Сказки народов севера ямала

Активные, талантливые выходцы тундры гордость коренных народов севера для знакомства новых поколений салехардцев с историей и культурой коренных малочисленных

Активные, талантливые выходцы тундры – гордость коренных народов Севера

Для знакомства новых поколений салехардцев с историей и культурой коренных малочисленных народов Севера Ямала мы продолжаем публикацию коротких биографий известных представителей КМНС ЯНАО. 

Немало представителей коренных малочисленных народов Севера региона стали заслуженными тружениками, кавалерами трудовых наград, известными управленцами, и все они внесли вклад в формирование социальной, культурной жизни, экономики и промышленности автономного округа. А их потомки, ученики и последователи продолжают воплощать ранее достигнутое в наши дни.

Неркаги Анна Павловна (ненка, родилась 15 февраля 1951 года в чуме, в горах Полярного Урала, административно эта зона относится к посёлку Лаборовая Приуральского района). В 1970 году окончила среднюю школу-интернат в посёлке Аксарка и поступила в Тюменский индустриальный институт. С 1975 по 1976 год работала методистом в Тюменском областном управлении культуры, тогда начала писать о людях тундры. На начинающую писательницу обратил внимание Константин Лагунов, известный тюменский прозаик, который и вывел Анну Неркаги в большую литературу.

В 1977 году издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» выпустило первую повесть Анны Неркаги «Анико из рода Ного», затем журнал «Урал» опубликовал повесть «Илир». Эти произведения принесли ей всесоюзную известность. Повесть «Белый ягель» появилась после значительного перерыва в 1995 году, первоначально в альманахе «Под сенью Нохар-Юха». Последние на сегодня произведения Неркаги – повесть «Молчащий» (1996 г.) и сборники фольклора ненцев. Произведения Анны Неркаги переведены на ряд иностранных языков. 

В середине семидесятых Неркаги вернулась из Тюмени в Лаборовую, где и живёт сейчас, создав этническое стойбище «Земля Надежды». С 1978 года является членом Союза писателей СССР – РФ, лауреат многочисленных литературных премий. Неркаги выдвигалась несколькими российскими университетами на соискание Нобелевской премии по литературе.  Ей присвоено звание «Почётный гражданин ЯНАО», в 2021 году награждена региональным знаком «За заслуги перед Ямалом». 

Харючи (Яндо) Галина Павловна (ненка, родилась 10 марта 1953 года в Юрибейской тундре на Гыданском полуострове). В 1971 году окончила Гыданскую среднюю школу-интернат. Затем училась в Салехардском национальном педагогическом училище. В 1974-м поступила на историко-филологический факультет (историческое отделение) Тюменского государственного университета, который окончила в 1981 году. В 1994–1997 годах – соискатель, затем аспирант Томского государственного университета; кандидатскую диссертацию защитила 21 декабря 1999 года. Работала в образовательных учреждениях автономного округа и прошла путь от воспитателя до директора санаторно-лесной школы Салехарда.

С 1990 года трудилась в научных учреждениях ЯНАО. В 2005–2008 годах – ведущий научный сотрудник Ямальского филиала Института истории и археологии Уральского отделения РАН. В 2010–2011 годах – заведующая отделом этнологии коренных малочисленных народов Севера Научного центра изучения Арктики. Харючи издан ряд научных исследований по материальной и духовной культуре ненцев-оленеводов. 
За многолетний добросовестный труд, вклад в развитие науки и популяризацию гуманитарных знаний Галина Харючи награждена почётными грамотами, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ей присвоены звания «Заслуженный деятель науки Ямало-Ненецкого автономного округа», «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», «Ветеран труда Российской Федерации».

Евай Александр Вадетович (ненец, родился в 1955 году в посёлке Сюнай-Сале Ямальского района). В 1978 году окончил Тюменский инженерно-строительный институт, в 1986 году – Свердловскую высшую партийную школу. После окончания института работал мастером треста «Ямалгражданстрой». С 1979 по 1990 год работал в комсомольских и партийных органах округа, избирался первым секретарём Приуральского райкома комсомола, секретарём Тазовского райкома партии. С 1990 года – помощник народного депутата РСФСР. С 1992 по 1998 год – начальник регионального отдела Госкомсевера России в Ямало-Ненецком автономном округе. С 1994 года – исполняющий обязанности, с 1995 по 2010 год – президент окружной ассоциации «Ямал – потомкам!». В 2000, 2005, 2010 годах избирался депутатом Законодательного Собрания ЯНАО. 

Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, многочисленными почётными грамотами. В 2006 году его имя занесено в книгу «Лучшие люди России».

