Сказки нашего времени тимур шаов текст

Новогоднее, оно же в остальных странах кроме стран залива рождественское, кино отдельный жанр. с точки зрения героя билла мюррея

Новогоднее, оно же в остальных странах (кроме стран Залива) рождественское, кино — отдельный жанр. С точки зрения героя Билла Мюррея в фильме Scrooged, это то, что заставит людей сидеть у телевизора и повышать магнатам рекламные расценки. А ещё, с нормальной, человеческой точки зрения, — нечто, что объединит семью на праздники, утешит одиноких, развеселит компанию и так или иначе пройдёт через всю жизнь как добрая память и даже привычка.

Также по теме

61b756d502e8bd06c417f87a
Богатырь, Санта-Клаус и лев-рокер: главные кинопремьеры недели

В четверг, 23 декабря, в российский прокат выходит третья часть сказки о богатыре Иване «Последний богатырь: Посланник Тьмы» режиссёра…

Собственно, то, что мы только что описали, вполне укладывается в концепцию непрекращающейся народной любви к вечнозелёной картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Интересно, конечно, как она воспринимается уже новыми поколениями, — я думаю, всё больше и больше шуточек проходит мимо ушей, и она потихоньку переходит в разряд «фильмов для бабушек». Не знаю, я с внуками обычно смотрю на Новый год что-нибудь из «Квартирников у Евгения Маргулиса»: рок-н-ролл объединяет поколения лучше, чем кино. Хотя…

Было понятно, что про «Карнавальную ночь» уже мало кто вспоминает, но это тоже один из немногих реально новогодних фильмов made in USSR. Но свято место пусто не бывает, поэтому мы получили «Иронию судьбы — 2» (2007) с прекрасными артистами и странным исполнением. Зато Тимур Бекмамбетов стал основным поставщиком новогоднего контента в русском кино. Потому что «Ёлки» — это тоже его. А потом уже «Ёлки 2» (2011), «Ёлки 3» (2013), «Ёлки 1914» (2014) и так далее. Раньше у актёров была нехилая прибавка к жалованию — «ёлки», то есть работа на праздниках: «Алё, какой Голливуд, у меня ёлки!» Теперь это не просто «ёлки», а «Ёлки». С чем и поздравляем Ивана Андреевича Урганта. И ведь реально русский кинематограф старательно отрабатывает «дату»: на самом деле новогодних фильмов много, и они разного качества. А уж запомнили вы их или нет — это вопросы к производителям.

Традиционная международная продукция тоже недурно укрепилась в локальном сознании. При этом рождественско-новогоднее кино давно уже отрабатывает совершенно различные данные — от романтической комедии до боевиков и хоррора.

Скажем, «Крепкий орешек» 1988 года режиссёра Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом — это классический боевик-блокбастер или рождественское кино? И то и то одновременно. А для тех, кто не понял, — на титрах вам древний певец Вон Монро со своим оркестром споёт Let it snow, Let it snow, Let it snow…

Главное, чтобы действие позволяло поставить ёлку в кадре и чтобы прозвучали хотя бы отдалённо Jingle Bells и прочая классика. А за время развития поп-культуры специальных рождественских хитов написано и записано тоннами. От тех самых «Колокольчиков» до «Знают ли они, что уже Рождество?» сборного коллектива британских рок-звёзд и вплоть до «Хорошего Рождества всем» группы Slade (наверное, самая прикольная рождественская песенка).

И в рождественском кино не факт, что лидируют американцы. Потому что, например, есть «Настоящая любовь» (Love Actually, 2003) британца Ричарда Кёртиса — настоящая современная сказка про премьер-министра (Хью Грант), который влюбился в обычную простую девушку, и про писателя (Колин Фёрт), который переживает трагедию на любовном фронте. Это довольно мило, если не задумываться о классовом характере британского общества, который сквозит там изо всех щелей. А ещё главное — не путать его с другим фильмом с Хью Грантом, «Четыре свадьбы и одни похороны». Спойлер: в «Настоящей любви» есть ёлочки в кадре.

Не знаю, стоит ли в этом признаваться, но мне очень нравились рождественские specials сериала «Доктор Кто» (Dr Who) — это маленькие телевизионные шедевры, независимо от того, кто играл Доктора. И даже в этом году что-то такое покажут, несмотря на полную катастрофу с Доктором-женщиной и навязчивую левацкую пропаганду внутри сериала.

В принципе, могли и отменить Кристмас-спешл, потому что Кристмас может кого-нибудь сильно обидеть, и пора его тоже заканцелить.

Британский фильм «Миллионы» (Millions, 2004) с Джеймсом Несбиттом мало кто знает, но тем не менее он считается одним из лучших праздничных фильмов. И пусть вас не сбивает с толку, что он начинается летними пейзажами. Из самых новых — «Дед Мороз вернулся» (Father Christmas is Back, 2021) c Элизабет Хёрли и «монтипайтоном» Джоном Клизом в ролях. Собственно, с британцев отдельный спрос, потому что именно Чарльз Диккенс, можно сказать, основоположник жанра с его «Рождественской песней» 1843 года. И по Диккенсу полно прямых экранизаций — это и мини-сериал режиссёра Ника Мёрфи (2019), и фильмы  Роберта Земекиса (2009), Клайва Доннера (1984) и т. д. И не все они милые, потому что Эбенезер Скрудж — трагическая фигура и события в повествовании довольно страшные. Но образ Скруджа и даже его имя, которое стало нарицательным, присутствуют в совсем других картинах, отсылая нас к Диккенсу, или просто живут сами по себе, как у «Диснея». Но мой выбор — «Рождественская песнь Чёрной Гадюки» (Blackadder’s Christmas Carol, 1988) c Роуэном Эткинсоном, которого публика знает как Мистера Бина. Ну и, конечно, «Рождественская песнь Маппетов».

