В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.
Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. Надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «Тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них соболей и шуб собoльих». Так что жестокость была взаимной.
Войны с уграми
Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.
В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и самоедами. Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.
По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.
Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. Археологические находки под Сургутом в могильнике Сайгатский-5 не позволяют выяснить это точно.
Участь пленных была ужасна
Но как же угры поступали в пленными? Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.
Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.
Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды были вынуждены заключить с хантами. Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели. Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.
Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.
Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.
Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.
Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.
Индивидуальный
проект
Тип
проекта: исследовательский проект на тему:
Тема
проекта: «О чем гласят легенды Южного Урала?»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая
часть…………………………………………………………………………4
1.1. Урал
– страна легенд……………………………………………………………………4
1.2. Легенды Южного Урала…………………………………………………………………5
2. Практическая часть…………………………………………………………………………..9
2.1. Современные горожане о
легендах прошлого…………………………………………9
2.2. Художественное
своеобразие легенд Южного Урала………………………………..9
2.3
О чем гласят легенды Южного Урала? (сборник «Легенды Южного Урала»)……….12
Заключение…………………………………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………………………….…15
Источники……………………………………………………………………………………………15
Введение
Предания и легенды о Земле Уральской,
о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми, которые переходили из поколения
в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не
менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить.
Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие
историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Легенды — жанр несказочной прозы, фантастически
осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром
людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и
существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд
лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их
структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от
ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в
прошлом, настоящем и будущем.
ЦЕЛЬ проекта:
Исследовать
легенды и предания, связанные с историей Южного Урала, выявив их тематические
направления, некоторые художественные особенности.
ЗАДАЧИ проекта:
- Познакомиться
с легендами и преданиями Южного Урала. - Узнать об
исследованиях в этой области. - Выявить,
что современные южноуральцы знают о легендах. - Систематизировать
тематические направления наиболее популярных легенд и преданий Южного
Урала. - Определить
хронологические рамки возникновения различных легенд родного края. - Выявить
основные моральные качества, актуальные для разных поколений прошлого
моих земляков. - Определить
некоторые художественные особенности легенд Южного Урала.
1.
Теоретическая часть
1.1.
Урал — страна легенд
Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты,
ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.
Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями,
традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о
происхождении Уральских гор.
«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане,
который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства.
Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от
холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря.
Так образовался Уральский хребет.
Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о
происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала,
выживших после Потопа.
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы
Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах
драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов,
возникают горы.(Уральские горы).
Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали
его в своем творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых
романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из
народных преданий и легенд.
Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей
знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские
народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев
сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с
человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном,
необычном, пугающем. Он способен навсегда «увести» золотую жилу в
неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему
понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).
Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о
происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.
Древнеуральский эпос.
Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми,
манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний
мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных
героев.
Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На
первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по
другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор
существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен
и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным
зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с
запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но
варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее,
чем у древних греков или индусов.
У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это
гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики
Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой
горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет
ветрами и водой, жарой и морозом.
1.2. Легенды Южного Урала
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся
текст как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив
светом внимания, той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими
сказаниями и легендами
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий
о сравнительно недавнем прошлом горнозаводского края. Здесь встают
перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и
ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений.
Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно
растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие
на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового
социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке
горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное
любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, Землей-кормилицей,
оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это
время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время,
в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало
что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу:
предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, или
выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой
наживы.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы
Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова,
Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и других.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории,
но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В
центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история:
Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители
силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов,
именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это
происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник
вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на
свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется
среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь
народом руководить эгоистично, не по справедливости), потеряет шашка
силу, а, если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени,
родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный
посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности
вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь, по
всей видимости, выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может
быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил
в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков
народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более
целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их
образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга;
вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому
ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица
Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу,
все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд
— в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают
сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они
очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит
о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать
их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие,
что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали
они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у
них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие
тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, когда
наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня
мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания
сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое
мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека,
свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими,
что все пространство вокруг живое, оно дышит, меняется. Не помолишься,
не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи.
Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще
неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли
милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы,
как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изобретали
их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору
назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка
рождает. Как самые древние названия возникали не ведаем, а отголоском
тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних
лет эдак трехсот-пятисот. Их немало, и во всех видна жажда народных сказителей
прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное
целое.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного
фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный.
Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом,
якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой,
как зовут тот народ легенды.
Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый,
владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями.
Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию
скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок.
И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила
стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями
засыпалась. По некоторым легендам, так чудь похоронила себя заживо.
Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие
от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств,
которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники.
На самом деле на этом предание не заканчивается: «…не навсегда ушла
чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут
всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми
сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха
«Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем
не отличается от уральских инвариантов.
«Можно заметить, — пишет исследователь вопроса В. В. Соболев,
— что легенды, связанные с чудскими местами — курганами и городищами,
подземными пещерами и ходами, — возникнув на северо-западе Руси, продвигались
затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай.
Эта полоса пересекает Урал, главным образом, через Пермскую, Свердловскую,
Челябинскую и Курганскую области». И продолжает: «Взаимодействие
«посланцев» чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами
наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния
через сны. Так, свердловский исследователь А. Малахов в одной из своих
статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую
и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву,
основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина
необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди
ее сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву,
— ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там
лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете,
если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская
Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь
эти могилы». И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были
только вершины курганов…»
Действительно, экзотический сюжет, экзотический сон. В уральских
сказаниях, однако, подобные контакты с представителями древнего и
более мудрого народа, свидетельства о его жизни — не редкость. Достаточно
обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых
гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство
уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом
уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются
между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские
ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также,
что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не
составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то
ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила… Только в наше
время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов
находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след
ноги человеческой отпечатался…»
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под
землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор,
не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда
настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда
выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит
в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости,
один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые
нашими предками друг другу и до нас дошедшие.
2.
Практическая часть
2.1.
Современные горожане о легендах прошлого
Что же знают наши горожане о
преданиях Южного Урала? Выводы неутешительны: большинство о них даже и не
слышали! Вот некоторые результаты интервью.
Вопрос: «Знаете ли вы легенды и
предания Южного Урала? Если знаете, то какие?»
На вопросы анкеты отвечали учащиеся 7б
класса и педагоги нашей школы, а также мои родители и их коллеги (всего 15 человек).
В ходе обработки данных получились следующие результаты:
Количество анкетируемых | Не слышали о легендах | Слышали о легендах | Могут поведать какую-то легенду |
15 | 6 (40%) | 4 (26%) | 5 (33%) |
К категории тех людей, которые никогда не
слышали о легендах, относятся учащиеся моего класса (6 человек из 15).
Порадовал тот факт, что мои родители, их коллеги и даже три моих друга (5
человек из 15) смогли не только дать название легенды, но и пересказать ее
содержание (Тамара Ивановна, 65 лет – легенда «Голубое зеркало Семигора»;
Арсений Стерехов, 13 лет — легенда «Солнечная пиала»; Хизритдинов Абдурахмон,
13 лет « Легенда о Чуди»; Александр Лянцман, 13 лет – легенда «Большой
Иремель»; Вахабова Наргиз, 46 лет – легенда « Младший брат Байкала»). Остальные
четыре человека из этой же категории людей слышали о легендах, но, к сожалению,
не смогли их вспомнить.