Сязи Антонина Макаровна (ханты, 1953–2019 г.). Родилась в селе Катравож Приуральского района в оленеводческой семье. Окончила Салехардское педагогическое училище и филологический факультет Уральского государственного университета им. Горького, отделение «История искусств», аспирантуру Тюменского государственного университета. В 1995 году защитила диссертацию на тему «Современное декоративно-прикладное искусство ханты Ямало-Ненецкого автономного округа». 

Работала учителем вспомогательной школы посёлка Горки Шурышкарского района, где организовала студию народно-декоративного искусства, затем методистом, старшим научным сотрудником, заведующей сектором фольклора окружного Дома культуры народов Севера. С 1990 года – заведующая лабораторией этнографии и этнолингвистики Ямала Института проблем освоения Севера СО РАН. Затем возглавляла Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера. При её непосредственном участии в Салехарде и округе проведены многие фольклорные фестивали. 

Антонина Сязи – художник-мастер в традиционных жанрах работы с сукном, мехом, кожей и бисером. Участвовала во всесоюзных, республиканских и международных выставках. Многие работы хранятся в музеях Тюмени, Салехарда, а также в частных коллекциях России, Канады, Чехословакии и Германии. Кандидат исторических наук, член Союза художников России, обладатель знака «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремёсел ЯНАО». 

Лонгортова (Хартаганова) Зинаида Викторовна (ханты, родилась в 1962 году в селе Кушеват, Шурышкарского района). Училась в Горковской средней школе-интернате. В 1983 году окончила Салехардское педагогическое училище им. Анатолия Зверева. В 2000 году – Санкт-Петербургский университет им. 
А. Герцена. В 1989 году приглашена работать переводчиком с ханты языка в ГТРК «Ямал» г. Салехарда, в настоящее время работает в АНО «Ямал-Медиа». Пишет на ханты и русском языках. Ею выпущены несколько книг, а также снят ряд документальных и художественных фильмов. 

Награждена дипломом литературной премии имени чукотского писателя Юрия Рытхэу за книгу «Монщан мув – Земля сказок», лауреат российской премии имени Виктора Голявкина, победитель четвёртого открытого международного евразийского литературного конкурса в категории «Литературное произведение», лауреат международного конкурса «Национальная литературная премия Золотое перо Руси – 2016», лауреат региональной литературной премии «Книга года – 2016». Победитель литературного конкурса ЯНАО на ханты языке им. Прокопия Салтыкова в 2017 году. Лауреат премии губернатора ЯНАО «За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера».

Ветеран труда, ветеран Ямала, член Союза журналистов России, имеет почётное звание «Заслуженный работник культуры ЯНАО». Мастер декоративно-прикладного искусства ЯНАО, член интернационального Союза писателей России, член правления Союза журналистов Ямала и России, член правления международного движения писателей АФУЛ, член правления национально-культурной автономии ханты «Пулнгават», член Общественного совета при департаменте КМНС ЯНАО.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)

Творческий и познавательный проект

«Ямал – мой край родной».

для детей старшего дошкольного возраста (5 — 7лет)

Образовательная область «Познавательное развитие»

                                                                      Воспитатель: Рижко С.Г.

п. Правохеттинский

2018-2019 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

 «Ямал – мой край родной».

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И.Истомин

          Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: краткосрочный

Длительность проекта: 3 недели (09.03 – 20.03. 2019г.)

Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Актуальность проекта:

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2019-2024 годы»

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе выше изложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации — ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности — сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Основными формами работы являются:

— создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой поселок -Правохеттинский», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

— родительские гостиные «Фольклор народов Севера»;

— выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Ямал»;

— создание картотеки подвижных игр народов Севера;

— создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

— спортивный праздник «День коренных народов Севера»;

— составление перспективно – тематического плана по теме.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (фото — выставка «Мой Северный край», создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера», «Писатели Севера», стенгазеты, создание сборника «Писатели народов Севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)

2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). Родители воспитанников станут активными участниками реализации проекта.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Программное содержание

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.

Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.  

Молодые города округа — Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.

Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.

Расширять представление о родном городе: чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города.

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера.

Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют.

Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.         

Ознакомление с художественной литературой

Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.

Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.

Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Ознакомление с природой родного края

Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.

Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.

Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширить представления об обитателях северных водоемов.

Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе

Художественно-творческая деятельность

Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Сформировать системное представление о Северном крае.

Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.

Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

                    ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Ямал – мой край родной!».

Ознакомление с художественной литературой

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Художественно-творческая деятельность

музыкальная

театральная

изобразительная

Что нам стоит чум построить? 

 П.С.: Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

Занятие-путешествие «Чум»

П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Слушание музыкального репертуара:

 «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка

Театральная игра «Каслание»

П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера

«Стойбище»

П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой.

Пересказ ненецкой сказки

«Два оленя».

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

«Благородное животное Севера – олень»

П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая»

П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера.