Диккенсовская тема живёт даже в фильме «Новая рождественская сказка» (Scrooged, 1988) Ричарда Доннера, который постоянно отсылает нас к истории Эбенезера Скруджа. Только про корпоративную культуру на телевидении. Билл Мюррей, как всегда, прекрасен, а сцена, где великий Майлс Дэвис играет на улице за «донаты», длится буквально минуту, но она делает мой вечер. Герой Мюррея бросает ему злобно: «Вы там в ноты хоть попадать научитесь сначала». Сцены корпоративных вечеринок могут сейчас довести до инфаркта членов отвратительного woke-комсомола.

На удивление, но «Гремлины» (Gremlins, 1984) — это тоже рождественское кино. И руку к нему приложил Джо Данте, который с Ричардом Доннером прославился и «Полицейским взводом», и «Байками из склепа». И даже Стивен Спилберг. Сценарий Криса Коламбуса, который уже в качестве режиссёра принёс нам ещё один рождественский фильм — «Один дома» (Home Alone, 1990). Вечно юный Маколей Калкин так и остался исполнителем роли мальчика. Многие критики даже успели его обругать — ровно до того момента, пока не стало понятно, что при бюджете 18 млн он собрал почти полмиллиарда. Вот это я понимаю — рождественская история.

Выдающийся сказочник нашего времени Тим Бёртон сделал три рождественских фильма. Один — «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990). Главного персонажа придумала писательница Кэролайн Томпсон, на чём её вклад в мировую культуру и завершился. Джонни Депп, видимо из-за тяжёлого грима, тут выглядит приличным актёром. А весь образ главного героя Бёртон слепил с образа лидера группы The Cure Роберта Смита, снабдив его ножницами вместо пальцев. Трогательная история, которую бабушка рассказывает внучке на вопрос, откуда берётся снег. Особый визуальный талант режиссёра каждый фильм превращает в арт-манифест. Возможно, во втором рождественском фильме Бёртона, «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992), он был немного ограничен оригинальной стилистикой комиксов, но готическая атмосфера не мешает фильму быть именно рождественским. Плюс Дэнни ДеВито и Мишель Пфайффер.

Полнометражный анимационный фильм Бёртона «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas, 1993) тоже носит отпечаток готичности. Но он парадоксален, прекрасно нарисован и вообще — классика жанра. И да, это мюзикл.

Из классических сказок, которые для нас классикой не успели стать, — с картиной «Как Гринч украл Рождество» (How the Grinch Stole Christmas, 2000) можно получить свою дозу рождественского настроения.

Хотя Джим Керри может перевернуть с ног на голову наше представление о празднике. Но, конечно, Арни Шварценеггер в «Подарке на Рождество» (Jingle All the Way, 1996) ещё страшней. Если вы ещё не придумали, какую модную — самую модную — игрушку подарить своему ребёнку на НГ, лучше этот фильм не смотреть всей семьёй. А то могут возникнуть вопросы типа «Папа, а подаришь PlayStation 5?» (или что там у нас в моде в этом сезоне).

Для парадоксальных и неконвенциональных тоже найдутся рождественские фильмы. Один из них — «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang, 2005) с Робертом Дауни младшим и Вэлом Килмером. Он мог бы понравиться и небинарным, но тут чётко говорится о том, что когда мужчины целуются — это противоестественно. Да, были времена в Голливуде. По-моему, это единственный рождественский фильм в стиле нуар.

Но есть и рождественское кино в жанре хоррор — «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalipse, 2017). Это британская картина, снятая по очень удачной короткометражке «Зомби», которой к тому же дали премию BAFTA. Правда, самое хоррорное в нём — это то, что он мюзикл.

Конечно, картина неполная, но как минимум неделю перед Новым годом вам будет что посмотреть. Настроиться на чудо.

А чудо, как учит нас этот жанр, может случиться всегда. И как говорил один травмированный чёрный пацан из Scrooged, «и благослови нас Бог».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Почему в пандемию важно быть миротворцем? Можно ли посрамить невежество во времена интернета? Как вернуть авторитет экспертному знанию? Связаны ли безобразия на фоне храмов со свободой выбора? Можно ли рассказать о Библии в iBible? — на самые острые вопросы «РГ» отвечает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Счастливы миротворцы

— В Рождество все немного волхвы» — эти стихи Бродского стали поэтической эмблемой Рождественского праздника. Какие дары мы принесем Богу, будучи пленниками таких жестких и непонятных обстоятельств, как пандемия COVID-19?

Владимир Легойда: С этим вызовом мы на государственном и институциональном уровне хоть и не окончательно, но справляемся (вакцину изобрели, прививки делаем), но на обычном, человеческом часто нет.

Вирус словно играет с нами в страшную игру на поражение, его правила довольно часто сметают наши, а на кону — жизни близких. Что этому противопоставить?

Владимир Легойда: Нам нужно учиться быть миротворцами. Я бы экстраполировал евангельскую «заповедь блаженства» — «блаженны миротворцы» — на все и всех. Недавно на образовательном интенсиве «Школа доброблогеров», желающих писать в соцсетях о добрых делах, предложил им «Блаженны миротворцы» взять в качестве слогана. Напомнив, что церковно-славянское «блаженны» — по одному из вариантов перевода — русское «счастливы».

Миротворцами надо быть, чтобы не усугублять все то, что вы сказали. А оно быстро усугубляется до агрессии. Не только во взрывающихся агрессией бытовых эксцессах, но и в больших политических сюжетах. В недавних переговорах двух президентов — нашего и американского — тема миротворчества тоже ведь звучала одной из основных.

Я думаю, это самая главная фокусировка и точка сборки сегодня. Именно миротворчество позволяет нам как минимум не усугублять сложившуюся ситуацию, а как максимум приводить ее к какому-то достойному разрешению.

И эта евангельская мысль сегодня, по-моему, актуальна для любого человека независимо от вероисповедания и мировоззрения. Сознательный, выстрадавший свой атеизм неверующий с этим, вероятно, тоже согласится.

Позиции и мемы

— Патриарх много раз называл происходящее с нами сейчас кризисом.

