Воспитатель, МБДОУ д/с№84, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с№84, г. Белгород
Цисар В.Ю., Полухина И.В. НОД по экологии «Овощи и фрукты» в средней группе // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 09.01.2022).
Заказ № 209360
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, их полезных свойствах; место их произрастания (сад, огород). Продолжать учить отгадывать загадки; уметь классифицировать овощи и фрукты по внешнему виду, форме, цвету; развивать речь детей, любознательность. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
Материал: муляжи, настоящие овощи и фрукты, корзины, картинки огорода и сада, «чудесный мешочек»,плоскостные изображения овощей и фруктов, кастрюля и блюдо.
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и друг другу. От наших улыбок стало всем теплее.
Ребята, а вы хотите отправиться в осеннее путешествие на поезде?
Тогда поехали! Посмотрите, какой у нас длинный поезд получился. Вот мы и приехали. Устали, давайте отдохнём, садимся на стульчики.
Ребята, пока мы ехали на поезде, к нам приходил гость, а кто, мы сейчас попробуем отгадать его с помощью загадки:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму все сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его… (медведь)
Молодцы, ребята. Это маленький Мишутка из сказки «Три медведя»он оставил для вас корзину.
Воспитатель вносит корзину и предлагает детям угадать, что лежит в ней (загадки):
Осенью в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай!
— Здесь весною было пусто, летом выросла (капуста).
— Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка (свёкла).
— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий (кабачок).
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж (виноград).
— Очень сочны и красивы, выросли на ветках (сливы).
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину (груши).
— Для начинки в пироги набираем (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дети отгадывают загадки и видят отгадки.
Молодцы, все загадки отгадали. Какими словами мы назовем всю эту красоту. Правильно, овощи и фрукты.
Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (осень)
А что мы осенью собираем на огороде и в саду?
Где растут овощи? (на грядке в огороде)
Где растут фрукты? (на дереве в саду)
Как можно использовать овощи? ( варить суп, борщ, щи, жарить, делать
салат, сок,солить, есть сырыми)
А что можно приготовить из фруктов? (компот, варенье, сок,салат, есть сырыми)
Ребята, все эти овощи мы не только используем в питании, но и в лечении.
Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать?
(помыть)
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы капусту солить умеете?
Ответы детей.
А давайте мы сейчас вместе с вами посолим капусту
Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту солим».
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Попробовали капусту.
Дети делают вид, что пробуют капусту.
Молодцы ребята, все-то вы знаете, все-то вы умеете.
Д/ игра «Чудесный мешочек» — дети определяют овощи и фрукты на ощупь.
Ой, ребята, посмотрите, что это? Волшебный мешочек. Что же в нём может быть? Каждый ребёнок подходит по одному, достает из мешка овощ или фрукт, называет его и подбирает прилагательные к этому слову (круглый, красный, полезный, вкусный…)
Д/игра «Сад, огород»
Дети расселяют овощи в огород, фрукты в сад
Молодцы! Ребята, а теперь давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам, вот в эту корзину надо положить только овощи, а в эту корзину – фрукты.
Молодцы! Ребята, посмотрите, правильно? Что у нас здесь?
Овощи.
А здесь?
Правильно, фрукты.
Какой замечательный собрали урожай!
Д/игра «Назови ласково» (капуста – капусточка, помидор – помидорчик, картошка – картошечка, яблоко – яблочко и т.д.)
А для того чтобы урожай из года в год у нас становился все лучше и лучше, вкуснее и сочнее, мы будем обращаться к нашим овощам и фруктам ласково.
Физминутка: хороводная «Урожай» (координация слов с движением)
В огород пойдем (ходьба по кругу),
Урожай соберем (взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке (идут по кругу)
Д/игра «Попробуй на вкус и угадай».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки овощей и фруктов. Надо отгадать, что попробовали.
