Абесалом и Этери
Блоха и муравей
Гость-старик
Голубой ковёр
Дочь солнца
Дочь охотника
Добрый пастух и любопытная девочка
Две пощечены
Датуа и Петрикела
Жадный купец и бедняк
Заяц-трусишка, волк-глупец и плутовка-лиса
Ирмиса
Иванэ и Дэвкаци
Как слуга утешил барина
Как волк душу спасал
Лиса-судья
Лиса и перепелка
Лиса и медведь
Лев и заяц
Лисьи хитрости
Лисица, петух, баран и птичка
Неблагодарный царь и умный крестьянский сын
Не пропали твои деньги
Нацаркекиа
Научись ремеслу
Охотник из Лило
Один заработанный рубль
Приёмный сын царя
Про лису
Про свинью-красавицу
Сын тушина и царевич
Сын охотника
Сын Вороного
Старый плотник и его невестка
Спор из-за ничего
Спесивый учёный и лодочник
Солнце и дождь
Сад Дариачанги
Сын царя Музарби
Сказка об Олененке и Елене Прекрасной
Сварливые старухи и разумная девочка
Сказка — загадка
Три сестры
Три слова – три вопроса
Три лентяя
Три брата и плешивый плут
Тигр – заступник кошки
Тигр и кот
Чонгурист
Хуткунчула
Цикара
Церодэна
Царь и крестьянская дочь
Царь и его слуга
Царем быть – не ремесло
 

Читать все грузинские сказки
Читать другие народные сказки

 
Значительная часть сказочных сюжетов имеет характер общий для всех народов. Но вместе с тем у сказок каждого народа, каждой нации имеются свои специфические сюжеты и мотивы.
Ярко и красочно отражены в сказках быт населения, его нравы и обычаи. Побратимство, гостеприимство, свадебный ритуал, одежда, домашняя утварь, посуда, жилища — все это носит национальный отпечаток.
 
В грузинских сказках события разворачиваются на снеговых горах, в дремучих лесах, в фруктовых садах, виноградниках, на желтеющих нивах. Порой рисуется бурное море, которое чаще всего помогает герою в достижении намеченной цели. Отправившийся на поиски своей «мзетунахави» влюбленный переплывает море и благополучно достигает противоположного берега.
 
Нередко рисуется студеный ключ, у которого усталые герои находят отдохновение, подкрепляя свои силы для дальнейших похождений. Ключевая вода обычно обладает и лечебными свойствами. Родником зачастую овладевает «гвелешапи», олицетворяющий злую волю — завоевателя. «Гвелешапи» закрывает доступ к воде местному населению, но терпит поражение в борьбе с героями, вышедшими из трудового народа. Часто фигурирует также в сказке «источник бессмертия». Чтобы получить воду из такого источника, нужно преодолеть огромные трудности и препятствия.
Многообразие растительного мира Грузии получает художественное отображение в грузинских сказках. Луга и поля, сады и виноградники, громады гор, дремучие леса составляют фон для их сюжетного развития. Примечательно, что в грузинских сказках чаще всего встречаются такие деревья, как бук и дуб. Это является, по всей вероятности, пережитком их культа, существовавшего в незапамятные времена.
Из диких и домашних животных в грузинских сказках встречаются лиса, медведь, волк, заяц, олень, козуля, вол, корова, конь, баран; из птиц — орел, голубь, ястреб, коршун, ворона, дрозд, соловей; из насекомых — блоха, муравей, пчела; наконец, в качестве действующих лиц выступают в сказках и рыбы.
 
Олень и лань являются непременными персонажами грузинского охотничьего эпоса. Нередко они олицетворяют собою красавицу «мзетунахави». Зачастую олень увлекает человека в лесную чащу, околдовывает его и, превратившись в девушку, пленяет его своими чарами.
Рельеф Грузии — горные цепи и кряжи, реки и болота — фигурирует в фантастических произведениях так же, как и в реалистических повестях. Охоте, скотоводству, земледелию, виноградарству, садоводству, огородничеству и ремеслам, которыми исстари занималось население Грузии, в устном народном творчестве отводится видное место. Характерно, что этими видами хозяйства, по сказкам, занимаются не только люди, но и фантастические существа — дэви, каджи и др.
Одним из вернейших друзей и помощников человека является волшебный конь — Раши (Пегас), обладающей даром предвидения. Он выручает человека из бед и опасностей, отгадывает загадки, проносится с всадником через моря и горы.
Активными персонажами грузинских сказок являются фантастические существа — дэви, враждебно относящиеся к людям. Дэви похищают женщин и обзаводятся семьей. Дэви бывают трех-, семи-, девяти- и двенадцатиголовые. По представлению народа, у дэви три души — силы, разума и жизни — в виде птиц. Птицы помещены в коробке, которая находится в голове страшного кабана. Если отсечь головы этим птицам, дэви тотчас же погибнет.
Природа в грузинских сказках одушевлена, наделена даром речи. Анимизм, который Столь часто встречается в грузинских сказках, берет свое начало в первобытном обществе. Определяя материалистическое понимание возникновения анимизма, Г. В. Плеханов писал: «Обладал крайне ничтожным запасом сведений, первобытный человек «судит по себе» и приписывает явления природы преднамеренному действию сознательных сил».
 
