше продвигали русскую культуру и жизнь. По рассказам авторов сериала, в Индии полицейские смотрят серии «Маши и Медведя» на службе, а в Индонезии новорожденных девочек называют в честь главной героини.
Феномен «Маши и Медведя»
Если разбираться в секретной формуле, которая позволила мультфильму свести с ума весь мир, нужно в первую очередь отметить его визуальную составляющую. Мультфильм действительно выглядит хорошо, и это стоит немалых усилий.
Вообще, концепцию сериала придумал аниматор Олег Кузовков еще в 90-х, когда отдыхал с родственниками в Крыму и наблюдал за племянницей, терроризировавшей весь пляж. Дополнительным ориентиром для идеи стала динамичная классика — «Том и Джерри». Проект перекочевал в разработку практически с черновиков автора, но в 2009 году требовал действительно ответственного подхода: над сериалом работала команда из 70 человек, которая выпускала всего 2—4 секунды материала в день. При этом производство серии на старте стоило $250 тыс.
Это окупилось: когда словацкий Католический университет в Ружомбероке исследовал потребление детьми видеоконтента, родители отмечали, что младшая аудитория в возрасте от 3 до 5 лет буквально не может оторваться от «Маши и Медведя» — мультфильм трехмерный, полный экшена и прекрасно нарисованный. Благодаря этому он может заменять няню, дети готовы смирно проводить время перед экраном, пока родители занимаются своими делами.
А в мусульманских странах, кстати говоря, «Машу и Медведя» оценили в том числе и благодаря платку на голове главной героини и ее закрытому платью в пол. При этом создатели отказались перекрашивать одежду девочки в черный цвет в угоду восточной аудитории.
Сюжетно сериал следует проверенной годами схеме: есть динамичное противостояние героев, обязательный комедийный сюжет и финал, который находит мораль во всем происходящем на экране. Это классика, обкатанная тем же «Томом и Джерри», причем доведенная до абсолюта: главный герой не зверек, а человек, благодаря чему детям с ним проще себя ассоциировать.
Родители же находят себя в мохнатом опекуне, которому раз за разом приходится сталкиваться с маленькой катастрофой и ее последствиями. Также для них по сериалу разбросаны пасхалки, непонятные детям: отсылки к «Титанику» и «Форресту Гампу», культовой саге «Во все тяжкие», советским деталям быта в жилых помещениях и известным моделям кроссовок Nike.
Плюс ко всему сериал интуитивно понятен и без перевода на другие языки. По большей части в нем нет диалогов — только гэги, для которых совсем не нужно быть полиглотом и ребенком индиго.
В нужном месте в нужное время
Бесспорно, огромный успех «Маши и Медведя» во всем мире — в первую очередь результат огромной работы всей команды проекта. Но нельзя спорить, что отчасти его рекорды и показатели обязаны и стечению обстоятельств: мультфильм очень вовремя попал на YouTube и использовал его для собственного продвижения.
Когда сериал начинал свой марш по главной видеоплатформе мира, она уже стала своего рода альтернативой для традиционного детского телевидения и многие проекты все чаще переезжали из ящика на экраны планшетов, ноутбуков и смарт-ТВ. Сейчас ситуация и того веселее. Про самые востребованные видео за всю историю YouTube мы уже рассказывали, но картину здорово дополняет еще один факт: следом за самым популярным блогером всех времен, шведом PewDiePie, в пятерке крупнейших каналов идут сразу три детских проекта, посвященные ребятам, которые только открывают для себя начальную школу.
«Маша и Медведь» идеально вписался в формулу детского YouTube, распространив свое влияние далеко за пределы родной страны. При этом «Анимаккорд» много времени посвящает размещению мультсериала на телевидении и стриминговых платформах вроде Netflix, iTunes и Amazon. И, что важно, компания готова работать со своими форматами, чтобы сделать их более привлекательными для новой аудитории.
Например, в 2015 году по предложению Warner Bros. авторы превратили «Машу и Медведя» в фильм для кинотеатров: сшили короткие эпизоды в одну ленту и разбавили их интерактивными моментами. Стартовал проект в Италии, прокатился по 900 кинотеатрам и собрал более €4 млн, а затем перебрался во Францию, Швецию и на Балканы.
