Сказка о том, почему собака с человеком дружит и почему у неё не заладилась дружба с зайцем, волком и медведем. Классическая русская народная сказка.
«Как собака друга искала», русская народная сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Возле чума на синем снегу три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась.
— Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит… Я ему стерегу самое дорогое — оленей!
— Глупая ты Оронка, я лучшая собака, — отвечает Нартка, — мне человек жирный кусок бросит… Я вожу его добро, без меня он и кочевать не мог бы.
Лайка сердится:
— Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали… Ведь я добычу в тайге ищу!
Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красным стал.
Каждая кричит:
— Я лучшая собака!
Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собой гордится:
— Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу! — хвалится Лайка.
— Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, — сердито отвечает Нартка.
— Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу! — больше всех хвалится Оронка.
Человек смеется:
— Ишь, загордилась… Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, — и ушел в чум.
Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить. Лайка и говорит:
— Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет…
Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали.
Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу забегала, белку на сосну загнала, хвалится:
— Я свое дело сделала…
А белка на дереве сидит, качается… Тогда Нартка подбегает к Лайке:
— Ты устала… Садись на меня, я тебя подвезу.
Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала. Нартка говорит:
— Вот и я свое дело сделала.
Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится:
— Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается…
Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные, рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело. Лайка вскочила:
— Зайца чую! — и побежала по свежему следу, зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке. Нартка говорит Оронке:
— Садись, я тебя подвезу к зайцу…
Заяц видит невиданное, собака на собаке едет, прыгнул через них и в чаще скрылся.
Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть с собак ветер сдул, ребра голые выставились.
Лайка жалобно воет:
— Смерть нам, собаки, приходит, что будем делать?
Решили обратно к чуму человека идти. Пришли. Услышал человек шорох, вышел из чума:
— Э-э!.. беглецы вернулись… Эко подтянуло вас… Оголодали!..
Человек дал каждой собаке по большой жирной рыбине. Обрадовались они, жадно рыбу грызут, по сторонам озираются.
С той поры собаки друзьями человека стали, ему служат верно. Оронка пасет оленей, Лайка добычу в тайге ищет, Нартка поклажу возит.
Эвенкийская народная сказка
A+
A-
В сказке читателю рассказывается о том, почему собака не смогла подружиться ни с зайцем, ни с волком, ни с медведем. Только с человеком нашла она общий язык…(пересказ К.Т.Самородова)
Как собака друга искала читать
Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что же! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Распрощалась собака с волком и пошла к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, — говорит. — Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! -думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку.
Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает — дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
(Илл. М.Карпенко)
Подтвердить оценку
Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 907
Пока нет оценок
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Прочитано 10129 раз(а)
Другие русские сказки про животных
-
Жихарка — русская народная сказка
Короткая сказка о маленьком человечке — Жихарке, которого лиса похитила и хотела съесть. Но умный Жихарка сумел перехитрить рыжую плутовку… Жихарка читать Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом …
-
Как лиса училась летать — русская народная сказка
Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: — Как дела, Лиса-кума? — Да …
-
Полкан и медведь — русская народная сказка
Короткая сказка про собаку Полкана. Состарился пёс и хозяева прогнали его со двора. Встретил он в лесу медведя, который помог Полкану вернуть расположение хозяев… Полкан и медведь читать Было это ещё в старое недоброе время. …
-
Лиса и козел — русская народная сказка
Сказка о том, как лиса случайно в колодец попала. Сидит, выбраться не может, проходит мимо козел, а лиса этим и воспользовалась! Лиса и козел читать Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. …
-
Пушистый барашек — Цыферов Г.М.
Короткая сказка-присказка про барашка, который любил все пушистое: пену, облака, древесные стружки и даже пушистую погоду! Пушистый барашек читать Жил на белом свете чёрный пушистый барашек. Любил он всё пушистое-пушистое. Утром вставал — пушистой мыльной …
-
Облачковое молочко — Цыферов Г.М.
Короткая история о лягушонке, который жаркий день решил напоить цветочки и травку. Он отправился не к корове или к козе, а прямо к облачкам, чтобы попросить у них облачковое молочко… Облачковое молочко читать Ах, как …
Кожаный мешок
Валенберг А.
Сказка про бедного крестьянина Никласа, которому из-за засухи нечем было кормить свою семью. Однажды в лесу он увидел, как тролль откапывает кожаный мешок с волшебными зернами, урожай из которых вырастает на глазах. Кожаный мешок читать …
Подарок тролля
Валенберг А.
Сказка про пятилетнего крестьянского мальчика Улле, родители которого целый день работали в поле, а его запирали дома. Они предупреждали сына, что может прийти злой тролль и украсть его. Подарок тролля читать Жили-были бедный торпарь (безземельный …
Питер Пэн
Барри Д.
