Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|
Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность и осмотрительность во время прогулки.
Задачи:
— Объяснить понятия «терроризм», «террорист»
— научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации,
— формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов.
— привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
Терроризм — это тяжкое преступление, когда группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Это одно из самых страшных преступлений.
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.
Все эти люди — преступники, которые не могут победить армию и милицию и поэтому с оружием в руках нападают на простых людей, которые пришли в кино или едут на работу, или на детей, собравшихся на праздник.
Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить.
Ребята, как вы считаете, с какой целью совершаются эти действия?
Эти действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности.
Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни.
22 октября 2003 года в Москве на Дубровке террористы захватили здание театра, в котором шел мюзикл «Норд – Ост». Они в течении нескольких дней удерживали в заложниках несколько сотен людей пришедших на представление. Для освобождения заложников, специальным подразделениям пришлось брать штурмом здание театра, в результате штурма было большое количество жертв, среди которых были и женщины, и дети.
1 сентября 2004 года, произошло чудовищное нападение на школу в республике Дагестан г.Беслан. Дети шли на праздник «День знаний» со своими родителями, братьями и сестрами. Это для многих был счастливый день — первый день в школе. Однако, террористы захватили беззащитных, безоружных людей, и удерживали их в здании школы 3 дня без еды, без воды. В результате этой трагедии погибло более 300 человек. Все население страны возмущено этим захватом школы. Вся страна пыталась оказать посильную помощь пострадавшим в этой трагедии, а также другие страны. Но даже после этой страшной трагедии терроризм не возможно остановить.
3 сентября был объявлен «Днем солидарности в борьбе с терроризмом».
Давайте с вами разберем ситуацию:
Если вы заметили на улице, в подъезде, в магазине подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка) лежащие без присмотра. Ваши действия? (не трогать)
Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.
Сообщите срочно взрослым они позвонят в полицию.
Так же незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными. Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым). — Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей: ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми). — А если вам предлагают прокатиться на машине или взять всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя садится в машину к незнакомым и брать у них сладости). -Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.
Ребята а кто нас может защитить от терроризма?
Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. Это «Службы обеспечения безопасности». Задача разведчиков — определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они — профессионалы, работают быстро и четко. Они — единая команда. Но, чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация — Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом — терроризмом.
Итог.
Дети, опасных ситуаций можно избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовѐм их! (дети называют правила безопасности). Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо: Нет! (все вместе)
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо: Нет! (все вместе)
Нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.
Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Ребята вы все правила запомнили, как себя вести? Молодцы!
А теперь по завершению нашей беседы, предлагаю вам со мной нарисовать плакат на тему: «Мы против терроризма».
Пусть будет небо голубое,
А солнце — ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!
Конспект ООД с детьми подготовительной группы. Тема «Колобок».
Цель: закреплять знания детей о здоровом образе жизни, о пользе спорта, о здоровом питании; систематизировать знания о видах театра.
Задачи: продолжать учить с помощью жестов, мимики, интонации разные эмоции (радость, огорчение, боль, удивление и др.)
Совершенствовать партнерские взаимоотношения.
Развивать диалогическую речь детей, вызывать желание участвовать в драматизациях.
Активизировать словарь детей (театр, эмоции, мимика, жесты, костюмерная, гримерная, сцена).
Вызывать у детей эмоциональный отклик.
Совершенствовать артистические навыки детей
Предшествующая работа: беседы о здоровом образе жизни, о пользе овощей и фруктов, витаминов, физкультуры; повторение сказки «Колобок»; заучивание текста; анализ поступков героев, подбор музыкального сопровождения и атрибутов.
Оборудование: стол, лавка, посуда, деревья, костюмы для действующих лиц, ширма, игрушки –заяц и лиса.
Ход занятия.
Действующие лица:
Ведущий, Колобок, Дед, Баба, Заяц, Волк. Медведь, Лиса, Ворон. Остальные дети -деревья, ц веты, пчелки, бабочки, грибочки.
Занавес закрыт. Перед занавесом стоит стол и лавка. На лавке сидят дед и баба.
Ведущий: Все девченки и мальчишки, знаю, очень любят сказки.
Отгадайте, какую сказку мы вам сегодня покажем? —
Из муки он был печен,
На окошке был тужен.
Убежал от бабки с дедом
А лисе он стал обедом.
(Выслушивает ответы детей – Колобок!)
