Сказки на тему дело мастера боится

Краткое содержание сказкитрудится коняга с утра до позднего вечера в поле. нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения,

Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Тема, идея, суть, смысл

Анализ сказки Коняга

В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Дело мастера боится.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — отклик на социально-общественные события, происходившие в России второй половины 19 века. В них воплощена вся боль писателя о судьбах народа, о его бесправии и бессилии, о гнете со стороны тех «градоначальников», о которых писал сатирик в «Истории одного города».

Живые образы служили основой всех произведений Салтыкова-Щедрина. Его сказки не стали исключением: за животными, главными персонажами многих сказок писателя, скрыты вполне реальные человеческие лица. Любопытно, что и сейчас сказки великого сатирика не утрачивают своей актуальности, они по-прежнему востребованы читателем как произведения высоко художественные и злободневные.

Одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является «Коняга» — сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией. Деревенское зеленеющее поле радует глаз, труд – источник довольства и самоуважения для крестьянина. Так должно быть, по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.

Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Никто другой никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей не раскрывали дороги в мир, а держали мужика, как в тюрьме. Их зелень сулила сытость кому угодно – барину, чиновнику, купцу, зарубежному покупателю, но только не мужику, не Коняге. Для Коняги и мужика эти поля были каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на будущее: «Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле — раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Не было конца работе Коняги, и ничего он не получал за эту работу, кроме боли, усталости и злосчастия.

Был у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры. Разговоры эти, занимающие всего-навсего страницу, сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в восьмидесятые годах 19 века.

Пустоплясы сами поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «уши выше лба не растут», «плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!»

Четвертый пустопляс, выражая «идеологию» кулака чумазого, считал, что мужик обязан доставить все, что потребуется. Он думал, что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда.

Народ – великая сила, но кто освободит ее, кто даст ей свободно проявиться? Россия – великая страна, но кто раскрепостит ее, укажет ей путь на простор? Всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами – и все же не мог дать на них ответа: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, — писал он, — словно силу сказочную в плену в себе сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила наболевшие плечи».

Cалтыков-Щедрин, нередко прибегавший к приемам иносказания, не мог не поддаться искушению наполнить привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием. Фантастика его сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор.

В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами. Народные сказки полны юмора, они обличают и поучают. Нередко они являются настоящими сатирами, проникнутыми сочувствием к простому человеку, к социальным низам, из которых эти сказки и вышли. Сатирический элемент жанра делал его особенно удобным для реализации замыслов Щедрина.

анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» и получил лучший ответ

Ответ от Елена Рудаковская[гуру] В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело. Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни. Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь. Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое. Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.

Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.

В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.

Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.

На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.

В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.

Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.

Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.

На чтение 9 мин. Просмотров 20 Опубликовано

Мастер – это человек, который умеет что-то очень хорошо делать. Это не просто работник, это умелец в какой-то профессии. Он уже довольно неплохо разбирается в том, что ему предстоит выполнить. Предполагается, что всё, за что он берётся, будет сделано хорошо и быстро.

Ну а теперь вернёмся к нашей пословице. Итак, «дело мастера боится».

Дело – это существительное неодушевленное. А глагол «бояться» вообще-то может быть использован с живым объектом. Кто-то может чего-то бояться. Бояться – значит, очень сильно волноваться во время ожидания действия, которое должно быть направлено на «боящийся» объект.

Может ли дело, будучи неодушевленным «нечтом» бояться? Ну нет, конечно.

Почему же тогда эти две части речи встретились в одной фразе?

Буду очень признательна, если мы все вместе предложим разные варианты значения этой пословицы.

Ответ Дмитрия З. из Волгограда

На самом деле, русские пословицы порой бывают очень сложны для объяснения, иногда люди даже искажают их смысл и применяют не к месту. Взять в пример пословицу “дело мастера боится” – что же она означает на самом деле, какова ее настоящая суть?

Данное изречение обычно применяют тогда, когда хвалят человека за какую-либо качественно выполненную работу. Также выражение уместно, когда человек только приступает к выполнению, своими словами он показывает, что сможет справиться с задачей.

