Сказки лескова для детей

Исследователи давно доказали, что у фольклорных мотивов разных стран есть общие корни. а с развитием художественной литературы писатели осознанно стали

Исследователи давно доказали, что у фольклорных мотивов разных стран есть общие корни. А с развитием художественной литературы писатели осознанно стали перерабатывать чужие произведения. Иногда — чтобы сюжет другой страны прижился в новой культуре, иногда — чтобы расставить новые акценты и поместить героев в другие обстоятельства. А порой считая, что оригинал недостаточно интересен и его можно улучшить.

Сказки лескова для детей

Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.)

В 1923 году Алексей Толстой редактировал для берлинского издательства «Накануне» перевод сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Итальянский первоисточник вышел в свет еще в 1881 году. А в 1930-е годы советское издательство «Детгиз» заказало вернувшемуся на родину писателю пересказ «Пиноккио». Алексей Толстой писал Максиму Горькому: «Я работаю над «Пиноккио», вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему. Мне очень хочется почитать эту книжку в Горках — посадить Марфу, Дарью и еще кого-нибудь, скажем Тимошу, и прочесть детям» (Марфа и Дарья — внучки Горького; Тимоша — прозвище их матери Надежды Пешковой. — Прим. ред.)

Толстой взял из первоисточника имя Буратино: по-итальянски burattino и есть «кукла, марионетка». Но сюжеты двух сказок во многом не совпадают: у Буратино не растет из-за лжи нос и он не превращается в финале в настоящего ребенка. В сказке про Пиноккио нет нарисованного на холсте очага и золотого ключика, а приключения заводят его в тюрьму, Страну Развлечений и цирк.

Самуил Маршак. «Двенадцать месяцев» (1943 г.)

Сюжет о двенадцати месяцах, помогавших бедной падчерице раздобыть зимой сначала фиалки, затем землянику, а в третий раз — яблоки, известен в словацком фольклоре. В конце 1850-х — начале 1860-х годов легенду опубликовал словацкий фольклорист Павол Добшинский. В то же время народную сказку «О двенадцати месяцах» записала чешская писательница Божена Немцова, а уже в 1862 году ее перевел на русский язык Николай Лесков. Благодаря Лескову этот вариант стал известен в России, а сказку ошибочно посчитали чешской и даже богемской. На самом деле Божена Немцова указывала, что услышала ее в окрестностях Тренчина — словацкого города, никогда не входившего в состав Богемии.

Самуил Маршак уверял, что к моменту написания своей пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» не был знаком с переводом Лескова, а лишь слышал «чешскую легенду» в чьем-то пересказе. К созданию сказки его подтолкнуло письмо юного читателя: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших».

В 1943 году вышла прозаическая версия «Двенадцати месяцев» с подзаголовком «Славянская сказка». А в 1947 году ныне известную всем пьесу поставили в Московском ТЮЗе. В отличие от словацкой сказки у Маршака мачеха и сестрица отправили падчерицу в лес за подснежниками, чтобы исполнить приказ капризной принцессы. В финале злодейки превратились в собак. Народный вариант менее затейлив: красивую падчерицу решили извести, чтобы она не переманивала женихов у некрасивой родной дочери. А закончилась сказка гибелью мачехи и ее дочери в лесу.

Владимир Одоевский. «Мороз Иванович» (1841 г.)

В 1841 году в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» вышла сказка «Мороз Иванович». Часто говорят, что автор переработал русский сюжет о Морозко, но это не совсем так. У «Мороза Ивановича» есть немецкий прототип — «Госпожа Метелица», впервые изданная фольклористами братьями Гримм в 1812 году. Ее сюжет практически идентичен сказке Одоевского: добрая трудолюбивая сестра через колодец попадает в иной мир. Там она встречает повелителя зимы и служит у него в доме. При взбивании перины Госпожи Метелицы на земле идет снег, а перина Мороза Ивановича накрывает траву, чтобы она не замерзла зимой. В обеих сказках за хорошую службу повелитель зимы отправляет девушку домой с богатыми дарами. Ленивая сестра, позавидовав награде, тоже прыгает в колодец. Но для нее история заканчивается плачевно: у братьев Гримм она возвращается домой, облитая смолой, а у Одоевского — с глыбой льда вместо бриллианта и замерзшей ртутью вместо серебра.

В русской же народной сказке о Морозко девушку отправляют в лес, чтобы сжить со свету. Фольклорист Владимир Пропп считал Морозко и Госпожу Метелицу родственными персонажами, которые воплощают зиму. Оба они были популярны в народе: русских сказок о Морозко известно около 40, а немецких о Метелице и того больше. Братья Гримм записали лишь одну из версий, с которой Одоевский был знаком.

Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч» (1938 г.)