Сотрудничество с Netflix и выпуск хэллоуинского спин-оффа тоже совсем не единичный случай: четвертый сезон представлял собой и экспериментальное ответвление, в котором Маша путешествовала по миру, исполняя песни на мотив национальных мелодий стран. Одновременно и благородный фансервис, и максимальное использование одной из сильных сторон проекта — саундтрека.
Авторы не собираются на этом останавливаться. Помимо разработки полнометражного фильма, сейчас студия работает над поиском оптимального формата коротких видео для TikTok — пожалуй, главной социальной сети в мире на данный момент. Если все удастся, кажется, даже Disney больше не сможет спать спокойно.
Читайте также:
Что посмотреть вместе с ребенком? Психолог составила подборку фильмов
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
Сценарии новогодних праздников
Литературно-музыкальная композиция к новогодним праздникам.
20.12.2021
Цель: вызвать интерес к предстоящему празднику, создать праздничное новогоднее настроение.
15.12.2021
Цель: развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу, находить совместные решения.
14.12.2021
Сценарий новогоднего концерта – спектакля в Доме культуры.
11.11.2021
Для удобства чтения иные слова написаны в транскрипции.
20.10.2021
Сценарий новогоднего праздника «В гости к нам бычок идет» для 1 класса.
21.04.2021
Новогодний музыкальный спектакль для старшеклассников по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Коварство и Любовь».
24.01.2021
Сценарий проведения новогоднего праздника для обучающихся старших классов.
25.02.2020
Сценарий праздничного новогоднего утренника «Приключения Кузи и Бабы-Яги на елке в детском саду. Дети под музыку вбегают в зал и встают в хоровод.
11.02.2020
Действующие лица: Ваня, Люся, Мальчик, Девочка, Снеговик, Дружок, Лиса, Филин, Волк, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Мишка, Зайка, Зайчиха.
16.10.2019
Цель: создать праздничную сказочную обстановку, вызывать у детей радостные положительные эмоции, формировать всесторонне развитую, целостную личность.
26.12.2018
Старый год кончается,
Хороший добрый год…
15.12.2018
Не далеко не близко, не высоко не низко,
А это было в тридесятом царстве, тридевятом государстве…
15.12.2018
Забавная новогодняя сценка для учащихся 4 — 6 классов по мотивам мультсериала о Смешариках. Встраивается в любой новогодний сборный сценарий и позволяет задействовать большое количество учащихся. Если же класс маленький, то можно легко сократить количество участников. Сценка предполагает исполнение 2-х песен,- лирическую (О Новом годе, например, о дружбе, о счастье) и забавную (мы пели «Шёл по Африке медведь»). Уходят Смешарики под песню «Маленькой ёлочке холодно зимой», можно просто музыку, без слов..
12.09.2018
В Новогодний праздник не должно быть уныния и скуки. поэтому все дети, присутствующие в зале принимают активное участие в победе добра над злом. т.е. помогают Козе наказать Волка и Лису. Конечно же, побеждает Коза. Всё заканчивается хорошо. Тёплая. непринуждённая атмосфера праздника помогает создать уют и по-настоящему доброе веселье в зале.
11.09.2018
Сценарий Новогодней дискотеки для учащихся 6-х классов. Действующие герои: Петрушка, Домовой Кузя, Баба Яга, леший, Дед Мороз, Снегурочка из числа учащихся. Традиционные игры и новогодние песни.
24.07.2018
Цель: формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года; формировать умения доставлять радость близким людям и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки; вызывать эмоционально положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью.
20.02.2018
Детская мюзикл — сказка для детей 1-4 классов. Наверное, ни один праздник детвора так не ожидает,как Новый год!Это и сюрприз, и веселье, а главное сказка, куда дети попадут на данном празднике.
26.11.2017
Сценарий новогоднего утренника предназначен для учащихся начальной школы. В сюжет вставляются концертные номера, поэтому принять участие в таком празднике могут как первоклассники, так и выпускники начальной школы. Ведущими являются ученики 4 класса. Они же помогают педагогам в проведении игр и конкурсов.
27.06.2017
Этот сценарий поможет вам встретить Новый год весело, с иронией, даст возможность раскрыться артистическим способностям даже у самого «закрытого» ученика. Ведущая в самом начале делает делает установку на представление по примеру развлекательного шоу, в дальнейшем она же исполняет роль тёти Оксаны.