Чтение ненецкой сказки «Айога».

П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Путешествие по Сибири.

П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае.

Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов.

Инсценировка сказки «Айога»

П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами.

Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме»

П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму.

Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Охота в жизни северных народов»

П.С.: Сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове

Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова)

П.С.:  Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

Театрализованная игра «Гордый карась»

П.С.: Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками).

Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Совушка – сова (рисование) 

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

«На полярном круге…»

П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Музыкально-литературная композиция «Ямал мой необыкновенный!».

П.С.:  Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа.

Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.

Самовыражение детей в театральных этюдах.

Объемная аппликация «Герб ЯНАО» 

П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю.

          Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В детском саду создан мини-музей «Моя родина ЯМАЛ». В группе оформлен уголок Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Совместно с коллегой разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

В занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» мы знакомили детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях.

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, спортивные мероприятия. Принимаем участие в городском конкурсе «Мой Северный край», где мы являемся неоднократными победителями.

Результат:

Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

   Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

                                              Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» — Стихи Л.Г. Ефремовой
  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.
  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ 5 КЛАССА

Рабочая программа составлена на основе программы по культуре народов Ямала учебного курса для 5-7 класс. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.: _Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007

Учебники: Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. Учебник 5-7 классы. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Попов Ю.И, Цымбалистенко Н.В.Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник 5-7 классы. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия. 5-7 классы. Составители Ю.И Попов, Н.В.Цымбалистенко. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Общая характеристика учебного предмета

«Культура народов Ямала» – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и относится к национально-региональному компоненту. Она направлена на формирование этнокультурной компетентности обучающихся.

Рабочая программа предусматривает изучение культуры народов Севера (ханты, коми, ненцы, селькупы, манси) на основе единых подходов, исторически сложившихся в системе школьного образования и воспитания. В основе содержания программы положен принцип историзма, что обусловлено необходимостью осмысления истоков возникновения традиционной культуры северных народов, длительного пути их развития. Принцип вариативности предусматривает возможность реализации различных подходов с учетом конкретных задач и направленности класса. Принцип интеграции предполагает рассмотрение курса «Культура народов Ямала» в общей системе предметов эстетического и этнического цикла, т.к. программа раскрывает близость различных видов искусства и ее практическую направленность.

Цели курса:

Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала.

Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам.

Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала.

Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

Изучение учащимися основ культуры коренных народов способствует решению следующих образовательных и воспитательных задач:

Приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов). Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).

Формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры.

Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера, привитие им основ экологической культуры.

Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.

Ознакомление учащихся с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.

Помощь учащимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов. Приобщение детей к простейшим трудовым процессам (обработка дерева и бересты, аппликации из ткани и сукна, создание орнаментов и т.п.).

Курс «Культура народов Ямала» тесно связан с другими учебными дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), на уроках курса формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием курс обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих курса «Культура народов Ямала» – творчество учащихся. Творческие работы различных видов способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате изучения курса у школьников будет формироваться ответственное отношение за сохранение природных и культурных богатств своего края, экологическая и культурологическая грамотность. Учащиеся будут выполнять правила поведения в мире природы и людей, понимать значение уважительного и внимательного отношения к людям другой национальности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Культура народов Ямала» относится к предметам регионального компонента общеобразовательных школ Ямало – Ненецкого автономного округа. В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Культура народов Ямала » отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

обретение чувства любви к малой Родине, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам;

воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;

приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, уважения к их труду;

понимание ценности семьи в жизни человека, осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

принятие навыков нравственного поведения с людьми разных национальностей, в обществе, в быту, в природе.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

понимание ключевых проблем народов Ямала;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

приобщение к дyxoвнo-нpaвствeнным цeннocтям литературы и культуры других народов, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями русского народа;

осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать текст, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии Ямала через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;

умение работать с разными источниками информации: учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями.

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ – 4 часа

Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Растительный и животный мир. Основные города округа и богатство недр.

Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые). Краткий исторический очерк. Старые названия народов. Вхождение этих народов в состав Российского государства. Понятие об особой культуре народов Севера.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА-4 часа

Понятие о кочевом образе жизни. Основные занятия кочевников (оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота). Роль оленя и собаки в жизни кочевника.

Понятие о каслании. Средства передвижения (разновидности нарт). Устройство жилища (чума). Питание и одежда кочевников. Мужские и женские обязанности в тундре. Воспитание детей. Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяженииXX века.

ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ЯМАЛА-12 часов

Понятие о фольклоре (устном народном творчестве). Различия между фольклором и литературой. Особенности фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию, вариативность, анонимность, устный характер бытования). Фольклор обобщение мудрости народа. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки, их сходство и различия с аналогичными жанрами в славянском фольклоре.

