Сказки легенды былины народов россии

Положение открытая дистанционная выставка-конкурс творческих работ русские сказки и былины 1. общие положения настоящее положение определяет цели, задачи, условия, сроки

ПОЛОЖЕНИЕ

 Открытая дистанционная

выставка-конкурс творческих
работ

«Русские сказки и былины»

1.    
Общие положения

Настоящее
положение определяет цели, задачи, условия, сроки и порядок проведения Открытой
дистанционной выставки-конкурса творческих работ

«Русские
сказки и былины»
 (далее
– выставка-конкурс).

1.1.
Организатором выставки-конкурса творческих работ «Русские сказки и былины» является
МБУДО Вяземская ДХШ им А. Г. Сергеева.

1.2. Выставка-конкурс проводится среди граждан Российской Федерации от 5
до 16 лет.

1.3. Официальный сайт Конкурса https://vk.com/public198196342

1.4. Для организации проведения выставки-конкурса творческих работ

«Русские
сказки и былины» и подведения итогов создается оргкомитет  и жюри.

Функции Оргкомитета:

·      
объявление
конкурса творческих работ и условий ее проведения;

·      
обеспечение
оповещения преподавателей и обучающихся об условиях конкурса творческих работ и
порядке ее проведения;

·      
организация
и контроль проведения конкурса творческих работ;

·      
оценка
качества представленных на конкурс работ;

·       
награждение победителей
конкурса детского рисунка.

1.5.         
В
состав оргкомитета входят:

Председатель оргкомитета:

      
Недосекина
Оксана Владимировна – директор МБУДО Вяземской ДХШ им. А.Г.Сергеева, педагог
высшей категории;

Члены оргкомитета:

      
Карпенко
Юлия Сергеевна-заместитель директора по УВР;

      
Недосекин
Михаил Алексеевич- педагог;

      
Иванова
Оксана Алексеевна-методист;

Жюри:

      
Баврина
Наталья Егоровна–член Союза Художников России,

педагог высшей категории;

      
Соколова
Вера Николаевна–педагог высшей категории;

1.6. Выставка- конкурс является открытым для всех
образовательных учреждений города Вязьма и Вяземского района, а так же других
районов Смоленской области.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится в целях поиска и выявления талантливых детей,
предоставления им возможности для развития и созидательного творчества.

2.2. Задачами выставки-
конкурса
являются:

2.2.1. пропаганда и популяризация созидательного творчества среди
молодёжи;

2.2.2. привлечение внимания молодёжи к творчеству и создание условий
для развития творческого потенциала талантливых детей;

2.2.3. сохранение и развитие системы художественного образования в
Российской Федерации, поддержка детских школ искусств;

2.2.4. обмен творческим опытом;

2.2.5. интеллектуальное, гармоничное развитие детей, формирование
нового поколения на принципах дружбы, взаимопонимания, творчества;

2.2.6. привлечение интереса к многообразной литературе народов России,
этнографическим и национальным особенностей;

2.2.7. формирование активной позиции и деятельности по сохранению
национальных языков, фольклора, традиций народов России.

3. Порядок проведения конкурса

3.1. В конкурсе принимают участие дети
от 5 до 16 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях
дополнительного образования города Вязьма и Вяземского района. Допускается
участие в конкурсе детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях дополнительного образования других районов Смоленской области
.

3.2. Возраст участников конкурса от 5 до 16 лет. Участники делятся по
возрастным категориям:

 1) 59 лет;

 2) 10-13 лет;

 3) 14-16 лет.

3.3. Творческая работа, представленная участником, должна быть:

— авторской;

— созданной не ранее 2020 года (включительно).

3.4. Правила
оформления рисунка:

      
Работы могут быть выполнены любыми изобразительными материалами на
формате А 2,  А3, А4, или средствами компьютерной графики;

      
работы принимаются в электронном виде (фоторепродукции или
скан-копии);

      
формат файлов, предоставляемых на выставку-конкурс – .jpg .JPEG

3.5. Один участник может представить на конкурс только одну творческую
работу.

3.6.
Тематика работ: «Сказки и былины народов России». 
Участники конкурса могут осветить различные
сюжеты народных и авторских сказок на русском языке или языках народов России.
К работе должно быть дано пояснение, раскрывающее  использованное произведение.
Не допускается использование иностранных сказок, легенд и мифов, переведенных
на русский язык.

3.7. Конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап – отбор работ.

2 этап – определение победителей.

3.8.
Подведение итогов, объявление результатов и наградные материалы будут
опубликованы на официальном сайте МБУДО Вяземской детской художественной школы 
им. А.Г. Сергеева
http://dhs-vyazma.ru и

Группе «
МБУДО Вяземская ДХШ им. А.Г. Сергеева» социальной сети «Вконтакте»
https://vk.com/public198196342

4.
Критерии оценки работ

— соответствие тематике конкурса;

— оригинальность и новизна идей, наличие авторских находок и решений;

— нестандартное графическое и композиционное решение и подача
материала;

— техника и культура исполнения, аккуратность и мастерство автора.

