Сказки на тему обувь

Тема недели: зимняя одежда, обувь, головные уборы цель: познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;

Тема
недели:
«Зимняя одежда, обувь, головные
уборы»»

Цель: познакомить детей с
разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; закрепить
знания о назначении одежды; провести связь одежды с временами года; закрепить
представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви и головных
уборов; дать детям представление об истории одежды от первобытнообщинного строя
до современности
. Итоговое
мероприятие:
выставка работ

Понедельник
18.01

День
недели

Режим

Совместная деятельность
взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все
помещения группы)

Взаимодействие с родителями/
социальными партнёрами

Интеграция образовательных
областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник

Утро

соц-ком-е ;познавательное;

 речевое;

худ-эстетич; физическое.

Беседа: «Изобретение иглы». Познакомить детей с эволюцией иголки
от древности до наших дней.ДИ: «Узнаем из чего сделаны платье и костюмы, кто
их сделал, откуда они появились».

Утренняя гимнастика, пальчиковые игры «одежда»

Помощь в формировании коммуникативных навыков со
сверстниками в совместных играх Ростислав, Артем Б., Антон

КГН, культура еды,
правила этикета: пользоваться салфеткой, не крошить булку, есть аккуратно,
полоскать рот после еды.

Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских
книг по теме «Одежда».

Рекомендовать родителям

рассказать и
объяснить важность зимних прогулок

НОД

Развитие речи

(подготовка к
обучению грамоте) «Буква н» Ц: способствовать развитию звуко-буквенного
анализа, способствовать развитию фонематического восприятия, познакомить с
печатной буквой н и и звуками, которыми она обозначает, упражняться в
написании печатной буквы,

Совершенствовать
навык чтения слов, слогов и предложений. Развивать речь, память, мышление,
воображение.

Петербурговеденье

По плану руководителя по Петербурговедению

Физическая культура

По плану
руководителя по физической культуре

Прогулка:

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое; физическое

Наблюдение:
одежда зимой

Цели: Предложить детям обратить внимание на то,
как одеты люди на улице, какую выбирают верхнюю одежду, головные уборы,
обувь, составить рассказ с опорой на вопросы о том, как одеваются люди зимой 
почему выбирают те или иные предметы одежды.

Игра на внимание: «Варежки — перчатки»

Цель:— развивать слуховое внимание,развивать координацию движений. Маргарита, Ксюша,
Варя

Игровая
ситуация: «Учим Неряшку сушить варежки и перчатки» Ц: сформировать
бережное отношение к своей одежде

Игры с выносным материалом

Свободная самостоятельная деятельность — игры с
лопатками, ведерками
Подвижные
игры по выбору детей.

Работа перед сном

Вечер:

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Словесная игра «Четвертый лишний « ц:закрепить обобщающие слова
обувь, одежда, головной убор

Д/и «Назови ласково».

Цель: формировать навык ласково обращаться Установление положительного
контакта между детьми

Беседа «Помоги другу».

Цель: воспитание КГН, навыков самообслуживания и
взаимоотношения при одевании

Создание условий для С.Р.И.«Ателье»

Цель: продолжать развивать умение развивать сюжет,
придерживаться выбранных ролей.

НОД

Худож-эстетич раз-е

Рисование «Шарфик» карандаши, мелки Ц:сформировать навык правильно
держать карандаш, самостоятельно выбирать цвет, развивать воображение

Прогулка.

. П/И:  «Елочки, пенечки».Цель: развитие
внимания,
координации движений .Словесная игра «Добрые слова». Цель: развитие речевой
активности.

Тема: «Зимняя одежда, обувь, головные уборы» Вторник 19.01


День
недели

Режим

Совместная деятельность
взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все
помещения группы)

Взаимодействие с родителями/
социальнымпартнёрами

Интеграция образовательных
областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

вторник

Утро

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое;
физическое.

Утро добрых встреч Цель: развивать навыки общения,
создавать положительный климат в группе

Утренняя гимнастика

Д/и «Угадай о чем я рассказала»
Цель: Учить узнавать предметы одежды по
словесному
описанию, опираясь на

зрительное
восприятие предметов

Дидактическая игра:  «Доскажи словечко» на развитие
внимания, памяти, и логического мышления. С Матвеем, Мирой, Ариной

Ситуативный разговор о правилах поведения друг с
другом, о том, что нужно быть вежливым, нельзя драться, жадничать.

рассматривание
книг и журналов, альбомов, презентаций «одежда обувь головные уборы»

раскраски

Индивидуальные беседы по
интересующим вопросам

НОД

Фэмп

Занятие 21 Колесникова Е.В. «Я считаю до пяти.
Математика д/детей 4-5лет»

Музыка.

По плану музыкального руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое; физическое

Моделирование проблемных ситуаций по технике безопасности
«Опасности зимой»

Наблюдение за погодой — отметить признаки зимнего периода,
закрепить знание зимних месяцев.

Трудовые поручения – уборка снега на участке.

П/И «Ловишки» Ц: развитие бега в
рассыпную соблюдение правил игры

Дид.упр. «Где чья одежда?»

— продолжать учить узнавать свою одежду и убирать ее на место (в
шкаф)

 Андрей, Расул

Трудовые поручения: «Мокрые варежки».

Цель: продолжать формировать навыки самообслуживания. Учить
выполнять индивидуальные поручения в соответствии с инструкцией.

Выносной инвентарь (лопатки, совочки, грабли, мячики)

Работа перед сном

Воспитание КГН,
навыков самообслуживания и взаимопомощи при переодевании. Упражнение
«Раздеваемся сами»

Чтение Н.Н  «Живая шляпа»» Ц: формировать навык
внимательно слушать, различать юмор в рассказе

Вечер:

Постепенный подъём,
гимнастика после сна.

Игра – имитация: «Стирка».

Воду в тазик мы налили

И одежду намочили.

Мылом мылили, стирали,

Хорошенько полоскали.

А теперь всё отожмём,

Хорошенечко встряхнём.

Развесим на верёвку,

Прищепкой щёлкнем ловко.

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Игра «Одеваем куклу на прогулку» Цель: закрепить название
одежды, употребление предлогов
 Варя,
Арина, Вика Т

Д/и «Каждой вещи
свое место» Цель: воспитывать желание поддерживать порядок в группе,  убирать
игрушки на место

Создать условия для
Творческой  деятельности  детей «Я дизайнер» нарисовать  вырезать, склеить  Учить
детей держать карандаш, ножницы правильно

ДОП

«Яркая палитра» по
плану руководителя

Прогулка.

Наблюдение за снегом

Цели: углублять знания об особенностях снега,;
активизировать внимание и память детей.

Подвижные игры по
желанию детей Трудовое поручение уборка игрушек на участке

Тема«Зимняя одежда, обувь, головные уборы» Среда 20.01


День
недели

Режим

Совместная деятельность
взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все
помещения группы)

Взаимодействие с родителями/
социальнымпартнёрами

Интеграция образовательных
областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

среда

Утро

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое;
физическое.

Беседа «Зачем нужна шапка?»; «Из чего сделаны одежда, обувь, головные уборы»;

«Какая одежда бывает?».

Цель: формировать
представления детей о качествах, свойствах, целевом назначении и функции,
устанавливать гендерное назначение.

Д/И пазлы Ц развитие воображение, мелкой моторики
Арина, Мира, Ксюша

Ситуативный разговор о правилах поведения друг с другом,
о том, что нужно быть вежливым, нельзя драться, жадничать.

Пополнить творческий уголок цветной бумагой,
иллюстрациями журналов с одеждой Цель: Развивать у детей интерес к творческой
самостоятельной деятельности

Индивидуальные беседы по
интересующим вопросам

НОД

Ребенок и окружающий мир

Презентация «Одежда .обувь, головные уборы»» Ц: Знакомить детей с разными видами одежды,
деталями одежды, обуви и головных уборов; закрепить знания о назначении
одежды; провести связь одежды с временами года

Петербурговедение

По плану
руководителя

Физ.культура

По плану
руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое; физическое

Наблюдение за елью и тополем.

