Сказки о животных своеобразие и функции вымысла в них

Сказки о животных - самое древнее произведение сказочного эпоса. древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел

Сказки о животных — самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Сказке присущ: анимизм — одушевление животных; антропоморфизм – животные действуют как люди,  тотемизм — обожествление животных.

Делятся на 2 группы:

— комическая («вершки и корешки»).

— Моралистическая(«Кот, петух и лиса»).

Кумулятивные сказки. Принцип их построения – нанизывание одного микросюжета на другой с некоторым расширением в одних случаях и почти повторением в других («Звери в яме», «Репка»).

В сказке о животных звери являются носителями одного признака, одной особенной характеристики (лиса хитра). Эти сказки аллегоричны. Художественная структура: простой, незатейливый, понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.

В репертуаре русского фольклора примерно 50 популярных сюжетов сказок о животных. Среди них можно выделить несколько тематических групп: сказки о диких животных, сказки о диких и домашних животных, сказки о домашних животных, сказки о человеке и диких животных.

Сказки о животных должны быть признаны, по существу, фантастическими. То, что сказкам о животных исторически предшествовали предания и рассказы о животных, привело к верному и точному воспроизведению в них некоторых существенных повадок зве­рей даже после того, как действия животных стали восприни­маться как людские действия. Основой для возникновения сказок о животных послужили рассказы мифологического характера, связанные с охотничьим периодом в жизни наших предков и тотемическими представлениями о животных, первопредках человека. Но следы тотемизма в русской сказке сохранились слабо. Наиболее архаична сказка о медведе на липовой ноге в тех ее вариантах, где человек, посягнувший на медведя, наказан (медведь съедает старика и старуху).

Истоки вымысла в сказках о животных принято связывать с их древним происхождением, с представлениями первобытного человека, наделявшего животное способностью говорить и разумно действовать.

Звери в сказке ведут себя, как люди: строят жилье, делают на зиму запасы, ходят друг к другу в гости, разговаривают друг с другом и с человеком. Иногда в это повествование вкрапливаются реальные детали поведения животных: волк выслеживает из-за куста овцу, лиса лезет на насест к курам. Такие мотивы сказки, как боязнь и почитание тотема, перестали быть актуальны, когда человек подчинил себе животное. Произошло переосмысление сюжета. Конфликт, связанный с тотемическими представлениями, заменился со временем бытовым конфликтом.

Своеобразие вымысла. Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идей­ным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке пе­редано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хит­рить. Его право — право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального уг­нетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требо­вала от ее учредителей и защитников умственного напряжения. Появление социальной иносказательности сказок, усиление в них социально-критического начала привело к изобилию в сказках многочисленных и разнообразных приемов комического изображения действительности. Так, в сказках воспроизводятся постоянная и неослабевающая борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над про­тивником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь час­то попадает в смешное, нелепое положение.

Связь сказки с древним периодом ее существования обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть хитрость, сила, но нет человеческого ума, человеческой предусмотрительности. Не случайно сказка изображает домашних животных с большей симпатией, чем диких. К числу архаичных нужно отнести этиологические (объяснительные) сказки о животных (почему у зайца раздвоена губа) и сказки, в которых показан образ животного-плута (лиса), типичные для мирового фольклора, возникшей в период отхода от тотемических представлений.

Сказка о животных по своему характеру ближе всего стоит к бытовой сказке. Раньше других она перешла в детскую аудиторию, и ее нельзя изучать без учета среды, в которой она бытует. Ориентация рассказчика на детское восприятие, на малый бытовой опыт слушателей ограничивает художественные возможности повествователя, упрощает конфликтные ситуации, представленные в сказке. Если детская сказка о животных затрагивает социальные и нравственные проблемы, то в доступной для детского восприятия трактовке. Она доказывает прописные истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты. Такие сказки побуждают ценить ум выше физической силы, дают примеры коллективизма, учат дорожить дружбой, осуждают предательство. Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на басню. Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца. Больше всего в русском животном эпосе сказок о лисе. С лисой связан устойчивый круг мотивов, часто переходящих из сюжета в сюжет: лиса-воровка (кража рыбы), лиса-обманщица (рыбная ловля), лиса-исповедница, лиса-плачея, лиса-повитуха, лиса-судья, лиса — волчья кума и т. д. Часто сказки о лисе строятся как цикл: кража лисой рыбы + волк у проруби + лиса вымазала голову сметаной + битый небитого везет + пост­ройка ледяной и лубяной хаты + волк попадает в яму за скалочку-гусочку + лиса-исповедница. Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив — качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса — притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Из сорока сказок о лисе в сборнике Афанасьева только в девяти лиса наказана за свои проделки.

