Сказки народов сибири нарисовать

Автор на чтение 30 мин. просмотров 8 опубликовано 30.04.2021 указатели энциклопедии ресурсы иркипедии библиотека медиатека хронологический справочник библиографический справочник источники

На чтение 30 мин. Просмотров 8 Опубликовано

  • Указатели энциклопедии

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Энциклопедия Иркутской области

    Статьи готовящейся к изданию Энциклопедии публикуются в целях общественного рецензирования.

    Алфавитный указатель

    Все статьи Энциклопедии в алфавитном порядке в блоках по главным терминам. Глубина – две первые буквы.

    Географический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по признаку соотнесения с районами и города области.

    Тематический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по темам в соответствии с отраслями знания и жизни.

    Именной указатель

    Все биографические статьи о людях, отсортированные по рубрикам – даты, профессии, титулы и т.п.

    Указатель организаций

    Все статьи об организациях, отсортированные по отраслям деятельности и юридическому статусу..

    Stay

  • Новости и репортажи

    Ежедневно в лентах информационных служб отражаются многочисленные события в регионе. Наша задача связать новости с материалами энциклопедии. Следите за новостями по темам и регионам:

    Байкал

    Физическая география

    Геология

    Месторождения

    Природа. Экология

    Население и демография

    Народы вокруг Байкала. Этнография

    Адм.-территориальное деление

    Власть. Политика. Общество

    Экономика. Экономическая география

    Сельское хозяйство. Рыболовство

    Наука. Техника. Технологии.

    Образование

    Здравоохранение и медицина

    Религия и духовная жизнь

    Архитектура и градостроительство

    Культура

    Искусство

    История

    Масс-медиа

    Физкультура, спорт, туризм

    Повседневная жизнь и быт

    ЧП и преступность

    Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Иркутск | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

    Районы: Аларский | Ангарский | Балаганский | Баяндаевский | Бодайбинский | Боханский | Братский | Жигаловский | Заларинский | Зиминский | Иркутский | Казачинско-Ленский | Катангский | Качугский | Киренский | Куйтунский | Мамско-Чуйский | Нижнеилимский | Нижнеудинский | Нукутский | Ольхонский | Осинский | Слюдянский | Тайшетский | Тулунский | Усольский | Усть-Илимский | Усть-Кутский | Усть-Удинский | Черемховский | Чунский | Шелеховский | Эхирит-Булагатский

    Крупные и соседние регионы: Иркутская область | Байкал | Усть-Ордынский бурятский округ | Бурятия | Якутия | Монголия |

    Stay

  • СпецпроектыЭнциклопедии районовНовые статьи энциклопедииИзменения и дополненияКарта-справочник ИркутскаНаучная энциклопедияСловникIrkipedia englishКарта-справочник АнгарскаАтласы и картыБиблиотекаМедиатекаКарта-справочник ШелеховаТопонимика и ономастикаНациональный мирКак искать?Карта-справочник Братска Stay
  • Карты

    Атлас азиатской России

    Уникальное дореволюционное издание 1914 года. Широкая панорама Сибири и Туркестана, разных сфер их самобытной жизни

    Атлас Байкала

    Итог многолетней работы российских учёных – атлас Байкала, изданный в 1993 году и до сих пор не потерявший актуальности.

    Байкальский регион

    Атлас иркутского академического Института географии: “Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона”.

    Все карты

    Около 600 карт области: физических, общественно-политических, геологических, исторических, климатических и многих других.

    Stay

  • О проекте

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Stay

  • Машина времени

С необходимостью предотвратить вымирание и сохранить редкие виды флоры и фауны в 2008 году была учреждена Красная Книга Иркутской области. В издании числится 408 видов растений, животных и грибов с обозначениями по состоянию их редкости. Подразделяются они по категориям следующим образом:

  1. вероятно исчезнувшие находящиеся под угрозой исчезновения сокращающиеся в численности редкие неопределенные по статусу восстанавливаемые и восстанавливающиеся

Животные

Животные, занесенные в Красную книгу Иркутской области, представлены на 16 страницах, всего их 17 видов. Хочется рассмотреть более подробно следующих млекопитающих:

  • Амурский тигр, Северный олень, Сибирский горный козел, Красный волк.

Амурский тигр относится к самым крупным животным из семейства кошачьих. Имеет очень массивное телосложение. Уши короткие, округлой формы. Крупные самцы весят до 320 кг, самки до 120 кг. Окрас красно-рыжый. У северных тигров другой окрас — охристо-желтый. Темные поперечные полосы выделяются отчетливо, с темным хвостом на конце.

1-1.jpg

Дальний Восток является основным местом обитания тигров, в Иркутской области они появляются довольно редко.

Пожары являются главной причиной, при которой гибнут амурские тигры. Основных мер не было принято, поэтому хищники гибнут от рук браконьеров и намеренных отстрелов.

Северный олень – очень красивый и крупный представитель отряда парнокопытных, приходящих в Иркутскую область из высокогорного Алтая с Саянской стороны. Ближе к голове белый окрас, спина и ноги рыжевато-коричневые.

2-1.jpg

Северный олень является желаемой добычей для снежных барсов, которые также занесены в Красную книгу края. Не редки случаи исчезновения этих животных в связи с браконьерством, пожарами, изменениями климатических условий.

Красный волк – один из крупных хищников, его длина составляет около 110 см, вес не больше 20 кг. Уникален своей яркой рыжим окрасом, а также очень пушистым и длинным хвостом — свыше 50 см.

В одиночку волки не против полакомиться самой простой пищей, начиная от ягод, насекомых, ящериц, грызунов. Но если волков будет больше двух, они способны за несколько минут убить крупное животное, например, оленя.

В основном красные волки держатся стаями, как гиеновые собаки. Обитают там, где в избытке горные скалистые породы или пещеры. Красные волки не любят схватки лоб в лоб, нападают со спины. Тем самым застают добычу врасплох.

Ученые приводят данные, что в Иркутской области красных волков остается не больше трёх тысяч. По всей видимости, они остаются не у дел в схватке за пищу со своими соперниками — серыми волками. Это постоянно сокращает их в численности. Именно поэтому они занесены в Красную книгу.

Сибирский горный козел – наиболее крупный из представителей козлов, занесенных в Красную книгу Иркутской области. В длину он может достигать 150-180 см, рост — от 90 до 110 см. Рога длиной почти 120 см. Самый крупный экземпляр может весить около 135 кг. У козлов имеется примерно 25-сантиметровая борода темного цвета, к концу она будто подстрижена.

В основном горного козла можно увидеть на скалистых поверхностях, альпийских лугах. Предпочитает места, где больше растительности и нет снега. Ходят группами, от двух особей и до сотни.

Основными факторами исчезновения этих животных являются отсутствие хороших погодных условий, камнепады, нападения хищников, браконьерство. Добраться до мест обитания сибирских горных козлов и создать им удобные условия обитания не представляется возможным, поэтому пока не приняты меры по их защите.

Птицы

Птиц, занесенных в Красную книгу Иркутской области, насчитывается 62 вида, многие из которых состоят в категории исчезающих. Особое внимание заслуживают беркут и большой кроншнеп.

