Сказки на языке жестов

25.09.2021 18:55 общество нижневартовск автор: тельман бахышев, сергей зайкин, фото отрк югра на этой неделе отмечают международный день глухих

25.09.2021 18:55

#Общество

#Нижневартовск

Автор: Тельман Бахышев, Сергей Зайкин, фото – ОТРК «Югра»

На этой неделе отмечают Международный день глухих и Международный день жестовых языков. Это полноценные естественные языки, которые отличаются от разговорных. Всего в мире их используют более 200. В 2018 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила 23 сентября Международным днём жестовых языков. Конвенция о правах инвалидов признаёт и поощряет их использование. Они носят статус разговорных и обязывают государства-участники облегчать изучение и содействовать развитию языковой идентичности сообществ глухих.

По данным Всемирной федерации глухих в мире насчитывается 70 миллионов слабослышащих, в Нижневартовске их больше тысячи. Кто-то не слышит с рождения, а кто-то в зрелом возрасте утратил эту способность. Последним сложнее, потому что они не знают язык жестов.

Лазурко.jpg

Станислав Лазурко, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих: «Обращаются, мы конечно помогаем, вначале на базе именно алфавита, какие-то необходимые жесты и они учатся. Но этого мало, потому что мы учим жесты с детства. И надо знать все нюансы».

Станислав Лазурко научился жестам в интернате. С возрастом понял, что родители сделали правильный выбор, отдав его в специальную школу. Теперь сам помогает другим заговорить с помощью рук. С 2015 года он председатель регионального отделения «Всероссийского общества глухих». 

«Моя цель какая? Чтобы увидеть тех людей с нарушением слуха, чего-то они добились в жизни. И помочь нашей организации, тогда я очень рад. А когда человек ничего не добивается — мне как-то больно смотреть на это», — рассказывает Станислав Лазурко.

Григорий Пизык работает в цехе. Здесь он изготавливает различную мебель под заказ. Найти помещение Григорию помогли в обществе глухих. Недавно закупили новое оборудование. Здесь молодому человеку комфортно, работы много, самое главное, что она любимая.

Пизык.jpg

Григорий Пизык, мебельщик: «Сам в интернете ищу и заказываю. Если есть возможность позвонить, то обращаюсь либо в общество глухих к специалисту, либо к маме».

В «обществе глухих» Юлия Ермолаева работает сурдопереводчиком. Таких специалистов, как она, в Нижневартовске не так много. Ежедневно ей поступает как минимум 15 звонков о помощи.

Ермолаева.jpg

Юлия Ермолаева, сурдопереводчик: «Один человек может в течение дня несколько раз обратиться. И в магазин идут, если даже не понимают и куда вот, в поликлиники, в банки. Даже с полиции бывают обращаются. В соцзащиту, в МФЦ часто ходят и не понимают. Вот и обращаются в нашу визуальную службу».

Помочь дистанционно она не всегда может. По видеосвязи общается в основном молодёжь. Людей старшего поколения приходится сопровождать. Есть в организации ещё один сотрудник, у которого жизнь поменялась кардинально. Нурлан Нагиев раньше работал дворником в школе.

Нагиев.jpg

Нурлан Нагиев, заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества глухих: «Мне председатель «Всероссийского общества глухих» Станислав Лазурко предложил работать у него в обществе. Предложение было хорошее, замечательное. Я устроился туда, работал вначале в команде, общественную работу выполнял. После этого предложил мне стать заместителем председателя».

Сейчас Нурлан помогает в трудоустройстве, а ещё организовал творческую команду, которая поёт руками. Кстати, он тоже там выступает. В этом году Станислав Лазурко посоветовал Нурлану получить высшее образование. В Нижневартовском госуниверситете есть опыт обучения студентов с проблемами слуха.

Истрофилова.jpg

Олеся Истрофилова, декан факультета педагогики и психологии НВГУ: «Мы гарантируем и обеспечиваем сопровождение студентов, начиная с 1 курса до выпуска. Если есть сложности, например, взаимодействия общения, мы используем и средства связи: интернет, электронную почту и все мессенджеры. Если есть сложности перевода, то на занятии может присутствовать переводчик».

Кстати, в университете журналист ОТРК «Югра» познакомился с интересной парой. Дмитрий и Элла оба спортсмены: она — фитнес-инструктор, а он занимается лёгкой атлетикой. Два года, работая бок о бок, они не здоровались друг с другом.