Постоянные партнеры лисы — волк и медведь. На их примере хорошо видно, что сказка развенчивает грубую силу. Волк — насильник, убийца, жаждет крови, губит, отни­мает силой, берет не спрашивая. Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспро­изведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, мед­ведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь — зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет дру­гого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объяс­няется связью с теми традиционными досказочными мифологичес­кими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя.

Известная сказка о том, как медведь с крестьянином поделили урожай, также подтверждает эту мысль. И здесь речь идет о тех отношениях, которые существовали между сильными мира сего и крестьянами. Глупость медведя — рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя — глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Если предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью, окажется правильным, то сказку можно воспринимать как инте­ресное свидетельство о том, какие чувства питал к властям кресть­янин-труженик. Социальный прототип этого ска­зочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лихо­деев и преступников, от которых ему приходилось тяжко. Причем отношение к медведю обычно более сочувственное, чем к волку. Только в одной сказке медведь лишен обычного добродушия, глупости и доверчивости. Это сказка «Медведь», где человека губит страх. А волк действительно страшен только в сказке «Волк и коза». Но в конце ее он терпит поражение: мать-коза спасает своих детей, волк гибнет. Храбрый петух, умный кот, отважный баран — весь животный мир, приближенный к человеку, побеждает грубую силу потому, что не боится ее, — в этом убеждении, которое вытекает из всех сказок, их огромное воспитательное значение.

Нужна помощь в написании работы?

Сказки о животных — самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке присущ: анимизм-одушевление животных и т.д.; тотемизм-обожествление животных.
Делятся на 2 группы: комическая(«вершки и корешки»).
-Моралистическая(«Кот, петух и лиса»).
-Кумулятивные сказки(собирание). Принцип их построения – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением в одних случаях и почти довольным повторением в других (например: 1.«Звери в яме»; 2. «Репка», «колобок», «теремок»).
В сказке о животных звери являются носителями одного признака, одной особенной характеристики(лиса хитра)
Эти сказки аллегоричны.
Художественная структура: простой, незатейливый, понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.
Костюхин указывает на 2 видообразующих признака:
Первостепенным объектом повествования в такой сказке является весь органический и неорганический мир, наделенные человеческими признаками.
Зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема окажется на 1 месте.
Волшебные сказки – наличие чудесного действия(В.П.Аникин)
В поэтике В.Я. Пропп считает, что «волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции ». Функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание. Играют большую роль в развитии действия сказки.
Сказочный вымысел, основанный на магии, всегда по-своему связан с действительностью.
Значимость в. Сказки: 1. Зримость описания(завораживает слушателя). 2. Энергия действия, 3. Игра-слов, 4. Бережным и необычном выбором слов, 5. Динамикой.
В. Сказка – прежде всего магия слов.
РАЗЛИЧИЕ:
Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных. В приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Но вместе с тем в волшебных сказках чаще, чем в других разновидностях сказок, наблюдается так называемая контаминация—соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. Структура волшебных сказок. Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые, получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец. Некоторые сказки начинаются присказками — шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом.