2.2.Художественное
своеобразие легенд и преданий
Граница
между легендами и преданиями очень размыта. Проблема их разграничения
связана с постоянным взаимодействием этих жанров между собой. В основном
они представляют собой рассказы о фактах, имевших место в реальной
действительности и вошедших в историю, потому сохранившихся в памяти народа. В
них отражены относительно достоверные сведения о реальных событиях прошлых лет
и столетий. Это могут быть лица, реально жившие в определенное историческое
время; масштабная личность, сыгравшая важную роль в истории, культуре, жизни
своего народа. Категории, по которым народные легенды разделяются, можно
представить следующим образом: тематика и проблематика легенд; смысловые связи
персонажей легенд друг с другом; позиция рассказчика по отношению к событийному
миру легенды, его отстраненность или вовлеченность в него.
Обратимся к
фольклорной традиции в южноуральских легендах и преданиях, раскрытию таких их
жанровых особенностей, как нацеленность на достоверность, роль чудесного,
назначение, отношение к действительности, структуре произведений. Важным
представляется изучение тематической направленности, нравственных ценностей,
которые становятся ведущими в легендах и преданиях Южного Урала.
Из глубокой
старины до нас дошли обрывки информации, о том какие народы проживали на Урале,
чем они занимались и какой образ жизни вели. Информация, которой мы оперируем
на данный момент времени, — это совмещение археологических и антропологических
изысканий, совместно с преданиями, сказаниями и былинами, столетиями
передающихся из уст в уста. Сложно сказать, что является ложью, а что правдой,
но в действительности из легенд, сказаний и былин древней Руси и народов Урала
мы можем почерпнуть много довольно интересной и полезной информации.
Как
известно, легенды и предания относятся к рассказам сюжетного характера, хотя
сюжеты в них не отличаются развернутостью, в основном они состоят из одного или
нескольких эпизодов. Типовую основу сюжетов легенд и преданий, как мы выяснили,
составляют мотивы топонимические, чудесные, романтические, разбойничьи и т.д.
Рассмотрим легенду
«Таганай, Уреньга и ведьма Юрма».
Давно
это было, жили на Земле великаны и колдуны, а племена людей тогда еще были
редки и малочисленны.
В
дремучих лесах между Европой и Сибирью жил в те времена богатырь великан
Таганай, была у него возлюбленная — красавица Уреньга, был у него и заклятый
враг — злая ведьма Юрма.
У
злой колдуньи Юрмы было волшебное зеркало, которое могло показать все, что
происходит далеко-далеко, в любом месте, с любым человеком, о котором подумает
хозяин этого волшебного зеркала.
Задумала
злая ведьма насолить великану Таганаю, но как это сделать, если он богатырь.
Вот и решила она тогда погубить его возлюбленную красавицу Уреньгу.
Когда
Таганая не было дома, подарила она Уреньге белого коня. Не хотела Уреньга
принимать подарок от злой ведьмы, да не устояла, уж слишком красив был этот
конь. А через некоторое время, когда Таганая опять не было дома, прибежала
старая ведьма к девушке с известием. Мол увидала она в своем волшебном зеркале,
что лежит на земле ее возлюбленный и умирает от ран. Где? Спросила несчастная
девушка, а старуха махнула рукой на запад — «Там, далеко, за горами, в
тайге». Вскочила Уреньга на подаренного ведьмой коня и помчалась во весь
опор, не различая дороги, только об одном думая, как спасти своего любимого.
Ведьмин конь сначала скакал без устали, а затем сбросил девушку и умчался к
своей хозяйке.
Вернувшийся
домой Таганай долго искал возлюбленную, но так и не нашел, ни ее саму, ни ее
коня. Пошел он тогда к ведьме, и стал ее просить посмотреть в волшебном
зеркале, где сейчас его Уреньга. А старуха злорадостно улыбаясь говорит ему:
«На, сам смотри». Взял волшебное зеркало Таганай и увидел, что лежит
его возлюбленная мертвая в дремучей тайге. Сразу став седым от горя, хотел он
уже было уходить и стал прощаться, да заметил во дворе у ведьмы белого коня
Уреньги. Тут и догадался богатырь, что всё подстроила злая колдунья. Убил он
ведьму, а зеркало ее волшебное разбил, разлетелось оно осколками во все
стороны. Затем пошел великан Таганай хоронить свою возлюбленную, да не дошел —
умер по дороге от горя.