Д/игра «Повара»
Ребята, посмотрите, какая красивая кастрюля, в этой кастрюле мы сварим суп из овощей. А вот на это красивое блюдо мы должны положить фрукты для украшения праздничного стола. Что положим в кастрюлю? Что положим на блюдо? Кто быстрее сварит суп? А кто украсит фруктами блюдо? Вот какие у нас повара. И суп приготовили и стол украсили.
Молодцы! Теперь вы знаете, какие овощи растут у нас в огороде, и какие фрукты в саду. Вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего?
Литература:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
- Никифорова О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. 2013. № 5. С. 26-32.
- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Педагогический проект по познавательному развитию
Тема: «Овощи и фрукты-полезные продукты»
Подготовила: воспитатель Николаец А.И.
Смоленск 2021
Цель проекта:
• Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».
• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и фрукты».
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей по теме «Овощи и фрукты».
2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
3. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
4. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Развивающие:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любознательность;
2. Воспитывать самостоятельность.
Планируемый результат.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Обогатится и активизируется словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Актуальность проекта:
Наблюдая за детьми, мы увидели, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны, расширить представления детей об овощах и фруктах, о том, где они растут, откуда они в нашу страну завезены, когда и кем; как за ними ухаживают и чем они полезны и т. д.
Работа над этим проектом позволит детям совместно с родителями и воспитателями овладеть обобщающими понятиями, научить описывать более подробно и ёмко предмет, т. е. обогатить словарный запас с помощью прилагательных и глаголов. Участие в этом проекте «Овощи и фрукты» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах и фруктах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Обеспечение проекта:
• Иллюстрации и картины.
• Детская литература.
• Настольно-печатные игры.
Продукт проекта:
Альбом рисунков «Овощи и фрукты» (для воспитанников)
Стенгазета, оформленная с помощью родителей «Полезные и вкусные блюда для детей».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по теме «овощи», «фрукты».
— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
- Составление альбома рисунков «Овощи и фрукты».
- Стенгазета, оформленная с помощью родителей «Полезные и вкусные блюда для детей».
- Показ сказки «Репка» в младшей группе.
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Образовательная область: «Физическое развитие».
• Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
— «Огородник»,
— «Пугало»,
— «Огуречик».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
• Подбор сюжетных рисунков, «Уборка урожая в поле» и их рассматривание.
• Организация бесед об овощах и фруктах.
• Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Исследование внешнего вида овощей и фруктов.
Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
Экскурсия на кухню детского сада
Цель: Познакомить детей с бытовой техникой, кухонной посудой и т.д
Экскурсия в кладовую детского сада
Цель: Познакомить детей с помещением, куда привозят и где хранятся продукты.
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
• Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах.
• Чтение рассказов и заучивание стихотворений о дарах осени.
Речевое развитие
Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
— «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
— «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
— «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
— «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
— «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
— «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
— «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
— «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
Художественно эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. Чтение песенки сербского народа «Яблоня».
3. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».
4. Чтение стихотворения Я. Акима «Яблоко».
5. Чтение рассказа Е. Бехлерова «Капустный лист»
6. Чтение украинской народной песенки «Прыгнул козёл в огород»
7. Загадки и пословицы об овощах и фруктах.
8. Чтение белорусской народной сказки «Пых».
9. Чтение стихотворения П. Мумина «Яблоко»
Рисование, аппликация, лепка на тему «Овощи и фрукты».
Инсценировка сказки «Репка» и показ детям младшей группы.
Работа с родителями:
Стенгазета, оформленная с помощью родителей «Полезные и вкусные блюда для детей».
Литература
1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
3. Елжова Н. В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. Подготовительная группа /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
7. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
МКОУ Пуштулимская СОШ
Проект «Овощи и фрукты – полезные продукты».
«Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым быть,
Нужно с витаминами дружить!»
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты», развитие речи.