Лазарь Лагин задумал историю про приключения джинна Хоттабыча в Москве, познакомившись с двумя зарубежными произведениями на эту тему. Первое он упомянул в предисловии к изданию 1955 года — это «Сказка о рыбаке» из знаменитого арабо-персидского цикла «Книга тысячи и одной ночи». Второй источник — повесть 1900 года «Медный кувшин» английского писателя Томаса Энсти Гатри (псевдоним — Ф. Энсти). В домашней библиотеке Лагина хранился русский перевод этой повести. В отличие от «Старика Хоттабыча» «Медный кувшин» был написан для взрослых и рассказывал про приключения джинна и вызволившего его лондонского джентльмена. Архитектор Гораций Вентимор мечтал завоевать сердце девушки из высшего света, а джинн Факраш-эль-Аамаш больше усложнял ему задачу, а не помогал.

Из-за радикального различия сюжетов повесть про Хоттабыча адаптацией можно назвать с натяжкой. Это самостоятельное произведение, в котором отразились современные автору советские реалии. Джинна освободил из заточения пионер Волька Костыльков. Из-за устаревших представлений Хоттабыча о мире друзья постоянно попадают в нелепые ситуации. В конце концов джинн решает выучиться и стать радиоконструктором. Обе повести с успехом экранизировали. В СССР был популярен фильм 1956 года «Старик Хоттабыч», а на Западе — голливудская комедия 1964 года «Медный кувшин» («The Brass Bottle»).

Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» (1939 г.)

На момент написания «Волшебника Изумрудного города» Александр Волков преподавал высшую математику в Институте цветных металлов и золота. Книгу Лаймона Фрэнка Баума «Удивительный волшебник страны Оз» (в другом варианте — «Мудрец из страны Оз»), вышедшую в США в 1900 году, он прочитал на английском. Переводов этой сказки на русский язык тогда просто не существовало, и Волков решил сделать перевод так, как рассказывал эту историю своим сыновьям — поменяв имена и введя новых героев. Первый вариант рукописи, опубликованный в 1939 году «Детиздатом», имел подзаголовок «Переработки сказки американского писателя Фрэнка Баума». К концу 1941 года общий тираж книги составил 227 тысяч экземпляров.

В 1959 году вышла новая редакция повести, именно ее знают современные читатели. Волков ознакомился и с другими книгами Баума о стране Оз. Но они ему не понравились, поэтому остальные повести о Волшебной стране не имеют ничего общего с американскими. В 1971 году автор признавался: «Я написал повести «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей», которая должна была стать последней в цикле сказок о Волшебной стране. Но воля читателей оказалась сильнее воли автора. Посыпалось множество писем с протестами. <…> Цикл сказок о Волшебной стране продолжается, но Элли уже не пересекает Великую Пустыню, ее заменила младшая сестра Энни, о ней и ее друге Тиме О’Келли повествуют следующие сказки: «Огненный бог Марранов» и «Желтый туман».

В 1976 году вышла последняя повесть из цикла об Изумрудном городе — «Тайна заброшенного замка».

Сказки лескова для детей

Ваш ребёнок закончил 2 класс и отправился на долгожданные летние каникулы. Его ждут игры, отдых, приключения и куча положительных эмоций! Но это не повод забрасывать учёбу. Тем более, что можно совместить приятное с полезным — получать удовольствие и обучаться. Речь идёт, конечно же, о чтении книг.

В этом материале вы найдёте несколько списков литературы для внеклассного чтения после 2 класса.

Заставлять читать ребёнка все книги не нужно. Главное, чтобы он занимался регулярно — читал один раз в день по 40 минут, или дважды в день по полчаса. Для удобства научите юного ценителя литературы вести дневник чтения.

Cодержание:

Литература на лето, 2 класс. «Школа России»

Сказки лескова для детей

Список «Школа России» учителя начальной школы рекомендуют чаще всего. Он считается основным, однако выбирать книги можно из любого списка, привtдённого ниже, или компоновать и дополнять списки литературы на лето между собой.

При выборе книг для внеклассного чтения учитывайте предпочтения ребёнка. Ведь наша цель — развить его навыки и привить любовь к литературе, а не заставить силком познакомиться со всеми произведениями ради галочки в читательском дневнике.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Три товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
  7. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка».
  8. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Пьерро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Запасная литература:

  1. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  2. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список литературы на лето «Перспектива»

Сказки лескова для детей

  1. Т. Александров «Домовёнок Кузька».
  2.  Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво».
  3. Б. Гримм «Бременские музыканты».
  4. В. Бианки «Лесная газета», «Лесные домишки».
  5. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  6. А. Гайдар «Чук и Гек».
  7. В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  8. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук».
  9. В. Драгунский В. «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ».
  10. В. Дуров «Мои звери». Рассказы.
  11. Б. Житков «Как я ловил человечков».
  12. В. Жуковский «Как мыши кота хоронили».
  13. Б. Заходер «Про всё на свете». Стихи и сказки.
  14. М. Зощенко «Учёная обезьянка».
  15. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  17. Н. Носов «Незнайка на Луне», «Ступеньки».
  18. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  19. В. Осеева «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье».
  20. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки.
  21. А. Платонов «Разноцветная бабочка».
  22. М. Пляцковский «Карусельные лошадки».
  23. С. Прокофьев Приключения жёлтого чемоданчика».
  24. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  25. Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави».
  26. Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын».
  27. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  28. Л. Толстой «Филиппок».
  29. К. Ушинский «Два плуга».
  30. Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
  31. Е. Чарушин «Никитка и его друзья».
  32. Ш. Перро «Спящая красавица».
  33. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах».