Мол, дело это подвластно только настоящему специалисту, только он может выполнить эту работу с соответствующим качеством. По своей сути в русском языке можно найти немало похожих пословиц, хоть и менее известных и применяемых. Как пример – “в умелых руках дело спорится”.

Стоит оговориться и об ошибочной трактовке данного крылатого выражения, которая не так уж и редко встречается. Некоторые полагают, что смысл высказывания заключен в том, что какая-либо работа избегает мастера, обходит его стороной и выпадает на плечи новичкам.

Мол, специалисту-то все по плечу, достойной работы ему и не достается вовсе. Случаи такого неправильного понимания далеко не единичны, и любой филолог и просто грамотный человек сможет оспорить такую версию.

В заключение хотелось бы отметить, что очень важно найти себе любимое занятие по жизни. И тогда не Вы будете его бояться, а оно Вас!

О мастеровитых и талантливых людях мы говорим с восхищением. Ещё бы!

Качественно сделанная работа заслуживает безусловной похвалы. На Руси всегда было немало ловких умельцев, знатоков своего дела.

Чего стоит хотя бы оружейник Алексей Сурнин, послуживший прообразом знаменитого Левши для писателя Николая Лескова!

О таких даровитых тружениках и была сложена пословица «Дело мастера боится». Расскажем о подробностях её происхождения и нюансах использования.

Значение пословицы

Выражение «дело мастера боится» употребляют в качестве похвалы, когда хотят подчеркнуть безупречность исполнения той или иной задачи.

Какой бы трудной ни была работа, опытный человек выполнит её блестяще, ведь умение справляться с нестандартными запросами — признак высшего мастерства. 

Когда специалист делает ремонт на старенькой кухне с оригинальной планировкой, у хозяйки возникает множество опасений. Удастся ли перестроить мойку, будет ли разделочная зона, останется ли место для цветов на подоконнике?

После завершения ремонта женской радости нет границ: трудная задача решена с учётом всех пожеланий. «Дело мастера боится!» — с восхищением скажет она, отдавая должное профессионализму специалиста.

Подобную фразу уместно произнести в адрес парикмахера, превращающего бесформенную копну волос в шикарную причёску, или врача, за считанные недели ставящего на ноги тяжёлого больного.

Рукодельницу, «сообразившую» многоэтажный торт за два часа до прихода гостей тоже можно назвать мастером своего дела. Да мало ли вокруг умниц и умельцев, которые спасают, учат, кормят, одевают, согревают, лечат людей, украшают мир своей фантазией, трудолюбием и мастерством? Любая работа у них в руках горит, любое дело спорится.

Происхождение пословицы

Сборник пословиц и поговорок русского народа, записанных В. И. Далем, знакомит нас с полным, ныне сократившимся вариантом пословицы: «Дело мастера боится, а иной мастер дела боится».

Двухчастная композиция изначально присуща многим мудрым изречениям, ведь разницу явлений легче проследить на контрасте. К примеру, продолжение есть у известной поговорки «Молчание – золото». «А слово – серебро», — добавляет народная мудрость.

В нашем случае, у хорошего мастера существует антипод – плохой, ленивый «мастер», который боится работы, не хочет её выполнять. То, что дело воспринимается носителями языка как живое существо, весьма любопытно.

Оказывается, не только людей пугает объём поставленных перед ними задач. «Бояться» может и само дело! Кого? Да того, кто без проволочек, «с чувством, с толком, с расстановкой» за него возьмётся.

Получается, что помимо умений и навыков, хорошему специалисту нужна решительность, уверенность в своих силах, установка на то, что задача будет выполнена любыми силами.

Синонимичные выражения

Среди множества синонимов, выражающих признательность умельцам, в нашем родном языке есть несколько самых ярких:

  • у (кого-либо) в руках работа огнём горит;
  • в умелых руках дело спорится;
  • (сделать что-либо) без сучка, без задоринки.