История про мальчика, который не хочет взрослеть. Он сбежал из дома и жил на острове вместе с потерянными мальчишками. Однажды он с феей Динь-Динь залетел в комнату к детям семьи Дарлинг. Феи появляются из детского …
Питер Пэн в Кенсингтонском Саду
Барри Д.
История про раннее детство Питера Пэна, который с самого начала был необычным ребенком. Он жил в необычном Кенсингтонском саду, где общался с феями и птицами и где первый раз повстречался с обычной девочкой. Оглавление: ♦ …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 — Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …
3 — Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
4 — Про мышонка из книжонки
Джанни Родари
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …
Информация для родителей:
Как собака друга искала – добрая русская народная сказка, рассказывает о собаке, которая искала себе смелого друга. Сказку можно читать детям в возрасте от 2 до 6 лет. Текст сказки «Как собака друга искала» простой и интересный, поэтому её можно читать детям на ночь. Приятного чтения вам и вашим малышам.
Читать сказку Как собака друга искала
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест.
— Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
— И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань, перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
— Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это, а спасибо говорит.
С тех пор собака — лучший друг человека и живут они вместе.
У каждого народа сказка о дружбе собаки и человека имеет свою версию. Русский народный рассказ повествует о том, почему не получилось у собаки дружить с волком, зайцем и медведем, а вот для человека она стала настоящим другом.
Сказка Как собака друга искала скачать:
Сказка Как собака друга искала читать
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.
Пошла она к медведю:
Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Äâàäöàòü ïåðâûé âåê óæ íà Ïëàíåòå. È åìó óæ áîëüøå äâàäöàòè! Ñêàçî÷íûå äíè è ìåñÿöû, è ãîäû íàáëþäàåì ìû óæ áîëüøå äâàäöàòü ëåò. Ñêàçêè âñå ëþáèëè ñ äåòñòâà! Äà è ëþáèì âñå èõ è ñåé÷àñ! Êîãäà äåòÿì íà íî÷ü èõ ÷èòàåì, òî ïåðåæèâàåì çà ãåðîåâ âìåñòå ìû. Íî, íåäàðîì ÿ ñêàçàëà, ÷òî Íîâûé âåê óæå! Ñêàçêè ñòàðûå èç êíèã ïåðåäåëàþò âñå âìèã. ß Âàì òîæå ñêàçîê, áàñåí ïåðåäåëàëà íå ñ÷åñòü. Ïîìíèòå, êàê ÿ ïèñàëà Âàì ïðî ñíåæíóþ êîðîëåâó, êàê áåðåò îíà âñåõ íà êðþ÷îê? Íî ñåãîäíÿ ÿ ðåøèëà Âàì ñêàçêó íîâóþ ðàññêàçàòü. Òðóäíî æèâ¸òñÿ âñåì íà Ïëàíåòå, íà êàðàíòèíå óæ âòîðîé ãîä ìû. È ìàãàçèíû çàêðûòû, è êàôå. Ïðîäóêòû êóïèòü ñòàëî ñëîæíî âåäü. Ïî ñóñåêàì ñêðåá¸ì, ïî êëàäîâêàì ìåò¸ì, âñå îñòàòêè, çàïàñû â îäíó êó÷êó êëàä¸ì. Âîò, êàê â ñêàçêå ñòàðîé ïðî êîëîáêà, êîãäà äåä è áàáêà èç ïîñëåäíèõ çàïàñîâ èñïåêëè êîëîáîê.