Цель. Дать представление о деревьях. Показать особенности
строения деревьев (ствол, ветки, иголки, кора). Знакомить с характерными
особенностями ели и тополя.
П/И «Елочки, пенечки». Цели: продолжать развивать двигательную
активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Формирование самостоятельности и навыков одевания во
время подготовки к прогулке у
Вероники, Ростислава

Упражнение «Ровный
строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

Выносной инвентарь (лопатки, совочки, грабли, мячики)

Работа перед сном

Чтение художественной
литературы
О.Григорьева «Как
ботинки ели кашу». Цель: закрепить желание внимательно слушать, беседовать по
содержанию текста.
Воспитание
культуры поведения во время полдника. Беседа «Какие правила поведения за
столом мы знаем?»

Вечер:

Постепенный подъём,
гимнастика после сна.

 Игра
малой подвижности
«Кто
в чем?( ..сандаликах у нас тот пропрыгает 5 раз, а кто в шортиках сейчас тот
присядет 8 раз , а кто юбочку надел, покружился и присел..итд)

М/И  «Чей голос?».
Цель: Учить детей менять силу голоса, развивать фонематический слух

Ситуативный
разговор «Если вещи лежат не на своем месте (на полу, на стуле, на столе с
книгами)». Д/и «У каждой вещи есть свой домик» Цель: приучать детей к труду:
класть вещи на свои места; наводить и сохранять порядок в группе

В центре творчества предложить раскраски по теме Ц: Учить детей держать карандаш, кисть
правильно

ДОП

«Хореография» по
плану руководителя

Прогулка.

Наблюдение за цветником
труд поручение «укроем цветы снежным одеялом»

Цели: углублять знания об зимних изменениях в
природе,; активизировать внимание и память детей.

Подвижные игры «Догонялки»,
«Найди
пару»
». Цель: упражнять в
беге, учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Тема:  «Зимняя одежда, обувь, головные уборы» Четверг 21.01

День
недели

Режим

Совместная деятельность
взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все
помещения группы)

Взаимодействие с родителями/
социальными партнёрами

Интеграция образовательных
областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг

Утро

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

худно-эстетическое;
физическое.

 Игра-упражнение «Утреннее приветствие».
Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.
Физминутка «Маша варежку надела»


развитие мелкой моторики обеих рук, закрепление лексической темы «Зимняя
одежда»

Д/игра «Прохлопай названия одежды и обуви».

Цель: развивать
внимание, слоговой структуры, слухового восприятия.

Ситуативный разговор «Обращение с дверью.»
Ц Формирование БОЖ

Совместные игры по
выбору детей. В уголке для девочек добавлена одежда для кукол. Развивать
коммуникативные навыки.

 Настольные
дидактические игры:

«Пазлы», «Заплатки»,
«Шнурок» и др.

Развивать логическое
мышление, усидчивость, внимание.

Индивидуальные беседы по
интересующим вопросам

Консультация «Как правильно одеть
ребенка по погоде»

НОД

Худ-эстетич развитие

Рисование Тема: « Моя
шапка » цветные карандаши Ц: продолжать развивать интерес к изобразительной
деятельности. Развивать чувство формы, цвета и композиции, самостоятельность
в исполнении орнамента

Музыка

По плану
руководителя по музыке

Прогулка:

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое; физическое

Тема: Наблюдение за снегопадом  Цель – формировать представление
о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении —снегопаде; развить
чувство прекрасного.
Игровое упражнение «укроем снежным одеялком  корни деревьев на своем
участке» Ц: чуство коллективного труда, забота о деревьях

Ситуативный
разговор
. «Нужно самому
уметь
одеваться».

Обучать последовательности
одевания и

раздевания.
Максим, Расул, Андрей

Ситуативный разговор
«Как мы возвращаемся с прогулки?» Цель:  Закрепляем умение ходить парами.,
ОБЖ закрепление, развитие речи.

Беседа о безопасном
использовании инвентаря на прогулке

Самостоятельная
деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры
по желанию детей.

Работа перед сном

Чтение сказки «Руковичка»,
беседа по сказке
. Цель. Прививать любовь к русским народным
сказкам
КГН:
закрепить
правила последовательности мытья рук.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна,
ходьба по массажным дорожкам

Д. и.: «топни-хлопни?» Цель: развивать слуховое внимание (на
слово, обозначающее одежду, дети хлопают).

«Рассматривание куклы в зимней одежде «Мода и погода»

Ц.: расширять представления о предметах зимней одежды.

Ситуативный разговор «Опасна ли вилка?» Цель: воспитывать навык
безопасного поведения за столом, закреплять навык пользоваться вилкой

СРИ  «Магазин одежды»

Ц: активизация лексикона по теме «Одежда»,

Ребенок и окружающий
мир

Тема. «Сезонная
одежда».
Цель. Расширять знания детей о сезонной
одежде. Воспитывать у детей способность видеть красоту и разнообразие в
одежде, важность одеваться по сезону

Прогулка.

П/и «Я художником
родился» Ц,  развивать ловкость, внимательность, координацию движений, бег в
рассыпную. Игры с выносным материалом по инициативе детей

Тема: «Зимняя одежда, обувь, головные уборы»» Пятница 22.01

День
недели

Режим

Совместная деятельность
взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей
среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все
помещения группы)

Взаимодействие с родителями/
социальными партнёрами

Интеграция образовательных
областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность
в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница

Утро

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

худ-эстетич; физическое.

Д/и «Назови одежду». Цель: продолжать развивать
вербальную память и зрительное внимание. Атрибуты:5-10 картинок с
изображением одежды.

Д/и «Оденем кукол».
Цель: закрепляем алгоритм
одевания;
умение одевать

куклу.

.

Ситуативный разговор
«Зачем переодевать форму, обувь?» Цель: Формировать представления о внешнем
виде, о функциональности одежды  Закреплять знание о «Безопасной обуви»

Предложить детям
иллюстрации по теме, вынести кукольную одежду по сезону

Индивидуальные беседы по
интересующим вопросам

НОД

Развитие речи

Подготовка к
обучению грамоте
Тема:
играем со звуками.Задачи: развивать умение различать гласные и согласные
звуки. Формировать фонетико-фонематическое восприятие.Д/игра: «Поймай звук»,
«прохлопай название одежды,обуви»,. Отгадывание загадок по теме

 Ритмика

По плану
руководителя

Физическая культура

По плану
руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное;познавательное;

 речевое;

художественно-эстетическое; физическое

Тема: «Снег». Цели: Наблюдение снегом. Х/С: «Снег».
Раз, два, три.

Шапку, варежки бери. Поскорее одевайся,

На прогулку собирайся. А на улице мороз.

Щиплет щёки, щиплет нос! Мы мороза не боимся, Мы на
санках с горки мчимся! Разыгралась детвора. Снегу первому — ура! Т. Лаврова

Закрепляем умение самостоятельно
одеваться, соблюдая последовательность.

–Максим,
Артем Д

Игровое упр «Кто
быстрее оденется на прогулку, девочки или мальчики?». Цель:
 создать условия правильно и быстро одеваться на прогулку,
аккуратно складывать  вещи в свой шкафчик  развивать чувство командной игры,
сплоченности.

Самостоятельная
деятельность на прогулке с выносным материалом (машинки, совочки, формочки,
грабельки) Труд: расчистить дорожки

Цели: приучать к чистоте и порядку; вызывать
желание трудиться в коллективе.

Работа перед сном

 «Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки»
Цель:
Воспитывать
привычку самостоятельно мыть руки с мылом перед едой.
работа по формированию КГН и навыков
самообслуживания
Чтение
Л. Воронкова «Маша-растеряша», Цель:
развитие эмоциональной отзывчивости, формирование навыка внимательно
слушать, воспитывать аккуратность

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна,
ходьба по массажным дорожкам

Д. и.: «Наоборот». Картинки с предметами одежды.(платье длинное-короткое).
Цель: развивать способность сравнивать предметы по величине(длине, ширине),
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, в подборе
антонимов.

Дидактическая игра: «Подбери заплатку к платью» с Мирой,
Ксюшей, закрепление основных геометрических фигур и цветов
.

Ситуативный
разговор о том «Как играют дружные ребята»

Цель:
знакомство детей с традициями детского сада.

Творческая
мастерская раскраски по теме Ц: развивать мелкую моторику, воображение, 
поощрять самостоятельность в выборе цвета.

НОД

Худ-эстетич развитие

Аппликация. Тема «Украсим варежку» Цель: закреплять умение создавать
аппликацию из заготовленных деталей. Продолжить учить пользоваться ножницами,
вырезать самостоятельно детали по замыслу, формировать навыки аккуратной
работы, чувства удовлетворения от сделанного
.