Творческая работа: составление сборника ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок.

Понятие о сказке как о фольклорном жанре. Классификация сказок (бытовые, волшебные, о животных). Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю). Понятие об аллегории (животные как носители определенных человеческих качеств). Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке. Сюжетная структура сказки. Сходства и различия сказок коренных народов Ямала с русскими и европейскими сказками. Сказители сказок у коренных народов.

Собиратели фольклора на Ямале. Литературные сказки и их авторы.

Итоговая работа по фольклору народов Ямала: конкурс чтецов и сочинителей сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА-6 часов

Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент — своеобразный культурный код коренных народов Ямала. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Аппликация из ткани и сукна. Детские игрушки (кукла нухуко у ненцев, кукла акань у хантов).

МУЗЫКА, ПЕСНИ И ТАНЦЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА-4 часа

Музыка, ритм, песня, танец как выражение духа и темперамента народа.

Основные музыкальные инструменты народов Ямала: пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапал и нарасыох (струнные инструменты), полян (дудка), чипсан (свистулька), сярган (деревянная трещотка), курай (дудка), гармонь-тальянка и др. Их функции и употребление.

Песня как источник изучения культуры народа. Многообразие песен у коренных народов Ямала: обрядовые (свадебные, похоронные и др.), бытовые, любовные, хороводные, дорожные, колыбельные, песни-сказания, эпические песни (ярабц и сюдбабц у ненцев), мужские и женские песни. Своеобразие исполнения песен у ненцев, хантов, селькупов. Способ исполнения песни и их исполнители. Выдающиеся исполнительницы ненецких песен (Полина Турутина и Елена Сусой). Сходство и различие песни северных народов с песнями других народов.

Особенности музыкальной культуры сибирских татар. Казачьи песни.

Современная песня северных народов и ее связь с музыкальной традицией прошлого.

Своеобразие традиционного танца коренных народов. Магический, ритуальный и эстетический компонент танца северных народов.

ИГРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА -2 часа

Игра как важнейший компонент культуры всех народов. Связь игры и работы, игры и воинской подготовки, игры и искусства. Специфика игр северных народов, ее роль в формировании физических качеств юноши. Воспитательное значение игры.

Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ- 3 часа

Повторение и закрепление изученного материала. Итоговый тест. Творческая работа по фольклору (размышления о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс

кол-во часов на год — 35, кол-во часов на неделю — 1

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Оборудование

Дата по плану

Дата фактическая

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

I триместр

Раздел 1. Введение -4ч.

1

Введение. Исторические сведения о Ямале.

1

Знакомиться с особенностями географии, климата, культуры ЯНАО. Сравнивает климатические условия, рассказывают о географическом положении округа. Характеризует культуру народов ЯНАО

Физическая карта России и ЯНАО

2

Растительный и животный мир.

1

Знакомиться с представителями местной флоры и фауны. Учатся работать с гербарием, дополнительной литературой, выступать с сообщением

Гербарий, презентация

3

Города и природные богатства округа

1

Знакомиться с историей основания городов и районов нашего округа. Характеризует местоположение городов на карте. Рассказывают о природных ресурсах округа

Презентация «Города нашего округа»

4

Народы, проживающие на территории округа

1

Знакомиться с особенностями культуры народов Севера.

Умеет самостоятельно работать с источниками информации по теме урока

Раздаточный материал «Коренные народы Севера»

Раздел 2. Образ жизни и занятия коренных народов Ямала-4 ч.

5

Хозяйственная культура жителей ЯНАО

1

Знакомиться с хозяйственной культурой народов Севера.

Называет основные занятия кочевников.

Узнает об образе жизни коренных жителей Севера. Определяет взаимосвязь климатических условий с образом жизни.

Видеофрагмент

6

Понятие о каслании. Традиционный транспорт.

1

Знакомиться с традиционным транспортом коренных жителей. Узнает о каслании. Определяет преимущества транспорта жителей Севера. Овладевает приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

Презентация

7

Устройство чума и его значение

1

Знакомиться с устройством чума. Сравнивают жилище ненца, ханта, селькупа. Характеризуют обязанности в чуме, совершенствуя навыки пересказа

Презентация

8

Изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении 20 века. Самостоятельная работа.

1

Знакомиться с переменами, происшедшими в кочевой жизни. Характеризуют изменения, совершенствуя навыки пересказа. Описывают изменения, произошедшие с коренными жителями Севера за последние десятилетия

Учебник

9

Понятие о фольклоре

1

Знакомиться с понятием фольклора. Характеризует различия между фольклором и литературой. Учатся составлять план параграфа

Аудиозаписи песен

10

Фольклор — обобщение мудрости народа

1

Учатся отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. Строить логическое рассуждение.