Так
и лежат теперь все трое в виде гор: на западе — красавица Уреньга, на севере —
злая Юрма, а между ними — седой Таганай. Осколки волшебного зеркала стали
озерами, и так их было много, что нигде нет столько озер, как к востоку от горы
Юрмы.
«Попробуем
проанализировать эту легенду. Начинается она со своеобразной словесной формулы
«давно это было, жили на Земле великаны и колдуны».
Встречаются в южноуральских легендах и преданиях словесные формулы «в
далекие времена обитал в этих местах…, в
стародавние времена, когда людей на земле еще не было…,
давным-давно это было…».
Они выполняют художественную функцию. Обычно расположенные в начале повествования,
такие формулы создают определенный эмоциональный, психологический настрой. Эти
формулы уже в самом начале повествования определяют характер его восприятия и
отношения к нему слушателей, интригуют.
Обратим внимание
на слова «великий, красавица, заклятый враг» во втором предложении. Оно
продолжает усиливать напряжение слушателя, подготавливает к восприятию событий,
с точки зрения рассказчика очень важных и достоверных. Не может не привлечь внимание
изворотливость ведьмы. Далее сюжетная линия призвана показать такие черты
великого Таганая, как отвага, сила, преданность своей возлюбленной, смекалка.
Он без промедления отправляется на поиски Уреньги, уничтожив и ведьму, и ее
волшебное заркало.
Повествование
продолжает сгущать тайну, подчёркивая её характерными для легенд фразами
«ак и лежат теперь все трое…»,
«прошло много времени», «до сих говорят». Эти слова, тоже
становящиеся своеобразными словесными формулами, подчёркивают важность
происходящего. Можно присоединить к этому тематическому направлению некоторые
топонимические легенды и предания. Вместе с тем следует отметить, что
достоверность информации в таких легендах условная: основные действующие герои
существовали в реальности, а событийная основа чаще всего является
недостоверной, вымышленной, иногда фантастической.
Страшные тайны
скрывают топонимические легенды. Знаменитый Яшкин камень, который находится
близ коллективного сада «Бызгун», назван так неслучайно. По легенде, именно в
этом месте орудовал Яшка-разбойник, который не только грабил людей, но и убивал
их.
В легендах,
связанных с взаимоотношениями влюблённых, как правило, осуждаются ревность,
измена.
Чудо и, как
следствие, событие или происшествие невероятного характера в преданиях и
легендах Южного Урала занимают главенствующее положение, не отрицается также и
присутствие вымысла, фантастики. Подобные рассказы раздвигают границы
реальности и позволяют чуду входить в обыденную жизнь, преображая ее, меняя
самого человека.
2.3 О чем
гласят легенды Южного Урала?( сборник «Легенды Южного Урала»)
Таблица 1
№ п/п | Название легенды | Автор легенды |
УРАЛЬСКИЕ | ||
1 | О Змее-полозе | Евгений Пермяк |
2 | Предание о том, откуда взялись | Александр Лазарев |
3 | Легенда о чуди | Александр Лазарев |
4 | Глядень-гора | Серафима Власова |
5 | Маланьин спор | Серафима Власова |
6 | Сулея | Виталий Чернецов |
7 | Горящая гора | Юрий Подкорытов |
8 | Сугомак и Есказа | Юрий Гребеньков |
9 | Заклятье Каменной горы | Светлана Вдовина |
10 | Легенда о происхождении эха | Петр Падучев |
УРАЛЬСКИЕ | ||
1 | Голубое зеркало Семигора | Юрий Подкорытов |
2 | Тайна озера Зюраткуль | Старинное башкирское предание |
3 | Младший брат Байкала | Юрий Подкорытов |
4 | Увильдинская легенда | Серафима Власова |
5 | Золотой Волос | Павел Бажов |
6 | Солнечная пиала | Юрий Подкорытов |
7 | Тайна озера Инышко | Валентина Усольцева |
УРАЛЬСКИЕ | ||
1 | Мать родниковых вод | Юрий Подкорытов |
2 | Селямбай и его братья | Юрий Подкорытов |
3 | Агидель | Серафима Власова |
4 | Как поссорились Тесьма с Киолимой | Николай Куштум |
5 | Анискин родник | Сергей Черепанов |
УРАЛЬСКИЕ | ||
1 | Старых гор подаренье | Павел Бажов |
2 | Герцогиня Акуля | Серафима Власова |
3 | Клинок Уреньги | Серафима Власова |
Предания и легенды о Земле Уральской,
о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение,
обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное
значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат
без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом
всечеловеческой мудрости.