Прогулка.

Наблюдение за сезонными
изменениями в природе

Цели: формировать
представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);
учить различать и характеризовать приметы поздней осени,  узнавать их в
стихотворениях; воспитывать любовь к природе.    Подвижные игры по желанию
детей.

«Я покажу тебе сказку!», — молодой человек закрыл ладонями лицо своей спутницы. И повел через арку главного входа «Гельвеции». Через пару мгновений пара вошла во внутренний дворик отеля.

«Я так представляла себе это место!», — воскликнула девушка, впервые увидев новогоднее убранство отеля и его внутреннего дворика. Крепко прижавшись к юноше, она поцеловала его в губы. И продолжила: «Спасибо тебе за этот роскошный подарок!»

«Давно не помню у нас таких молодых гостей. На вид им не больше двадцати», — предположил секьюрити, увидев стоявших перед ним молодых людей. «И одеты совсем не по погоде. На улице сильные морозы, а парень в тонкой осенней куртке. И легкой обуви».

«Делюкс?!», — девушка ошарашено смотрела на парня, когда портье объявил категорию забронированного номера. «Ты сошел с ума? Сколько ты заплатил за две ночи в таком номере?» — молодая гостья не могла сдержать восторга. «Ты же наверняка отдал все, что у тебя есть!»

«Не будем об этом», — деликатно заметил юноша. «Все ради тебя, дорогая! Пойдём скорее в номер!» — юноша взял девушку под руку и направился к лифту. Но по пути внезапно остановился и обратился к дворецкому: 

«Мы заказали в номер шампанское и фруктовую корзинку. Моя любимая обожает шоколад. добавьте, пожалуйста, одну плитку вашего домашнего шоколада. Он очень аппетитно выглядит, мы видели на сайте отеля».

Дворецкий заверил гостя, что в ближайшее время все заказанное будет доставлено в номер.

«Настоящая любовь существует! Как здорово!», — шептались  сотрудники на стойке. «Парень изо всех сил старается сделать любимой дорогой новогодний подарок. Наверняка на последние деньги. Это так трогательно!» — заметила  менеджер по работе с гостями.  

«Я помню его», — признался портье. «Молодой человек в мою смену специально приходил, чтобы выбрать номер. И уговорить менеджера по продажам дать ему самую лучшую цену», — делился с коллегами портье. По его словам, юноша рассказывал сотруднице отдела продаж, что его девушка мечтает остановиться именно в нашем отеле. И он сделает все возможное, чтобы реализовать ее мечту. И начал копить деньги на подарок любимой. 

Почти три месяца, по словам портье, парень отказывал себе во всем — в нормальной еде, одежде и развлечениях.

«Юноша даже отказался лететь к маме на день рождения, чтобы сэкономить», — продолжал портье. «И наша менеджер уступила — подтвердила номер по минимальной цене, доступной для парня», — резюмировал портье.  

«Вот девке повезло!», — подумала менеджер по работе с гостями.

«Она красавица. И отвечает ему взаимностью — любит бедного студента. Это редкость в наше время. И парню повезло не меньше», — заметил молодой портье.

На утро влюбленные, держась за руки, прошли в ресторан на завтрак. На шведском столе гости наслаждались выбором блюд. Их радости и счастью не было предела.

«Нам у вас очень нравится», — ближе к полуночи молодой гость подошел на стойку ресепшен. Девушки рядом не было. «В такой роскоши мы никогда не жили. После общежития это настоящая сказка», — продолжал постоялец. «Ночами мы с любимой часто мечтаем, что когда-нибудь забудем о бедности. После университета найдём нормальную работу, заживём наконец как люди», — парень улыбнулся. 

«Я хочу оплатить счет за проживание», — постоялец резко сменил тему. Мы у вас еще на две ночи. Девушка останется в отеле завтра одна. У нее выходной и нет занятий в университете», — продолжал молодой гость. «А я рано утром уеду на учебу. И сразу в ночь — на подработки. Вернусь за любимой послезавтра с получкой. И оплачу остатки счетов за дополнительные расходы».

Постоялец попрощался с портье, попросив не будить утром его любимую. 

«Мы невероятно провели время в вашем отеле! Однажды обязательно вернемся», — два дня спустя  влюбленные стояли перед портье с небольшой сумкой в руках. 

Одной рукой девушка нежно обнимала парня. В другой она держала большой букет роз, которые молодой человек привез ей в подарок, вернувшись в отель после ночной смены. 

Оплатив остаток счета, молодые люди под восхищенные взгляды сотрудников стойки ресепшен уехали из Гельвеции. 

«А девка — настоящая пиранья», — ошарашил сотрудников начальник секьюрити. «Такой план провернула. Красиво обставила пацана на три ночи в дорогом отеле. Заранее зная про его ночную смену, привела на ту ночь любовника. Не простого мужика — на дорогой машине», — ошарашенные сотрудники уставились на секьюрити. 

Все молчали. 

По словам начальника охраны, при плановом обходе отеля он как обычно вошел в ресторан. И с удивлением увидел за столиком в самом углу ту самую молодую гостью. Положив голову на плечо солидного мужчина, она держала его за ручку. 

«Я давно планировала эту встречу, дорогой», — с большим удивлением услышал проходящий мимо секьюрити. «Во всем себя ограничивала, копила, отказалась от поездки к родителям. Хотела сделать тебе сюрприз. Ночь в красивом отеле. В знак нашей любви. И новогодней сказки».

«Одежды, обувь и украшения человека»

(по материалам русской сказки)

Краснодарский край, Славянский район

станица Анастасиевская

 МБОУ СОШ № 28

 Грибова А.С.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………2

Глава I. Понятие сказка……………………………………………………………….3

Глава 2. К  истории появления костюма …………………………………………….4

2.1. Одежды и украшения человека (по материалам русской сказки)……………..5

Заключение  ……………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………10

Интересы нашей научно-исследовательской работы «Одежды, обувь и украшения человека» (по  материалам русских сказок) отражаются в сказках.

Актуальность исследованиязаключается в том, сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении  к своим предкам. Нам необходимо выявить какую одежду, обувь  и украшения носил человек в русских сказках.

Одежда человека — это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степе­ни, чем остальное вещественное окружение людей (дом, квартира, ме­бель, предметы обихода), представляет собой непосредственный сим­вол их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи.

Объектомнашего исследования является сборники различных  сказок.

Предметом исследования явились одежды, обувь и украшения героев в сказках.

Исторический костюм — это правдивое зеркало прошлого, раскрывающее во всем многообразии основные особенности психологии людей, живущих в прошлые века. [14, 18]

Цель нашей работы– выявить особенности костюма, обуви  и украшений героев сказок

Поставленная цель предполагает конкретные задачи:

1.      Выявит особенности одежд, обуви и украшений героев сказок.

2.      Сравнить одежды и украшения героев  сказок разных сословий.

Нами было исследовано более 20 сказок разных видов.

Методы исследования: описательный, сравнительный.

1.  Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. Оно произошло от слова «казать», имело значение «перечень», «список», «точное описание». Сказка предполагает, что о ней узнают и узнают «для чего» она нужна. Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим  общинам.  Самым многочисленным видом сказок являются социально-бытовые сказки. Они в наибольшей степени отражают реальную жизнь народа, а так же их одежду.

Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.[21, 166]

Сказки – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества.[11, 134]

Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове. [3, 25]

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа.

2.      История костюма с древнейших времён до современности является зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм, обувь, украшения связаны не только с рукоделием, но и художественным творчеством, этнографией человека. Изучение одежды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох. По форме и окраскам одежд представителей разных народов, по тканям и орнаментам можно узнать многое: статус, положение, достаток и другое.  Искусство влияет на внешний облик человека, а по одежде, костюму можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды.

Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития. Когда на Востоке, колыбели человеческой культуры, научились выделывать богатые ткани, то стали украшать ими своё тело, драпируясь в них.

Позднее, с развитием ткацкого искусства, вместо драпировок ради удобства начали делать первые костюмы – рубахи. Материи,  из которых ткались и шились одежды, были сначала тяжелыми и грубыми, и костюм совершенно скрывал формы тела.

Со временем научились выделывать более мягкие ткани, но одежды на Востоке всё-таки продолжали делаться по старому принципу – закрытия тела. Это стремление зависело от религиозных взглядов Востока. Создание костюма имело важное значение для развития общества в целом.

