Актер Георий Милляр за свою жизнь сыграл много замечательных персонажей. Нынешние взрослые, детство которых прошло во времена Советского Союза, прекрасно помнят сказки, в которых он перевоплощался в Бабу-ягу и Кощея. И это было по-настоящему гениально.
Но есть в его кинокопилке и забытые роли. Хотя любой фильм, в котором играл Милляр, моментально превращался в маленький шедевр.
Его жизнь
А знаете ли вы, что от рождения (25 октября или 7 ноября — по разным стилям 1903 года) любимого миллионами телезрителей актера звали Георгий Францевич де Милье (его отец был французским инженером-мостостроителем, а мама — дочерью иркутского золотопромышленника)? Семья не бедствовала даже тогда, когда умер глава семьи — Франц. Георгию тогда не было и трех лет. Его детские годы прошли в роскоши. Его воспитывали француженки-гувернантки, мальчик много читал, учил языки и музыку.
А вот после революции 1917-го семья стала нищей — дом в Геленджике конфисковали, большую московскую квартиру превратили в коммунальную, а в их собственности осталась только одна комната. Поэтому-то позже будущий актер и поменял фамилию и никогда не упоминал об аристократическом происхождении, как и о знании языков (прекрасно владел французским и немецким).
С детства он хотел выступать на сцене. Георгий даже начал работать бутафором в геленджикском театре и заучивал все роли. Однажды дебютировал в спектакле «Золушка», заменяя заболевшую актрису. Все прошло удачно и ему давали возможность подменять актеров в случае необходимости. К 1924 году он уже был довольно известным провинциальным актером. Георгий даже окончил школу юниоров при Московском театре Революции. Потом начал работать в театре, принимая полноправное участие во многих спектаклях. Его ожидал успех, но Георгий продолжал мечтать о киношной карьере. Театральные критики тех лет отмечали, что мимика, жест и пластика могли бы иметь исключительное применение в кино.
Но его первые попытки обращения к киноискусству успехом не увенчались. А пробы у самого Александра Роу Милляр провалил из-за волнения. Таким образом, его кинокарьера началась с маленьких эпизодов.
Тандем с Александром Роу оказался удачным
Прошло время. Роу сам вспомнил о молодом актере и предложил ему роль царя Гороха в своей экранизации сказки «По щучьему велению».
Милляр показал зрителям вздорного, злого дурачка, который одет в царские одежды. Чтобы показать все максимально ярко, актер сбрил волосы на голове и брови. Домашние были в шоке. Но предпринятые усилия оказались не напрасными. Картину приняли очень тепло, а режиссер Роу моментально получил заказ и очередную киносказку.
С тех пор между актером и режиссером завязалась дружба. которая длилась много лет. Роу снимал Милляра во всех своих фильмах. А часто получалось так, что актер в одной сказке играл сразу несколько ролей.
«Марья-искусница» и «Лампа Аладдина»
В первой сказке домой возвращается отставной солдат-барабанщик. Он помогает двум медвежатам спасти из капкана их дедушку медведя и находит мальчика Иванушку. Тот рассказывает, что его маму Марью-искусницу похитил водяной царь Водокрут XIII. Солдат пообещал мальчику помочь в его беде. Они попадают в подводное царство.
В этой сказке Милляр сыграл советника водяного Квака.
Это была уже не первая работа в сказках, и он перешел к более ироничному обыгрыванию отрицательного персонажа. Ему во время съемок пришлось покрываться зеленкой и носить зеленые ласты. А известную теперь уже всем манеру речи Квака придумал сам Милляр.
Во второй сказке, сюжет которой известен миллионам, речь пойдет о пареньке Аладдине, которому в руки случайно попадает волшебная лампа. Он знакомится с Джинном, выручающим его из разных ситуаций.
Милляр в этой сказке сыграл Наимудрейшего, дающего разные советы самому султану, отцу царевный Будур.
Черт и Чудо-Юдо
Еще один киношедевр Александра Роу был поставлен по книге Николая Гоголя — «Вечера на хуторе близ «Диканьки» (повесть «Ночь перед Рождеством»). Все случилось в ночь перед Рождеством, когда кузнец Вакула, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички царицы из столицы, оседлал Черта, на котором и полетел в Санкт-Петербург.