5. Отправка конкурсных работ и заявка на участие

Желающие принять
участие в конкурсе присылают работы в сообщения группы «МБУДО Вяземская ДХШ им.
А. Г. Сергеева» социальной сети «Вконтакте»
https://vk.com/public198196342

5.1.         
Каждая работа сопровождается
сообщением-заявкой, содержащим данные об участнике выставки-конкурса, его
преподавателе и организации, которую он представляет по форме:

— Ф.И.О. автора рисунка;

— Возраст автора рисунка;

— ФИО педагога, представляющего автора
рисунка;

— Полное наименование организации,
представляющей автора рисунка;

— Адрес электронной почты для получения
наградных материалов.

5.2. Отправка
личных данных является согласием на их обработку при оформлении экспозиции
выставки и подготовке наградных материалов (дипломов и  грамот победителей и
призёров).

Жюри проводит
отбор всех работ конкурса, по результатам которой в личном сообщении участнику
подтверждается участие работы в конкурсе.

В
случае отказа в участии организатором отправляется личное сообщение об отказе и
его причинах или сообщение, касающееся необходимых корректировок в присланных
на выставку-конкурс материалах.

6. Подведение итогов

6.1.
Приём работ на выставку-конкурс будет проводиться с 15.01.2021  по 27.01.2021
г

      
Проведение online выставки: 25.01.2021

      
Определение победителей: 27.01.2021

      
Публикация результатов: 30.01.2021

6.2.
По итогам конкурса будут определены победители и призеры (I, II, III место) в
каждой возрастной категории.

Оригинальные
наградные материалы отправляются в электронном виде на электронную почту,
указанную в сообщении-заявке.

7.  Контактная информация

МБУДО
Вяземская ДХШ им. А.Г. Сергеева

Электронная
почта: 
vzmdhs@yandex.ru тел:
8 (48-131) 3-53-87

Сказки легенды былины народов россии

«При попытке докопаться до сути, понять, что же хотел сказать автор, мы непременно попадем в тупик. Но в пути к этому тупику, равно как и к выходу из него — пожалуй, и есть смысл… — А что еще можно сделать? — Убить дракона!» (Е. Шварц«Дракон»)

***

«Сколько веревочке ни виться, а конец будет». (Народная мудрость)

***

Изучением данного мифа является желание показать исследователям истоки зарождения мифов о драконах и многоголовых змеях. Понять, что движет людьми и их сознанием при воплощении этих мифов, как и чем они порождаются, что стоит за этим: иллюзорные представления о прошлом, аномальные явления природы, возможности современных программ вроде Фотошопа, или что-то другое, например, простой канат или верёвка, о которых люди просто не хотят задумываться. Как порождается вера в то, чего, возможно, в природе не существует и является исключительно плодом наших фантазий и представлений о прошлом, настоящем и будущим.

В исследовании особое внимание акцентируется на мифических образах драконов и многоголовых змей, давших миру множество красивых и не очень представлений, порождённых предыдущими цивилизациями и эпохами многотысячелетней давности. Выделяются и описываются характерные особенности мифов, которые были рождены появлением на свет новых технологий трудовой деятельности человека, таких как простые канаты, разной толщины и предназначения, используемые при возведении Египетских пирамид и транспортировки камня.

ВВЕДЕНИЕ

Человеческая фантазия и формы её проявления безграничны. В данной работе речь пойдёт о драконах и многоголовых змеях. А если быть точнее, как обыкновенный канат или верёвка может благодаря человеческим усилиям и фантазиям превратиться в многовековой миф и достичь небывалых размеров. Данный миф первоначально не входил в планы моих исследований. Есть более интересные в плане исследований мифы и легенды мирового значения. Куда более значимые для человеческой мысли над прошлым и влияющие на будущее поколений. Но так получилось. Исследуя тему древней египетской цивилизации, породившей множество мифов и легенд, которой могут уступить только мифы и легенды древнегреческой цивилизации, пришлось столкнуться с проблемой научных отчётов и докладов по египтологии разных лет. Слишком засорённой оказалась эта тема всевозможными небылицами про инопланетян, пришельцев из космоса, космодромами, энергетическими фантазиями и прочим мусором, не имеющим отношения к самой теме. Пришлось искать нужный материал в библиотеках, на разных Интернет ресурсах. Выбор пал, на международный проект под названием «Исида». Запросив информацию, столкнулся с проблемой доступа к ресурсу. Пришлось вникнуть в причины.

Регистрация, потом попытка преодолеть барьеры доступности к нужной информации, за что пришлось заплатить собственными знаниями ряда проблем египтологии. Вместо того, чтобы получив нужную информацию попрощаться, решил отблагодарить одного из администраторов ресурса, указав ему серьёзную, на мой взгляд, ошибку, связанную с продвигаемой им темой драконов, обозначенных на культовых сооружениях Древнего Египта. Объяснил, что в виде двухголовых и многоголовых змей на фресках в Египте показаны канаты, которые и следует воспринимать соответствующим образом. Но прав оказывается всегда тот, у кого больше прав. Вместо того, чтобы прислушаться, исследовать и проверить данное сообщение администратор поступил классическим способом, закрыл доступ к ресурсу, дабы не создавать себе лишних проблем. Классика современных технологий.

