Сказки крылова ивана андреевича крылова

Цель занятия: понимание основной идеи басни и. а. крылова ворона и лисица,образовательные: побуждать рассказывать о своем восприятие конкретного поступка литературного

Цель занятия: Понимание основной идеи басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»,

Образовательные: Побуждать рассказывать о своем восприятие конкретного поступка литературного персонажа

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, желанию и умению слушать художественные произведения, следить за развитием действии.

Развивающие: развивать, мышление, связную диалогическую речь, интерес к художественной литературе

Образовательные : .познакомиться с басней проанализировать басню продолжать учить детей слушать внимательно воспитателя; закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию басни.

Игровая задача: восстановить правильную последовательность иллюстраций согласно событий басне , восстановить одну иллюстрацию по басне

Обогащение словаря: льстец, Вещуньина, плутовка в зобу, взгромоздясь, крикнула во все воронье горло

Планируемые результаты занятия: дети осмыслят главную мораль басни не стоит быть излишне доверчивым  к людям которые тебя слишком нахваливают.

Подготовительная работа Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными

Демонстрационный:  портрет И. Крылова, иллюстрация басни.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия «Чтение русской народной сказки Крошечка Хаврошечка

(Собираю детей на ковре)

Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Верно, это библиотека.

Библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых и детей.

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

— Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Хорошее

Библиотека

Подходят рассматривают

Сказки

Орг.момент

Дети положительно настраиваются на деятельность дальше.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Ребята, а чему нас учат сказки?

Сегодня я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова называется она «Ворона и Лисица».

Басня — это коротенький рассказ, в котором заключен огромный смысл, нравоучение или высмеивание каких либо человеческих пороков.

 Ворона где то нашла кусочек сыра, забралась на ель и хотела уж было его съесть, да тут лисица подошла. И заслушалась ворона как лиса нахваливает ее шейку, глазки, носик, перышки. И возгордилась ворона, довольная собой. А лисица продолжает у тебя говорит и голос наверное ангельский, спой чего нибудь. Ворона и каркнула во все горло, сыр и выпал. А лисице только этого и надо было, схватил сыр и убежала.

Я считаю что  басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Добру.

Вопросы

Художественное слово

Актуализируется знания детей

2.2.

Этап ознакомление с материалом

Формирование представлений о явлениях, событиях, изображённых в произведении

Давайте сядем все на свои стульчики, спина должна быть прямая, ножки стоять ровно а ручки на коленях.

Читаю

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

Ребята, во время чтения нам попадались неизвестные слова и выражения, давайте их разберем.

Кто понял, что значит каркнула во все воронье горло? (это значит очень громко).

В зобу дыханье сперло?

Еще нам попалось слово вещуньина оно означает гадалка, несущая вести.

И слово взгромоздясь

Садятся на стульчики

Слушают внимательно

Крикнула очень громко.

Стало трудно дышать.

Уселась или села.

Чтение басни

Словесный, чтение произведения, беседа по прочитанному, вопросно-ответная форма, наглядный, объяснение новых слов.

Дети прослушали Басню

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Задаю детям после прочтение вопросы и выставляю иллюстрации по басне на смарт доске:

как называется басня ?

Кто автор?

Что случилось с вороной ?

Каким голосом говорила лиса?

Голубушка как хороша, ну что за шейка что  за…

Почему лиса так поступила

Чем закончилась басня?

чему нас учит эта басня?

Все верно ребята, нельзя льстить другим и не нужно слушать их от других.

Давайте с вами немножко отдохнем и выполним физминутку.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо…Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

После провожу с детьми игру.

Помните правила безопасности ?

Возле доски нельзя смотреть прямо в луч проектора внимательно слушать;-не перебивать друг друга;-делать ход по очереди. Ребята, давайте мы с вами подойдем к доске.

Посмотрите на картинки  , подумайте в какой последовательности у нас была басня?

Давайте восстановим один фрагмент из басни

Какие вы молодцы. Давайте разомнем наши глазки

Ворона и лисица

И.А.Крылов

Она сыр потеряла

Глазки

Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам.

Выполняют физминутку.

Имитируют дуновение ветра. Качают туловище то в одну, то в другую сторону. Приседают. Выпрямляются.

Играют

Подходят к доске по-очереди и

Вопросы

Обобщение воспитателя

Словесный, объяснение,

Игра

Дети ответили подробно на вопросы.

Посмотрели мы наверх, а потом и сразу вниз. Медленно мы глядь все влево, а потом направо.

Разминают глазки

Зарядка для глаз

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарный навыков самооценки.

Какие вы молодцы.

Напомните какую басню мы сегодня читали?