Список литературы на лето «21 век»

Сказки лескова для детей

  1. В. Ф. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
  2. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  3. П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
  4. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  5. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
  6. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
  7. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
  8. Г. Х. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
  9. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
  10. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
  11. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
  12. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
  13. Л. Н. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
  14. Н. С. Лесков «Лев старца Герасима».
  15. И. С. Тургенев «Собака».
  16. А. П. Чехов «Беглец», «Детвора».
  17. В. И. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
  18. К. Д. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
  19. М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
  20. А. К. Толстой «Илья Муромец».
  21. С. Чёрный «Серебряная ёлка».
  22. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога».
  23. М. М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
  24. В. Ю. Драгунский «На Садовой большое движение».
  25. А. П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
  26. М. М. Пришвин «Курица на столбах».
  27. В. П. Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой».
  28. А. И. Солженицын «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи».
  29. С. А. Иванов «Зимняя девочка».
  30. С. Г. Георгиев «Домик солнечного зайца».
  31. Д. Толкиен «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона».
  32. Ф. Зальтен «Бемби».

Как вести читательский дневник?

Сказки лескова для детей

Чтобы лучше усвоить произведение, заведите ребёнку читательский дневник. Выделите под него отдельную тетрадку (или приобретите уже готовый вариант).

Можно оформить дневник в виде таблицы, заполнять его сплошным текстом или выделять под каждое новое произведение отдельную страничку.

В дневнике указывают:

  1. Автора произведения.
  2. Название.
  3. Жанр, главную тему и героев: о ком или о чём это произведение, какова его главная мысль.
  4. Понравилось ли это произведение или нет? Почему?

При желании можно оформить запись тематической иллюстрацией. Можно поставить цель школьнику: проиллюстрировать как минимум три наиболее понравившихся произведения.

Задания после 2 класса на лето

Статистика для родителей: за летние каникулы навыки чтения ухудшаются у половины школьников, письма — почти у 70%, вычисления — у 75% учеников. Поэтому так важно следить, чтобы ребёнок уделял время занятиям летом. Особенно это касается учеников начальной школы.

Чтобы сохранить умения на должном уровне, а ещё лучше — развить навыки и научиться новому — достаточно тренироваться по 20 минут ежедневно (не считая времени на чтение книг из списка литературы на лето).

Первым делом нужно довыполнить все задания в рабочих тетрадях по русскому языку и математике, которые ребёнок не успел или не смог сделать в течение учебного года.

Математика

  1. Выучить таблицу умножения. Познакомиться с делением.
  2. Повторить состав чисел, принципы сложения и вычитания. Решать простые примеры.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы.

Русский язык

  1. Работать с написанием словарных слов. Вести орфографический словарик, добавлять туда новые слова, стараться их запомнить.
  2. Переписывать небольшие тексты (например, из любимых книг) или писать их под диктовку. Подчёркивать в них гласные/согласные буквы, находить предлоги и главные члены предложения.
  3. Разбирать несложные слова на слоги.
  4. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе, непосредственно перед возвращением в школу с каникул).

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Темнота — друг молодёжи, но так ли это для подростков, живущих на Севере? Как полярная ночь влияет на формирование нервной системы, почему Ломоносов родился не на Черноморском побережье и кто больше рискует зависнуть в интернете: жители Надыма или Симферополя? На эти вопросы отвечает доктор биологических наук Лилия Поскотинова, заведующая лабораторией биоритмологии Института физиологии природных адаптаций Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН.

— Лилия Владимировна, расскажите, что изучают учёные-биоритмологи на Севере?

— Сейчас биоритмология и биомедицина — общепринятые области науки и практики. Благодаря этим двум направлениям появились лекарства, с помощью которых можно корректировать биоритмы, облегчать организму адаптацию к той или иной ситуации.

Наша лаборатория биоритмологии была создана в институте в 2004 году, и с тех пор я ею руковожу. Мы проводим разноплановую работу, например, сравниваем нейрофизиологические показатели групп подростков 14–17 лет, которые родились на Севере, но чьи предки имеют различный исторический стаж проживания в этих краях. Это могут быть переселенцы на Север или те, что живут здесь несколько поколений или даже несколько сотен лет — ненцы.