Собранные в книге «Легенды Южного
Урала» сказания — лишь малая толика того, что сохранила народная память об
истории Земли Уральской, и тем не менее, трудно представить себе более
увлекательное чтение. Проанализировав легенды, представленные к книге, мы
пришли к выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об
Уральских горах, 7 легенд рассказывают нам об Уральских озерах, 5 – об
Уральских реках и 3 – о самоцветах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова – самые
популярные авторы легенд, представленных в книге « Легенды Южного Урала». В
данной книге нам встретилось сказание, автором которого является Валентина
Семеновна Усольцева, руководитель музея нашей школы! Валентина Семеновна
является автором многочисленных экскурсионных маршрутов и экспедиций по родному
краю (Карабаш, с. Черное, с. Северные Печи, с. Вознесенка, Старый Миасс). В
последние 15 лет выступает организатором этнографически-фольклорных экспедиций
для школьников. Во время экспедиций проводит краеведческую работу по сбору и
обработке фольклорного наследия жителей уральских сел. Эти материалы
опубликованы в сборниках «Золотая нить», «Миасс в легендах и сказаниях».
Заключение
На основании исследовательской
работы мы пришли к следующим выводам:
- Современные
жители Миасса в большинстве случаев практически ничего не знают о легендах
родного края, что не просто ограничивает кругозор людей, но в какой-то
мере является и проявлением неуважения к собственной культуре. Радует, что
в нашем городе существует небольшой круг очень заинтересованных легендами
и преданиями людей, но хочется, чтобы их было как можно больше. - Необходимо
шире представлять материалы о легендах и преданиях, чтобы наши земляки
лучше знали историю родного края. Изучая легенды и предания, мы знакомимся
не только с фольклором, но познаём мировоззрение людей прошлого, их
нравственные ценности. - Среди легенд разной
тематической направленности можно выделить как наиболее популярные легенды
топонимические, исторические, природоведческие, что обусловлено
исторической реальностью. - Анализ
художественного своеобразия легенд позволяет говорить не только об
особенностях жанра, проявляющегося в легендах и преданиях Южного Урала, но
и о высоких моральных качествах, которыми, как правило, обладают их герои. - Легенды и
предания объединяет установка на достоверность. В их основе действительные
события и факты, когда-то имевшие место в истории народа. Легенды и
предания отражают жизнь народа, его культуру, быт, нравы, обычаи. В них
выражены мечта, надежда и вера в светлое будущее, идеалы народа. - Проанализировав
легенды, представленные к книге «Легенды Южного Урала», мы пришли к
выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об Уральских
горах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова – самые популярные авторы
легенд, представленных в книге «Легенды Южного Урала». - Необходимо,
чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы наши современники больше знали
о нашей истории, могли рассказать о тайнах своего края, гордиться
богатством фольклора малой родины. Без знания прошлого своего
народа, его культуры, искусства, традиций, обычаев проблема эта
неразрешима.
Список
литературы
1. Зеленин
Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. – М., 1991.
· Предания
и легенды Урала. – Свердловск, 1991.
2. Слукин
В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. – Свердловск, 1988.
3.
http://uralsky.info/khronografiya/legendy-yuzhnogo-urala.html
Источники
1. Легенды Южного
Урала (Сост. И. А. Кириллова).
Колумнист Харун Сидоров делится своим мнением по поводу разразившегося скандала из-за школьного учебника, в котором русские определены как пришлый, а не коренной народ Ямало-Ненецкого автономного округа.