01.11.2016
Сценарий новогодней сказки можно использовать при организации общешкольных новогодних мероприятий. Материал подходит для классов начальной школы. Актерами могут выступать обучающиеся старших классов. Между сценами сказки – музыкальные номера на новогоднюю тематику. Количество действующих лиц (учеников 8а класса) можно варьировать. Продолжительность действия: 30 минут.
01.02.2016
Проектный продукт: сценарий спектакля и постановка спектакля «Сказка в новогоднюю ночь». Я подробно описываю творческий процесс, проблемы во время репетиций, выступление, предлагаю созданный в процессе творческого поиска сценарий и «музыкальную дорожку» для сценария. Ребятам очень понравилась работа над проектом.
26.01.2016
В этой доброй музыкальной сказке рассказывается о том, как девочка Маша и ее друг Медведь — герои любимого мультфильма «Маша и Медведь» в новогоднюю ночь отправляются за волшебной снежинкой к самой Снежной Королеве… на пути им встречаются герои наших любимых сказок…это и Баба Яга ,Кощей Бессмертный,Король и Принцесса, Водяной, цыгане,и конечно же сам Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой…..А какие же приключения их ждали? Вы узнаете, когда прочтете сценарий!
26.11.2015
Предназначен для детей подготовительного к школе возраста, включает в себя игры и упражнения различной направленности (на развитие связной речи, активизацию лексического запаса, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонетического восприятия и др.). Во время образовательной ситуации происходит быстрая смена видов деятельности, что позволяет удержать внимание детей, вызвать у них интерес. Использование аудиозаписей вносит в процесс деятельности эффект новизны, волшебства (дети впервые слышат голос Деда Мороза в записи). Интересен прием использования крахмала (получение звука шагов) — развивает фонематический слух, происходит процесс экспериментирования, знакомства с новым, ранее неизвестным детям веществом. Актуален к использованию, так как составлен на основе интеграции всех образовательных областей, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
31.08.2015
Сценарий новогоднего праздника, который можно провести в зрительном зале, на сцене которого будут выступать герои праздника: Пеппи, Незнайка, Баба Яга, Дед Мороз и Снегурочка. Учащиеся начальной школы выступают в роли активных зрителей, с ними проводятся конкурсы, игры. каждый класс представляет свой новогодний номер.
13.12.2013
Библиотечное занятие составлено в форме Исторического экскурса в прошлое: история возникновения праздника «Новый год», знакомство с образами Деда Мороза и Снегурочки». Занятие разработано с главной целью — прививать любовь и уважение к народным традициям.
25.10.2013
Задача праздника воспитывать у каждого ученика активное отношение к окружающей действительности, развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере яркого эмоционального праздника, формирование традиций классного коллектива, проведение совместных мероприятий с участием родителей.
10.01.2013
Урок ознакомления и закрепление лексики по теме Рождество и Новый год. На уроке учащиеся учатся создавать мультфильмы на английском языке онлайн. Урок проводится в компьютерном классе.
18.12.2012
Сценарий внеклассного мероприятия: «Новый год!». В сценарий включены стихотворения — поздравления с Новым годом, различные конкурсы, проводимые в игровой форме. Праздник подходит для учеников 2-4 классов.
08.09.2012
Внеклассное занятие, позволяющее расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах; развивать речь, внимание, мышление, сообразительность, находчивость; повторить правила пожарной безопасности при работе с пиротехникой: бенгальскими огнями, фейерверками, ёлочными гирляндами и т.д
26.06.2012
Банк России выпустил в обращение памятные монеты серии «Российская (советская) мультипликация». Российские монеты с героями известных отечественных мультфильмов — в подборке АиФ.ru.
