Сказки для 1 класса — сборник авторских и народных произведений, которые рекомендованы для прочтения в первый год обучения. В лучших детских произведениях классиков русской литературы дети встретят знакомых героев. Их сверстники, домашние животные, лесные звери и другие персонажи познакомят ребят с различными сюжетами. Прочтите эти короткие произведения вместе с детьми. Они говорят о добре и зле, справедливости и дружбе. Простые и знакомые слова повествования помогают вчерашним дошколятам легче представить себе героев сказок.
-
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
-
Теремок
«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются…
-
Гуси-Лебеди
Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями…
-
Морозко
Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…
-
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…
-
По щучьему велению
По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился…
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…
-
Красная Шапочка
«Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки…
-
Телефон
Телефон — произведение Корнея Чуковского, его любят уже многие годы не только дети, но и взрослые. В нем показана жизнь человека, телефон которого не умолкает. Рассказчику звонит слон, цапли, зайцы, крокодил, медведь с различными…
-
Лиса и тетерев
Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…
-
Краденое солнце
Краденое солнце — сказка Корнея Чуковского, которую любят взрослые и дети. В ней рассказывается, как зайка поглядел в окно, а за ним — темнота. Сороки поведали, что крокодилу удалось проглотить солнце. Все животные стали…
-
Кот и лиса
Кот и лиса — русская народная сказка, которую любят слушать, читать и перечитывать дети и взрослые. В ней рассказывается о коте-проказнике. Он так досаждал своему хозяину, что тот оставил его в лесу. Пропадет ли там домашний…
-
Зимовье зверей
Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве…
-
Лиса и заяц
Лиса и заяц — произведение русского народа, которое с удовольствием перечитывают дети разных возрастов. В нем рассказывается о двух лесных соседях, лисе и зайце. Когда лисица использовала для строительства своего жилища…
-
Мужик и медведь
Мужик и медведь — фольклорное произведение русского народа, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем говорится о том, как однажды крестьянин отправился в поле сеять репу. К нему из дубравы вышел медведь. Какой…
-
Лисичка-сестричка и волк
Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…
-
Бычок-смоляной бочок
Бычок-смоляной бочок — русская народная сказка, которая любима не одним ребёнком. В ней идёт речь о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы и смолы. Девочка обрадовалась ему, повела на луг и оставила там травку…
-
Два мороза
Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается…
-
Петушок золотой гребешок
Петушок золотой гребешок — сказка русского фольклора, на которой воспитано множество детей. В ней говорится о дружбе трёх животных: петуха, дрозда и кота. Товарищи и живут вместе. Каждый день котик с дроздом идут в лесную…
-
Журавль и цапля
Журавль и цапля — сказка русского народа, любимая многими поколениями. В ней показана жизнь двух птиц, журавля и цапли. Они живут по разным концам болота. Однажды журавль решил позвать цаплю замуж, пришёл к ней с предложением…
Цели:
животных;
пословиц;
Оборудование:
- на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
- карточки для индивидуальной работы;
- элементы костюмов сказочных героев;
- «сказочный» кроссворд.
Выставка книг:
- «Волк и козлята». Русские народные сказки в
обработке А. Толстого; - «Гуси-лебеди». Русские народные сказки в
обработке А. Толстого; - «Лисичка-сестричка и волк», русская народная
сказка; - «Кот и лиса». Русская народная сказка в
обработке А. Толстого; - «Лиса и заяц». Русская народ-сказка;
- «Бобовое зернышко». Русская народная сказка;
- «Заюшкина избушка». Русская народная сказка и
др.
Учебный материал:
- «Лиса и заяц». Русская народная сказка;
- «Петушок — золотой гребешок». Русская
народная сказка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока
Прочитайте названия книг на выставке. («Лиса и
заяц»,»Кот и лиса» и т. д.)
Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса,
волк,заяц, петух и т. д.)
Как вы думаете, это сказочные звери или
настоящие?
(Сказанные: они одеты в русские народные
костюмы, разговаривают друг с другом.)
Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
(Мы будем читать сказки о животных.)
Верно. Мы будем читать русские народные сказки
о животных, или анималистические сказки. В
анималистических сказках животные наделяются
именами, они разговаривают, они наделены
какими-либо человеческими чертами: хитростью или
простотой, добродушием или злобой, завистью.
Недаром говорится (учитель называет начало
фразеологизма, делает паузу, дети называют хором
концовку):
- Хитер как… (лиса).
- Голоден как… (волк).
- Труслив как… (заяц).
- Болтлив как… (сорока).
— Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.
III. Чтение произведения учителем
1. Ознакомление с книгой.
Я вам прочитаю сказку «Лиса и заяц». (Учитель
берет книгу с выставки.)
— Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)
— Как они выглядят? (Они одеты в русские народные
костюмы)
-Что можно сказать о характере лисы по
иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)
А что можно сказать о зайце? (Он добрый,
беззащитный, немного глуповат.)
Откроем первую страницу. Что вы видите на
иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры
деревьев, сучков)
-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы)
назывался луб. (Учитель показывает и читает слово
на доске.)
-Поэтому избушка у зайца была лубяная.
-А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит
избушку изо льда)
2. Чтение сказки учителем.
-Послушайте сказку.
3. Беседа-рассуждение о прочитанном.
— Понравилась вам сказка? Чем?
Прочитайте пословицы на доске. Какая из них
подходит к нашей сказке?
- Сила сломит все, а ум — силу.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За добро добром и платят.
- Друг не испытанный, что орех не колотый.
- На языке медок, а на уме ледок.
- Без беды друга не узнаешь.
- Где двое бранятся, там третий не суйся.
- За правое дело стой смело.
Какую избушку построил себе Зайчик? (Он
построил избу из лубочков.)
Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок,
лачуга)
Как вы понимаете значение слова «лачуга»? (Это
старое, ветхое, бедное жилище)
А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее
хрустальным дворцом.)
— Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду?
(Она хвастливая, относится к Зайке с
пренебрежением.)
— Что же сделала весна с «Лискиным дворцом»?
(Дворец растаял.)
— Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она
подкараулила, когда он пойдет погулять, травки
заячьей пощипать.)
— Что можете сказать о Лисе по этому поступку?
(Она хитрая, коварная.)
— Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь,
Петух.)
— Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они
хвастались, говорили: «Я не я, коли не выгоню
Лису». А Петух говорил: «Попытаемся».)
— Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух
не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)
— Какую пословицу вы бы подобрали к этому
отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не
испытанный, что орех неколотый}
— Какими словами заканчивается сказка? («И
стали они жить, да быть, да добро копить».)
Физкультминутка
Давайте проведем физкультминутку. Используем
слова петуха из сказки. Придумайте движения сами.
Выберем самого лучшего Петуха.
Идет кочет на пятах,
Несет саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить,
— Выходи, Лиса, пожалей себя!
Самостоятельная работа учащихся
Онакомление с книгой.
Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и
птица,лиса.)
Эта птица называется дрозд. Это лесная птица.
Кто же герои сказки? (Животные.)
— Как они выглядят? (Они одеты в русские
народные костюмы.)
Прочитайте, как называется книга? («Петушок —
золотой гребешок.)
Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная
сказка.)
Откроем обложку. Что написано на первой
странице?
Петушок — золотой гребешок Русская народная
сказка в обработке А. Толстого — Это значит, что
пересказал эту сказку писатель А. Толстой.
2.Самостоятельное чтение сказки детьми.
-Прочитайте сказку самостоятельно.
3.Беседа о прочитанном.
— Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд,
петух и лиса.)
— Что вы можете сказать о лисе? (Она хитрая,
коварная.)
А о петухе? (Он доверчивый, глупый.)
— Как выручали петуха кот и дрозд? (Они догоняли
лису, отбирали петуха.)
— Что вы можете сказать о них? (Кот и дрозд —
верные друзья. Они всегда выручали петуха.)
