Сказки легенды предания мифы хантов и манси

В истории покорения русскими сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как уральские индейцы

В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. Надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «Тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них соболей и шуб собoльих». Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и самоедами. Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. Археологические находки под Сургутом в могильнике Сайгатский-5 не позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными? Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды были вынуждены заключить с хантами. Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели. Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

Индивидуальный
проект

Тип
проекта: исследовательский проект на тему:

Тема
проекта: «О чем гласят легенды Южного Урала?»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1.      Теоретическая
часть…………………………………………………………………………4

1.1.  Урал
– страна легенд……………………………………………………………………4

1.2. Легенды Южного Урала…………………………………………………………………5

      2.   Практическая часть…………………………………………………………………………..9

            2.1. Современные горожане о
легендах прошлого…………………………………………9

            2.2.  Художественное
своеобразие легенд Южного Урала………………………………..9

            2.3
О чем гласят легенды Южного Урала? (сборник «Легенды Южного Урала»)
……….12

    Заключение…………………………………………………………………………………………..14

    Список литературы……………………………………………………………………………….…15

   
Источники……………………………………………………………………………………………15

Введение

Пре­дания и ле­ген­ды о Зем­ле Ураль­ской,
о тай­нах ее, о си­ле ее, об ос­во­ении ее людь­ми, которые пе­рехо­дили из по­коле­ния
в по­коле­ние, об­растая эле­мен­та­ми ху­дожес­твен­но­го вы­мыс­ла. И тем не
ме­нее  поз­на­ватель­ное зна­чение ста­рин­ных на­род­ных пре­даний труд­но пе­ре­оце­нить.
За­час­тую они со­дер­жат без пре­уве­личе­ния бес­ценные све­дения, ос­ве­ща­ющие
ис­то­рию на­шего края све­том все­чело­вечес­кой муд­рости.

Легенды — жанр несказочной прозы, фантастически
осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром
 людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественным и
существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд
лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их
структуру, систем у образов, поэтику. В отличие от мифов, легенды независимы от
ритуала, в отличие от преданий, события легенд протекают одновременно в
прошлом, настоящем и будущем.

ЦЕЛЬ проекта:

Исследовать
легенды и предания, связанные с историей Южного Урала, выявив их тематические
направления, некоторые художественные особенности.

ЗАДАЧИ проекта:

  1. Познакомиться
    с легендами и преданиями Южного Урала.
  2. Узнать об
    исследованиях в этой области.
  3. Выявить,
     что современные южноуральцы знают о легендах.
  4. Систематизировать
    тематические направления наиболее популярных легенд и преданий Южного
    Урала.
  5. Определить
    хронологические рамки возникновения различных легенд родного края.
  6. Выявить
    основные моральные качества, актуальные для разных поколений прошлого
     моих земляков.
  7. Определить
    некоторые художественные особенности легенд Южного Урала.

1.     
Теоретическая часть

1.1.
   Урал —  страна легенд

Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты,
ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.

Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями,
традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о
происхождении Уральских гор.

«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане,
который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства.
Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от
холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря.
Так образовался Уральский хребет.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о
происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала,
выживших после Потопа.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы
Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах
драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов,
возникают горы.(Уральские горы).

Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали
его в своем творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых
романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из
народных преданий и легенд.

Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей
знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские
народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев
сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с
человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном,
необычном, пугающем. Он способен навсегда «увести» золотую жилу в
неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему
понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).

Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о
происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.

Древнеуральский эпос.

Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми,
манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний
мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных
героев. 

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На
первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по
другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор
существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен
и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным
зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с
запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но
варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее,
чем у древних греков или индусов.

У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это
гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики
Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой
горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет
ветрами и водой, жарой и морозом.

1.2. Легенды Южного Урала

Лю­бой нас­то­ящий, жи­вой, из сер­дца че­лове­чес­ко­го из­ливший­ся
текст  как дра­гоцен­ный ка­мень. С ка­кой сто­роны на не­го пос­мотришь, по­дарив
све­том вни­мания,  той гранью и зас­верка­ет, от­клик­нется. Так и с ураль­ски­ми
ска­зани­ями и легендами

Са­мый вер­хний их пласт — до­кумен­таль­но-бы­товой, по­вес­тву­ющий
о срав­ни­тель­но не­дав­нем прош­лом гор­ноза­вод­ско­го края. Здесь вста­ют
пе­ред на­ми пос­ледние три ве­ка ураль­ской ис­то­рии: раз­ви­тие за­водов и
ре­месел, ста­нов­ле­ние но­вого жиз­ненно­го ук­ла­да, но­вых со­ци­аль­ных от­но­шений.
Все здесь очень прос­то и все про­ник­ну­то тра­геди­ей, ут­ра­той. Стре­митель­но
рас­тут за­воды, кресть­яне-пе­ресе­лен­цы из ев­ро­пей­ской Рос­сии, при­шед­шие
на Урал в по­ис­ках воль­ной жиз­ни, прев­ра­ща­ют­ся в за­лож­ни­ков но­вого
со­ци­ума. Воз­ни­ка­ет но­вое, ра­бочее сос­ло­вие, под­чи­нен­ное прос­лой­ке
гор­но­завод­чи­ков; и эти ра­бот­ные лю­ди, в ду­шах ко­торых еще жи­во из­вес­тное
лю­бому кресть­яни­ну чувс­тво бла­гого­вения пе­ред Зем­лей-ма­туш­кой, Зем­лей-кор­ми­лицей,
ока­зыва­ют­ся плен­ни­ками но­вой дей­стви­тель­нос­ти, но­вого вре­мени. Это
вре­мя тех­ни­чес­ко­го прог­ресса, вре­мя по­гони за сверх­при­былью, вре­мя,
в ко­тором от­дель­ный че­ловек — будь он хоть триж­ды мас­тер и муд­рец, ма­ло
что зна­чит. Это вре­мя, ис­пы­тыва­ющее на проч­ность че­лове­чес­кую ду­шу:
пре­даст ли она свои ис­то­ки, от­ре­чет­ся от Зем­ли, да­ру­ющей си­лу,  или
вы­берет стра­дание, да­же смерть, но не ус­ту­пит, не пой­дет лег­кой до­рогой
на­живы.