Нельзя сказать, что до инцидента, о котором пойдет речь ниже, главный редактор портала REGNUM Модест Колеров имел репутацию эксперта по госнацполитике. Но этот демарш и вовсе заставляет задуматься о его компетентности. Речь о его обращении к генеральному прокурору России и сопровождавшей это информационной кампании из-за изданного в 2001 году (!) учебника «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5−7-х классов, в котором говорится следующее:
«Народы, проживающие на Ямале, можно условно разделить на коренные и пришлые. К коренным относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и некоторые другие. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы, коми-зыряне, поляки и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет с конца ХVI по конец ХХ века. Это были купцы, служащие и чиновники, священники и учителя, геологи и ученые. Особенно бурный наплыв пришлых народов произошел во второй половине ХХ века, когда на Ямале были открыты богатые нефтяные и газовые месторождения. Сейчас культуры коренных и некоренных народов во многом перемешались (вспомни слова местных народов, которые ты употребляешь каждый день). Ненцы, ханты, манси изучают русский язык, поскольку это официальный государственный язык огромной страны, частью которой является их родина. Однако это не означает, что коренные народы должны забыть свой родной язык и культуру, а приехавшие сюда — не должны знать культуру, обычаи, нравы местных жителей. Ведь в конце концов, мы все живем на этой земле и просто обязаны знать ее законы — как природные, так и человеческие. А человеческие законы можно узнать, только изучая культуру народа — предания, легенды, сказки, мифы, рассказы и повести писателей Севера. Именно об этом и пойдет речь в учебнике, который для вас, юные ямальцы, создан впервые. Но прежде всего необходимо получить самые первые, элементарные сведения о народе, культуру которого изучаешь. На уроках истории ты узнаешь более подробно о происхождении и историческом развитии северных народов, мы же напомним самое главное».
Особый статус «коренных малочисленных народов» гарантирован самим российским законодательством
По мнению Колерова, «указанный учебник содержит в себе лингвистические признаки возбуждения расовой, национальной розни, унижения национальной чести и достоинства между национальностями ненцами и русскими путём объявления русских «пришлым народом», в отличие от ненцев, признанных «коренным народом»».
Почему же подобное обращение заставляет волноваться за компетентность Модеста Колерова? Да, хотя бы потому, что будучи главой российского информационно-аналитического портала, он действует так, как будто не знает, что особый статус «коренных малочисленных народов» гарантирован самим российским законодательством. Меж тем, п.1 ст.69 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». В его развитие приняты как ФЗ «О коренных малочисленных народах Российской Федерации» 1999 года, так и многочисленные подзаконные акты, которыми устанавливаются механизмы обеспечения этих прав.
Но если признается наличие «коренных малочисленных народов», то из этого вытекает наличие их противоположности — народов как некоренных, так и немалочисленных. При этом не меньше поражает тот факт, что позиционирующий себя российским патриотом и защитником русских Колеров в данном случае демонстрирует незнание не только российских законов, но и классической русской историографии. Ведь то, что Колеров считает оскорблением для русских и разжиганием вражды к ним, мэтры русской исторической науки XIX века считали сутью русской государственности и истории. Так, Сергей Соловьев писал, что «древняя русская история есть история страны, которая колонизуется», а Василий Ключевский, что «колонизация страны была основным фактом нашей истории». Но колонист это и есть то, кто пришел в новую землю откуда-то, то есть «пришелец». При этом отличие пришельца-колониста от пришельца — иммигранта или беженца заключается в том, что первый утвердил свое господство на новой земле благодаря своему превосходству, будь то военному, экономическому или любому другому. Что же в этом оскорбительного?
Кто тут коренной
Впрочем, если общий смысл понятия «пришельцы» очевиден, то куда более проблемным является понятие «коренной народ». К слову, это возможно и имели в виду авторы данного учебника, когда писали о том, что народы Ямала можно «условно разделить на коренные и пришлые».