Ðàçíîå ÷óäî â ìèðå òâîðèòñÿ íî, íå î âñÿêîì â ñêàçêå ãîâîðèòñÿ Æèâàëè-áûâàëè íà çåìëå Ñèáèðñêîé â èçáå ñ îãîðîäîì, ñ ñîáàêîé è êèñêîé áàáóøêà Ìàøà äà äåä Ôåîôàí íå òî èç ðàáî÷èõ, íå òî èç êðåñòüÿí. Äåòåé âîñïèòàëè, ó÷èòüñÿ ïîñëàëè. Æèâóò ñåáå òèõî, íå âåäàÿ ëèõà; â òåëåâèçîðå ãëÿäÿò âñå ïåðåäà÷è ïîäðÿä Âîò äåä è ãîâîðèò áàáêå » Ñëûøü-êî, áàáà, ïîâåðíèñü, îò ñåðèàëà îòöåïèñü. âèøü, êàê ïîò÷óþòü â åêðàíå?! ß õî÷ó ãóñÿ â ñìåòàíå!!» Íó, áàáà òî â îòâåò: ×òî òû, ñòàðûé, î÷óìåë? Îòðîäÿñü òàêèõ íå åë. Òû êóñíè-êà õëåá äà ùè, äà êâàñîê ñþäà òàùè. À ïîòîì ìû ëÿæåì ñïàòü è âî ñíå ãóñÿ ñúåäàòü. Äåä êðÿõòÿ, ïîø¸ë çà êâàñîì . ãîâîðÿ âåäü áàáêå âñëåä: -«À åù¸ áû àíàíàñó, äà íà õëåá èêðû ÷óòü-÷óòü ». Áàáêà â ñëåä åìó êðè÷èò: Âî! È õëåáà íå çàáóäü!Äåä õîäèë ñåáå õîäèë è ðàçâîäÿ ðóêàìè âåðíóëñÿ ê áàáêå îí íè ñ ÷åì. Îí ðàñòåðÿííî ñêàçàë:- «Õëåáà íåò. È êâàñó íåò. Âñ¸ äîåëè ìû â îáåä. À äî ïåíñèè íåäåëÿ Áàáà, ÷òî æ ìû áóäåì äåëàòü?» Áàáà äîëãî äóìàëà, âñïîìèíàëà, ãäå æå ìîæíî ïîñêðåñòè è ïðèäóìàëà! Áàáà äåäó ãîâîðèò: «Ïî ñóñåêàì ïîñêðåá¸ì, ïî àìáàðó ïîìåò¸ì, ñîáåð¸ì ìóêè ÷óòîê èñïåêó ÿ êîëîáîê.»
×òî æå áûëî äàëüøå, ñÿäåì íà äèâàíå è ïîñëóøàåì, ïîñìîòðèì, áóäòî ìû â òåàòðå!
Ñêàçàíî ñäåëàíî. Ìóêè íàñêîáëèëè,
 ìèñêó ñîáðàëè, òåñòî çàìåñèëè,
Êîëîáîê ñêàòàëè è â äóõîâêó çàêðûëè.
Æäàëè
Æäàëè
Çàäðåìàëè.
Âäðóã ùåë÷îê
Òåëåâèçîð ñìîëê,
Äóõîâêà îñòûëà, êîëîáêà íå äîïåêëà.
Ñâåò îòêëþ÷èëè
Âîò òàêèå äåëà!
Êîëîáîê (îòêðûâàåò äâåðöó äóõîâêè):
×òî æå ñî ìíîé íå òàê?
Âðîäå ðóìÿí äà ãîðÿ÷.
À ñ ýòîãî áîêó?.. Êàê!
Íå äîïåêëè!!. Õîòü ïëà÷ü.
×òî æ, ïîáåãó çà ïîäìîãîé
Ê ñîñåäÿì êîðîòêîé äîðîãîé.
Ïðûãíóë Êîëîáîê çà ïîðîã
È âïåð¸ä, â ñîñåäíèé äîìîê.
À äîì ýòîò äåòñêèé ñàä.
È â í¸ì îãîíüêè íå ãîðÿò!
Êîëîáîê:
×òî æå ýòî çà íàïàñòü?
Êàê áû âîâñå íå ïðîïàñòü!
Ïîêà÷óñü-êà ÿ âïåð¸ä
Âîí, íàâñòðå÷ó êòî-òî ïð¸ò.
Îãî-ãî! Ãëàçà, êàê ïëîøêè.
Ýé, ëþáåçíûé, êòî òû?
Êîøêà:
Êîøêà!
Òû êóäà æå óêàòèëñÿ?
Áðîñèë áàáóøêó è äåäà!
Ðàçáåæàëñÿ, ðàçðåçâèëñÿ
Âñåõ îñòàâèë áåç îáåäà!
Êîëîáîê:
Äà ñûðîé ÿ. Âèäèøü ñáîêó
Íèêàêîãî íåò ïðèï¸êó.
Ñâåòó íåò è æàðó íåò.
Êîøêà:
×òî æ, ïîéä¸ì èñêàòü îáåä.
Ïîáåæàëè ïî äîðîæêå
Êîëîáîê äà Ìóðêà-êîøêà,
Âèäÿò äîìèê èç æåëåçà,
Çà ñòåêëîì êàêîé-òî ÿùèê.
Êîøêà:
Ñòîé-êà, ëûñûé! ß ïîëåçó.
Ýòîò ÿùèê ãîâîðÿùèé,
È íà âñå âîïðîñû îí
Äàñò îòâåòû.
Êîëîáîê:
Òåëåôîí?
Êîøêà:
Îí, ðîäèìûé. Íàäî çíàòü,
êàêîé íîìåð íàáèðàòü.