Проботюк.jpg

Элла Проботюк, жительница г. Нижневартовска: «На протяжении двух лет я прихожу в зал и также мы в одно время работаем. И мы не здороваемся. Почему мы не здороваемся? В одном зале каждый день. Я подошла к его тренеру и говорю: «Почему Дмитрий со мной не здоровается?». Он так мне помахал, «привет» и ушёл. Я такая всё? Так вот типа привет?».

Он не говорит и не слышит, а она не даёт ему быть в тишине. Элла с первого дня общения с Дмитрием учится языковым жестам. Слушает онлайн-уроки в интернете. 

«Но всё равно это сложно. Если ты этого хочешь, если тебе это надо и человек тебе дорог, ты хочешь с ним общения. А не тишина, как они привыкли. Ты все равно берёшь и учишь, запоминаешь», — поделилась Элла Проботюк.

Станислав Лазурко вспоминает, что ему приходилось помогать таким парам в общении. Признаётся, влюблённые обнимаются и целуются в парке, а он сидит рядом на лавочке и переводит. Кстати, сами жестовые языки в разных странах не идентичны.

Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии Барбара Тверски провела открытую лекцию о том, что такое пространственное мышление и как мы с его помощью структурируем действительность, чтобы понимать ее. Также она рассказала об эволюционной функции языка жестов. Лекция прошла в рамках цикла «Встречи вне границ» от высшей школы «Среда обучения». Подготовили статью по мотивам выступления.

Сказки на языке жестов

Барбара Тверски

Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии.

Сказки на языке жестов

Зачем мы структурируем пространство

Структурировать — одно из любимых занятий мозга. Однажды родившись на свет, человек с помощью родителей разбирается в том, как все устроено. Потом он взрослеет и, в зависимости от того, насколько успешно родители провели его подготовку к самостоятельной жизни, упорядочивает хаос. А мир для личности — это всегда малоизученный беспорядок.

Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен знать, что он в безопасности и контролирует окружающее пространство.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн писал о структурном голоде — непреодолимом желании понять, чем нужно заниматься сейчас, завтра, через месяц или год. Если у нас нет хоть какого-нибудь плана, страх неизвестности начинает нас пожирать.

Мы осознаем себя как личность (это то, что Карл Юнг называл самостью) и меряем все по себе. Дюймы, футы, сажени, метры — все единицы измерения появились из-за желания измерить мир длиной шага, фаланги пальца, руки или ноги. Мы используем десятичную систему счисления, потому что у нас 10 пальцев на двух руках. Не было бы пальцев, наверняка мы жили бы в двоичной системе счисления.

И вот теперь, когда мы выбрали себя мерилом окружающей среды, мы можем структурировать пространство.

Для чего нужно пространственное мышление

Это инструмент для осознания себя и других людей и предметов вокруг.

Знание о пространстве фундаментально, оно влияет не только на наше восприятие окружающего мира, но и (неожиданно) напрямую воздействует на качество наших социальных связей.

Для выживания нам нужно пространство и возможность перемещаться в нем. Но немногие догадываются, что идеям также необходима свобода, потому что всякая мысль зарождается в пространстве.

Тело любого живого существа такое, какое есть, потому что в ходе эволюции при нем осталось только нужное для выживания. То, что не нужно, отвалилось. Например, человеку хвост больше не нужен, и на память о нем остался копчик.

Любой психолог или нейробиолог подтвердит: мы ничего не хотим просто так и не делаем просто так. У всего, в том числе у мыслей и желаний, есть эволюционные мотивы и причины. Другое дело, что ни мы лично, ни наука не можем их просто так взять и раскопать.

Помимо речи, один из способов зафиксировать и структурировать мысли (а значит, пространство) — использовать язык жестов.

Зачем мы жестикулируем?

Это наше эволюционное преимущество по сравнению с животными. И способ общения, и форма организации собственных мыслей.

Теоретически махать конечностями во время общения могут любые животные, у которых они есть. Но практически никто этого не делает (разве что приматы). Почему? Потому что жестикуляция — инструмент общения и осмысления окружающего мира для существ со сложной нервной системой. Такой сложной, как у человека.

  • Во-первых, жесты снижают когнитивную нагрузку. Перемножить два трехзначных числа в уме смогут многие люди. Те, кто просто визуализирует умножение в столбик в мыслях, испытают куда больше когнитивной боли, чем те, кто хотя бы порисует пальцем в воздухе, представляя перед собой доску. Те же, кто возьмет карандаш и бумагу, решат пример почти без труда. Жесты снимают перегрузку с нашего центрального процессора: все, что сложно держать в уме, можно зафиксировать или прожестикулировать в пространстве.