Беркут имеет темно-бурый окрас, на затылке виднеется рыжеватый оттенок. Крылья выделяются белыми пятнами. Надклювье, как и лапы, окрашены в ярко-желтый цвет. Для полета ему достаточно немножко расправить крылья.

Любят беркуты обитать на горных местностях и в лесах, гнездятся на высоких деревьях или на скалах. Они вьют на выбранном месте несколько гнезд, в котором откладывают по пару яиц. Насиживают их до 45 дней. Все это время самец кормит свою самку. Чтобы окрепнуть и улететь из-под крыла матери маленькому птенцу достаточно 70 дней. Но обычно большинство птенцов не выживает, т.к. им свойственен каннибализм.

Питаются беркуты различными грызунами, зайцами, птицами, черепахами и лягушками. Может нападать на более крупную дичь: косулей, хорьков, лисиц, северные оленей. Суточная норма пищи составляет около 1,5 кг. При отсутствии пищи может голодать до полутора месяцев.

В том, что численность птиц уменьшается, в основном, виноваты сами люди: массово убивают, отравляя пестицидами, воздействуют на места их обитания.

Большой кроншнеп относятся к семейству бекасовых. Самый крупный вид из этого семейства. Вес может быть от 0,5 до 1 кг. Размах крыльев до 1 м.

Большой кроншнеп имеет рыжевато-серый или бежево-коричневый окрас. Основная особенность, которая его выделяет — интересный длинный изогнутый клюв. Живот от шеи до нижней части живота белого цвета с продольными темными пятнами. Окантовка на перьях белого цвета.

Места обитания кроншнепы предпочитают влажные, поэтому они селятся на болотах и лугах. Ближе к маю прилетают и сразу начинают сооружать себе гнезда и откладывать яйца. У каждого семейства может быть по 2-4 яйца. Высиживают они потомство сменяя друг друга, длится это не больше месяца. Сами яйца — сине-зеленого цвета с коричневыми пятнами.

Зрение у кроншнепов не особо развито, но длинный клюв помогает находить пищу под землей. К их лакомству относятся: улитки, черви, моллюски, а во время зимовки они едят креветок и мальков рыб. Когда они гнездятся, то питаются небольшими лягушками, насекомыми и червяками.

Основную угрозу большому кроншнепу представляют лисы, вороны и другие наземные и воздушные хищники. Возможно, во время паводков они не успевают среагировать и теряют потомство. Их популяция стала уменьшаться из-за осушения болот, а также разведением людьми сельскохозяйственной деятельности. За сохранностью птиц следят специальные службы, которые регулируют порядок на участке их обитания.

Растения

Растительность в Иркутской области не менее обширна. Она удивляет своей красотой и разнообразием. В Красной книге края насчитывается:

  • 40 мхов, 50 лишайников, 173 сосудистых растения, 25 видов редких грибов.

Все эти виды растений находятся под тщательной охраной в заповедниках.

Если посмотреть на схематичную карту распространения флоры, то можно увидеть неравнодушие большинства видов к прибрежным зонам и поймам. Больше половины видов отмечены у реки Иркут.

Несчитанное количество растений было потеряно при заполнении Иркутского водохранилища. Например, в 20-х годах прошлого века касатик сглаженный (ирис) и полушник озерный росли близ р. Ангара. После создания водохранилища их не было найдено. Согласно проведенным учеными исследованиям, потерянными в области считаются 44 вида растений. В более удовлетворительном положении прибывают популяции вида серобородник сибирский, большие скопления которого отмечены вдоль устья р. Куда, рек Ушковка и Иркут.

Ниже приведены несколько редких видов растений, занесенных в Красную книгу, в следующем формате:

  1. короткое описание, место распространения, численность популяции, лимитирующие факторы.

Фиалка надрезанная, травянистый многолетник не имеющий стеблей – вид, находящийся под угрозой исчезновения. Высота растения составляет 9 см. От корней растут короткие листья овальной формы, по краю зубчатые. Цветоносы на пару сантиметров выше листьев. Длина цветка до 1,5 см. Зев светлый, а ближе к краю ярко-фиолетовый. Шпорец изогнут, длиной 4-10 мм.

Растет на береговых песчано-галечных валах Байкала, в местах остепненных биотопов. Цветение в южной части области начинается с мая по июнь, на севере — в августе. Численность популяции невелика, отмечено несколько десятков экземпляров.

Наблюдается исчезновение по причине слабой конкурентоспособности вида, образование паводков, выпаса скота на территории их обитания, а также в следствие хозяйственной деятельности. Охраняется в Прибайкальском национальном парке и Байкало-ленском заповеднике.

Стародубка апеннинская относится к числу редких. Является многолетним травянистым растением с толстым и коротким корневищем. Прикорневых листьев не имеет. Цветки с золотисто-желтым оттенком, диаметром около 5 см.

Обитает стародубка на осветленных полянах, лесах, опушках. Размножается семенами. Цветет с мая по июнь. Лимитирующим фактором стародубки является сбор для букетов и использование в качестве лекарственного средства.

Первоцвет крупночашечный – многолетнее растение с коротким корневищем, относится к семейству первоцветных. Листья в прикорневой розетке в длину 5-15 см, шириной 3-7 см, яйцевидные, продолговатые. Цветоносный ствол 15-35 см, прорастает однобоким соцветием, состоящего от 3 до 15 цветков. Венчик в виде чашечки желтого цвета с оранжевым пятном внутри. Вокруг чашечки коробочка овальной формы.

Распространен первоцвет в 4-х районах области: Иркутском, Слюдянском, Нижнеудинском, Шелеховском, а также на Юго-Востоке Бурятии.

Во избежание намеренного причинения вреда редким видам флоры, ученые не указывают точных данных местонахождения растений, внесенных в Красную книгу Иркутской области.

Заключение

Сколько бы не создавалось книг в защиту животных и окружающей среды, какие слова не говорились о необходимости бережного отношения к природе, пока каждый из нас не поймет, что мы в ответе за будущее нашей планеты, ничего не изменится. Каждый из нас должен поменять свое отношение к природе. Мы все должны четко уяснить, что никакое вмешательство в экологию не пройдет бесследно. Когда-нибудь нам это «аукнется». В связи с этим призываем всех подумать и решить, что каждый из нас может сделать в защиту окружающего нас мира.

Проект “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”. Книга природы Иркутска.

Цель проекта:  Познакомится с природой Иркутской области и ее многообразием, узнать о редких видах растений и животных, встречающихся в регионе и об охране окружающей среды края.

План проекта:

1. Общая информация о природе края

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Растения и животные Красной книги

5. Охрана природы края

6. Пример презентации

Доклад к проекту “Разнообразие родного края. Иркутская область”

Иркутский край находится на юге Восточной Сибири. Климат области резко континентальный, большая часть области покрыта плоскогорьями и кряжами высотой до 1000 метров. По югу области расположены отроги Саянских гор, на юго-востоке область ограничена озером Байкал.