Ó ìåíÿ ÷åòûðå ëàïû,
ß çâîíþ, òû ãîâîðè,
Äà ðóãàé èõ â ìàìó-ïàïó,
Ñâåò ÷òîá äàëè
(ñíèìàåò òðóáêó òåëåôîíà, íàáèðàåò íîìåð, ïðîòÿãèâàåò òðóáêó Êîëîáêó)
Âñ¸. Îðè!!
Êîëîáîê:
Ýòî ñàìûé ãëàâíûé äÿäÿ?
Ïî÷åìó ïîãàøåí ñâåò?
Äåòè äåíüãè âàì íå ïëàòÿò?!!
×åëîâåê âû èëè íåò?
Ðàçáåð¸ìñÿ, äàéòå ñðîê!
Ìîé ôàìèëèé? Êîëîáîê!
(Çëîé, áðîñàåò òðóáêó)
Ýòî ÷òî æå çà äåëà?
Êîøêà:
×òî òû çëèøüñÿ? ß ïîøëà
Íåò åäû ó áàáû ñ äåäîì.
Íàäî ìûøü ïîéìàòü ê îáåäó (ñîáèðàåòñÿ óõîäèòü)
Êîëîáîê:
Ñòîé, ïóøèñòèê! Òû ñêàæè,
×òî çà ñêàçêà?
Êîøêà:
Ýòî æèçíü
(èäóò ðÿäûøêîì ïî òðîïèíêå ê äîìó áàáû è äåäà)Êîëîáîê:
Íî âåäü â êíèæêå îáî ìíå
Íåò íè ñòðî÷êè îá îãíå.
Òàì ÿ çíàë, íà ÷òî èäó,
Ëèøü ñ Ëèñîé ïîïàë â áåäó.
Íî è åé ïðèïàñåíî
Ñðåäñòâî ó ìåíÿ îäíî.
Êîøêà:
×òî? Îáðåç èëè ïëàñòèò?
Êîëîáîê:
Ýòî ÷òî çà ðåêâèçèò?
Êîøêà:
Òåìíîòà! Íó, íåòó ñëîâ!
Ýòî ñðåäñòâà îò âðàãîâ.
Êîëîáîê:
Òàê äàâàé òàêîå ñðåäñòâî
Ýòèì äÿäÿì áðîñèì â òåñòî.
Ìîæåò, áóäóò ïîóìíåé,
Ïîæàëåþò õîòü äåòåé!
Êîøêà:
Âñ¸. Ïðèøëè ìû. Ïîìîë÷è. (Çàãëÿäûâàåò â ñïàëüíþ)
Ñïÿò. Çàæãó îãîíü â ïå÷è (Ïûòàåòñÿ ðàçäóòü óãëè)
Âîò áåäà-òî: ñïè÷åê íåò,
À èç äðîâ òðàâû áóêåò.
×òî æå áóäåò ñ áàáîé, ñ äåäîì?
(Êîëîáêó)
Áóäåøü òû ñûðûì îáåäîì.
(Êîëîáîê ïÿòèòñÿ, ñêàòûâàåòñÿ ñ êðûëüöà è îïðîìåòüþ íåñ¸òñÿ ïðî÷ü)
Êîëîáîê:
Ïîìîãèòå! Áðûñü!! Íå òðîíü!!!
(Âðåçàåòñÿ â êîñò¸ð, óñïîêàèâàåòñÿ, ïîâîðà÷èâàÿñü íåïðîæàðåííûì áîêîì)
Íàêîíåö-òî åñòü îãîíü! (Îãëÿäûâàåòñÿ, âèäèò ñòðàííóþ ïóáëèêó. Ó êîñòðà ñèäÿò Çàÿö, Âîëê, Ìåäâåäü è Ëèñà, ìåøàþò êàêóþ-òî åäó â óãëÿõ. Îäåæäà íà íèõ áåäíàÿ, ðâàíàÿ)
Êîëîáîê:
Áà! Çíàêîìûå âñ¸ ëèöà:
Çàÿö, Ìèøêà, Âîëê, Ëèñèöà!
×òî ñëó÷èëîñü? Âîò òàê ðàç!
×òî çà ñòðàííûé âèä ó âàñ?
Çàÿö:
Òû îòêóäà ê íàì ñâàëèëñÿ,
 íîâîé ñêàçêå î÷óòèëñÿ?
Êîëîáîê:
Íàøåé ñêàçêå çà ñòî ëåò
À âñ¸ òà æ áîðüáà çà ñâåò.
Ëèñà (òÿíåò íîñîì):
Íàêîíåö-òî ÿ ïîåì
Êîëîáîê (áðûçãàåò â íå¸ èç áàëëîí÷èêà):
Îäóðåëè âû ñîâñåì!