2.1. В русских сказках довольно четко прослеживаются различия в характере одежд знати и простолюдинов. Сказка иногда с исключи­тельной прямотой противопоставляет богатые, роскошные одежды господ и простые, дешевые одежды людей из народа. В качестве при­мера можно привести сказку «Сивко-Бурко», где герой, которого не могут найти среди знатных гостей-бояр и генералов, говорит: «То я полюбился ей (Елене Прекрасной) молодцом, теперь она полюби меня в кафтане простом» [8,27].

Подобное же противопоставление имеется и в сказке «Горе», не являющейся волшебной по своему характеру; в ней богатый брат при­глашает бедного к себе на именины, а тот отказывается, говоря: «Эх, братец, куда мне? Сам знаешь: к тебе придут купцы в сапогах, да в шубах, а я в лаптях хожу да в худеньком сером кафтанишке» [1,104].

В одной из сказок в сборнике Зеленина одежда простолюдинов прямо называется «крестьянской» и противопоставляется одежде знати.

В зимнее время русские носили обычно меховую одежду. По-видимому, очень распространенными были шубы. В сказках сохрани­лись сведения о шубах соболиных, лисьих, енотовых; имеются упо­минания об изделиях из овчины — тулупах и полушубках [17,  144].

Шубы в старину были длинными и обычно очень широкими. В сказке в такую шубу можно «укутать» двух, а то и трех человек. Именно в такую шубу из соболя заворачивает Илья Муромец «князя с княгинею» во время свиста Соловья-разбойника.

Мужчины в Древней Руси носили холщовые рубахи — косово­ротки с костяными или деревянными пуговицами — и подпоясывались узким ремнем. Поверх рубахи весной и осенью надевалась грубошер­стная теплая одежда типа кафтана.

Довольно часто упоминаются в русской волшебной сказке «каф­таны».

Кафтан представлял собой тип одежды, характерной особенно­стью которой являлись длинные рукава; на кафтане имелись  пуговицы для застежек спереди. Кафтаны изготавливались из самых разнооб­разных тканей. Различными были покрой и украшения их. К наряд­ным кафтанам пристегивали или пришивали высокий стоячий ворот­ничок.

Именно такой кафтан покупает Иван-царевич в сказке, записан­ной братьями Соколовыми: «… с долгими полами, с большим ворот­ником».[15, 76-77]

Говорить об одежде русских женщин-крестьянок затруднитель­но, так как до нас дошли лишь украшения, изготовленные древнерус­скими мастерами: височные кольца, бусы, перстни.  Сами же одежды не сохранились. Безусловно, эти украшения должны были со­ставлять единое целое с тканью и вышивками костюма.

В русской волшебной сказке очень часто упоминается «цветное платье». Дорогие ткани, которые были одним из основных предметов импорта на Руси, транзитной торговли русских с Византией, азиат­ским Востоком и Западной Европой, служили для изготовления рос­кошных платьев, тех самых «цветных платьев», кои носили предста­вители русской знати. Исследователи называют в числе товаров, заво­зимых на Русь, «шелк шемаханский», «рытый бархат», «атлас», «бс-лохрущатую камку» и др. ткани.П.И. Савваитов называет множество тканей, издавна известных русским: камку, атлас, аксамит, бархат. Он пишет, что одной из самых драгоценных тканей в Древней Руси была «камка». Существовали и определенные сорта ее — «адамашка» или «одомашка». Эти ткани при­возились на Русь и вообще в Европу из Дамаска.

Если вспомнить, что древнерусские одежды из заграничных тка­ней «усаживались» драгоценными камнями, покрывались и вышива­лись золотом и серебром, то становится ясно, что ценность их могла приравниваться к «злату-серебру», иначе говоря, «цветное платье», так часто упоминаемое в сказках, могло служить в Древней Руси не­коей мерой богатства и знатности представителей высшего сословия.

Свидетельства того, что «платье цветное» и дорогие ткани слу­жили на Руси эквивалентом денег, имеются в русской волшебной сказке.

В богатырских сюжетах об Илье Муромце герою нередко пред­лагают в качестве выкупа деньги и «цветное платье»: «Виноваты мы перед тобой, и за такую нашу вину бери казны, сколько надобно, и платья цветного, и табуны лошадей…».

Иногда «цветное платье» и вообще одежды в сказке входят в число подарков, которыми князь или царь награждает своих поддан­ных.

«Цветное платье» является постоянной одеждой купающихся девушек-лебедей. У одной из них платье крадет герой сказки, знако­мится с ней, борется за нее со Змеем, Морским царем, Медным лбом и освобождает ее. Сюжет этот известен во многочисленных вари­антах.

Хорошо известен русской сказке и характер обуви, распростра­ненной в Древней Руси.

Обычная крестьянская обувь раньше изготавливалась из лыка -отсюда «лычная обувь». Самой бедной обувью на Руси считался «лычный сапог», получивший в народе название «лычница». Издавна был известен русским людям и «лапоть», самый древний и самый простой вид обуви. В одной из сказок из сборника Никифорова идет речь и о лаптях, изготовленных из бересты. Мужик говорит своей же­не: «Вот, жена, что: пойду я завтра в лес и бересты надеру и сяду край дороги почтовой и буду лапти плесть».

Конечно, население Древней Руси ходило не только в лаптях, широко распространенной была и кожаная обувь. Русские сказки за­кономерно называют нам в большом количестве сапоги, полусапожки, башмаки.

Н.И. Костомаров пишет, что кожаная обувь почти всегда была цветной, чаще красной, иногда зеленой, голубой.

Женщины Древней Руси также носили обувь из кожи. Наиболее часто сказочные тексты называют нам башмаки, сапоги, туфли. Обыч­но такая обувь изготавливалась из юфти и сафьяна. Нарядные сапожки и туфли из атласа и бархата разных цветов унизывались жемчугом с запонами и драгоценными камнями, вышивались и строчились золо­том и серебром, украшались кружевом и бахромою.

Особенной красотой отличалась обувь у русской знати. У цари­цы Евдокии Лукиановны, например, были башмаки «…низаны жемчугом мелким; скобы се­ребряны», а у князей Голицыных имелись «… башмаки раз­ных бархатов, и в том числе одни шиты золотом и серебром».

Именно такие башмаки и делает Елена Прекрасная в сказке «Вещий сон». В другом тексте «… царевна призвала к себе башмач­ника и говорит ему: «Сшей мне из бархату башмак и драгоценными камнями укрась его», а в варианте из сборника Худякова царь, соби­раясь жениться на Марье-царевне, «велит сшить ей башмаки, золотом шитые, алмазом усыпаны».

Русская волшебная сказка очень часто называет одежды «драго­ценными», «цветными», «роскошными». Было бы слишком прямоли­нейным видеть в этих сказочных описаниях только обычную идеали­зацию быта в сказке. Ткани, из которых изготавливались эти одежды, узоры, росписи золотом и серебром, «усаживание» жемчугом, — все это хорошо известно по археологическим материалам, письменным источникам и памятникам изобразительного искусства. Л. Нидерле в числе древнерусских одежд, найденных в погребениях, называет и верхнюю долгополую одежду с рядом пуговиц и петлиц, стянутую поясом, и считает, что эти виды длинной верхней одежды вообще приходили к славянам из чужих краев, частью из Византии, частью же с Востока.[12,9]

Однако славяне и сами издавна были знакомы с изготовлением самых разнообразных одежд. Об этом говорят и русские летописи. В подарки эти вместе с золотом входила и одежда.

По археологическим данным, материалом для изготовления ук­рашений на Руси служили медь, серебро, их сплавы; золото в курганах не обнаружено. Об этом пишет и Н.Я. Аристов, который полагает также, что золотые украшения у русских передавались по наследству. Изделия из золота и серебра в большом количестве появились у рус­ских гораздо позднее. Н.И. Костомаров пишет, что в период развитого феодализма у русской знати было в обычае носить множество перст­ней с алмазами, яхонтами, изумрудами….

Золотой перстень имеется на руке у государя в сказке «Вор», «златое кольцо» есть у сына барина в сказке «Знахарь», «имянной перстень» передает своему сыну Илья Муромец.

Особенно многочисленны в сказке женские украшения.

.

Реалии хозяйственно-бытовой деятельности русских людей на протяжении нескольких веков впитывались во внутренний мир вол­шебной сказки, становясь одним из необходимых компонентов ее идейно-художественного содержания.

