С.Я.Маршак — стихи и сказки для детей. Произведения и биография
Список произведений Самуила Яковлевича Маршака.
Рекомендовано читать детям,учащимся в
1,2,3,4 классе
Артек
Автобус номер двадцать шесть
А, Бе, Це
Белый кот
Бабушкины любимцы
Багаж
Барабан и труба
Барашек
Большой карман
Баю-баю, детки
Белая страница
Волк и лиса
Великан
Ванька-встанька
В театре для детей
Веселая азбука про все на свете
Вот какой рассеянный
Веселые чижи
Веселый счет
Веселое путешествие от «А» до «Я»
Где обедал воробей?
Детки в клетке
Дом, который построил Джек
Десять негритят
Друзья-товарищи
Два кота
Ежели вы вежливы
Жадина
Круглый год
Котята
Кот и лодыри
Мяч
Мастер-ломастер
Маленькие феи
О мальчиках и девочках
Про гиппопотама
Пожар
Приключения Чиполлино
Почта
Песня о елке
Пудель
Радуга
Радуга-дуга
Робин-Бобин
Рассказ о неизвестном герое
Свинка морская
Усатый-полосатый
Угомон
Хоровод
Шалтай-Болтай
Школьнику на память
Я видел
Сказка «Кошкин дом»
Сказка Двенадцать месяцев
Сказка о глупом мышонке
Сказка об умном мышонке
Тихая сказка
Читать стихи других авторов
Краткая биография, жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака
Самуил Яковлевич Маршак
Русский советский поэт, драматург, переводчик,
литературный критик. /1887—1964/
Нет такого человека, который не знал бы имени Самуила Маршака. Стихи этого талантливого поэта остаются в сознании навсегда, если единожды их услышать. Биография Маршака рассказывает, что этот удивительный человек родился в 1887 году. Случилось это 3 ноября в городе Воронеже. Самуил Яковлевич Маршак, помимо того, что писал замечательные стихи, еще и являлся литературным критиком, драматургом, переводчиком. Он стал лауреатом Сталинских и Ленинской премии.
Детство и юность Самуила Маршака
Биография Маршака повествует о том, что поэт был рожден в еврейской семье. Его отец трудился на заводе, который занимался производством мыла. Мать была простой домохозяйкой. Самуил учился в Острогожской гимназии, потом образование он получал в Петербургской и Ялтинской гимназиях. Будущий поэт уже в юности был усердным и любознательным. Во время учебы в Петербурге Маршак массу времени проводил в залах публичной библиотеки. Этот человек, кроме образования на родине, получал его еще и за границей. Сначала Маршак учился в политехническом техникуме Лондона, потом в университете того же города.
Творчество Самуила Яковлевича Маршака
Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте, когда пришло осознание того, что честность, открытость и легкая рифма находят живой отклик у детей. Примечательно, что собственных книг у Самуила Маршака в детстве не было, по его словам ему недоставало веселых, небольших произведений, приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых.
Стихи Маршака для детей настолько реалистично передают жизненные картинки, что эффект присутствия просто потрясающий.
Биография Маршака сообщает о его знакомстве с Максимом Горьким. Произошло это в 1904 году. Великий русский писатель сразу же увидел и почувствовал, что Самуил Маршак талантлив, у него есть будущее в написании стихотворений. Юный Маршак проживал на ялтинской даче Максима Горького два года. И первый сборник талантливого парня не заставил себя долго ждать. Он вышел в свет в 1907 году. Однако тематика стихотворений была еврейской направленности. Сборник именовался «Сиониды».
Биография Маршака сообщает, что с 1906 года он постоянно проживает в Петербурге, вплоть до 1911 года. Именно тогда поэт, будучи корреспондентом пары петербургских изданий, отправляется в путешествие на Ближний Восток. То неизгладимое впечатление, которое получил Самуил, заставило его создать лучшие произведения.
Проживал Маршак и в Англии, причем уже вместе с женой. Там он много времени уделял своему образованию, изучал народный фольклор. В Англии он и начал переводить на русский язык местные произведения. В Россию поэт вернулся в 1914 году, трудился корреспондентом в провинциальных городах и селах. С 1920 года он начинает открывать детские культурные заведения, в том числе своими силами он создает детский театр (причем первый на то время в России). Для него он сам сочиняет пьесы. Для детей Самуил Маршак сделал немало. Каждый помнит его бессмертные «Сказка о глупом мышонке» или «Детки в клетке». Список шедевров очень длинный.