Памятная монета «Маша и Медведь» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Банк России 19 октября 2021 года выпустил в обращение памятные монеты «Маша и Медведь» серии «Российская (советская) мультипликация». На монете изображены персонажи известного российского мультсериала — девочка Маша и ее друг, бывший цирковой артист Медведь. Они стоят на фоне комнаты в доме Медведя, где весёлая и предприимчивая девочка любит играть. Показ анимационного сериала начался в 2009 году
Банк России 30 июня 2021 года выпустил в обращение памятные монеты «Умка» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Мультипликационный фильм был создан режиссёрами Владимиром Поповым и Владимиром Пекарем по сценарию писателя Юрия Яковлева на киностудии «Союзмультфильм», его первая часть вышла в 1969 году
Банк России 5 ноября 2019 года выпустил в обращение памятные монеты «Дед Мороз и лето» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Дед Мороз и лето» – советский мультфильм-сказка о том, как Дед Мороз узнал, что такое лето. Мультфильм был снят в 1969 году режиссером Валентином Караваевым
Банк России 12 августа 2019 года выпустил в обращение памятные монеты «Бременские музыканты» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Бременские музыканты» – советский музыкальный мультфильм, снятый в 1969 году по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. Мультфильм повествует о вечных человеческих ценностях – любви, дружбе и свободе
Банк России 24 ноября 2020 года выпустил в обращение памятные монеты «Крокодил Гена» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Крокодил Гена – кукольный мультипликационный фильм, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» в 1969 году по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Банк России 28 декабря 2017 года выпустил в обращение памятные монеты «Винни Пух» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Винни Пух – советский мультфильм, созданный в 1969 году по мотивам произведений английского писателя Алана Милна
Банк России 28 декабря 2017 года выпустил в обращение памятные монеты «Три богатыря» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Три богатыря – российский цикл полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы созданы кинокомпанией «Мельница»
Банк России 31 июля 2018 года выпустил в обращение памятные монеты «Ну, погоди!» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Ну, погоди!» – советский и российский мультипликационный сериал, первый выпуск которого вышел в 1969 году. Режиссёром Геннадием Сокольским была снята пилотная серия о Волке и Зайце, выпущенную в рамках альманаха «Веселая карусель». Основную часть сериала снял Владимир Котеночкин на студии «Союзмультфильм», роли озвучили Анатолий Папанов и Клара Румянова
Банк России 29 апреля 2020 года выпустил в обращение памятные монеты «Барбоскины» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Барбоскины» – российский мультипликационный сериал о семье собак производства студии анимационного кино «Мельница». Барбоскины – многодетная семья, состоящая из мамы, папы и пятерых детей – Дружка, Розы, Гены, Лизы и Малыша. Каждый из персонажей представляет определенный человеческий типаж
Памятная монета «Маша и Медведь» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Банк России 19 октября 2021 года выпустил в обращение памятные монеты «Маша и Медведь» серии «Российская (советская) мультипликация». На монете изображены персонажи известного российского мультсериала — девочка Маша и ее друг, бывший цирковой артист Медведь. Они стоят на фоне комнаты в доме Медведя, где весёлая и предприимчивая девочка любит играть. Показ анимационного сериала начался в 2009 году
Банк России 30 июня 2021 года выпустил в обращение памятные монеты «Умка» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Мультипликационный фильм был создан режиссёрами Владимиром Поповым и Владимиром Пекарем по сценарию писателя Юрия Яковлева на киностудии «Союзмультфильм», его первая часть вышла в 1969 году
Банк России 5 ноября 2019 года выпустил в обращение памятные монеты «Дед Мороз и лето» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Дед Мороз и лето» – советский мультфильм-сказка о том, как Дед Мороз узнал, что такое лето. Мультфильм был снят в 1969 году режиссером Валентином Караваевым
Банк России 12 августа 2019 года выпустил в обращение памятные монеты «Бременские музыканты» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Бременские музыканты» – советский музыкальный мультфильм, снятый в 1969 году по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. Мультфильм повествует о вечных человеческих ценностях – любви, дружбе и свободе