Иностранцы тоже не скупятся на необычные комплименты:

  • Das Werk lobt den Meister (нем.) – работа хвалит мастера;
  • He works best who knows his trade (англ.) – лучше всех работает тот, кто своё дело знает;
  • Bon berger tond et n’ecorche pas (фр.) – добрый пастух косит и не шелохнётся;
  • L’opera loda il maestro (ит.) – работа славит мастера.

Что ни говори, а судить нас будут по делам. Важно вовремя найти своё призвание – тогда любое занятие будет в радость, с любыми новыми вызовами захочется справиться на «отлично». Главное, не пугайтесь работы. Пусть лучше она боится вас!

Поделиться:Сочинения,контрольные, рефераты, курсовые на заказ!Заказать —>Содержание:

Значение пословицы

Известную поговорку «дело мастера боится» используют в виде похвалы, когда желают подчеркнуть качество выполнения той или иной задачи. Настоящий специалист способен справиться с любой работой, какой бы тяжелой она ни была. Умение делать сложные вещи — признак высококлассного мастерства. Примеры использования высказывания:

  1. Когда опытные мастера занимаются ремонтом старой квартиры, хозяева переживают, смогут ли специалисты выполнить работу так, как было задумано. После успешного завершения проекта владельцы радуются и говорят упомянутую пословицу, выражая свое восхищение профессионализмом рабочих.
  2. Такое выражение можно использовать, говоря о стилисте, который превратил ужасную прическу в роскошную картинку со страниц глянцевого журнала, или о хирурге, сделавшем успешную операцию на открытом сердце.

В мире есть профессионалы, в руках которых горит любая работа. Их примеры — наглядная иллюстрация того, что не существует ничего возможного для специалиста в своей отрасли.

Происхождение высказывания

Оригинальный вариант пословицы звучит так: «дело мастера боится, а иной мастер дела боится». Это двухчастная композиция, которая есть у многих русских высказываний, также как «молчание — золото, а слово — серебро».

В пословице о мастере у хорошего специалиста есть антипод — плохой мастер, который не хочет трудиться, потому что боится работы. Именно поэтому у людей возникает яркий образ, персонажи будто оживают у них в голове.

Оказывается, что не только люди могут пугаться задач, но и задача может «испугаться» специалиста. Также раскрывается и другое значение пословицы «Дело мастера боится». Кроме навыков, профессионалу требуется уверенность в себе, решительность и настрой на достижение цели во что бы то ни стало. У пословицы есть синонимы, которые помогут лучше объяснить значение высказывания:

  1. В умелых руках дело спорится.
  2. Без сучка, без задоринки.
  3. В руках работа горит огнем.

Первый вариант сочинения

Высказывание о смелом специалисте знакомо многим еще с детства, поэтому в школах часто задают написать сочинение по литературе на тему этой пословицы для 7 класса. Первый пример такого эссе:

«Большинство людей боится приниматься за сложную работу, потому что опасаются потерпеть поражение. Чаще всего объяснение такого подхода банально — это лень и нерешительность.

Есть профессионалы, в совершенстве работающие в нескольких направлениях. Это говорит о разностороннем развитии. Однако чтобы добиться такого результата, необходимо очень много учиться и применять полученные знания на практике. Именно об усердных личностях и говорится в известном выражении.

Начинать всегда сложно, но по мере продвижения страх отступает. Случается и так, что человек сталкивается с трудностями и не желает преодолевать их, поэтому бросает задачу на полпути. Такой подход нельзя назвать профессиональным.

Личность создана, чтобы создавать, трудиться, достигать. Если есть искреннее желание чему-то научиться, что-то сделать, человек сможет реализовать задуманное, но нужно понимать, что мастерство формируется годами, поэтому придется стиснуть зубы и запастись терпением.

Преодолевая себя, личность развивает силу воли, становится терпеливой и выносливой. В любой области главное — начать, игнорируя мысли о трудностях, и помнить, что мастера даже дело боится».

Второй образец рассуждения

Пословица содержит большую мудрость, поэтому рассуждать о ее смысле можно долго. Второй вариант сочинения на тему «Мастер своего дела»:

«Русские поговорки и пословицы — настоящий кладезь мудрости и жизненного опыта, накопленного за долгое время. По этой причине они никогда не утратят свою актуальность. Высказывания о труде очень популярны, поскольку они мотивируют человека на работу.