Сказки о животных считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса. Еще Я.Гримм (в 19 веке) обратил внимание на анимизм как форму вымысла в сказках о животных. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке о животных свойственна и такая форма вымысла как тотемизм. Он по разному трактуется в науке – и как древнейшая форма религии раннеродового строя и как идеология того же общества. По мере накоплений познаний и утраты мифологических представлений о мире человек переставал воспринимать животное как себе подобное и богоносное. Появились произведения, где животное представляло собой антигероя, над которым человек смеется. Большинство сказок о животных – произведения, где произошла утрата культового значения животного. Исследователи делят сказки о животных на комические и моралистические.
Кумулятивный принцип построения некоторых сказок – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением или с дословным повторением. В сказках о животных звери являются носителем одного признака, одной особенности характера. И при этом они многоплановы. Из всех сказок сказка о животных – самая условная (Костюхин).
Сказки о животных аллегоричны. Они интересны своей художественной структурой – простой, незатейливый понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок. Сочетание прозы и стиха благотворно воздействует на восприятие маленького ребенка, так как там присутствует игра словом, звуком, рифмой.
Первостепенным объектом повествования является животное, растение, предмет, наделенный человеческими признаками.
Принадлежность сказки к тому или иному виду во многом зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема в сказке окажется на первом месте. Если бедный человек в среде животных, противопоставлен богатому, то сказка с таким сюжетом является бытовой.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Самостоятельная работа

На тему: «Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»

                                     Выполнила:

                                                                          Паринова Елена Васильевна

                                                                          Учитель начальных классов

                                           Преподаватель:

                                                                         Нечепаева Светлана Анатольевна

Воронеж, 2021 год

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

Сказка – это один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

        Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

       Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей первенствующего значения.

В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.”

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

     В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

     Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

      Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

        В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

        Сказки о животных вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.        Важным является методически – грамотная работа воспитателя с материалом сказки и ее презентация детям:

        —  в целесообразном отборе материала по принципам: доступности, наглядности, занимательности и динамичности;

        — возможности донесения до детей сказки как произведения искусства, раскрывая ее замысел, поражая слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к переживаниям автора,

       — осуществления специальной подготовки новой сказки для восприятия;

      — использования разнообразных методов и приемов работы со сказкой.

Вывод: Сказка развивает не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Список используемой литературы

  1. https://vk.com/doc190935714_617999206?hash=ee88e111050e73858c&dl=47725cf34514028a49
  2. https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-u.html

linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: ВИЧинфекция Тест № 2.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Понятие реализации норм права и ее основные формы.docx, СРЕДСТВА И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx, Угрозы информационной безопасности. Основные цели информационной, Реферат. Хронологические рамки и основные черты средневековой фи, Жизнь и основные периоды творчества Вергилия..docx, Лекция 1 Основные физические свойства жидкостей.docx, Основные направления развития юридической психологии.docx, Лекция №4.Методология педагогической школы.pptx, Различные школы философии.docx, Тема 6. Основные синдромы при патологии сердеч-но-сосудистой сис


1.Фольклор как искусство слова: объем понятия, происхождение термина; функции, синкретизм и синтетичность в фольклоре; архаические верования и двоеверие в фольклоре .

Фольклор — сложное, синтетическое искусство, соединяющее в себе особенности нескольких искусств Проявление синтетичности фольклора заключается в том, что произведения некоторых жанров исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов (частушки — гармонь, былины -гусли и т.д.).

Основой фольклорного произведения является слово. Слово без напева может существовать (сказка, пословица и др.), а напев без слов нет.

Фольклор, который известен нам сейчас, в основном сформировался в классовом обществе. Фольклор являлся творчеством трудовой части населения (крестьяне, ремесленники, рабочие). В его создании основное значение имела творческая деятельность талантливых людей из крестьянства, а затем и рабочего класса. Поэтому в русском народном творчестве основное место занимают крестьянский и рабочий фольклор. С появлением на Руси крестьянства (10 в.) церковь, с одной стороны, пыталась избавить народ от обрядов, с другой стороны, она пыталась приспособить к своим целям В результате христианские мотивы и образы проникли в народные обряды, возникло явление, которое получило название «двоеверия».

2 Основные направления и школы

Направление – совок-ть мировоззренческих и эстетич принципов, отражавшиеся в творчестве многих писателей.

Выделяют след направления:

Славянофильское (идеализация древнерусс быта, утверждение, что русс фольк-р в основе религиозный) – представители – Аксаков, Хомяков.