Целый ряд неодушевленных предметов выполняет волю человека. Для полетов он использует ковер-самолет; в чудодейственных подвигах ему помогают плеть, лоза, скатерть, пест, бутылка с водой, иголка… Человека исцеляют и воскрешают «источник бессмертия», молоко зверя, слеза, рыбья или детская кровь, материнское сердце. Человек делается невидимым с помощью шапки-невидимки, становится богатым при посредстве волшебного камня.
Главными героями в грузинских сказках выступают простые труженики. Почти во всех сказках мы встречаем землепашцев — крестьян, бедняков, наделенных высокими моральными качествами. Все они трудолюбивы, добросовестны, выносливы, смелы, щедры. Они полны решимости бороться за свободу, преисполнены желания выполнить свой долг перед родителями, оградить родину от разорения. Вышедшие из трудовой среды, герои грузинских сказок резко осуждают несправедливость, жадность и скупость. В сказках отчетливо проявляется философская мудрость народа, его огромное педагогическое чутье.
 
Большую роль в грузинских сказках играет тема труда. Трудятся, работают не только в крестьянских хатах, но и в хрустальных дворцах красавицы «мзетунахави». Амиран и его братья занимаются охотой. Камар, живущая в подвешенном к небу дворце, ведет домашнее хозяйство, чистит посуду («Амиран»). Этери пасет корову в поле («Абесалом и Этери»), крестьянин отказывается выдать свою дочь замуж за царевича, пока он не научится ремеслу, и это в конце концов спасает будущего зятя от смерти («О том, как девушка не пошла за царевича, пока он не научился ремеслу»). В грузинских сказках выступают люди разных профессий. Здесь действуют землепашцы, пастухи, плотники, столяры, каменщики, пильщики, ткачи, кузнецы, сапожники, портные и др. Все они не только кормят и одевают народ, страну, но и создают замечательные памятники искусства.
Полезный, производительный труд воодушевляет героев сказок. Обремененные многочисленной семьей родители свое избавление от страшной бедности находят в земледельческом труде. Однажды бедная женщина, рассказывается в сказке «Три сестры», убирая дома полки, нашла три зерна, которые она с мужем и посеяла. Взошла нива, словно море. Радости мужа и жены не было границ.
 
Труд лежит в основе социальных идеалов народа; отношение к труду определяет характер, лицо героя. Лентяи и бездельники — предмет всеобщего осмеяния. Эксплуататоры — царь и его чиновники, купцы, попы — постоянно угнетают, притесняют трудящихся, присваивают добытое их потом добро. Несмотря на это, трудолюбивые герои не падают духом и в конце концов, после тяжелой борьбы с препятствиями, преодолевают все трудности. Победив своих противников, они становятся хозяевами страны и устанавливают на земле справедливость.
 
Грузинские сказки проникнуты духом оптимизма. Вера в лучшее будущее освещает путь положительным героям, в каком бы тяжелом положении они ни находились. В сказке о бедном и богатом, например, говорится о труженике, который работал у купца: то мешал известь, то таскал кирпичи и камни. Избитого и изголодавшегося, его завели однажды в удивительный дом. Чего только там не было! Внимание бедняка привлекло колесо, которое давало хлеб, вино, золото, серебро, драгоценные камни; но, увы, все это поглощали присосавшиеся к колесу черви. К тому же сама ось колеса от постоянного вращения совсем источилась и вот-вот должна была сломаться. В то же время другое колесо еще только делалось; на нем была огромная ось. Бедняка, пораженного всем виденным, спросили, какое колесо ему больше понравилось. «То, которое теперь делают», — отвечал бедняк. В этой сказке запечатлена светлая вера народа в лучшее будущее: труженик предпочел колесо, которое еще только делалось, но которое зато будет более прочным и красивым.
 
Труд оказывает на человека большое и благотворное влияние: он исправляет лентяев и бездельников, направляет их на правильный жизненный путь. Такого рода произведения устного народного творчества читатель легко найдет в настоящем сборнике.
Подлинные картины реальной жизни запечатлены даже в таких сказках, которые, на первый взгляд, далеки по своему содержанию от действительности и носят явно фантастический характер. В виде примера можно указать на грузинскую сказку «Дочь солнца». Это замечательное повествование, дошедшее до нас, несомненно, от раннефеодальной эпохи, отражает, с одной стороны, древнейшие мифологические представления народа, а с другой, — общественные отношения феодального периода. Хозяин своего слова, трудолюбивый крестьянин, по поручению жадного царя идет к солнцу за золотым бараном. Крестьянин видит, что жизнь солнца и луны мало отличается от жизни на земле: у солнца есть дом, поблизости от которого находится цветущий фруктовый сад. Стол накрыл крестьянину волк, а подавал обед сам Илья-громовержец. Встреча с Ильей, хозяином погоды, напустившим ;на ниву крестьянина град, и волком, похитившим у него ягненка, напомнила крестьянину о перенесенных им несчастьях, и он каждому воздал должное: крепко избил волка дубиной, у Ильи выколол глаза и разорил цветущий сад солнца. Но царь хочет отнять у крестьянина прекрасную жену и поэтому дает ему все более тяжелые поручения. Во второй раз крестьянин отправляется в страну мертвых за кольцом покойной матери царя. Идет крестьянин бесстрашно по этому пути и видит, как жестоко наказываются за злые деяния неправедные люди: лентяй, скупой, вор, изменники, угнетатели и др.
 
Для сказок характерен синтез, обобщение. Каждодневные явления, обычные понятия и предметы предстают перед нами в сказках наделенными необыкновенными качествами и признаками. Несмотря на это, внимательный глаз легко может увидеть за этими опоэтизированными явлениями и предметами трудовую деятельность человека, его неустанное стремление облегчить свой тяжелый физический труд, развивать технику. Ознакомление с грузинским фольклором еще раз убеждает в справедливости слов М. Горького, сказанных им в 1934 году на Первом всесоюзном съезде писателей: «Историками первобытной культуры совершенно замалчивались вполне ясные признаки материалистического мышления, которое неизбежно возбуждалось процессами труда и всею суммой явлений социальной жизни древних людей. Признаки эти дошли до нас в форме сказок и мифов, в которых мы слышим отзвуки работы над приручением животных, над открытием целебных трав, изобретением орудий труда. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, — об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дэдале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах», освоили лошадь; желание плавать по реке быстрее ее течения привело к изобретению весла и паруса; стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука, стрел. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой».
 
Греческие писатели античного периода сохранили для нас ценные сведения о наличии у грузинских племен своей устной литературы еще в глубокой древности, что подтверждается и раскопками, произведенными на территории Грузии. При раскопках в Мцхета — древнейшей столице Грузии — найдены относящиеся к VIII-VII вв. до нашей эры роговая свирель и несколько бронзовых поясов с изображением на одном из них охоты. Тема охоты встречается и на других, ранее найденных поясах, но, в отличие от них, Мцхето-Самтаврский пояс характеризуется своеобразием техники изображения фигур. Содержание композиции становится особенно понятным, если обратиться к грузинским героическим сказаниям.
 
Амиран — любимый национальный герой грузинского народа, обрекший себя на страдания ради счастья людей. Уже греческий писатель III века до нашей эры Азпполоний Родосский подробно описывает, как до слуха аргонавтов, подошедших к устью реки Риони, впадающей в Черное море, долетали стоны титана, терзаемого орлом. Таким образом, еще до нашей эры среди грузинских племен Колхиды было распространено сказание об Амиране.
Эпос об Амиране — классический памятник грузинского фольклора, наглядно показывающий рост национального самосознания народа и его титаническую борьбу против поработителей. Сказители с большой теплотой и любовью повествуют о приключениях богоборца Амирана. «Создав героя, любуясь и гордясь его мощью и красотой, народ необходимо должен был внести его в среду богов — противопоставить свою организованную энергию многочисленности сил природы, взаимовраждебных самим себе и человечеству. Спор человека с богами вызывает к жизни грандиозный образ Прометея, гения человечества, и здесь народное творчество гордо возносится на высоту величайшего символа веры, в этом образе народ вскрывает свои великие цели и сознание своего равенства богам», — писал полвека назад М. Горький.
Сказания об Амиране, или, как их принято называть сокращенно, «Амираниани»* известны в настоящее время во многих вариантах; сюжет сказаний подвергался неоднократным изменениям. С начала прошлого столетия зафиксировано до девяноста пяти вариантов этого сказания.
После амирановского цикла первое место в грузинском эпосе занимает «Этериани». Трагическая история любви Абесалома и Этери в том виде, в котором она дошла до нас, сложилась не позднее XI века в условиях системы патроната и, следовательно, предшествовала гениальной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Сказание об Абесаломе и Этери сложилось путем художественной переработки распространенных в Грузии издревле сказок о гонимой падчерице.
 
Среди грузинских сказок выделяются произведения философского содержания. Здесь, в первую очередь, нужно назвать сказку «Земля возьмет свое», безымянный герой которой, подобно герою вавилонского эпоса Гильгамешу, в поисках бессмертия обошел весь свет.
Несколько слов о числе персонажей в грузинских сказках. В них обычно три брата и три сестры, семь братьев и семь сестер, еще чаще — девять братьев и девять сестер.
Наиболее удачливым рисуется в сказках меньшой брат, что, несомненно, является отражением в художественном слове веры угнетенного трудового народа в свою окончательную победу.
 
Грузинский народ создал замечательные образцы сказочного эпоса, отмеченные богатством содержания, благородством идей, высокой художественностью формы. Этим он внес свою лепту в общую сокровищницу культуры народов нашей страны.
 
Читать все грузинские сказки
Читать другие народные сказки