1. Растительный мир

Большая часть Иркутского региона покрыта хвойными лесами, тайгой. Здесь растут хвойные деревья — пихта, кедр, лиственница, ель. В небольших лиственных лесах преобладают осина и береза.

Подлесок образуют кустарники — шиповник, калина, белая акация, жимолость, боярышник.

В лесных и таежных районах произрастают травы: брусника, черника, голубика, морошка, вейник, папоротник, хвощи.

В степи растут ковыль, типчак, полынь, чабрец.

Всего в Иркутском крае растут свыше 1800 видов растений, и среди них около 600 – лекарственные.

2. Животный мир

Животный мир иркутской области также очень разнообразен. Здесь живут 80 видов млекопитающих, 320 видов птиц, 70 вид рыб.

В тайге водятся лоси, олени, кабаны, соболь, куница, белка, медведь, волк, ласка, зайцы, изюбры, маралы.

В горах можно встретить кабаргу, горных козлов и баранов.

В реках области и озере Байкал водятся млекопитающее семейства тюленей нерпа, рыбы омуль, сиг, хариус, язь, щука.

Уникальна самая маленькая рыбка Байкала — широколобка Гурвича, размеров всего 2-3 миллиметра. А также живородящая рыба голомянка.

На озере гнездятся утки и гуси.

Из птиц отметим тетерева, глухаря, рябчика, даурскую куропатку. Более мелкие птицы — клест, оляпка, кедровка.

3. Животные и растения, нуждающиеся в охране

Несмотря на все богатство нашей природы, многие ее представители находятся под угрозой вымирания и нуждаются в охране. Для этого в области создана Красная книга, в которую включены 408 видов грибов, растений и животных, нуждающихся в охране. Среди них 25 видов грибов, 50 — лишайников, 40 — мхов, 173 — сосудистых растений, по 1 виду амебоидных и пиявок, 14 видов ракообразных, 10 — насекомых 12 — рыб, по 2 вида амфибий, 62 вида птиц и 17 видов млекопитающих.

4. Охрана природы края

Иркутский край является регионом с хорошо развитой промышленностью, поэтому человеческая деятельность оказывает крайне негативное влияние на все экосистемы области. Защита окружающей среды является одной из приоритетных программ правительства региона.

Для охраны животного и растительного мира в Иркутском регионе созданы два крупных заповедника — Байкало-Ленский и Витимский. Также в области существует Прибайкальский национальный парк.

Пример презентации проекта “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”

Для просмотра кликните на иллюстрацию и листайте.

«Знакомство с животным миром Прибайкалья

в ходе реализации проектной деятельности»

Проект «Животный мир Приангарья»

Проект:  долгосрочный

Срок реализации: 1 год

Вид проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Цель проекта:

   Формирование  экологического сознания и обогащения знаний детей о природе родного края.

Задачи:

       1.Формировать представления дошкольников об уникальности животного мира Приангарья.

Рзвивать сенсорные способности, познавательные умения.</li>

Приобретать опыт исследовательской деятельности.</li>

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.</li>

Итог  проекта: создание лэпбука.

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Актуальность:

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально – региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.     Воспитание любви к природе, к природе родного края – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются  основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать  природу.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.

Реализация проекта:

   1.Во время  непосредственно- образовательной деятельности и в режимные моменты: игры, трудовая деятельность.

1 этап: подготовительный

Изучение материала, планирование работы с детьми, родителями, коллегами. Пополнение методической литературы.

 « ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

октябрь

2 неделя

</td>

Беседа «Животные России»:

1.Животные России,

2.Животные Приангарья: жизнь зверей осенью.

(кабан, рысь, горный козел, ласка),

3.Красная книга (животные)

Рисование любых диких животных.

Лепка: «Лисица» (из целого куска пластилина).

  1. Д/и «Чей домик».

Рассматривание  иллюстраций.</li>

С. р. игра «Ветлечебница».</li>

Д/и «Лото» (животные).</li>

Д/и «Помоги собрать малышей».</li>

Беседа «Что было бы, если не было бы животных?».</li>

Д/и «Кто есть кто?».</li>

Решение проблемной ситуации «Можно ли обижать животных?».</li>

Чтение В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге».</li>

Игра- перевоплощение «Если бы ты был животным».</li>

Составление и отгадывание загадок о животных.</li>

Фотовыставка «Животные Приангарья»</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День врача»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Октябрь

3 неделя

</td>

  1. С.р. игра «Ветлечебница».

Д/и «Кто что ест?».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Краски зимы»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Декабрь

2 неделя

</td>

1. Беседа « Красота зимнего леса»:

   1. Красота зимнего леса,

   2. Жизнь зверей зимой.

2. Лепка «Животное Приангарья».

1. Изготовление украшений изо льда в форме животных.

2.Опыт «Почему заяц меняет шубку?».

3. Д/и «Лесные животные».

4. Чтение  С.К. Устинов «Рысь».

5. Д/и «Кто где живет?»

6. Д/и «Чьи следы?»

</tr></tbody></table>

«Моя Родина»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Январь

4 неделя

</td>

  1. Путешествие по карте «Найди тайгу».

Составление карты Приангарья.</li>

Знакомство с народным промыслом коренных жителей Сибири (резьба по кости, дереву формы животных).</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День родного языка»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Февраль

2 неделя

</td>

  1. Разучивание стихов о животных.

Чтение Трофимов М. «Лесная азбука».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Природа родного края»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Февраль

4 неделя

</td>

1. Аппликация коллективная работа «Лесная опушка».

2. Составление рассказа по картине А.И. Попов «Одинокий волк».

3.Беседа «Животный и растительный мир родного края»:

   1. Беседа.

   2.Д/и «Узнай по описанию» (животные и растения).

 1. Беседа «Красная книга Иркутской области».

 2.Чтение С.К. Устинов «Медведь близко».

 3.Создание плаката «Защитим животных».

 4.Беседа «Сбережем тайгу – дом для животных».

 5. Д/и «Чей детеныш потерялся?».

 6.Создание памятки «Правила поведения в лесу».

 7. С.р. игра «Следопыты в тайге».

 8. Д/и «Кто живет в лесу?»

</tr></tbody></table>

«День Земли и водных ресурсов»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Март

2-3 неделя

</td>

  1. Просмотр фильма «Животный мир Байкала».

Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День театра»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Март

4 неделя

</td>

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

1.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

   1. «Лиса и выдра»,

   2. «Белка и кедровка».

2. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

</tr></tbody></table>

«День детской книги»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Апрель

2 неделя

</td>

  1. Создание книги «Животные тайги».

Чтение рассказов о животных.</li>

Выставка книг о животных.</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Байкал»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Май

3-4 неделя

</td>

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

2. Лепка «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»:

   1.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»,

   2.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

1. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

2. Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

</tr></tbody></table>

Работа со специалистами

</tr>

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Изготовление масок диких животных для театра.

Составление рассказов.

Разучивание стихов.

</td>

Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

Этюд «Игра в лесу» муз. Т. Ломовой.

Разучивание «Пляска медвежат», муз. М. Красева.