Ведущий: Жил старик со своей старушкой в маленькой лесной избушке. Попросил однажды Дед:
Дед: Испеки- ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно!
Звучит музыка. Бабка готовит колобок (имитирует процесс замешивания теста, лепки колобка).
Ведущий: Баба по сусеку помела, горсти две муки нашла — соль добавила, песок, ложки две сметаны. Славный вышел колобок. Пышный и румяный.
Баба: Погоди-ка, дед чуток. Пусть остынет Колобок!
Колобок: До чего же я хорош!
Вряд ли лучше где найдешь! (Печально).
Не хочу я, как конфета, к чаю подан быть для Деда.
Надо делать что то срочно! (Думает).
Убегать мне надо, точно!
Ведущий: Непоседе Колобку стыть бы на окошке, но решил он …
Колобок: Убегу! Разомнусь немножко!
Ведущий: Прыг с окошка – и в лесок покатился Колобок.
(Звучит музыка Колобок с песенкой бежит по лесу).
Мимо елок и берез, мимо бабочек, стрекоз
И цветочков разных: желтых, синих с ни, красных.
(Дети изображающие деревья, пчелок, бабочек, цветы – танцуют. Колобок с ними. После окончания дети садятся, снимают ободки. Колобок продолжает путешествие по лесу).
Ведущий: Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
(Появляется Заяц с замотанным горлом, он чихает и кашляет).
Колобок: Здравствуй, Заяц! Что с тобой?
Вижу, зайка, ты больной.
Заяц простуженым голосом:
Колобок, я заболел — Я мороженое ел!
Колобок подходит к Зайцу, Щупает лоб, поднимает ему одну лапу, другую – лапы безжизненно падают. Колобок чешет затылок). – Даааа!
Колобок: Что же делать, как тут быть?
Надо заиньку лечить!
Ему вы, дети, помогите,
Чем горло лечат? — Расскажите.
(Дети дают советы, как можно полечить больное горло).
Заяц. Все запомнил! Поскачу
Свое горло полечу:
Чаю с медом я попью,
Зверобою заварю.
Заяц прощается и убегает. Колобок катится дальше.
Появляется Волк, прихрамывающий, дрожащий от холода, он озирается, ищет еду. Находит мухомор, нюхает, выбрасывает. Воет.
Волк: Здесь в лесу колбасу днем с огнем не сыщешь!
Ни телят, ни ягнят волку нету пищи!
(Волк заглядывает под деревья, находит пачку чипсов:
Смотри – ка! Добыча сама в лапы идет! Потирает лапы, с обирается сьесть).
Появляется Колобок:
Выбрось это, Серый Волк! Взрослые и дети знают все на свете –
Чипсы для здоровья – вред!
Ты не ешь их на обед! Ты меня послушай,
Яблочко вот скушай!
(Отнимает у Волка чипсы, протягивает яблоко).
Волк жалуется:
Здравствуй, здравствуй, Колобок!
Ох! Стареет Серый Волк!
Болят лапы, мерзнет хвост,
Замучил серого артроз!
Колобок,: Аи, аи, аиньки! Купим волку валенки,
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке!
(Протягивает волку валенки. В олк обувается, притопывает, радуется).)
Колобок: Зй, ребята, все вставайте и со мною поиграйте!
(Предлагает Волку поиграть с детьми).
ИГРА «Замри».
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, качаем головой.
(выполняют движения согласно тексту).
Мы руки поднимаем. Потом их опускаем. Мы руки подаем.
(Сцепляем пальцы в замок).
И бегаем кругом (Кружатся).
Раз, два, три! (Три хлопка).
Красивая фигура, замри! (Замирают, приняв любую позу).
Ведущий просит Волка, который пошевелился, потанцевать. Волк танцует, благодарит детей за валенки, потом прощается и уходит: Хорошо у вас, да пора мне идти. Волка ноги кормят.
Ведущий:
Колобок наш покатился
По тропинке дальше в лес
У пенька остановился
Подремать решил он здесь.
(Колобок сел на пенек, положил голову на колени).
Только засыпать он стал
Как шаги он услыхал.
Появляется Медведь:
Я хозяин здесь в лесу,
Я корзиночку несу,
Собираю для себя дикий мед.
Просто обожает с медом пышки
Кушать косолапый мишка.
Медведь увидел колобка:
Вижу я – здесь Колобок! Свежий, вкусный – вот это да! Значит, будет мне еда!
Колобок: Мишка, не ешь меня –Это не вежливо!