В основном мы все эти годы акцентировались на подростках как самой восприимчивой к факторам внешней среды части населения. Считается, что подростковый период — это «окошко» в патологию. Риск заболеваний в этом возрасте может снизиться и далее не проявиться, но может остаться и даже трансформироваться в проблемы со здоровьем уже во взрослом возрасте.

— И как обстоят дела у подростков с Севера?

— Мы начинали с изучения вариабельности сердечного ритма, которая зависит от работы того или иного отдела вегетативной нервной системы. Для этого оценивали биоритмику показателей вариабельности сердечного ритма по фотопериодам (сентябрь, декабрь, март–апрель и июнь), а также сравнивали эту биоритмику по широтам Севера.

Оказалось, что самые критичные периоды в плане риска развития артериальной гипертензии (повышения давления) наблюдаются в переходные периоды. Это даже не в минимум и максимум солнечного света — полярная ночь и полярный день, а переход, особенно март–апрель, когда активизируется центральная нервная система и происходит активная перестройка гормональных систем, функций щитовидной железы и коры надпочечников. Осень — тоже трудный период, когда организм готовится к полярной ночи, и у нетренированных людей в эти периоды возрастает риск повышенного давления.

— Я поняла, что осень и весна  трудные периоды, а когда же наступает беззаботная жизнь на Севере? Получается, что только летом?

— По нашим данным, наиболее благоприятен для вегетативной нервной регуляции сердца июнь. В декабре показатели тоже стабильные, но за счёт более низкой реактивности сердца на стимулы. Если бы мы были животными, впадающими в зимнюю спячку, то воспользовались бы такой особенностью организма, но мы люди и должны вести активную трудовую жизнь круглый год. Также мы показали, что чем севернее территория, чем более высокая широта, тем ярче проявляются выявленные закономерности.

Poskotinova_low.jpg
Лилия Поскотинова, доктор биологических наук, заведующая лабораторией биоритмологии Института физиологии природных адаптаций Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН. Фото Наталии Лесковой. 

Второй ключевой момент — мы отслеживали процесс развития подростков 14–17 лет. Есть мнение о возрастном отставании в формировании центральной нервной системы у детей на Севере в среднем на два года. Например, об отсроченности возрастного становления иммунной системы у детей на Севере писала наш директор, профессор Лилия Константиновна Добродеева.

— Как же Ломоносову удалось обогнать многих своих сверстников?

— Да, действительно! И как вообще дети, потомки поморов все эти годы успешно сдавали все экзамены и проявляли себя в учебной и социальной жизни столичных вузов? К слову сказать, в 2000-х годах ученики школы деревни Климовская, откуда родом был академик Николай Лавёров, занимали первые призовые места по флорболу (или хоккею в зале) в России. А ведь это командный вид спорта, требующий проявления интеллекта и максимума психофизиологических качеств!

Мы занимались этим вопросом на протяжении нескольких лет, анализируя нейрофизиологические показатели у детей, проживающих в Ненецком автономном округе и в Архангельской области. Вывод такой: у подростков-северян 14–15 лет действительно есть определённая возрастная задержка в формировании скорости реакции мозга на значимые стимулы, параметры произвольного внимания, а также особенности паттернов электроэнцефалограммы. Но в целом точность выполнения заданий при этом была среднестатистической.

— То есть, они всё-таки немного более медлительные?

— Да, присутствуют такие особенности электроэнцефалограммы, которые можно в определённых случаях принять за возрастное отставание. Мы пришли к выводу, что особенности электроэнцефалограммы, связанные с высокой активностью подкорковых, более древних структур мозга могут быть связаны с активностью гормональных систем и повышенной ролью этих структур для регуляции сердечной деятельности. То есть ресурсы мозга направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы внутренних органов в дискомфортной среде обитания. Поэтому на обеспечение высших психических функций (память, внимание, мышление) требуется, по-видимому, больше времени.

Но в 16–17 лет, по нашему мнению, происходит определённый возрастной скачок, когда показатели, отражающие скорость принятия решения мозгом, уже не отличаются от среднеширотных нормативов. Но при этом паттерны электроэнцефалограммы, которые можно принять за задержки развития, могут оставаться до 18 лет и далее.

Мы полагаем, что феномен «запаздывания» формирования паттернов ЭЭГ у детей на Севере связан с экономией ресурсов мозга. Этот момент необходимо отслеживать в динамике, чтобы не пропустить состояния, действительно требующего внимания врачей и педагогов.

В целом по личностным качествам подростки-северяне на фоне своей неторопливости отличаются последовательностью, упорством. Взять того же Ломоносова — это, пожалуй, самый яркий тому пример. Но таких примеров множество. Известно, что молодые люди, переехавшие в среднюю полосу с Севера, проявляют значительно большее упорство в достижении целей и добиваются лучших результатов, чем те, кто родились и прожили там всю жизнь.

— Интересно, одинаково ли всё это проявляется у мальчиков и девочек?