А про что она?

Кто автор этой Басни ?

Чем отличаются басни от сказок?

Чему нас учит эта басня?

Ребята, я тут приготовила для вас раскраски к этой басне . Давайте мы сейчас дружно сядем и раскрасим их, а потом скрепим и будет у нас с вами книжка.

Отвечают на вопросы

сказка — это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека

Раскрашивают

Рефлексия

Дети вспомнили название Басни , автора и рассказали про кого она.

Приложение 1.
Текст басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
* Вещунья — предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.
Приложение 2.
Вопросы по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)
2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 47»

Исследовательская работа

«Фразеологизмы
и фразеологические выражения в баснях И.А.Крылова»

               Выполнил: Шульго Артём

                                               ученик
3″Б» класса

                                               Руководитель:
Ткаченко Татьяна Васильевна

г.Троицк,2021 г.

Оглавление

Введение________________________________

1.Обзор
литературы__________________________

1.2Фразеологизмы.Какие
выражения называются фразеологизмами?

1.3 Происхождение
фразеологизмов

2.Собственные
исследования

  2.1. Мастерство
Ивана Андреевича Крылова-баснописца

2.2.Результаты
собственных исследований

2.3.
«Фразеологизмы и их значение в баснях И.А.Крылова»

Заключение

Список
использованной литературы

Приложение

Фразеологизмы
и фразеологические выражения, употребляемые в баснях И.А.Крылова

Цель моего
исследования: познакомиться с удивительным миром фразеологизмов,
проанализировать  вопросы происхождения и
 роли
фразеологизмов в современной речи
, научиться 
понимать смысл этих выражений и активно использовать их в собственной речи.

Для того, чтобы раскрыть
цель, я поставил  перед собой следующие 
задачи:

1. Познакомиться с
историей возникновения фразеологизмов

2. Выяснить роль фразеологизмов
в современной речи

 3. Найти
фразеологизмы  в баснях  И.А.Крылова

  Объект
исследования
: фразеологизмы в баснях
 И.А.Крылова, в произведениях писателей, в устном народном творчестве

   Предмет
исследования
: фразеологизмы

    Гипотеза: я
предполагаю, что  фразеологизмы обогатят мою речь, если я буду внимательно
их изучать и запоминать.

Методы исследования:
социологический опрос учащихся 3-4 классов, анализ источников информации из
сети Интернет, обобщение полученных данных

Русский народ создал русский язык, яркий,
как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью…

А.Н.Толстой

         
1.Фразеологизмы. Какие выражения называются фразеологизмами?

Словарь
Ожегова

дает следующее определение:

«Фразеологизм
— устойчивое выражение с самостоятельным значением».

   Русский язык богат
меткими и образными сочетаниями слов. Слово «фразеология»происходит от двух
слов греческого языка: «фразис»- выражение, оборот речи и « логос» -понятие,
учение.

  Фразеология – это
раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты речи. Фразеологические
обороты употребляются в языке в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами
или вставлять какое- нибудь слово. Например:

«Откладывать в долгий
ящик» ( нельзя сказать в «длинный ящик).

1.2.Происхождение фразеологизмов

 По происхождению одни фразеологизмы
являются собственно русскими, другие – заимствованными.

Большинство фразеологизмов
исконно русского происхождения.

   Собственно русские фразеологизмы
связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа,
например: топорная работа, прописать ижицу, небо показалось с овчинку. Многие
возникли из пословиц: соба­ку съел, стреляный воробей; художественных
произведе­ний: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в ко­лесе, на
деревню дедушке.

— В различных источниках (научной и учебной
литературе, словарях, сети Интернет) можно  найти информацию о значении и
происхождении фразеологизмов, наиболее часто употребляющихся в речи .

В зависимости от того, когда и где возникли те или
иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:

 1.Фразеологизмы,
связанные с историческим прошлым народа: Кричать во всю ивановскую
кричать
очень громко.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – выражение разочарования,
удивления
или огорчения из-за неудачи или непредвиденных
обстоятельств.

Отложить
в долгий ящик — 
«надолго
задержать решение какого-нибудь дела

2.Образные
выражения, отражающие народные поверья, обычаи
(Забежать на огонёк)).

Забежать на
огонёк-выражение связано с прежним обычаем ставить на окне зажжённую свечу в
знак того. что хозяева дома и к ним можно зайти.

3.Устойчивые
сочетания, возникшие из различных ремёсел
( Бить баклуши).

бить баклуши значит «делать несерьёзное , ненастоящее
дело»

4.Крылатые слова .Например:
Попасть в просак — «попал в неудобное положение».