Та­кова внеш­няя ин­три­га мно­гих ураль­ских ска­зов, будь то ска­зы
Ба­жова, или же его та­лан­тли­вых пос­ле­дова­телей, та­ких как Се­рафи­ма Вла­сова,
Юрий Под­ко­рытов, Сер­гей Че­репа­нов и дру­гих.

Сле­ду­ющий пласт то­же не­сет пе­чать не­дав­ней ис­то­рии,
но боль­ше в нем ар­ха­ичес­кой си­лы, сла­бее ды­хание но­вей­шей эпо­хи. В
цен­тре его — на­род­ные ге­рои. Те, чьи име­на сох­ра­нила ис­то­рия:
Са­лават Юла­ев, Емель­ян Пу­гачев. Их об­ра­зы на­деля­ют на­род­ные ска­зите­ли
си­лой и муд­ростью, они от­важны и спра­вед­ли­вы. Нас­то­ящие сы­ны сво­их на­родов,
имен­но они удос­то­ены чес­ти об­щать­ся с пос­ланца­ми из прош­ло­го, как это
про­ис­хо­дит в ска­зании «Ста­рых гор по­даренье», где та­инс­твен­ный вер­шник
вру­ча­ет Са­лава­ту уди­витель­ной кра­соты и си­лы шаш­ку («дру­гой та­кой на
све­те быть не мо­жет») — а сам на гла­зах у все­го вой­ска Са­лава­това рас­тво­ря­ет­ся
сре­ди гор. Не прос­тая это шаш­ка. «Ко­ли на се­бя по­тянешь (то есть бу­дешь
на­родом ру­ково­дить эго­ис­тично, не по спра­вед­ли­вос­ти), по­теря­ет шаш­ка
си­лу, а, ес­ли бу­дешь за­ботить­ся обо всем на­роде, без раз­личья ро­ду-пле­мени,
род­ных-зна­комых, ник­то про­тив те­бя не ус­то­ит в бою» — го­ворит та­инс­твен­ный
пос­ла­нец. Здесь вста­ет в на­род­ных пре­дани­ях и ле­ген­дах те­ма от­ветс­твен­ности
вож­дя за свой на­род, ши­ре — те­ма вы­бора на­родом сво­его пу­ти. Ведь, по
всей ви­димос­ти, вы­бира­ет во­жак, и лю­ди идут за ним, а в ре­аль­нос­ти, мо­жет
быть, во­жак толь­ко про­яв­ля­ет, де­ла­ет яв­ным тот вы­бор, что на­род со­вер­шил
в ду­ше сво­ей. И вста­ет здесь еще од­на те­ма, на­иваж­ней­шая — те­ма ис­то­ков
на­род­ной ду­ши, на­род­но­го ха­рак­те­ра, те­ма судь­бы на­род­ной.

Чем глуб­же в прош­лое, тем уни­вер­саль­нее сю­жеты ска­зов, тем бо­лее
це­лос­тны ха­рак­те­ры их ге­ро­ев. Ни­чего слу­чай­но­го не ос­та­ет­ся в их
об­ра­зах. Вот стре­мяща­яся спас­ти от ти­рана свой на­род от­важная Урень­га;
вот Иван­ко Тя­желая Ступ­ня (сказ «Гля­день-го­ра»), во­ин и муд­рец, ко­торо­му
ве­домо сер­дце че­лове­чес­кое, и си­ла его и без­дны ис­ку­ша­ющие; вот кра­сави­ца
Аги­дель, вер­нувшая лю­дям во­ду, — все они без­за­вет­но пре­даны сво­ему на­роду,
все они силь­ны си­лою род­ной зем­ли и без нее жить не смо­гут. Ге­рои этих ле­генд
— в ка­ком-то смыс­ле уже не лю­ди, они го­раз­до бо­лее це­лос­тны, они не зна­ют
сом­не­ний, идут до кон­ца, и нич­то не в си­лах свер­нуть их с пу­ти. Они
очень на­поми­на­ют в этом сти­хии, ду­хов мес­тнос­ти: ле­сов, гор, во­до­емов.

Это се­год­ня мы мо­жем сар­касти­чес­ки улы­бать­ся, ког­да речь за­ходит
о ду­хах при­роды, мо­жем, со свой­ствен­ной нам са­мо­уве­рен­ностью, от­ри­цать
их су­щес­тво­вание. Мы — ос­леплен­ные ил­лю­зи­ей всез­нанья, по­лага­ющие,
что по­кори­ли при­роду. Пред­ки на­ши бы­ли мно­го муд­рее, не умом пре­пари­рова­ли
они мир, но вни­мали ему от­кры­тым сер­дцем. При­рода — вот все, что бы­ло у
них. Она да­вала им жизнь, еду и при­ют, она рас­кры­вала им че­рез ма­лое ве­ликие
тай­ны, тай­ны кос­ми­чес­ко­го мас­шта­ба, она при­нима­ла их ду­ши, ког­да
нас­ту­пал час кон­чи­ны. Уди­витель­но ли, что ви­дели они то, что се­год­ня
мы не ви­дим, слы­шали то, что се­год­ня мы не слы­шим? Ста­рин­ные пре­дания
сох­ра­нили это не­дос­тупное боль­шинс­тву из нас зна­ние, — зна­ние, ко­торое
мы при­нима­ем за кра­сивый вы­мысел, за по­этич­ную сказ­ку.