Задачи:
обогатить представление об овощах и фруктах;
обогатить представление о полезных свойствах овощей и фруктах, как необходимых продуктах питания для человека;
обогатить словарь за счёт обозначения качеств (цвета, формы, вкуса, величины и т.д.);
развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах и фруктах, инсценировки сказки;
развивать внимание память, логическое мышление, воображение через игры, загадки;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природе;
раскрывать ценности совместного творчества детей и родителей;
способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. В огородах и садах полным ходом идет сбор урожая овощей и фруктов. Именно поэтому появилась необходимость в реализации данного проекта с детьми и их родителями. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут (сад, огород). Совершенствовать умение отгадывать загадки, уметь классифицировать овощи и фрукты, развивать речь детей, любознательность. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, которую принято называть временем детского гиповитаминоза, но и осенью ребенку обязательно следует употреблять натуральные витамины. У слабых детей часто ухудшается здоровье: болит голова, все тело вялое, плохое настроение, они капризны. Доктор говорит, что им нужно правильно питаться. Ведь здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Поэтому еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда — это, прежде всего свежие овощи и фрукты и ягоды.
Предполагаемый результат:
-знать и называть овощи и фрукты, их части;
-владеть обобщающим понятием;
-определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
-находить сходства и различия по нескольким признакам;
-составлять описательный рассказ об овоще и фрукте с использованием опорной схемы;
-знать, где растут овощи и фрукты, как ухаживать за ними, что можно приготовить из них, как заготавливают их на зиму;
-знать, какие полезные для организма человека вещества содержатся в овощах и фруктах, почему необходимо их употреблять в пищу;
-уметь совместно с родителями подбирать интересный познавательный материал по выбранной теме.
Продолжительность: краткосрочный, двухнедельный.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Информирование родителей. Проведение консультаций по взаимодействию в рамках реализации проекта.
3. Подготовка необходимого оборудования: картинки, альбомы, книги, раскраски, игры, схемы.
4. Определение тематики бесед, составление планов непосредственно-образовательной деятельности.
5. Выбор овощей, фруктов и ягод по желанию детей для сбора информации для познавательного сообщения;
6. Планирование.
2.Основной этап.
Планируемая работа по реализации проекта.
Организованная совместная деятельность с логопедом.
1.Рассматривание иллюстраций фруктов и овощей.
2.Рассматривание репродукций картин:
Ван Гог «Натюрморт с овощами», Э. Мане «Корзина с фруктами»
3. Беседы:
-Чем занимаются осенью люди на Алтае?
-Какие овощи и фрукты произрастают в нашем крае?
-Какие фрукты привозят из тёплых стран?
-Где растут фрукты?
-Где растут овощи?
— Чем фрукты отличаются от овощей?
-Как убирают овощи?
-Почему нужно употреблять фрукты и овощи в пищу?
-Что готовят из овощей и фруктов?
-Как их хранят зимой?
4.Чтение и пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь».
5.Чтение стихов об овощах и фруктах.
6. Дыхательная гимнастики:
-«Срываем яблочки»;
-«Синьор-помидор».
7.Пальчиковые гимнастики:
-«Хозяйка однажды с базара пришла»;
-«На базар ходили мы»;
-«Засолка капусты»;
-«У Лариски — две редиски».
8.Лексико-грамматические игры и упражнения:
-«Посчитай»;
-«Продолжайте»;
-«В огороде у козы Лизы»;
-«Чьи фрукты»;
-«Что приготовила мама».
9 .Игры на развитие слухового внимания:
-«Наша грядка»;
-«Что изменилось?»;
-«Хозяйка однажды с базара пришла».
-«Посадила баба Фёкла»
10.Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение овощей и фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу)
11.Детская продуктивная деятельность:
-раскрашивание овощей и фруктов;
-рисование отгадок к загадкам;
-создание альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты».
12. Развитие связной речи:
-составление описательного рассказа о фруктах и овощах на выбор с использованием опорной схемы;
-пересказ сказки «Мужик и медведь».