  • Во-вторых, если в решении какой-то задачи участвуют двое или больше людей, использование жестов превратится в более глубокую коммуникацию. Это работает, когда вы объясняете что-то собеседнику, а потом он объясняет что-то вам, и вы ищете решение.

Можно привести аналогию с обучением чему-то новому. Американский ученый, профессор инженерного дела Барбара Оакли в своих трудах о том, как мозг запоминает новую информацию, подчеркивает важность повторения. Изученную информацию, а тем более сложную, нужно повторно законспектировать. А лучше пересказать товарищу: когда мы пересказываем выученное посторонним, мы лучше запоминаем это.

Язык жестов: как это работает

В рамках эксперимента по изучению роли жестов в коммуникации двум группам студентов Стэнфорда, который не раз переживал сильные землетрясения, было предложено разработать максимально эффективный маршрут эвакуации, чтобы при чрезвычайной ситуации вывести из здания университета как можно больше человек.

Участники первой группы в парах достигали больших успехов в переговорах, чем собеседники из второй группы, где оппоненты не видели друг друга. Дело в том, что студенты из второй группы получали только вербальную информацию, без возможности увидеть жесты собеседников. Для них непростая задача усугублялась необходимостью визуализировать маршрут движения в пространстве без наблюдения иллюстративной жестикуляции партнера.

Такая коммуникация была закономерно менее эффективной. Так мы приходим к выводу, что каждый жест — это способ перевести речь обратно в мысль. Следовательно, жесты являются одним из критериев успешного диалога. Важно отметить, что люди жестикулируют по очереди — по аналогии с диалогом, когда мы не перебиваем собеседника. Если учесть тот факт, что жестикуляция вне речи не существует, этот феномен окажется абсолютно логичным.

Какие виды пространств мы изучили

Мозг структурирует пространство благодаря органам чувств — никакие знания физических, математических и других наук не влияют на наше восприятие мира в моменте. Причем пространство исследуется всеми органами чувств одновременно. Однако у каждого человека чуткость восприятия развита по-разному. У людей с дефектами зрения компенсаторно обостряется слух, причем иногда незрячие люди ориентируются в пространстве лучше, чем человек с отличным зрением.

Понятие «пространство действия» состоит из трех категорий:

  • пространство своего тела (в покое и в движении);

  • трехмерное пространство вокруг своего тела;

  • пространство исследования (познается в процессе движения). Оно находится за пределами чувственного восприятия. Мы не можем ощутить этот тип пространства, стоя на месте. В нашем восприятии оно собирается из фрагментов прошлых наблюдений и информации органов чувств. Представления о том, где находятся предметы, хранятся в нашем мозге в виде пространственной схемы, которая обновляется по мере нашего движения и увеличивается с расширением опыта. Как таксисты ориентировались в городе в ХХ веке, когда не было онлайн-карт? Они моделировали объемную карту с помощью пространства исследования.

Не только жесты: мозг структурирует пространство с помощью «геолокации»

В 2014 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили за открытие «внутренней GPS» — совокупности клеток, которые составляют навигационную систему мозга млекопитающих. Первый компонент системы — клетки места — определяет положение предмета в пространстве. Второй навигационный компонент — клетки решетки — формирует матрицу координат, позиционирует внутри нее предметы и рассчитывает путь до них.

Клетки места и клетки решетки мультифункциональны, они также отвечают за восприятие времени, событий, отношений с другими людьми и даже за формирование новых идей. Следовательно, одни и те же нейроны, которые отвечают за изучение пространства, фиксируют временные, социальные и идейные паттерны. Вспомните мир идей и мир вещей по Платону. Античный философ четко разделял эти структуры как антиподы. А наш мозг, как показывают последние исследования, вовсе не противопоставляет эти феномены. Более того, они биологически неразделимы и не могут существовать независимо.

Представьте себе доску для игры в шашки: гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за память и освоение пространства) был бы шашками, а нейроны места и нейроны решетки — игральной доской. Так, игра в шашки станет картой отношений с внешним миром — от местонахождения в пространстве до контактов с другими объектами. Иначе говоря, от схематизации вашего положения на диване до визуального образа процесса чтения сказки вашему коту.

Как связаны язык и пространство

Если мы изучим речевые обороты в разных группах языков, то легко обнаружим фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с пространственным взаимодействием. В русском языке к ним относятся:

  • «Выйти из себя»,

  • «Быть на седьмом небе»,

  • «Как сквозь землю провалился»,

  • «Двигается вверх по карьерной лестнице»,

  • «Двигается вперед» (в широком контексте — «делает все правильно»).