(Ëèñà çàñûïàåò)
Âîëê (ïîäñêî÷èë):
Òû çà÷åì, ñêàæè-êà, ëûñûé,
Óõàéäîêàë íàøó ËÈñó?
(áóäèò Ëèñó)
Ëèñàâåòóøêà, ñåñòðèöà,
Íà-êà âîò âîäû íàïèòüñÿ
(Ëèñà ïü¸ò, çàòðàâëåííî ãëÿäÿ íà Êîëîáêà)
Ëèñà:
Ï-ï-ïàð-ïàð-äîí,
Ïðî-ñòè, äðóæîê
Îõ, è êðóò òû, Êîëîáîê!
Êîëîáîê
(ñ óäîâîëüñòâèåì îãëÿäûâàÿ ñåáÿ)
Âîò òåïåðü ÿ ïðîïå÷¸í.
Íå êóäðÿâûé, äà óì¸í.
Íó-êà, ñÿäåì âñå ðÿäêîì,
Ïîáåñåäóåì ëàäêîì.
(Ñàäèòñÿ áëèæå ê Ëèñå, òà îòîäâèãàåòñÿ ê Âîëêó)
Ëàäíî, ËÈñà. Ýòî
íåðâû.
Ãîâîðè, Çàé÷îíîê, ïåðâûì.
Çàÿö (âñòà¸ò íà ïåí¸ê):
ß êàïóñòó âñþ îêó÷èë,
ß ìîðêîâêó ïðîïîëîë.
À ïîòîì çàìîðñêèé ×ó÷åë
Âñþ ïðîäóêöèþ óâ¸ë.
Áåç ðàáîòû, áåç åäû
Íè òóäû ìíå, íè ñþäû (ñàäèòñÿ)
Âîëê (çàíèìàåò ìåñòî Çàéöà):
Áûë ëåñíè÷èì. Åë ÿ â ìåðó,
Ðàçãîíÿë âñåõ áðàêîíüåðîâ.
À òåïåðü â ëåñó äðåìó÷åì
Ñòàë õîçÿèíîì òîò ×ó÷åë.
Áåç ðàáîòû, áåç åäû
Íè òóäû ìíå, íè ñþäû (ñàäèòñÿ).
Ìåäâåäü (ñàäèòñÿ íà ïåí¸ê)
ß íà ïàñåêå òðóäèëñÿ,
̸äîì âñåõ âîêðóã êîðìèë.
Äà âîò ×ó÷åë îáúÿâèëñÿ
È ìåíÿ âñåãî ëèøèë.
Íåò ðàáîòû, íåò åäû
Íè òóäû ìíå, íè ñþäû (îõàåò, îòõîäèò â ñòîðîíó)
Ëèñà:
ß íà ôåðìå çàïðàâëÿëà,
Êóð â îáèäó íå äàâàëà.
×ó÷åë âñ¸ ñêóïèë, çàáðàë,
À ìåíÿ ïèíêîì ïðîãíàë (ïðèáåæàëà çàïûõàâøàÿñÿ Êîøêà)
Êîøêà:
À! Íåäàëåêî óø¸ë!
(Ôûðêàåò)
Ôó, êîìïàíèþ íàø¸ë!
Ãîëûòüáà, òåáå ïîäñòàòü!
À áàáêå ñ äåäîì ïîìèðàòü?
Êîëîáîê (îòìàõèâàåòñÿ):
Ïîãîäè òû! Çàøèïåëà!
Òóò âåäü âîò êàêîå äåëî.
Íàäî ×ó÷åëà ñëîâèòü
È â áîëîòå óòîïèòü
(âñå ñîáèðàþòñÿ â êó÷êó, øóøóêàþòñÿ)
Ëèñà:
Êîëîáîê! Êàêîé óìèùå!
Âñå ñ òîáîé ïîéä¸ì, äðóæèùå. (Äâèãàþòñÿ òîëïîé ê øèêàðíîìó òåðåìó, îñòàíàâëèâàþòñÿ ó âîðîò. Ñòó÷àò)
Çàÿö:
Êòî, êòî â òåðåìî÷êå æèâ¸ò?
Êòî, êòî íàøó ïèùó æó¸ò?!!
(Îòêðûâàåòñÿ äâåðü. Íà êðûëüöî âûõîäèò áîãàòî îäåòîå ×ó÷åëî)
×ó÷åëî:
Íó-êà, òû, êîñîé áåçäåëüíèê!
Çäåñü òåáå íå áîãàäåëüíÿ!
Óáèðàéñÿ, æèâ ïîêà,
À íå òî íàìíó áîêà.