Так родилась идея рассмотреть этот миф с драконами, многоглавыми змеями и их появлениями на свет. Это, на мой взгляд, полезно знать не только египтологам, но ив целом для развития. Всё чего сегодня не хватает в египтологии, так это свежей мысли, даже если она окажется ошибочной. Ни одно из сообщений по египетской тематике, рассматриваемой в закрытом режиме, опровергнуть египтологам не удалось. Позже эту информационную блокаду по отчётности Египетских экспедиций удалось снять путём выхода на другой сетевой Интернет ресурс научно-исследовательского центра ЛАИ. Как потом оказалось, международный проект «Исида» был образован благодаря отпочкованию от данной организации.

Если мы посмотрим предысторию данного вопроса, то придем к выводу, что Дракон является собирательным образом, объединяющим ряд мифологических существ и получил широкое распространение в европейском религиозном искусстве. Традиции Восточной Азии также содержат немало драконообразных персонажей, таких как японский рю, китайский лун, вьетнамский лонг, корейский ён и др. Взаимосвязь дракона и мифического змея вызывает много вопросов появления их в мифологии, в результате чего два эти понятия подменяя друг друга, используют в литературе то одним, то другим термином для описания их характеристик. В русскоязычной научной среде нет единого мнения по данному вопросу.

Е.И. Королёв в своих работах сообщает, что в XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее понятие вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось одно из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В нашем случае внимание к себе привлекает погребальная маска Тутанхамона, найденная в гробнице фараона. Точнее говоря, имеющийся на маске урей — принадлежность царского головного убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, стилизованное изображение двуглавой змеи с головой «кобры» и грифона — считающейся покровительницей Нижнего Египта. Изображение грифона выдаётся за богиню-коршуну Нехбет — покровительницу Верхнего Египта. Вместе они якобы символизируют единство египетского государства.

В XIX веке царский урей был известен египтологам только по изображениям, причём предполагалось, что урей переходил от фараона к фараону по наследству. В 1919 г при раскопках в Саккаре был обнаружен урей фараона Сунусета II, выполненный из цельного слитка золота с вставками из гранита, сердолика, бирюзы и ляпис — лазури. Ещё один подлинный царский урей был найден три года спустя в гробнице Тутанхамона.

Сказки легенды былины народов россии

На маске Тутанхамона (рис.1) слева расположен символ его рода — грифон, сохранившийся в данном роду до наших дней (тотемный символ гаплогруппы R1b, рис.2), а справа у змеи голова «кобры», символизирующая власть в Египте. Её образ символизирует не только власть, но и один из основных рабочих инструментов при добыче и транспортировке камня к месту складирования — обыкновенный канат, с концами, символизирующими голову грифона и змеи. Сама змея символизирует изгибающийся канат, проходящий по центру урея. От одного из таких символов змеи обозначенных на фресках в Египте пошло распространение мифов о многоголовых змеях и драконах, что и предстоит доказать ниже. При этом, я не стану утверждать, что сама идея родилась в Древнем Египте, а не где-то за его пределами. Мы этого не знаем. Но Египет дал свой толчок к порождению дальнейших мифов и легенд о драконах и многоголовых змеях.

Сказки легенды былины народов россии

Что нам известно о змеях — драконах и как их представляют в мифах и легендах

Лернейская гидра (древнегреческая мифология)

Сказки легенды былины народов россии

В греческой мифологии Лернейская гидра («водяная змея») —дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище, обитавшее в подземных водах, и убитое Гераклом. По преданию её вскормила Гера. Множество голов приписал ей поэт Писандр, в качестве змея с множеством голов вырастающих из туловища. Вместо одной отрубленной головы у неё вырастали новые три, а одна голова была бессмертна. По некоторым источникам на месте отрубленной головы вырастает две, и т.д. В мифах указывается, что логовище гидры было у озера Лерна, известного своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Место знаменито своими карстовыми источниками, которые сохранились до настоящего времени. Отсюда можно было бы предположить, что эти родники и источники послужили поводом для этих легенд. Но настораживает в этом вопросе другой древнегреческий миф о Ехидне.

Ехидна

Сказки легенды былины народов россии

Ехидна или Эхидна (буквально«гадюка») — в древнегреческой мифологии исполинская полуженщина-полузмея. В этом мифе на барельефе она изображена с распущенным концом на хвосте и крыльями дракона. Иногда её называли стоглавой. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, по другим версиям Беллерофонтом, Эдипом или Аргусом. Через галлов Ехидна перекочевала в народные предания Южной Франции.

Обращает на себя внимание ещё один древнегреческий миф связанный со змеями, миф о Горгоне Медусе.

Горгона Медуса.