Паттерн пространства объединяет устойчивые выражения совершенно непохожих языков не случайно. Речь — это результат эволюции мозга. Мозг, а точнее гипоталамус как особый его отдел, анализирует пространство и накапливает опыт, преобразуя его в память. Именно с первого этапа — изучения окружающего мира — и начинается наше мышление. Затем возникают идеи, а они трансформируются в речь. И вот речь отражает всю мыслительную цепочку, начиная с осознания себя в пространстве. Так пространственные сравнения появляются и закрепляются в нашем повседневном словаре. Пусть даже мы об этом совершенно не задумываемся.

Существует лингвистическая гипотеза Сепира — Уорфа о том, что язык определяет мышление. Как мы видим из примера выше, все может работать и наоборот: мышление тоже определяет язык.

Итоги

Мы проследили путь мысли, которая не может существовать вне пространства. Мысль формирует нашу речь, а в речи регулярно встречаются метафоры с использованием пространственных образов. При разговоре мы усиленно жестикулируем, причем наши жесты иллюстративны, они существуют в пространстве и фрагментируют его для упрощения коммуникации. Вот так мысли, речь, пространство и жесты неразрывно связаны друг с другом.

И этот сложный неочевидный механизм нужен нам, чтобы изучить окружающий мир, структурировать его и выжить.

Сказки на языке жестов

Присоединяйтесь к следующим онлайн-лекциям цикла «Встречи вне границ», чтобы встретиться со спикерами ведущих зарубежных вузов и задать свои вопросы в прямом эфире. Следующая встреча — 28 сентября.

Обучение малыша языку жестов может помочь вам общаться друг с другом еще до того, как ребенок научится говорить. Узнайте больше о потенциальных преимуществах детского языка жестов, получите несколько советов по его обучению и познакомьтесь с некоторыми основными знаками, с которых вы можете начать.

Что такое детский язык жестов?

За последние 20 лет язык детских жестов стал довольно модным — вы наверняка знаете о некоторых фильмах, в которых он использовался!

Популярность языка жестов отчасти объясняется тем, что многих младенцев можно научить «говорить» руками раньше, чем они освоят речь.

Конечно, должно пройти время, прежде чем у вашего ребенка появится ловкость рук, чтобы использовать их таким образом. Детский язык жестов может стать для вашего ребенка способом общения, начиная примерно с 8-9 месяцев или немного позже.

Важно знать, что детский язык жестов отличается от языка жестов, который используют слабослышащие люди. В некоторых случаях в детском жестовом языке используются модифицированные жесты из американского жестового языка, что делает его похожим, но не одинаковым.

Помните, что обучение ребенка языку жестов необязательно. Это всего лишь один из инструментов, который вы можете использовать для общения с малышом в тот момент, когда ему, возможно, есть что сказать, но он еще не может общаться с помощью речи.

Когда следует начинать учить ребенка языку жестов?

Вы можете начать обучать ребенка языку жестов в раннем младенчестве — специалисты советуют начинать примерно в 6-7 месяцев. Только имейте в виду, что дети, скорее всего, не смогут общаться на языке жестов, пока им не исполнится хотя бы 8 месяцев.

Основная таблица детского языка жестов

Ознакомьтесь со следующей таблицей языка жестов для новорожденных, где приведены некоторые наиболее практичные знаки, которым вы можете научить своего ребенка.

Обучение ребенка этим знакам может оказаться полезным, например, когда он пытается выразить, что хочет больше молока или папу.

Как научить ребенка основам языка жестов

Хорошая новость заключается в том, что выучить язык жестов и научить ему вашего малыша не так уж сложно, хотя этот процесс потребует от вас последовательных усилий, большого количества повторений и терпения.

Вот несколько советов по обучению ребенка языку жестов:

Начните с простого. Выберите несколько знаков, которые будут значимы для вашего ребенка. Например, если его любимым занятием является поход в парк, научите его знаку «парк». Вот список из 30 простых и основных знаков языка жестов, которые вы можете выбрать (некоторые из них показаны в таблице выше):

Ребенок Горячий Пить Еще Голодный Сон
Одеяло Холодный Вода Все готово Помогите Да
Книга Мама Молоко Перейти Больно Нет
Кошка Папа Чашка Снаружи Я люблю тебя Пожалуйста
Собака Какашка Ешьте Сидеть Дремать Спасибо

Станьте интерактивным. При выполнении повседневных действий вместе с ребенком используйте соответствующие знаки. Попробуйте подписать слово «подгузник», когда вы переодеваете ребенка, «еда», когда вы кормите его, или «книга», когда читаете ему сказку на ночь. Подписывайте такие слова, как «есть» или «пить» во время еды, или «папа», когда отец вашего ребенка входит в комнату.