Может, Встретимся мы с тобой опять! Медведь приплясывает, подходит к Колобку, пытается поймать. Колобок уворачиваеся, дразнит, играет с Медведем. Убегая кричит: Ушел! Ушел!
Медведь отдувается: Развеселил и был таков!
Медведь: Я немножко толстоват,
Я немножко косолап.
Вы не знаете. Ребята,
Кто же в этом виноват?
Дети отвечают, что мишке надо заняться физкультурой, и предлагают научить медведя делать утреннюю зарядку.
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА.
Дети: Мы веселые ребята.
Мы ребята – дошколята.
Спортом занимаемся
С болезнями не знаемся. (Ходят по кругу).
Раз-два, два-раз!
Много силы есть у нас!
(Руки в стороны. Пальцы раскрыты – руки к плечам. Сжимют пальцы в кулаки).
Мы наклонимся сейчас.
Полюбуйтесь- ка на нас!
Раз-два! Не зевай!
С нами вместе приседай!
(Наклоняются вниз. Приседают.)
Раз – прыжок! Два – прыжок!
Прыгай весело, дружок!
(Прыжки на двх ногах в чередовании с ходьбой).
Носом мы сейчас вдохнем.
«Ш-ш-ш…» — скажем все потом.
(Вдыхают через нос, не поднимая плечи, на выдохе произносят: «ш-ш-ш…»)
Медведь: Вот спасибо, ребятишки!
Благодарен детям мишка
Быть спортсменом я хочу
Медвежат я научу
Спортом заниматься.
(Мишка уходит.)
Колобок бежит дальше по дорожке.
Ведущий: Покатился колобок кувырком. Через рощу прямиком — ворон щитает.
Колобок: «А это что за воронища?» (удивленно).
Ворон поучительно: Я мудрый Ворон!
По лесу я летаю,
За всеми наблюдаю Целый день я хлопочу, уму –разуму учу!
Лису встретишь на пути,
Разговор не заводи! Каррр! Каррр!
(Ворон улетел. Колобок бежит дальше.)
На пеньке сидит Лиса, напевает. Она смотрится в зеркало, любуется собой:
Ах! Как я хороша
Хитра и умна!
О, как я обаятельна!
Какие лапки. Пушистый хвост.
И сладко –нежный голосок –А-а-а-а-а!
Такого не найдете вы!
Лиса встает и начинает принюхиваться: Чую я – здесь Колобок! Колобок приближается. Лиса идет навстречу Колобку.
Лиса разглядывает Колобка и облизываясь, ласково говорит:
Колобочек, Колобок! А я ведь сьем тебя, дружок!
Колобок:
Колобок я, непоседа!
Испекли меня для Деда.
Я ушел от стариков. Прыг с окна – и был таков!
От Медведя ушел, И от Волка ушел.
И Лисе за Колобком тоже не угнаться!
ИГРА со всей группой «Догони Колобка».
Дети под музыку передают друг другу игрушки: сначала колобка, за ним лису, стараясь, чтобы она не догнала колобка. Колобок убегает.
Лиса обиженно фыркает:
Не хочу я Колобок! (Машет ему в след). Зачем его кушать!?
Колобок ведь из муки. Сладкий, калори йный.
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду, овощей там наберу.
Ешьте овощи и фрукты – это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней – нет вкуснее и полезней! — убегает.
Колобок детям:
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел
От Медведя я ушел.
И от волка с зайц ем
И от лисы тоже убежал.
А все почему? — Потому что бегаю хорошо, спортом занимаюсь и принимаю витамины. И вам, ребята, я принес самые лучшие живые витамины (Дарит детям лук). Как бабушка с дедушкой говорили: «Лук – от семи недуг». Витаминов в нем не счесть, значит, это нужно есть. Сказка ложь, да в ней намек, всем ребятам здоровый урок!
(Звучит музыка «В гостях у сказки». Артисты выходят на поклон).
Ход Нод:
—
Посмотрите, из ваших рисунков я создала выставку «В мире сказок»
— Расскажите, какого героя вы нарисовали? Из какой сказки он?
— Какие сказки вы еще знаете?
— Ребята, вы знаете уже много сказок. И сегодня для вас я бы хотела провести конкурс «В мире сказок». Конечно же, как и в любом конкурсе вас ждет награда. А рисунки — это всего лишь первый этап конкурса, который вы успешно прошли.
Итак, наш конкурс «В мире сказок» продолжается! Вам нужно выполнить несколько заданий и показать свои знания сказок. Готовы?