Народническое (русск народу присуще: царелюбие, религиозность и покорность, самодержавие, православие, народность) – представители – Снегирев, Сахаров.

Революц-демократическое (отражение соврем мировоззрения современных им крестьянских масс) – представители – Чернышевский, Добролюбов.

Школы:

1. Мифологическая школа (творчество искали в мифологии, ее образах и сюжетах) Вельгель и Яков Гримм.

2. Антропологическая (Теория самозарождающихся сюжетов) Веселовский, Тайлор

3 Миграционная (теория заимствования – бродячие сюжеты) Буслаев, Карский

4. Психологическая (теория архетипов — первообразования) Потебня, Вундт

5. Культурно-историческая школа (теория истории возникновения былинного эпоса) В.Миллер

3. Специфика деления фольклора на роды и жанры.

Существуют три сложившиеся формы литературного творчества: эпос, лирика, драма, которые называют родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Эпос изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли переживания; драма передает характеристику персонажей, рисует картину мира Следовательно, род -это способ изображения действительности (эпос, лирика, драма).

Жанр — тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Также можно учитывать такое понятие как «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки волшебные, сказки семейно-бытовые, песни любовные и др.)

4.Календарно-обрядовая поэзия: особенности циклизации.

Весь фольклор можно разделить на обрядовый (относятся произведения, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда) и необрядовый (произведения, исполнение которых не связано ни с каким обрядом) Обряд — один из древнейших видов народной культуры, который возник в глубокой древности. В обрядах можно обнаружить такие черты мышления человека доклассового общества, как анимизм (вера в существование душ и духов, которые будто управляют всеми явлениями мира), антропоморфизм (представления, будто бы все явления природы, животные и растения обладают человеческими качествами), магизм (вера человека в то, что он может влиять на течение событий: избавиться от болезни, вызвать хороший урожай.

Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В эти праздники совершались различные обряды, которые в науке называются календарными.

Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками и др

5. Семенно-бытовая обрядовая поэзия: русская народная свадьба

Свадебные обряды – самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности. Свадебные обряды включали в себя такие этапы, как сватовство, сговор, девичник, день свадьбы и послесвадебные обряды Свадьба — это не только факт этнографии, но и явление народной поэзии. На свадьбах использовались произведения различных жанров фольклора. Но чаще всего в свадебных обрядах представлены причитания, песни и приговоры.

Главное содержание причитаний — тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью.

Песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность Свадебные песни имели устойчивый текст и звучали лишь в хоровом исполнении. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, включая в себя элементы повествовательности.

Приговоры — это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию

6.Раннетраднционные жанры: трудовые песни.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ, один из самых древних жанров устной народной поэзии. Трудовые песни возникли еще в языческие времена при выполнении общественно необходимых работ (охота, вытягивание рыболовных сетей, подъем и передвижение тяжестей и др) Ритм песни соответствовал ритму трудовых усилий, воодушевлял артель и облегчал ее работу. Назначение трудовых песен определяло простоту ее формы; текст состоял из кратких предложений императивного характера, призывавших к общим дружным усилиям. Отрывистые возгласы-команды перемежались своеобразными припевами -восклицаниями-междометиями («эй!», «ух!», «ах!» и т. п.), подчеркивавшими последовательность отдельных движений Текст возникал обычно как импровизация По мере усложнения социальных отношений менялся и характер текста трудовых песен: они сближались с песнями бытовыми, в них находили отражение взаимоотношения рабочих с хозяевами, звучали жалобы, обвинения, угрозы, насмешки. Таковы некоторые варианты всемирно известной русской бурлацкой песни «Дубинушка», имеющей в разных районах много импровизационных разночтений.

Русских народных трудовых песен известно в записях очень немного Песни, записанные в XIX—XX вв., своей формой и ритмической структурой примитивного напева указывают на древнюю традицию жанра. Короткие припевки такого типа в течение столетий сопровождали усилия русского крестьянства, встречались у грузчиков, бурлаков, лесорубов Трудовые песни и доныне можно услышать, напр., на волжских пристанях и пароходах при переноске и погрузке тяжестей.