В художественном мире волшебно-сказочного повествования эти реалии не оставались неизменными; они приурочивались к опре­деленным сюжетам, становились частью тематических мотивов. Их соотношением с фантастическими элементами, взаимодействием реально-бытового с волшебно-вымышленным и стало определяться в конечном итоге содержание волшебной сказки.

Реалии, впитавшись во внутренний мир волшебной сказки, стали частью ее художественной структуры, именно поэтому-то они и ока­зались подчинены в волшебно-сказочном повествовании тем целям, которые преследовали сказочники, передававшие от поколения к по­колению свое поэтическое мастерство.

Из данного исследования можно сделать вывод: что богатые в сказках носят роскошные одежды, украшения из драгоценных металлов, как предме­ты культуры и быта, попавшие  в русские сказки позднее и ставшие посто­янными украшениями сказочных персонажей. Одежда простых людей была из дешевых тканей, без наличия каких-либо драгоценностей.

Изделия из благородных металлов в составе сказочных сюжетов выполняют важную функцию. Они связаны с волшебной помощью: если их переодеть с руки на руку, появятся чудесные помощники -воины-богатыри, или мастера  — около 30 % сказок свидетельствуют об этом.  Шубы и меховые одежды носили около 15% героев – представители высших сословий.

Холщовые рубахи и кафтаны —  около 60%. Такой тип одежды носили все слои русского общества. Самый распространенный вид одежды – цветное платье – более 60% героев были облачены в них.

Отличительной особенностью была цветная обувь, как правило,  это была обувь русской знати, шитая золотом и серебром, а у простолюдин  — лапти.

Таким образом, одежда, обувь и украшения  человека — это не только ткани, это ёще  внешний признак сословия человека, представляющий  собой непосредственный сим­вол различия людей, существования определенной сословной группы.

Список используемой литературы:

1.      Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и русские сказки  — М., 1999. – с.104

2.      Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. М., 1998.-с.211.

3.      Азадовский М.К. Статьи о   фольклоре. М., 2000. – с.24-25

4.      Азадовский М.Н. Источник сказок Пушкина. / «Пушкинский временник», т. I. M.- 2002.  – с.38-42

5.      Зеленин  Т.М.  о русских сказках / Сост. и отв. ред. Ю.Н. Борисов. Саратов, 2001.

6.      Алексеев М. П., Жирмунский В. М, и др. История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение. М., 1998.

7.      Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования, 1995, с.329

8.      Бараг Л. Г. Сказочная фантастика и народные верования. — «Советская этнография», 1996, № 5, с. 15—27.

9.      Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Саратов, 2002.

10.  Блинова Е.М. Вопросы детской литературы в «Литературной газете» Пушкина. В кн.: «Вопросы детской литературы». М.—Л., Детгиз, 2003.

11.  Ведерникова Н.М. Русская народная сказка М., 2005. — 134с.

12.  Горелов А.А. «Русская литература и фольклор». Наука СПб., 1996, с. 9.

13.  Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. М., 2006.

14.  Конон В. Вечно юная мудрость народа (заметки о карнавальной природе народной сказки) / В. Конон // Детская литература. 2007. — № 5.-с. 16-20.

15.  Кравцов Н. И. Сказка как фольклорный жанр. — В сб.: Специфика фольклорных жанров. М., 2003, с. 68—84.

16.  Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина./Маршак С.Я. Воспитание словом М., «Писатель», 2004

17.  Новиков Н. В. Образы восточно-славянской сказки. М., 2004.

18.  Новиков Н.В. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI -XVIII века). М., 2006

19.  Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1999.

20.  Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

21.  Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. В кн.: Фольклор и действительность. М., 2001, с. 165-166,169.

22.  П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, сказок и пр.  — М., 2009

23.  А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Х., 2007.

24.  Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, сказки,  афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. – 2009.

До Марка Захарова свое «Обыкновенное чудо» по знаменитой пьесе Шварца снял Эраст Гарин. Но с тех пор прошло почти 15 лет и снова заняться Шварцем было предложено Захарову. Это была идея руководства «Мосфильма». После довольно непредсказуемого успеха рязановской «Иронии судьбы» советское киношное начальство решило выдавать народу новый фильм на каждый Новый год. То есть даже тогда, когда «Ирония» была еще свежа и не заезжена, чиновники понимали, что нельзя «под елочку» все время смотреть одно и то же. 

Мало того, было решено, что под новогоднее застолье советским людям нужен фильм не про родимую жизнь, не про заливную рыбу в типовой квартире типового спального района, а какая-нибудь яркая костюмная история, а еще лучше сказка, простой и беззаботный фильм с чудесами и любовью, с музыкой, со звёздными актёрами, с действием где-то не здесь. И все это в «ОЧ», конечно, есть. Все, кроме простоты. Всё, что писал Шварц, и всё, что снимал и ставил Захаров, всё это было многослойным, философским и ориентированным на интеллигенцию в первую очередь. Но и без считывания смыслов и подтекстов картина нравилась абсолютно всему народу. Красивые актёры, песни, история любви — это, конечно, всегда срабатывало и вызывало положительную реакцию всех слоёв населения, несмотря на то, что на самом деле «Обыкновенное чудо» не такой уж и весёлый фильм.

Команда богов 

В своей картине Захаров собрал самых любимых и знаменитых артистов — это Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин… Из знаменитых ленкомовцев в «Обыкновенном чуде» должен был еще играть Александр Збруев — ему Захаров предложил роль Трактирщика. Но то ли артиста чутьё подвело, то ли звездность, то ли просто бес попутал Александра Викторовича, но только от роли он отказался, и Захаров позвонил Юрию Соломину, к тому времени уже прославленному «адъютанту его Превосходительства». 

И вот в 1977 году Соломин приглашен на встречу с Захаровым. «Я даже не знал, что это уже пробы, — вспоминает Юрий Мефодьевич. — Зашел к Захарову в кабинет, вижу — а там уже Екатерина Васильева. Что происходит — понятия не имею». 

Оказалось, хитроумный Марк Захаров хотел посмотреть на них вместе, «чтобы сразу понять, как мы монтируемся, — объяснил Соломин.

Решение было готово через три минуты: «Я бы хотел, чтобы вы вместе снимались у меня в фильме», — просто сказал режиссер. 

— Работа Юрия Соломина была уникальна. Он легко и естественно стал «захаровским артистом», растворился в мягко-благородной ленкомовской материи духа. Им всем повезло, все они, артисты, как будто родились в том фильме, где от начала до конца ничто не вызывает ощущения чужеродности, — поделилась с нами Александра Захарова. — Сценарий картины отец писал его под музыку Джо Дассена. Марк Анатольевич практически всегда и все писал под музыку — и сценарии, и пьесы. Отец и снимал под музыку. На площадке был магнитофон с композициями к фильму — и готовыми и еще не дописанными, — и возможно, это добавляло кинематографу Захарова особый ритм. 

Музыку к фильму писал Геннадий Гладков — тоже, если можно сказать, «захаровский автор». Происходило это примерно так: неделю-две Гладков проводил в полном молчании, с мрачным выражением лица, изредка бурча «не понимаю», Захаров приходил к нему домой и тоже молча смотрел на эти мучения, а затем за три-четыре дня Гладков выдавал шедевр, говоря, что музыка была послана ему небесами. 

Стихи к музыке писал еще один захаровский бог — Юлий Ким, у которого были сложности с властями из-за его диссидентства. В общем, «ярый антисоветчик» Ким тогда скрывался под псевдонимом Михайлов. Все об этом знали, конечно. И начальство тоже. Но все сохраняли невозмутимость — гениями никто не разбрасывался. 

Сказка на свалке

Актеров на роли в те времена утверждались киношным руководством. И такие звёзды, как Евгений Леонов и Олег Янковский, не вызвали у дирекции «Мосфильма» сомнений. 

Но Янковский как раз слёг в больницу с сердечным приступом, а Леонов, наоборот, попросил снять его в «сжатые сроки» — он собирался в ФРГ, и организовать такую поездку, а тем более пройти через ад собеседований с чекистами было архисложной нервотрепкой, так что отменить ничего уже нельзя. Захарову пришлось перекроить весь съёмочный график. Вовремя сняться и улететь в Германию Леонову помогло, как ни смешно, полное отсутствие слуха — ему не пришлось петь в этом фильме, а это сэкономило время. 