</tr></tbody></table>

2 этап: основной

    В пятницу Юля принесла книгу «Животные». Ребята с удовольствием ее рассматривали, просили прочитать о понравившемся животном. Поэтому мы решили, как можно больше узнать о животных.  В ходе беседы выяснилось, что дети много знают о медведе, лисе, зайце, но хотели бы узнать о животных, которые живут в Сибири, чем питаются, как приспосабливаются к окружающей среде. Я предложила узнать об охране диких животных, о правилах поведения в лесу. Планируя работу на неделю по теме «День животных», учитывали пожелания ребят. Все знания о животных нашего региона мы решили оформить лэпбук. Лэпбук – это  в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

     Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

    Составили план оформления, рассмотрели листы. Всю работу по знакомству с животными Приангарья  я построила на принципе заполнения лэпбука.

«День животных»

    Очень интересно прошла беседа «Животные России». Мы узнали, какие животные живут в нашей тайге (кабан, рысь, горный козел, ласка), кто заботится о диких животных, что такое “Красная книга”, почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц, насекомых и других живых существ.

    Так же моделировали разные ситуации  на темы:  «Что произошло бы, если бы исчезли все животные?», «Почему нельзя обижать животных?». Ребята  сказали, что если бы исчезли животные, то наша планета превратилась в пустыню. 

    Дети лепили и рисовали животных, составляли и отгадывали загадки.

 Ребятам были предложены дидактические игры «Лото» (животные), «Помоги собрать малышей», «Кто есть кто?», где они применили свои знания. Итогом этой недели стала фотовыставка «Животные Приангарья», которую мы оформили  в лэпбук.

«День врача»

    Знакомясь с профессией врача, мы отметили, что животные, как и люди, могут болеть. И тогда им на помощь приходит врач-ветеринар, который  делает уколы, операции, прививки (все лекарства изготовлены только для животных).

 Полученные знания дети закрепили в с.р. игре «Ветлечебница».

   В процессе дидактической игры составили пищевую цепочку «Кто, что ест?», которая стала итогом недели и была помещена в лэпбук.

«Краски зимы»

   Зима – сказочное время года, поэтому такие же  сказочные получились украшения изо льда в форме животных, (в ходе работы уточняли фигурку какого животного ребенок заливает водой) которые мы сделали для украшения елочки. Детям была предложена д/игра  «Кто, где живёт?», закрепили среду обитания зверей.  В ходе беседы «Красота зимнего леса» ребята рассказали, что звери к зимним условиям приспособлены по-разному: одни впадают в спячку, другие покрываются густой и длинной шерстью, меняют шубку. Провели опыт «Почему заяц меняет шубку?» – белый цвет помогает прятаться от врагов. По свежим следам на снегу можно узнать, кто  из  зверей не спит. Д/игра «Чьи следы?» стала итогом недели.

«Моя Родина»

      Познакомили с народным промыслом коренных жителей Сибири: рассматривали иллюстрации и  изделия из дерева и кости с изображением животных. Очень детям нравится  «путешествовать» по карте. Поэтому  мы нарисовали карту Иркутской области и поместили  её в центре лэпбука – итог недели.

«День родного языка»

С большим интересом дети слушали рассказы и сказки о животных. Нами были прочитаны:

     В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге»  (бурундук, соболь).

     С.К. Устинов «Рысь»,

     С.К. Устинов «Медведь близко»,

     М.Е. Трофимов  «Лесная азбука».

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где мной задавались вопросы по содержанию рассказа, оценивались поступки героев. Разучивали стихи о животных, которые оформили в лэпбук.

«Природа родного края»

 При ознакомлении с природой родного края провели беседу «Животный и растительный мир родного края», где продолжили знакомить с животными и растениями. Так большинство растений нашего края съедобны и полезны для организма. В д/игре «Узнай по описанию» закрепили знания. (воспитатель описывает животное, растение, а дети показывают карточку с изображением).

Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу- дом для животных», ребята отметили, что  животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных»

Так же отметили, что лесные обитатели живут как бы одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:

Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:

– не пытаться поймать зверька, птицу, …

– не пугать;

– не бросать палками, камнями, …;

– не разорять нору или гнездо;

– не рвать много и с корнями.

Ребята составляли рассказ по картине А.И. Попова «Одинокий волк», описывали животное, так же отметили красоту зимнего пейзажа.

В с. ролевой игре  «Следопыты в тайге» закрепили знания о животных и птицах родного края.

Итогом недели стала д/игра  «Кто живет в лесу?»

На данном этапе работы над проектом у нас оформлен лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

Игра «Кто что ест? » Ребенок рассматривает и определяет, что едят животные.

Игра: «Чьи следы? ». Рассмотреть фото различных следов животных и определять кому, какие следы принадлежат.

Игра «Сложи картинку». Сложить картинку животных из разрезных фото.

Игра «Чье логово? ». Рассмотреть фото: дупло, берлога, нора. И определять какое логово кому принадлежит.

Игра «Назови правильно». Фото животных в тайге и в лесу. Узнавать и правильно называть животное

Работа по проекту продолжается, планируем:

«День театра»

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

3.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

   1. «Лиса и выдра»,

   2. «Белка и кедровка».

4. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

«День родного языка»

1.Создание книги «Животные тайги».

3. Оформление выставки книг о животных.

«Байкал»

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

2. Лепка «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»

4.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»

5.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

6. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

7.Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, составляли рассказы, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц.

Ожидаемые результаты:

Презентация лэпбука для родителей.

– Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

– Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;

– Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Ресурсное обеспечение проекта.

 1.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973

2. Мишарина Л. А. Комплексно – тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с

comments powered by HyperComments

Млекопитающиеchlidonias-leucopterus_small_04.jpgПтицыlacerta-agilis_small_01.jpgРептилииpseudepidalea-viridis_small_01.jpgАмфибииsilurus-glanis_small_01.jpgРыбы и миногиprotaetia-aeruginosa_small_01.jpgНасекомыеoratosquilla-oratoria_small_01.jpgРакообразные

Млекопитающие

Грызуны

Ольхонская полёвка (Alticola olchonensis) — вымирающий вид

Прибайкальский черношапочный сурок (Marmota camtschatica doppelmayri) — уязвимый вид

Степная мышовка (Sicista subtilis) — недостаточно изученный вид

Парнокопытные

Северный олень (Rangifer tarandus valentinae) — уязвимый вид

Сибирский горный козел (Capra sibirica) — уязвимый вид

Снежный баран (Ovis nivicola) — вид на грани исчезновения

Рукокрылые

Большой трубконос (Murina leucogaster) — уязвимый вид

Длиннохвостая ночница (Myotis frater) — уязвимый вид

Ночница Иконникова (Myotis ikonnikovi) — уязвимый вид

Усатая ночница (Myotis mystacinus) — уязвимый вид

Хищные

Амурский тигр (Panthera (Tigris) tigris altaica) — недостаточно изученный вид

Выдра (Lutra lutra) — уязвимый вид

Красный волк (Cuon alpinus) — вид на грани исчезновения

Манул (Felis (Otocolobus) manul) — недостаточно изученный вид

Снежный барс (ирбис) (Uncia uncia) — вид на грани исчезновения

Солонгой (Mustela (Kolonocus) altaica) — недостаточно изученный вид

Степной или светлый хорь (Mustela (Putorius) eversmanni) — уязвимый вид

Птицы

Аистообразные

Колпица (Platalea leucorodia) — уязвимый вид

Чёрный аист (Ciconia nigra) — уязвимый вид

Веслоногие

Большой баклан (Phalacrocorax carbo) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) — исчезнувший вид