— В Ненецком автономном округе мальчики (преимущественно тундровые ребята) в меньшей степени эмоциональны и в большей степени проявляют социальную активность, чем в Архангельске. У девочек ситуация обратная: более эмоциональны девочки в НАО, а в Архангельске девочки в большей степени проявляют социальную активность. По-видимому, это связано с тем, что роль женщины на земле поморов сильнее выражена, чем на иных территориях страны. В наши дни моряки уходят на полгода в море на промыслы, а женщины остаются вести дела семьи.

— Можем ли мы сказать, что все эти колебания биоритмов каким-то образом компенсируются нашим организмом?

— До поры до времени. Компенсация — это процесс не бесконечный. Безусловно, у всех северян мобилизованы компенсационные процессы.

— Это плохо, что они всё время в состоянии мобилизации?

— Это говорит о том, что резерв регуляции снижен. Если идёт сверхэкстремальная нагрузка, стресс, то выход в патологию происходит быстрее. Причём, такой выход будет не очевидным для наблюдения, бессимптомным, растянутым во времени. Ещё Анатолий Владимирович Ткачёв говорил о феномене «плавающей нормы» физиологических показателей у северян. Например, норма гемоглобина у женщин — 120–140 г/л. У северных женщин эта норма может иметь свои пределы колебаний от сезона к сезону. Также и с половыми гормонами. Не всегда изменения менструального цикла у женщин надо специально лечить, часто достаточно лишь дождаться смены сезона года — проблема может отступить.

— Знаю, что вы ещё изучаете проблемы интернет-зависимости у детей. С интернетом всё так же плохо, как с суровой северной природой?

— Жизнь и работа здесь — это постоянный стресс, и одна из задач нашей лаборатории — разработать методики управления своими биологическими ресурсами, чтобы минимизировать его воздействие на организм. Так вот, оказалось, что разработанные нами методики саморегуляции подходят и для анализа вовлечённости детей и подростков в интернет-пространство. На примере обследования подростков в Надыме и в Симферополе мы обнаружили, что способность к саморегуляции не различается у северных и южных ребят. Но зависимость от интернет-среды у северных детей по определённым параметрам выражена больше. Мы сейчас проверяем эту гипотезу.

Murmansk.jpg
Фото: Tom Thiel/Flickr.com.

Связано это, скорее всего, с тем, что на Севере природные факторы среды не всегда нас так радуют, как на юге. У нас нет тёплого моря, пляжей и парков, где можно гулять круглый год. Поэтому фактор социальной жизни здесь особенно важен, пусть даже в интернет-среде.

— И что делать с зависимостью от сети? Это вообще плохо?

— Мы пока не ставили себе целью понять, что с этим делать. Это больше проблема психологов. Наша задача посмотреть, как это отражается на процессах скорости и качества принятия решений, которые формируются в центральной нервной системе. Процесс трансформации нейронных связей при вовлечении в интернет-пространство не обязательно нужно рассматривать сквозь призму патологии. Мы имеем дело с новым поколением, где скоростные и качественные характеристики работы мозга отличаются от наших. Возможно, и нормативы параметров придётся уточнять.

При этом более половины подростков находятся в состоянии риска развития интернет-зависимости, испытывают симптомы ухудшения самочувствия, когда нет возможности выйти в интернет. Думаю, и среди взрослых похожая ситуация.

Есть такая методика — определение времени принятия решения при распознавании значимого стимула. Услышал нужный сигнал — нажал на кнопку. Среднее время работы мозга при этом 300 миллисекунд. Потенциал, который появляется при регистрации активности мозга, называется когнитивно-вызванным потенциалом Р300.

У лиц, имеющих риск развития интернет-зависимости, высока скорость принятия решений. И только у людей, которые уже имеют признаки интернет-зависимости, снижается качество выполнения теста, они делают больше ошибок при распознавании значимого стимула. И это сигнал тревоги для педагогов и психологов.

— Сказывается ли это на их здоровье?

— К сожалению, да. В Архангельске у тех ребят, которые сильнее вовлечены в интернет-пространство, хуже восстанавливаются сердечная деятельность после физической нагрузки. Возможная причина — гиподинамия; они больше времени сидят в интернете, чем двигаются. Подростки проводят в интернете по 6–7 часов зачастую за счёт сна и какой-то иной активности, например, занятий спортом.

— Сейчас ещё и дистант у многих детей…

— Да, мы принимаем это во внимание. Если время в интернете идёт на обучение, мы в анкетировании этот момент учитываем. Интересно, что есть подростки, их процентов 10–15, которых нет в соцсетях. Им это неинтересно. Но есть и такие, кто не представляет свою жизнь без соцсетей и «скроллинга» любой информации. Это именно потребность нахождения в сети без конкретной цели — не обучение, не игры, не поиск конкретной информации, а просто факт присутствия там.

— Может быть северянам тогда переезжать в более тёплые края, и это будет лучше для их здоровья?