Но кроме ломаного графика, Марк Захаров столкнулся с финансовой проблемой. «Обыкновенное чудо» снималось для телевидения, а бюджет на телефильм выделялся крошечный. С кино и не сравнить. Как сэкономить? На костюмах? На натурных съемках? Но Захаров недаром же был волшебником, он, как алхимик, и из сплошных ограничений мог сделать чудо. 

В фильме только одна сцена сделала «на натуре» — когда герои скачут на лошадях. При этом сказочной натурой стал люберецкий песчаный карьер (на самом деле почти свалка). Снимали сцену на рассвете, пока туда не приехали бульдозеры, было холодно, сыро и противно, песок забивался в обувь, актёры ворчали. И только Захаров знал, на экране все будет сказочно. 

И еще он как никто другой умел работать со звёздами. И если Леонов или Янковский, зная Захарова, свою линию гнули все-таки деликатно, то, например, с Екатериной Васильевой, которая «сама себе режиссер», было сложно: одно она хочет и будет делать, а другое — ни за что. 

Зато Александр Абдулов ходил за мэтром по пятам, стараясь четко выполнить каждое его указание, как послушный студент: «Я очень-очень старался, прямо впитывал каждый звук», — вспоминал начинающий актёр, которому было важно, получив такую роль, не опозориться. И эта роль его прославила, хотя однажды чуть не убила — когда скачущая во весь опор лошадь протащила по земле запутавшегося в стременах Абдулова несколько десятков метров. 

Пара-мечта

За главную пару фильма, особенно, за Абдулова, Захарову пришлось повоевать. На роль Медведя претендовали довольно много молодых красавцев, включая неотразимого Игоря Костолевского. Но Захаров хотел только Абдулова, который к тому времени уже несколько лет служил в «Ленкоме», но в кино был неизвестен и «Мосфильм» воспринял его кандидатуру в штыки. Но Захаров тоже стоял «за своего» насмерть. Так что звезду Абдулова открыл именно Захаров.

«Саша не раз мне говорил, что Захаров для него — как отец родной, — вспоминал Сергей Соловьев. — А однажды, когда мы вместе с Захаровым куда-то летели, он мне сказал: «Серёжа, вы же с ним дружите, может, он прислушается к вам, у него очень всё не в порядке со здоровьем». 

Евгения Симонова в пробах на роль Принцессы обошла и Веру Глаголеву, и Ларису Удовиченко. 

— Евгению Симонову отец называл главной принцессой СССР, — рассказала нам Александра Захарова. — Вспоминая «Римские каникулы», он говорил, что наша принцесса голубых кровей лучше, чем сама Одри Хэпберн. В том сложном смысле, что от Евгении Симоновой исходит информация интеллекта, души, интеллигентности и чистоты. Так сыграть принцессу, без единого грана забытовленности, едва ли кто-то еще мог.  

«Вы привлекательны, я чертовски привлекателен!»

С Андреем Мироновым Марка Захарова связывала не только предыдущая работа над «12 стульями». Они были настоящими друзьями и людьми, что ли, одной группы крови. 

— Как мне рассказывали родители, Анатолий Дмитриевич Папанов однажды сказал об Андрее Александровиче Миронове: «Ну что у этого мальчика такого страшного случалось в жизни, кроме пережаренного пирожного, что он так чувствует!» Что за необъяснимая тоска жила в нем, не знаю, но Миронов великий и непревзойденный артист 20 века, он вписался бы в любой кинематограф. Он умел легко пройти по острию ножа и не свалиться в пошлость. Многие пытаются играть как он, петь как он, но тщетно. Миронов как-то пришёл к нам в дом и сказал: «Марк, если ты будешь снимать кино, сними меня хотя бы в эпизоде», — рассказала нам Захарова. — От этих слов плакать хочется, и как же жаль, что не получилось ему перейти в «Ленком». Отец умел выращивать актеров и умел их любить.

Именно Миронов и нужен был Захарову на роль Министра-администратора. Природное обаяние Миронова было таким, что и очень противный персонаж выходил у него невероятно притягательным. Настолько притягательным, что худсовет, принимая готовую картину на цензуру, все-таки пропустил песню про бабочку и воробушка, хотя эта невинная песенка вызвала серьезные придирки. Несчастные советские чиновники увидели в ней эротический подтекст. Но бабочку и воробушка всеми правдами и неправдами удалось отстоять. Зато фразу Министра «стареет наш королёк», увы, пришлось вырезать. Ну что тут скажешь. Леониду Брежневу шёл 72-й год.

«Добрый день, я король»

Магия образа Короля заключалась, возможно, в особом отношении к жизни великого Евгения Леонова. Он прекрасно знал, что сегодня ты король, а завтра-послезавтра тебя просто все забыли. Но в конце 1977 года комиссия, принимавшая фильм персонажа Леонова рассматривала только что не с лупой. Опасность заключались и в том, что во-первых, это была пьеса Шварца, известного своей тонкой сатирой, которую опровергнуть для цензоров было ещё опаснее, чем пропустить. Во-вторых, сам Марк Захаров был мастером подтекстов, объяснить которые средний чиновник не мог без ущерба для собственной репутации. Обнаружение слишком большого ума в нашей стране для чиновника всегда было опасным. 

В общем, жест Короля-Леонова, помахавшего в финале рукой, как Брежнев на Мавзолее, не тронули, хотя Захаров был уверен, что вырежут, потому что Леонову даже слишком точно удалось схватить карикатурную манеру всех партийных начальников: неспешность мысли и речи, походка вперевалочку. Это был собирательный образ советского руководителя. Но как тут придраться без саморазоблачения? Поэтому фильм вышел на экран практически таким, каким и был создан. 

Викторины на Новый год Тигра 2022

Викторины на Новый год Тигра 2022
Новогодняя ночь длинная и гости могут заскучать. Такого ни в коем случае нельзя допустить! Если вы организовываете новогоднее мероприятие (и не важно корпоратив, детское торжество или вечеринка в кругу семьи), то вам заранее стоит продумать интересный сценарий. В сценарий новогоднего праздника можно включить прикольные викторины.

На этой странице вы найдёте прикольные викторины на Новый год Тигра 2022 с ответами. Вопросы подойдут для разной аудитории — для детей, для взрослых, корпоратива и семейных посиделок.

За правильный ответ можно давать символический приз.

Вопросы про Тигра — символ 2022 года

Вопросы про Тигра — символ 2022 года
По восточному календарю главный покровитель 2022 года — Чёрный Водяной Тигр. Ниже вы найдёте подборку вопросов про это замечательное животное.

  • Какого из подвидов тигра не существует? кубанский
  • Кто является главным героем мультфильма «Вот так тигр!»? котенок
  • Как зовут близнецов, героев детского фильма «Тигры на льду», снятого в 1971 году? Зина и Игнат
  • Кто читает текст в мультфильме «Тигренок на подсолнухе»? Евгений Леонов
  • Как называется мультфильм, в котором тигра тянут за хвост? «Осторожно, обезьянки!»
  • «Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять…» Назовите автора этого стихотворения. Эдуард Успенский
  • Как зовут тигра в произведении Р. Киплинга «Книга джунглей»? Шер-Хан
  • Во время Второй мировой войны тиграми называли… танки
  • Как называется один из фильмов итальянского режиссёра Роберто Бениньи? «Тигр и снег»
  • Какой год по восточному календарю следует за годом Тигра? год Кролика
  • как переводится с греческого слово тигр? (быстрый)
  • сколько полос на теле тигра? (около 100)
  • сколько зубов у тигров (36)
  • в каких литературных произведениях есть тигры?
  • какие есть мультфильмы где участвуют тигры?
  • в каких Российских краях обитают тигры?
  • с какого года полностью запрещена охота не тигров? (1947)
  • в какое время года тигр лучше всего видит? (ночью)

Универсальные новогодние викторины 2022

Универсальные новогодние викторины 2022
Универсальные новогодние викторины 2022:

Как славяне именовали повелителя зимних холодов?

  • Щипач
  • + Трескун
  • Вышибала

Что Дед Мороз, по традиции, держит в руке?

  • Колокольчик
  • Фонарь
  • + Посох

По какому адресу в России проживает главный новогодний волшебник?

  • Сергиев Посад
  • Нижний Новгород
  • + Великий Устюг

На чем обычно ездит Дед Мороз?

  • Верхом на скакуне
  • В оленьей упряжке
  • + В санях с тройкой лошадей

Кто выступал на новогоднем концерте в дедморозовском костюме в мультфильме «Ну, погоди!»?

