Сказки передавались из уст в уста

Литературное чтение, 3 классурок 4. сказка сестрица аленушка и братец иванушка перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:волшебные сказки, их особенности, нравственное

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

2016-11-01_095854Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:

В сказках таких условных приговорок много:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»;
«За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр.

Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл, например:

«Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»;
«Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»;
«Он тише воды, ниже травы стал» и пр.

В этой статье мы максимально подробно попробовали раскрыть взаимосвязь пословиц и сказок в народном творчестве.

Содержание статьи:

  • Пословицы из сборника Даля на тему сказок,
  • Пословицы со словом «сказка»,
  • Сказки, в которых встречаются пословицы,
  • Пословицы, подходящие к сказкам.

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:

«Присказки» и «Сказка-песня»

С них и начнем.

Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Небылица в лицах.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снега в чистом поле забелелись…
Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает.
Свинка – золотая щетинка.
Конек-горбунок.
Сивка-бурка, вещий каурка.
Змей-горыныч.
Мальчик с пальчик.
Девочка-снегурочка.
Девчурка-снегурка.
Меч-кладенец.
Калена стрела.
Тугой лук.
Копье булатное, мурзамецкое.
Семи пяденей во лбу.
Промеж глаз калена стрела укладывается.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Шапка-невидимка.
Сапоги-самоходы.
Скатерть-хлебосолка.
Сума, дай пить и есть.
Коврик-самолет и пр.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
Из милости копытом траву-мураву досягает.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — складка, песня — быль.
Сказка — складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.

Сказки, в которых встречаются пословицы

Во многих народных и авторских сказках встречаются изречения, которые так полюбились людям, что прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами. Перечислим некоторые из них:

Сказка о рыбаке и рыбке: 

Дурачина ты, простофиля!
Поделом тебе, старый невежа.
Чего тебе надобно, старче?
Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане:

Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.

Сказка о попе и работнике его Балде:

Ест за четверых, работает за семерых.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Лисичка-сестричка и серый волк:

Битый небитого везет.
Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказка «Царевна Лягушка:

Утро вечера мудренее.

Сказка «Лиса и Журавль»:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы.

Пословицы, подходящие к сказкам

В школе часто дают задания:

  • подобрать пословицы, подходящие к сказкам 
  • определить, какая пословица подходит к сказке

Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.

Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.

Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:

По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:

Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:

Два сапога — пара.

Пословицы к сказке «Колобок»:

Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.

Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:

На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун — плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить — только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.

Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:

Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши—крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Все в их семье было хорошо, только об одном мама просила лисенка: не ходить одному в лес. Однажды, когда мама Лиса была занята домашними делами, лисенок играл во дворе возле дома и вдруг заскучал. День был погожий, на небе ярко светило солнце, и хотелось гулять. Лисенок взглянул в сторону леса и увидел вдалеке большой и красивый гриб боровик. Он сразу же подумал о том, какой вкусный суп мама может из него сварить. И решил, что если быстро за ним сбегает, то ничего плохого не случится, и мама даже не заметит.
Он тихонько встал, вышел за калитку и пошел в лес. Маленький лисенок напевал какую-то песенку, у него было хорошее настроение. Подойдя к грибу, он его сорвал и тут же облизнулся. Перед глазами возникла тарелка ароматного грибного супа. Но тут он увидел чуть поодаль еще один красивый боровик. И в его воображении возникла уже большая кастрюля супа. Лисенок побежал за вторым грибом. Сорвав его, он заметил третий. Малыш очень обрадовался такой удаче.
Спустя какое-то время, у лисенка в руках было уже много грибов и он решил, что теперь их хватит и на суп, и на жаркое. Вот мама его похвалит. Но когда он обернулся вокруг, то понял, что заблудился. Лисенок испугался и заплакал. Не зря мама говорила, чтоб в лес один не ходил.
Мама Лиса увидела, что малыша нет во дворе и запереживала. Она звала-звала, но никто не отвечал. Тогда мама попросила знакомую сороку поискать сыночка с высоты. Та полетела и вскоре нашла его в лесу. Когда сорока вывела лисенка из лесу, он растерял все грибы, был измазан в земле и заплакан. Хорошо, что в этот раз ничего страшного не случилось, но слушаться маму надо обязательно!

Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.
В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.
Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.
Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

Для начала необходимо выбрать сказку, по которой вы будите писать работу. Я бы взял такую сказку – сказка о рыбаке и рыбке (отличное произведение Александра Сергеевича Пушкина, и поучительное, и красочное и весьма интересное).
Сказка выбрана, можно начинать работу. Вступление – напишите в целом о пользе сказок, всем детям их читают, ведь в сказках добро побеждает зло, смелый принц всегда спасает принцессу и все положительно завершается. Сказки учат детей доброте, хорошим поступкам и на интересных примерах многое показывают. Дальше главная часть – пишите о сказке, которую вы выбрали. Почему именно эта сказка, чем она интересна, чем для вас привлекательна. Оцените сюжет, расскажите про героев, сделайте выводы по финалу. И заключение сочинения моя любимая сказка, часть, где общий вывод делается. Можно итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше снова по сказкам в целом написать. Что сейчас не хватает таких сказок, какие раньше создавались. В старых сказках словно была душа, особая привлекательность и доброта.
Еще можно в сочинении вспомнить и народные сказки, это наша история, которую необходимо помнить. Народные сказки передавались из уст в уста и поэтому они дошли и до нашего времени. Также можно написать о нескольких сказках, сделать их обзор, дать оценки, красочно про персонажей рассказать. Это творческая тема (моя любимая сказка), которую можно долго обыгрывать и развивать, было бы желание это делать и выйдет качественная работа. А хороших сказок много, есть из чего выбирать и о чем писать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы. Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости. На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта. Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности. Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности. По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее. Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.

c3a4822e987d08188402101071bd1b96

Всем нам в детстве читали сказки, потом научившись читать мы, читали их сами. Первые сказки, по всей вероятности, были созданы в те времена, когда не существовало никакой письменности. Особенно яркие из них передавались из уст в уста, пока не стали сказками народов мира.

Сказка это не просто выдуманная история, не зря говорят – «Сказка ложь, да в ней намёк. Доброму молодцу урок». Красной девице, конечно, тоже.

Сказки учат ребёнка любви, состраданию, помогают ему отличить плохое от хорошего, и ещё в сказках, практически всегда торжествует справедливость. Получается, что они учат жизни и в какой-то мере формируют характер ребёнка.

Через сказки маленький человек познаёт культуру собственного народа и узнаёт о традиции и быте народов мира.

Он усваивает, что, несмотря на то, что мы все разные, у нас общие представления о добре и зле и духовные ценности похожи.

Сказки можно назвать незаметной, но эффективной прививкой от чёрствости, жадности, агрессии. Если, конечно, читать народные сказки и сказки мировых классиков.

Сказки советских писателей так же в основной своей массе «сеяли разумное, доброе».

Помню, в три года я сильно переживала, узнав из сказки Чуковского, что крокодил проглотил солнце, и как же я радовалась, когда оно было освобождено и заглянуло в окно нашей квартиры.

Не одно поколение детей радуется и учится на таких сказках, как «Три толстяка», «Буратино», «Хоттабыч», «Королевство чужих зеркал»… «Нашими» стали и экранизированные сказки зарубежных авторов «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева» и другие…

Взрослея, нередко, мы какое-то время всё ещё продолжаем верить в сказки и грустим, что они не воплощаются в жизнь.

И не замечаем, что многие сказки наших предков сбылись. Взять тот же «ковёр-самолёт», летаем же, а «Сапоги-скороходы» заменили автомобили, не говоря уже об интернете, скайпе и прочем, куда до них яблочку, катящемуся по блюдечку и показывающему мир.

Правда, не знаю, стало ли нам от сбывшихся сказок лучше, особенно это касается интернета. Несомненно, он полезен в учёбе, работе, просвещении, но во всём остальном…

Но вернёмся к сказкам…

Психологи говорят, что ещё в те времена, когда не существовало такой науки, как психология, сказки уже были элементом этой непознанной нашими предками науки. Они оказывали терапевтическое, успокаивающее действие не только на детей, но и на взрослых.

Они вселяли веру в свои силы, в то, что беда, печаль пройдут и наступят светлые времена. И даже подсказывали нередко выход из положения.

А в наше время, как это не удивительно звучит, существуют Институты Сказкотерапии, уважаемые люди, доктора психологии пишут специальные методики по лечению сказками.