Банк России 24 ноября 2020 года выпустил в обращение памятные монеты «Крокодил Гена» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Крокодил Гена – кукольный мультипликационный фильм, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» в 1969 году по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Банк России 28 декабря 2017 года выпустил в обращение памятные монеты «Винни Пух» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Винни Пух – советский мультфильм, созданный в 1969 году по мотивам произведений английского писателя Алана Милна
Банк России 28 декабря 2017 года выпустил в обращение памятные монеты «Три богатыря» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). Три богатыря – российский цикл полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы созданы кинокомпанией «Мельница»
Банк России 31 июля 2018 года выпустил в обращение памятные монеты «Ну, погоди!» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Ну, погоди!» – советский и российский мультипликационный сериал, первый выпуск которого вышел в 1969 году. Режиссёром Геннадием Сокольским была снята пилотная серия о Волке и Зайце, выпущенную в рамках альманаха «Веселая карусель». Основную часть сериала снял Владимир Котеночкин на студии «Союзмультфильм», роли озвучили Анатолий Папанов и Клара Румянова
Банк России 29 апреля 2020 года выпустил в обращение памятные монеты «Барбоскины» серии «Российская (советская) мультипликация» из недрагоценных металлов номиналом 25 рублей (в том числе с цветным покрытием). «Барбоскины» – российский мультипликационный сериал о семье собак производства студии анимационного кино «Мельница». Барбоскины – многодетная семья, состоящая из мамы, папы и пятерых детей – Дружка, Розы, Гены, Лизы и Малыша. Каждый из персонажей представляет определенный человеческий типаж
Оставить
комментарий (0)
Мы уже давно установили, что известные сказочники Шарль Перро, братья Гримм и Ганс Христиан Андерсен на самом деле были популяризаторами темы информационной безопасности. Но откуда они брали истории, на базе которых писали свои отчеты об инцидентах? Считается, что в основе большинства авторских сказок лежат народные. Мы решили копнуть глубже и выяснить, нет ли среди народных сказок, которые не успели пересказать именитые авторы, других описаний так называемых «кейсов».
Как обычно, реальность превзошла наши ожидания — практически все сказки иносказательно описывают те или иные киберинциденты! Причем, несмотря на внешнюю незамысловатость каждой из сказок, на деле в них содержится на удивление значительный объем информации.
Лиса и волк, или Битый небитого везет
Сказка про лису, которая всячески обманывает волка и каких-то селян — это просто сборник классических кибератак. Дошедшая до наших времен версия объединяет три инцидента, которые, по всей видимости, когда-то были отдельными кейсами. Давайте разберем их по порядку:
- Троянский лис. Начинается все с того, что некий мужик везет на телеге свежевыловленную рыбу. Под телегой здесь явно подразумевается не очень современный компьютер. А явная аллюзия на Михайло Ломоносова, по всей видимости, должна намекнуть, что это служебная машина для научной работы. На телегу он скачивает троянского лиса в надежде порадовать свою супругу нарядным скином (возможно, речь идет о дистрибутиве Firefox). Но троянский лис активизируется и выкачивает базу рыбных данных куда-то вовне.
- Фишинговая прорубь. Лиса рекламирует свежедобытую рыбу среди лесного зверья, что вызывает определенный интерес у волка. Пользуясь этим, лиса отправляет ему ссылку на фишинговую прорубь. Перейдя по ссылке в надежде на бесплатную рыбу, волк крепко вмерзает в развод, в итоге теряет хвост, а вдобавок к этому подвергается буллингу ведрами и коромыслами со стороны крестьянок. Точно неизвестно, на какую выгоду тут рассчитывала лиса — возможно, это был чистой воды троллинг (на это намекают и анонимные комментарии «Ярче, ярче в небе звезды, мерзни, мерзни волчий хвост», оставленные в близлежащих кустах).
- Манипуляция сочувствием. Лиса при помощи украденного теста имитирует черепно-мозговую травму и, играя на чувстве жалости волка, вынуждает его заниматься собственной транспортировкой. То есть проводит успешную атаку, используя социальную инженерию.
Колобок
Мы подозреваем, что изначально сказка называлась все-таки «Колобот», но за века после многочисленных пересказов последняя буква морфировала в «к». Это история о том, как бабка по заказу деда создала некоего бота и положила остывать на окошко — читай, загрузила на уязвимый Windows-сервер, — откуда тот благополучно утек и начал гулять по Сети.
Функции бота становятся очевидны после первого же диалога с зайцем — он служит для DoS-атак на лесных жителей. Колобот вываливает на не ожидавшего подвоха зверя потоки абсолютно ненужной информации и, пользуясь замешательством животного, отправляется по следующему адресу. Вероятно, тут также содержится намек на функциональность червя.