Организованная совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная деятельность.
1.Оформление выставки книг об овощах и фруктах.
2.Рассматривание и чтение энциклопедической и художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Коллективное изготовление овощного и фруктового салата.
5. Беседы
-«Что такое витамины?»
-«Овощи, их значение в жизни человека»,
-«Что посеешь, то и пожнешь»,
-«Где растут фрукты, их польза для человека»,
-«Почему надо охранять природу»,
-«Что такое правильное питание»
-«Вспомним, как надо правильно кушать»
-«Культура поведения во время еды»
-«Гости в дом – радость в нем»
-«Овощи, и фрукты нам здоровье сберегут!»
6. Чтение художественной литературы.
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,
9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»
10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» — р. н. с.
11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»
7. Подвижные игры:
«Вкусный обед»; «Сортируем овощи и фрукты»; «Огород у нас в порядке».
8.Настольно-печатные игры:
Лото «Овощи и фрукты»; «Разрезные картинки»; «Найди 5 отличий»; «Какой формы»;
«Что сначала, что потом».
9.Дидактические игры:
«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»;
«Собери картинку»; «Что где растет?»; « Объясни, как собирают овощи»;
«Доскажи словечко»; «Один-Много»; «Посчитай»; «Расскажи-ка!»;«Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?», «Узнай блюдо»; «Что изменилось?»; «Сложные слова»; «Скажи наоборот»; «Профессии в сельском хозяйстве»; «Как растут слова?»; «Красивые слова»; «Определи действие», «Отгадай овощ (фрукт) по описанию»; «Чудесный мешочек»; «Вершки-корешки»; «Веселый повар»; «Клоун»; «Коза Лиза в огороде»; «Что сначала, что потом?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи-Фрукты», «Фруктовое кафе», «Семья».
Наблюдения и исследовательская деятельность:
Наблюдение «Наш осенний огород».
Наблюдение «Наш фруктовый сад осенью».
Приготовление фруктового (овощного) салата и дегустация салата.
13.Продуктивная деятельность:
Рисование «Магазин «Овощи – фрукты».
Лепка «Наш богатый огород нас прокормит круглый год!».
Аппликация «Ваза с фруктами».
Взаимодействие с родителями.
1. Чтение и рассматривание энциклопедической и художественной литературы об овощах и фруктах.
2.Заучивание стихов об овощах и фруктах.
3.Беседы о сборе урожая.
4.Поисковая деятельность:
-подбор загадок об овощах и фруктах;
-поиск информации о пользе выбранного фрукта или овоща.
5.Продуктивная деятельность:
-рисование: «Вот какой у нас урожай»,
-изготовление мини-проекта о любом овоще или фрукте для альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты»;
-изготовление поделок из овощей и фруктов.
6. Консультации и рекомендации для родителей:
– «Это интересно!»
– «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»
3этап. Обобщающий
Презентация проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты!»:
1.Презентация альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты».
2 .Подведение итогов.
3.Оформление выставки работ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
Составила: воспитатель Телкова Т,И,
С.Девица
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
· недостаточный словарный запас;
· плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Обогащен словарный запас детей.
Родители:
- Вовлечены в процесс речевого развития детей;
- Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно — развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Этапы реализации плана по самообразованию:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
II.ОСНОВНОЙ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
— Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;
— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
— Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
— Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы.
Словесный метод:
- рассказ,
- беседы воспитателя;
- чтение художественных произведений;
- составление описательных рассказов.
Наглядный метод:
- показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический:
- Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой.
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
• Изучение методической литературы по данной теме:
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет – ресурсы
2. Разработка плана работы по данной теме.
3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.
Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.
4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
Цель: составить картотеку мнемотаблиц.
Октябрь.
1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.
2. Изготовление мнемотаблиц.
3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».
4. Осень
Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.
Ноябрь
- Любимые сказки
Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.
