С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
МОБУ Калтасинская СОШ №1
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2
КЛАСС.
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ
СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Исполнитель: Кагирова Ю.В. 1 квалификационная категория |
г. Екатеринбург, 2017 г.
Урок чтения во 2-м классе по УМК «Перспектива»
на тему: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»»
Целевые
установки урока (планируемые результаты)
•
Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и
традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов
Планируемые
личностные умения:
Проявлять:
— позитивное
отношение к чтению народных сказок;
— желание
создать (написать) народную сказку.
-умение
договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые
предметные результаты:
—овладевать
навыком смыслового чтения;
•
Работать с содержанием текста сказки:
-описывать
характер героя;
—
подбирать пословицы по смыслу сказки;
—
выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной
сказки;
—
Оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость,
гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.
•
Читать и инсценировать сказку по ролям.
-уметь
распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
-отбирать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
-уметь
выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по
ролям или инсценирования (драматизации).
Планируемые
метапредметные результаты :
Познавательные умения:
-искать
и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
методического аппарата учебника.
— определять
тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
—
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-планировать
свою работу в соответствии с заявленной темой;
-анализировать
слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их
произносить;
Регулятивные
умения:
—
выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя
алгоритм;
— осуществлять
взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-формировать
способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от
конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные
умения:
—
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
—
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
—
использовать речевые средства для представления результата деятельности:
–
умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы
к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных
высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;
Оборудование: учебник
План урока:
1.
Подготовительная работа.
Отгадайте
загадки:
А)
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)
Б)
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)
Какие
названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?
Знаете
ли вы другие загадки о лисе или журавле?
Могут
ли они встретиться вместе в природе?
Учитель:
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и
литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.
Как
называется жанр? (сказка)
Назовите
уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот,
Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк»
«Хитрая Лиса»).
Опишите
характер лисички в разных народных сказках.
(Хитрая,
умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)
С
какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях?
В
какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль»,
Работа
над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.
2.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
3.1
Проблемно-диалогическая работа с текстом
— Чем
понравилась вам сказка?
-Можно
ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и
быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.
-Что
показалось забавным?
—
Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?
— Чем
нравится вам конец сказки? ( провокация -«ловушка»)
-Как
можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями
и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)
3.2.
Словарная работа.
— Как
можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:
“вздумала”,
“дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”,
“несолоно хлебавши”?
Определить
значение этих слов, используя толковый словарь учебника.
— Как
сказать иначе :
“взяла
лису досада”
“Как
аукнулось, так и откликнулось”
“С
тех пор и дружба врозь”
—
Какие слова сказки мы слышали как пословицы?
3.3.Работа
с текстом.
А)
Найди в тексте близкие по значению слова:
-“познакомились”
—
“положила в тарелку каши”
-“стала
ходить вокруг кувшина с окрошкой”
—
“пошла домой голодная”
Б)
Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других
сказках.
В)
Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.
Г)
Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после
“угощения”. -В чем он оказался неправ ?
Д)
Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.
-Как
она могла не допустить ссоры с журавлем ?
Е) Прочитайте
самое длинное слово в тексте сказки.
-Что
оно значит?
-Какие
другие слова близки по смыслу?
-Есть
ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?
Ж)
Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми?
-Когда, в какой ситуации так можно нам сказать?
З)
Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
· Установите
соответствия. Свой ответ аргументируйте.
Хитрый |
Умный |
Коварный |
Злой |
Весёлый |
И)
Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.
Как к
ним относится автор?
Как вы
относитесь к поступкам героев?
4.
Работа по иллюстративному материалу.
-Можно
ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер
лисы?
Обоснуйте своё мнение.
-Какой
момент сказки изображен на этой иллюстрации?
-Как
художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?
-Как
сказано об этом в тексте?
-Что
нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки
5.
Физминутка.
-Представьте
себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой,
мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители»
аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)
-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы дома.
-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы в гостях.
-Изобразите
лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у
доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)
6.
Групповая работа
Встаньте,
повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека
А) Распределение
и чтение сказки по ролям в группах (парах).
· Сделайте
разметку текста и определите реплики лисы.
· Подумайте,
с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в
глаза, весело, грустно, удивленно.)
· Прочитайте
реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
· Обсудите
в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при
чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или
она все время должна быть в движении?
· Сделайте
разметку текста и определите реплики журавля.
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
· Есть
ли похожие интонации в речи журавля и лисы? Одинаковые ли будут
жесты у журавля и лисы?
· Прочитайте
реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
· Обсудите
в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении?
Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он
всё время должен быть в движении?
· Кто
ещё будет участвовать в спектакле?
· Как
должен читать свои слова автор?
· Обсудите
в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно,
размеренно, негромко?
Б) по
желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.
В) Обсуждение: Чье
исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?
Похвалите:
“Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.
7.
Итог урока. Рефлексия.
-Составьте
предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске
записаны: вымысел, гордость, гордыня, композиция, обычай, персонаж,
традиция)
-Определите
главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой
мудрый совет дает нам сказка?
-Можно
ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?
-Покажите
на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать
моралью сказки:(пословицы записаны на доске и читаются хором)
1.
Дружба заботой да подмогой крепка.
2.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
3.
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
4.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-Какие
традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
-Чья
работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
-Чье
групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?
-Комментирование
оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем
8.
Домашнее задание по выбору ( возможна групповая работа):
1.Сделать
иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.
2.Творческая
тетрадь, с. 31. Составьте и запишите описание « Образ лисы в
сказках разных народов».
3.
Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко
пересказать прочитанное.
4.Сочините
свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого
народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия
одежды, предметов быта и т.д.)
5. Запишите названия сказок народов, проживающих на
территории Башкирии, в которых персонажем является лиса.
Составьте кроссворд
по теме.