Презентация

11

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки

1

Знакомятся с жанрами фольклора. Характеризуют особенности жанров фольклора. Учатся находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, разграничивать понятия фольклор и литература

Фотографии с изображением растений и животных. Доп. литература

12

Малые жанры фольклора: заговоры, заклинания, обереги, считалки

1

Определяют понятия. Учатся выборочно просматривать учебный материал, работать в группах. Характеризуют особенности жанров фольклора

Раздаточный материал

13

Сборники пословиц, поговорок, загадок народов севера

1

Определяют связь литературных произведений с эпохой их написания, выявляет заложенные в них нравственные ценности. Учатся выступать перед аудиторией

Раздаточный материал

14

Понятие о сказке как о фольклорном жанре

1

Знакомятся со сказкой как с одним из видом фольклорного жанра. Учатся сопоставлять фольклорные и литературные сказки.

Презентация

15

Классификация сказок (бытовые, о животных, волшебные)

1

 Определяют вид сказки по названию. Характеризуют виды сказок. Учатся сопоставлять фольклорные и литературные сказки. Определять главного героя

Хрестоматия

16

Этическое содержание сказок народов севера

1

Знают содержание и описывают характер героев некоторых сказок народов Севера. Учатся составлять план, пересказывать

Презентация

17

Сюжетная структура сказки

1

Умеют выразительно читать, давать устный отзыв о произведении. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Учатся составлять план

Хрестоматия

18

Особенности сказок народов Ямала

1

 Приводить примеры из произведений фольклора. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Умеют вести диалог и осмысленно читать. Делать вывод об основных чертах жанра.

Хрестоматия

19

Собиратели фольклора на Ямале

1

Знакомятся с собирателями фольклора на Ямале.

Умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

20

Контрольная работа

«Фольклор народов Ямала»

1

Сравнивают жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа). Умеют объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной. Определяют умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Понимают ключевые проблемы изученных произведений и фольклора народов Ямала

Бланки с заданиями

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ЯМАЛА -6 ч.

21

Украшения одежды, оружия, средств передвижения народов Ямала

1

Знакомятся с видами одежды, средством передвижения коренных жителей Севера. Сравнивают стиль украшения одежды других народов. Характеризуют средство передвижение коренных жителей Севера, его роль.

Презентация «Виды национальной одежды»

22

Орнамент — своеобразный культурный код народов Ямала

1

Определяют понятие. Характеризуют растительный и геометрический орнамент, находят его отличия.

Умеют определять виды орнаментов в народном

искусстве

Презентация «Орнамент в искусстве»

23

Художественная обработка дерева и кости. Изделия из бересты

1

Сравнивают изделия из бересты, дерева, кости. Представляют и описывают основные элементы и виды обработки дерева и кости, изделий из бересты. Умеют самостоятельно работать с учебником

Презентация «Береста»

24

Аппликация из ткани и сукна

1

Определяют понятия «аппликация». Называют понятие «мозаика». Представляют и описывают основные элементы и виды декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала

Ткань разл. цвета, клей, картон

25

Детские игрушки у ненцев и ханты

1

Называют предназначение кукол нухуко и акань. Характеризуют детские игрушки коренных народов Севера. Называют их отличия

Учебник, презентация

26

Выставка-презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала»

1

Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Овладевают навыками самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач

Выставка работ учащихся

Раздел 5. МУЗЫКА, ПЕСНИ И ТАНЦЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА-4 ч.

27

Музыка, ритм, песня, танец

1

Сравнивают песни и музыку разных народов. Умеют разбираться в песнях и танцах народа Ямала

Учебник, аудиозаписи

28

Основные музыкальные инструменты народов Ямала

1

Называют основные инструменты (пензер, куйп, томран, тор сапал и других). Имеют представление о музыкальных инструментах. Умеют рассказывать о специфике данных музыкальных инструментах, определять на слух музыкальные инструменты

Презентация «Музыкальные инструменты народов Севера»

29

Песня как источник изучения культуры народа

1

Знают имена исполнительниц ненецких песен: Елена Сусой, Полина Турутина. Умеют определять жанр

народных песен коренных жителей Ямала. Характеризуют многообразие песен коренных народов, сходство и различие с песнями других народов

Аудиозаписи

30

Своеобразие традиционного танца коренных народов

1

Умеют выделять элементы ритуального и эстетического танца. Характеризовать своеобразие танцев

Презентация

Раздел 6. ИГРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА -2 ч.

31

Игра как важнейший компонент культуры всех народов.

1

Определяют специфику и своеобразие народной игры, её связь с работой и искусством коренных народов.