Взять хотя бы ненцев. По умолчанию они воспринимаются как «коренной малочисленный народ», и действительно включены в государственный перечень соответствующих народов России. При этом, если присмотреться внимательнее, можно будет обнаружить ряд интересных моментов. И не только то, что ненцы являются самым крупным в перечне таких народов и в отличие от многих из них демонстрируют устойчивую тенденцию роста и в постсоветский период. При этом ненцы населяют поистине огромные пространства, в разы превышающие территории многих стран и достаточно крупных народов — от Белого моря на западе до Таймыра на востоке, охватывая таким образом части Восточной Европы, Урала и Западной Сибири. В политическом отношении они являются титульным народом двух автономных округов — Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Долгано-Ненецкого Таймырского муниципального района Красноярского края.
Не менее интересным представляется тот факт, что освоение таких огромных пространств этим народом в свое время также стало результатом колонизации или пришествия на них. Ведь согласно двум основным версиям ненецкого этногенеза прародина этого народа находилась либо на Европейском Севере, откуда они пришли на Урал и далее в Сибирь вплоть до Алтая и Саян (версия Ф. Сталенберга, 1730 г.), либо в Южной Сибири, откуда они под натиском древних татар мигрировали на Север (версия И. Фишера, 1774 г.). Выдающийся современный российский этнограф и историософ, исследователь Арктики и ее народов, академик Андрей Головнев предлагает рассматривать ненцев не столько как «малочисленный народ», что часто подразумевает уничижительно-попечительное отношение, а как великий народ с уникальными технологиями освоения огромных пространств, отлично соответствующий тому, что он определяет как «феномен колонизации».
Если говорить о «коренных» и «пришельцах» (колонистах), то из двух фундаментальных работ академика Головнева — «Антропология движения (древности Северной Евразии)» (2009) и «Феномен колонизации» (2015) складывается нестандартная, но научно обоснованная картина глубинной связи народов Большого Севера посредством различных колонизационных потоков, причем, как тех народов, которые сегодня рассматриваются как коренные, так и древних северных русов. Радикальная нестандартность подхода Головнева по нашим временам заключается в том, что в отличие от модных ныне постколониальных/деколониальных теорий колонизацию он понимает как суть исторического процесса, в том числе показывая, что на просторах Северной Евразии она была присуща почти всем ее состоявшимся народам, которые попеременно могли выступать и ее объектами, и ее субъектами. От себя же добавлю, что зачастую это происходило и одновременно.
Поэтому, с исторической точки зрения, понятие «коренной народ» редко где может быть абсолютным. Однако с политико-правовой точки зрения оно существует и признано международным сообществом, которое по своей сути и по смыслу этого понятия является сообществом не «коренных народов», установившим свою защиту и опеку в отношении «коренных народов». В частности, в 70-е годы прошлого века Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств решила провести исследование по проблеме коренных народов, назначив специального докладчика по данной теме — Хосе Мартинеса Кобо. Им было предложено следующее рабочее определение: «Коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на неё прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путём завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоёв населения».
В докладе «Исследование проблемы дискриминации в отношении коренного населения» Хосе Мартинес Кобо указал следующие критерии «коренного народа»: историческую связь с теми обществами, которые развивались на их территориях в период до завоевания и/или колонизации; самобытность; недоминирующее положение; намерение сохранять, развивать и передавать будущим поколениям свои исконные территории и свою самобытность в качестве народов в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».
Очевидно, что в таком понимании это явление рассматривается через призму историко-гуманистического подхода, а не абсолютизации укорененности. К примеру, древние пруссы, сохранись они в ней, считались бы коренным народом в немецкой Восточной Пруссии (так в современной Германии относятся к лужицким сорбам — одному из немногих славянских народов, уцелевших в ходе германской колонизации), сами немцы считались бы таким народом в Калининградской области, не будь они оттуда полностью изгнанными, ну а русские могли бы им там стать, превратись они в меньшинство при китайцах.