Мне кажется, один из уроков этого кризиса заключается в том, что, уповая на Бога, мы должны спасаться и лучшими человеческими средствами. Сколько раз мы повторяли за эти два года: «искусство врача от Бога». И лучшие человеческие достижения — изобретения лекарств — тоже. Мне кажется, в пандемию произошло какое-то посрамление фанатиков, которых у нас немало и в религиозной, и в светской жизни.

Владимир Легойда: Да, но если бы посрамленные были готовы признать свое посрамление… А это, увы, далеко не всегда так.

И речь, конечно, идет не только о религиозно-мотивированных невеждах, но и о людях без всякой религиозной мотивации… Недавно один очень известный светский человек смело заявил, что до сих пор не верит в коронавирус.

Одна из причин — оборотная сторона тех преимуществ, которые дает интернет. Это ведь океан неверифицированной информации. Огромное пространство, которое позволяет человеку найти в нем подтверждение любой точкой зрения. Вплоть до того, что Земля плоская.

Поэтому, если мы хотим все-таки посрамить невежд, мы должны остановить размывание границ истинного, подтвержденного, находящегося в границах современной науки.

Нет особого удивления в том, что серьезные специалисты, врачи, биологи в течение двух последних лет сильно корректировали свои позиции по коронавирусу и вакцинам. Это обычная научная практика: сегодня мы знаем больше и уточняем то, что мы считали вчера. Но вот когда мы научную дискуссию из научной же лаборатории вынесли на широкую публику… Она тут же заиграла новыми красками, эвфемистически говоря. Народ эти научные уточнения превратил в мемы. И нельзя сказать, что шутки не имеют оснований.

Многие помнят, как один из самых медийно-известных врачей, теперь активно агитирующий за вакцинацию и сам уже ревакцинировавшийся, говорил: наступит лето, выглянет солнышко, и вирус исчезнет. Но ведь он действительно так искренне считал, потому что так было всегда. Раньше. А сейчас впервые стало иначе. И ошибиться было немудрено. Моя сестра-врач любит повторять, что это вирус со многими масками: одну снимаем, а под ней — другая. Но то, что всегда было предметом внимания высоких и узких специалистов и обучающихся у них студентов, теперь доступно широкому обывателю. И он, как доморощенный Шерлок Холмс (в действительности — по-прежнему Ватсон), сравнивает все прозвучавшие публично слова, не понимая, что высказывание ученого это не данная нам на всю жизнь неизменная таблица умножения.

Семь раз отмерь. И не отрезай.

— Но есть же разница между экспертным и не экспертным знанием. От того, что эксперты меняют свое мнение, оно не перестает быть экспертным.

Владимир Легойда: Это понимают все реже и все меньше людей. Кризис экспертного знания, точнее, непонимание этой разницы, о которой вы говорите, — еще одно следствие «интернет-образованности». На эту тему уже книги написаны, я не говорю сейчас ничего нового. Мы можем иронизировать над диванными экспертами, но сами нередко выступаем в их роли. Люди просто теряют доверие, когда сначала звучит «кто привьется, тот не заболеет», потом «нет, заболеет, но не умрет», затем «нет, может умереть». Над этим смеются — сквозь слезы. За два года, поговорив в эфире и частным образом со многими специалистами , вплоть до микробиологов, я понимаю, что знаменитая фраза «два юриста — три мнения» применима к любому ученому: два врача — три мнения, два вирусолога — три мнения. У меня в «Парсуне» выдающийся генетик Егор Борисович Прохорчук на просьбу дать рекомендации обычному человеку стал, как настоящий ученый, говорить: мы ведь до конца не знаем, что такое иммунитет и как он работает. Но это не ответ для обывателя. Тогда я спросил: вы сами привились?

— И?

Владимир Легойда: Ответ был положительный.

Но в результате вышеописанной особенности нашего нового информационного бытия подрывается доверие. Я думаю, это необходимо осмыслить, а осмыслив, скорректировать информационную политику.

Медиакорпорациям, государству, специалистам — всем! — надо понять, какой может быть реакция на твои слова, и взвешивать свои комментарии на медицинских весах. Нужно семь раз отмерить и, может быть, не отрезать.

Еще раз повторю: когда мы выносим дискуссию из научного поля в публичное, реакция может оказаться совершенно иной. Например: «Вы сами ничего не понимаете и нас обманываете. Потому мы вам не верим». Это проблема. С одной стороны, нужно работать над образованием, чтобы корректировки позиции ученых не вызывали панику и недоверие. С другой стороны, ученые должны архиответственно подходить к своим комментариям. А уж желание что-то сказать в эфир вообще не должно быть основанием для комментария.

В доинтернетовскую эпоху такой утраты доверия не произошло бы: книжная цивилизация — цивилизация рецензентов и редакторов. Поэтому я думаю, что посрамление невежд пока не может быть глобальным. Ведь сегодня и переболевшие невежды заявляют «все-таки она не вертится».

Так что нам еще предстоит много думать над тем, как и какую давать информацию. Знаменитый случай, когда во время захвата заложников на Дубровке журналист сказал в прямом эфире НТВ: вот бойцы «Альфа», они сейчас будут штурмовать здание, а террористы этот эфир видели, поставил вопрос о работе журналистов. Сейчас мы тоже в ситуации войны… с вирусом. И не надо людей перегружать противоречивыми сводками с фронта.

— Это вы, как человек, отвечающий за информационную политику Церкви, полагаете, что нас ждет поворот к верификации информации?

Владимир Легойда: Я очень на это надеюсь. Не уверен, что это произойдет быстро, но уверен, что это неизбежно.

Выбираем все

— Вирус — хоть ему это и не вменить в вину, — варваризирует нашу жизнь, создавая условия для нападения на умное и сложное в угоду дикому и примитивному. Мы опять столкнулись с вызовами безобразий, когда молодые люди фотографируются в непристойных позах и с непристойными жестами на фоне храмов или мечетей. А при привлечении к ответственности за это спешно каются в кутузке: отпустите, я мать маленького ребенка. Тут, наверное, сказывается характер времени…

Владимир Легойда: Да, похоже, это глубинная характеристика времени. Всего скорее связанная с тем, что современный человек считает, что он имеет право выбирать вообще все — от одежды до пола. При это не беря в расчет даже собственный разум! Люди, конечно, разные, и мотивы их поступков тоже, но если смотреть на это культурологически и философски, то это именно проявление стремления «выбирать все». Это возникает, когда человек сам для себя становится «альфой и омегой» любых своих действий, мыслей, поступков… Святейший Патриарх много говорил на тему такой ложной свободы, у него есть просто программные тексты об этом.