Умеют выделять в игре элементы обрядовых действий

Учебник

32

Виды игр у коренных народов

1

Характеризуют воспитательное значение народной игры. Владеют навыками организации и участия в народных играх. Уметь определять виды игр

Раздаточный материал

Раздел 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ -3 ч.

33

Повторение изученного материала

1

Понимают мир северной культуры, ключевых проблем народов Ямала. Характеризуют образ жизни и занятия коренных народов ЯНАО

34

Итоговая контрольная работа

1

Сравнивают фольклор народов Ямала, характеризуют декоративно-прикладное искусство народов Ямала. Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами

Бланки с заданиями

35

Творческая работа по фольклору

1

Называют особенности национальных героев. Умеют размышлять о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различии между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран. Умеют строить полный ответ, делать сравнительную характеристику

Цветная ткань, бумага, клей, картон, нитки

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443548-rabochaja-programma

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат

«Сеяхинская школа-интернат»

Инновационный проект

Тема: «Этнические
традиции и инновации в культуре народов Севера»

Автор:
Байханова Сайрагуль Ильясхановна

                                         
село Сеяха.2018г

Мудрый ненецкий народ

свято в сердце бережёт

все традиции былые –

детям их передаёт.

                     А. А. Арефьева.

Тема: «Этнические
традиции и инновации в культуре народов Севера»

Актуальность:

Общая для нашего времени тенденция
развития отечественной  педагогики по пути гуманизации и личностной
ориентированности особенно актуальна для воспитания и развития культуры народа,
историческая судьба которого складывалась на территории Ямальского района.
Данное обстоятельство делает проблему: сохранения этнических традиций 
ненцев значимой не только в научном отношении, но и в практическом.

Используя традиции коренного
населения в педагогической работе, мы получаем возможность приобщить подрастающее
поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно,
входят и ценности традиционные, этнические.

Введение культурологического
регионального компонента (культура народов Ямала), а также воспитательная
работа позволяет познакомить с нравственными устоями ненцев, которые будут
способствовать возрождению исторической памяти.

Соприкосновение с народным искусством и традициями,
участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость
за свой народ, поддерживают
интерес к его
истории и культуре.

Новым и,
весьма перспективным является введение положения о целесообразности учета народной
философии и традиционных воззрений этноса
на природу человека и его место в
окружающем мире, на становление и развитие личности, учет этнопсихологических
особенностей восприятия и стиля мышления.

Вот почему определяя направление
воспитательно — образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме
ознакомления с культурными традициями своего народа, оно обеспечивает формирование
духовных и нравственных ценностей.

                                    Цель 
инновации:
духовно-нравственное воспитание через приобщение
детей к культуре ненецкого народа, воспитание гордости за культурные традиции
этого субэтноса.

Задачи:

     Знакомство
с характерными признаками быта ненецкого народа;

     Нравственное
воспитание на основе ознакомления с правами и обязанностями ненецкого народа,
культурными традициями;

     Духовное
воспитание на основе использования традиций, обрядов и ремесел ненцев.

Направление работы:

   Культурологизация
регионального компонента в группах;

 
Создание
условий для духовно-нравственного воспитания в группах;

 
Организация
уголка, фотоальбомов «Памятные места», «Страницы истории»;

  
Подбор
зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного наглядного
материала, игровых атрибутов, дидактических пособий и прочее;

  
Работа
с родителями (домашнее задание детям, оформление необходимой информации);

   Проведение
диагностики;

 
Участие
в сборе информации.

 
Создание
системы диагностики
(обследование знаний и умений детей):

Анализ диагностических карт;

Беседы с детьми на предложенную тему;

Анализ самостоятельной деятельности детей;

Анализ поведения, игровой деятельности.

§ 
Использование
межпредметной интеграции, где воспитатель самостоятельно решает в рамках какой
темы (раздела) можно использовать предложенный информационный материал.

§  Умение
сочетать беседы
о народе
с экскурсиями в музей,
выставками, беседы с носителями культурных ценностей предков.

§ 
Умение
организовать соответствующую развивающую предметно-
пространственную среду этнокультурной направленности.

§ 
Умение
применять полученные знания при выполнении практических
заданий направленных на решение педагогических задач.

Культурологизация регионального компонента в
воспитательно-образовательном процессе

Организовывать регионально-ориентированную
деятельность детей (познавательную, игровую, поисковую).

Выбирать
наиболее
рациональные формы организации школьников в
зависимости от педагогической ситуации.

Создать
более благоприятные для здоровья детей условия.

Привлечь внимание родителей к культурным традициям, знаниям о своей ближайшей (малой)
родине
.

Ориентировка на
широкое использование знаний развивающих
предметно-пространственную среду этнокультурной
направленности.

Широкое
использование
специально подобранной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности;
углубленное
знакомство детей
( в
течении всего года) с
произведениями
отдельных ненецких авторов, через которые
дети
усваивали традиции
своего народа, нравственные нормы,
знакомились с обычаями, праздниками.

Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание альбомов и фотоколлажей по знаменательным местам.

Использование
фольклора, как культурно — этнографического комплекса, включающего
словесное музыкально-песенное, танцевальное,
игровое творчество и т.д.

Оптимальное
соотношение и сочетание
педагогических
мероприятий повседневной
жизни,
позволяющих
детям накопить  культурологические
впечатления, конкретные знания об
этнокупьтуре региона, с различного рода занятиями,
формирующими широкие и достаточно глубокие представления о
некоторых характерных признакам быта ненцев, с досугами, праздниками, вызывающими яркий
эмоциональный отклик.

Демонстрация одновременно как этнокультурную
специфичность предметов быта, материалов,
из которых они сделаны и способ их изготовления.

Организация
и создание развивающей предметно – пространственной среды, как условие
формирования представлений об этнической культуре. С этой целью создаются:

Уголок  «Я
люблю тебя, Ямал!»
(рисунки детей, оформление тематических выставок)

Библиотека
(пополняется
иллюстративными книгами, в которых герои изображены в национальных костюмах)

Школьный
чум

Творческая
мастерская
(разрабатывается
игровой и учебный материал, декорации, этнографические куклы, предметы
народного быта и т.д.)

Условия
развития инновации:

Культурологизация
развивающей предметной среды.

Этнокультурное
просвещение педагогов, воспитанников и родителей.

Основные
этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты.

Этапы

Содержание

Предполагаемый результат

1.Подготовительный
2016-2017уч.год

Создание
творческой группы;

Защита
образовательного проекта по проблеме инновации;

Создание
нормативно – правовой базы развития инновации;

Консилиум
по вопросам этнокультурного воспитания школьников;

Формирование
методической технологической модели «этнокультурного» просвещения родителей.

Библиографии
указатель актуальной информации по созданию инновации;

Комплекс
дидактических материалов по творческим интересам групп.

2.Технологический.

Апробация
концептуальной модели

2017-2018уч.год

Система
научно – методического сопровождения творческого поиска;

Разработка
и систематизация параметров этнокультурного воспитания;

Культурологическое
воспитание школьников – составная часть воспитательной работы.

Система
диагностических материалов по содержанию инновации;

Бланк
профессиональных знаний и умений по использованию регионального компонента во
всех видах деятельности школьника;

Система
работы с родителями.

3.Итоговый

2018-2019уч.год

Публикация
материалов из опыта работы.

Маркетинг
созданной системы.

Аналитические
материалы по качественной характеристике результатов;

Комплекс
учебно – методических пособий по обозначенной проблеме;

Аудио, видео,
мультиамедиа – материалы.

Перспективность: Воспитанники
вместе с воспитателями и другими педагогами ведут углубленный исследовательский
поиск, представляющий научный интерес, помогающий воспитать патриота, изучая
традиции ненецкого народа в разное историческое
время, культуру, его фольклор.

Перспективный план
мероприятий на 2018 – 2019 учебный год

Группа
«Хаерако» (Солнышко)
6 — 7 лет (1 класс)

№ п/п

Тема

Сроки

1

«Здравствуй,
интернат!» тематическая линейка

Сентябрь

2

«В
гостях у хозяйки чума» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного
материала)

Октябрь

3

«Семейные
праздники» (рассказы и рисунки)

Ноябрь

4

«Мои
родные» выставка рисунков

Декабрь

5

Чтение
сказок народов севера

«Сказка-ложь,
да в ней намёк»

Январь

6

Воспитательный
час «Мой дом – наведу порядок в нем»

Февраль

7

Викторина
«О наших бабушках, мамах, сестрах»

Март

8

Доверительная
беседа «Друг в моей жизни»

Апрель

9

Воспитательный
час «Спешите делать добро»

Май

Группа
«Ябдананго»
8
– 9 лет (1-2 классы)

№ п/п

Тема

Сроки

1

Праздник
красок и карандашей

Сентябрь

2

Викторина 
«Что за прелесть эти сказки»

Октябрь

3

Час
общения «Тепло семейного очага»

Ноябрь

4

Чудо
своими руками «У фантазии нет границ»

Декабрь

5

Конкурс
поделок «Короб чудес»

Январь

6

КВД
«Путешествие в мир танца» национальный танец

Февраль

7

Праздник
8 марта в чуме «В солнечном царстве, эстетическом государстве»

Март

8

Инсценированный
воспитательный час

 
«Чудеса народного искусства»

Апрель

9

Беседа
«Музей  весёлых затей»

Май

Группа
«Ялэмдад нумгы» (Полярные звезды)
10 – 12 лет (3-4 классы)

№ п/п

Тема

Сроки

1

Конкурс
рисунков «Мир глазами детей».