2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.
3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».
Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Декабрь
- Красавица зима
Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.
2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).
3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Январь
- Зимние забавы
Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.
2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.
3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.
Февраль
- Защитники отечества
Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).
- Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
- О любимых мамах
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.
- Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.
Апрель
- Весна
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).
3. Составления рассказа «Космос»
Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.
Май
- Насекомые
Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».
- Времена года
Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.
4.Итоговая диагностика
5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года
Жительница села Краснолипье
Репьевского района Инна Тамбовцева о большой и дружной семье мечтала с детства.
Свое желание она частично осуществила, когда родила троих сыновей и двух дочек.
Но молодая женщина посчитала, что у нее есть возможность дать тепло и
материнскую любовь не только родным по крови детям, но и тем, которые лишены
семьи.
Корреспондент РИА «Воронеж»
встретилась с многодетной мамой, которая несколько месяцев назад взяла под опеку
троих детей.
Восхищалась многодетными
Инна вместе с бывшим мужем и
мамой переехала в Воронежскую область из Мурманска в 2007 году. К тому времени она
получила профессию технолога рыбы и рыбной продукции в Мурманском техническом
университете. Уже в Краснолипье у нее родились первенец Михаил и дочка Саша.
Инна рассказала, как
познакомилась с соседкой Натальей Саввиной, которая воспитала 10 детей, и как это
общение повлияло на ее мировоззрение.
– Я восхищалась этой женщиной и
той заботой, которую ей уделяли дети и внуки. Мы с бабой Наташей подружились. Я
часто к ней обращалась за советами по содержанию домашнего скота и уходу за
огородом. Часто спрашивала, сложно ли ей было воспитывать своих детей, а потом
еще и за внуками приглядывать. Женщина никогда не жаловалась, а, наоборот,
гордилась теми счастливыми моментами, которые ей дарили близкие. Она стала для
меня примером. Я поняла, что именно такой и хочу стать, – призналась Инна.
Что нужно для счастья
Позже у Инны Тамбовцевой родились
еще трое малышей. Их воспитание молодая мама взяла на собственные плечи, потому
что два ее не очень счастливых брака распались. Но она не падала духом, с
оптимизмом подходя ко всем жизненным неурядицам.
Некоторое время назад Инна встретила трудолюбивого мужчину, который стал для нее надежным другом и помощником, а для детей – папой. Супруги купили для большой семьи просторный дом.
– С Владимиром я почувствовала
себя защищенной. У нас с ним совпадают интересы и цели. Он – заботливый отец и
муж, поэтому у меня не возникало сомнений в том, что он сможет меня в чем-то не
поддержать. Так получалось, что круг нашего общения сводился к знакомству с
многодетными и приемными семьями. Возможно, они тоже повлияли на наше с
супругом решение взять на себя ответственность по воспитанию детей, лишенных
родителей, – рассказала сельчанка.
Мечта о двойне сбылась
Женщина решила пройти курсы в
школе приемных родителей. На сайте «Усыновите.ru» стала подбирать для своей
семьи детей из Центрального Черноземья. Особенно ей хотелось двойню. И она
нашла такую семью в Саратовской области. Четырехлетние близнецы Лера и Вика и
их трехлетний брат Сережа около года находились в доме малютки и
реабилитационном центре. Незадолго до того, как Инна собрала все необходимые
документы на временную опеку, ей сообщили, что детей забирает другая семья.
– Я не могла в это поверить. Ведь
мы уже подготовили для детей комнату, купили мебель и одежду. Подготовились
всей семьей психологически. Я не стала мириться с этой несправедливостью и по несколько
раз в день звонила руководству центра, настаивала, чтобы детей отдали в нашу
семью. Вскоре нам разрешили приехать их навестить. Первая встреча была очень
волнительной, со слезами на глазах. Хотелось сразу же взять девочек и мальчика
с собой. Но нам их разрешили забрать только на следующий день, когда мы,
преодолев 700 км пути, возвратились домой, – вспомнила Инна.