Известно, что сказкотерапия применяется во многих психологических центрах Петербурга и некоторых других российских городах.

Учёные говорят, что начинать рассказывать сказки ребёнку нужно уже тогда, когда он находится в животике у мамы.

Сказки эти обязательно должны быть красивыми и добрыми
Когда малыш родится, специалисты на первых порах советуют рассказывать ему сказки о животных и показывать игрушки их изображающие. Такие сказки не только закладывают фундамент надёжной нервной системы, но и помогают познавать мир.

Когда малыш немного подрастёт, ему следует рассказывать сказки, которые способны вызвать у ребёнка эмоциональный резонанс и обязательно, потом обсуждать с ним услышанное, прочитанное, выслушивать его мнение и если нужно, ненавязчиво его корректировать.

Таким образом, маленький человек становится обладателем банка данных всевозможных жизненных ситуаций, у ребёнка формируется способность к адаптации в будущем.

Длительные наблюдения ряда учёных доказали, что чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем более жизнерадостным он вырастает человеком, сохраняя уже будучи взрослым, оптимистичный настрой.

В детстве такие малыши реже болеют, чувствуют себя уверенными и смелыми, отожествляя себя с любимыми героями победителями.
У них нет сомнения в том, что если Иван-Царевич победил и Змея и Кощея, то уж они точно справятся со своими недругами и препятствия на жизненном пути.

Поэтому счастливцем можно считать ребёнка, у которого в детстве были мудрые бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и понимающие родители, старающиеся преподнести ребёнку вечные ценности поначалу в виде сказок.

Ведь практически все сказки подсказывают, как дружить и любить, преодолевать трудности в сложном взрослом мире.

Хорошо, когда «сказочными учителями и лекарями» являются родные и близкие малыша. Но если же у ребёнка уже возникли какие-то проблемы, и он с трудом справляется с жизненными ситуациями, то есть смысл обратиться к психологу занимающемуся сказкотерапией.

Специалисты говорят, что при помощи сказки, психолог, работая с сознанием и подсознанием ребёнка, корректирует его поведение, помогает ему избавиться от неуверенности в себе, застенчивости, агрессии, привычки лгать, с чувством вины и стыда.

Сказкотерапией в наши дни лечат так же психопатические заболевания разной сложности.

Корректируя поведение ребёнка, и обучая его новым жизненным навыкам, специалист предлагает ребёнку отожествление с успешным добрым сказочным героем, копируя поведение которого ребёнок учится находить выход из разных ситуаций.

Психологи используют сюжеты уже имеющихся сказок или придумывают свои.

Нередко родители, вместо того, чтобы читать ребёнку сказку, а потом читать её вместе с ним, включают ему мультики.

Специалисты говорят, что мультфильмы скорее развлекают, чем учат и воспитывают, так как дети гораздо хуже сосредотачиваются над увиденном, чем над прочитанным.
Первое они быстро забывают, не извлекая из него уроков, особенно, если рядом нет близкого человека, который прокомментирует просмотренное и акцентирует внимание на необходимом. Без мультиков в современном мире не обойтись, просто взрослым стоит смотреть их вместе с детьми и ненавязчиво объяснять ситуацию и характеры героев.

Некоторые мультфильмы, например «Крошка Енот», «Дядюшка Ау», «Каспер – доброе привидение» могут помочь преодолеть ребёнку страх перед неизвестным, неопознанным. Можно предложить ребёнку придумать свою собственную сказку с добрым приведением, нарисовать его. Или придумать заклинание отпугивание от всех недобрых героев. Но высмеивать ребёнка и просто твердить, что привидений, кощеев и прочих не существует бесполезно. Малыш не поверит, просто замкнётся в себе, и его внутренние страхи продолжат расти.

Специалисты говорят, что совместный просмотр в доброжелательной обстановке укрепляет семейные узы, способствует доверительности, привязанности и желанию детей не бежать из дома, а провести время в семейном кругу. Все психологи в один голос заявляют – сказки полезно читать и обсуждать с ребёнком, но читать нужно только сказки, которые нравятся детям. Не стоит навязывать им ту, что вызывает антипатию. Хотя можно спросить, — а почему тебе эта сказка не нравится? И постараться осмыслить ответ ребёнка.