Сказки легенды былины народов россии

Медуса «защитница, повелительница» — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Упомянута в «Одиссее» Гомера (XI 634).

Своё имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной горгоны Медусы из греческой мифологии. На таком мнении сходятся некоторые авторы. Но во всех этих древнегреческих мифах просматривается нечто общее, о чём поговорим позже.

Многоголовые драконы В мифологиях народов мира.

В мифологии, легендах и сказках многих народов фантастический образ крылатого и многоголового змея — дракона встречается довольно часто, но история их появления обусловлена разными причинами: природными явлениями и катаклизмами. Рассмотрим некоторые из них.

Смертный бой со змеем треглавым — «Змеем Горынычем» из русских сказок — один из самых ярких и известных персонажей в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность древнего динозавра. Обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ? По мнению ресурса «Сухарева башня» это образ зла

«В мифах многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи- Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали. И в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане. Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище».

Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим откуда пошёл этот мифический образ.

Тот же источник пишет: «Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников. Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение. … Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, вкупе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких».

Насколько правильно мы понимаем эти сказки, порождённые из более Древних былин, большой вопрос. Это всего лишь наши догадки, включая работы о «стражах в мире мёртвых» в труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» где говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией. В чём-то он прав. «В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе».

Давайте посмотрим не на отголоски реальности, а на саму реальность, откуда образовался этот исторический эпос.

По мнению выше цитируемого автора, прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. К этим сказкам подвели и академика Бориса Рыбакова, считавшего, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по Окскому водному бассейну записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»

Если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы. Так ли это на самом деле? Более древние следы удалось найти в Велесовой книге (ВК), после чего стало понятно их образование. Всё это оказалось результатом природных катаклизмов в Средиземноморье и результатом последствий извержения вулкана Санторин. В ВК по этому поводу говорится:

«Себо видэх сен в Нави и ту огне бо и влаце изыдете од оне змие щюдень и отоце земие и тещашете кравь из нея и тои лизяю и се прыдеть моуж сылен и розтреще змие на двои и стае два и розтрещеть еще и стае четвъры и се муж вопишете Бозиемо до помоще и тые идяшуть на комониех од Сварзе и тоие змие оубиуть се боте шла нэсеть людева небо ще черня есь и себо змие соуте въръзи идущи од полудене себто Боспъру забыты якова дяде нашие ратиема одтрещаше и се хотяшуть греце отощете земие нашиу и ту не дахомь яко жене соуте нашие. Не опоустем и сотваре та змие есь погыбеле на нои имяхомь сен пора те и животы полождете за земие нашиу и та тегне бо од нои до поляне и Дреговице и Русе стяжуть до море и горе до ступе Поленде и се Русе соуте и од Роусе то комо имяхомь до помоще яко же Дажьбы внуце соуте молихомь Патаре Дяиеяко тои изведе огонь …»

Дословный перевод (Максименко Г.З., 2018) :

«Себо видится всё в Нави, тут огонь ведь и волочет, изойдет от него змей чудный и оточит землю, течет кровь из нее и тот лижет, это придет муж сильный и расколет змея надвое, станет два, расколет еще и станет четыре, это муж вопит Богам к помощи, те идут на конях от Сварги, они змея убьют, это боти сила несётся людям, небо еще черное есть и себо змей ведь враги идущие с юга, себто Боспфору забыты, каковы деды наши, ратями отрешены, это хотят греки сократить землю нашу, ту не дадим, так как жены ведь наши.

Не упустим и сотворит та змея, есть погибель на нас, имеем всем времена те и жизни положите за землю нашу, та тянется от нас до поляней и Дреговиц, Руси тянутся до моря и гор, до степей Поленда, и это Руси ведь и от Руси то коня имеем в помощь, также Дажьбовы внуки, обращаясь молимся Патар Дыю , так как тот изведет огонь …»

Со Средиземноморья, во время извержения вулкана Санторин около 3600 лет назад и пошли эти сказки по кругу. Но не с Египта, там у них своя история. Какая история, давайте разбираться.

Египетские мифы о змеях и драконах

Вся проблема Египетских мифов началась с этого кадра, изображённого на рис.4, которому администратор ресурса «Исида» приписал былины и легенды более поздних времён.

Сказки легенды былины народов россии

Что напоминает этот фрагмент? Одному из администраторов международного ресурса «Исида» — трёхглавого дракона. Очевидно, с крыльями, что хорошо видно по его аналогиям, приведённым ниже. Мне он напоминает простой канат, разведённый на три части в основании и двумя выпусками перед ними. Как делается выпуск одного из концов, хорошо видно ниже на изображённом рисунке (рис. 5).

Сказки легенды былины народов россии

На первом ряду и внизу рисунка показана основа выпуска, внутри дан карташ с более детальным пояснением. На этой стадии, возможно, человек изучающий данную тему может не уловить всех этих деталей и принять канат за дракона. Как себе это представляет автор (фамилию называть не буду) покажу на представленных (рис. 6-7) приведённой аналогии.