— Подходит ли по содержанию сказка к теме урока?
(Да, подходит, потому что эта сказка о настоящих
друзьях.)
4. Индивидуальная работа по карточкам (см.
приложение).
5. Инсценирование сказок. Конкурс на лучшего
артиста.
Давайте проинсценируем отрывки из прочитанных
сказок. Кто выучил слова Петуха, Лисы из сказок?
(Несколько детей, получивших карточки, выходят к
доске. Учитель надевает им элементы костюмов
героев — шапочки, хвосты и т. п.)
Послушайте товарищей, выберите лучшего
артиста. Награждение лучших артистов.
VI. Подведение итогов урока
1. Беседа.
-Какие сказки вы сегодня прочитали?
-Что их объединяет? (Это сказки о животных.)
-Прочитайте тему урока. («Друг познается в
беде».)
2. Отгадывание кроссворда.
-Давайте проверим, как внимательно вы читали
сказки.
Разгадаем сказочный кроссворд.
1) О каком животном из сказки эти слова:
«Масляна головушка, шелкова бородушка»? (Петух.)
2) Лесная птица с черным оперением из сказки
«Петушок — золотой гребешок». (Дрозд.)
3) Какое животное носит в сказке имя Михаила
Потапыч?(Медведь.)
4) Во всех сказках у этого животного хитрый,
коварный нрав. (Лиса.)
5) Недаром о нем говорят «Голоден как …». (Волк.)
6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)
7) Хоть и говорят о нем, что он «здоров», а лису
выгнать не смог. (Бык.)
Какой герой напевал лисе эту песенку:
Трень, брень, гусельцы
Золотые струночки.
Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)
-Почему урок так называется? (В сказках
животные помогали друг другу, выручали попавших
в беду друзей.)
VI. Домашнее задание
-В домашней библиотеке поищите другие сказки о
животных. Принесите эти книги в уголок
внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к
сказкам, прочитанным на уроках или дома.
Приложение 1, приложение
2.
950 575
00:02:18
Пригласила Лисица в гости Журавля. Все шло чинно мирно, пока не пришло время садиться за стол. Хитрющая Лиса, издеваясь, подала в качестве угощения тарелку с размазанной по ней манной кашей.
923 022
00:06:06
Находит или строит терем и первой поселяется в нем или муха, или мышка-норушка, вслед за ней — блоха-попрыгушка, комар-пискун, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка и серенький волчок. Обычно количество жильцов доходит до семи.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Лису, Про Волка, Про зайца, Про медведей, Про труд, О дружбе
916 491
00:06:24
Среди фольклора, который придумал русский народ, есть и докучные сказки. Сказитель рассказывал их тем, кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз. Они актуальны и сегодня.
914 283
00:03:54
Сказка повествует о добром, дружелюбном, миролюбивом Зайчике, который однажды решил поострить добротную деревянную избу, чтобы жить поживать в ней и добра наживать.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про Лису, Про зайца, Новогодние, Рождественские, О ленивых людях, Про жадность, Про труд
908 880
00:05:00
Бабушка и дедушка отпускают Машу в лес за грибами и ягодами, строго наказывая держаться возле подружек. Возможно, Маша впервые пришла в лес, и плохо знает обратную дорогу.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про медведей, Про хлеб, Про детей
862 147
00:04:36
Как-то раз Дед ехал с рыбалки, нагрузив полный воз рыбой, и видит, лежит на дороге мертвая лисица. Подумал Дед и решил подобрать лису, с мыслью, что попросит Бабку сшить новую лисью шапку.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Короткие, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Лису, Про Волка, Про рыб, Про зиму
825 742
00:02:48
Дед посадил одно семечко, из него выросла огромная репка, которую он никак не может выдернуть из земли. Дед зовет на помощь бабку — и они не могут вытянуть репку, зовет внучку — не получается.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Русские народные с картинками, Бытовые русские народные, Русские народные про животных, Про животных, Про Кошек и Котов, Про собак, Про детей, Про труд, О дружбе
746 044
00:05:06