Из Георгия Милляра получился самый настоящий Черт. Правда, была у актера еще одна маленькая роль — сплетницы.
Снимали фильм в марте 1961-го под г. Кировском. Там построили украинскую деревушку. Местные жители снимались в массовых сценах. Они же первыми и посмотрели фильм в декабре.
Мало кто знает, что Георгию Милляру приходилось сниматься в образе Черта при морозе в 40 градусов. А этому персонажу ни шубки, ни сапожек не положено. Актер надевал только тоненький тренировочный костюм, который обклеили волосами. По сюжету Черт нырял в прорубь, падал в снег, шагал под напором мощного ветродуя. Конечно, он мерз. Поскольку спирта и водки под рукой не было, Милляр пил тройной одеколон.
Помните фразу «Должок!» из сказки «Варвара-краса, длинная коса»? Пальцем из колодца размахивал кинопапа «Ералаша» Борис Грачевский, а вот самого персонажа — Чудо-Юдо сыграл Георгий Милляр. Как хорош он в этой роли! И даже несмотря на то что персонаж-то отрицательный, невольно испытываешь к нему какую-то симпатию.
Царь Еремей попадает в руки подводного царя Чудо-Юдо. И чтобы тот отпустил его на свободу, обещает отдать Чуду-Юду то, о чем он в своем царстве не знает. Возвратившись домой, царь обнаруживает, что жена родила ему сына Андрея. Дьяк подсказывает царю, что можно подменить деток (царского сына на рыбацкого), чтобы наследник престола не достался правителю подводного мира.
Спустя 18 лет Чудо-Юдо вспоминает о «долге» царя, и с этого все и начинается.
Шут Балакирев и Кастрюк
В «Балладе о Беринге…» говорится о героических экспедициях Витуса Беринга — Первой и Второй Камчатских. Все происходит в 20-40-х годах 18-го века. Начинается с правления Петра I, потом царствует Анна Иоанновна, в конце повествования правит уже Елизавета. Это история об открытии Берингова пролива.
Георгий Милляр теперь уже не сказочный персонаж, которым мы привыкли его видеть. Он шут Иван Балакирев.
В преддверии 1976-го зрителям подарили еще одну сказку с любимым актером — «Финист — Ясный сокол». Его посвятили памяти режиссера-сказочника Александра Роу.
Это сказка о пахаре Финисте, который дружил с верным соколом. Он защищал Русь. Злодей Картаус был этим недоволен и подослал однажды своего слугу — оборотня Кастрюка извести богатыря.
Вот этого слугу и сыграл Милляр. Ему отлично удалось воплотить образ изворотливого, хитрого человечка.
Шишок Брауни и колдун Цмок
Фильм «Деревня Утка», наверное, знают далеко не все телезрители. Но эта картина показывает нам Милляра в сказочном ракурсе. Правда, здесь он играет шишка (чертика).
Его коллегой — Шишком — был на съемках Ролан Быков. Шишки — это вполне добрые существа, которых огорчает то, что дети, вырастая, перестают их замечать. Милляр сыграл шотландского шишка.
В сказке «Андрей и злой чародей» Георгий Милляр сыграл вредного колдуна Цмока из поселения.
Он хотел поймать в сети красавицу Путеводную Звезду, но Андрей-Всех-Добрей спешит ей на помощь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Сегодня мы с вами вспомним о творчестве гениального советского актера театра и кино по имени Георгий Милляр. Его великолепное исполнение сказочных персонажей уже не один десяток лет радует зрителей от мала до велика. Но в современных разночтениях вокруг видной фигуры актёра сложилось масса мифов и не подтвержденных слухов, которые мы сегодня и будем развеивать.
Георгий Францевич де Мильё родился в Москве 25 октября (7 ноября) 1903 года в семье французского инженера Франца де Мильё и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой. Юный Георгий рос в достатке, изучал иностранные языки, занимался музыкой и много читал.
Его отца рано не стало и содержанием ребенка занималась мать, на плечи которой легло не лучшее время для состоятельной семьи. После революции в 1917 году у них отобрали всё, а роскошную квартиру в Москве превратили в коммуналку где их семье выделили одну комнату.