Разработайте распорядок дня. Посадите ребенка на колени спиной к вашему животу и покажите ему знаки, артикулируя его руки и кисти, произнося при этом слово, которое вы подписываете. Повторение будет ключом к его обучению, поэтому используйте любую возможность для жестов. Старайтесь жестикулировать с ним каждый день. Со временем ваш ребенок научится связывать слово со знаком и, возможно, начнет его использовать.

Дайте ему время. Не расстраивайтесь и не отчаивайтесь, если ваш ребенок не освоит язык жестов так быстро, как вы надеялись, или если у него не получится с первого раза. Как и все новые навыки, изучение языка жестов требует времени.

Делайте это весело. Уроки жестового языка могут стать идеальным временем для общения с вашим малышом. Похвалите, поцелуйте или обнимите малыша, когда он произнесет какое-либо слово. Сделайте занятия еще более веселыми, подписывая и напевая популярные песни и колыбельные и выбирая ключевые слова из песен, чтобы подписать их. Если вы обнаружите, что вам не нравится учить ребенка языку жестов, вы можете отказаться от этого.

Продолжайте говорить. Если ваш ребенок умеет общаться с помощью языка жестов, это не значит, что вы должны разговаривать с ним реже. Язык жестов не должен и не должен заменять собой разговор. Продолжайте разговаривать с ребенком как можно чаще, поощряя его ответы, и продолжайте наслаждаться совместным просмотром сказок.

Сообщите другим, что вы разговариваете жестами. Предложите научить других членов семьи и друзей, которые будут ухаживать за вашим ребенком или взаимодействовать с ним, основным знакам, чтобы они могли распознавать знаки вашего ребенка. Если кто-то другой обучает вашего ребенка, убедитесь, что вы тоже выучили знаки, которым обучают вашего ребенка, чтобы вы могли понимать, что ваш ребенок вам говорит.

Чтобы узнать больше о том, как научить ребенка языку жестов, обратитесь к медицинскому работнику вашего ребенка, который может порекомендовать вам книгу или онлайн-курс по этому вопросу. Возможно, в местном общественном центре даже есть занятия.

Каковы преимущества использования детского языка жестов?

Детский язык жестов может быть полезным инструментом общения для младенцев, а также идеальной возможностью сблизиться для вас обоих.

Детский язык жестов дает младенцам и детям младшего возраста (от 8 месяцев до 2 лет) возможность общаться до того, как они смогут произнести свои первые слова.

Это может облегчить некоторое разочарование, которое они могут испытывать, когда не могут сказать, что они чувствуют, хотят или нуждаются.

Знание того, что ваш ребенок может передать некоторые из этих основных желаний и потребностей с помощью жестов, также может избавить вас от некоторых догадок в воспитании, поскольку ваш малыш сможет сказать вам, например, что он голоден или замерз.

Может ли обучение ребенка языку жестов способствовать развитию или задержке речи?

Пока нет достаточных данных, подтверждающих, что язык жестов для детей может способствовать развитию речи, грамотности или когнитивных навыков. Однако есть вероятность, что он может помочь тем малышам, у которых есть задержка в развитии.

Продолжать разговаривать с ребенком и одновременно говорить на языке жестов очень важно, чтобы ваш малыш не отставал в развитии речи.

Обратитесь к медицинскому работнику вашего ребенка, чтобы получить индивидуальные рекомендации о том, подходит ли язык жестов вашему малышу.

Детский язык жестов может стать эффективной формой общения между вами и вашим ребенком в те месяцы, когда ваш малыш еще не умеет выражать свои мысли с помощью речи.

При постоянных усилиях вы можете научить ребенка основным действиям, которые помогут ему передать конкретные желания или потребности, например, желание попить или поесть.

Важно продолжать разговаривать с малышом, одновременно обучая его языку жестов, чтобы его речевое развитие шло по плану.

Если вы решили, что язык жестов — это то, чему вы хотели бы научить своего малыша, найдите способы сделать это весело и наслаждайтесь этими совместными моментами общения. Будьте последовательны и не останавливайтесь на достигнутом. Вы будете очень горды, когда увидите, как ваш малыш впервые скажет вам что-то своими руками.

  • Сказки на юбилей 50 лет женщине прикольные с озвучкой
  • Сказки на японском языке для начинающих хирагана
  • Сказки на туркменском языке читать
  • Сказки на уроках математики в начальной школе курсовая
  • Сказки на французском языке для детей