(Çàÿö ïðîäîëæàåò òÿíóòü îäíó è òó æå ïåñíþ. ×ó÷åëî, ðàçîçëèâøèñü, îòêðûâàåò êàëèòêó. Íà íåãî íàáðàñûâàþò ñåòü è òàùàò â áîëîòî. Ðàçäà¸òñÿ áóëüêàíüå è âñ¸ óìîëêàåò. Çâåðè âî ãëàâå ñ Êîëîáêîì âõîäÿò â òåðåì, îòêðûâàþò ñóíäóê ñ äåíüãàìè, çàòåì ä¸ðãàþò ðó÷êó äâåðè è îòêðûâàþò öåëûé ðÿä ýëåêòðîðóáèëüíèêîâ, êíîïîê, ðû÷àãîâ).Êîëîáîê:
Âîò è âñ¸. Ñ÷àñòëèâûé ñëó÷àé.
Áóäåì ñàìè óïðàâëÿòü.
Äëÿ íà÷àëà ñâåò ïîäêëþ÷èì (ù¸ëêàåò êíîïêàìè, Ìåäâåäü è âñå çâåðè ïîìîãàþò. Âûãëÿäûâàþò â îêíî)
Êàê ïðèÿòíî ñâåò äàâàòü!
(Çàãëÿäûâàåò â ñóíäóê)
Ñòîëüêî äåíåã çàãðåáàë!!
Ïîäåëîì åìó ïðîïàë!
Êîøêà (ñàäèòñÿ ó ñóíäóêà):
Íàäî âñ¸ ïåðåñ÷èòàòü,
Íèêîìó çðÿ íå äàâàòü
ß ñ÷èòàòü óìåþ áûñòðî.
Ëèñà:
Äà è ÿ íå õóæå, Êèñêà!
Âîëê:
ß ñ÷èòàþ ëó÷øå âñåõ.
Çàÿö:
Ïîãëÿäèòå ïðîñòî ñìåõ!
Êîëîáîê:
×òî, Ìåäâåäü, íå ëåçåøü â êó÷ó?
Ìîæåò, òû ñ÷èòàåøü ëó÷øå?
Ìåäâåäü (÷åøåò ëîá):
Íè÷åãî íåò ëó÷øåãî,
×åì ÷åòûðå ÷ó÷åëà.
(Êîøêà, Ëèñà, Âîëê è Çàÿö ñìîòðÿòñÿ â çåðêàëî, çàòåì âäðóã íà÷èíàþò â óæàñå õâàòàòü äðóã äðóãà çà óøè, õâîñò, ëàïû è êðè÷àòü íàïåðåáîé):
×òî æå ýòî? ×òî ñ òîáîé?!!
Òû ÷óæîé! È òû äðóãîé!
Âûãëÿäÿò èíà÷å
Ëàïû, óøè, õâîñò!
Êîøêà :
Ó ìåíÿ ãîðÿ÷èé
Ïî÷åìó-òî íîñ!
Êîëîáîê:
ß ïîø¸ë, à âû ðåøàéòå:
Îñòàâàòüñÿ èëè íåò.
Äåíüãè çëî, âû ýòî çíàéòå
Çàêîëäóþò íà ñòî ëåò!
Çàÿö:
Íå õî÷ó ÿ èì ñëóæèòü!
 îãîðîäå áóäó æèòü.
(Òðîãàåò ñåáÿ çà õâîñò è ëàïû)
Ñíîâà óøêè! Ñíîâà ëàïêè!
Ïîáåãó ê ìîðêîâíûì ãðÿäêàì (óáåãàåò).
Âîëê:
Äåíåã ìíå ìîé õâîñò äîðîæå.
Óõîæó â ñâîè ëåñà.
Ìåäâåäü:
ß óéäó, ïîæàëóé, òîæå
Ê ï÷¸ëêàì, ì¸äó.
Êàê, Ëèñà?
Ëèñà:
ß, íàâåðíî, òóò ïîáóäó.
Íàäî ïåðåìûòü ïîñóäó
(þëèò õâîñòîì).
Êîøêà :
Îñòà¸øüñÿ?
(Ïîäâîäèò Ëèñó ê çåðêàëó)
Íà! Ãëÿäè!!
Øåðñòü âûëàçèò âïåðåäè.
Áóäåøü ×ó÷åëîì, ñåñòðèöà.
Íå ïîðà ëü áåæàòü, Ëèñèöà?
Èç-çà æàäíîñòè ñâîåé
Òû ïîãèáíåøü çäåñü, åé-åé!
Ëèñà (ìàøåò ëàïîé):
À! Ãîðè îíè îãí¸ì!
×òî æå, Êèñîíüêà, ïîéä¸ì.