— Тогда начинаю второй этап нашего конкурса и проверю ваши знания.
— Скажите, что такое сказка? (Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает)
— Ребята, сказки бывают разными: народными и авторскими. Как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству. А почему же сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек, т. е автор).
— Ребята, чему нас могут научать сказки?
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» — Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Красная шапочка». Как называется эта сказка? Чему учит нас эта сказка?
— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба», «Снежная королева».
Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано!
— Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать название сказки.
Игра: «Узнай сказку по загадке»
• Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.
Покатился, покатился и домой не воротился.
• Лечит всех зверей и птичек,
Он на помощь к ним спешит….
• Трое братцев, близнецы,
Хвост крючком и пяточки.
Возле леса на опушке смастерили
Три избушки.
• Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.
• По деревне едет печь
На печи сидит молодец
До дворца доехал он
Шлёт с печи царю поклон.
• Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна – лягушка
• В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга
• Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
• Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля?
• В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?
• Кто исполнял все желания Емели?
• Сказочный персонаж долгожитель — это?
• В Простоквашино живет,
Дядю Федора он ждет.
• Всем известна скатерть эта,
Как расстелешь ты её
Всяких кушаний полно.
— Молодцы, все загадки отгадали!
— В сказках, как вы уже знаете, высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь. А дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
— А в некоторых сказках, героям что-то еще помогает пройти или испытать различные трудности, как вы думаете что? (чудесные помощники или волшебные предметы).
Дети проходят к столу. Игра «Собери волшебный предмет» Нужно собрать картинку и рассказать, что это, из какой сказки и как действует? Кто будет готов – поднимайте руку.
— Молодцы! И с этим заданием справились.
Третий этап нашего конкурса «Расскажи сказку по картинкам». На столе перепутались все сюжеты сказок. Ваша задача выбрать свою сказку, выложить на доске последовательно сюжет сказки и рассказать ее нам. А какую сказку вам предстоит рассказать, мы сейчас определим вытянув билет.
Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.
— Молодцы, вы со всеми этапами конкурса справились, и пришло время награждения.
Дети читают стихотворение:
1 реб. В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
2 реб. Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
3 реб. Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.
4 реб. Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло! (Ю. Энтина)
Детям вручаются грамоты за участие в конкурсе «В мире сказок»
Ход досуга:
Дети под музыку по кругу входят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в сказочную страну! Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте с вами закроем глаза и отправимся в сказку? Далеко-далеко, за горами, за лесами, за глубокими морями, за тридевять Земель, в тридевятое Царство, в тридесятое Государство.
(под музыкальное сопровождение выходит Лисица)
Воспитатель: А вот и сказочный герой!
Входит Лисица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в Сказочном Лесу!
Воспитатель: Мы тоже тебе рады. Да что-то ты сегодня грустная. Что приключилось?
Лисица: Ох, эти сказки, разбаловались. Шалили, шалили и перепутались. Как теперь в свою сказку попасть не знаю.
Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Наши ребята все сказки хорошо знают. Ребята, поможем Лисице!
Дети: Да!
Лисица: Игра «Узнай героя сказки» (На стенах развешаны сказочные герои. Дети называют героев и саму сказку, в которой они есть.)
Воспитательница: Ой! Кто это прокатился мимо нас?
Дети: Колобок!
Лисица: ММММ, как запахло, вот бы его догнать и съесть.
Воспитательница: Лисица погоди, колобка есть не нужно. Ребята, а давайте отправимся за Колобком? Посмотрим, куда он нас приведет?
Дети: Да!
Игра «Колобок»
Дети становятся в круг. Повторяют за Лисицей слова и движения.
«Покатился Колобок
Колобок румяный бок.
(Дети идут по кругу).
Вдруг навстречу из леска
Вышла хитрая лиса.
Припев:
Хлоп-хлоп
(Дети хлопают в ладоши).
Топ-топ-топ
(Дети топают ногами).
Хочет скушать Колобок,
(Дети трут руками щеки)
(Повторяют второй раз)
Колобок не отдадим
(Дети грозят пальцем)
С Колобочком убежим!
(Дети разбегаются).
Выбегает Бабка Ежка:Ну, что узнали меня, детки?Боитесь Бабку Ежку? Да, вы не бойтесь, я прилетела на своей метле, чтобы поиграть с вами!