Интересно, что в потоке бессмысленных данных бот оставляет так называемые «хлебные крошки» — перечисляет адреса, которые атаковал прежде (от бабушки ушел, от дедушки ушел, от зайца ушел, от волка ушел). «Боевому» боту это было бы ни к чему — возможно, это какая-то отладочная информация, не убранная разработчиками. Иными словами, дополнительное подтверждение того, что код утек до релиза.
Возможно, если бы не утечка, бабка и дед создали бы целый ботнет таких колоботов и использовали их для распределенной атаки (DDoS) в целях наживы. В начале сказки упоминается отсутствие у авторов бота продуктов питания — видимо, таким образом сказители намекают на мотивацию их преступной деятельности.
К счастью, в конце концов бот натыкается на лису с включенной защитой от DoS-атак. Пока он раз за разом повторяет свой поток информации, система отфильтровывает шум, а операторы лисы вычисляют точный адрес бота и успешно ликвидируют угрозу.
Маша и три медведя
Эта сказка в подробностях рассказывает о расследовании киберинцидента. Начинается все с того, что в инфраструктуру, охраняемую тремя медведями, проникает зловред «Маша» и начинает там хозяйничать. К счастью, защитники вовремя замечают неладное и приступают к тщательному изучению инцидента. Сначала они замечают следы манипуляций со стульями и то, что самый маленький стул был и вовсе взломан, — налицо все признаки проникновения в систему.
Затем становится очевидным аномальный расход каши. Некоторые исследователи считают, что под «кашей» следует понимать кэш процессора, который «Маша» в каких-то своих хакерских целях скачала. Но данная версия не выдерживает никакой критики: в этом случае медведи вряд ли обнаружили бы недостачу. Скорее всего, тут не стоит искать созвучия, а под кашей, по всей видимости, подразумевается электроэнергия, которую «Маша» расходовала в целях майнинга.
Наконец, они вычисляют место, где может прятаться вредоносный код. Осмотрев две «кровати», на которых в качестве отвлекающего маневра «Маша» оставила следы пребывания, они наконец-то находят код зловреда. К сожалению, он успевает самоудалиться, и медведям не удается тщательно изучить его внутренности. Но по крайней мере угроза успешно ликвидирована.
Кстати, нигде не говорится, что медведи были не зелеными — возможно, эта сказка предвосхищает появление наших экспертов, занимающихся мониторингом и реагированием на киберинциденты.
Автор проекта «Мастерская сказки» Денис Либстер рассказал, как неожиданно для себя стал детским писателем.
Гномы из зеленой тетради
— Ничто не предвещало, что я стану профессиональным писателем. Меня до сих пор мучает синдром самозванца. Но творчество было в моей жизни всегда. Свои первые истории я сочинил, будучи первоклассником. Когда мы с родителями жили в Чехии, я насмотрелся мультфильмов про тощего и толстого гномов, их приключения вдохновили меня создать свой сюжет с теми же героями. Потом я замахнулся на «псевдоповесть» для школьного чтения. Если бы черновики не затерялись, возможно, я бы вернулся к ней во взрослые годы и доработал.
Сказки про гномов я записывал в обычной зеленой тетради, а потом забросил их, потому что настало время подростковых стихов и песен. Я даже пытался играть в рок-группе, когда жил в Грузии. Мой папа военный, поэтому мы оседали в разных местах.
В Грузии нам с друзьями выделили пустующий домик, где мы могли репетировать, раздали гитары. Но поскольку наши познания в музыке были равны нулю, а учителей в военном городке не нашлось, эти начинания постепенно сошли на нет.
Поэта из меня тоже не вышло. Мы переехали в Самару, и в старших классах я начал готовиться к карьере менеджера среднего звена. Изучал основы менеджмента и маркетинга на курсах при ныне закрытом лицее на базе школы №128. Там была прекрасная организация «Юный менеджер» с очень талантливыми учителями. Полученные знания мне пригодились в дальнейшем, а вот «корочек» никаких я не получил — вместо них нам с одноклассниками выдали какую-то справку. В конце 90-х все стало очень неопределенным.
Благодаря нашему педагогу Светлане Васильевне Гогоновой мы осилили очень продвинутый курс русского языка и литературы. Прочитали почти всю современную русскую литературу того времени — от Шаламова до Платонова. Кстати, Светлана Васильевна стала первым взрослым человеком, который посоветовал мне начать писать. Когда у меня начало что-то получаться, я пришел в школу, чтобы «себя показать», и узнал, что ее больше нет. Совсем нет.