— Интересный вопрос, но здесь у меня нет своих научных данных, только предположения и наблюдения. Обычно северяне потрясающе раскрывают свой потенциал вдали от дома, в других регионах. Можно было бы пофантазировать, что было бы с Ломоносовым, если бы он остался дома. Безусловно, жизненный путь был бы у него достойным, но это точно была бы другая судьба.

Вопрос в том, насколько южнее и в каком возрасте можно менять место жительства с минимальным риском для здоровья. Это не касается коренных северян, которые живут на Севере поколениями. Речь о потомках мигрантов на Север — как правильно оценить ресурсы своего здоровья, чтобы решить — оставаться на Севере или возвращаться на родину предков.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс

1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз

    новидность современных антропонимов

Summary

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Article Name

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Description

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.

Author

Татьяна

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

Долгожданная новогодняя ночь! Она дарит волшебный праздник и исполняет желания, загаданные под бой кремлевских курантов у елки. А после следуют долгие каникулы, за время которых можно, отлично отдохнуть и получить массу ярких впечатлений. Чтобы было легко и просто разнообразить праздничный досуг, мы составили список самых интересных мероприятий, которые с 31 декабря 2021 по 9 января 2022 года стоит посетить в столице Кузбасса.

ui 61c950867e9077.17358313

31 декабря

Новогодний симфонический раут (6+) 

Измените традицию приготовления к новогодней ночи. Вместо стояния у плиты, чтобы подать на стол десять перемен блюд, отправляйтесь на бал в Государственную филармонию Кузбасса им. Б.Т. Штоколова. Сделайте акцент на пищу духовную. В последний день 2021 года здесь состоится симфонический раут для блистательных дам и кавалеров, в число которых можете попасть и вы. Праздник начнется в 18:00 возле филармонической елки. А далее зрителей пригласят в большой концертный зал, где губернаторский симфонический оркестр исполнит произведения разных стран мира.

Где: Государственная филармония Кузбасса им. Б.Т. Штоколова

Когда: 31 декабря

Время начала: 18:00

Сколько стоит: 1 600 рублей

ui 61cc17ea3c3595.12490618

Новогодняя ночь на площади Советов 

Елка, каток, ледяные горки, живой концерт, веселые горожане, прямая трансляция поздравления от губернатора Кузбасса и президента России на большом экране – все это ждет вас на главной площади Кемерова в Новогоднюю ночь. После боя курантов развлекательная программа продолжится.

Где: Площадь Советов

Когда: 31 декабря

Время начала: 23:00

ui 61c9921982b929.11917126

2 января

Детский бал «Как снеговик праздник нашел» (0+) 

Уже 2 января на свой детский бал смогут отправиться юные зрители. Областной кукольный театр подготовил для них увлекательное новогоднее представление с участием Деда Мороза, Снегурочки и маленького Снеговичка, а кроме этого, сюрпризы и новогодние подарки. Представление рассчитано на 40 минут.

Где: Театр кукол им. Гайдара

Когда: 2 января

Время проведения: 10:00,11:30,11:00,13:00

Сколько стоит: от 500 рублей

ui 61cc24327c8d75.31118400

Мюзикл «Волшебник изумрудного города» (0+) 

Музыкальный театр приглашает детей и взрослых на мюзикл «Волшебник Изумрудного города». Яркие и живые звуки оркестра перенесут зрителей в сказочную реальность. Мюзикл состоит из 15 картин, которые сменяют одна другую, будто узоры калейдоскопа. Музыкальный спектакль будет интересен не только детям, но и взрослым.

Где: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Когда: 2 января

Время проведения: 11:00,12:00,17:00

Сколько стоит: от 300 до 500 рублей

ui 61cab71bb26158.81632250

Новогодняя шоу–программа «Мульт BOOM» (6+) 

Любителей мультфильмов на сказочное шоу в эти зимние дни приглашает Кузбасскино. Вас ждет квест по мультфильмам, состоящий из логических головоломок, конкурсов, заданий на внимание. Участников будут помогать сказочные персонажи и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой! В финале «Мульт BOOMа» все гости посмотрят мультфильм, а после добрый волшебник вручит призы и подарки. Шоу-программа проводится по предварительной записи от 5-ти человек.

Где: Кузбасскино

Когда: 2-9 января

Время проведения: 11:00,14:00, 17:00

Сколько стоит: 250 рублей

ui 61cc0932d52009.20393772

3 января

Выставка «Искусство объединяет» (0+)

«Искусство объединяет» – выставка, которая демонстрирует искусство России как многонационального государства, а также показывает, что искусство сближает народы, улучшает их взаимоотношения, предотвращает разногласия. Экспозиция состоит из 120 произведений, созданных на протяжении XX–XXI веков, но преимущественно в советские 1960–1980-е годы.

На выставке представлены экспонаты народов Башкирии, Закавказья, Прибалтики, Средней Азии, а также коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выставка раскрывает жизнь каждого народа через национальные обычаи и повседневный быт, наследие древних эпох и современную историю, эпосы и религии.