7.3аговоры и их своеобразие

Заговоры — это короткие прозаич. устно-поэтические произведения, обладающие силой магического воздействия Первоначально заговоры произносились в кач-ве сопровождения определенных обрядовых действ. С течением времени заговоры все более упрощались, а во многих случаях почти устранялись. Заговорная обрядность постепенно разрушалась и забывалась. Тематика заговоров разнообразна. Наиболее древними являются заговоры, связанные с хозяйственной деятельностью крестьян. А также тесно связаны заговоры на другие бытовые темы: свадебные обереги, заговоры от бессонницы, чтобы пчелы не кусали, на приручение собаки и т.д.

Группа лечебные заговоры ( от зубной боли, от боли в ушах, от лихорадки и др.). В особую группу выделяются любовные заговоры («присушки», «отсушки») Все образы заговоров по происхождению и содержанию делятся на четыре группы:

1 Реально-бытовые образы (предметы и явления природы, домашние животные, звери, постройки и предметы быта и т.д.). 2.Фантастические образы (морской царь, баба-яга, чудесный конь и ДР)

3.Образы Христа, божьей матери, пресвятой богородицы, апостолов и др.

4 Социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и др

Специфика образной системы заговоров в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. Все образы делятся на образы избавляющие от бед, болезней и образы причиняющие зло, вред. В основе создания заговоров лежит принцип сравнения тех или иных явлений, образов или предметов Необычно широкое употребление сравнений составляет их жанровую стилистическую специфику. Иногда сравнения в заговорах переходят в гиперболы Также отличительной особенностью стиля заговоров является частое употребление в них «сквозных эпитетов», которые служат средством усиления, подчеркивания, и выделения основной мысли. Для поэтич. стиля заговоров характерно употребление всевозможных повторов, кот. в значительной мере обусловлены стремлением к максимальной детализации и конкретизации. С особенностями синтаксиса, и прежде всего широким употреблением повторов, в заговорах связано своеобразие их ритмики. Ритмика заговоров заметно выделяет их из обыденной разговорной речи, подчеркивает интонационную образность необычность и тем самым увеличивает веру в магическое воздействие.

8Поэтическая образность русских загадок.

Загадка относится к малому жанру фольклора У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Загадка — это не просто метафорически заданный вопрос, а очень хитро составленный вопрос. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житийная литература) По своему содержанию загадки могут быть очень простыми, когда они рисуют какую-нибудь одну несложную картину, и более сложными, когда эта картина приобретает форму сюжета и загадка иногда напоминает небольшой рассказ В народе было большое количество загадок о конкретных животных. Не меньше было создано загадок и о различных растениях Популярными были загадки о крестьянских постройках, отдельных частях избы и домашней утвари Также возникают загадки не только об отдельных конкретных предметах, но и о тех или иных их качествах, признаках, состояниях и положениях. В загадках, как и в других жанрах фольклора, нашло отражение мировоззрение народа: его взгляды нравственно-этические, философские, социально- исторические и др. Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все ее стилистические средства По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы Они создаются в форме ритмизованной прозы В загадке очень широко употребляется парная рифма, как и у пословицах

9.Художественное своеобразие русских пословиц и поговорок

Пословица — малый нелирический жанр устного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой. Пословицы бытуют в живой разговорной народной речи. В пословицах ярко выражена коллективность творчества, они употребляются в речи большим числом людей, а былины, сказки и даже песни исполняются гораздо меньшим кругом лиц Своеобразной особенностью пословиц служит совмещение в них общего и конкретного. В конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений природы, общественной жизни и личных отношений людей Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям Переносный смысл пословицы могли приобретать в силу расширения их значений Переносное значение возникает в пословице тогда, когда в ней используются языковые выразительные средства, имеющие в основе сравнение или связь явлений по смежности (метафора в пословице). Пословица представляет собой особую содержательную форму, структуру, основное отличие которой – внутреннее художественное единство. Для пословицы свойственны две основные формы построения; одночастная и двухчастная Обе формы обладают целостностью: первая представляет собой скрепленное по правилам связи и согласования предложение, а вторая отличается неразрывной связью двух частей сложного предложения Своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употребленными в ней стилистическими средствами сравнением и антитезой Поговорки тесно связаны с пословицами, они имеют свои специфические жанровые признаки Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. В языковом отношении поговорки относятся к фразеологизмам. Некоторые поговорки являются идиомами, т.е. выражениями, не переводимыми на иностранные языки Поговорки — только такие фразеологизмы, которые построены на иносказательной образности. Гл. назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В поговорках испол-ся образные средства разговорного языка: сравнения, метафоры, гиперболы.