Поэтому фактически понятие «коренной народ», как его видит современное международное право, это про то, кто оказался слабее в соревновании народов. И тем абсурднее выглядит возмущение Модеста Колерова тем фактом, что «коренным народом» Ямала в учебнике указаны «ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы», а не русские и другие пришедшие с ними в ходе русской колонизации народы.
«Кореннизация» и русский ресентимент
Причина ресентимента многих русских националистов из-за того, что русских не признали коренным народом то в Украине, то на Ямале понятна. Веками выступавший в качестве имперского народа, в условиях начавшейся (и необратимой) дезинтеграции империи русский народ обнаружил себя народом без своего места. И невнятные попытки признать государствообразующим народом России некий народ, чьим языком является русский, этой проблемы явно не решает.
Нечто подобное происходило и с турками в условиях начавшегося в XIX веке распада Османской империи. Благо, было (и есть до сих пор) немало желающих напомнить им — они не «коренной народ» не то, что для Балкан, но даже и для самой Турции (Анатолии). Турки, однако, эмпирическим путем поняв, что им по силу удержать, а что больше не стоит и пытаться, решили эту проблему радикально — путем создания новой Турецкой Республики. К слову, совсем недавно в ней снова отпраздновали годовщину битвы при Малазгирте, когда в 1071 году тюркские войска, сломив сопротивление византийцев, успешно вторглись в Анатолию (Anadolu), добыв родину для будущей турецкой нации. И как видно, никаких комплексов по поводу того, что они в ней не «коренной народ» от начала времен у них нет, равно как и у венгров, каждый год празднующих аналогичный по смыслу праздник «Обретения родины» (Honfoglalás), приуроченный к вторжению их далеких предков из бассейна Камы через Карпаты в Паннонскую равнину.
Для русских националистов с имперским ресентиментом будет велик соблазн рассматривать эти прецеденты как довод в пользу своих реваншистских притязаний — как на отделившиеся от Российской империи/СССР страны, так и на республики и другие национально-территориальные образования РФ, мозолящие им глаза. Но это будет неадекватно — сегодняшняя Турция это куда более скромное, чем Османская империя образование, да и сегодняшняя Венгрия совсем не та Большая Венгрия, которую в XX веке пытались создать венгерские национал-максималисты. Если же говорить о пространстве бывшего СССР и нынешней Российской Федерации, то надо понимать и помнить, что в XX веке в них, пусть и в специфической форме прошел тот же процесс, что и на месте других империй Старого света вроде Австро-Венгерской и Османской — национального самоопределения. Просто в отличие от них его удалось провести в рамках единого федеративного многонационального государства, которым был Советский Союз, и которым после его распада по своей политико-правовой генеалогии осталась Российская Федерация.
Юридически внутри этого государства в соответствующих республиках и автономных округах реализовали свое право на самоопределение их титульные нации, а кроме того, особым статусом наделены коренные малочисленные народы. Русские же как народ не были закреплены нигде (кроме уставов и конституции нескольких субъектов федерации), что учитывая травматический опыт народа, пережившего распад большого государства, которое он считал своим, породило понятную неприязнь к «национальной титулизации». В итоге преобладающим среди современных русских националистов является желание ликвидировать, если не постсоветские государства (это совсем уж крайнее крыло, хотя и такие есть), то уж точно все национально-территориальные образования в РФ вместе со статусами «коренных народов».
Но такая попытка дезавуировать российскую разновидность процесса, через который прошли почти все бывшие империи Старого света, ничем хорошим не закончится. Поэтому для Российской Федерации примером того, как этого можно избежать, является Великобритания, которая сохранилась именно благодаря тому, что из унитарной Англии превратилась в союз Англии с Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. Что же касается русских, то чтобы сохраниться как народу, а не быть исключительно цементом, скрепляющим другие народы империи, им следует и принять данность их наличия рядом с собой, и добиваться от них того же по отношению к себе.
Очередная истерика, устроенная «защитниками русских» из-за призывов к народам Ямала познавать и уважать друг друга этому явно не способствует.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.