Опасаясь нарастающих в стране волнений, на какое-то время они перебрались в Геленджик к бабушке и дедушке. Георгию пришлось сменить фамилию на Милляр, что бы не афишировать свое аристократические происхождение. Там юный Георгий начал подрабатывать бутафором в местном театре. Мечтая стать актером, он заучивал все роли и однажды ему представился случай выступить на сцене.
На фотографии: Георгий Милляр
После того, как заболела актриса, исполняющая роль «Золушки«, Георгий совершенно мастерски исполнил её роль. В театре его заметили и Георгий Францевич быстро стал известным провинциальным артистом. Решив получить образование по этой специальности, Георгий перебрался в Москву и поступил в Школу юниоров при театре Революции (сейчас это Театр им. Маяковского).
Еще во время обучения, Георгий познакомился с одной из актрис театра, на которой женился в 1925 году, но брак был недолгим. Все дело в том, что после одного из визитов к врачу выяснилось, что Милляр не может иметь детей. Но по законам абсурда, его жена сообщила актёру новость, что она беременна. Прекрасно понимая, что это не его ребенок, Георгий порекомендовал возлюбленной переехать к настоящему отцу будущего малыша и подал на развод.
У Георгия Милляра не было своих детей и поэтому к чужим детям у него всегда было теплое отношение, а дети любили актера и всегда собирались вокруг него толпами. В одном из интервью актёр очень тонко заметил: «Чтобы на старости стать вундеркиндом, нужно в детство почаще впадать».
Завершив обучение, Милляр продолжил работать на сцене театра до 1938 года, после чего он буквально заболел кинематографом. Ему пришлось сделать сложный выбор, но всё же Георгий Францевич ушел из театра, чтобы начать удивительную карьеру киноактёра, сыгравшего самых невероятных сказочных героев.
Свою кинокарьеру артист начал с эпизодов в нескольких фильмах. Но главным событием в жизни Милляра стало знакомство с его будущим лучшим другом и наставником Александром Роу, вместе с которым сложился великий творческий дуэт. Первой их совместной работой стала экранизация сказки «По щучьему велению» (1938), где Георгий сыграл царя Гороха.
Ради этой роли актёру пришлось сбрить все волосы на голове, чем он очень сильно удивил коллег. Но это того стоило! Картина была тепло принята критикой и зрителями, а Роу вскоре получил заказ на следующую экранизацию, которой стала киносказка “Василиса Прекрасная” (1939), где Георгий Милляр исполнил сразу три роли: гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу.
Милляр и Роу вместе создали порядка шестнадцати сказочных художественных фильмов, в которых Георгий Францевич воплощал различных персонажей. И среди замечательных образов Милляра главным его творением остаются конечно же роли легендарной Бабы-Яги, которую он играл совершенно феерично. Гениальный артист создал на экране разнохарактерные и разноплановые образы Бабы-Яги.
В исполнении Милляра она была и доброй и уставшей, а порой злой и вредной. Однажды Георгий Францевич сказал знаменитую фразу: “Не женское это дело — Бабу-Ягу играть!”. А ведь и в правду, немногие актрисы согласились бы видеть себя в таком образе, да еще и с таким количеством грима. Хотя стоит заметить, что одной из претенденток на эту роль была Фаина Раневская.
А как он воплотил на экране образ Кащея Бессмертного в одноимённой киносказке 1944 года — это нечто! Кащей, в исполнении Милляра, был настолько убедительным, что наводил ужас на зрителей, которые выходили в потрясении из кинозалов.
Но нашлись и те, кто стал упрекать Милляра в излишнем натурализме, дескать, его Кащей очень похож на Адольфа Гитлера и олицетворяет собой фашизм. Но Георгий Милляр всегда отрицал подобные сравнения и отвечал своим оппонентам следующее:
“Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен”.
Каждое появление на экране Милляра становилась подлинным шедевром, и не важно — была ли это одна из главных ролей или небольшой эпизод. На счету Георгия Францевича огромное количество ролей, перечислить которые не хватит и места. Но каждый зритель, который хоть однажды видел работу мастера, уже давно определил для себя любимый образ неповторимого Милляра.
Что касается личной жизни Георгия Милляра, то гуляют слухи о нетрадиционной ориентации великого артиста, хотя до сих пор нет ни одного доказательства этой версии. По легенде, Георгий Милляр ещё в молодости оказался в тюремной камере из-за подозрений в связях с мужчиной. Но и эта история хранит немало тайн, как и вся личная жизнь знаменитого актёра до 1969 года.