На­род преж­де знал, что у каж­дой го­ры, у каж­до­го озер­ца, как у че­лове­ка,
 свой ха­рак­тер. Что каж­дое мес­то на Ураль­ской зем­ле свя­зано с дру­гими,
что все прос­транс­тво вок­руг  жи­вое, оно ды­шит, ме­ня­ет­ся. Не по­молишь­ся,
не поп­ро­сишь у вет­ра по­мощи, не при­несешь жер­тву — и не бу­дет те­бе уда­чи.
Сор­вешь в ле­су боль­ше ягод, чем тре­бу­ет­ся, убь­ешь боль­ше ди­чи — и еще
не­из­вес­тно, от­пустит ли лес те­бя на­зад, а ес­ли от­пустит, то бу­дет ли
ми­лос­тив зав­тра. По­это­му не­муд­ре­но, что и наз­ва­ния мест (то­пони­мы,
как се­год­ня го­ворят уче­ные) не прос­то так воз­ни­кали, не из го­ловы изоб­ре­тали
их на­ши пред­ки — у при­роды под­слу­шива­ли, в сер­дце вы­наши­вали. Го­ру
наз­вать — не ули­цу, в сер­дце вы­носить на­до имя, ро­дить его, как мать ре­бен­ка
рож­да­ет. Как са­мые древ­ние наз­ва­ния воз­ни­кали  не ве­да­ем, а от­го­лос­ком
то­му — то­пони­мичес­кие пре­дания не столь уж да­леко­го вре­мени, пос­ледних
лет эдак трех­сот-пя­тисот. Их не­мало, и во всех вид­на жаж­да на­род­ных ска­зите­лей
при­кос­нуть­ся к се­дой ста­рине, ког­да че­ловек был с при­родой од­но, не­раз­дель­ное
це­лое.

Тут и про­яв­ля­ет­ся пос­ледний, са­мый глу­бокий пласт на­род­но­го
фоль­клор­но­го твор­чес­тва. Са­мый древ­ний и, мо­жет быть, са­мый под­линный.
Речь идет о ста­рин­ных ска­зани­ях, по­вес­тву­ющих о на­роде ми­фичес­ком,
яко­бы на­селяв­шем края ураль­ские во вре­мена не­запа­мят­ные. О чу­ди бе­лог­ла­зой,
как зо­вут тот на­род ле­ген­ды.

Яко­бы жил на Ура­ле на­род с тем­ной ко­жей, стат­ный, кра­сивый и муд­рый,
вла­дев­ший тай­ны­ми зна­ни­ями и сверхъ­ес­тес­твен­ны­ми спо­соб­ностя­ми.
Но вот ста­ла рас­ти в го­рах бе­лая бе­реза, что оз­на­чало по древ­не­му пред­ска­занию
ско­рый при­ход сю­да пос­ланцев бе­лого ца­ря, ко­торый ус­та­новит свой по­рядок.
И что же? Чудь вы­копа­ла ямы, пе­ренес­ла ту­да все свои сок­ро­вища, пос­та­вила
стой­ки, на­вали­ла свер­ху кам­ни, заш­ла в ук­ры­тия, выр­ва­ла стой­ки и кам­ня­ми
за­сыпа­лась. По не­кото­рым ле­ген­дам, так чудь по­хоро­нила се­бя за­живо.
Но, ес­тес­твен­но, это уже поз­дние ле­ген­ды, поз­дние ин­тер­пре­тации, воз­никшие
от не­пони­мания и, быть мо­жет, под впе­чат­ле­ни­ем от мас­со­вых са­мо­убий­ств,
ко­торые осу­щест­вля­ли в XVII ве­ке и поз­же ста­ро­об­рядцы-рас­коль­ни­ки.
На са­мом де­ле на этом пре­дание не за­кан­чи­ва­ет­ся: «…не нав­сегда уш­ла
чудь. Ког­да вер­нется счас­тли­вое вре­мя и при­дут лю­ди из Бе­ловодья и да­дут
все­му на­роду ве­ликую на­уку, тог­да при­дет опять чудь, со все­ми до­быты­ми
сок­ро­вища­ми», — чи­та­ем мы окон­ча­ние этой ле­ген­ды в кни­ге Н. К. Ре­риха
«Сер­дце Азии». Впро­чем, ле­ген­ду эту Ре­рих слы­шал на Ал­тае, но она ни­чем
не от­ли­ча­ет­ся от ураль­ских ин­ва­ри­ан­тов.

«Мож­но за­метить, — пи­шет ис­сле­дова­тель воп­ро­са В. В. Со­болев,
— что ле­ген­ды, свя­зан­ные с чуд­ски­ми мес­та­ми — кур­га­нами и го­роди­щами,
под­земны­ми пе­щера­ми и хо­дами, — воз­никнув на се­веро-за­паде Ру­си, прод­ви­гались
за­тем вслед за рус­ски­ми пе­ресе­лен­ца­ми сна­чала на Урал, а за­тем и на Ал­тай.
Эта по­лоса пе­ресе­ка­ет Урал, глав­ным об­ра­зом, че­рез Перм­скую, Свер­дловскую,
Че­лябин­скую и Кур­ган­скую об­ласти». И про­дол­жа­ет: «Вза­имо­дей­ствие
«пос­ланцев» чу­ди с пе­ресе­лен­ца­ми не ог­ра­ничи­валось толь­ко кон­такта­ми
на­яву, ле­ген­дой за­фик­си­рова­ны и со­вер­шенно не­обыч­ные кон­такты и вли­яния
че­рез сны. Так, свер­дловский ис­сле­дова­тель А. Ма­лахов в од­ной из сво­их
ста­тей, по­мещен­ной в «Ураль­ском сле­допы­те» за 1979 год, при­водит яр­кую
и кра­сивую ле­ген­ду о чуд­ской жен­щи­не-пра­витель­ни­це: «Од­нажды Та­тище­ву,
ос­но­вате­лю Ека­терин­бурга, прис­нился стран­ный сон. Яви­лась к не­му жен­щи­на
не­обыч­но­го ви­да и див­ной кра­соты. Оде­та бы­ла в зве­риные шку­ры, на гру­ди
ее свер­ка­ли зо­лотые ук­ра­шения. «Слу­шай, — ска­зала жен­щи­на Та­тище­ву,
— ты от­дал при­каз ко­пать кур­га­ны в сво­ем но­вом го­роде. Не тронь их, там
ле­жат мои храб­рые во­ины. Не бу­дет те­бе по­коя ни на том, ни на этом све­те,
ес­ли пот­ре­вожишь их прах или возь­мешь до­рогие дос­пе­хи. Я кня­гиня чуд­ская
Ан­на, кля­нусь те­бе, что ра­зорю и го­род, и все, что ты стро­ишь, ес­ли тро­нешь
эти мо­гилы». И Та­тищев при­казал не рас­кры­вать за­хоро­нения. От­ры­ты бы­ли
толь­ко вер­ши­ны кур­га­нов…»