Сказки легенды былины народов россии

Посмотрим на мир реальности. Что изображено на египетских фресках в виде змей (?) — это обыкновенный канат и/или верёвка, используемые для разных нужд в Египте (рис.8-13). Никаких змей там нет. Это символическое изображение каната в виде змеи. Всё, что там показано, это как использовать, в каких пропорциях, как правильно резать, а как проблематично, как использовать в виде измерительного прибора,

Сказки легенды былины народов россии

и как применять в тех или иных случаях. Например, правильная технология сплетения, соединения канатов между собой, технология обрезания и укладки показаны на рис.14-16.

Сказки легенды былины народов россии

Сказки легенды былины народов россии

Сказки легенды былины народов россии

На рис. 23-25 можно наблюдать весь процесс и технологию причаливания судна от встречи до приёма, включая приготовления к заброски канатов и швартовки судов у причала.

Сказки легенды былины народов россии

Сказки легенды былины народов россии

На рис. 26-27 показан роспуск каната на три его составляющих из чего следует, на фресках показаны не змеи, а обыкновенные распущенные канаты и и технология их роспуска.

Сказки легенды былины народов россии

На рис. 28 показана технология обработки концов каната и их переплёт.

Сказки легенды былины народов россии

Один из канатов можно наблюдать на рис 29. На практике это выглядит примерно так, как это показано на данном рисунке.

Сказки легенды былины народов россии

Рис. 29 Плетённый канат с ухватами. Чуть правее видны следы с потёртостями на пандусе от трения каната при подъёме камня. Фото из архивов исследовательского сообщества по изучению древних артефактов

Проходят года, за ним века и тысячелетия. Сегодня трудно сказать, как образовался миф, например, Нага Пратишты (рис.29). Всё, что мы можем сказать об этом конкретном случае, у Нага Пратишта есть четыре змеи. Слева-семиглавая змея (Ади- шеша или тттетттнаг). Средняя 5-головая змея имеет идола Субраманья (считается Бог змей) ниже его капот. Справа-две змеи, переплелись между собой Шивинским языком. Змеи переплетаются только во время спаривания, его anyones. Догадаться, почему спаривания змеи в данной символике и как это происходит мы сегодня уже не в состоянии, хотя до настоящего времени пользуемся плетением канатов и не в состоянии придумать более прочного и надёжного способа при подъёмных работах. Даже технологии плетения со времён египетских технологий мало чем изменились за эти тысячелетия.

Сказки легенды былины народов россии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная тема адресована Интернет ресурсу «Исида», претендующему на статус международного, и это не вызывает сомнения по региональному расположению его участников, но что касается качества работы и отношения к его участникам, тут можно усомниться в качестве его работы. То качество, что имеет данный ресурс, практически заимствованно у ЛАИ. Но отношение к людям забыли перенести вместе с наработками ЛАИ.

По существу темы следует отметить, что далеко не все мифы, легенды, былины и сказки были рассмотрены в данной статье, хотя и изучены автором. Из чего вытекают следующие выводы:

• В ряде мифов прослеживается их древность, берущая свои истоки в Древнем Египте. К таким мифам можно отнести древнегреческие мифы, подпитанные историей Древнего Египта;

• Русские сказки имеют обособленный источник исторических событий, вызванных природными катаклизмами и в частности извержением вулкана Санторин;

• Мифический многоглавый змей и дракон, заимствованные из фресок Древнего Египта, есть прямое недопонимание и фантазии людей, не разобравшихся в том, что на самом деле хотели донести друг до друга древние египтяне.

Георгий Максименко .

http://dna-academy.ru/proceedings/

Источник — СМОТРИ И ДУМАЙ… .

Тема урока:
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири
Ермаком»

Цель:
создание условий для знакомства с легендами: «Легенда о граде Китеже», «Легенда
о покорении Сибири Ермаком».

·        
Образовательная: создание
условий для формирования умения осознанно строить речевые высказывания;
овладеть логическими действиями анализа, обобщения;

·        
Развивающая: создание
условий для развития умений осознанно, правильно, читать вслух;

·        
Воспитывающая: воспитывать
интерес к литературе, с помощью чтения произведений «Легенда о граде Китеже»,
«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Оборудование:
учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова литературное чтение, 4 класс, 1 часть,
конверты с буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация
начала урока


Здравствуйте, ребята.


Сядьте, пожалуйста, ровно, спинки держим прямо, руки лежат на парте, между
партой и животиком расстояние кулачок, ноги под партой прямые. Проверьте свою
готовность к уроку. На парте должно лежать: учебник литературного чтения,
ручка, карандаш.

Приветствуют
учителя.

Проверяют
свою готовность к уроку.

Регулятивные:
создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство
деятельности на уроке.

Личностные:
воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Речевая
разминка


Ребята, давайте с вами сейчас вместе будем произносить стихотворение для
речевой разминки. Сначала прочитаем вместе, я читаю громче, вы чуть тише.


Коляда, коляда!

Ты подай
пирога,

Или
хлеба ломтину,

Или
денег полтину,

Или
курочку с хохлом,

Петушка
с гребешком!