  • Медведь
  • + Заяц
  • Волк

Кем по степени родства приходится зимнему чародею Снегурочка?

  • Дочкой
  • + Внучкой
  • Кузиной

Когда отмечается день рождения снеговой девочки?

  • 1 марта
  • 8 марта
  • + 4 апреля

Какая область в России считается местом рождения Снегуроньки?

  • Архангельская
  • Вологодская
  • + Костромская

Какой зимний месяц в древности именовали «снеговиком»?

  • Декабрь
  • + Январь
  • Февраль

Что, чаще всего, вставляют вместо носа снеговику?

  • Шишку
  • Картошку
  • + Морковку

Викторина «Верю, не верю»:

  • В Дании под Новый год принято прыгать в реки и изображать Русалочку из сказки Андерсена? (Нет)
  • Верите ли вы, что 31 декабря 1991 года вместо главы государства перед телезрителями выступил сатирик Михаил Задорнов? (Да)
  • Верите ли вы, что в Греции в новогоднем кексе запекают ключик от счастья? (нет, счастливую монетку)
  • Верите ли Вы, что в Ирландии на новогодний стол хозяева ставят бокалы с живой рыбой? (Да)
  • Верите ли вы, что год на острове Бали составляет 210 дней, поэтому и отмечают Новый год на этом острове чаще других жителей нашей планеты? (Да)
  • Верите ли Вы, что если у шведов на пороге разбить много глиняной посуды, они откроют дверь и накормят вас вкусностями? (Да)
  • Верите ли Вы, что жители Судана в новогоднюю ночь больше всего хотят встретить крокодила? (Да)
  • Верите ли вы, что за празднование Нового года в Саудовской Аравии можно попасть под арест? (Да)
  • Верите ли вы, что киприотского Деда Мороза зовут Василий? (Да)
  • Верите ли вы, что монгольский Дед Мороз одет в костюм скотовода? (Да)
  • Верите ли вы, что первоначально Деда Мороза изображали в плаще? (Да)
  • Верите ли вы, что письмо , отправленное по адресу: 96930, Финляндия, Полярный круг – дойдет до Деда Мороза? (Да)
  • Верите ли вы, что по решению ООН с 1984 года «Землей Деда Мороза» стала Лапландия? (Да)
  • Верите ли вы, что художественный образ облик Санта Клауса придумал художник Хандон Сандблом, нарисовавший в 1931 году рисунки для рекламы «Кокка-колы»? (Нет)
  • Вы согласны с утверждением, что в Индии к Новому году наряжают манговое дерево? (Да)
  • Испанцы под Новый год приезжают в Италию и собирают мебель, которую выбросили итальянцы? (Нет)
  • Правда ли то, что Новый год люди во всем мире отмечают 1 января? (Нет)
  • Правда ли, что аргентинцы в Новый год выбрасывают кипы ненужных бумаг, журналов, чтоб избавиться от старых прошлогодних проблем? (Да)
  • Правда ли, что в Греции есть традиция: в Новый год ходить в гости с камнем, который символизирует тяжесть кошелька. Чем больше камень подарят хозяевам, тем больше денег у них будет в Новом году? (Да)
  • Правда ли, что в Дании есть традиция бросать побитую посуду в двери друзей и соседей, что вызывает радость и надежду на удачу в Новом году? (Да)
  • Правда ли, что перед Новым годом итальянцы выбрасывают старую мебель и одежду, чтоб избавиться от негатива? (Да)
  • Правда ли, что в Италии принято надевать белую одежду в новогоднюю ночь, чтоб весь год сопутствовала удача? (Нет, там одевают непременно что-то красное)
  • Правда ли, что в новогоднюю ночь под бой курантов в Испании надо съесть 12 виноградин для удачи? (Да)
  • Правда ли, что символом Нового года в США есть ребенок в памперсе, который, согласно поверью, растет и передает полномочия другому младенцу в следующем году? (Да)
  • Правда ли, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии? (Да)
  • Правда ли, что у японского Деда Мороза глаза на затылке, чтоб все видеть и знать? Это воспитывает послушание у японских детишек. (Да)

Смешные универсальные вопросы для взрослых:

  • Вопрос: До каления какого цвета можно довести рассерженного человека? Ответ: до белого, «довести до белого каления»
  • Вопрос: В какой части света гарцует человек, осуществляющий спешное ознакомление с чем-либо? Ответ: по Европе («галопом по Европам»)
  • Вопрос: Из какого фильма фраза «Мне не нужны деньги, я собираюсь разбогатеть, но не сейчас»? Ответ: «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • Вопрос: Какой существенный недостаток имеют голубцы? Ответ: они ленивы («ленивые голубцы»)
  • Вопрос: Какой цветок помог чудищу стать счастливым? Ответ: аленький цветочек
  • Вопрос: На какой части человеческого тела стоит зарубить информацию? Ответ: на носу («заруби себе на носу»)
  • Вопрос: По какой причине глаза иногда покидают своё место и перемещаются выше? Ответ: по причине удивления («глаза на лоб полезли»)

Викторины на Новый год Тигра 2022 для семьи

Викторины на Новый год Тигра 2022 для семьи
Интересные вопросы для семейной новогодней викторины:

  • Первые санки ледянки советских детей. (Портфель).
  • Йоулупукки, Пер- Ноэль, Баббо Натале – это (Дедушка Мороз).
  • В шубу одет не только Дедушка, но и (салат «Селедка под шубой»).
  • Чего лишились зимой пластиковые окна? (Узоров).
  • Зимняя забава. (Снежки).
  • Зимнее явление, чье составляющее никогда не бывает одинаковым? (Снежинки).
  • Страна первой украшенной елочки (Германия).
  • Примета: если праздник встречаешь в одиночестве, что надо сделать? (Поставить пустой прибор).
  • В какой стране в полночь принято обязательно поцеловаться (в Америке).
  • В какой стране Новогодние гуляния связаны с мусором (в Италии выкидывают старый хлам).
  • Почему в Венгрии не подают птиц к новогоднему столу? (Потому что счастье может улететь из дома).
  • Страна, где Новому году освещают путь? (Китай, там зажигают множество фонариков).
  • Первые стеклянные игрушки для елочки появились… (в Швеции).
  • Куда попали Сенька, Санька и Сонька зимой? (Все в сугроб).
  • Современные санки. (Снегоход).
  • Летнее явление в зимнюю праздничную ночь? (Дождик).
  • Рекордсмен по новогодним поздравлениям? (Президент).
  • Дресс-код новогоднего мероприятия? (Костюм).
  • Родина Снегурки? (Кострома).
  • Кто является «Божественным отцом» Снегурки у славян? (Снеговик).
  • Как называется двуличная вечеринка? (Маскарад).
  • Какой народ позволял Снеговику иметь рядом с собой женщину? (Только славяне лепили и лепят снежную Бабу).
  • Праздничный антипод Нового года. (Старый Н.Г.).
  • Какую взятку надо дать Д.М. за подарок? (Стихи или песенка).
  • Какой праздник справляется два раза в год? (Старый год и Новый год).
  • Какую традицию отменила советская власть? (Традицию наряжать елочку).
  • Во Франции он отец или родитель, в Германии он святой, а у нас? (Дед).
  • Кто жил в ледяной избушке, у леса на опушке? (Зима).
  • До Петра Великого Новый год начинался… (в сентябре).
  • Зимнее явление, которое даже с предупреждениями роняет людей. (Гололед).
  • Как называется метель, все время путающаяся под ногами. (Поземка).
  • Новогодняя Кремлевская башня? (Спасская башня).
  • Этот предмет собирает больше всего людей на любом празднике (Стол).
  • Продолжите фразу: «Каждое 31 декабря мы … (с друзьями ходим в баню).