Воробьиноoбразные

Дроздовидная камышовка (Acrocephalus arundinaceus) — уязвимый вид

Камышевая овсянка (Emberiza schoeniclus) — уязвимый вид

Овсянка Годлевского (Emberiza godlewskii) — уязвимый вид

Усатая синица (Panurus biarmicus) — уязвимый вид

Гусеобразные

Горный гусь (Eulabeia indica) — уязвимый вид

Каменушка (Histrionicus histrionicus) — уязвимый вид

Клоктун (Anas formosa) — вид на грани исчезновения

Краснозобая казарка (Rufibrenta ruficollis) — уязвимый вид

Лебедь-кликун (Cygnus cygnus) — уязвимый вид

Малый лебедь (Cygnus bewickii) — уязвимый вид

Огарь (Tadorna ferruginea) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Пеганка (Tadorna tadorna) — уязвимый вид

Пискулька (Anser erythropus) — уязвимый вид

Серый гусь (Anser anser) — исчезнувший вид

Сухонос (Cygnopsis cygnoides) — исчезнувший вид

Таёжный гуменник (Anser fabalis middendorffii) — вид на грани исчезновения

Чёрная казарка (Branta bernicla) — уязвимый вид

Журавлеобразные

Даурский журавль (Grus vipio) — недостаточно изученный вид

Дрофа (Otis tarda) — исчезнувший вид

Коростель (Crex crex) — уязвимый вид

Красавка (Anthropoides virqo) — уязвимый вид

Серый журавль (Grus grus) — уязвимый вид

Стерх (Grus leucogeranus) — уязвимый вид

Чёрный журавль (Grus monacha) — недостаточно изученный вид

Курообразные

Немой перепел (Coturnix japonica) — недостаточно изученный вид

Поганкообразные

Чомга или большая поганка (Podiceps cristatus) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Ракшеобразные

Зимородок (Alcedo atthis) — недостаточно изученный вид

Ржанкообразные

Азиатский бекасовидный веретенник (Limnodromus semipalmatus) — вид на грани исчезновения

Большой веретенник (Limosa limosa) — уязвимый вид

Большой кроншнеп (Numenius arquata) — уязвимый вид

Горный дупель (Gallinago solitaria) — уязвимый вид

Дальневосточный кроншнеп (Numenius madagascariensis) — недостаточно изученный вид

Длиннопалый песочник (Calidris subminuta) — уязвимый вид

Чеграва (Hydroprogne caspia) — недостаточно изученный вид

Черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus) — недостаточно изученный вид

Шилоклювка (Recurvirostra avosetta) — недостаточно изученный вид

Совообразные

Сплюшка (Otus scops) — уязвимый вид

Филин (Bubo bubo) — уязвимый вид

Соколообразные

Балобан (Falco cherrug) — вид на грани исчезновения

Беркут (Aquila chrysaetos) — уязвимый вид

Большой подорлик (Aquila clanga) — вымирающий вид

Бородач (Gypaetus barbatus) — недостаточно изученный вид

Восточный болотный лунь (Circus aeruginosus spilonotus) — уязвимый вид

Дербник (Falco columbarius) — уязвимый вид

Кобчик (Falco vespertinus) — исчезнувший вид

Кречет (Falco rusticolus) — уязвимый вид

Малый перепелятник (Accipiter gularis) — уязвимый вид

Могильник (Aquila heliaca) — вид на грани исчезновения

Орёл-карлик (Hieraaetus pennatus) — уязвимый вид

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) — вымирающий вид

Орлан-долгохвост (Haliaeetus leucoryphus) — недостаточно изученный вид

Сапсан (Falco peregrinus) — уязвимый вид

Скопа (Pandion haliaetus) — уязвимый вид

Степная пустельга (Falco naumanni) — недостаточно изученный вид

Степной лунь (Circus macrourus) — недостаточно изученный вид

Степной орёл (Aquila rapax) — уязвимый вид

Чёрный гриф (Aegipius monachus) — недостаточно изученный вид

Фламингообразные

Фламинго (Phoenicopterus roseus) — недостаточно изученный вид

Рептилии

Обыкновенный уж (Natrix natrix) — недостаточно изученный вид

Узорчатый полоз (Elaphe dione) — вымирающий вид

Амфибии

Монгольская жаба (Bufo raddei) — вымирающий вид

Обыкновенная жаба (Bufo bufo) — уязвимый вид

Рыбы и миноги

Костные рыбы

Арктический голец (Salvelinus alpinus) — вымирающий вид

Белорыбица (нельма) (Stenodus leucichthys) — исчезнувший вид

Елохинская широколобка (Abyssocottus elochini) — уязвимый вид

Карликовая широколобка (Procottus gurwici) — уязвимый вид

Ленок (Brachymystax lenok) — вымирающий вид

Линь (Tinca tinca) — вид на грани исчезновения

Обыкновенный валек (Prosopium cylindraceum) — вымирающий вид

Сибирский осетр (Acipenser baerii) — вид на грани исчезновения

Стерлядь (Acipenser ruthenus) — вид на грани исчезновения

Таймень (Hucho taimen) — вымирающий вид

Тугун (Coregonus tugun) — вымирающий вид

Круглоротые

Дальневосточная ручьевая минога (Lethenteron reissneri) — вымирающий вид

Насекомые

Жесткокрылые

Лионедия монгольская (Lionedya mongolica) — уязвимый вид

Перепончатокрылые

Абия Прибайкальская (Abia semenoviana) — вымирающий вид

Оруссус паразитический (Orussus abietinus) — вымирающий вид

Харакопигус черноногий (Characopygus modestus) — вымирающий вид

Сетчатокрылые

Аскалаф сибирский (Libelloides sibiricus) — уязвимый вид

Стрекозы

Красотка-девушка японская (Calopteryx japonica) — вымирающий вид

Чешуекрылые

Аполлон обыкновенный (Parnassius apollo) — вымирающий вид

Голубянка Алькон (Maculinea alcon) — уязвимый вид

Павлиний глаз ночной малый (Eudia pavonia) — уязвимый вид

Червонец фиолетовый (Thersamonolycaena violaceus) — недостаточно изученный вид

Ракообразные

Акантогаммарус Насонова (Acanthogammarus nassonowi) — уязвимый вид

Аттеелла Норденшелда (Atthehella nordenskjoldi) — уязвимый вид

Брандтия вооруженная (Brandtia armata armata) — уязвимый вид

Гаряевия Догеля (Garjajewia dogieli) — уязвимый вид

Лжемикруропус харгойский (Pseudomicruropus chargoensis) — уязвимый вид

Метапалласея (Metapallasea galinae) — уязвимый вид

Парапалласея Вознессенского (Parapallasea borowskii wosnessenskii) — уязвимый вид