Психологи говорят, что родители могут узнать много нового о своём ребёнке, если предложат ему выбрать себе роль сказочного героя и примерить её на себя.

Разным детям подходят разные сказки.
По словам специалистов гиперактивных деток успокоят такие сказки, как «Теремок» и «Колобок».

Для ребёнка с рядом эмоциональных проблем подойдут «Буратино», «Карлсон».

Для скованных и неуверенных в себе детей — «Пепи Длинныйчулок».

Можно придумывать вместе с детьми собственные сказки. Ведущую роль в придумывании, конечно, нужно отдать ребёнку.

А самое интересное, что сказкотерапия исцеляет не только детей, но и взрослых.

Например, женщинам сказкотерапевты помогают выходить из роли жертв, спасительниц, а мужчинам из роли неудачника, всем сказки помогают избавиться от инфантильности.

У сказкотерапии нет возрастных ограничений, так что успешно излечиться при помощи сказки и сказкотерапевта можно в любом возрасте.

Хотя, конечно, лучше всего получить прививку сказкой в детстве.

Источник: https://www.myjane.ru

Литературное чтение, 4 класс

Урок 32. Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки». Рубрика «Проверь себя!»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения?

Как Вы думаете, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?

Тезаурус:

Голбчик— приступка для всхода на печь.

Парчи — шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Тувалет — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

Кармазинное сукно — тонкое сукно красного цвета.

Паче зеницы ока — сохранять, беречь больше, чем глаза.

Пригорок муравчатый — поросший мягкой и сочной травой.

Золота червонного — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Середович — мужчина средних лет.

Челядь — слуги, дворовые.

Зычный — громкий, звонкий.

Ключевые слова

Сказка; тема произведения; идея; герои произведения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока

Мы с вами изучили раздел, который называется «Литературные сказки». В этом разделе вы познакомились со сказками, сочинёнными русскими писателями В. Одоевским, В. Гаршиным, С. Аксаковым, П. Бажовым. Научимся сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям и по главной мысли; определять тексты повествовательные, описательные и тексты-рассуждения. Сможем рассказывать о героях произведений, сравнивать героев.

Ребята, а что вы знаете о жанре «сказка»?

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Сказки бывают народные и авторские. Народные сказки, это сказки, которые создал народ, они возникли в глубокой древности, когда ещё у людей не было письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Авторские сказки, их ещё называют литературными, это сказки, написанные одним автором, известно время создания сказок, и не допускается внесение изменений в содержание.

По содержанию сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Бывают разные типы речи.

В тексте — описании говорится о признаках предметов, то есть описываются события, люди. В таких текстах можно найти ответы на вопросы: каков? какова? каково? каковы?

Рассуждение объясняет причины явлений, событий, поступков. Такой текст отвечает на вопросы: почему так произошло? почему так поступили?

Повествование — рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего они начинались, как развивались и чем закончились.

Начинается наш раздел со сказки В. Ф. Одоевского «Город в табакерке»

В- Как вы думаете, можно ли произведение Одоевского назвать сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?

О – Произведение «Город в табакерке» можно назвать сказкой. Такой большой Миша попал в такую маленькую табакерку сделанную из черепахи. Нашёл себе друзей, был удивлён тем, как там живут люди. В этой сказке оживают предметы – сказочные персонажи: царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики. Только в сказках может быть такое название города «Динь-Динь».

В-Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

О- А что на крышке-то!

Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. Всем этим он был очень удивлён и поэтому ему захотелось туда попасть.

В- Зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

О- Одоевский создал своё произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.

Папа приказал Мише не трогать одну деталь- пружинку, а иначе всё изломается. Мальчики-колокольчики похожи на обычных мальчиков, а царевна Пружинка на обычную девочку, а ведь это детали механизма музыкальной табакерки.

Пословицы к произведению.

Сон правду скажет, да не всякому.

Делу время – потехе час.

Автор сказки о жабе и розе В. М. Гаршин, пятилетним ребёнком пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

Роза и жаба представлены живыми существами. Способными испытывать человеку чувства огорчаться, плакать, радоваться и раздражаться. По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает, хоть и печальные, но немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное. К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Пословицы к произведению.

Добру расти, худу по норам ползти.

С лица воды не пить.