Сентябрь

2

Чудо
своими руками «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир».

Октябрь

3

Тематическая
линейка «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».

Ноябрь

4

Игровой
час  «Тропою сказок».

Декабрь

5

Беседа
«Встречают по одёжке, провожают по уму».

Январь

14

Беседа
«Мое и чужое в школьной жизни».

Февраль

16

Конкурс
на лучшую поздравительную открытку.

Март

18

Семейный
праздник «День рождения моей семьи».

Апрель

20

Беседа
«Цени прекрасные мгновенья».

Май

Группа
«Мебетако» 12-13лет (5-е классы)

№ п/п

Тема

Сроки

1

Удивительное
путешествие в тундру. Викторина «Ямал — ты мал, но дорог мне!»

Сентябрь

2

Беседа
«Родной
Ямал – заветный край России. Земля легенд и сказок старины.

Октябрь

3

КВД
«В краю родном, где отчий дом»

Ноябрь

4

Тематическая
линейка «Мыслью и сердцем всегда с тобой, мой Ямал!»

Декабрь

5

Практическое
занятие «
История
ненецкой куклы («нгухуко») и технология  ее изготовления».

Январь

14

Практическое
занятие «Благородное животное Севера – олень». Презентация.

Февраль

16

Беседа «Судьба
Ямала-матери судьба». Презентация.

Март

18

Воспитательный
час «Вся семья вместе,  так душа на месте».

Апрель

19

Рисунки
детей, оформление тематической выставки. Создание  уголка «Я люблю тебя,
Ямал!»

Апрель

20

«Память,
которой не будет конца»

Май

Группа
«Ямал тату» (Искры Ямала)
13 – 15 лет (6-7 классы)

Тема

Время проведения

1

Занятие-путешествие
 «Путешествие
в страну крайнего Севера».

сентябрь

2

Практическое
занятие. Объемная аппликация «Герб ЯНАО».

октябрь

3

Час общения «Моя
семья – мое богатство».

ноябрь

4

КВД « Малая
родина-Ямал».

декабрь

5

Беседа
«Северные тайны».

январь

6

Занятие-путешествие
«Чум как
модель мира
». «Этикет».

февраль

7

Тематическая линейка «Роль женщины в семье. Женственность.
Материнство».

март

8

Конкурс
национальной одежды «Мисс тундры».

(Конспект
внеклассного занятия с группой).

апрель

9

Воспитательный
час

«Вечер
памяти».

май

Группа «Ингудотако»
(Умники)   15-18 лет

Тема

Время проведения

1

Дискуссия
«Мое село Сеяха – село будущего».

сентябрь

2

Я
среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

октябрь

3

Этическая
беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

ноябрь

4

Как
научиться властвовать собой? (тренинг)

декабрь

5

«Конфликт
и способы его разрешения» (круглый стол)

январь

6

«Суровый
край-земля моей любви» посвященный творчеству Л.В.Лапцуя

(литературно-музыкальный
вечер)

февраль

7

«Никого
дороже нет…» (воспитательский час-презентация посвящен Дню матери).

март

8

Чтобы
радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

апрель

9

«Основы
нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность» (воспитательный
час)

май

Литература:

1.       Журнал
«Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные
ненцы)».

2.       Журнал
«Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

3.       Журнал
«Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».

4.       Журнал
«Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской.
№1, 2007г. «Хантыйская семья».

5.       Журнал
«Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры»,
фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».

6.       Журнал
«Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» — Стихи Л.Г. Ефремовой

7.       Сборник
песен «Мой дом Север» Н.Дудников.

8.       Сборник
песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.

9.       Сборник
«Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

10.   Сборник
песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

11.  Культура
народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень:
Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

12.  Фёдорова
Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.

13.   Шорыгина
Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008
г.

14.  Журавель
Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО
«Центр принт», 2003 .

15.  Северные
родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем
освоения Севера СО РАН, 2001.

16.  Серия:
«Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная
обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

17.   Хрестоматия
для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская
Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.

18.  Детские
подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

19.  Шесталов
Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград
«Детская литература». 1985.

20.  Ямал
– наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера»,
март 2003 г.

21.  Аромштам
М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых.
«Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.

22.  Борко
Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.

23.  Богун
П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное
пособие. Салехард 1993.

24.  Прокопенко
В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства
физического воспитания сургутских хантов.

25.  Соловар
В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.»
1997.

  • Сказки народов мира картинки рисунки
  • Сказки народов россии по мультфильмам студии пилот
  • Сказки народов россии в которых говорится о необходимости почитать родителей
  • Сказки народов мира рисунки детей
  • Сказки народов мира без автора чтобы можно было списать