Или сена
клок,

Или вилы
в бок.

1. Прочитать
медленно.

2.
Почитать плавно, певуче.

3.
Прочитать с ускорением.


Отлично, ребята. Немного потренировались перед чтением на нашем уроке.

Повторяют
а учителем, затем читают сами.

Личностные:
воспитывать положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Регулятивные:
действовать по ориентирам, предложенным учителем.

Актуализация
знаний


Сегодня у нас с вами необычный урок, его тему вы определите составив слово из
букв. (карточки с буквами лежат на партах).

— Какое
слово у вас получилось?

— Что
такое фольклор?


Фольклор – это устное народное творчество.

— Какие
произведения фольклора вы знаете?

Составляют
слово
.


Фольклор.

Ответы детей.


Колыбельные песни, скороговорки, сказки, загадки, потешки, былины,
героические песни, предания.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: уметь
различать вопрос и высказывание.

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем.

Целеполагание

— Сегодня
мы дополним наши знания еще одним фольклорным видом: легендой.


Знакомо вам это понятие?

— Что же
такое легенда?

— Какие
легенды называют народными?


Сегодня с вами мы познакомимся с двумя легендами, это: «Легенда о граде
Китеже» и «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

— Как вы
думаете, о чем будет «Легенда о граде Китеже?».

— Верно.
Давайте с вами ее прочитаем.

Слушают
учителя.

— Да.


Легенда – это сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.


Которые написал народ.

— О
городе Китеж.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Первичное
восприятие


Откройте учебник на странице 21.


Начинаем читать по цепочке, я в любое время вас остановлю, и продолжит читать
следующий.

image001— О чем
это произведение?

— Как вы
думаете, почему это произведение является легендой?

Читают
легенду.

— О
городе Китеж.

-Легенда
о Китеже гласит, что Батый хотел захватить город, но его жители молились, и в
ответ на их молитвы из-под земли ударило множество родников, которые укрыли
город под водой.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем.

Вторичное
восприятие


Давайте с вами ответим на вопросы из учебника на странице 22.

image002
Прочитайте первый вопрос.

— Как вы
думаете, о каком событии говорится в легенде?

— Верно.
Легенда о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро
Светлояр. Легенда основана на памяти народа о реальном историческом событии:
татаро-монгольском нашествии на Русь.


Читайте второй вопрос.

— Какое
же чудо произошло с градом Китежем?

image003
Давайте найдем в произведении строки, где об этом говорится.

— Можно
ли сейчас там побывать?


Найдите строки об этом в учебнике.

image004


Откройте тетради запишите число, классная работа. Ответьте на вопрос
письменно.


Молодцы ребята. А теперь давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.

Физкультминутка:

— А
сейчас давайте проверим, как хорошо вы запомнили произведение. Я вам буду
говорить слова, если оно есть в произведении, то вы хлопаете, если нет – прыгаете
на месте:


слон(прыгают);

— Русь
(хлопают);

— жители
(хлопают);

— кошка
(прыгают);

— вода
(хлопают);


динозавр (прыгают);

— Россия
(прыгают);

— татары
(хлопают);

— собор
(хлопают);


верблюд (прыгают).

— О
каком историческом событии рассказывает легенда?

— Легенда
о большом и красивом городе Китеже, на месте которого сейчас озеро Светлояр.

— Какое
чудо произошло с градом Китежем? Можно ли сейчас побывать там? Прочитайте.

— Как
только татары ринулись к городу, из-под земли забили многоводные источники.
Город Китеж погрузился в воду и исчез под водой.

Читают
строчки из учебника.

— Нет,
на его месте теперь озеро.

Читают
строчки из учебника
.

Выполняют
физкультминутку.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем.

Первичное
восприятие


Молодцы, ребята. А сейчас давайте перейдем к следующему нашему произведению.
Прочитайте, как оно называется.


Давайте прочитаем это произведение.  Я начну читать, вы продолжите. Я буду
останавливать, и будет читать следующий по цепочке.

image005image006image007

— О чем
говорится в этой легенде?

— Легенда
о покорении Сибири Ермаком.

Читают
легенду.


Говорится о том, что земли Западной Сибири вошли в состав Русского
государства, а народы, населяющие ее, приняли присягу русскому царю.

Коммуникативные: уметь слушать
собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем.

Вторичное
восприятие


Молодцы. Давайте посмотрим на вопросы после произведения.

image008image009


Прочитайте первый вопрос.


Найдите в тексте ответ на этот вопрос.


Молодцы. Прочитайте второй вопрос.


Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос.


Прочитайте следующий вопрос.


Найдите ответ на вопрос в тексте.

— Читаем
следующий вопрос.

— Найдите
ответ на вопрос в тексте.

— Каким
вы представляете Ермака Тимофеевича?

— А как
выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

— Что
беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

image010image011— Кто
помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

image012

image013— С
какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

— Как в
легенде описано покорение Сибири Ермаком?

image014Ермак
представляется сильным духом и крепким по телосложению донским казаком.
Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове —
шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время завоевания Сибири.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем.