Получив аттестат, я поступил на первый факультет аэрокосмического университета, где провел пять лет. Правда, учился в основном в буфете и в спортзале: играл в баскетбол и бегал за сборную университета на короткие дистанции. Однажды меня почти отчислили, но все обошлось.
Курс для взрослых
После вуза началась интересная взрослая жизнь, в которой я кем только не работал. Был маркетологом, рисовал чертежи и продавал кухни, помогал папе в сапожной мастерской и теперь даже могу сделать пару сапог. А потом в нашем городе открылся журнал «Я покупаю». Одна моя знакомая устроилась туда работать менеджером по рекламе, а я придумывал для нее проекты. Мои идеи нравились, и после закрытия «Я покупаю» я пришел в похожий журнал «Я продаю». В нем за полтора года с позиции ведущего рубрики дорос до должности главного редактора. Потом выпускал собственный журнал «Шоколад», работал в других изданиях. В частности, закрепился в федеральной сети «Собака».
Устав от рекламы и требовательных клиентов, я начал писать. Сначала выплескивал мысли в коротких эссе, готовил их для редакторских колонок. Потом понял, что хочу обсуждать с читателями темы, далекие от политики изданий.
В конце концов разработал и начал читать свой авторский курс для взрослых, которые хотят научиться работать с текстом. Если честно, многим пиар-менеджерам и сммщикам было бы неплохо ознакомиться с его основами. Но, увы, я разочаровался в своей затее. Как правило, взрослые люди редко хотят учиться чему-то по-настоящему. Им сложно признаться даже самим себе в том, что они могут чего-то не знать.
Сказка про Машу, кота и волшебный карандаш
Тогда я сделал ставку на детей, еще не потерявших интерес к окружающему миру и блеск в глазах. В тот период у меня было много мыслей и эмоций, которыми хотелось поделиться. Я начал по главам писать одно большое произведение под названием «Сказка про Машу, кота и волшебный карандаш» (недавно эта книга вышла в бумажном варианте). Текст выкладывал в соцсетях. На удивление, он многим понравился. А потом родился проект «Мастерская сказки».
Изначально это была галерея ребяческого творчества: я просто выкладывал рисунки своих детей. Потом пригласил присоединиться отпрысков знакомых и знакомых знакомых. Затем — всех желающих. А дальше подумал: это было так логично — учить детей.
Мы стали собираться в галерее «Виктория» с ребятами в возрасте от семи до одиннадцати лет. Сначала иллюстратор Семен Шикунов вел свой «урок». Потом дети слушали сказку про Машу и карандаш, а затем сами пробовали иллюстрировать. В конце курса получался красочный ассоциативный ряд по мотивам моей истории. Так появилась книга «Обыкновенные чудеса», проиллюстрированная рисунками ребят.
Наш детский учебный курс по сути мало отличается от взрослого. В «Мастерской сказки» мы даем ребенку возможность побыть самим собой. Современные дети очень загружены учебой и другими обязанностями. Они находятся в жестких рамках. На наших уроках не так. Когда я иду туда, то сам не знаю, чем именно мы будем заниматься: смотрю на настроение группы, даю возможность ребятам сделать выбор. Они могут начать создавать скульптурную композицию или приступить к работе над сюжетом сказки, подсказанной собственной фантазией.
Опираясь на интерес ребенка, я мягко передаю ему знания. В итоге он создает свою осязаемую реальность, которую можно потрогать. Возможно, конечный результат проигрывает тому, что взрослые педагоги фактически доделывают за детей. Но мы развиваем собственные скиллы ребенка: его креативность, умение принимать самостоятельные решения, выбирать и воплощать на практике. Все это совершенно точно пригодится в будущем.
Для меня дети — неиссякаемый источник вдохновения и потрясающих сюжетов. Это самые прекрасные сказочники в мире.
Единственная мысль, которую я хочу передать своим воспитанникам, — что они могут все. В каждом человеке достаточно таланта, чтобы выстроить свою жизнь так, как хочется, и ни от кого не зависеть. И еще сказки хотят, чтобы их читали. Поэтому нам так важно их сочинять.
Фотографии из личного архива героя публикации