Это происходит, если у человека нет камертона, по которому он настраивает себя, а есть исключительно только желание выбора, который каждый день будет иным и часто никак не соотносящимся ни с нравственностью, ни с разумом…

Но ценность свободы и эти безобразия иногда могут и не соотноситься. Часто безобразия просто результат невежества и глупости.

— И снова нужно посрамление невежества. Но ведь и не скажешь им: вы совесть потеряли. Будет нравоучительно, старомодно, пафосно и, может, быть, смешно в их глазах.

Владимир Легойда: Да, морализаторство тут не поможет. Что мораль? Повторяю, даже разум сегодня уже часто не критерий при выборе, что можно и что нельзя.

— И что делать, когда человек не боится Бога и бросает вызов?

Владимир Легойда: Вот про вызов Богу я бы так не говорил. Вызов Богу это что-то осмысленное, выстраданное, это Ницше или Серафим (Роуз) в молодости, до принятия монашества (известный американский православный последней четверти прошлого века, духовный писатель и подвижник. — Прим. ред.) — студент, находящийся в религиозном поиске, слушающий Баха, изучающий разные религии и безмерно страдающий… А дама, сверкающая ягодицами на фоне храма или мечети, это если и вызов, то разуму, здравому смыслу. До вызова Богу это сильно недотягивает.

И мысль у нее часто одна: сколько лайков я соберу? Это, как сейчас принято говорить, попытка хайпануть. Глупость может обернуться большими просмотрами. Поэтому просыпаемся и сразу к телефону, оправдались ли расчеты на лайки? Это самоцель. И самоценность.

— И что с этим делать?

Владимир Легойда: Мне кажется, единственная возможность на это повлиять — вводить в это пространство смыслы. Бесстрашно. И без устали. В том числе и в ответ на безобразия. Стоять на рубеже смыслов. Как стойкий оловянный солдатик.

Еще одно сотворение мира. В iBible.

— Недавний опрос ВЦИОМ показал, что подавляющее большинство россиян — 80 процентов — убеждены, что шутки над Церковью недопустимы ни при каких обстоятельствах. Многие считают недопустимыми и шутки над национальными особенностями и традициями народов и отечественной историей. Важно очертить особые границы сакрального. Но при этом бы не закончить принудительным советским (или любым другим) коллективизмом мыслей и чувств. Как не забыть, что в молодости особенно высока ценность свободы, игры, смеха?

Владимир Легойда: Я тоже бы не хотел, чтобы результаты этого соцопроса кто-то истолковал так, что в Церкви все сплошь люди без чувства юмора, они не шутят и т.п.

Помилуйте, те же соцсети просто наводнены (пусть и разного уровня и вкуса) группами «Православные шутят». И внутрицерковный юмор может быть очень тонким и смешным. У нас немало анекдотов притчевого характера, вспомним хоть самый известный про нового русского, не обнаружившего себя в списках на входе в рай, возмущенного, что он столько денег потратил на Церковь, и вдруг услышавшего в ответ: деньги мы вам вернем!..

Нормальный священник и архиерей никогда не будут выступать против юмора. И, конечно, верующие шутят. Но есть вещи, над которыми не смеются. И ситуации, в которых не шутят.

Тимур Бекмамбетов недавно запустил новый проект iBible, в котором рассказываются истории из библейской книги «Бытие» в модном сегодня видеоформате вертикального экрана на смартфоне. Это такой рассказ о том, как Бог творит небо, воду, сушу, Адама и Еву — на мультимедийном языке. Молодежи он очень понятен. Часть моих студентов, посмотрев это, пришла в восторг. (Хотя другая часть посчитала, что о серьезных вещах ТАК рассказывать нельзя, нужно читать Библию, а не смотреть iBible.) Но важно, что команда Бекмамбетова консультировалась с нами перед запуском. И мы прямо обсуждали, что это нельзя превращать в стеб — предлагать ироничные названия, низводить содержание до уровня шутки. «Бытие» — хоть и не учебник, но и не смешная сказка, она повествует о фундаментальных для человечества вещах. А при малейшем стебе эффект будет противоположным.

— Как в «Сотворении мира» в театре Образцова?

Владимир Легойда: Да, у меня некоторые студенты, кстати, тоже этот спектакль вспоминали, смотря iBible.

Но самое интересное я услышал, когда спросил у Тимура: а почему вы за это взялись? И он сказал (передаю своими словами, как запомнил): если мы сейчас не начнем говорить с теми, кому 12-16 лет, о том, что нам дорого, через 5-10 лет они придут и все сметут. Всю нашу культуру. Если мы до них сейчас не достучимся.

— Это Бекмамбетов сказал?

Владимир Легойда: Да. Так что, видите, обеспокоенность тем, что будет с завтрашней молодежью, есть и у тех, кто создает современные тренды. И это очень показательно.

Вы и убили

— А что все-таки происходит с новыми молодыми? Откуда засилье бесчувственности и пятикопеечной, трикстерской, вирусной хитрости?

Владимир Легойда: Я бы не судил о всей молодежи по примерам нескольких блогеров, что фотографируются, снимая штаны. Молодежь очень разная.