                    Какие бывают
фразеологизмы из сказок

Все сказки можно разделить на
авторские и народные. Из народных сказок пришли фразеологизмы. Например:

1. Ни в сказке сказать, ни пером
описать

2.Поди туда- не знаю куда, принеси
то -не знаю что

3. Скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается.

                                 
Сказки А.С.Пушкина

«Там русский дух, там Русью
пахнет»,- писал Пушкин. У него есть и другие фрагменты из народных сказок,
поведанных ему няней Ариной Радионовной, большой любительницей фольклора.

Таким образом,
фразеологические обороты – это богатый материал обогащения словарного запаса и
развития речи..

     Работа над
фразеологизмами очень интересна , позволяет « включаться» в активную умственную
деятельность, заставляет задуматься над значением слов.

     Уже в 1-м классе
я узнал о понятии «фразеологизм»

Рано утром мама –
квочка                                Вешать можно на гвоздь

В класс отправила
сыночка.                             Полотенце и трость

Говорила: не
дерись,                                        Лампу, плащ или шапку.  

Не дразнись, не
петушись,                                  И верёвку, и тряпку…

Поспеши, уже пора,                                          
Но никогда и нигде

Ну ни пуха, ни
пера.                                       Не вешайте носа в
беде!(Ю.Коринец)         

Через час едва живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного
двора,

А на нём и в самом
деле

Нет ни пуха, ни
пера.       
                  

Например в рассказе Э.В.Вартаньяна встечается много
фразеологизмов

Мой самый близкий
друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши
и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в
квартале, палец о палец не ударял,
чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители,
что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из
вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь
землю провалились
и что мучили бы нас угрызения совести.
А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает.
И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только
составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с
него как с гуся вода, все ему что об стенку
горох.

– Нет, мать, –
заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер
и сидеть сложа руки.

И он потянулся за
ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню,
снять с него стружку и в конце концов показать, где
раки зимуют…

       
Фразеологизмы и фразеологические выражения, употребляемые в баснях И.А.Крылова

Однажды я гулял по
улице Климова и увидел памятник, это был памятник баснописцу И.А. Крылову. Этот
памятник был установлен в честь 250 летия Крылову.

В городе Троицке Челябинской области установлен
скульптурный ансамбль, посвященный великому русскому баснописцу И.А. Крылову и
героям его басен
.

 Фото: Пресс-служба КЗАХЛ Фото: Пресс-служба КЗАХЛ

Изготовили
памятник мастера известного художественным литьем из чугуна Каслинского завода. Над образами работала
каслинский скульптор, член Союза художников РФ Наталия Куликова.

Фото: ТАСС


Скульптурный ансамбль представляет собой три композиции, — пояснили в
пресс-службе КЗАХЛ. — В одной — сам баснописец, который расположился на скамье
и с интересом наблюдает за развитием событий своей знаменитой басни
«Ворона и лисица». Ворона с сыром в клюве сидит на спинке скамьи, а
на земле перед ней устроилась лисица с прижатыми к груди лапками. Во второй —
персонажи басни «Квартет»: «осел, козел, мартышка и косолапый
мишка». А третья — «Мартышка и очки» — представляет собой
овальную раму, в нижней части которой полулежит, почесывая затылок, озадаченная
обезьянка.

Все
персонажи скульптур по размеру чуть больше натуры. При их создании авторы
рассчитывали на тактильный контакт: каждого героя можно потрогать и даже
присесть рядом с Крыловым на скамейку. Памятник установлен на центральной улице
Климова, где будущий баснописец когда-то проживал со своими родителями. Отец
Крылова, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером, служил на Урале во
время Пугачевского бунта и даже стал прототипом капитана Миронова в пушкинской
«Капитанской дочке». А жители Троицка всегда считали великого
баснописца своим земляком.

Я
решил прочитать несколько басен Крылова, и узнал много интересного.

2.1. Мастерство Ивана Андреевича
Крылова-баснописца

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими
образцами этого жанра на русском языке. Именно басни, а не комедии принесли ему
подлинную
всенародную славу. Именно они занимают центральное место в творчестве Крылова.

Крылов написал
более 200 басен. Многие выражения из его басен вошли в русский язык как
крылатые слова.

Крылов выражал не
только мудрость народа, но и его нравственный идеал. В своих баснях он
высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям
русского человека .

2.2.
«Фразеологизмы и их значение в баснях И.А.Крылова»

Мы провели
социологический опрос среди учащихся 3-4 классов на тему «Знаем ли мы
фразеологизмы и как часто употребляем их в речи?» Были подготовлены следующие
вопросы:

1)Знаете ли вы,
что такое фразеологизмы?