Íàäî êóðî÷êó ñëîâèòü,
Äåäó ñ áàáîé ïîäàðèòü.
Êîëîáîê:
Êàê ÿ ñ÷àñòëèâ! Êàê ÿ ðàä!
Ñêàçêà-òî íà íîâûé ëàä!
(Äåä ñ áàáîé ñèäÿò íà êðûëå÷êå, ïðèãîðþíèâøèñü)
Çàÿö (âûáåãàåò ñ ìåøêîì êàïóñòû):
Äåä Ôåîôàí! Áàáóøêà Ìàøà!
Âîò âàì äàðû îò êîìïàíèè íàøåé!
Âîëê (òÿíåò âîç äðîâ):
Äåä Ôåîôàí è áàáóøêà Ìàøà,
Ýòî äðîâèøêè. Íàâàðèòå êàøó.
Ìåäâåäü (êàòèò áî÷îíîê ì¸äó):
Áàáóøêà ñ äåäóøêîé, âû íå ïå÷àëüòåñü,
Åøüòå ì¸äîê è âñåãäà óëûáàéòåñü.
Ëèñà (íåñ¸ò äâóõ êóð):
Îõ, óìîðèëàñü! Áàáóëÿ è äåäà!
Êóðû ñíåñóò âàì ÿè÷êè ê îáåäó.
Äåä è áàáà:
Íó, ÷óäåñà! Â äîìå ìíîãî åäû,
Íåò áîëüøå ëèõà è íåòó áåäû.
Ãäå ñåé÷àñ áåäíûé íàø Êîëîáîê?
Íåäîïå÷åíûì îñòàëñÿ áîê.
Êîëîáîê:
Îï-ëÿ-ëÿ!! À âîò è ÿ!!
Ìû òåïåðü îäíà ñåìüÿ:
Áàáà, äåä è
(ïîÿâëÿåòñÿ Êîøêà ñ ìûøêîé â çóáàõ)
Êîøêà.
Íó, è ÿ íåìíîæêî.
(Äåä ñ áàáîé ñàäÿòñÿ çà ñòîë, Êîøêà ïîä ñòîë, Êîëîáîê íà ñòîëå, äîâîëüíûé åãî ïîëèâàþò ìàñëîì.
Çâåðè, îòêëàíÿâøèñü, íàïðàâëÿþòñÿ ê êóëèñå )
Ðàçíîå ÷óäî â ìèðå òâîðèòñÿ íî, íå î âñÿêîì â ñêàçêå ãîâîðèòñÿ. È ÿ òàì áûëà, ÷àé ñ ìåäîì ïèëà.
Âîò è êîíåö ñòàðîé ñêàçêè íà íîâûé ëàä,
Ïîñëåñëîâèå:
Äåä è áàáà:
Ýé, çâåðüå, âîçâðàùàéòåñü íàçàä!!
Çâåðè:
Íåêîãäà íàì. Ìû ñïåøèì â äåòñêèé ñàä.
Íàäî äåòåé íàâåñòèòü,
Âêóñíåíüêèì óãîñòèòü.
(Ìàøóò ëàïàìè è óõîäÿò)
Ñêàçêó ñî÷èíèëà Íèæåãîðîäñêàÿ Ëþäìèëà, à ß äîïîëíèëà è ðàññêàçàëà ÂÑÅÌ
Башкирская сказка. Хитрый кот
Были когда-то старик со старухой, и был у них озорной чёрный кот. Старуха любила кота. Но вскоре она умерла. Старик и кот остались одни.
После смерти старухи некому было кормить кота: старик не любил его. И кот решил сам добывать себе пишу.
Стал кот забираться в погреба и клети соседей и поедать у них масло, сметану и выпивать молоко.
Однажды соседка поймала кота, когда тот пил у нее молоко. Схватила она кота и понесла его к старику:
— Вот, дедушка, твой кот! Что хочешь, то и делай с ним, но чтобы я больше его не видела! Ишь,повадился воровать у меня…
Выслушал старик соседку. Что и говорить: кот был вор, но убивать его старик пожалел. Сунул он кота в мешок и понес в лес.
Долго шёл старик. Шёл один день, шёл другой. Наконец дошёл старик до горы и выпустил кота из мешка.
— Много бед наделал ты, озорник, оставайся здесь. Живи, как хочешь,— сказал старик и пошёл к себе домой.
Остался кот в лесу, оглянулся кругом и пошёл вниз под гору. Днём скучно было коту в лесу, а когда настала ночь, он испугался. Шерсть у него поднялась дыбом. Замяукал он страшным голосом. Идет, озирается и мяучит, а у самого глаза так и горят зелёным светом. Повстречался коту заяц.