Павел Петрович Бажов — коренной уралец, родился 28 января 1879 года в городке Сысерти, что в 70 км от Екатеринбурга, в семье рабочего медеплавильного цеха. Мать будущего писателя, Августа Степановна, занималась рукодельным надомным трудом, была искусной вязальщицей-кружевницей, была умной и ласковой. Отец писателя, Пётр Васильевич Бажов, имел независимый характер и был остёр на язык, за что получил прозвище Сверло. Понятно, что начальство его не жаловало. Частые увольнения отца за бунтарство вызывали переезды семьи с места на место, с завода на завод. Это были первые путешествия Паши Бажова.

Сказка «Серебряное копытце» учит милосердию и добру. Добрые дела всегда будут вознаграждены.

Герои в сказке добрые: дедушка Кокованя, который приютил девочку, сама девочка Дарёнка, кошка Мурёнка и козлик Серебряное Копытце. Жили – поживали, добра много не наживали, и у всякого дело было. Старик Кокованя взяв к себе сиротку Дарёнку и её кошку Мурёнку, приобрёл не только семью, но большое богатство. Если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.

Именно любовь и забота привела к тому, что у Коковани появилась семья, а вознаграждением за его доброе сердце стало чудесное появление волшебного козла.

Серебряное копытце помог этой крепкой семье своими драгоценными камнями, чтобы они жили в достатке.

Пословицы к произведению.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Даст Бог роток, даст и кусок.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в городе Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.

Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.

Младшая дочь купца, самая добрая и красивая. Обладала добрым и отзывчивым сердцем, очень любила отца и полюбила чудище

Чудище, а на самом деле заколдованный королевич, на лицо ужасное, но доброе и благородное.

Купец, вдовец, который готов был на все ради любимых дочерей.

Старшие сёстры, жадные и завистливые, но по-своему любили своего отца и сестру. Перстень – волшебный помощник для перемещений.

Главная мысль сказки в том, что надо быть добрыми, честными, открытыми. Отец не жалеет ни сил, чтобы угодить младшей дочке, идёт на риск. Настенька считает себя виноватой, что заставила дорогого человека искать ценный подарок, а тот попал из-за неё в сложную ситуацию. Девушка сама отправляется туда, где ждут её отца, вместо него. Чудище хорошо относится к Настеньке и тепло обращается с нею, поэтому, несмотря на непривлекательную и отвратительную внешность, представляется благородным и чутким. Настя не любит своего хозяина, но привязывается к нему, в результате всеми силами спешит успеть вернуться, как обещала, когда уехала погостить домой. Её хозяин не хотел отпускать, но не мог не выполнить просьбу, несмотря, что может без Настеньки погибнуть. А старшие девушки, которые позавидовали младшей сестре, предстают в худшем свете, своими нечестными поступками показывая, как не следует поступать. Так что, произведение учит быть добрыми, любящими, преданными, беречь тех, кто рядом, не оказаться завистливыми и черствыми.

Сказки писателей из раздела «Литературные сказки» очень близки к народным сказкам, но всё же отличаются от них своим высокохудожественным стилем, стилизацией под говор определённой местности, хорошо выписанными героями, более сложным и запутанным сюжетом, большей назидательностью и поучительностью.

Разбор типового тренировочного задания.

Заполните таблицу.

Серебряное копытце

Город в табакерке

Сказка о жабе и розе

Аленький цветочек

Варианты ответов: Мальчики-колокольчики; Девушка сенная; Дед Кокованя; принц; Дядька-молоточки; мальчик; Дарёнка; кошка Мурёнка; Миша; Серебряное Копытце; Купец; Валик; Царевна-пружинка; Роза;Старшая дочь; средняя дочь; Маша; Жаба; чудовище;

Правильный вариант

Серебряное копытце

Город в табакерке

Сказка о жабе и розе

Аленький цветочек

Дед Кокованя

Мальчики-колокольчики

Маша

Купец

Дарёнка

Дядька-молоточки

жаба

Старшая дочь

кошка Мурёнка

Миша;

роза

средняя дочь

Серебряное Копытце

Валик

мальчик

Девушка сенная

Царевна-пружинка

принц

чудовище

  • Сказки пермяка для детей слушать
  • Сказки о ходячих мертвецах дата выхода
  • Сказки о щедрых и жадных 3 класс читать
  • Сказки о труде для детей дошкольного возраста
  • Сказки о художниках белый город