Нередко люди опасаются браться за новую для них задачу. Им кажется, что нужно быть выдающимся мастером, чтобы справиться с таким сложным делом, и каждый может стать специалистом только в одной области. Но пословицу можно объяснить гораздо шире. Всякий человек может стать мастером. Любой профессионал когда-то был начинающим и совершал ошибки. Существует еще одна известная пословица, близкая по смыслу — „терпенье и труд все перетрут“.

Каждая личность обладает огромным потенциалом. Человек способен научиться чему угодно и адаптироваться к любым условиям. Только попробовав, пройдя через ошибки и неудачи, можно найти свой истинный путь.

Учиться и совершенствоваться в своем деле очень важно. Настоящих специалистов мало, недаром они всегда на вес золота. Талантливые личности, любящие свою работу, всегда вызывают уважение, значит, на таких людей нужно равняться».

Существует немало пословиц о ценности мастерства. Полезно не только знать эти высказывания, но и уметь объяснить, что они могут обозначать, ведь подобные фразы как нельзя лучше мотивируют на упорный труд.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://logoprav.ru/literatura/delo-mastera-boitsya
  • https://na-dostupnom.ru/delo-mastera-boitsya/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/delo-mastera-boitsya.html

Мастер-класс на тему: «Ранняя профориентация дошкольников» в рамках методических днейМастер-класс на тему: «Ранняя профориентация дошкольников» в рамках методических дней

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Подготовила и провела: Хабибуллина Елена Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории;

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Свое выступление я начала с произведения В.В. Маяковского «Кем быть!» неспроста. Как вы думаете почему?

Предполагаемые ответы коллег

Действительно выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален. И тема «Ранней профориентации» меня заинтересовала давно. Однажды, когда мы с детьми беседовали на тему профессий, тогда я поняла, что у детей очень мало знаний на эту тему. Решила дать им домашнее задание: расспросить у родителей, кем они работают. Дети дома узнали о профессиях своих родителей и на одной из очередных встреч, рассказали о них, отвечая, на вопросы:

— Каким трудом заняты родители?

— Были ли вы на работе у папы, у мамы?

— Вы видели, каким трудом они заняты?

— Что умеют делать? Что делают на работе?

А что нам дети ответили, вы сейчас можете услышать и увидеть.

Видео показ

Как вы увидели, что не все дети могут назвать, где и кем работают их родители. Представление о профессиях у детей было размыто.

После этого я приняла решение изучить тему «Ранняя профориентация дошкольников» и реализовывать ее в своей группе. Ведь детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями.

Давайте для начала вспомним, что же такое профессия?

Предполагаемые ответы коллег

Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от «profiteer — объявляю своим делом», род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Коллеги, я предлагаю вам обратить внимание на экран. Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.

«Профсловарь»

  1. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
  2. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
  3. Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).
  4. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)
  5. Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

Предполагаемые ответы коллег

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.

Давайте теперь разберемся, что же такое ранняя профессиональная ориентация?

Предполагаемые ответы коллег

Да, уважаемые коллеги, совершенно верно!

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе.

Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).

Изучив методическую литературу по ранней профориентации дошкольников, я начала реализовывать эту работу с октября 2020 года в средней группе. Среди педагогов я провела тестирование, в котором мне стало понятно, что эта тема очень актуальна и интересна для педагогов.

Ознакомление дошкольников с профессиями я осуществляю с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Основная задача моей работы заключается в расширении и обобщении знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Формирование представлений дошкольников о мире труда — это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Мы с детьми совершаем виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о профессиях, которые мы не можем увидеть в детском саду, местах недоступных для реального посещения. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

https://www. sites. google. com/site/mirprofssij/professii/virtualnaa-ekskursia

Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, я обратила внимание на создание соответствующей развивающей среды, которая бы не только способствовала ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Создала в группе уголок профориентации, который содержит: дидактические игры, наглядные пособия и художественную литературу по теме, различные картотеки. С детьми провожу экскурсию по детскому саду, в медицинский блок, на кухню, провожу беседы, читаем детскую художественную литературу, на прогулке наблюдаем за трудом дворника и, конечно же, играем.