Пёкилогаммарус Лидии (Poekilogammarus lydiae) — уязвимый вид

Пёкилогаммарус пятнистый (Poekilogammarus talitrus orchestes) — уязвимый вид

Пропахигаммарус двурогий (Propachygammarus bicornis) — уязвимый вид

Речной гаммарус ангарский (Fluviogammarus angarensis) — исчезнувший вид

Речной гаммарус короткохвостый (Fluviogammarus brachyurus) — исчезнувший вид

Речной гаммарус личиночновидный (Fluviogammarus larviformis) — исчезнувший вид

Речной гаммарус промежуточный (Fluviogammarus intermedius) — исчезнувший вид

Источник: Красная книга Иркутской области. Ред. Гайкова О.Ю., Попов В.В., Абаринова Н.Г., Берман М.И. и др. (2010) Иркутск: ООО Издательство Аремя странствий

Используемые источники:

  • http://irkipedia.ru/content/zhivotnyy_mir_irkutskoy_oblasti_boyarkin_vm_boyarkin_iv_geografiya_irkutskoy_oblasti
  • https://ecobloger.ru/krasnaya-kniga-irkutskoj-oblasti/
  • https://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-1-chast-proekt-raznoobrazie-prirody-rodnogo-kraya-irkutskaya-oblast.html
  • https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/znakomstvo-s-zhivotnyim-mirom-pribayk/
  • https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-sibirskij/red-data-book-irkutsk

МКУК ЦБС Ленинского района г. Новосибирска «Библиотека им. Бажова»

филиал «Библиотека им. М. И. Калинина»

Программа по краеведению для дошкольников

«Родничок»

                                                                                             Алексеева Е.В.

ведущий библиотекарь

                                                                                     г. Новосибирск 2021г.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Программа предназначена для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год обучения (36 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Цель программы: создать условия для расширения кругозора детей, развития познавательных способностей и формирования представлений о многообразии, красоте, культуре, истории нашей Родины.

Задачи:

1.познакомить детей с историей и  культурой  нашего города и края,

2. учить уважительно относится к жителям и труженикам нашего города,

3. расширять представления детей о климатических особенностях и природе Сибири,

4. развивать  познавательные и творческие способности через  дидактические игры и упражнения, а также различные виды продуктивной деятельности.

Курс призван ответить на многие «почему?» детей, обобщить уже имеющиеся знания, познакомить с основными правилами общения, дать первичные представления о разных науках: зоология, ботаника, география, история и др.

Занятия по строятся по принципу комплексных, включающих разные виды деятельности. Организационный момент занятия- это проблемная ситуация или сюрпризный момент.

В основной части: рассматривание, беседа, чтение, конструктивная или исследовательская деятельность; подкрепляемый дидактическими, развивающими, подвижными играми, упражнениями и плавно переходящий к следующему (рисование, лепка, аппликация, конструкторская деятельность).

Курс состоит из 4 основных блоков:

1.Я и мир людей.

2. Я и мир науки.

3.Я и мир вещей.

4. Я и мир природы.

Формы занятий:

1.Дидактические, музыкальные и подвижные игры.

2.Викторины, конкурсы, ребусы по пройденному материалу.

3. Просмотр видео и презентаций.

4.Ознакомление с печатными источниками: справочниками, газетами, журналами и т.д.

5.Продуктивная деятельность: рисование, лепка и т.д.

Контроль усвоения программного материала осуществляется через итоговые занятия в форме викторин и конкурсов.

Встречи проходят на базе детских садов, библиотеки и в режиме онлайн.

 Для проведения занятий наша библиотека заключает договор с детскими садами.

Уровни усвоения программы:

Низкий: интерес к предмету слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает при побуждении взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности. Основным при узнавании предметов является форма. Заинтересованность учебным материалом слабая. Информацию воспринимает по необходимости, не умеет делать элементарные выводы.

Средний: у ребенка есть интерес к предмету, бережно относится к природе, с гордостью говорит о своем крае, видит основные признаки объектов, замечает сезонные изменения в природе, может делиться своими  наблюдениями и впечатлениями. Основным при узнавании объекта является не только форма, но и цвет, и структура, видит связь между внешними признаками предмета и его назначением, может аргументировать свой ответ.

Высокий: ребенок активно интересуется предметом, эмоционально откликается на новый материал, с гордостью говорит о своем крае, видит основные признаки объектов, замечает сезонные изменения в природе, может делиться своими наблюдениями и впечатлениями. Самостоятельно ставит перед собой цель исследования и старается самостоятельно ее достичь. Способен сам делать выводы, стремится узнавать новое, имеет представления о разных отраслях науки: экология, история и пр.

Тематическое планирование

Сентябрь

1        Экскурсия «В гости к книгам».        Знакомство с залами и фондом библиотеки.        

2        Беседа «Что мы Родиной зовём». Чтение стихов сибирских поэтов.  Отгадывание и придумывание загадок о Новосибирске и Новосибирской области. Рисунок «Мой любимый город».        

3        Интерактивное занятие «Наши предки- Русичи. Путь в Сибирь.»

Встреча с Мишкой Чевостиком.

4        Беседа «Моя семья». Составление родословной. Рисунок «Моя семья».

Октябрь

1        Интерактивное занятие «Мой-дом моя крепость. (1-й понедельник октября- День Архитектуры.)

Просмотр и обсуждение презентации «Дома мира. Известные дома г. Новосибирска». Изготовление Домика.

2        Интерактивное занятие         «Семейный уклад наших предков». Обсуждение презентации, рассматривание книг.        

3        Громкие чтения «Быт и традиции разных народов в сказках Сибири.        Викторина по сказкам, просмотр мультфильма, рисуем героя народных сказок.

4        Интерактивное занятие «Как природа богатырей накормила». Обсуждение презентации «Тайга-кормилица». рассматривание круп, овощей и плодово-ягодных культур, отгадывание загадок о продуктах питания. Рисунок «Мой обед».        

Ноябрь

1        Мастер –класс «Русские народные игрушки». Рассматривание народных кукол. Изготовление куклы Пеленашки.        

2        Интерактивное занятие «Посуда наших предков».        Рассматривание посуды из дерева, лыка, бересты, керамики. Роспись посуды.        

3        Интерактивное занятие         «Сказки старого портного».        По книгам Константиновского М. «Как ткани ткут и нити прядут», Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла». Обсуждение презентации «Одежда народов Сибири», рассматривание ниток и материалов.        

4        Интерактивное занятие        18 ноября –День рождения Деда Мороза. Новый год в Новосибирске.        

Декабрь

1        Интерактивное занятие «Как появились Новогодние игрушки». Чтение и обсуждение историй о стекле, рассматривание витражей метро.

2        Интерактивное занятие        Русский народный костюм.         Просмотр и обсуждение презентации. Рассматривание костюмов Деда Мороза и Снегурочки.

3        Мастер-класс «День медведя».        13 декабря-День медведя. Просмотр и обсуждение презентации. Изготовление медвежонка.        

4        Познавательное занятие «День рождения Новогодней ёлки».        20 декабря- День рождения Новогодней ёлки. Рассматривание шишек хвойных растений, изготовление ёлочки в технике оригами. Чтение сказок стихов о ёлочке.        

Январь

1        Познавательное занятие «Метро-подземная дорога».        7 января-день Новосибирского метро.

Ребята узнают историю строительства метрополитена, вместе с Незнайкой спустятся в Новосибирское метро, вспомнят правила поведения на эскалаторе, на станции, при прохождении через турникет, прослушают отрывки из книг Л. Матвеевой «Шесть тетрадок», Н. Закусиной «Мой город золотой», посмотрят отрывки кинохроники о строительстве метро в Новосибирске. В конце занятия малыши нарисуют свой поезд для Новосибирского метрополитена.         

2         Громкие чтение         «Знакомство с Городовичком». Ребята прослушают отрывки из книги писателя- сибиряка Ю. М. Магалиф «Волшебный рожок или приключения Городовичка», нарисуют портрет главного героя книги, рассмотрят мягкую игрушку Городовичок. Из презентации узнают интересные факты об истории города Новосибирска.        

3 Рисуем герб города Новосибирска «Герб и флаг».        Ребята познакомятся с историей герба и флага, послушают отрывок из произведения Павлова С.П. «Неизвестные воспоминания о Царской семье» рассказ «Как хитрый старик императору соболя подарил и с собой его увез. Подарок сибиряка.», совершат видео прогулку по парку «Городское начало», рассмотрят герб Сибирской губернии и современный герб нашего города. В конце встречи ребята нарисуют герб города Новосибирска.

4        Литературная игра по сказкам Ю.М. Магалифа «Путешествие с Жаконей». 28 января –День памяти Ю.М. Магалиф. Дидактическая игра «Как Жаконя работу выбирал…»

Февраль

1        Познавательное занятие «Что такое наука. Путешествие в Академгородок». 8 февраля-День науки. Рисуем робота. Ребята послушают отрывок из произведения Зубкова Б. «Всё равно тебя поймаю» о пользе изобретений, побывают на фото экскурсии в Новосибирском Технопарке.

2 Краеведческий музей. История лампочки.        Фонари на улицах Новосибирска. Обсуждение и просмотр презентации и видео ролика. Изготовление фонарика.

3 Краеведческий музей. История часов.        Обсуждение и просмотр презентации и видео ролика. Дидактическая игра, «Который час», знаменитые часы Новосибирска.        

4        Викторина         «Вопросы и ответы» по интересным местам г. Новосибирска.                

Март

1 Мастер-класс «Самолёт».        Урок памяти «Земляк, которым мы гордимся …»        6 марта –День рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина.

2 Видео экскурсия «Новосибирский ипподром». Изготовление лошадки.

3 Видео экскурсия «Ботанический сад Новосибирска». Мастер класс- цветок.        

4 Познавательное занятие «Водоёмы Новосибирской области».        22 марта Всемирный День воды. Дидактическая игра рыбалка. Изготовление рыбки в технике оригами.        

Апрель

1        Познавательное занятие        Новосибирский зоопарк        Презентация познакомит с историей Новосибирского зоопарка. На занятии ребята прочитают отрывки из книг о животных, поиграют в дидактическую игру «Угадай-ка», отгадают загадки о животных и птицах, нарисуют своих любимых зверушек.        

2        Познавательная игра «Москва-столица нашей Родины».

3        Познавательное занятие «Города Сибири». Путешествие с Бибишкой.        

4        Виртуальное путешествие         «7 чудес России». Знакомство с самыми известными местами в нашей стране и озером Байкал.

Май

1        Экологическая тропа «Здравствуй, лес!»        Просмотр презентации, дидактическая игра по книгам А. Плитченко и Дмитриева Ю.Д. «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».         

2        Познавательное занятие «Первые школы в Новосибирске».        24 мая – День славянской письменности.

3        Итоговое занятие «Умники и умницы»        

4       27-мая Всероссийский день библиотек. Праздник в библиотеке.

Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группыПроект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Время реализации: апрель 2019г.

Проблемы проекта Современные дошкольники любят смотреть на вечернее небо, на звёзды. Кто — то просто восхищается их красотой, кто — то о чём — то мечтает, кто — то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос. Поэтому дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересует детей. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Посмотреть проект

Цель:

  • сформировать у детей представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.
  • способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи

  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
  2. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
  3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,
  4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
  5. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Дети:

— Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

— Воспитания патриотического чувства дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым.

— Повышение уровня мотивации к занятиям.

— Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Родители:

— Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.

— Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

— Становление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

— Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно — исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

— Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.

Этапы реализации проекта:

  1. этап Подготовительный (организационный) Определение темы проекта; Формулировка цели и определение задач; Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями. Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото — и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о космосе, планетах, космонавтах, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.). Составление плана основного этапа проекта.
  2. Основной этап.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие», «Космонавты», «Больница для космонавтов»; Беседы «Завтрак космонавта», «Поведение за столом и питание космонавтов».

Познавательное развитие: беседы «Что такое космос», «12 апреля – День космонавтики», «Что такое Солнечная система», «Семья планет», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник земли», «Белка и Стрелка – животные космонавты», «Первый в космосе»; ситуативные разговоры: «Особенности защиты человека в космосе», «Завтрак космонавта», «Если был бы я космонавтом», «Какие предметы нельзя брать в космос и почему?», «Почему солнце светит и греет», «Почему днем не видно звезд», «Кого берут в космонавты?» «Почему Луна не падает на Землю»; ОД ФЦКМ «Космос», «Высоко к звёздам», «Земля – наш дом во вселенной», «Земля – живая планета», Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Угадай созвездие», «Устрани пробоину», «День, ночь – сутки прочь», «Разрезные картинки», «Собери ракету по частям», «Что сначала, что потом», «Найди свою планету», «Найди лишнее», «Правильно расставь планеты», «Найди тень», «Подбери словечко», «Что лишнее и почему», «Почему в космос летают на ракете», «В обсерватории», «Планеты», лото «Космос». Конструирование: Конструирование из строительного материала из строительного материала: Ракета, «Самолёты», «Космодром»; Оригами – ракеты,; рассматривание иллюстраций, видео, посещение планетария, чтение познавательной литературы, рассматривание энциклопедий о космосе., игры – лабиринты о космосе. Викторина «Что мы знаем о космосе»; Просмотр мультфильмов «Тайна третей планеты», «Белка и Стрелка «, просмотр презентаций «Космос», «Планеты солнечной системы», выкладывание картинок из счетных палочек, собирание пазлов на тему: «Космос».