Дей­стви­тель­но, эк­зо­тичес­кий сю­жет, эк­зо­тичес­кий сон. В ураль­ских
ска­зани­ях, од­на­ко, по­доб­ные кон­такты с пред­ста­вите­лями древ­не­го и
бо­лее муд­ро­го на­рода, сви­детель­ства о его жиз­ни — не ред­кость. Дос­та­точ­но
об­ра­тить­ся хо­тя бы к уже упо­минав­ше­муся на­ми ска­зу Ба­жова «Ста­рых
гор по­даренье», при­веден­но­му в этой кни­ге. Или вспом­нить сви­детель­ство
ураль­ской пи­сатель­ни­цы Се­рафи­мы Вла­совой: «Ус­лы­шала я не­дав­но в ста­ром
ураль­ском за­воде, буд­то все пе­щеры, ка­кие ни есть на Ура­ле, со­об­ща­ют­ся
меж­ду со­бой. Буд­то та­ят­ся меж­ду ни­ми ла­зы, то ши­рокие, как Кун­гур­ские
ямы, эти про­валы зем­ные, то то­нюсень­кие, как зо­лотые ни­ти. Го­ворят так­же,
что ког­да-то в ста­родав­ние вре­мена пе­рей­ти из пе­щеры в пе­щеру тру­да не
сос­тавля­ло — тор­ная до­рога бы­ла. Прав­да, кто ее то­рил, не­ведо­мо — то
ли че­лове­ки, чудью на­зыва­емые, то ли не­чис­тая си­ла… Толь­ко в на­ше
вре­мя лю­ди, про­никая в те пе­щеры и те хо­ды, где прой­ти мож­но, мно­го сле­дов
на­ходят: где дом­ни­ца пос­тавле­на, где ка­мень аме­тист ле­жит, а где след
но­ги че­лове­чес­кой от­пе­чатал­ся…»

И при этом вез­де речь идет об од­ном: не бе­зог­лядно уш­ла чудь под
зем­лю — хра­нит она за­повед­ное сер­дце сво­ей зем­ли, бе­режет сер­дце гор,
не поз­во­ля­ет вар­ва­рам на­ложить ру­ку на са­мое сок­ро­вен­ное — ждет, ког­да
нас­та­нет час, ког­да ис­полнит­ся еще од­но древ­нее пред­ска­зание. Тог­да
вый­дет чудь на по­вер­хность и от­даст в ру­ки дос­той­ных свои зна­ния, вло­жит
в сер­дца жаж­ду­щих свою муд­рость. А ско­лок этой неп­ре­ходя­щей муд­рости,
один из от­све­тов ее не­гас­ну­щих — пре­дания и ле­ген­ды, из уст в ус­та пе­реда­ва­емые
на­шими пред­ка­ми друг дру­гу и до нас до­шед­шие.

2.     
Практическая часть

2.1.
Современные горожане о легендах прошлого

Что же знают наши горожане о
преданиях Южного Урала? Выводы неутешительны: большинство о них даже и не
слышали! Вот некоторые результаты интервью.

Вопрос: «Знаете ли вы легенды и
предания Южного Урала? Если знаете, то какие?»

На вопросы анкеты отвечали учащиеся 7б
класса и  педагоги нашей школы, а также мои родители и их коллеги  (всего 15 человек).
В ходе обработки данных получились следующие результаты:

Количество анкетируемых

Не слышали о легендах

Слышали о легендах

Могут поведать какую-то легенду

15

6  (40%)

 4 (26%)

5  (33%)

К категории тех людей, которые никогда не
слышали о легендах, относятся учащиеся моего класса (6 человек из 15).
Порадовал тот факт, что мои родители, их коллеги и даже три моих друга  (5
человек из 15) смогли не только дать название легенды, но и пересказать ее
содержание (Тамара Ивановна, 65 лет – легенда «Голубое зеркало Семигора»;
Арсений Стерехов, 13 лет  — легенда «Солнечная пиала»; Хизритдинов Абдурахмон,
13 лет « Легенда о Чуди»; Александр Лянцман, 13 лет – легенда «Большой
Иремель»; Вахабова Наргиз, 46 лет – легенда « Младший брат Байкала»). Остальные
четыре человека из этой же категории людей слышали о легендах, но, к сожалению,
не смогли их вспомнить.

2.2.Художественное
своеобразие легенд и преданий

Граница
 между легендами и преданиями очень размыта. Проблема их разграничения
связана с постоянным  взаимодействием этих жанров между собой. В основном
они представляют собой рассказы о фактах, имевших место в реальной
действительности и вошедших в историю, потому сохранившихся в памяти народа. В
них отражены относительно достоверные сведения о реальных событиях прошлых лет
и столетий. Это могут быть лица, реально жившие в определенное историческое
время; масштабная личность, сыгравшая важную роль в истории, культуре, жизни
своего народа. Категории, по которым народные легенды разделяются, можно
представить следующим образом: тематика и проблематика легенд; смысловые связи
персонажей легенд друг с другом; позиция рассказчика по отношению к событийному
миру легенды, его отстраненность или вовлеченность в него.

Обратимся к
фольклорной традиции в южноуральских легендах и преданиях, раскрытию таких их
жанровых особенностей, как нацеленность на достоверность, роль чудесного,
назначение, отношение к действительности, структуре произведений. Важным
представляется изучение тематической направленности, нравственных ценностей,
которые становятся ведущими в легендах и преданиях Южного Урала.

Из глубокой
старины до нас дошли обрывки информации, о том какие народы проживали на Урале,
чем они занимались и какой образ жизни вели. Информация, которой мы оперируем
на данный момент времени, —  это совмещение археологических и антропологических
изысканий, совместно с преданиями, сказаниями и былинами, столетиями
передающихся из уст в уста. Сложно сказать, что является ложью, а что правдой,
но в действительности из легенд, сказаний и былин древней Руси и народов Урала
мы можем почерпнуть много довольно интересной и полезной информации.

 Как
известно, легенды и предания относятся к рассказам сюжетного характера, хотя
сюжеты в них не отличаются развернутостью, в основном они состоят из одного или
нескольких эпизодов. Типовую основу сюжетов легенд и преданий, как мы выяснили,
составляют мотивы топонимические, чудесные, романтические, разбойничьи и т.д.

Рассмотрим легенду
«Таганай, Уреньга и ведьма Юрма».

Давно
это было, жили на Земле великаны и колдуны, а племена людей тогда еще были
редки и малочисленны.

В
дремучих лесах между Европой и Сибирью жил в те времена богатырь великан
Таганай, была у него возлюбленная — красавица Уреньга, был у него и заклятый
враг — злая ведьма Юрма.

У
злой колдуньи Юрмы было волшебное зеркало, которое могло показать все, что
происходит далеко-далеко, в любом месте, с любым человеком, о котором подумает
хозяин этого волшебного зеркала.

Задумала
злая ведьма насолить великану Таганаю, но как это сделать, если он богатырь.
Вот и решила она тогда погубить его возлюбленную красавицу Уреньгу.

Когда
Таганая не было дома, подарила она Уреньге белого коня. Не хотела Уреньга
принимать подарок от злой ведьмы, да не устояла, уж слишком красив был этот
конь. А через некоторое время, когда Таганая опять не было дома, прибежала
старая ведьма к девушке с известием. Мол увидала она в своем волшебном зеркале,
что лежит на земле ее возлюбленный и умирает от ран. Где? Спросила несчастная
девушка, а старуха махнула рукой на запад — «Там, далеко, за горами, в
тайге». Вскочила Уреньга на подаренного ведьмой коня и помчалась во весь
опор, не различая дороги, только об одном думая, как спасти своего любимого.
Ведьмин конь сначала скакал без устали, а затем сбросил девушку и умчался к
своей хозяйке.

Вернувшийся
домой Таганай долго искал возлюбленную, но так и не нашел, ни ее саму, ни ее
коня. Пошел он тогда к ведьме, и стал ее просить посмотреть в волшебном
зеркале, где сейчас его Уреньга. А старуха злорадостно улыбаясь говорит ему:
«На, сам смотри». Взял волшебное зеркало Таганай и увидел, что лежит
его возлюбленная мертвая в дремучей тайге. Сразу став седым от горя, хотел он
уже было уходить и стал прощаться, да заметил во дворе у ведьмы белого коня
Уреньги. Тут и догадался богатырь, что всё подстроила злая колдунья. Убил он
ведьму, а зеркало ее волшебное разбил, разлетелось оно осколками во все
стороны. Затем пошел великан Таганай хоронить свою возлюбленную, да не дошел —
умер по дороге от горя.

Так
и лежат теперь все трое в виде гор: на западе — красавица Уреньга, на севере —
злая Юрма, а между ними — седой Таганай. Осколки волшебного зеркала стали
озерами, и так их было много, что нигде нет столько озер, как к востоку от горы
Юрмы.

«Попробуем
проанализировать эту легенду. Начинается она со своеобразной словесной формулы
«
давно это было, жили на Земле великаны и колдуны».
Встречаются в южноуральских легендах и преданиях словесные формулы «
в
далекие времена обитал в этих местах
…, в
стародавние времена, когда людей на земле еще не было
…,
давным-давно это было…».
Они выполняют художественную функцию. Обычно расположенные в начале повествования,
такие формулы создают определенный эмоциональный, психологический настрой. Эти
формулы уже в самом начале повествования определяют характер его восприятия и
отношения к нему слушателей, интригуют.

Обратим внимание
на слова «великий, красавица, заклятый враг» во втором предложении. Оно
продолжает усиливать напряжение слушателя, подготавливает к восприятию событий,
с точки зрения рассказчика очень важных и достоверных. Не может не привлечь внимание
 изворотливость ведьмы. Далее сюжетная линия призвана показать такие черты
великого Таганая, как отвага, сила, преданность своей возлюбленной, смекалка.
Он без промедления отправляется на поиски Уреньги, уничтожив и ведьму, и ее
волшебное заркало.

Повествование
 продолжает сгущать тайну, подчёркивая её характерными для легенд фразами
«
ак и лежат теперь все трое…»,
«прошло много времени», «до сих говорят». Эти слова, тоже
становящиеся своеобразными словесными формулами, подчёркивают важность
происходящего. Можно присоединить к этому тематическому направлению некоторые
топонимические легенды и предания. Вместе с тем следует отметить, что
достоверность информации в таких легендах условная: основные действующие герои
существовали в реальности, а событийная основа чаще всего является
недостоверной, вымышленной, иногда фантастической.

Страшные тайны
скрывают топонимические легенды. Знаменитый Яшкин камень, который находится
близ коллективного сада «Бызгун», назван так неслучайно. По легенде, именно в
этом месте орудовал Яшка-разбойник, который не только грабил людей, но и убивал
их.

В легендах,
связанных с взаимоотношениями влюблённых, как правило, осуждаются ревность,
измена.  

Чудо и, как
следствие, событие или происшествие невероятного характера в преданиях и
легендах Южного Урала занимают главенствующее положение, не отрицается также и
присутствие вымысла, фантастики. Подобные рассказы раздвигают границы
реальности и позволяют чуду входить в обыденную жизнь, преображая ее, меняя
самого человека.

2.3 О чем
гласят легенды Южного Урала?( сборник «Легенды Южного Урала»)

Таблица 1

№ п/п

Название легенды

Автор легенды

УРАЛЬСКИЕ
ГОРЫ

1

О Змее-полозе

Евгений Пермяк

2

Предание о том, откуда взялись
горы, великие и малые

Александр Лазарев

3

Легенда о чуди

Александр Лазарев

4

Глядень-гора

Серафима Власова

5

Маланьин спор

Серафима Власова

6

Сулея

Виталий Чернецов

7

Горящая гора

Юрий Подкорытов

8

Сугомак и Есказа

Юрий Гребеньков

9

Заклятье Каменной горы

Светлана Вдовина

10

Легенда о происхождении эха

Петр Падучев

УРАЛЬСКИЕ
ОЗЕРА

1

Голубое зеркало Семигора

Юрий Подкорытов

2

Тайна озера Зюраткуль

Старинное башкирское предание

3

Младший брат Байкала

Юрий Подкорытов

4

Увильдинская легенда

Серафима Власова

5

Золотой Волос

Павел Бажов

6

Солнечная пиала

Юрий Подкорытов

7

Тайна озера Инышко

Валентина Усольцева

УРАЛЬСКИЕ
РЕКИ

1

Мать родниковых вод

Юрий Подкорытов

2

Селямбай и его братья

Юрий Подкорытов

3

Агидель

Серафима Власова

4

Как поссорились Тесьма с Киолимой

Николай Куштум

5

Анискин родник

Сергей Черепанов

УРАЛЬСКИЕ
САМОЦВЕТЫ

1

Старых гор подаренье

Павел Бажов

2

Герцогиня Акуля

Серафима Власова

3

Клинок Уреньги

Серафима Власова

Предания и легенды о Земле Уральской,
о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение,
обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное
значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат
без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом
всечеловеческой мудрости.

 Собранные  в книге «Легенды Южного
Урала» сказания — лишь малая толика того, что сохранила народная память об
истории Земли Уральской, и тем не менее, трудно представить себе более
увлекательное чтение. Проанализировав легенды, представленные к книге, мы
пришли к выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об
Уральских горах, 7 легенд рассказывают нам об Уральских озерах, 5 – об
Уральских реках и 3 – о самоцветах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова – самые
популярные авторы легенд, представленных в книге « Легенды Южного Урала». В
данной книге нам встретилось сказание, автором которого является Валентина
Семеновна Усольцева, руководитель музея нашей школы! Валентина Семеновна
является автором многочисленных экскурсионных маршрутов и экспедиций по родному
краю (Карабаш, с. Черное, с. Северные Печи, с. Вознесенка, Старый Миасс). В
последние 15 лет выступает организатором этнографически-фольклорных экспедиций
для школьников. Во время экспедиций проводит краеведческую работу по сбору и
обработке фольклорного наследия жителей уральских сел. Эти материалы
опубликованы в сборниках «Золотая нить», «Миасс в легендах и сказаниях».

Заключение

На основании исследовательской
работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Современные
    жители Миасса в большинстве случаев практически ничего не знают о легендах
    родного края, что не просто ограничивает кругозор людей, но в какой-то
    мере является и проявлением неуважения к собственной культуре. Радует, что
    в нашем городе существует небольшой круг очень заинтересованных легендами
    и преданиями людей, но хочется, чтобы их было как можно больше.
  2. Необходимо
    шире представлять материалы о легендах и преданиях, чтобы наши земляки
    лучше знали историю родного края. Изучая легенды и предания, мы знакомимся
    не только с фольклором, но познаём мировоззрение людей прошлого, их
    нравственные ценности.
  3. Среди легенд  разной
    тематической направленности можно выделить как наиболее популярные легенды
    топонимические, исторические, природоведческие, что обусловлено
    исторической реальностью.
  4. Анализ
    художественного своеобразия легенд  позволяет говорить не только об
    особенностях жанра, проявляющегося в легендах и преданиях Южного Урала, но
    и о высоких моральных качествах, которыми, как правило, обладают их герои.
  5. Легенды и
    предания объединяет установка на достоверность. В их основе действительные
    события и факты, когда-то имевшие место в истории народа. Легенды и
    предания отражают жизнь народа, его культуру, быт, нравы, обычаи. В них
    выражены мечта, надежда и вера в светлое будущее, идеалы народа.
  6. Проанализировав
    легенды, представленные к книге «Легенды Южного Урала», мы пришли к
    выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об Уральских
    горах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова – самые популярные авторы
    легенд, представленных в книге «Легенды Южного Урала».
  7. Необходимо,
    чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы наши современники больше знали
    о нашей истории, могли рассказать о тайнах своего края, гордиться
     богатством фольклора малой родины. Без знания прошлого своего
    народа, его культуры, искусства, традиций, обычаев проблема эта
    неразрешима.

Список
литературы

1.      Зеленин
Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. – М., 1991.

·           Предания
и легенды Урала. – Свердловск, 1991.

2.       Слукин
В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. –  Свердловск, 1988.

3.     
http://uralsky.info/khronografiya/legendy-yuzhnogo-urala.html

Источники

                  1. Легенды Южного
Урала (Сост. И. А. Кириллова).

Колумнист Харун Сидоров делится своим мнением по поводу разразившегося скандала из-за школьного учебника, в котором русские определены как пришлый, а не коренной народ Ямало-Ненецкого автономного округа.

Нельзя сказать, что до инцидента, о котором пойдет речь ниже, главный редактор портала REGNUM Модест Колеров имел репутацию эксперта по госнацполитике. Но этот демарш и вовсе заставляет задуматься о его компетентности. Речь о его обращении к генеральному прокурору России и сопровождавшей это информационной кампании из-за изданного в 2001 году (!) учебника «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5−7-х классов, в котором говорится следующее:

«Народы, проживающие на Ямале, можно условно разделить на коренные и пришлые. К коренным относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и некоторые другие. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы, коми-зыряне, поляки и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет с конца ХVI по конец ХХ века. Это были купцы, служащие и чиновники, священники и учителя, геологи и ученые. Особенно бурный наплыв пришлых народов произошел во второй половине ХХ века, когда на Ямале были открыты богатые нефтяные и газовые месторождения. Сейчас культуры коренных и некоренных народов во многом перемешались (вспомни слова местных народов, которые ты употребляешь каждый день). Ненцы, ханты, манси изучают русский язык, поскольку это официальный государственный язык огромной страны, частью которой является их родина. Однако это не означает, что коренные народы должны забыть свой родной язык и культуру, а приехавшие сюда — не должны знать культуру, обычаи, нравы местных жителей. Ведь в конце концов, мы все живем на этой земле и просто обязаны знать ее законы — как природные, так и человеческие. А человеческие законы можно узнать, только изучая культуру народа — предания, легенды, сказки, мифы, рассказы и повести писателей Севера. Именно об этом и пойдет речь в учебнике, который для вас, юные ямальцы, создан впервые. Но прежде всего необходимо получить самые первые, элементарные сведения о народе, культуру которого изучаешь. На уроках истории ты узнаешь более подробно о происхождении и историческом развитии северных народов, мы же напомним самое главное».

Особый статус «коренных малочисленных народов» гарантирован самим российским законодательством

По мнению Колерова, «указанный учебник содержит в себе лингвистические признаки возбуждения расовой, национальной розни, унижения национальной чести и достоинства между национальностями ненцами и русскими путём объявления русских «пришлым народом», в отличие от ненцев, признанных «коренным народом»».

Почему же подобное обращение заставляет волноваться за компетентность Модеста Колерова? Да, хотя бы потому, что будучи главой российского информационно-аналитического портала, он действует так, как будто не знает, что особый статус «коренных малочисленных народов» гарантирован самим российским законодательством. Меж тем, п.1 ст.69 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». В его развитие приняты как ФЗ «О коренных малочисленных народах Российской Федерации» 1999 года, так и многочисленные подзаконные акты, которыми устанавливаются механизмы обеспечения этих прав.

Но если признается наличие «коренных малочисленных народов», то из этого вытекает наличие их противоположности — народов как некоренных, так и немалочисленных. При этом не меньше поражает тот факт, что позиционирующий себя российским патриотом и защитником русских Колеров в данном случае демонстрирует незнание не только российских законов, но и классической русской историографии. Ведь то, что Колеров считает оскорблением для русских и разжиганием вражды к ним, мэтры русской исторической науки XIX века считали сутью русской государственности и истории. Так, Сергей Соловьев писал, что «древняя русская история есть история страны, которая колонизуется», а Василий Ключевский, что «колонизация страны была основным фактом нашей истории». Но колонист это и есть то, кто пришел в новую землю откуда-то, то есть «пришелец». При этом отличие пришельца-колониста от пришельца — иммигранта или беженца заключается в том, что первый утвердил свое господство на новой земле благодаря своему превосходству, будь то военному, экономическому или любому другому. Что же в этом оскорбительного?

Кто тут коренной

Впрочем, если общий смысл понятия «пришельцы» очевиден, то куда более проблемным является понятие «коренной народ». К слову, это возможно и имели в виду авторы данного учебника, когда писали о том, что народы Ямала можно «условно разделить на коренные и пришлые».

Взять хотя бы ненцев. По умолчанию они воспринимаются как «коренной малочисленный народ», и действительно включены в государственный перечень соответствующих народов России. При этом, если присмотреться внимательнее, можно будет обнаружить ряд интересных моментов. И не только то, что ненцы являются самым крупным в перечне таких народов и в отличие от многих из них демонстрируют устойчивую тенденцию роста и в постсоветский период. При этом ненцы населяют поистине огромные пространства, в разы превышающие территории многих стран и достаточно крупных народов — от Белого моря на западе до Таймыра на востоке, охватывая таким образом части Восточной Европы, Урала и Западной Сибири. В политическом отношении они являются титульным народом двух автономных округов — Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Долгано-Ненецкого Таймырского муниципального района Красноярского края.

Не менее интересным представляется тот факт, что освоение таких огромных пространств этим народом в свое время также стало результатом колонизации или пришествия на них. Ведь согласно двум основным версиям ненецкого этногенеза прародина этого народа находилась либо на Европейском Севере, откуда они пришли на Урал и далее в Сибирь вплоть до Алтая и Саян (версия Ф. Сталенберга, 1730 г.), либо в Южной Сибири, откуда они под натиском древних татар мигрировали на Север (версия И. Фишера, 1774 г.). Выдающийся современный российский этнограф и историософ, исследователь Арктики и ее народов, академик Андрей Головнев предлагает рассматривать ненцев не столько как «малочисленный народ», что часто подразумевает уничижительно-попечительное отношение, а как великий народ с уникальными технологиями освоения огромных пространств, отлично соответствующий тому, что он определяет как «феномен колонизации».

Если говорить о «коренных» и «пришельцах» (колонистах), то из двух фундаментальных работ академика Головнева — «Антропология движения (древности Северной Евразии)» (2009) и «Феномен колонизации» (2015) складывается нестандартная, но научно обоснованная картина глубинной связи народов Большого Севера посредством различных колонизационных потоков, причем, как тех народов, которые сегодня рассматриваются как коренные, так и древних северных русов. Радикальная нестандартность подхода Головнева по нашим временам заключается в том, что в отличие от модных ныне постколониальных/деколониальных теорий колонизацию он понимает как суть исторического процесса, в том числе показывая, что на просторах Северной Евразии она была присуща почти всем ее состоявшимся народам, которые попеременно могли выступать и ее объектами, и ее субъектами. От себя же добавлю, что зачастую это происходило и одновременно.

Поэтому, с исторической точки зрения, понятие «коренной народ» редко где может быть абсолютным. Однако с политико-правовой точки зрения оно существует и признано международным сообществом, которое по своей сути и по смыслу этого понятия является сообществом не «коренных народов», установившим свою защиту и опеку в отношении «коренных народов». В частности, в 70-е годы прошлого века Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств решила провести исследование по проблеме коренных народов, назначив специального докладчика по данной теме — Хосе Мартинеса Кобо. Им было предложено следующее рабочее определение: «Коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на неё прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путём завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоёв населения».

В докладе «Исследование проблемы дискриминации в отношении коренного населения» Хосе Мартинес Кобо указал следующие критерии «коренного народа»: историческую связь с теми обществами, которые развивались на их территориях в период до завоевания и/или колонизации; самобытность; недоминирующее положение; намерение сохранять, развивать и передавать будущим поколениям свои исконные территории и свою самобытность в качестве народов в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».

Очевидно, что в таком понимании это явление рассматривается через призму историко-гуманистического подхода, а не абсолютизации укорененности. К примеру, древние пруссы, сохранись они в ней, считались бы коренным народом в немецкой Восточной Пруссии (так в современной Германии относятся к лужицким сорбам — одному из немногих славянских народов, уцелевших в ходе германской колонизации), сами немцы считались бы таким народом в Калининградской области, не будь они оттуда полностью изгнанными, ну а русские могли бы им там стать, превратись они в меньшинство при китайцах.

Поэтому фактически понятие «коренной народ», как его видит современное международное право, это про то, кто оказался слабее в соревновании народов. И тем абсурднее выглядит возмущение Модеста Колерова тем фактом, что «коренным народом» Ямала в учебнике указаны «ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы», а не русские и другие пришедшие с ними в ходе русской колонизации народы.

«Кореннизация» и русский ресентимент

Причина ресентимента многих русских националистов из-за того, что русских не признали коренным народом то в Украине, то на Ямале понятна. Веками выступавший в качестве имперского народа, в условиях начавшейся (и необратимой) дезинтеграции империи русский народ обнаружил себя народом без своего места. И невнятные попытки признать государствообразующим народом России некий народ, чьим языком является русский, этой проблемы явно не решает.

Нечто подобное происходило и с турками в условиях начавшегося в XIX веке распада Османской империи. Благо, было (и есть до сих пор) немало желающих напомнить им — они не «коренной народ» не то, что для Балкан, но даже и для самой Турции (Анатолии). Турки, однако, эмпирическим путем поняв, что им по силу удержать, а что больше не стоит и пытаться, решили эту проблему радикально — путем создания новой Турецкой Республики. К слову, совсем недавно в ней снова отпраздновали годовщину битвы при Малазгирте, когда в 1071 году тюркские войска, сломив сопротивление византийцев, успешно вторглись в Анатолию (Anadolu), добыв родину для будущей турецкой нации. И как видно, никаких комплексов по поводу того, что они в ней не «коренной народ» от начала времен у них нет, равно как и у венгров, каждый год празднующих аналогичный по смыслу праздник «Обретения родины» (Honfoglalás), приуроченный к вторжению их далеких предков из бассейна Камы через Карпаты в Паннонскую равнину.

Для русских националистов с имперским ресентиментом будет велик соблазн рассматривать эти прецеденты как довод в пользу своих реваншистских притязаний — как на отделившиеся от Российской империи/СССР страны, так и на республики и другие национально-территориальные образования РФ, мозолящие им глаза. Но это будет неадекватно — сегодняшняя Турция это куда более скромное, чем Османская империя образование, да и сегодняшняя Венгрия совсем не та Большая Венгрия, которую в XX веке пытались создать венгерские национал-максималисты. Если же говорить о пространстве бывшего СССР и нынешней Российской Федерации, то надо понимать и помнить, что в XX веке в них, пусть и в специфической форме прошел тот же процесс, что и на месте других империй Старого света вроде Австро-Венгерской и Османской — национального самоопределения. Просто в отличие от них его удалось провести в рамках единого федеративного многонационального государства, которым был Советский Союз, и которым после его распада по своей политико-правовой генеалогии осталась Российская Федерация.

Юридически внутри этого государства в соответствующих республиках и автономных округах реализовали свое право на самоопределение их титульные нации, а кроме того, особым статусом наделены коренные малочисленные народы. Русские же как народ не были закреплены нигде (кроме уставов и конституции нескольких субъектов федерации), что учитывая травматический опыт народа, пережившего распад большого государства, которое он считал своим, породило понятную неприязнь к «национальной титулизации». В итоге преобладающим среди современных русских националистов является желание ликвидировать, если не постсоветские государства (это совсем уж крайнее крыло, хотя и такие есть), то уж точно все национально-территориальные образования в РФ вместе со статусами «коренных народов».

Но такая попытка дезавуировать российскую разновидность процесса, через который прошли почти все бывшие империи Старого света, ничем хорошим не закончится. Поэтому для Российской Федерации примером того, как этого можно избежать, является Великобритания, которая сохранилась именно благодаря тому, что из унитарной Англии превратилась в союз Англии с Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. Что же касается русских, то чтобы сохраниться как народу, а не быть исключительно цементом, скрепляющим другие народы империи, им следует и принять данность их наличия рядом с собой, и добиваться от них того же по отношению к себе.

Очередная истерика, устроенная «защитниками русских» из-за призывов к народам Ямала познавать и уважать друг друга этому явно не способствует.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

  • Сказки лермонтова для детей 3 класса
  • Сказки лермонтова список для детей
  • Сказки лермонтова список сказок 4 класс
  • Сказки леонида филатова читать
  • Сказки легенды мифы алтая