Свою работу, по ранней профориентации дошкольников я осуществляю через самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. На игровой деятельности я бы хотела остановиться поподробнее!

Коллеги давайте вспомним, что такое игра? (Ответы педагогов)

Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Я предлагаю вам, тоже немного поиграть!

Игра «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

  1. Если нет охоты – мало толку от работы.
  2. Дело мастера боится.
  3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.
  4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.
  5. Труд кормит, а лень портит.
  6. Кончил дело — гуляй смело.
  7. От труда здоровеют, а от лени болеют.
  8. На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  9. На глаз надейся, а отвесом проверяй.

А пока наши команды готовятся, предлагаю вам тоже вспомнить некоторые пословицы:

Если не трудиться– можно в жизни заблудиться.

Больному помогает врач, а голодному — калач.

Куда иголка, туда и нитка.

Учитель в школе что посев в поле.

Кто не работает, тот не ест.

Терпенье и труд всё перетрут.

Так же одним из основных видов игры, является сюжетно-ролевая игра. Основная задача сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линию сюжета, берут на себя роли. Во время игры дети меняются ролями, что способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют.

Главное, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Коллеги, обратите внимание на экран, перед вами ребусы в них зашифрованы названия профессий, предлагаю их расшифровать.

«Ребусы»

(артист, модельер, столяр, преподаватель, синоптик)

Одной из важнейших потребностей ребенка является получение новых впечатлений и знаний. Ранняя профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В общеобразовательной программе «От рождения до школы», которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, а ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает и что его больше интересует. Поэтому работа воспитателей заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей профессиональным миром. Это очень важно – иметь определенную подготовку по ранней профориентации. Кем — бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, роль выбора своей будущей профессии. Основная идея работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для знакомства с той или иной профессией я использую разные формы и приемы.

Одним из таких приемов являются «Интеллект карты». Посмотрите, как просто можно разобрать профессию по ее «подтемам».

Работа и интеллект картой (на магнитной доске)

А также, с профессиями я знакомлю детей по следующему алгоритму:

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Форменная одежда
  4. Орудия труда
  5. Трудовые действия
  6. Польза труда для общества.

Уважаемы коллеги, прошу выйти 5 желающих и по алгоритму составить описание профессии.

Используя алгоритмы, в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Следующая игра «Пантомима», приглашаю еще 3 желающих для игры. Вам необходимо изобразить трудовые действия профессии, а остальным педагогам нужно отгадать, какую профессию изображает пантомим.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом?

Для того чтобы работа по ранней профориентации детей проходила интересно я привлекла родителей, как представителей разных профессий. Это вызывало огромный интерес к профессии у детей и гордость за своих родителей. В начале года было проведено анкетирование среди родителей, в результате которого я сделала вывод, что они плохо представляют значимость профориентационной работы в дошкольном учреждении. Поэтому актуальность ознакомления детей с профессиями очевидна. Родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии.

В нашем детском саду есть традиция «Посткроссинг» мы каждую среду отправляем письма в соседнюю группу и получаем их в ответ. Эту же традицию я предложила и родителям. Они с удовольствием приняли участие, теперь мы получаем письма от родителей, в которых они делятся рассказами и фотографиями о своих профессиях. Так же для родителей, я провела онлайн консультации по данной теме, на платформе ZOOM. Был организован совместный конкурс рисунков на тему «Профессия моих родителей».

С целью успешной реализации мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность.

И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?

Предполагаемые ответы коллег

Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая работа!

Используемая литература:

  1. ФГОС Дошкольного образования Т. Сальникова: Детям о профессиях. Выпуск 1. 6-7 лет. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей Работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
  3. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82
  4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244

Жанр: сказочная повесть

Читайте краткое содержание других сказок про необычных человечков:

Успенский Э. «Гарантийные человечки»

Главные герои сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина» и их характеристика

  1. Карандаш. Волшебный художник. Добрый, рассеянный, любит сладкое.
  2. Самоделкин. Мастер на все руки. Решительный и смелый.
  3. Прутик. Нарисованный мальчик. Легкомысленный, хвастливый.
  4. Веня Кашкин. Хулиган. Трусливый.
  5. Буль-Буль. Пират. Любит грабить.
  6. Дырка. Шпион. Трусливый.
  7. Тима. Добрый и умелый мальчик.
  8. Сталевар. Его отец. Добрый и сильный.

План пересказа сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»

  1. Знакомство.
  2. Самолёт-огурец.
  3. Лошадки.
  4. Машина на подушках.
  5. Игра мальчишек.
  6. Рождение Прутика.
  7. Дом для друзей.
  8. Прутик летает.
  9. Снег в жару.
  10. Конкурс кораблей.
  11. Прутик — юный техник.
  12. Болезнь Карандаша.
  13. Рождение разбойников.
  14. Поиски Прутика.
  15. Погоня.
  16. Пленение.
  17. Самоделкин в колодце.
  18. Юные техники.
  19. Поимка пиратов.
  20. Школа для волшебников.

Кратчайшее содержание сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Самоделкин и Карандаш познакомились в магазине игрушек.
  2. Они ездили по городу и создали Прутика.
  3. Прутик постоянно убегал и присвоил себе славу Самоделкина.
  4. Карандаш нарисовал пиратов и те стали охотиться на друзей.
  5. Пираты пленили Карандаша и чуть не убили Самоделкина.
  6. С помощью ребят и Сталевара пиратов поймали.

Главная мысль сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Настоящему мастеру любое дело по плечу.

Чему учит сказка «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Сказка учит быть честными и добрыми. Учит бороться со злом. Учит слушаться старших. Учит не баловаться и не пытаться присвоить чужую славу. Учит помогать друзьям.

Отзыв на сказку «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Это очень интересная и увлекательная сказка, полная приключений и юмора. Главные герои были настоящими мастерами-волшебниками, но их талантом хотели воспользоваться пираты. Герои победили благодаря помощи неравнодушных взрослых и детей. Мне очень понравились отважный Самоделкин и добрейший Карандаш.

Пословицы к сказке «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Дело мастера боится.

По заслугам и почёт.

Друг познаётся в беде.

На чужой каравай рот не разевай.

Хороша помощь вовремя.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Однажды в магазине игрушек кто-то чихнул. Звук раздался из коробки с карандашами. Оттуда вылез маленький человечек. Это был Карандаш. 

Из другой коробки вылез Самоделкин, сделанный из разных деталей и пружин. Мастера с удивлением друг друга рассматривали.

Потом Самоделкин сделал самолёт из деталей конструктора, а Карандаш нарисовал огурец с крыльями. Друзья сели на этот самолёт-огурец и полетели.

Но самолёт был без руля и потому разбился. Тогда Карандаш нарисовал двух лошадок и друзья поскакали прямо по дороге. Они не знали правил движения и поехали на красный свет. Их остановил милиционер и друзья отпустили лошадок.

Карандаш нарисовал автомобиль на подушках и они поехали. Но подушки лопнули и друзья остановились на площади.

Там мальчишки играли в пиратов и шпионов. Веня Кашкин нарисовал для друзей пирата и шпиона и поставил на листе кляксу, похожую на собаку.

Мальчишки убежали, а Карандаш нарисовал мальчика. Мальчик сперва не умел говорить и его назвали Прутиком. 

Пошёл дождь и Карандаш нарисовал в парке настоящий дом. Но в это время Прутик сбежал. Он пускал по ручьям сандалию и весело смеялся.

Друзья поймали мальчика и отвели домой. Там они его согрели, напоили молоком у ложили спать.

Ночью им мешала мышка и Карандаш нарисовал кошку. Кошка стала бегать по дому и её пришлось выгнать в окно.

Утром Прутик снова пропал. Ребята посадили его на ветку и запускали в космос. Прутик высоко взлетел, застрял в ветках и его пришлось снимать с лестницы.