И мы с вами в разговорах часто возвращаемся к мысли, что приговор молодежи — это приговор тем, кто ее воспитывает. Если они такие, то это прежде всего значит, что с ними не разговаривали. Как преподаватель я вижу, КАК ребята откликаются, когда с ними начинаешь говорить о чем-то серьезном. То, что важно для тебя, и для них важно. Но с ними никто на эти темы не говорил. Если к ребенку относятся как к ученику (в классической парадигме «учитель и ученик») и учитель передает ему то, что его, учителя, восхищает, сердце ребенка не может на это не реагировать. Так что тех, кто смеется над роликами, где молодые люди не могут ответить на самые простые вопросы, хочется спросить «над кем смеетесь?». Кто их такими сделал-то? Мы и сделали. «Вы и убили-с», как сказал бы Порфирий Петрович. «Убили», превратив образование в способ создания нужного рынку «продукта». (Да и рынку он часто не нужен.)

Вера, Церковь, религиозные общины, образование — это то, что создает, соединяет нацию. Образование ставит препоны варварству. И посрамление невежества происходит только на его путях.

Уже прошло время для разговоров о престиже профессии учителя, нужны немедленные практические меры для того, чтобы сделать ее перспективной, престижной, высокооплачиваемой. В том числе — или в первую очередь — и для учителей начальной школы. Потому что там все начинается, там все закладывается.

Не хотелось бы, чтобы это все звучало популистски, потому что ничего не поменять двумя-тремя мерами, но нужно уже что-то делать.

Мне очень нравится все, что делает сейчас в просветительском плане общество «Знание», команда, которую возглавил Максим Древаль. Просветительских форматов и способов коммуникации уже немало, но важно, чтобы они наполнялись смыслами. А 10 тысячам лекторов, которые вот-вот появятся, кроме умения держать аудиторию, хорошо бы, чтоб было что сказать.

Волны не погасят ветер

— Университетский преподаватель побудила меня перечитать «Волны гасят ветер» Стругацких. Как прогноз на будущее, в котором общество очень сильно разделится. Настолько, что страте очень развитых людей будет просто неинтересно со всеми остальными.

Владимир Легойда: Эта мысль давно высказывается в разных вариантах. Да, одним из следствий информационно-технологического развития может быть то, что жизнь большинства людей будет проходить в этаком фастфудном — со всех точек зрения, от пищи до интеллекта — мире. Но какая-то часть избранных будет иметь доступ ко всему лучшему. Представления эти не беспочвенны, если посмотреть на то, как развивается мир. И это для всех нас вызов. Но это тем более утверждает ценность веры и Церкви. Церковь — такой способ встреч и общения людей, где подобные различия ничего не значат. Верующие люди могут жить в одном мире. Я не раз наблюдал в паломничествах, где оказывались вместе люди, его оплатившие, и те, кому его оплатили, как они общаются… Они больше нигде не пересекутся, но здесь они на равных. Потому что они здесь вместе по одному поводу — спасение души. И это то, что сегодня Церковь дает человеку.

Не хотелось бы это превращать в намек «ходите в церковь, и вы сможете съездить в паломничество с олигархом»… Но в Церкви, правда, куда менее заметна тенденция разделения.

Возвращение к себе

Владимир Легойда: На телеканале «СПАС» появился интересный проект «12», рассказывающий о помощи алкоголезависимым людям. Борис Корчевников вдохновенно, искренне и точно сказал о нем: здесь люди возвращаются к себе. Эта история не для красного словца, в ней ничего не ретушируется, все достаточно сурово и ничего никогда не идет по плану. Но зато в дело вступает настоящая, «сострадательная» и деятельная журналистика.

Актуально

Церковь и трудные подростки

Владимир Легойда выразил искренне сочувствие всем пострадавшим во время взрыва у гимназии Введенского Владычного монастыря.

— Когда происходят такие события, они всегда отзываются болью в сердце и вызывают скорбь и желание ничего подобного в будущем не допустить. Сейчас проверяются обстоятельства произошедшего. Безусловно, Церковь окажет помощь всем пострадавшим.

Церковь очень много работает с подростками, в том числе и в учебных заведениях. Работает с теми, кого принято называть трудными подростками, а на самом деле с ребятами, у которых изломана и исковеркана жизнь. Очень важно их уметь услышать. Мы и впредь будем работать со всеми детьми.

  • 08 янв, 20:21
    АСВ рассказало о ходе конкурсного производства в отношении «ИнтехБанка»

  • 08 янв, 18:04
    В казанском ТЦ «Мега» временно перестала работать оплата банковскими картами

  • 08 янв, 16:39
    АСВ раскрыло подробности конкурсного производства в отношении «Татфондбанка»

  • 08 янв, 10:35
    В этом году в Татарстане планируют построить 2,75 млн «квадратов» жилья

  • 06 янв, 16:35
    Власти Казахстана на полгода ограничили цены на топливо и коммунальные тарифы

  • 06 янв, 15:36
    Ущерб от массовых беспорядков в Казахстане оценили в $92 миллиона

  • 05 янв, 10:37
    Татарстан занял 5-е место в рейтинге регионов России по числу выданных потребительских кредитов

  • 04 янв, 10:42
    Эксперт спрогнозировал, на сколько вырастут тарифы на ЖКХ в 2022 году

  • 03 янв, 22:30
    Профессор КФУ рассказал, какие товары подешевеют после Нового года

  • 03 янв, 11:31
    С 2022 года пенсии россиян проиндексировали на 5,9%

  • 03 янв, 09:41
    Экономист назвал условие, при котором доллар не подорожает к рублю в 2022 году

  • 01 янв, 16:45
    С 1 января срок хранения кредитных историй россиян сокращен до семи лет

  • 01 янв, 16:08
    В 2021 году предприниматели Татарстана получили льготные кредиты на 2,3 млрд рублей

  • 31 дек, 09:20
    Минтруд Татарстана: с января все республиканские соцвыплаты проиндексируют на 4%

  • 31 дек, 04:28
    Эксперт КФУ рассказал, как распределить финансы перед Новым годом

  • 30 дек, 20:18
    Бизнес Татарстана за 2021 год получил 1 млрд рублей благодаря мерам поддержки в регионе

  • 30 дек, 19:58
    С 1 января страховые пенсии в России проиндексируют на 5,9%

  • 30 дек, 15:40
    Сулейман Керимов за год потерял $5,99 млрд — это много или мало?

  • 30 дек, 12:02
    Силуанов: отключение России от SWIFT невыгодно Европе

  • 30 дек, 09:54
    В России предложили ввести налоговый вычет при покупке автомобиля

  • 30 дек, 06:43
    Пенсионный фонд расширит перечень мер соцподдержки с 2022 года

  • 29 дек, 22:36
    Казань попала в топ-3 городов с самыми высокими ценами на посуточную аренду жилья в новогодние праздники

  • 29 дек, 19:09
    Инфляция в России в 2021 году составила 8,39%

  • 29 дек, 14:00
    Предел комфортной цены на нефть для России в 2022 году составит 80$ за баррель — это мало или много?

  • 29 дек, 12:04
    Александр Ломовицкий официально перешел в «Рубин»

  • 29 дек, 09:29
    70% участников из Татарстана успешно сдали Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

  • 28 дек, 15:16
    В Татарстане одобрили новые инвестиционные проекты: детсад в Челнах, проект строительства «Тюбетей Tower»

  • 28 дек, 15:10
    «Индекс чак-чака» в Татарстане составил 354,5 рубля — это много или мало?

  • 28 дек, 14:08
    Банк «Аверс» поздравил маленьких пациентов ДРКБ с наступающим Новым годом

  • 28 дек, 13:00
    С начала года более 90 тысяч кредитных карт выдано в отделении «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк

  • 28 дек, 12:41
    В Челнах перевозчикам выплатят 13,6 млн рублей из-за снижения пассажиропотока

  • 28 дек, 12:17
    Центральный парк им. Горького в Казани и стадион «Ак Барс Арена» соединят канатной дорогой

  • 28 дек, 12:09
    Набиуллина: пик роста цен на недвижимость в России пройден

  • 28 дек, 10:57
    «Индекс чак-чака» в 2021 году вырос на 6,9%

  • 28 дек, 10:12
    Хуснуллин сообщил, что в 2021 году россияне взяли почти 1 млн кредитов по льготной и семейной ипотеке

  • 28 дек, 09:20
    Татарстан получит почти 2,3 млрд рублей на ремонт и оснащение школ в 2022 году

  • 28 дек, 08:58
    В МИД РФ назвали фантастикой возможность США ограничить конвертацию рубля

  • 28 дек, 07:21
    Волынец предложила разрешить использовать маткапитал на дорогостоящее лечение ребенка

  • 27 дек, 21:56
    Набиуллина опровергла планы ЦБ собирать данные о переводах физических лиц

  • 27 дек, 16:13
    В Татарстане средняя зарплата превысила 44 тысячи рублей

Новости раздела

Исполком Казани утвердил порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям на возмещение затрат на реализацию культурных мероприятий, соответствующее постановление есть в сборнике документов мэрии.

Субсидии полагаются НКО за реализацию проектов культурно-массовых мероприятий и других мероприятий культурной направленности. Сюда входят праздники для казанцев, проводимые в 2021 году.

Уполномоченным органом по предоставлению субсидий определили Комитет по делам детей и молодежи Казани. Субсидии предоставляются из бюджета города на безвозмездной и безвозвратной основе. Постановление также утверждает состав комиссии по предоставлению субсидий.

Контроль за исполнением постановления возложен на замруководителя Исполкома Гузель Сагитову.

Также Исполком Казани утвердил порядок возмещения недополученных доходов транспорта из-за регулируемого тарифа.

Маргарита Головатенко


ЭкономикаБюджетОбществоКультураВластьБизнесУслуги Татарстан

  • «Реальное время» в Яндекс.Дзен

  • Добавьте «Реальное время» в избранные источники Яндекс.Новости

  • Подпишитесь на «Реальное время» в Google Новости

комментарии 0




«Реальное время» ― интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики, актуальной информации о развитии экономики и технологий в Татарстане, России и мире.

Ежедневно редакция «Реального времени» готовит материалы и интервью с лидерами различных отраслей и рынков на самые актуальные темы.

Благодаря работе аналитического отдела газета публикует собственные рейтинги, рэнкинги, индексы, а также подробные аналитические исследования, формирующие максимально полную картину рынка для читателя.

В нескольких городах Казахстана третьи сутки идут масштабные протесты. Сначала жители вышли на улицы из-за повышения цен на сжиженный газ более чем в полтора раза, с 70 до 120 тенге за литр, однако постепенно их требования приобретают все более политический характер. Они призывают искоренить коррупцию и кумовство, начать строительство фабрик и заводов, сократить безработицу. Люди также скандируют «Старик, уходи»: этот лозунг часто звучит на митингах по отношению к Нурсултану Назарбаеву. Несколько человек вышли на улицу с баннером «Без Назарбаевых!».

Днем 5 января протестующие пошли на штурм здания городской администрации Алматы. Полицейские пытались остановить их светошумовыми гранатами, однако этого сделать не удалось. В итоге демонстранты захватили здание.

Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства во главе с премьер-министром Аскаром Маминым. Токаев возложил на ушедшее правительство ответственность за повышение цен на газ, подчеркнув, что кабмин не справился с одной из своих основных задач – сдерживанием инфляции. По словам президента, особая вина за допущение протестов в Казахстане из-за повышения цен лежит на министерстве энергетики, а также на компаниях «Казмунайгаз» и «Казахгаз».

Настоящее Время ведет прямой эфир происходящего:

Около трех тысяч человек в Жанаозене продолжают стоять на площади, требуя отставки правительства. Более сотни человек во вторник были задержаны в Алматы, Шымкенте и Нур-Султане.

Пытаясь погасить протесты, власти Казахстана уже объявили о снижении цен на газ более чем вдвое, до 50 тенге за литр. Одновременно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал участников протестов «не следовать призывам деструктивных лиц», которые якобы заинтересованы «в подрыве стабильности и единства нашего общества».

«Обращаюсь к молодежи: не портите свои жизненные пути, не отравляйте жизнь близким. Все законные просьбы и требования с вашей стороны будут внимательно учтены, будут приняты соответствующие решения», – заявил Токаев в своем обращении.