— Куда идёшь, котик?— спрашивает заяц.
— Ммя-у, ммя-я-у! Иду, чтобы пожрать всех зверей в лесу!— ответил кот.
«Как бы меня не съел»,— подумал в страхе заяц и поскакал от кота со всех ног. Вскоре заяц повстречал лису.
— Что случилось, дружок? Чего ты так испугался? Куда бежишь, зайчик-красавчик?— спросила лиса.
— Вон там в лесу, по горе, ходит кот. Он говорит: «Сожру всех зверей в лесу». Я и убежал от него…
Услышала лиса такую страшную весть и тоже испугалась.
— Побежим вместе!— сказала лиса и побежала вместе с зайцем.
Долго бежали они. Повстречался им серый волк.
— Куда бежите, друзья — спросил их волк.
— Вон там в лесу, по горе, ходит страшный кот, хочет сожрать всех зверей в лесу,— ответили заяц и лиса.
Волк тоже сильно испугался и побежал с ними. Долго бежали они втроём. Наконец повстречался им медведь.
— Куда идёте, друзья, что случилось? Не охотник ли идёт?
Те ответили, что идёт страшный кот и пожирает в лесу всех зверей.
— А куда же вы бежите?— спросил медведь.
— А нам лишь бы от кота спастись,— ответили в один голос заяц, лиса и волк. — А куда бежим — и сами не знаем!
— Ну, тогда, и я с вами побегу! — заревел в страхе медведь.
Вчетвером бежали они долго-долго, наконец устали, выбились из сил и остановились отдохнуть под деревом.
— Не лучше ли, друзья, сварить мяса и пригласить кота в гости? — говорит медведь.
Все согласились. Медведь ушёл за мясом, волк — за водой, лиса — за дровами, а заяц пошёл звать кота в гости.
Вскоре медведь приволок быка, волк принёс воды, лиса натаскала дров, и они начали варить мясо. Мясо давно уже сварилось, а зайца с котом всё нет и нет.
Всем зверям стало страшно.
— Видно, кот сожрал бедного зайца и идёт теперь сюда,— решили они и стали прятаться кто куда.
Медведь залез на высокое дерево, волк вырыл яму в кустах, спрятался туда и прикрылся жёлтыми опавшими листьями, а лиса спряталась под кучу хвороста.
А тем временем заяц нашёл кота на том самом месте, где в первый раз увидел его.
Дрожа от страха и не подходя близко к коту, заяц издали крикнул ему:
— Эй! Всесильный кот!..— И больше заяц ничего не мог добавить от страха.
Услышал кот заячий крик, посмотрел на него своими зелёными глазами и побежал прямо к зайцу.
«Ух! Он бежит, чтобы съесть меня!»— подумал трусливый заяц и тут же упал замертво.
А кот побежал дальше. Вот кот услышал вкусный запах мяса и приблизился к тому месту, где медведь, волк и лиса варили мясо и ожидали гостя.
Кот подбежал к мясу и начал жадно есть. Но бык, принесенный медведем, был старый, и мясо было твёрдое и недоваренное. Кот ел и громко фыркал.
Испугалась лиса фырканья кота, захотела спрятаться ещё лучше, завозилась и ущемила свой хвост в хворосте.
Услышал кот хруст в куче хвороста, подумал, что там мышь, и кинулся на хворост.
А лиса испугалась, что страшный кот сейчас её разорвет, выскочила из-под хвороста, оторвала прищемленный хвост, да так и убежала, спасаясь от страшного кота.
А кот и сам испугался лисы; он, как рысь, метнулся в кусты и вцепился там когтями как раз в голову и глаза волку.
— Ай, он меня хочет съесть!— взвыл волк от страха и боли и кинулся со всех ног вон из кустов.
Кот до смерти испугался волка и, как белка, бросился на дерево, на котором спрятался медведь.
Медведь увидел карабкающегося к нему кота и грохнулся от страха на землю.
А кот, который так сильно напугал диких зверей, сидит на дереве и сам еле дышит от испуга.
Медведь, волк и лиса убежали без памяти в разные стороны.
Наконец они разыскали в лесу друг друга и сели вместе отдыхать на дне глухого оврага.
— Ну, как вы — живы? — спрашивает медведь лису и волка.
— Жива-то я жива, да хвоста у меня нет — кот оторвал,— отвечает лиса.
— Я тоже остался цел, да вот чуть жив от когтей этого кота; он всю кожу на голове у меня изодрал, — сказал волк.
— А ты как чувствуешь себя?— спросили волк и лиса у медведя.
— А я только поломал ребра, когда кот свалил меня с дерева, — ответил, охая, медведь.
26.03.2021