В Петрограде был организован журнал для малышей «Воробей». И снова постарался Самуил Маршак. Биография его сообщает, что огромную часть своей жизни поэт посвятил детской литературе.
Во время войны деятельность Самуила Маршака продолжается. Этот удивительный человек жертвует немало на строительство детских садов и интернатов. Впрочем, создавал он не только детские произведения, но и серьезные фельетоны на злобу дня. Незадолго до кончины он издал автобиографическую повесть.
Личная жизнь Самуила Маршака
Биография Маршака сообщает, что женат он был с 1912 года на Софье Михайловне. Они воспитывали дочь Натанель, которая в возрасте одного года погибла при ужасном стечении обстоятельств – на нее опрокинулся горячий самовар. Младший сын пары прожил 21 год – он умер от туберкулеза. А вот старший даже ненадолго пережил отца, он стал известным физиком. Внук поэта жив по сей день. Он работает врачом-наркологом и довольно известен в определенных кругах.
Краткая биография Маршака сообщает, что покинул этот мир он в 1964 году. Поэт прожил достойную жизнь.
Читать стихи других авторов
Сказки Самуила Маршака — произведения, без которых не выросла ни одна семья. Героями в них часто выступают животные и птицы, иногда и люди. Они ведут себя как люди: общаются, гуляют, ходят в гости, сражаются с несправедливостью, огорчаются и радуются. Сюжеты произведений автора просты, в них редко включены волшебные моменты, но не только этим привлекательны сказки Самуила Маршака. В них легким и простым языком рассказывается о добре, зле, взаимовыручке, учат доброте, сочувствию, вежливости и тому, что к словам взрослых необходимо прислушиваться.
-
Двенадцать месяцев
Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…
-
Кошкин дом
Кошкин дом — произведение С.Я. Маршака, которое любят миллионы людей. Сказка повествует о том, как богатая кошка гордилась своим положением и забывает родство с бедными сиротами-котятами. На новоселье она приглашает всех…
-
Вот какой рассеянный
Вот какой рассеянный — стихотворение Самуила Маршака, любимое уже восемьдесят лет целыми семьями. В нем показана история обычного гражданина. Только вот его рассеянность играет с ним порой злые шутки. В какие комичные и…
-
Тихая сказка
Тихая сказка — произведение Маршака, которое отлично подойдет для привлечения внимания детей и создания тишины. В нем показана жизнь семьи ежей. По ночам, когда все вокруг спит, ежи выходят всей семьей на прогулку. Кого…
-
Сказка о глупом мышонке
«Сказка о глупом мышонке» — стихотворение С. Я. Маршака, любимое многими детьми. В нём рассказывается, как мышка ищет няню своему мышонку, который никак не хочет засыпать. Приглашенные животные — лошадь, свинья, курица и…
-
Сказка об умном мышонке
«Сказка об умном мышонке» — сказка Самуила Маршака, которая восхищает детей и взрослых больше полувека. В ней автор рассказывает о злоключениях мышонка. Малыш попадает от одного хищного зверя к другому. Все они предлагают…
-
Рассказ о неизвестном герое
«Рассказ о неизвестном герое» — стихотворение Самуила Маршака, с которым стоит познакомить и современных ребят. В нем описано, как целая столица ищет спасителя маленькой девочки. Им оказался парень «плечистый и крепкий»…
-
Багаж
Багаж — стихотворение Самуила Маршака, знакомое многим с детства. В динамичном стихе описывается, как некая путешественница сдает свой багаж вместе с собачкой и отправляется в путь на поезде. Что ждет ее в конце странствия…
-
Усатый полосатый
Усатый полосатый — произведение С. Я.Маршака, знакомое и любимое тысячами детей и взрослых. В нем рассказывается о том, как девочка заботилась о своем котенке. Как она это делала, понимал ли ее котенок, и сколько юная хозяйка…
-
Где обедал воробей
«Где обедал воробей» — стихотворение Самуила Маршака, которое забавляет ребят и взрослых не одно десятилетие. В нем некто спрашивает у воробья о его трапезе. Птица охотно делится, где и с кем она разделила свой обед. Куда…
-
Веселый счет от 1 до 10
Веселый счет — произведение Самуила Маршака, которое любят на протяжении многих лет во многих семьях. В нем описан счет от одного до десяти в забавных двустишиях с иллюстрациями около каждой цифры. После идут несколько юмористических…
-
Кот и лодыри
Кот и лодыри — стихотворение Самуила Маршака, которое стоит перечитывать с детьми на протяжении всей учебы в школе. В нем говорится о том, как нерадивые ученики прогуливают уроки. Вместо занятий они отправляются на каток…
-
Детки в клетке
Детки в клетке — стихотворение Самуила Маршака, с которым стоит познакомить ребенка перед походом в зоопарк. В нем рассказывается, как ведут себя и о чем думают детеныши животных в клетках зверинца. Какими желаниями, мыслями…
-
Пудель
Пудель — стихотворение Самуила Маршака, которое забавляет собой детей и взрослых уже много лет. В нем описывается насыщенная событиями жизнь пуделя у старушки. Пес любит шалить, а мудрая хозяйка даже не ругает любимца, но…
-
Чего боялся Петя
Чего боялся Петя – весёлое произведение Самуила Маршака в стихотворной форме, которое увлекает читателей с первых строк. Главный герой стихотворения Петя боялся темноты, но мама выключила свет. От страха ему причудились…
-
Автобус номер 26
Автобус номер 26 — стихотворение Самуила Маршака, в котором и взрослый отыщет знакомых персонажей из жизни. В нем с юмором рассказывается, как в общественном транспорте ведут себя животные, птицы, обитатели морей и даже…
-
Про все на свете
Про все на свете — стихотворение Самуила Маршака, с которым много ребят освоили прописные истины. В нем на каждую букву алфавита поэт написал двустишие, а рядом разместилась иллюстрация. Все это помогает ребятам не только…
-
Пожар
Пожар — произведение Самуила Маршака, на котором воспитано не одно поколение ребят. В нем рассказывается о девочке Лене. Она ослушалась матери и приоткрыла дверцу горящей печи. К чему это привело, и кто еще пострадал от…
-
Почта
Почта — стихотворение Самуила Маршака, которое за десятилетия своего существования разошлось на цитаты. В нем почтальон несет заказное письмо, стучится в дверь и узнает, что адресат выехал в другую страну. Что произойдет…
-
Мяч
Мяч — стихотворение Самуила Маршака, которое знает каждый ребенок страны. В нем поведано о приключениях мячика от лица юного рассказчика. Динамичный сюжет и короткие фразы делают стихотворение похожим на считалку или описание…
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2122»
Конспект НОД по речевому развитию
на тему: «Заучивание стихотворения
С. Маршака «Тает месяц молодой»
для детей 5-6 лет.»
Выполнила: воспитатель
ГБОУ Школы 2122
ДОП «Ручеек»
Тихонова Н.А.
г. Москва
Цель: Заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»
Задачи:
1.Образовательная: познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.
Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой.
Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих.
2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения.
3.Воспитательная: продолжать приучать детей слушать стихи, воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.
Материалы: книги С. Я. Маршака, портрет поэта, Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь, февраль».
Предварительная работа воспитателя: Чтение произведений «Сказка о глупом мышонке», «Тихая сказка» и др.; рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике.
Словарная работа: Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой.
Ход НОД:
I. Мотивация.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Я прочитала недавно одну загадку и никак не могу ее отгадать, вы мне поможете?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
Про какое время года говорится в загадке? Все верно, говориться о зиме.
II. Постановка целей и задач.
И сегодня с мы вами поговорим о зиме.
(На доске появляются картинки из серии «Времена года»)
III. Совместная деятельность.
Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей)
Правильно! На картинах изображены зимние месяцы и зимние забавы. Кто сможет назвать их? (Ответы детей)
Каждый месяц по -своему хорош. Посмотрите на картинку и скажите, чем они не похожи друг на друга? (Ответы детей)
Какой месяц идет сейчас? (Ответы детей)
А,вам нравится зима? Почему она вам нравиться? (Ответы детей)
А сейчас, я предлагаю вам встать, немножко отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику :
ЗИМОЙ
Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)
Мчатся наперегонки.
Зимой на улице очень весело: можно кататься на санках и лыжах, ватрушках, кататься с ледяной горки. И приходит в декабре самый любимый праздник взрослых и детей (Новый год)
Почему?
Этому замечательному празднику посвящено много разных стихотворений. Одно из них написал Самуил Яковлевич Маршак. (показ портрета)
Какие его произведения вы знаете? (ответы детей)
Сегодня я хочу познакомить вас с его стихотворением, которое называется «Тает месяц молодой»
Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тает месяц молодой», а вы внимательно послушайте:
Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!
IV. Анализ стихотворения
Тает месяц молодой. Гаснут звезды чередой. | -Как автор описывает месяц? -Что значит «Молодой месяц»? (только появился) -Обратите внимание на слово «тает». Что оно обозначает? — Что происходит с месяцем? (исчезает) -Когда это может происходить? (утром на рассвете) -Как вы понимаете слова «гаснут звезды»? (тоже исчезают) -А, как они исчезают? (чередой) -Как вы понимаете «чередой»? (одна за другой) -Давайте вместе скажем чередой. Повторим еще раз.. |
Из распахнутых ворот Солнце красное идёт. | -Скажите, как вы думаете, что это за ворота ? (Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается из-за горизонта или горы.) -Что появляется из ворот? -Какое солнце идет? -Что значит «красное»? (красивое) |
Солнце за руку ведёт Новый день и Новый год! | -Что солнце ведет за руку? -Почему солнце, как малышей, ведет за руку новый день и Новый год? (они и есть малыши. Новый день солнце каждое утро выводит, а Новый год –один раз в году) |
Мы это стихотворение с вами будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо»:
Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо.
А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.
Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.
А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно. Молодцы Вы отлично справились!
А теперь, я предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть в зимние игры.
«Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить(сымитируйте соответствующие движения)
—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Молодцы! А сейчас, послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.
VI. Самостоятельная деятельность детей
Теперь, кто хочет выйти и рассказать все стихотворение целиком? (дети выходят и рассказывают стихотворение).
VII. Рефлексия.
Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?
Кто помнит, как называется стихотворение, которое мы свами сегодня заучивали? Кто его написал?
Молодцы, ребята! У вас замечательно получилось запомнить и рассказать стихотворение.
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru
Ко Дню матери 28 ноября сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob и международный сервис аудиокниг Storytel выяснили, что традиции чтения на ночь придерживается большинство родителей детей дошкольного возраста. В опросе SuperJob приняли участие 1600 родителей детей 1—7 лет из всех округов страны.
2 из 3 родителей читают детям сказки на ночь, еще 7% матерей и отцов обычно включают аудиокниги. По данным Storytel, c 20 до 22 часов — самое пиковое время прослушивания детских аудиокниг. В это время их слушают в 3 раза чаще, чем утром.
Самыми популярными книгами на ночь стали русские народные сказки: их читают детям 11% россиян. Произведения К.И. Чуковского слушают перед сном дети 7% опрошенных. 6% читают детям различные энциклопедии: «Как устроен человек», «Космос» и проч. «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова читают 5%. По 4% голосов набрали произведения Г.Х. Андерсена, сказки А.С. Пушкина, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, а также «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова, по 3% — Льюиса Кэролла и Шарля Перро. По 2% родителей назвали произведения С.Я. Маршака, А. Линдгрен, Д.Р. Киплинга и «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. По 1% голосов — у стихотворений А.Л. Барто, сказок В.Г. Сутеева, книги «Петсон и Финдус» С. Нурдквиста и историй из мультфильма «Щенячий патруль». Среди других произведений родители называли книги С.В. Михалкова, А.А. Усачева, сказку П.П. Ершова «Конек-Горбунок», зарубежную детскую классику (Д.М. Барри «Питер Пэн», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», Д. Свифт «Путешествия Гулливера» и проч.).