10.Основные типы русских народных сказок: художественный мир сказок о животных, волшебные и социально-бытовые сказки

Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а некоторых и растения В Я Пропп выделяет шесть групп сказок этого вида: Сказки о диких животных, сказки о диких и домашних животных, сказки о человеке и диких животных, сказки о домашних животных, сказки о птицах, рыбах и др., сказки о прочих животных, растениях и др. Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социальный сатирический аспект. Однако следует отметить, что основой смысловой аспект сказок о животных — моральный. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злым и сильным, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение Волшебные сказки занимают довольно большое место. Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках В приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели В необычности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых предметов В особых приемах и способах композиции, повествования и стиля Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально-бытовых Социально- бытовые сказки очень кратки, в центре сюжета — один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как смешные, странные, хотя они совершаются в правдоподобной жизни Повествование очень простое, лишенное обрядности, как в волшебных сказках. Две разновидности социально-бытовых сказок: в одной превышают социальные конфликты, в другой -бытовые

11. Лирические частые песни: содержание, обращая система и символика .

К лирическим частым песням относились: игровые, хороводные и плясовые Хороводных песен было больше, чем игровых. Они значительнее игровых по своему содержанию, разнообразнее по формам исполнения. Хороводные песни подразделяются на два вида: песни хороводно-игровые и песни собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождаются какими-либо действиями, которые обусловлены содержанием песни Собственно хороводные песни просто используются в хороводном движении. Специфика хороводных песен в освещении темы труда в том, что она неизменно преломляется через тему любви и брака. Очень большое распространение в народе имели собственно хороводные песни, т.е. песни, содержание которых не разыгрывалось Большинство всех записанных и опубликованных хороводных песен составляют собственно хороводные песни Ведущей темой собственно хороводных песен, как и хороводно-игровых является тема любви. Игры с песнями исполнялись молодежью на вечеринках, зимой в избах, а летом на открытом воздухе. Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества. Композиционные функции песен в играх были различными Одна песня могла предвещать игру, лишь в общих чертах похожа на ее тему, давала играющим определенный настрой, а затем шла игра, совсем несвязанная с сюжетом песни Игровые песни просты по. композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие. Чаще всего песню исполняет хор Исполнялись игровые песни в быстром темпе. Некоторые из них могли выступать в качестве плясовых Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен — четырехстопный или шестистопный хорей. По своей тематике и эмоциональному тону плясовые песни близки к игровым и хороводным песням По своей композиции плясовые песни могут быть монологами, диалогами и сюжетно-повествовательными.

12.Лирические протяжные песни: песни-повествования и песни-раздумья .

Традиционные необрядовые лирические песни — это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения Традиционная крестьянская лирическая песня — это преимущественно песня бытовая. Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. В народных песнях получили выражение не только нравственно- этические, но и эстетические взгляды народа Также в любовных песнях выражены его представления о прекрасном Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением на тему любви Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление девичьей жизни и жизни замужней. Основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений Но это не означало, что традиционная крестьянская.- песня никак не затрагивала явлений социальной жизни. Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения В большинстве случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой.