Четвертого января в Казахстане были перебои с интернетом: к этому способу власти регулярно прибегают во время массовых протестов в стране.

Глава фонда «Либерти» Галым Агелеулов в интервью Настоящему Времени подчеркивает, что за резким повышением цен на газ стоят интересы правящих элит Казахстана, прежде всего семьи первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Однако измученные двухгодичным «ковидным» экономическим кризисом потребители не могут и не хотят платить за газ больше (в Казахстане он используется не только для отопления, но и в автомобилях). Видя, что власть их не слышит, они массово вышли на улицы: сначала на западе Казахстана, где идет основная добыча, а потом и в других регионах.

«Народ в Казахстане устал от авторитарного правления, которое не считается с гражданским обществом, не дает именно гражданам страны реализовать свое право на управление страной. Оно просто подавляет гражданские инициативы, – объясняет Галым Агелеулов. – Потому что нынешней власти не нужна гражданская нация. Им нужны зависимые подданные, которые просто работают в их нефтяных компаниях и обслуживают элиту».

«На самом же деле нынешние власти прекрасно могут снизить цены на газ, потому что все в их руках. Контроль за нефтью и газом в Казахстане принадлежит семье Нурсултана Назарбаева: это муж его средней дочери Тимур Кулибаев, это предполагаемый муж старшей дочери Назарбаева Дариги Кайрат Шарипбаев», – подчеркивает политолог.

Агелеулов предполагает, что рост цен на газ для потребителей в Казахстане, вероятно, произошел из-за того, что компании, которые контролируют Шарипбаев и Кулибаев, продают за наличные деньги добываемый в Казахстане газ на Оренбургский газоперерабатывающий завод в России. Он подчеркивает, что с продажи этого газа не платятся налоги в Казахстане.

«Сумма составляет в районе $750-850 миллионов, об этом говорил внук президента Назарбаева. Соответственно, все эти откаты идут за счет снижения поступлений в бюджет Казахстана, которые он должен был получать за счет продажи казахстанского газа», – отмечает эксперт.

Политолог отдельно подчеркивает, что у нынешнего протеста в Казахстане нет явного лидера, и говорит, что во многих городах протестующие выступают коллективно. Их настроения никто не подогревает «извне», как это пытается представить Токаев и другие представители власти.

«Активных лидеров сразу же задержали, как это произошло в Атырау с Максом Бокаевым, который пользуется поддержкой. Но в Жанаозене нет явного лидера, там люди выступают коллективно и не выдвигают кого-либо в лидеры, потому что знают, что будут репрессии. Конечно, за тридцать лет слой публичных лидеров гражданского общества в Казахстане активно уничтожался властями: я имею в виду людей, которые публично выступают за политические реформы, за демократизацию», – говорит Галым Агелеулов.

Акция протеста в Жанаозене началась 2 января, на нее пришли сотни местных жителей. Ночь они провели на городской площади, 3 января там собралось уже свыше тысячи человек. Протест поддержали в разных городах Казахстана: Актау, Алматы, Актобе, Уральске, Таразе, Шымкенте, Кокшетау и Нур-Султане. Согласно распространяемой в соцсетях и мессенджерах информации, самые многочисленные митинги проходят в Актау (там собралось порядка 16 тысяч человек) и в Жанаозене – около 10 тысяч протестующих. В Актау протестующие установили на площади палатки и юрту. В город прибыли также жители соседних регионов, в том числе из Актобе и Уральска.

В новой комедии русский царь снова попадает в будущее

Звезды

В Москве режиссер Карен Оганесян, которого многие зрители знают по фильмам «Пять невест», «Медное солнце», «Молоко» и другим, работает над необычным фильмом. Главные роли в нем исполняют Евгений Гришковец и Кирилл Кяро. 

Завязка новой картины совершенно сказочная: Иван Грозный из-за козней колдуньи попадает в наши дни — в современную Москву. И теперь обычная семья Осиповых будет помогать ему найти свою легендарную библиотеку, чтобы с помощью волшебной книги вернуться в собственное прошлое и дать шанс спасти сына — царевича Иоанна. Картина обещает быть зрелищной — со сложными декорациями и множеством трюков и погонь.

Производством фильма занимаются кинокомпании «КАРГО» и Irsna media.

Семейное кино

Как замечают создатели фильма, никаких пересечений с легендарным советским фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» — кроме того, что Иван Грозный оказывается в нашем времени — нет. Да и в наше время, как вы уже поняли, он попадает по другой причине.

— Мы не ставим перед собой задачи снять исторически достоверное кино, — объясняет идею режиссер Карен Оганесян. — Эта картина о том, что если взяться за дело вместе всей семьей и помогать друг другу, то можно даже царя Ивана Грозного в прошлое вернуть и найти его библиотеку. Мы делаем добрый фильм для семейного просмотра: забавный, веселый и в чем-то поучительный.

Грозный Гришковец

3%28226%29

Карен Оганесян и Евгений Гришковец обсуждают предстоящую сцену.

Главную роль — Ивана Грозного — Карен Оганесян сразу предложил Евгению Гришковцу. Они вместе работали над фильмом «Молоко», где у Евгения была небольшая, но важная роль.

— Я не раздумывая согласился на эту роль, — признался Евгений Гришковец. — Не было никаких проб. Как можно отказаться от роли Грозного после таких великих актеров, как Черкасов и Яковлев? Но царь у нас — больше комедийный персонаж, способный на эксцентричные выходки. В этом фильме Иван Васильевич немножко Карлсон: эгоист, взбалмошный человек, вроде бы вредный, но в то же время с ним интересно. Он очень энергичный и неугомонный. Я рад, что все это увидел во мне режиссер. Мне важен проект еще потому, что я — отец троих детей. Я очень хочу, чтобы у моих детей были любимые фильмы — не только те, которые я смотрел в детстве, а было еще и современное детское кино, киносказка по современным технологиям, причем наша родная, не калькированная с западного образца. Чтобы мы с детьми могли пойти на премьеру, как я со своими родителями ходил на премьеру сказок Александра Роу. Я хочу, чтобы у детей, которым сейчас по пять-десять лет, появился любимый фильм, созданный во времена их детства. Не знаю, получится ли, но у нашего фильма есть такой шанс.

«Царь у нас — больше комедийный персонаж, способный на эксцентричные выходки. В этом фильме Иван Васильевич немножко Карлсон: эгоист, взбалмошный человек, вроде бы вредный, но в то же время с ним интересно».

Кяро и другие

По сюжету Ивану Грозному помогает искать библиотеку и ту самую волшебную книгу семья Осиповых во главе с папой Никитой. Эту роль доверили Кириллу Кяро. С Кириллом Карен Оганесян тоже раньше работал, поэтому сомнений, справится ли актер с этой ролью на отлично, у него не было.

2%28279%29

Кирилл Кяро играет главу семейства.

— Работать с Кареном Оганесяном интересно и весело — даже если это грустное кино, — замечает Кирилл. — Он всегда ставит небанальные задачи и дает возможность для нестандартных актерских решений. Когда Карен предложил эту сказку, я не мог отказаться. Наша сказка — современная, это мощный экшен: много трюков, погонь, магии, волшебства, превращений, перемещений во времени. Взрослым тоже не будет скучно.

Кстати, в фильме появятся и другие известные артисты: так, колдунью играет Елена Сафонова, а Игорь Верник исполняет роль олигарха Потоцкого, которому Никита задолжал денег.

Наряды из музея

Сказки нашего времени тимур шаов текст

Для съемок в сказочном фильме артистам пришлось немного изменить внешний вид. И если Кирилл Кяро отделался довольно легко (ему высветлили и с помощью накладных прядей немного удлинили волосы), то у Евгения Гришковца изменения были более радикальные.

Планируется, что фильм выйдет на экраны в конце следующего года. 

— Меня побрили наголо, приклеили бороду, волосы, и получился грозный царь, — рассказывает Гришковец. — Я снимаюсь в кафтане, в котором Ивана Грозного играл Петр Мамонов в фильме «Царь» у Лунгина, а шапочка на мне — из фильма Эйзенштейна «Иван Грозный», который вышел на экраны в 1944 году, — музейная реликвия! Еще мой герой носит наряды образца XVI века, украшенные натуральным жемчугом. Есть и сафьяновые сапоги, которые тоже изготавливали специально для съемок по старинным технологиям. Весит этот весь наряд около 15 килограммов. Летом в нем жарко, а когда холодно, то эта одежда тоже не греет.

Планируется, что фильм выйдет на экраны в конце следующего года. «У нас хватит творческих сил, чтобы сделать сказку, которую сегодняшние дети полюбят настолько, что родители устанут ее включать», — подытожил Карен Оганесян.

Съемки в Кремле

8%28112%29

В кадре Евгений Гришковец и Игнатий Акрачков (Иван Грозный и его сын Иоанн).

Фильм снимают в уникальных местах: в сердце нашей страны — на Красной площади и в соборе Василия Блаженного, в Казанском и Ростовском кремлях и на бескрайних русских полях.

Съемка в соборе Василия Блаженного стала испытанием для съемочной группы и  сотрудников и руководства Исторического музея, частью которого считается собор. Поскольку он считается одним из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI века, в соборе действуют строгие ограничения: ничего не трогать руками, не прислонять к стенам, не ронять ничего на пол, еда и напитки тоже под запретом. И даже текст будущих сцен был предварительно согласован с настоятелем собора!

А Ростовский кремль, кроме своей архитектуры, славен яблоками из монастырского сада. Для усиления эффекта и красивой картинки съемочная группа развесила на всех деревьях в саду дополнительно сто килограммов яблок.

Пингвины, попугаи и гусиный пух

9%28101%29

Ивану Грозному придется в современном мире избавиться от царских замашек и сменить наряд.

В съемках картины принимали участие не только люди, но и животные. Кроме вполне ожидаемых лошадей, были и экзотические птицы: попугай и пингвины. Они удивительно четко выполнили задачу режиссера, и дублей было у них меньше, чем у актеров. А вот какая роль для них отведена в сценарии, мы пока сказать не можем — это секрет, который съемочная группа попросила не разглашать. А для создания сказочной и немного нереальной атмосферы режиссеры картины придумали использовать в кадре гусиный пух во всех натурных сценах (он просто будет летать в воздухе). Для такого эффекта его специально обрабатывали. Но в самый неподходящий момент обработанный пух закончился, и в ход пошел обыкновенный — из подушек.

Фото пресс-службы фильма.

Возрастная категория материалов: 18+

  • Яна Невская ИА «Столица»

Материалы по теме

Сулейман и Хюррем вернулись на «Домашний», а Иван Охлобыстин — в детектив на НТВСулейман и Хюррем вернулись на «Домашний», а Иван Охлобыстин — в детектив на НТВ
Данила Козловский покажет нам «Карамору»: известный актер и режиссер воплощает масштабный проектДанила Козловский покажет нам «Карамору»: известный актер и режиссер воплощает масштабный проект
«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века
«Последний богатырь» — зеркало современности»: новая сказка покорит сердца и умы
Танцы под хиты 90-х: в новогоднюю ночь Первый канал устроит ретро-дискотеку
«Снежинка Кристинка»: российские звезды вспомнили детство и рассказали о планах на Новый год
«Простоквашино» по-новому: в новогодние каникулы почтальон Печкин будет петь
Настоящее чудо восьмых «Ёлок»: в Москве представили новую часть новогодней киноэпопеи
Откуда берутся подростки-убийцы и как спасти их от этого шага:«дополнительный урок» для Кирилла Кяро
«Каждому из нас под силу творить чудеса»: Дед Мороз России — о подарках, любимой песне и годах
«Реальный пацан» пройдет перезагрузку и отправится за «яйцом Фаберже»

  • Сказки нашего детства ютуб
  • Сказки нижегородской области для детей
  • Сказки народов севера книга
  • Сказки народов севера для дошкольников
  • Сказки народов россии с картинками