Детские новогодние викторины 2022

Детские новогодние викторины 2022
Детские новогодние викторины 2022:

  • В чем Дед Мороз хранит и носит подарки? (в мешке)
  • Кто является помощником Деда Мороза? (Снегурочка)
  • Как в сказках называют Деда Мороза? (Морозко)
  • Мы с вами живем в городе, а где можно приобрести новогоднюю красавицу, а точнее елку? ( на елочном базаре)
  • Кого мы с вами лепим из снега? (снеговика)
  • Как называется головной убор снеговика? (ведро)
  • На чем ездит Дед Мороз? ( на тройке лошадей)
  • Что делают взрослые и дети вокруг елки? (водят хоровод)
  • Чего больше всего вы ждете в новогоднюю ночь? (подарков)
  • Самый любимый зимний праздник для детворы? (Новый год)
  • Весна наступает, она с крыши свисает? (сосулька)
  • Как мы называем посох Деда Мороза? (волшебная палочка)
  • Назовите друзей Деда Мороза и Снегурочки? (снеговик, баба снежная)
  • В России его называют Дед Мороз, а как называют его в Америке?( Санта Клаус)
  • Обычно это взрывается в воздухе разноцветными огнями?( фейерверк)
  • Как называется головной убор Деда Мороза? (шапка – боярка)
  • Где находит детвора подарки от Деда Мороза? ( под елкой)
  • Как называется город, где обитает российский Дед Мороз? (Великий Устюг)
  • Почему именно три лошади в карете Деда Мороза, что они символизируют? (названия зимних месяцев)
  • Деда Мороза возят лошади, а кто возит Санта Клауса? (олени)
  • Самая известная новогодняя песенка? (В лесу родилась елочка…)
  • О ком говорится в стихотворении? (Дед Мороз)
  • В чем отличие Деда Мороза и Санта Клауса? (Дед Мороз носит шубу, Санта Клаус брючный костюм)
  • Персонажи, которых помещают под новогоднюю елку? (Дед Мороз и Снегурочка)
  • В какое время суток празднуем Новый год? (ночь)
  • Ленточка, которую делают из цветной бумаги? (серпантин)
  • Что нужно делать под бой курантов? (загадать желание)
  • Ею украшают верхушку елки? (звезда)
  • Где растет елочка? (в лесу)
  • Где мы катаемся зимой на коньках? (на катке)
  • Что зимой нарисовано на окне? (узор)
  • Что пишут Деду Морозу? (письмо)
  • Два сказочных героя: синий нос и красный нос? Как называется сказка? (Два Мороза)
  • Что растет на елке? (шишки)
  • Карета, на которой родители катают зимой детей? (санки)
  • Сколько ударов бьют часы в новогоднюю ночь? (двенадцать)
  • Из какого мультфильма эти строчки? (Зима в Простоквашино)
  • Обувь Деда Мороза в зимнее время?(валенки)
  • А что обувает летом Дед Мороз? (лапти)
  • Как называют королеву, у которой сердце – кусок льда? (Снежная Королева)
  • Год, какого животного к нам приближается? (Тигра)
  • Когда Дед Мороз празднует свой день рождения? (18 ноября)
  • Чего обычно желают друг другу? (здоровья, удачи, чтобы Новый год, был лучше старого)
  • Какой праздник, наступает после Нового года? (Рождество)

Сложные новогодние вопросы для взрослых

Сложные новогодние вопросы для взрослых
Сложные новогодние вопросы для взрослых:

  1. Кто придумал украшать елку стеклянными игрушками? (Шведы).
  2. Кого славяне считали предком Снегурочки? (Снеговика).
  3. Какую любимую всеми новогоднюю традицию пытались отменить функционеры советской власти? (Украшать елку).
  4. Каким статусом обладает немецкий Дед Мороз? (Святого).
  5. Когда отмечался Новый год до реформы Петра Первого? (В сентябре).
  6. На какой башне Кремля бьют куранты? (На Спасской).
  7. Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).
  8. Когда первый день Нового года стал всенародным выходным в России? (В 1898 году).
  9. Кто первым поздравляет народ? (Президент страны).
  10. В чем принято встречать Новый год? (В маске и маскарадном костюме).
  11. Как называется вечеринка, на которой нельзя узнать гостей? (Маскарад).
  12. Как зовут «вторую половинку» Снеговика? (Снежная Баба).
  13. Как называют в России второй Новый год? (Старым).
  14. На что «обменивает» Дед Мороз свои подарки из мешка? (На стих или песенку).
  15. Где живет зима в ледяной избушке? (У леса на опушке).
  16. Чем зима сбивает с ног? (Гололедом).
  17. Метель, змеящаяся по дороге. (Поземка).
  18. Какой фильм запомнился фразой: «Есть установка весело встретить Новый год»? («Карнавальная ночь»).
  19. Какими иглами вначале украшали искусственные ели? (Перьевыми).
  20. Откуда традиционно привозят Рождественскую ель в Лондон? (Из Осло).
  21. Как греки именуют Деда Мороза? (Василием).
  22. Назовите автора стихов к песне про елочку, которая родилась в лесу. (Раиса Кудашева).
  23. Кто в Российской Федерации первым встречает Новый год? (Население города Уэлен).
  24. Кому датчане доверяют зажечь Главную елку страны? (Мэру Копенгагена).
  25. Какое количество раз ежегодно Новый год наступает на территории России? (Девять).
  26. Кого болгары называют Снежанкой? (Снегурочку).
  27. Какая народность придумала для Снеговика супругу? (Славяне – Снежную Бабу).
  28. Каким статусом обладает немецкий Дед Мороз? (Святого).
  29. Когда отмечался Новый год до реформы Петра Первого? (В сентябре).
  30. На какой башне Кремля бьют куранты? (На Спасской).
  31. Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).
  32. Когда первый день Нового года стал всенародным выходным в России? (В 1898 году).
  33. Кто такой Йоулупукки или Баббо Натале? (Дед Мороз).
  34. Бывают ли одинаковые снежинки? (Нет, каждая из них уникальна).
  35. Где впервые украсили ель? (В Германии).
  36. Кто под Новый год целуется под веточкой омелы? (Американцы).
  37. Кто выбрасывает старье в канун праздника? (Итальянцы).
  38. Какого блюда нет на новогоднем столе у венгров? (Птицы, чтоб удача не улетела).
  39. Кто освещает дорогу для Нового года? (Китайцы, зажигая миллионы фонариков).

Шуточная викторина для корпоратива

Шуточная викторина для корпоратива
Шуточная викторина для корпоратива:

  • «В луже лежит два болта». В этом предложении зашифрована грузинская фамилия. Какая? (Заржавели)
  • Висит на стене и в то же время падает. Что это? (Барометр)
  • Вы в кресле самолёта, впереди вас едет автомобиль, а сзади скачет лошадь. Где вы? (Катаетесь на каруселях)
  • Где вода стоит столбом? (В стакане)
  • Друг друга догоняют, да друг от друга прячутся. (Солнце и месяц)
  • Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
  • Как далеко в глубь леса может забежать заяц? (До середины леса, так как далее он уже будет выбираться из глуби.)
  • Как смогут семеро детей, трое их родителей и большая собака не намокнуть под одним зонтом? (Они не вымокнут, если погода будет хорошей)
  • Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
  • Каким гребнем не расчешешь волосы? (Петушиным)
  • Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-Ля-Ми)
  • Каких камней в море нет? (Сухих)
  • Какое колесо не крутится при правом развороте? (Запасное)
  • Какое растение все знает? (Хрен)
  • Какой болезнью никто не болеет на суше? (Морской)
  • Какой конь не ест овса? (Шахматный)
  • Кто, на поставленный ему вопрос никогда не ответит «Да»? (Спящий человек на вопрос: «Вы спите?»)
  • Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый)
  • Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)
  • По чему ходят часто, а ездят редко? (По лестнице)
  • Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
  • Слово из трех букв, которого боится любой мужчина? (Еще)
  • У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у него стало? (Пять)
  • Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда, когда это уже не нужно? (Якорь)
  • Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодняшний день)
  • Что может в одно и то же время: стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать? (Часы)
  • Что можно сбросить с обнаженной секретарши? (Обнаженного начальника)
  • Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)
  • Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? (Переходить улицу)
  • Что с поднять земли легко, но трудно кинуть далеко? (Пух)
  • Что станет с мячиком, если он упадет в Желтое море? (Станет мокрым)
  • Что такое: зеленое, лысое и скачет? (Солдат на дискотеке)
  • Что это такое: синий, большой, с рогами и набит зайцами? (Троллейбус)
  • Что такое: твердое в мягкое вставляется, и шарики рядом болтаются? (Сеpьги)
  • Шесть ног, две головы, а хвост один. Что это такое? (Всадник)
  • Это подходит к концу быстрее отпуска, что это? (Отпускные)

  • Сказки на сто страниц
  • Сказки на старославянском языке
  • Сказки на тему дело мастера боится
  • Сказки на осеннюю тематику для детей
  • Сказки на современном сленге