Во второй раз Милляр женился после ухода из жизни его матери, на тот момент актеру было 66 лет. Его избранницей стала соседка по коммунальной квартире Мария Васильевна.
Интересно, что когда Милляр сделал ей предложение, то женщина ответила, что в свои 60 лет не нуждается в мужчине. Но Георгий Францевич не растерялся и в свойственной для него манере ответил, что он не мужчина, а Баба-Яга. В итоге женщина ответила согласием, а свадьбу сыграли на берегу Москва-реки, во время съёмок картины «Варвара-краса, длинная коса«.
Существует версия, что якобы инициатором этого брака стал сам режиссёр Александр Роу, чтобы спасти от тюрьмы и снять подозрения со своего любимого актёра, который якобы опять где-то “отличился”. Но эта версия — большое заблуждение. Во-первых, даже если Роу и настоял на этом браке, то это было связано с тем обстоятельством, что после ухода матери Милляра, актеру будет трудно жить одному и присутствие женщины в его жизни просто необходимо. А во-вторых, вряд ли этот брак можно назвать фиктивным, ведь супруги прожили больше двадцати лет в мире и согласии, поддерживая друг друга.
В последние годы жизни у Георгия Милляра почти не было работы в кино. И ему приходилось соглашаться на любые, даже самые крошечные роли, лишь бы остаться в профессии. При этом актёру было уже далеко за восемьдесят.
Однажды Георгия Милляра позвали выступить в концертном зале на 850 мест, и когда он узнал, что там будут дети, то нарисовал от руки 850 картинок с изображением Бабы-Яги и поставил подпись: «С любовью, Г. Ф. Милляр», чтобы у каждого ребенка остался подарочек.
Сложно представить, каково же было разочарование Георгия Францевича когда в назначенное время за ним никто не приехал, про него просто забыли. А его старательно сделаные рисунки разошлись по соседям и знакомым.
На фотографии: Георгий Милляр и Мария Васильевна
Георгий Францевич Милляр ушёл из жизни 4 июня 1993 года в Москве, в возрасте 89 лет. Его супруги, Марии Васильевны, не стало через 6 лет, в 1999 году. Но остались потрясающие сказочные персонажи, в исполнении Милляра, на которых выросло уже не одно поколение отечественных зрителей. И эти советские фильмы и уникальные роли артиста будут жить вечно.Георгий Францевич Милляр ушёл из жизни 4 июня 1993 года в Москве, в возрасте 89 лет. Его супруги, Марии Васильевны, не стало через 6 лет, в 1999 году. Но остались потрясающие сказочные персонажи, в исполнении Милляра, на которых выросло уже не одно поколение отечественных зрителей. И эти советские фильмы и уникальные роли артиста будут жить вечно.
Источник
Георгий Милляр-его запомнили его как Бабу-Ягу из сказки. А настоящая его фамилия была де Милье. Это уже впоследствии он поменял её на Милляр. Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз.
Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Семья была очень обеспеченной. К сожалению отец маленького Георгия вскоре умер. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Еще до революции мама увезла Георгия в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. Фамилию мама поменяла с де Милье на Милляр. В Геленджике мальчик ходил в школу. А затем поступил на службу в театр и был там простым бутафором. Именно в театре он понял своё призвание…
За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
Тем более кино было всегда мечтой Милляра. Сниматься он начал ещё в 1931 году, начав с эпизодических ролей.
Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Он отлично сыграл роль царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью»
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Тогда Милляр и сказал: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
Включить звук
Смотреть
Вернуться к просмотру
С тех пор Бабу-Ягу играл только Георгий Францевич. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс», «Дубравка» и еще более ста картин.
В «Дубравке» он мне особенно нравится. Добрый, старый, мудрый артист и Дубравка
Милляр снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
Был у Милляра грешок-любил иной раз выпить. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: «Вот смотри у меня! — угрожал он Милляру. — Все маме расскажу!». Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.
«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, — вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра». — Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко.
На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски.
Он очень любил детей. Только своих детей у него так и не было. Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей.Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках.
Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Зато простые люди обожали актера.Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.
«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось…