Сказки малахитовая шкатулка картинки из сказки

Инфоурок начальные классы презентациивикторина павел петрович бажов сказы и сказки для детей описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииВикторина «Павел Петрович Бажов Сказы и сказки для детей»

ВИКТОРИНА Павел Петрович Бажов «Сказы и сказки для детей.» Подготовила: С...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ВИКТОРИНА Павел Петрович Бажов «Сказы и сказки для детей.» Подготовила: С

    Описание слайда:

    ВИКТОРИНА

    Павел Петрович Бажов
    «Сказы и сказки для детей.»

    Подготовила: Смирнова Дарья Романовна
    учитель начальных классов
    МОУ «СОШ №2» г.Истра

  • 2 слайд

    Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом. Сказ –

    Описание слайда:

    Сказка — это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом.
    Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.
    Сказка
    События происходят в фантастическом, вымышленном мире
    Рассказчик повествует о временах давних, уже забытых
    В сказке главные герои не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями
    В сказке волшебство – основа действия
    Сказ
    Место действия конкретное, реальное
    Рассказчик либо свидетель, либо участник событий
    В сказе это различие очевидно. Приказчик не может быть героем положительным, а мастер – труженик не может быть отрицательным
    В сказе волшебная сила – лишь источник вдохновения мастера

  • 3 слайд

    ВОПРОС№1Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?ГА. Малахитовая

    Описание слайда:

    ВОПРОС№1
    Какой из перечисленных сказов Бажову
    НЕ принадлежит?
    Г
    А. Малахитовая шкатулка
    Г. Дочь-семилетка
    В. Серебряное копытце
    Б.Таюткино зеркальце

  • 4 слайд

    ВОПРОС№2 Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? ВА. Вели

    Описание слайда:

    ВОПРОС№2

    Какого из перечисленных сказочных персонажей
    НЕТ у Бажова?

    В
    А. Великий полоз
    Г. Голубая змейка
    В. Ивашка-Медвежье
    ушко
    Б. Огневушка-
    Поскакушка

  • 5 слайд

    ВОПРОС№3Кто главный герой сказки „Серебряное копытце“?А. БабушкаГ. ЦарицаВ. Ц

    Описание слайда:

    ВОПРОС№3
    Кто главный герой сказки „Серебряное копытце“?
    А. Бабушка
    Г. Царица
    В. Царь
    Б. Дедушка
    Б

  • 6 слайд

    ВОПРОС№4Как звали деда в сказке «Серебряное копытце»?А. ЯковГ. ИванВ. Кокован

    Описание слайда:

    ВОПРОС№4
    Как звали деда в сказке «Серебряное копытце»?
    А. Яков
    Г. Иван
    В. Кокованя
    Б. Григорий
    В

  • 7 слайд

    ВОПРОС№5Кого Кокованя взял к себе жить?ГА. СобачкуГ. ДевочкуВ. МальчикаБ. Кур

    Описание слайда:

    ВОПРОС№5
    Кого Кокованя взял к себе жить?
    Г
    А. Собачку
    Г. Девочку
    В. Мальчика
    Б. Курочку

  • 8 слайд

    ВОПРОС№6Как звали героиню сказа П.П.Бажова „Серебряное копытце“?АА. ДаренкаГ

    Описание слайда:

    ВОПРОС№6
    Как звали героиню сказа
    П.П.Бажова „Серебряное копытце“?
    А
    А. Даренка
    Г. Марьюшка
    В. Подаренка
    Б. Дарьюшка

  • 9 слайд

    ВОПРОС№7Кем был старик Кокованя?ВА. СтарательГ.ЛесникВ. ОхотникБ.Камнерез

    Описание слайда:

    ВОПРОС№7
    Кем был старик Кокованя?
    В
    А. Старатель
    Г.Лесник
    В. Охотник
    Б.Камнерез

  • 10 слайд

    ВОПРОС№8Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»? АА. МурёнкаГ. МурочкаВ

    Описание слайда:

    ВОПРОС№8
    Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»?
    А
    А. Мурёнка
    Г. Мурочка
    В. Муська
    Б. Мурка

  • 11 слайд

    ВОПРОС№9Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?БА. „Верн

    Описание слайда:

    ВОПРОС№9
    Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка
    своей маленькой хозяйке?
    Б
    А. „Верно говоришь, верно“
    Г. „Точно говоришь, точно“
    В. „Хорошо говоришь, хорошо“
    Б. „Правильно говоришь ,правильно“

  • 12 слайд

    ВОПРОС№10На какой ноге у козлика серебряное копытце?ГА. На правой задней ноге

    Описание слайда:

    ВОПРОС№10
    На какой ноге у козлика серебряное копытце?
    Г
    А. На правой задней ноге
    Г. На правой передней ноге
    В. На левой передней ноге
    Б. На левой задней ноге

  • 13 слайд

    ВОПРОС№11Какие камушки стали находить люди там, где скакал козлик Серебряно

    Описание слайда:

    ВОПРОС№11
    Какие камушки стали находить люди там,
    где скакал козлик Серебряное копытце?
    А
    А. Хризолиты
    Г. Изумруды
    В. Малахиты
    Б.Золото

  • 14 слайд

    ВОПРОС№12Как звали мальчика из сказа „Огневушка-Поскакушка“?ВА.КоленькаГ. Ле

    Описание слайда:

    ВОПРОС№12
    Как звали мальчика из сказа
    „Огневушка-Поскакушка“?
    В
    А.Коленька
    Г. Лейко
    В. Федюнька
    Б. Ланко

  • 15 слайд

    ВОПРОС№13Какие каменные ягоды,выточенные мастером в сказе „Хрупкая веточка“,

    Описание слайда:

    ВОПРОС№13
    Какие каменные ягоды,выточенные мастером в
    сказе „Хрупкая веточка“,растоптал барин?
    Г
    А. ягоды смородины
    Г. ягоды крыжовника
    В. ягоды клубники
    Б.ягоды брусники

  • 16 слайд

    ВОПРОС№14Что было во власти Великого Полоза?БА.ВодаГ. ИзумрудыВ. БессмертиеБ.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№14
    Что было во власти Великого Полоза?
    Б
    А.Вода
    Г. Изумруды
    В. Бессмертие
    Б. Золото

  • 17 слайд

    ВОПРОС№15Кто главная героиня сказки „Малахитовая шкатулка“?АА. ТанюшаГ. Наст

    Описание слайда:

    ВОПРОС№15
    Кто главная героиня сказки
    „Малахитовая шкатулка“?
    А
    А. Танюша
    Г. Настюша
    В.Марфуша
    Б. Катюша

  • 18 слайд

    ВОПРОС№16Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку, героиню сказа „Малахитова

    Описание слайда:

    ВОПРОС№16
    Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку,
    героиню сказа „Малахитовая шкатулка“?
    Б
    А. вышивать крестиком
    Г. прясть
    В. вязать
    Б. вышивать шелком

  • 19 слайд

    ВОПРОС№17Когда Хозяйка медной горы плакала, во что превращались её слёзы?АА.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№17
    Когда Хозяйка медной горы плакала, во что
    превращались её слёзы?
    А
    А. Медные изумруды
    Г. Серебро
    В. Золото
    Б. Изумруды

  • 20 слайд

    ВОПРОС№18В каком ещё обличии появляется Хозяйка Медной горы в сказах?ВА. Зме

    Описание слайда:

    ВОПРОС№18
    В каком ещё обличии появляется Хозяйка
    Медной горы в сказах?
    В
    А. Змея
    Г. Голубица
    В. Ящерка
    Б. Лягушка

  • 21 слайд

    ВОПРОС№19Глядя на какой цветок, Данила-мастер делал свою чашу? (Хозяйка упоми

    Описание слайда:

    ВОПРОС№19
    Глядя на какой цветок, Данила-мастер делал свою чашу?
    (Хозяйка упоминает название того самого цветка)
    Г
    А. колокольчик
    Г. дурман-цветок
    В. ландыш
    Б. тюльпан

  • 22 слайд

    ВОПРОС№20Из чего был сделан каменный цветок Данилы- мастера?ВА. Из золотаГ.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№20
    Из чего был сделан каменный цветок
    Данилы- мастера?
    В
    А. Из золота
    Г. Из яшмы
    В. Из малахита
    Б. Из хрусталя

  • 23 слайд

    ВОПРОС№21Каменный цветок,как известно из одноименного сказа, полную силу име

    Описание слайда:

    ВОПРОС№21
    Каменный цветок,как известно из одноименного
    сказа, полную силу имеет на Змеиный праздник.
    Павел Бажов называет и дату. Это…?
    А
    Г. 29 октября
    А. 25 сентября
    В. 12 ноября
    Б. 29 сентября

  • 24 слайд

    ВОПРОС№22На что указывает „Огневушка-Поскакушка“?БА. Огонь Г. ИзумрудыВ. Сере

    Описание слайда:

    ВОПРОС№22
    На что указывает „Огневушка-Поскакушка“?
    Б
    А. Огонь
    Г. Изумруды
    В. Серебро
    Б. Золото

  • 25 слайд

    ВОПРОС№23Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию?БГ. „ А одежда не ней , что

    Описание слайда:

    ВОПРОС№23
    Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию?
    Б
    Г. „ А одежда не ней , что другой такой
    на свете не найдешь. Из шелкового
    малахиту платье…..“
    А. „Ростом не больше трёх вершков,
    платье на ней синее, платок на голове
    синий и сама вся синехонькая,
    да такая тощая….“
    В. „Из правого рукава у нее золотая
    струя бежит, а из левого черная
    пыль сыплется..“
    Б. „Девчонка махонькая вроде кукленки,
    а живая.Волосенки рыжие,
    сарафанчик голубенький и в руке
    платочек, тоже сголуба….“

  • 26 слайд

    ВОПРОС№24Из какой сказки слова? «Это филин помешал. Наше счастье обухал и об

    Описание слайда:

    ВОПРОС№24
    Из какой сказки слова?
    «Это филин помешал.
    Наше счастье обухал и обхохотал»
    «А одежда такая, что другой такой
    на свете не найдешь.
    Из шелкового, слышь-ко,
    малахиту платье»
    «Объявись, покажись!
    Колесом покрутись»
    «Весь балаган горит –
    переливается разноцветными
    огнями»
    «Упёрся в том же месте в камень,он и повалился на
    Андрюху…Там лестница открылась, и хорошо улаженная,
    как вот в новом барском доме.
    Ступил Андрюха на первую ступеньку,
    а обе ящерки шмыг вперёд, как дорогу показывают…»
    „Серебряное копытце“
    „Огневушка –Поскакушка“
    „Две ящерки“
    „Хозяйка Медной горы“
    „Голубая змейка“

  • 27 слайд

    ВОПРОС№25Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№25
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 28 слайд

    ВОПРОС№26Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№26
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 29 слайд

    ВОПРОС№27Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№27
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 30 слайд

    ВОПРОС№28Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№28
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 31 слайд

    ВОПРОС№28Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№28
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 32 слайд

    ВОПРОС№28Назовите сказку по иллюстрации.

    Описание слайда:

    ВОПРОС№28
    Назовите сказку по иллюстрации.

  • 33 слайд

    Сказки малахитовая шкатулка картинки из сказки

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки малахитовая шкатулка картинки из сказки

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сказки малахитовая шкатулка картинки из сказки

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Сказки малахитовая шкатулка картинки из сказки

  • Сейчас обучается 357 человек из 70 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Исследовательский проект «Мое путешествие по святым местам Осетии»

  • Рабочая программа модуля «Секреты русского языка» (1 класс)

  • «Школа России», календарно — тематическое планирование по технологии 3 класс)

  • «Школа России», календарно — тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

  • «Школа России», календарно — тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

  • «Школа России», календарно — тематическое планирование по математике (3 класс)

  • «Школа России», календарно — тематическое планирование по литературному чтению (3 класс)

  • Презентация по теме «Современный урок в начальной школе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457535 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков через игровые упражнения.
Задачи:
1. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать существительные с числительными;
2. Упражнять в подборе антонимов и однокоренных слов;
3. Развивать речеслуховое внимание, эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность, мелкую моторику;
4. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности;
5. Учить взаимодействовать друг с другом и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Содержимое разработки

Подгрупповое психолого-логопедическое занятие для детей 7-ого года жизни с лексико-грамматическим недоразвитием речи

«Шкатулка сказок»

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков через игровые упражнения.

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать существительные с числительными;

  2. Упражнять в подборе антонимов и однокоренных слов;

  3. Развивать речеслуховое внимание, эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность, мелкую моторику;

  4. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности;

  5. Учить взаимодействовать друг с другом и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку.

Логопед. Здравствуйте! Посмотрите, какая необычная шкатулка попала к нам в детский сад! По-моему, она из сказки. Вы не знаете, что это за сказка? Верно, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова. Интересно, а что в ней может быть?

Логопед открывает шкатулку и находит письмо.

Логопед. Смотрите, письмо! Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители сказочного леса, нуждаемся в вашей помощи. Кощей Бессмертный заколдовал наш лес и перепутал все сказки. Нужно их распутать, а мы не знаем, как это сделать! Помогите нам, пожалуйста! Чтобы вы могли хорошо ориентироваться в лесу, мы посылаем вам карту нашего сказочного леса. Удачи вам!». Ну что, выручим героев сказочного леса? (ответы)

Психолог. Поможет нам в путешествии дружба. А с чего начинается дружба? Правильно, с улыбки! Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу теплую и добрую улыбку. Теперь, когда наша дружба стала еще крепче, нам не страшны никакие трудности! Давайте рассмотрим карту. (Разглядывают карту, решают, в какую сторону идти.) Отправляемся в путь!

Дети подходят к ёлочке, под которой лежит рукавичка.

Логопед. Куда привела нас карта? (К рукавичке.) Из какой сказки могла потеряться эта рукавичка? («Рукавичка») А под ёлочкой еще картинки! О, так это же следы зверей, которых заколдовал Кощей Бессмертный! Давайте присядем на полянку, я буду показывать картинку и давать рукавичку каждому из вас, а вы должны сказать, чьи это следы.

Все присаживаются на ковер, логопед дает детям по кругу рукавичку и показывает картинку со следами животного. Дети говорят, чьи это следы: заячьи, лисьи, лягушачьи, медвежьи, мышиные, лосиные, ежиные.

Логопед. Вот мы и расколдовали первую сказку! Пора двигаться дальше! Давайте сверимся с картой; куда мы пойдем? (Ответы). На пути у нас топкое болото. Посмотрите, кто это в нем живет? (Царевна – лягушка). Как же нам перебраться через болото?

Звучит аудиозапись с голосом лягушки: «Ребята, помогите мне! Расколдуйте мое болото! Вам надо пересчитать на болоте все предметы, тогда вы сможете перебраться через него.

Дети (прыгая с кочки на кочку).

Одна кочка, две кочки… пять кочек.

Один камыш, два камыша… пять камышей.

Одна лягушка, две лягушки… пять лягушек.

Один кустик, два кустика… пять кустиков.

Один пузырь, два пузыря… пять пузырей.

Одна стрекоза, две стрекозы… пять стрекоз.

Одна мошка, две мошки… пять мошек.

Один комар, два комара… пять комаров.

Один огонек, два огонька… пять огоньков.

Одна водомерка, две водомерки… пять водомерок.

Психолог.  Вот мы и вторую сказку расколдовали. Смотрим карту и идем дальше. У нас на пути кто-то рассыпал орешки! Кто любит грызть орешки? (Белочка.) А в какой сказке встречается белочка с орешками? (в сказке А.С. Пушкина «сказка о царе Салтане».) Давайте сядем на это удобное бревнышко, отдохнем и поиграем с орешками.

Проводится игра, развивающая мелкую моторику рук (дети выполняют движения, описываемые в тексте).

Я орех волшебный взял,

Крепко между рук зажал,

Орехом я круги катаю,

Взад- вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко –

Помассирую ладошки!

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой нажму.

А теперь последний трюк –

Орех летает между рук.

Логопед. Отдохнули, надо двигаться дальше! Сверяемся с картой, наш путь лежит вперед! Смотрите, осколки какой-то картинки, наверное, это Кощей Бессмертный опять строит козни. Давайте соберем из частей картинку. (Дети собирают картинку, получается «Лес»). Ребята, а какие слова родственники можно подобрать к слову «лес»? (Лесник, лесовик, лесной, лесничий и т.д.)

Психолог. Ну что? Проверяем по карте дорогу и идем дальше! Смотрите, кто-то потерял волшебное зеркальце! Из какой оно сказки? (Из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина).  Давайте представим, что мы держим зеркальце в ладонях. Рассмотрим в зеркальце лицо, глазки, носик, улыбнемся, шире улыбку, покажем себе язычок. Отлично! «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…». Кому в лесу еще помощь нужна? Ох, вижу, гуси-лебеди плачут. И им Кощей напакостил, сил лишил – не могут они теперь взлететь. Поможем им? Покажем, как летать следует?

«Полетели!». Разошлись в стороны на расстояние вытянутых рук друг от друга. (Напряженно.) Расставим руки в разные стороны, словно крылья. Сделаем ими сильные взмахи, чтобы оторваться от земли. Чувствуете, как ваши руки напряжены? Как с каждым взмахом напрягается каждая мышца? Сильнее! Еще сильнее! (Плавно.) Взмыли в воздух, в небо синее. Теперь можно плавно крыльями махать, мягко. Подхватил нас ветер. (Натяжение.) Полетали хорошо, теперь спускаемся на землю. Расправили крылья, растянули в разные стороны. Тянем, тянем! (Расслабление.) Приземлились на землю, расслабили крылышки, потрясли руками. Отдохнули.

Этюд. Выражение эмоции страха, смелости. Что я вижу? Смелый богатырь Илья под кустом сидит, дрожит: запугал его Кощей. Покажите, как он боится? (дети садятся на корточки, локти прижаты к груди, ладони на коленях, голова наклонена вперед и втянута в поднятые плечи.) Разве так следует вести себя богатырю? Покажем Илье, как должен выглядеть смелый богатырь! (Стоя, одна нога перед другой, руки за спину, подбородок поднят, взгляд уверенный.) Не боится богатырь никого, смело и отважно смотрит вперед.

Логопед. Вот и еще одна сказка расколдована! Идем дальше. Что это у нас на пути? Ель, а на ней сундук. Что в нем может быть? (Дети открывают сундук, а в нем яйцо) Из какой сказки это яйцо? (Сказка про Кощея Бессмертного.) А Кощей Бессмертный, какой? (Злой, вредный, нехороший.) Правильно! И самая главная его черта – он все делает наоборот! Ему говоришь «холодный», а он тебе – нет, горячий! Ему – веселый, а он – нет, грустный. Ему — чистый, а он… Ему – длинный, а он… Ему – широкий, а он… Ему высокий, а он… Ему умный, а он… Ему острый, а он… Ему глубокий, а он…

Звучит мелодия колокольчиков, затем аудиозапись с голосом Кощея.

Кощей. Пощадите! Я больше не буду! Я верну все сказки по местам!

Психолог. Ну что, поверим Кощею? (ответы). Давайте заглянем в нашу малахитовую шкатулку, мне кажется, там ещё что-то появилось.

Заглядывает в шкатулку и достает еще одно письмо.

Психолог. Вот что написано в письме. «Спасибо, дорогие ребята! Вы расколдовали все сказки, теперь у нас в сказочном лесу тишина и порядок. Кощей исправился и больше никого не обижает. За то, что вы нам помогли, мы дарим вам молодильное яблочко. До свидания, ребята!»

Как же быть? Нас много, а яблочко одно! Кому же мы его отдадим?

Логопед. Самому активному ребенку.

Психолог. А что с ним произойдет, если он съест целое молодильное яблоко? (Он станет совсем маленьким). Что же сделать, чтобы не стать очень молодым, но добавить себе здоровья? (Разделить яблоко на части).А на сколько частей разделим? (На кол-во детей). А как же мы, взрослые? Мы же вам помогали? (дети предлагают разделить на всех).

Психолог достает из кармана «меч — кладенец» (раскладной ножик) и делит яблоко по числу участников под музыку В Дашкевича «В гостях у сказки» Дети угощаются яблоком и идут в группу.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473341-podgruppovoe-psihologo-logopedicheskoe-zanjat

                                      
 Содержание

1.
Введение……………………………………………………………………3

2. Этапы работы над
проектом………………………………………………4

3. Из биографии
П.П.Бажова…………………………………………………5

4. О малахите………………………………………………………………….
9

5. О
сказах…………………………………………………………………… 10 

6. Сборник «Малахитовая
шкатулка»……………………………………….12                       

7.
Заключение…………………………………………………………………15

8.
Литература…………………………………………………………………16

9. Приложения…………………………………………………………………17

Введение

  
Среди просторов
нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. И куда бы ты
ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал.

 
Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только
прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир она славится
своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми:
углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего
дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомясь 
с творчеством
П.П.Бажова, я узнала много нового и интересного о красоте края, в котором живу,
с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

  
В настоящее время мы мало знаем об истории своего края, и поэтому я с
удовольствием хочу поделиться своими впечатлениями по прочитанным произведениям
уральского сказителя П.П.  Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Огневушка — Поскакушка»,
«Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого
Полоза» и другие.

Мы
держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские
сказы» о дивных горах.

Здесь
много случалось историй.

Тут
были и радость, и горе.

Озёра
и реки здесь как зеркала,

Нам
песню споёт пожилая ветла

И
много расскажет нам басен

Уральский
лес чуден, прекрасен,

А
горы до неба почти достают,

Красива
природа-покой и уют.

И
добрые люди здесь сказки хранят,

Которые
о волшебстве говорят.

Цель работы:

1.
Узнать, что такое малахит.

2.
Почему произведения П. П. Бажова называются сказами.

3.
Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах П.П.Бажова.

Задачи:

1.
Собрать сведения о происхождении малахита.

2.
Из сказов П. П. Бажова выбрать названия мест, в которых происходят   события.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Проблема: ученики не имеют достаточных
знаний о творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Ожидаемые результаты: расширение
кругозора в области знаний творчества уральского писателя.

Этапы работы над проектом:

1. Знакомство с
биографией писателя.

2. Обработка материала.

3. Исследование по сказам (чтение, анализ, игровые
задания, викторина, иллюстрации с картинками).

4. Выход на классы 5 «А», 6 «Б», 7 «Б»
(сообщение, выставка со сказами, мультимедийная презентация).

5.Итоговый продукт – изготовление малахитовой
шкатулки.

Из биографии
Бажова Павла Петровича

 
Бажов

Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950) – знаменитый
русский советский писатель, уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик
народных преданий, легенд, уральских сказов родился на Урале вблизи
Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера

Сысертского
завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта
фамилия).

 
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить,
предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже,
когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих
псевдонимов – Колдунков.

 
Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово- сварочного цеха Сысертского
металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановна,
была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во
время вынужденной безработицы мужа.

 
Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления
детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он
любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого.    Хорошими
рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович

Клюква
и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался
старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.   Он работал сторожем
дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались
ребятишки послушать интересные истории.

 
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на
Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

Семья
часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо
узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.

Благодаря
случаю и своим способностям он получил возможность учиться.

Бажов
учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель
словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

  
Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник
стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Все
советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о
гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там
учить не могла.

 
Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за
обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся
училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.

 
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское
духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное
училище все-таки было не только, профессиональным, но и сословным: готовило
служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

 
По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в
которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и
современной литературой.

 
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало
время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и
учиться на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Но путь
туда был закрыт, потому что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор
высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен
Дерптским, Варшавским, Томским университетами.

 
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами.
Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле
Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он

преподавал
русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением,
этнографией, занимался журналистикой.

  
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком
странствовал по родному краю.  Приглядывался к окружающей жизни, беседовал с
рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал
фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков,
оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их
ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов
народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в
писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

  
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И
Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка.
Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

 
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года
вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.

 
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с
материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к
родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское
духовное училище.

 
Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

В
1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это
время им было написано более сорока сказов на темы уральского заводского
фольклора.

 
С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.

В
1937 году он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой
шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

В
1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказов «Малахитовая
шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем
Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

  
Мне очень понравился сказ «Малахитовая шкатулка».

Писательский
путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были»
вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его
произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году
Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая
кобылка».             Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень»
(1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими.

  
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних
дней своей жизни.

 
Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через
личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала
XVIII-XIX вв. (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от
власти золота и др.).

  
Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные
формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине
1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов
объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял
новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по
Бажову, «радость земли собрана».

  
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в
возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной
работы такого рода».

 
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал
книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

 
В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая
окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое
это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему
относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета,
используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

 
Малахит — этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень:
изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с
цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит,
красота которого воспета П.П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который
известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после
открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве
медной руды.

О сказах

  
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из
них («тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он
слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин — Слышко, дед
Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в
«Малахитовой шкатулке». Позже      Бажову пришлось официально заявлять, что это
приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их
сочинителем.

 
Термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для
определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было
установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы»
оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами,
которые существуют уже многие сотни лет.

  
Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.

  
Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий
Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и
у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном
змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке.
Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

  
Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это устное слово, устная
форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика –
дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком,
полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

  
Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную
традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование
старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре
назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял
одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.

  
Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и
мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через
могущественных представителей волшебного горного мира.

   
Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой
встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка».             Хозяйка
Медной горы помогает герою сказа «Каменный цветок» Даниле раскрыть свой талант
— и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток
самостоятельно сделать Каменный цветок.

   
Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их
формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с
индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к
уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей,
отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

  
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык
народных преданий и народную мудрость.

   
Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие
старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы
— об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового
человека.

  
Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая
доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел
придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз,
Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной
психологией.

  
Рассказ — прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в
центре которого чаще всего какой- то эпизод, в котором происходят реальные
события.

  
Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка. Бережно и
творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал
злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической
неграмотности» (выражение Бажова).

  
Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе
народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый.
Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы,
красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все
возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее
насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

   
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для
определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было
установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления —
«сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть
жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Урал

  
Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту
Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских
прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале,
веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой
каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку
медной горы.

  
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Творчество
П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — колыбели русской
металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у
медеплавильных печей на уральских заводах.

В
силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был
своеобразным.

   
Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и
поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными
«историками».

  
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и
понимать богатство и красоту горного Урала.

  
В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности –
украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая
шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные
сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего
дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и
любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его
легенды и небылицы…

  
Бажов очень хорошо знал народную жизнь, так как он родился и жил в семье
уральских горнорабочих. Могучий горный хребет прорезает с севера на юг
необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся
несметные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор
и малахит. Ещё при Петре Первом здесь были обоснованы первые заводы и рудники.

  
В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель
П.П.Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи
уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В
тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском, один из хранителей горняцких
былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях
Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке. Что охраняют богатства
уральских недр.

Архетипичность
образов

  
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда
предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в
короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует
также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры,
знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась
полевская медь.

  
Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на
основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков
и рудознатцев. Ср. мифологический змей.

Бабка
Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.

  
Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и
золотом).

  
Хозяйку Медной горы удаётся увидеть только людям, наделённым талантом и
трудолюбием, бескорыстием и щедростью души.

На
Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, медеплавильщики и
камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых
нашла поэтическое отражение любовь русских людей к родной земле.

  
В основу сказов «Малахитовая шкатулка» легли детские впечатления Бажова от
услышанного от старых мастеров, произведения фольклора, записанные будущим
писателем во время странствий по родному краю.

  
В сказах Бажова события происходят на Урале, вероятнее всего, в 19-ом, иногда в
18-ом веке или без времени. Свои произведения он назвал сказами, а не сказками,
так как они о реальной жизни, лишь изредка обрамлены чудесами. Персонажи и
обычаи узнаваемы, историчны, чувствуется личность того, кто «сказывает», его
отношение. П.П.Бажов показал в них обычных  рабочих -камнерезов: Данила-мастер
и его семья, старик Прокопьич и другие.

 
Есть и необычные герои — Медной горы Хозяйка, которая помогла Даниле найти
камень, из которого он решил сделать чашу в виде цветка. Но не вышел у него
каменный цветок, так как не вложил он в свой труд собственные фантазии.

  
Ф.Гладков сказал: «Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко и
проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа, которого не сломило
вековое рабство, который нёс в себе неугасимую правду и творческую красоту».

  
Действительно, в произведениях П.П.Бажова показана тяжёлая, а порой и
трагическая судьба талантливого русского народа. Он рассказал о необыкновенном
душевном богатстве русских мастеров, не только о природных, но и творческих
ресурсах нашей Родины. Медной горы Хозяйка – это не просто хранительница земных
богатств, она символизирует ещё и постоянные творческие стремления тех мастеров,
кто эти богатства доносит до людей.

Заключение

  
Я считаю, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы,
прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть- чуть добрее, чуть- чуть мудрее,
внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, которая
нас окружает.

   
В ходе проведенного исследования по теме проекта я расширила представления об
уральском писателе Бажове П.П., познакомилась с его произведениями.

  
Таким образом, поставленные перед собой цели и задачи я выполнила:


во-первых, узнала, что такое малахит и почему произведения П. П. Бажова
называются сказами;

-во-вторых,
собрала сведения о том, существуют ли на самом деле места, описанные в сказах
П.П.Бажова;

-в-третьих,
прочитала сборник сказов «Малахитовая шкатулка» и узнала о  названиях мест, в
которых происходят   события.

   
Провела исследование по сказам (чтение, анализ, игровые задания, иллюстрации с
картинками).

  
Вышла на классы 5 «А», 6 «Б», 7 «Б» (сообщение, выставка со сказами П.П.
Бажова, вопросы и задания по сказам, мультимедийная презентация).

Итоговый
продукт — изготовление малахитовой шкатулки.

Литература

1. Бажов П. П. Сочинения в трёх
томах. — М.: Правда, 1976. — Т. 1. — 352 с.

2. Малахитовая шкатулка. В поисках
новых ключей. — Екатеринбург «Сократ» 2004.

3.
Павел Бажов. Воспоминания о писателе. — М.: Советский писатель, 1961.

4. Пермяк Е. А. Долговечный
мастер. — М.: Детская литература, 1974.

5. Скорино Л. П. Павел
Петрович Бажов. — М.: Правда, 1976. — С. 115.

Приложения

Конкурс для детей
«Отгадай сказ»

(окончание
названия в скобках)

1.
Малахитовая (шкатулка)

2.
Медной горы (хозяйка)

3.
Огневушка-(Поскакушка)

4.
Синюшкин (колодец)

5.
Хрупкая (веточка)

6.
Золотой (волос)

7.
Серебряное (копытце).

Викторина
по сказам П. П. Бажова.

– Из какого сказа эти строки: “Бывает ведь – лицом цветок, а
нутром головешка черная”.

(“Ермаковы лебеди”).

– “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо
поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так
и все у тебя ладно пойдет, гладко покатиться. И белый день взвеселит, и темна
ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь,
тут хоть в пень головой – все немило станет”.

(“Синюшкин колодец”).

– Как звали деда в “Серебряном копытце”?

(Кокованя).

– Как звали девочку в “Серебряном копытце”?

(Даренка).

– Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа?

(“Огневушка-поскакушка”).

– Как звали героя, который повстречал Хозяйку Медной горы в
сказе “Хозяйка Медной горы”?

(Степан Петрович).

– Как иначе называли Хозяйку Медной горы?

(Малахитница).

– Кто и из какого сказа говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота
так её сделать, чтобы камень полную силу имел”.

(Данило – Мастер, или Данилушко, “Каменный цветок”).

– “А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки
находить стали. Зелёненькие больше”. Как они называются?

(Хризолиты).

Конкурс «Словарик»

(объяснить
значение непонятных слов, используемых в сказах)

Изробиться
(изработаться, выбиться из сил).

Забедно
(обидно).

Зарукавье
(браслет).

Помучнеть
(побледнеть).

Пословный
(послушный).

Справный
(хороший).

Басенькая
(красивая).

Обуя
(обувь).

Прииск
(место добычи, рудник).

Смотник
(сплетник).

Старатель
(рабочий на прииске).

Хитник
(обидчик).

Парун
(жаркий день).

Тракт
(дорога).

Чугунка
(железная дорога).

Артуть-девка
(бойкая девушка).

Литературная
викторина

Отгадайте
главных героев

по
сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1.Кто-то сидит у окошка в избушке, а маленький козлик стоит на
опушке.

Ударит копытцем — каменья летят, и россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом ходит Муренка, и смотрит на них из окошка
(ДАРЕНКА).

2.Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека-то его не разглядишь и не разберешь,

А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь (Серебряное
копытце).

3.Я вроде охотника, зимой за козлом по лесам бегаю, да все
увидеть не могу.

Посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет

(Кокованя).

4.Сама мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под
шапкой

(Кошка).

Блиц-опрос

• Назовите прозвище старика в сказе (Кокованя)

• Сколько лет было девочке-сиротке? (по шестому году)

• Как звали старика? (Кокованя)

• Девочку – сиротку? (Даренка)

• Кошку? (Муренка)

• Чем занимался Кокованя? (охотник)

• Что необычного рассказал дед Кокованя про козла?

• Из скольких веточек рожки у козла? (из пяти)

• Зимой простые козлы без рогов ходят, а Серебряное копытце?
(всегда с рожками хоть зимой, хоть летом)

• Почему Даренка пошла с Кокованей в лес? (любопытно стало про
козла узнать)

• Почему Кокованя разрешил Даренке взять с собой в дом Муренку?
(Такую звонкую не взять, вместо балалайки она у нас в избе будет)

• Промурлычьте кошкины слова (правильно говоришь, правильно)

• Что случилось, когда козел на крышу прыгнул? (Давай по ней
серебряным копытцем бить… камешки посыпались)

• Сколько камней нагреб Кокованя? (полшапки камней)

• Куда делась Муренка? (пропала)

• Какие камешки стали находить люди по покосным лужкам, где
козел скакал? (зелененькие, большие, хризолитами называются)

Вопросы
по сказу «Медной горы хозяйка»

Из чего было платье Хозяйки
Медной горы? (Из отборного шёлкового малахита)

Каких зверюшек Хозяйка
называла своим войском? (ящерок и змеек)

Что велела сделать Хозяйка
Степану? (Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с
Красногорского рудника)

Что она подарила Степану для
его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)

Какое третье испытание должен
был выдержать Степан, но не выдержал? (не вспоминать Хозяйку)

Что за камешки нашли в руке у
мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).

Вопросы
по сказу «Малахитовая шкатулка»

Как Степан прозвал свою дочку?
(Памяткой, потому что напоминала ему Хозяйку Медной горы)

Что было, когда Настасья
надевала на себя украшения из шкатулки? (ей было холодно и неудобно)

Какому рукоделию научила
Танюшку странница? (шить шелками)

Что показала странница
Танюшке, когда та примеряла украшения?  (кусочек будущего: зеленоглазую
красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)

Когда Настасья решилась
продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)

Почему мастера отказались «подогнать»
украшения для жены приказчика? (Знали они, что это работа самой хозяйки,
боялись они связываться с ней)

Какое условие поставила
Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах,
обделанных тятиным малахитом)

Как пропала Танюшка? (прислонилась
к малахитовой стене и растаяла)

Что случилось с каменьями из
шкатулки? (свернулись в капельки).

Вопросы
по сказу «Каменный цветок»

Какое прозвище Данила получил
в детстве? (Недокормыш)

Чем поразил Данила Прокопьича?
(верным глазом, своей наблюдательностью)

Какому ремеслу учил Данилу
Прокопьич? (Резать по камню: украшения, подсвечники, вазы)

Чем не понравилась Даниле
чаша, заказанная барином? (Трудностей много, а красоты никакой нет)

Как поступил Данила со своей
чашей и барской? (Свою разбил, а барскую оставил, потому что побрезговал, да и
работа была заказная)

Почему Хозяйка взяла к себе
Данилу в мастера? (Оценила его талант, воображение, стремление к совершенству)

Вопросы по сказу «Горный
мастер»

Как Катю прозвали после
исчезновения Данилы? (мертвяковой невестой)

Как Катя решила заняться
ремеслом Данилы и Прокопьича? (Прокопьич совсем старый стал, а женским
рукодельем было не прокормиться)

Какие поделки сделала Катерина?
(бляшки из малахита)

Где она брала камни для своих
поделок? (На Змеиной горке)

За какие качества Катерины
Хозяйка решила вернуть ей Данилу? (за верность, преданность, смелость,
решительность, трудолюбие, за удалость и твёрдость)

Как Катерина и Данила
объяснили людям долгое отсутствие Данилы? (сказали, что он ездил учиться к
дальнему мастеру).

Вопросы
по сказу «Хрупкая веточка»

Сколько ребятишек родилось у
Катерины и Данилы? (8)

Какой изъян был у Митеньки?
(он откуда – то свалился, и у него стал расти горбик)

Какому ремеслу отдали учиться
Митю? (в гранильщики)

веточку с какими ягодами Митя
сделал первой? (крыжовник)

Что стало с этой веточкой? (по
приказу барина её отобрали у Мити, а как узнал, что она из простого камня
сделана, озлился на мастера и веточку в пыль растоптал)

Почему Мите помогала Хозяйка?
(она видела, что он талантлив, тянется к творчеству, что он достойный сын своих
родителей)

Внимание – чёрный ящик!

В чёрном ящике —  предмет
из малахитовой шкатулки, который Настасья примерила только один раз, а на людях
совсем не показывала, потому что он, словно льдом кругом шеи. Что в чёрном ящике?
(малахитовые бусы)

В чёрном ящике —
 предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал,
как с трудной работой справиться, а в

результате лишил последнего
умишка барина. Что в чёрном ящике? (пуговка из стекла простой огранки)

В чёрном ящике находится
предмет, который подложила Мите не то девичья, не то женская рука, из которого
вышла «живая ягодка». Что в чёрном ящике? (камень змеевик)
.

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника. В 2021 году общественная организация «Луганская АССУЛ» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит пятую, юбилейную, Международную Общественную Акцию «Далевский диктант — 2021».

Ответы Далевский диктант 2021

Доступ к диктанту по ссылкам на сайте АССУЛ. Доступно пять категорий: 3-4 класс, 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс и взрослые. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция проходит в онлайн-формате.

Интерактивный квест для учащихся 5-6 классов «Как хорошо Вы знакомы с биографией В.И. Даля?»

В каждом вопросе надо выбрать один правильный или соотнести данные, за каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые суммируются.

Следует напомнить, что Даль был не только создателем знаменитого словаря, но еще и этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, ученым. А также весьма популярным в свое время писателем, другом А. С. Пушкина, называя себя в высшей степени скромно «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Кулответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Кулответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Кулответ:

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Кулответ:

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Кулответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Кулответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Кулответ:

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кулответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Кулответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Кулответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

1,3,5
2,4,6
1,2,4,5,6
1,2,3,5,6
все цифры

Кулответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

1,3,6
4,5
5,6
2,7
только 4
2,3,5
только 7

Кулответ: 2,7

Мы уже не первый раз освещаем Далевский диктант, остальные ищите  на страничках нашего сайта

Happy

14

Sad

Excited

26

Sleepy

1

Angry

2

Surprise

  • Сказки маленького лисенка смотреть
  • Сказки льва толстого список всех сказок
  • Сказки маленького лисенка цитаты
  • Сказки лескова для детей
  • Сказки курочка ряба полная версия сказки