Друзья отправились гулять. Было жарко и Карандаш нарисовал снег. Очень обрадовалась снегу продавщица мороженого, накидала его в свою коробку и дала друзьям эскимо.

Потом Самоделкин собрал из деталей чудесный корабль и все отправились на Лебединый пруд, где должны были проходить соревнования моделей кораблей.

Дети с кораблями проходили бесплатно, но у Кашкина не было корабля.Он хотел отобрать корабль у Тимы, но мальчик позвал папу и Веня сбежал.

Прутик потерялся в толпе и друзья искали его у пристани.

Корабль Самоделкина победил и Прутик сказал, что сделал его сам. Самоделкина пристыдили, и он не знал, что отвечать. А Карандаш объелся мороженого и заболел. Самоделкин уложил его в постель и побежал искать молоко.

А Карандаш в бреду нарисовал пирата, шпиона и собаку, похожую на кляксу.

Разбойники сбежали и познакомились. Пирата звали Буль-Буль и он мечтал кого-нибудь ограбить. Шпиона звали Дырка и он был трусоват. Собаку назвали Клякса.

А Самоделкин помог шофёрам избавиться от голубей и ему надарили разных продуктов.

Разбойники решили украсть Карандаша, чтобы тот рисовал им еду. Но Самоделкин застал Дырку в доме и напал на него. Побитый шпион сбежал.

Карандаш выздоровел и друзья отправились искать Прутика. Сперва они побывали в магазине игрушек, потом пошли на набережную, где испытывались пароходы.

Разбойники гонялись за ними, но у них ничего не получалось. Им даже пришлось переодеться в охотника и Красную шапочку.

Друзья пришли на набережную, но Прутика там не было. Чтобы привлечь внимание мальчика Карандаш нарисовал большой корабль, который назвал «Прутик». Мальчик не пришёл, но друзья решили искать его завтра на параде Юных техников.

Буль-Буль увидел корабль и пришёл в восторг. Он решил уплыть на нём в море. Но для этого надо было поймать Карандаша. Весь день они гонялись за Карандашом по улицам и метро. Ночью они устроили в метро погоню со стрельбой.

Утром Дырка связал спящих друзей, но потом подрался с пиратом, и друзьям вновь удалось сбежать. Они пытались звать на помощь, но люди думали, что это играют дети. Самоделкин стал ржаветь и двигался с трудом.

Наконец разбойники победили, связали Карандаша, а Самоделкина сбросили в колодец.

Но Самоделкин не погиб. Он прилип магнитом к решетке и висел совершенно беспомощный. 

Его нашёл Веня Кашкин и отнёс в пункт приёма лома. Потом он гонял урну по мостовой и его обозвали разбойником. Это услышали пират и шпион и заманили мальчика на корабль.

Веня испугался и сказал, что не хочет грабить, но разбойникам нужен был матрос и они бросили Веню в трюм, где лежал Карандаш.

На заводе Сталевару понравился Самоделкин, которого он принял за испорченную игрушку. И он отнёс Самоделкина сыну, Тиме. Тима сразу узнал Самоделкина и вместе с отцом понёс его в клуб Юных техников, чтобы починить.

Ребята увидели Самоделкина и стали звать знаменитого Прутика, чтобы тот помог починить его.

Прутик признался, что не умеет ничего делать, а тот корабль сделал Самоделкин. Ребята починили Самоделкина, и тот рассказал про Карандаша.

Сталевар и ребята побежали на набережную, чтобы спасти художника.

Пираты хотели уплыть, но их корабль поймали подъёмным краном и разбойников сдали в милицию.

Дырку взял садовник, чтобы тот выслеживал жуков-короедов. Буль-Буль стал продавцом в магазине игрушечных корабликов.

Карандаш был спасён.

Вскоре в городе появилась школа Карандаша и Самоделкина, где ребят учили рисовать оживающие картинки.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения Карандаша и Самоделкина»

1

  • Сказки на осеннюю тематику для детей
  • Сказки на современном сленге
  • Сказки на ночь чтобы быстро уснуть взрослому
  • Сказки на свадьбу смешные по ролям музыкальные
  • Сказки на ночь фантастика