Речевое развитие: ОД «Космос», Чтение художественной литературы: «Первый в космосе» В. Бороздин. Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях», Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», Сказка народов Сибири «Небесный олень», «Дедал и Икар» — древнегреческий миф, загадки о космосе. Д/И по развитию речи «Найди картинке место», «Составь рассказ», «Пойми меня», «Распространи предложение», «Кто больше назовёт действий», индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот»

Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Звёздное небо», «Жители других планет», рисование на песке, манной крупе, «Космический сон», «Лунный пейзаж»; Лепка «Космонавты», «Планеты солнечной системы», Аппликация «Звёзды и кометы», «Космос» – коллективная работа. Слушание музыки о космосе, слушание песен «Трава у дома», «Притяжение Земли»;

Физическое развитие: Пальчиковые игры: «Космонавт», «Космос», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», Подвижные игры: «Космонавты», «Самолёты», «Солнце и планеты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Ракетодром», «Космическая эстафета»

Работа с родителями: Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта. Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о космосе); Проведение консультации по темам: «Знакомим ребёнка с космосом»; Оформление папки – передвижки: «12 апреля Международный День Космонавтики», «Первые космонавты»

Итог проекта:

  • Коллективная работа «Космос»,
  • Выставка детского творчества «Космос глазами детей»
  • Викторина «Что мы знаем о космосе»

В результате планомерной, систематической работы над проектом дети получили возможность показать все свои знания и умения, которые приобрели в ходе проекта, могут проявить фантазию и творчество, выдумку. В процессе реализации проекта у детей обогатился и словарный запас, расширились знания и представления о космосе.

Сквозная тема:

ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР

Лексическая тема:

66.Бытовые сказки.

Тема урока:

«Айога» (нанайская народная сказка)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или

по готовому плану/инсценирование.

2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).

Развитие

навыков:

1.2 Пересказывание произведения.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Узнать о бытовых сказках и её героях.

Большинство учащихся смогут:

Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения

принятых обществом норм.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Подтверждать свое мнение отрывками из текста.

Рассказать об отличиях бытовых сказок.

Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок

иллюстраций.

Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Придумать и нарисовать свой конец сказки.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Сказки народные и авторские, волшебные, бытовые, сказки о животных.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли гордиться красотой?

— Какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нарушают люди,

отказываясь помогать своей маме?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

— самопознание

— познание мира

— музыка

— изобразительное искусство

— трудовое обучение

— музыка

— физическая культура

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

1-5 мин

Актуализация знаний.

— Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки».

(К) Инсценировка диалога (подготовленные дети).

— Бабушка, расскажи мне сказку.

— А какую хочешь сказку, внучек?

— Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Учитель предлагает детям рассказать, какие бывают сказки.

(Г) Работа в группах. Составление постера «Сказки».

СКАЗКИ

/

волшебные о животных бытовые

Изучение основ теории литературы.

Вывод: Сказки — это один из жанров устного народного

творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.

Целеполагание.

Листы бумаги,

фломастеры

5-14 мин

Опрос домашнего задания.

Критерии успеха

Цель нашего урока – научиться:

— читать вслух правильно, сознательно и выразительно;

— составлять план произведения;

— пересказывать произведение по составленному плану.

Середина урока

1424 мин

Работа по учебнику.

Организация восприятия нового материала.

(К) Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Можно ли гордиться красотой?

(П) Отгадывание загадки «Расшифруй слово».

Используя знаки под буквами, расшифруйте слово.

(Айога)

М О Ж Н О Г О Р Д И Т Ь С Я К Р А С О Т О Й ?

phpPrpZyY moj urok 1phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 3phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 2phpPrpZyY moj urok 8phpPrpZyY moj urok 9phpPrpZyY moj urok 10phpPrpZyY moj urok 11phpPrpZyY moj urok 12phpPrpZyY moj urok 13phpPrpZyY moj urok 14phpPrpZyY moj urok 15phpPrpZyY moj urok 16phpPrpZyY moj urok 17phpPrpZyY moj urok 18phpPrpZyY moj urok 19phpPrpZyY moj urok 20phpPrpZyY moj urok 21phpPrpZyY moj urok 22

phpPrpZyY moj urok 23phpPrpZyY moj urok 24phpPrpZyY moj urok 25phpPrpZyY moj urok 26phpPrpZyY moj urok 27

(К) Работа с пословицами. Учащимся предлагается прочитать пословицы в учебнике и сделать вывод, какой темой они объединены и в чем заключена настоящая красота человека.

(Г) Исследовательская работа. Поиск информации.

— Литературное произведение, с которым мы сегодня

будем работать, называется «Айога».

— К какому жанру относится это произведение? (сказка)

— Верно, это нанайская народная сказка.

Подготовка к восприятию текста. С л о в а р н о — л е к с и ч е с к а я р а б о т а.

Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях.

Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири.

Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России.

Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.

Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства.

Малица – меховая двуслойная одежда глухого покроя.

Стойбище – стоянка кочевников.

Первичное восприятие текста сказки.

Аудиопрослушивание сказки «Айога».

(К) Проверка понимания текста сказки.

Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста)

– Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?

– Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
– Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)

– Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)

– Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.) Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)

– А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)

– Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)

– Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)

– А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

(К) Раскрытие основной мысли текста. Оценивание поступков героя (описание внешнего вида, поступков героя).

– Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)

– С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)

– Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)

– Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни)

Работа в тетради.

(П)Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек.

(К)Учащиеся составляют синквейн об Айоге.

1) Айога.

2) Самовлюбленная, ленивая, грубая, эгоистичная.

3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.

4) Не помогала своей маме.

5) Одиночество.

Учебник

Слайд

Презентации

http://www.hobo

bo.ru/media/audi

o/item/ayoga

Тетрадь

2426 мин

Физминутка «Семья».

Расскажите мне, ребята,

Как денек вы провели?

— Все расскажем по порядку:

Утром делали зарядку и для тела, и для глаз.

— Как?

— Вот этак, вот так!

А потом?

— Дружно, весело играли.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— В бассейне мы купались, плавали, плескались.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— Мы на улице гуляли, за природой наблюдали.

— Как?

— Вот этак, вот так!

— А потом?

— Мы устали, на кроватках отдыхали.

Конец урока

26-38 мин

Работа над содержанием произведения.

)Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, расположить их в правильном порядке и составить план для пересказа сказки по иллюстрациям.

Работа в тетради.

Учащиеся соединяют начало пословиц с концовкой.

Раскрашивают текст пословицы, которая подходит к сказке.

(К) «Мозговой штурм». Можно ли хвалиться красотой? – Какая бывает красота у человека? (внутренняя и внешняя)

Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет. О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому? Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

(К) В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.

– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.

– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)

– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)

– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)

Учебник

Тетрадь

Учебник

3840 мин

Итог урока. Рефлексия.

— Что важнее: внешние качества человека или внутренние?

— Как вы считаете, что делает человека красивым?

Закончите предложение:

Красивый человек — это человек, который… .

— Чему учит сказка «Айога»?

К какому виду сказок относится эта сказка? (Бытовая).

Домашнее задание. Пересказ сказки по готовому плану.

  • Сказки народов россии видео
  • Сказки народов мира кто написал
  • Сказки народов мира итальянская сказка
  • Сказки народов мира топ
  • Сказки народов индии 3 класс читать