Песни сложенные самими бурлаками и исполняемые ими во время работы, напоминали собой скорбный стон замученных людей Бурлацкие песни в живом бытовании до нас не дошли Чумацкие песни бытовали главным образом в южных районах России и на Украине По своей тематике они очень близки к песням ямщицким В связи с постройкой железных дорог и исчезновением ямщицкого и чумацкого промыслов забылись и многие песни чумаков и ямщиков В то время избыло не мало. Большое место в народной лирике занимают песни на тему солдатчины. До солдатчины была рекрутчина, о которой в народе созданы изумительные по своему лиризму и драматическому напряжению песни Некоторые песни о рекрутчине имели и определенное соц. звучание. За рекрутскими песнями следуют солдатские песни. Солдатские песни могут быть эпическими и лирическими В эпических песнях рассказывается о важнейших военно-исторических событиях. В лирических — отразилась бытовая жизнь солдат Солдатские песни значительно обогатили народную лирику новыми темпами, мотивами и образами Основное эмоциональное содержание удалых песен – это любование и упоение обретенной волей, какое-то глубокое душевное удовлетворение, настроение праздничности.

13.Легенда как жанр:классификация. Особенности поэтики

Легенда — прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. С их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы:

  1. Легенды о сотворении мира
  2. Легенды о животных
  3. Легенды о боге

4. Легенды о наказании злых и прощении грешников.

5. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Идейно- художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображенных событий и персонажей. В легендах содержатся религиозные поучения, но они имеют социальный характер. Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц дается с крестьянской точки зрения. Важной особенностью идейной стороны служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный, характер Легенда является произведением искусства устного слова Легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова В легендах очень хорошо построен сюжет пли эпизод, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей.

14. Предание как жанр: классификация, художественное своеобразие .

Предания сохраняют память о событиях и деталях национальной истории Для них характерна историческая тематика Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. Предания не имеют устойчивых зачинов и концовок, определенных ходов развития сюжета Предания — эпический, те повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не развертывается в сложную цепь событий, а строится на одном эпизоде, ярком и необычном Предание не лишено внутренней структуры, принципов идейно- художественной организации произведения: скрепление всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет, и выразительные средства. Русские народные предания не однородны Самой простой классификацией была тематическая, какой придерживался С.Н. Азбелев. По его словам, предания и легенды разграничиваются тематикой исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и др. Было очень много мнений, поэтому поводу, но мы должны придерживаться классификации, данную В.К. Соколовой, которая делит их на два типа: предания исторические и топонимические. К историческим относятся рассказы об исторических событиях и лицах. К топонимическим относятся рассказы о возникновении поселений и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.

15.Особенности русского былинного эпоса: новгородский и киевский циклы .

Былины — русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами Киевские былины группируются обычно по богатырям Но среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. Значит их можно поделить на такие группы: героические — включают в себя былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о гибели богатырей и т.д.). Былины социально-бытовые включают в себя песни, в.которых социальные конфликты стоят на первом месте Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), действия и судьба, которых тесно связаны Новгородский цикл былин представляет собой продолжение общерусских эпических традиций, но в силу своеобразия общественно-экономических и политических условий жизни Новгорода эти былины отличаются особого рода тематикой, сюжетами и типами героев. Для новгородского цикла былин характерны социальные темы Былины новгородского цикла ярко отразились многие особенности новгородского общественного и частного быта. Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов.

16.Исторические песни: особенности композиции и стиля .

Исторические песни — единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности Исторические песни по объему меньше былин и больше лирических песен Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности — рассказе о событиях, которые изображаются объективно, без вмешательства повествователя Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду Исторические песни — повествование о прошлом. Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи не былинные богатыри и не простые люди бытовых лирических песен и баллад, а известные исторические деятели (Иван Грозный, Разин) Значительны идейне-художественные цели исторических песен Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают оценку событиям и деятельности лиц. В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная К первой относятся песни о войнах и полководцах, ко второй — песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

17. Балладные песни: специфика поэтики жанра.

Баллады, или балладные песни — произведения средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен Это стихотворный жанр. В балладах рассказывается о событиях и отношениях людей. Психологическое содержание баллад весьма глубоко. Все это придает произведениям этого жанра большое эмоциональное напряжение.