Где: Музей изобразительный искусств Кузбасса

Когда: 3-9 января

Время проведения: 10:00 – 19:00

Сколько стоит: 200 рублей – взрослый билет, 100 рублей – билет школьника

ui 61cbe4b7e4ca72.53502966

Новогодний детский утренник в отделе природы (0+)

Приключенческий новогодний утренник для воспитанников детских садов может пройти не только возле елки, но и в мире динозавров, которые жили на Земле 150 млн лет назад. Юные кузбассовцы отправятся на поиски Деда Мороза, без которого Новый год не наступит. Разыскать волшебного старика им поможет динозавр. Помимо интересных заданий ребят ждут подарки, просмотр мультфильма, фотосессия, мастер-класс по твистингу (создание фигурок из воздушных шаров) и т.д.

Где: Кузбасский краеведческий музей (отдел природы пр. Советский, 55)

Когда: 3-9 января

Время проведения: 10:00 – 19:00

Сколько стоит: 350 рублей

ui 61cbe4c516c2d1.88000034

4 января

Мюзикл «Дубровский» (12+)

Мюзикл «Дубровский» создан по одноименному произведению А.С. Пушкина. Кузбасский музыкальный театр рассказал его средствами современной музыки: неоклассики, R&B, рока и поп-композиций. К тому же «Дубровский» – это великолепная хореография и драматургия. В грандиозном шоу занято около 80 человек. Мюзикл поистине уникален!

Где: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Когда: 4,5 января

Время проведения: 18:00

Сколько стоит: от 300 до 1 000 рублей

ui 61cbe4f74f7676.34325400

Выставка «Ольга Гречина. От гиперреализма до сюрреализма» (12+)

Персональная выставка заслуженного художника России москвички Ольги Гречиной безусловно заслуживает внимания кузбассовцев. В 70 работах, представленных в экспозиции, присутствуют элементы гиперреализма, метафизической живописи, сюрреализма и поп-арта. Гречина использует интересные приемы: авторскую раскадровку, крупный план, детализацию, оптические эффекты, «живописный монтаж», отражение света от предметов. Каждая работа художницы восхищает буйством цвета и необузданной энергией автора.

Где: Музей изобразительный искусств Кузбасса

Когда: 4-9 января

Время проведения: 10:00 – 19:00

Сколько стоит: 200 рублей – взрослый билет, 100 рублей – билет школьника

ui 61cbe4eea560d8.84291159

5 января

Музыкальный спектакль «Бременские музыканты» (0+) 

Актеры Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва расскажут детям и взрослым одну из самых известных в мире сказок братьев Гримм. Вы встретитесь с замечательными персонажами: Трубадуром и Принцессой, Королем и Сыщиком, шайкой разбойников и, конечно же, Петухом, Котом, Псом и Ослом. Прекрасная музыка, яркое оформление и костюмы, а также динамичность сюжета придают спектаклю особую выразительность.

Где: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Когда: 5 января

Время проведения: 11:00

Сколько стоит: от 300 до 600 рублей

ui 61cbe5640c5328.45573813

Выставка «Мои метаморфозы» (0+)

«Мои метаморфозы» – интересная персональная выставка художника Александра Насонова. В своих работах, используя авторские приемы, мастер отображает эмоциональное состояния пейзажа. Художник отходит от предметности и пространственности изображения природы в сторону абстрактной монохромной композиции.

Где: Кузбасский центр искусств

Когда: 5 января

Время проведения: 11:00-20:00

Сколько стоит: 200 рублей

ui 61cc00da199af5.56508052

6 января

Музыкально-литературный концерт «Рождественский сочельник» (6+)

Провести канун Рождества в потоке прекрасной музыки – это лучшее, что можно придумать. Камерный оркестр филармонии и литературный театр «Слово» приглашают вас на концерт по мотивам литературных произведений рождественской тематики Гоголя, Андерсона, Лескова и других литераторов в сопровождении музыкальных произведений Корелли, Чайковского, Ребикова.

Где: Государственная филармония Кузбасса им. Б.Т. Штоколова

Когда: 6 января

Время начала: 18:00

Сколько стоит: 750 рублей

ui 61cc00e35fbfa4.16959088

Народные гулянья «Рождественские забавы»

Сочельник можно провести и на массовых народных гуляньях на площади Советов. Рождественский концерт, всевозможные развлечения, сказочные персонажи и ярмарка изделий декоративно-прикладного творчества – все это ждет вас под главной городской елкой.

Где: Площадь Советов

Когда: 6 января

Время начала: 16:00

ui 61cc05f13d9478.42393122

Спектакль «Оле Лукойе» (0+)

Каждую ночь, когда все люди ложатся спать, к ним приходит волшебник по имени Оле Лукойе и открывает один из своих зонтиков. Над послушными детьми – с цветными картинками. Тогда они видят красочные добрые сны. Над непослушными Оле открывает черный зонт, и они ничего не видят.