В тот день жизнь семьи круто
изменилась.
– Когда мы привезли детей домой,
у меня было такое состояние, как будто я вернулась из роддома. Боялась даже на
минуту оставить их одних. Сначала было волнение и мысли о том, как правильно
вести себя с приемными ребятишками. Кстати, еще в дороге они стали называть
меня мамой. Единственным негативным моментом, который мы должны были
преодолеть, стала болезнь детей. Они в первый же день после приезда
почувствовали себя плохо. Испугавшись за их здоровье, мы вызвали скорую, и в
больнице им поставили диагноз – ковид. Не буду перечислять все, что нам
пришлось пережить во время изоляции и сколько средств потратить на лечение.
Скажу только, что сейчас наша жизнь стала налаживаться, а дети, находящиеся под
опекой, сильно продвинулись в развитии, – поделилась многодетная мама.
По наблюдениям Инны, за пару месяцев близнецы набрали в весе. Дети перестали с удивлением смотреть на яблоки, апельсины и другие фрукты, которые они увидели здесь впервые. Их речь значительно улучшилась благодаря занятиям с логопедом. Они потихоньку адаптируются в семейной среде, где родители учат их убирать за собой со стола, заправлять кровать, наводить порядок в комнатах.
– Мы и своих детей – Мишу, Сашу,
Илью, Веронику и Вову – всегда приучаем к порядку и режиму. У них есть время не
только на игры, но и на совместные занятия и поручения – уход за домашними
животными и птицами, помощь родителям по дому, – отметила Инна.
Приемные Лера, Вика и Сережа, считает их новая мама, легко влились в семью: они коммуникабельные и активные, глядя на старших детей, учат буквы, лепят из пластилина, вырезают из бумаги. Легко идут на контакт и, что радует родителей, слушаются взрослых.
– Мечтаю, чтобы все мои дочки и сыночки выросли порядочными и целеустремленными людьми. А пока своими обязанностями считаю привить детям нравственные и духовные ценности, дать им душевное тепло и предоставить возможность делать свой выбор, основанный на семейных ценностях, – сказала Инна.
Профессия – быть мамой
Опытная мама умеет найти подход к
каждому ребенку в любой ситуации. Когда женщина проводит с ребятами развивающие
занятия, старается быть строгой. Она всегда знает, чем отвлечь сына или дочку,
если они чем-то опечалены, настроить их на позитив.
Супруги недавно приобрели
12-местный автомобиль. На нем вся семья может совершать различные поездки, тем
более что Инна с Владимиром разработали собственный туристический маршрут по
Воронежской области и уже побывали в Дивногорье и во дворце Ольденбургских в
Рамони.
Инна – домохозяйка. Ее день
расписан по часам, начинается он даже зимой в 6:00. Сначала супруги управляются
во дворе по хозяйству, затем женщина уделяет время себе и приступает к
приготовлению завтрака.
– У меня составлено меню на неделю: каши из разных круп, супы, борщи, различные гарниры, фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Крупы и муку мы закупаем оптом. Мясо, молоко и яйца получаем от коз и птицы, которых держим на своем подворье. Дома я делаю тушенку, творог, сыры, масло, сметану, пеку хлеб. Радую семью десертами и выпечкой. Заготавливаю впрок соленья, компоты и свежие яблоки. Ведь чтобы дети выросли здоровыми, им необходимо полезное питание. Кстати, все мои дети непривередливы в еде.
Есть у многодетной мамы и
свободное время, когда она может позаниматься фитнесом или послушать
аудиокниги. Дети в это время играют с папой или смотрят мультфильмы. Инна
призналась, что на ночь она не читает им сказки, а включает им на смартфоне
колыбельные, которые их и убаюкивают.
В планах на будущее у супругов –
взять в свою семью еще как минимум двух детей.