Подведение
итогов


Давайте подведем итоги нашего урока. Что вы узнали на уроке?

— За что
бы вы похвалили себя?

— Что у
вас получилось лучше всего?


Понравились ли вам произведения?


Почему?

— Какая
цель у нас с вами была на уроке?

— Как вы
думаете, мы достигли цели?

— Что
помогло нам достичь цель?

— мы
познакомились с двумя легендами «Легенда о граде Китеже» и «Легенда о
покорении Сибири Ермаком».

— За
ответы на вопросы.

Ответы
детей
.

— Да.

Ответы
детей
.


Познакомиться с легендами.

-Да.


Знакомство с легендами.

Коммуникативные: уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познавательные: видеть
алгоритм выполнения задания.

Рефлексия


Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать
на уроке, вы все поняли.


Поднимите руки те, у кого возникли трудности..


Спасибо за работу. До свидания!

Поднимают
руки те, кому понравился урок.

Поднимают
руки те,  ку кого были трудности

Регулятивные:
действовать по ориентирам предложенным учителем; воспитывать любовь ребенка к
урокам «школьного типа».

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений фольклора и классической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости на содержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение к произведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников.

Восприятие художественных произведений как особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи и музыки, развитие потребности слушать художественное слово.

Формирование уважения к общечеловеческим ценностям.

Понятия:Родина, справедливость, отзывчивость, добро, зло, честность, дружба, ответственность.

Слушание произведений на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного текста.

Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признавать чужую точку зрения и аргументировать свою.

Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, давать полные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения

Чтение

Чтение в соответствии с индивидуальными возможностями.

Практическое овладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучание по словарю.

Осознание задачичтения вслух: воспроизведение произведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям, героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимом для понимания читаемого текста.

Выразительное чтениеподготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационного рисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценка чтения.

Овладение алгоритмом учебных действий для выработки универсального умения читать выразительно

Чтение молча (про себя) при ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения.

Чтение молчаразножанровых произведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Ознакомительное (первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии, книг по изучаемому разделу.

Использование умения читать молча для работы с текстами произведений; формирование умения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения для решения учебных задач по любому предмету.

Формирование умения читать молча как средства для поиска информации и обогащения читательского опыта.

Осознанное чтение молча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений.

Чтение молча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов

Работа с разными видами текстов

Определениецели чтения текстов художественных и научно-познавательных произведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору.

Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух и молча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждение ответов словами из текста).

Определение особенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов (художественного, научно-популярного, справочного).

Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (о Родине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темы исходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, о дружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливости и т. д.).

Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора.

Понимание нравственного содержания произведения.

Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону, государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора.

Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения.

Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи.

Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения.

Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения.

Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях.

Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов).

Работа с внутритекстовымииллюстрациями:рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст.

Сравнение представления о героях писателя и художника; писателя, художника и читателя.

Подбор и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Сравнение образов литературного произведения с произведениями изобразительного искусства и музыки

Работа с текстом художественного произведения

Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения.

Развитиевосприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения.

Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения.

Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формирование универсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения.

Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним.

Понятия:герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя.

Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям.

Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей.

Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях.

Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности.

Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

Работа с текстами научно-популярных произведений

Практическое определение особенностей научно-популярных произведений: правдивое (фактологическое) описание предметов и явлений, событий.

Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра, темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделение точной информации, её усвоение и использование.

Сравнение художественных и научно-популярных текстов разных жанров по теме и авторской принадлежности.

Подробный пересказ научно-популярного текста.

Краткий пересказ фактов, передача точной информации.

Использование универсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтение текста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочных статей

Библиографическая культура
(работа с книгой)

Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных, научно-популярных, справочных.

Виды информации в книге: научная, справочная, художественная.

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари, справочники, энциклопедии).

Знакомство с правилами пользования библиотекой, использование рекомендательных библиографических списков и каталогов.

Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительной информации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочных занятиях.

Дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельно отобранных в библиотеке.

Проектная деятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книг и материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописных книг, постеров, презентаций.

Защита проектов: монолог-презентация, сообщение о книге, авторе или на заданную тему

Говорение (культура речевого общения)

Восприятие художественного произведения как образца литературной речи.

Воспроизведение содержания произведения с передачей особенностей авторской речи.

Нахождение в текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение их особенностей.

Особенности диалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданные вопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относиться к собеседнику.

Чтение диалогической речи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям; инсценирование диалогов.

Конструирование монологов (3–5 предложений) о произведении или героях.

Высказывание суждений об этичности того или иного поступка героя произведения.

Сравнение диалогов и монологов героя произведения, выделение описаний и рассуждений в его речи.

Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения.

Понятия:диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости

Письмо (культура письменной речи)

Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи.

Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста.

Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов.

Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца и списывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений, имён героев и запись их в тетрадь.

Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге

Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушиватьиуважительно относиться к мнению одноклассников и учителя.

Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки.

Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству.

Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д.

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам.

Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.

Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно
Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту.

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.

Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг.

Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.

Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений.

Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов

Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию.

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Составлять и использоватьалгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе.

Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализироватьвнутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы.

Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев.

Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами

Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий.

Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки).

Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности.

Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений).

Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию.

Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.

Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде

Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси.

Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими.

Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы.

Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки.

Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде.

Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме.

Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводитьпрезентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему)

Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него.

Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи.

Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи.

Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес.

Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах.

Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения.

Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально.

Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости

Воспринимать произведения как образцы письменной речи.

Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений.

Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.

Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.

Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их.

Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге

Личностные:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Круг чтения

Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.

Особенности произведений фольклора, использованиепословиц для определения главной мысли произведения, для характеристики поступков героев.

Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни, форма текста.

Выделение «бродячих сюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторской принадлежности.

Работа с произведениями русской классической литературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича, Н.А. Некрасова).

Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго).

Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей.

Сравнение произведений по темам, жанрам и авторской принадлежности; уточнение тем: о Родине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношениях людей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.).

Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова).

Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер.

Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта).

Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выбору для решения познавательных задач.

Работа с аппаратом книги и структурой произведения, обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритм учебных действий.

Развитие интереса к чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).

Использовать ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.).

Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка», «Пионерская правда»

Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов.

Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.

Классифицироватьпроизведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями.

Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику.

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).

Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писатьотзыв о прочитанном произведении или книге.

Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов.

Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.

Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанры фольклора: пословицы, песни, загадки, сказки, былины, легенды.

Различение сказок о животных, бытовых и волшебных.

Особенности построения народных сказок: зачины, повторы, присказки.

Литературные (авторские) сказки. Фольклорные корни сказок (на примере сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова).

Литературные сказки отечественных и зарубежных писателей

Жанры литературных произведений:рассказ, сказка, стихотворение, басня.

Практическое выделение в художественных произведениях описаний, рассуждений, повествований, диалогов и монологов героев.

Прозаические и стихотворные произведения, их особенности. Особенности стихотворных произведений: стихотворная строка (стих), рифма, строфа.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями:произведение, художественное произведение, научно-популярное произведение, справочная статья, автор произведения, автор-рассказчик; сюжет, тема и жанр произведения; образ героя, герои положительные и отрицательные; точка зрения автора, точка зрения читателя; портрет героя, пейзаж, интерьер

Средства выразительности художественной речи:синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегории, гиперболы.Выделение под руководством учителя в произведениях средства выразительности, объяснять их значение для создания художественных образов, выражения чувств и описания картин

Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров.

Различать сказки бытовые, волшебные
и о животных.

Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках.

Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.

Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы

Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.

Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Воспроизводить авторский текст, пересказывая кратко или подробно, сохраняя особенности жанра произведения и авторской речи.

Рассказывание произведений с зачитыванием отдельных отрывков или эпизодов.

Выразительное чтение произведения с рассказыванием содержания отдельных частей или чтением наизусть наиболее ярких отрывков или кульминационного момента.

Подготовка рассказа о героях произведений и их поступках с обоснованием своей точки зрения.

Творческие пересказы текста произведения от лица героя или автора, от своего имени (читателя).

Инсценирование, чтение по ролям, моделирование «живых картин» к отдельным эпизодам произведения.

Работать с изменённым планом текста и восстанавливать его в соответствии с содержанием произведения.

Словесное рисование картин к художественным произведениям или отдельным эпизодам.

Создание иллюстраций к отдельным эпизодам произведений, оформление самодельных книг, газет индивидуально или в группах, в том числе с использованием ИКТ.

Выполнение творческих проектных работ по темам «История печатной книги», «Мир русских пословиц», «Русская народная песня», «Книги бывают разные», «Жить — Родине служить» и т. д.

Инсценирование изученных произведений к праздникам, конкурсам. Определение фрагмента для инсценирования; выбор и репетиция ролей. Выбор невербальных выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

Создание небольших произведений по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Написание сочинений под руководством учителя, отзывов о произведениях и книгах

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.

Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям.

Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).

Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.

Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам.

Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах

Чтение: работа с информацией

Информация о героях произведений, представленная в явном виде (в тексте).

Составление краткой аннотации на произведение (автор, заглавие, жанр, тема, главная мысль) или книгу (название, тема, тип книги, советы).

Сбор информации о книгах, героях произведений, писателях и оформление информации в виде таблиц и схем с использованием ИКТ.

Использование информации из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнение таблиц, схем информацией о героях, предметах, явлениях или животных из научно-популярных или справочных книг, составление списка авторов по заданному критерию (в том числе с использованием ИКТ)

Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.

Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете

  • Сказки легенды и мифы народов россии иллюстрации
  • Сказки лев николаевич толстой читать 4 класс
  • Сказки кряжистых гор 09
  • Сказки кэрролла алиса в стране чудес есть такой диалог алиса ты когда нибудь видела сардинах
  • Сказки кукушка и айога сравнить