Сказка рассказывает историю маленькой девочки Маши, решившей пойти в этот злополучный день по грибы, да ягоды. В итоге девочка заплутала, сбившись с намеченного пути, не заметив, как подкралась темная, пугающая ночь. Маша растерялась.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про медведей, Про лес, Про детей
599 220
00:03:30
Задумал построить добрый Заяц себе избушку. Когда построил, всех жителей леса пригласил на новоселье. Впустил в дом и хитрую Лису, оставшуюся без дому: была у плутовки нора ледяная, да пришла весна и растопила ее.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Лису, Про собак, Про зайца, Про медведей, Про петуха, Про зиму, О дружбе
217 649
00:04:00
Оставляя детишек, коза, строго-настрого запрещала открывать входную дверь, неважно кто за ней стоит: только на опознавательный знак – песенку, дети могли открыть ее.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Про добро и зло, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Волка, Про детей
127 693
00:03:18
По заснеженной дороге, ехал Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про Лису, Про Волка, Про собак, Про зайца, Про медведей, Про лес, Рождественские
85 258
00:05:06
Маша была непослушной девочкой. Не удивительно, что однажды она просто заблудилась и не могла найти дорогу обратно. Брела она по лесу, проливая горькие слезы и коря себя за необдуманное поведение.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про медведей, Про лес, Про детей
39 510
00:04:18
Глупый и доверчивый Петушок проживал в избушке со своими верными друзьями Дроздом и Котом. Все они жили весело и счастливо. Но только до тех пор, пока не повадилась в эти края Лиса Патрикеевна.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про Лису, Про Кошек и Котов, Про петуха, Про труд, О дружбе
35 866
00:00:42
Как-то раз лиса и рак завели разговор. Лиса предложила своему собеседнику выяснить, кто кого сможет перегнать. Тот соглашается. Патрикеевна бежит, а рак ухватился за ее хвост, и не отцеплялся до того момента, пока она не добежит.
31 952
00:02:48
Петушок не любил прислушиваться к советам курочки. Уж сколько раз она ругала его за спешку во время еды. Клевал петушок зернышки без остановки, и подавился. Да настолько сильно, что ни встать, ни дышать не мог.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц
29 018
00:04:00
Долго собака одна – одинешенька проживала в лесу дремучем. Да только тоскливо ей стало в полном одиночестве. Решила собачатинка отправиться на поиски друга верного. Пошла по лесу бродить и познакомилась с зайчиком.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные про животных, Про животных, Про Волка, Про собак, Про зайца, Про медведей, О дружбе
27 725
00:01:12
Случилось так, что повстречались в лесу Лиса и Тетерев. Лиса давно хотела полакомиться такой добычей. Уж как только она Тетерева к себе не подманивала, какие только речи сладкие ему не напевала.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про Лису
27 106
00:02:48
Тетерев, мышка и курочка гуляли по двору. Нашла курочка зернышко ячменное и спросила друзей, кто из них на мельницу отправится. Никто не согласился. Пришлось самой работу делать. И домой муку никто нести не вызвался.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про хлеб, Про труд, О дружбе
24 808
00:01:30
Поспорили Мороз Иваныч и Заяц лесной, кто из них сильнее будет. Мороз лютым и сердитым оказался. И решил он перед Зайкой силой своей похвастаться. Заморозить малыша попытался. Да только Заяц не спешил сдаваться.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные про животных, Про животных, Про зайца, Про зиму, Про Деда Мороза, Новогодние
23 829
00:05:42
Лиса выгоняет зайку из избушки. Зайчик плачет. Мимо идут собаки, и спрашивают, что у него произошло. Узнав, что лиса выгнала беднягу, они обещают разделаться с захватчицей, но у них не получается. Затем пожалеть зайчика приходят медведь и бык.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Про добро и зло, Русские народные про животных, Про животных, Про птиц, Про Лису, Про собак, Про зайца, Про медведей, Про петуха, О дружбе
Сказки для 1 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 1 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»