Игра «Бабка Ежка»: (Бабка Ежка сидит в домике,а дети подкрадываются к домику со словами: «Бабка Ежка, костяная ножка, Бабка Ежка выгляни в окошко!»Бабка Ежка выходит из домика, догоняет детей, которые должны сесть на свои стульчики.)Повторяется 3раза.
Воспитатель: Дети, а вы хотите побыть сказочными героями?
Дети: Да!
Лисица: Тогда одевайте маски!
Игра-драматизация сказки репка «Репка»
Игра драматизация сказки «Волк и Козлята»
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из Сказки в наш детский сад.
Лисица: ну, что ж, ребята! Хорошо мне было с вами.Дам я вам один совет:
У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.
(Уходит)
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда до новых встреч со сказками!
Сценарий разработан и проведен совместно с воспитателями МАДОУ №26: Ланщиковой С. А., Лопаревой З. С., Голохвастовой О. А.
Проект на тему: «Здравствуй дерево» в подготовительной к школе группе.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В. А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково -исследовательской деятельности. Учеными доказано, что развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Оно вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к Родине.
Цель: Формирование познавательно — исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения.
2. Закреплять и углублять представления о растительности леса.
3. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы
4. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений.
5. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) желания беречь природу.
6. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
7. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природе, закладывать основы экологической культуры личности.
Ожидаемый результат проекта:
— Расширение кругозора детей о растительном мире Ставропольского края.
— Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту
— Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество.
Интеграция по областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Вызвать у детей интерес к проекту.
Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.
Сбор дидактического и методического материала.
Разработка плана работы по реализации проекта.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов по расширению знаний детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.
Продуктивная деятельность детей.
III этап – заключительный.
Реализация проекта
1 этап.
— Работа с материалами по вопросам экологического воспитания
— Планирование работы по реализации проекта
— Подбор художественной литературы, иллюстраций с учётом темы проекта
— Подборка пословиц, поговорок по теме.
2 этап.
— Чтение энциклопедий и книг по данной теме.
— Поиск информации по теме совместно с детьми и родителями.
— Результаты продуктивного художественного творчества детей по данной тематике
— Разучивание стихотворений по теме
— Беседы по теме по теме проекта.
3 этап.
— Выставка детских работ.
Роль родителей:
— Чтение энциклопедий и книг по данной теме.
Содержание совместной деятельности воспитателя и детей.
Социально – коммуникативное развитие | Беседы: «Не разрушайте этот мир, «Лес – друг человека», «Пищевые цепочки в лесу», «Загадки природы», «Дуб и сосна», «Красная книга – сигнал опасности», «Крылатые семена», «Семена – парашютики», «Через добрые дела можно стать юным экологом». Дидактические игры по теме проекта «Напоминающие знаки», «Козы, кыш от берёзы» Сюжетно – ролевые игры: «Смелые пожарные», «Для праздничной елки» Ситуативный разговор: |
Познавательное развитие | НОД: Тема: «Деревья – наши друзья» Беседы: «Как деревья готовятся к зиме», «Для чего дереву листья», «Какие семена путешествуют по воде и воздуху», «Ёлкины иголки», «С кем ель дружит», «Может ли мороз убить дерево?» Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Схема и рисунок», «Расшифруй схему», «Найди ни ель и ни берёзу», «Обведи не кусты (не цветы, не ягоды)», «Бывает или нет?», «Собери дерево», «Что лишнее», «Назови плод», «С чьей ветки детки?», «Определи дерево по листочку». |
Речевое развитие | НОД «Развитие речи» — Заучивание стихотворения А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Дидактические игры: «Угадай, о чем говорю», «Четвертый лишний», «Назови группу», «Найди лишнее», «Лиственные и хвойные деревья», «Что общего?», «Разделительная линия», «Чего даёт лес?», «С какого дерева», «Чего больше?» Чтение художественной литературы: «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева» А. Лопатина, «Жизнь дерева» А. Лопатина, «Липкины дары» |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование: «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Золотая осень», «Букет осенних цветов». Лепка: «Придумай, чем может стать красивый осенний листок». Аппликация: «Осеннее панно», «Наша клумба». |
Физическое развитие | Подвижные игры, спортивные игры, игры – эстафеты: «Кто скорее к дереву», «Перенеси через ров», «Следопыты», «К названному дереву беги», «Что там далеко?». |
Литература:
1. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение», 2001.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации», Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
5 . Плешаков А. А. «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2005.
6. Сахипова З. Г. «Читаем детям», «Просвещение», 1987.