Театр драмы приглашает юных зрителей, чтобы познакомить их с Оле Лукойе, а также другими героями сказки Г.Х. Андерсена. Вместе с ними вы загадаете желание и совершите путешествие в мир снов!

Где: Театр драмы Кузбасса

Когда: 6-7 января

Время проведения: 10:00, 13:00, 18:00

Сколько стоит: от 400 до 700 рублей

ui 61cc0601457be1.63525353

7 января

Новогоднее представление «История Герды» (6+) 

Настоящее рождественское чудо ждет вас в Музыкальном театре Кузбасса 7 января. Насладитесь волшебной историей по мотивам легендарной сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Это семейный мюзикл полный звуков прекрасной музыки, искренних переживай и юмора.

Где: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Когда: 7 января

Время проведения: 11:00, 14:00

Сколько стоит: от 300 до 600 рублей

ui 61cc06912c3897.88860113

Спектакль «Принцесса на горошине» (4+)

Сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» почти 200 лет. Но история любви, которую спасла крошечная горошина, до сих пор завораживает людей по всему миру. Театр для детей и молодежи превратил удивительную историю в добрый спектакль.

Где: Театр для детей и молодежи

Когда: 7 января

Время проведения: 13:00

Сколько стоит: 400 рублей

ui 61cc0e6581ce00.15290752

8 января

Спектакль «Тетки» (16+)

Спектакль «Тетки» – легкая комедия. Ее сюжет разворачивается вокруг двух милых старушек-сестер, запутавшихся в круговороте событий, связанных с желанием родственников и мошенников завладеть их особняком. Удастся ли героиням отстоять имущество?

Где: Театр драмы Кузбасса

Когда: 8-9 января

Время проведения: 18:00

Сколько стоит: от 300 до 800 рублей

ui 61cc06b8221107.59684927

Балет «Щелкунчик» (6+) 

Мечта многих – в новогодние праздники побывать на знаменитом балте Чайковского «Щелкунчик». В этом году такая возможность представляется всем, кто 8 января окажется в Кемерове. Артисты московского классического русского балета языком изысканных движений расскажут вам сказку Гофмана. Вы станете свидетелями волшебной истории, которая случилась в сочельник в начале XIX столетия в одном немецком городке.

Где: Государственная филармония Кузбасса им. Б.Т. Штоколова

Когда: 8 января

Время начала: 12:00, 19:00

Сколько стоит: от 1100 до 2000 рублей

ui 61cc0b3c21fcd2.92288553

Выставка-практикум «Метаморфоз. Эффекты бабочек»

Живые экспонаты – тропические бабочки! Что может быть интереснее зимой, когда вокруг снег и стужа? Приходите на выставку-практикум, чтобы увидеть, как бабочки появляются на свет, и рассмотреть их крылышки под микроскопом. Кроме этого вас ждет фото-сет с тропическими насекомыми, мастер-класс и сувенир от музея.

Где: Кузбасский краеведческий музей (отдел природы пр. Советский, 55)

Когда: 8 января

Время проведения: 10:00 – 19:00

Сколько стоит: 500 рублей

ui 61cc0ad5710a21.38141962

9 января

Балет «Золушка» (0+) 

Несмотря ни на что история Золушки французского писателя Шарля Перро остается актуальной и сегодня. В последний день долгих праздничных выходных артисты Классического русского балета представят гостям областной филармонии балет «Золушка». В нем будет и злая мачеха с капризными дочерьми, и крестная фея, и принц, и король, и, конечно, трудолюбивая, добрая Золушка. А такая досадная, на первый взгляд, мелочь, как потеря туфельки обернется счастливым финалом.

Где: Государственная филармония Кузбасса им. Б.Т. Штоколова

Когда: 9 января

Время начала: 12:00

Сколько стоит: от 1250 до 2250 рублей

ui 61cc24ea19fb08.49507907

Музыкальная сказка «Мойдодыр» (0+) 

Современное прочтение «Мойдодыра» Корнея Чуковского юным гостями и их родителям предлагает музыкальный театр. В спектакле главный герой не только замарашка, но и грубиян, с которым не дружит никто, кроме верного товарища Крокодила. Именно он отправляет мальчика к Мойдодыру.

Это спектакль-игра. Зрители принимают в нем участие вместе с актерами. Гостям театра историю рассказывает старый Торшер. Вместе со всеми он наблюдает за приключениями мальчишки и радуется его преображению в финале поучительной истории.

Где: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Когда: 9 января

Время проведения: 11:00, 14:00

Сколько стоит: от 300 до 600 руб

Уточняйте информацию в учреждениях культуры.

  • Сказки курочка ряба полная версия сказки
  • Сказки которые мало кто знает
  • Сказки кота мурлыки николай вагнер книга
  • Сказки кота ерофея конфеты
  • Сказки комиксы для детей