Тематические группы балладных песен:

1 Семейные баллады
2.Любовные баллады
3 Исторические баллады
4.Социально-бытовые баллады

Русские народные баллады произведения богатого жизненного содержания, высокого художественного совершенства, замечательного искусства слова. Трагическое в сюжетах баллад проявляется не только в поступках персонажей, но и в особенностях их душевных состояний. Баллада отличается от других фольклорных жанров глубиной психологического изображения, умением раскрыть сложные и напряженные переживания, в том числе душевное состояние убийцы, его раскаяние и угрызение совести. Произведения балладного типа более реалистичны, нежели другие стихотворные жанры. Реалистичность баллад состоит в жизненности конфликтов, в бытовой типизации персонажей, в правдоподобии событий и их мотивировки, в бытовых подробностях, в объективности повествования, в отсутствии фантастического вымысла. Своеобразие баллады проявляется прежде всего в ее отличии от других жанров. Баллада стихотворный жанр, но ее стих, хотя иногда и близок былинному, отличается тем, что он короче, обычно двухударный, в то время как былинный стих трехударный

18.Объем понятия детский фольклор: жанровое многообразие.

Ученые считают, что к детскому фольклору относятся только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых. Это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети Детский фольклор — это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых, как по своему содержанию, так и по художественной форме. Следовательно, к детскому фольклору относятся произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. В зависимости от условий бытования детский фольклор делится на игровой и внеигровой. Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки, и песенки.

Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки, которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии.

Считалка – рифмованное стихотворение, но большее по своим размерам, чем жеребьевка Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего, распространяется на числительные. Игровые песенки разнообразны в жанровом отношении. К ним относятся голосянки, молчанки, песенки, песенки сказочного содержания и др. К песенкам сказочного содержания близки веселые песенки — небылицы. Во внеигровом детском фольклоре — дразнилки, скороговорки, перевертыши (песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми). Особым жанром детского внеигрового фольклора являются поддевки, которыми дети пытаются поддеть друг друга. Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки (выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов).

19. Частушка как жанр: особенности поэтики.

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, когда передаешь самые разнообразные мысли, чувства и настроение.

Поэтика частушки обусловлена особенностями ее содержания, а также условиями возникновения и оформления ее как жанра Своеобразие поэтического стиля частушек заключается в том, что в них можно встретить самые различные тропы и образные выражения эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость В частушках, как и в традиционных песнях, употребляются вопросы и обращения. Яркое жанровое своеобразие проявляется в композиции частушек. Частушки бывают одночастными и двухчастными. Также своеобразие частушек заключается в ритмической структуре и по организации стиха в ней Стих частушек — силлабо-тонический По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под которой они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

20. Народный театр: театр живых актеров, кукольный театр и театр картинок .

Народный театр более широкое понятие, чем народная драма. В народ. театр входят сценки, игрища, пьесы (Лодка, Царь Ирод) кукольный театр (театр марионеток) – Петрушка, вертеп и раек. Народная драма возникла в празднествах по случаю удачной охоты, рыбалки. Имели практические цели – передача опыта молодому поколению. Создана в 16-17 в, содержание – сама жизнь, истор действительность. Некоторые драмы опираются на тексты песен и явл-ся их инсценировками.

Был распространен кукольный и рисованный театры. Вертеп – разновидность кук-го театра (ящик с верхней частью (игрались драмы) и нижней (бытовые сценки). Пол имел прорези, где двигались куклы. (Наполеон и мужик, Донской казак и купец).

Раёк – театр картинок появ-ся в 18-19 вв, короб с двумя увеличительными стеклами, вдоль задней стенки двигалась полотняная лента с картинками, перекручивалась с одного ролика на другой и создав впечатление движения персонажей. Раёшник давал пояснения, темы разнообразные: военные, исторические, бытовые вопросы и проблемы, соврем мода. Явл-ся прообразом мультипликации (анимации).

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс

1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз

    новидность современных антропонимов

Summary

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Article Name

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Description

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.

Author

Татьяна

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

  • Сказки носова незнайка на луне
  • Сказки о добре и дружбе павел бажов евгений шварц книга
  • Сказки небылицы деда егора мультфильм 1986
  • Сказки народов сибири о животных конспект урока
  • Сказки народов севера картинки