Данные подтверждает Storytel. В 2021 году самым популярным произведением из «советского» детства стало «Незнайка на Луне» Николая Носова. На втором, третьем и четвертом месте по популярности из вечной классики — Астрид Линдгрен и ее произведения «Мы все из Бюллербю», «Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок поселяется в вилле «Курица»». Пятерку лидеров закрывает Кир Булычев «Война с лилипутами».
Специально ко Дню матери Storytel составил подборку самых популярных книг про маму. На первом месте — любимая всеми Манюня Наринэ Абгарян «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения». На втором месте — Туве Янссон «Волшебная шляпа», где одна из главных героев — нежная и любящая Муми Мама. На третьем месте среди произведений про мам — сборник коротких рассказов про творческую маму и ее маленького сына современной российской детской писательницы и поэта Маши Рупасовой «Наоборотная мама». Четвертое место среди произведений про мам — любимая многими поколениями классика — сборник сказок Дины Непомнящей «Мама для мамонтенка. Сказки». Замыкает пятерку история про большую семью и их веселые приключения «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» норвежской детской писательницы Анне-Катрин Вестле.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 362
Время проведения: 9—23 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: родители детей в возрасте от года до 7 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос: «Читаете ли вы на ночь книги своему ребенку/детям в возрасте от года до семи?»
Вариант ответа | Кол-во респ. |
Да, обычно читаю сам(а) | 52% |
Обычно читает вторая половина | 15% |
Обычно включаем аудиокниги | 7% |
Нет | 21% |
Затрудняюсь ответить | 5% |
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 286
Время проведения: 9—23 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: родители, читающие на ночь ребенку/детям в возрасте от года до 7 лет
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос: «Какую книгу вы сейчас читаете на ночь своему ребенку/детям в возрасте от года до семи лет?» (открытый опрос)
Ответы респондентов | Кол-во респ. |
Русские народные сказки | 11% |
Произведения К.И. Чуковского («Айболит»; «Мойдодыр»; «Муха-Цокотуха»; «Краденое солнце» и др.) | 7% |
Детские энциклопедии («Занимательная астрономия»; «Как устроен человек»; «Космос» и др.) | 6% |
А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города» | 5% |
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 4% |
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 4% |
Сказки А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане»; «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) | 4% |
Произведения Ганса Христиана Андерсена («Русалочка»; «Принцесса на горошине»; «Снежная королева» и др.) | 4% |
Шарль Перро («Красная шапочка»; «Кот в сапогах»; «Спящая красавица») | 3% |
Льюис Кэрролл («Алиса в стране чудес»; «Алиса в Зазеркалье») | 3% |
Джозеф Редьярд Киплинг («Маугли»; «Твой верный пес Бутс») | 2% |
Джанни Родари «Приключения Чиполлино» | 2% |
Произведения С.Я. Маршака («Кошкин дом»; «12 месяцев» и др.) | 2% |
Произведения Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок»; «Мио, мой Мио»; «Карлсон, который живет на крыше»; «Мирабель» и др.) | 2% |
Произведения А.Л. Барто («Было у бабушки сорок внучат» и др.) | 1% |
Свен Нурдквист «Петсон и Финдус» | 1% |
Сказки В.Г. Сутеева | 1% |
Истории из мультфильма «Щенячий патруль» | 1% |
Другое (С.В. Михалков «Дядя Степа»; П.П. Ершов «Конек-Горбунок»; Крессида Коуэлл «Как приручить дракона»; Джеймс Мэтью Барри «Питер Пэн»; Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»; А.А. Усачев «Умная собачка Соня»; Бренда Чапман «Храбрая сердцем»; А.А. Орлова «Грузовик и прицеп»; Алан Милн «Винни Пух и все-все-все»; Анна Милборн «Тысяча и одна ночь» и проч.) | 37% |
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!
Другие статьи
Подписка на результаты новых исследований Прайс-лист на аналитические исследования
© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 с. СБЕГА
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Программу разработали:
Башурова Н.И. библиотекарь,
Толстокулакова Л.В., учитель
начальных классов,
с. Сбега
2011
«В ГОСТЯХ У МАРШАКА»
Оформление: кроссворд, книжная выставка «Чьи стихи мы знаем с детства». Плакат «В гостях у Маршака» (вначале слово «Маршака» закрыто, когда ребята разгадают кроссворд, открыть), портрет С.Я.Маршака.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать больше об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь. Непременно уж послышится со стороны: «Да, как говорится, дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку…». А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку».
Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин – зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: «вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшим, подшутят: «Эх ты, мастер-ломастер».
Может быть, и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.
Они пришли в нашу жизни из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книжки любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком. Ой, а где же загадки?
/Стук в дверь и появляется Незнайка/
Незнайка: Здравствуйте ребята! Ой, как вас много. Ребята, по пути к вам я нашел загадки, а вот отгадать их не могу, вы мне поможет?
Ребята: Да!
Ведущий: А какие загадки у тебя?
Незнайка показывает.
Ведущий: Это же загадки от нашего кроссворда ребята. Хорошо Незнайка загадывай.
Незнайка загадывает загадки.
КРОССВОРД
М | Я | Ч | ||||||||
С | А | П | О | Г | ||||||
К | А | Л | Е | Н | Д | А | Р | Ь | ||
Л | Я | Г | У | Ш | К | А | ||||
Ч | А | С | Ы | |||||||
О | Ч | К | И |
1. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. /мяч/
2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. /сапоги/
3. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстым,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. /календарь/
4. Пучеглазая особа.
Из болота смотрит в оба.
Ква – ква – ква, да ква – ква – ква,
Вот и все ее слова. /лягушка/
5. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. /часы/
6. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? /очки/
Ведущий: А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия детского писателя МАРШАК, а зовут его Самуил Яковлевич.
Незнайка: А кто это?
Ведущий: Ты не знаешь кто такой Самуил Яковлевич Маршак?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Тогда послушай, ребята тебе о нем расскажут.
Двое из учеников рассказывают о Маршаке С.Я.
«Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г.Воронеж.
Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогорске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.»
Ведущий: Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес, этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за нее и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я».
Незнайка, ты знаешь эти стихотворения?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Тогда послушай ребят.
Ребята читают несколько стихотворений.
Ведущий: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича «Круглый год». Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь. –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или апрель:
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
А что говорил другой известный писатель нам расскажут… /Двое учениц рассказывают/
Другой известный писатель, Корней Иванович Чуковский, однажды весело рассказывал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака – детского поэта. Маршака, пишущего стихи для взрослых. Маршака – автора пьес для театра. Маршака – переводчика, который сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, венгерском, польском языках. И, наконец, Маршака – сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал фашистов. И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным автором.
Ведущий: А теперь, дорогие ребята, посмотрим, кто из вас лучше других знает стихи Самуила Яковлевича Маршака.
/класс делится на две команды – «Усатый полосатый» и «Зоопарк»./
Ведущий: Поэзия окружает нас с детства. Помните, когда вы были маленькими, мама пела вам колыбельные. Становясь старше, вы уже сами разучивали и читали стихи. Удивительный мир поэзии учит нас чувствовать, мыслить, говорить. Попробуем доказать друг другу, что чтение стихов – это увлекательное занятие. Кроме того, стихи интересно не только читать, но и перечитывать.
Незнайка: А я тоже знаю стихотворения. Только начало.
Ведущий: Не переживай Незнайка, ребята тебе сейчас помогут. Ты читай начало стихотворения, а ребята конец. /Игра «Я начну, а вы продолжите»/
За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
- «Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска».
- «Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну и сказал:
Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»
- «Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!»
- «Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра».
Незнайка: Ой, как хорошо, я теперь знаю эти стихотворения, и начало и конец.
Ведущий: Для выполнения следующего задания каждой команде будут выданы листочки, на которых написаны только последние слова каждой строки замечательных стихотворений. Команды за 5 минут должны вспомнить и прочитать стихотворение полностью, и сказать название стихотворения. За каждый правильный ответ вы получите по 5 баллов.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
/Маршак С.Я., «Почта»/
- Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны.
Сел в углу перед окном
И заснул глубоким сном.
/Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/
- В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
/Маршак С.Я., «Почта»/
- Сел он утром на кровать,
Стал рубаху надевать,
В рукава просунул руки.
Оказалось, это брюки.
/ Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/
- Пела ночью мышка в норке:
-Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
/Маршак С.Я., «Сказка о глупом мышонке»/
- Отвечает ей мышонок:
-Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
/Маршак С.Я., «Сказка глупом мышонке»/
♪ ♫ Музыкальная пауза. Ребята исполняют песню «Прекрасное далёко»
Незнайка: Ребята у меня еще есть какие-то карточки на них что-то написано, а я не знаю про кого это. Какой то детектив.
Ведущий: Детектив говоришь? Значит здесь не обойтись без сыщиков. Ну что ребята поможем Незнайке?
Ребята: Да.
Ведущий: Давайте ребята превратимся с вами в сыщиков. А кто это такие? У каждого уважающего себя сыщика была картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у Незнайки. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Вы должны назвать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить из какого он произведения. Ну что Незнайка начинай!
Незнайка: 1. Я и семья покуда
Живем совсем не худо,
Мой муж следит за домом,
А я хожу к знакомым.
/Свинья, «Кошкин дом»/
2. Принесла овсяной каши –
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску –
Отвернулся он от миски.
/Котенок, «Усатый полосатый»/
3. Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
/Василий, «Кошкин дом»/
4. Борода твоя долга,
Да не выросли рога.
У меня длиннее вдвое –
Живо справлюсь я с тобою.
/Коза, «Кошкин дом»/
5. По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит,
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он в виде щепки.
/Английский почтальон, «Почта»/
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы героев других книг. И кто их написал.
6. Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
/ «Князь Гвидон», Пушкин А.С./
Ведущий: Следующий конкурс – конкурс капитанов. Кто выразительнее прочитает отрывок из Сказки об умном мышонке.
Ведущий: Этот конкурс самый сложный. Он называется «Блиц-эрудиция», означает: вопрос – быстрый ответ.
Очко присуждается тому, кто первым ответит на вопрос.
- Кто пел песню мышонку в сказке «О глупом мышонке»? /Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка/
- Кто пришел в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? /Свинья, петух с курицей, козел с козой/
- Гости кошки – настоящие друзья? /Нет, они не пустили ее к себе после пожара/
- Что ловил вместо мышек котенок из стихотворения «Усатый полосатый»? /Карандаши/
- Что надел вместо шляпы Человек рассеянный с улицы Бассейной? /Вместо шляпы на ходу он надел сковороду/
- А скажите мне, ребята, где обедал воробей? /В зоопарке у зверей/
- Почему рассеянный так и не смог уехать из города? /Он сел в отцепленный вагон/
- Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»? /Каток/
- Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке? /Год/
Ведущий: А сейчас команды одновременно начнут читать по цепочке по одному слову «Азбуку в стихах». Кто больше прочитает.
Ведущий: Незнайка тебе понравилось как ребята отвечали и помогали тебе?
Незнайка: Да. Теперь мне многое стало понятным и я теперь тоже много знаю.
Ведущий: Незнайка, а ты знаешь, почему ребята много знают?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Все дело в том, что ребята читают книги. Если и ты будешь читать книги, то и ты будешь знать много.
Незнайка: Хорошо ребята, я теперь тоже буду читать книги.
Ведущий: Незнайка, как ты думаешь, раз ребята хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Их наверное надо наградить за это.
Незнайка: Я тоже так считаю.
Объявление итогов.
Награждение медалями «Всезнайка Маршака» и «Знайка Маршака»
Ведущий: Незнайка для тебя тоже есть награда.
Незнайка: Какая?
Ведущий: Ты можешь выбрать любую книгу с выставки и прочитать ее. Ребята кто желает тоже могут взять книги.
Вот и подошла к концу наша встреча. Я хочу закончить его прекрасными словами:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
К О Н Е Ц .
Список литературы:
1. Маршак, С.Я. Детям. [Текст] – М.: АСТ,1999. – 349 с.
2. Маршак, С.Я. Радуга-дуга: Стихи, сказки, загадки. [Текст] – М.: Дет. Лит., 1984. – 157с.
3. Суркова, И.Ю. Проведение недели детской книги: Посвященной С.Я.Маршаку [Текст] // Завуч нач. школы. – 2002. — № 5. – С. 91-105.
4. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. [Текст] Сто имен: Биобиблиографический справочник: ЧастьII. М-Я. – М.: Школьная б-ка, 2002.- 223 с.