2) Используете ли
вы фразеологизмы  в речи ? Какие?

3)Знаете ли вы
фразеологизмы и фразеологические выражения из басен И.А.Крылова?

Всего в соцопросе
приняло участие 30 учеников. Мы обработали данные и составили диаграмму.

В результате
анализа выяснилось , что 70% учащихся знают, что такое фразеологизмы.

40% учащихся
используют фразеологизмы в речи. Наиболее употребляемыми фразеологизмами у
учащихся являются «Делать из мухи слона», «Повесить нос», «Зарубить на носу»,
«Как белка в колесе», «Бить баклуши».

Фразеологизмы,
встречающиеся в баснях Крылова, смогли назвать лишь 20% учащихся.

В 3 классе я прочитал несколько  
басен  И.А. Крылова и в  результате проделанной работы составил
«Фразеологический словарь».

В него вошло 18 фразеологизмов о животных и птицах. К каждому
фразеологизму дано  значение.

Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше. Моя
работа обогатит словарный запас моих одноклассников, научит 
понимать
смысл этих выражений и активно использовать их в собственной речи.

Название
басни

Фразеологизм

Значение
фразеологизма

«Стрекоза
и Муравей»

«И
под каждым ей кустом был готов и стол и дом»

Общительный человек легко решает свои житейские
проблемы за счёт друзей

«Ворона
и лисица»

«какие
пёрышки, какой носок..».

Льстивый
человек, который хочет добиться своей цели  во что бы- то ни стало

«Ворона
и лисица»

 «От
радости в зобу дыханье спёрло»

очень
обрадоваться

«Стрекоза
и Муравей»

 «Ты
всё пела? Это дело: Так поди же попляши!»

Означает
возможность везде  угоститься ,везде получить угощение

«Кукушка
и петух»

 «Кукушка
хвалит петуха,

За
то, что хвалит он кукушку…»

Так
говорят,когда хотят  подчеркнуть чью-то неискренность по причине какой-то
личной заинтересованности

«Лебедь, Щука и Рак»

.

«Да только
воз и ныне там»

Используется как ироническая характеристика несогласованности
действий участников какого-либо общего дела.

 «Зеркало
и Обезьяна»

Чем
кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
 

Говорится
иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому

человеку
на недостатки, которые есть и у него самого.

«Свинья
под дубом»

Невежда
так и в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя,
что он вкушает их плоды.»

невежественные
люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при
этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

«Щука и Кот»

Беда,
коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

Говорится о непрофессионализме – каждый должен делать только то,
что он действительно умеет делать.


«Слон и Моська»

Без драки попасть в
большие забияки

Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на слона!

Употребляется в значении: получить репутацию смельчака и силача
без всякого доказательства своих способностей, просто в силу стечения
обстоятельств либо вводя в заблуждение окружающих.

«Квартет»

А
вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Так говорится иронически в ситуации, когда за дело берутся не
специалисты, ведь талант необходим во всех делах, как и призванье.

«Белка»

«переводить
дух»

глубоко
дышать

 
«рваться из кожи»

прилагать
огромные усилия

«как
белка в колесе»

суетиться

«Воспитание
Льва»

«как
гора с плеч»

наступило
облегчение

 «хватать
звёзды с неба»

иметь
выдающиеся способности

«повесить
головы»

приходить
в уныние, отчаяние

                                              
Заключение

Без фразеологизмов
наш язык был бы беден и невыразителен. Речь, богатая народными присловьями,
интересна и самобытна. Недаром сказочники до сих пор пользуются этим кладезем
векового наследия.

Работа над
фразеологией обогащает нашу речь . Знание метких выражений помогает говорить
нам кратко и ясно , образно и выразительно, способствует повышению нашей
грамотности. В дальнейшем я продолжу работу над этой темой.

Список
использованной литературы

1.Словарь
фразеологизмов

2.Ожегов С.И.
Словарь русского языка. – М., 1988г.

3.Степанов Н. Л.
И. А. Крылов. Жизнь и творчество. — М., Гослитиздат, 2008.

Тема: Басня как литературный
жанр. И.А. Крылов — баснописец. Басни «Свинья под Дубом», «Демьянова уха»,
«Волк и Ягнёнок»
.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова и его баснями, с
понятием  «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни.
Планируемые результаты:
Личностные:

·        
формировать мотивационную
основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу;

·        
воспитание интереса к классической
литературе.

Предметные:

·        
проверить освоение обучающимися знаний о
басне как жанре литературы;

·        
познакомить учащихся с личностью Ивана
Андреевича Крылова и его баснями;

  • проверить
    знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни,
    навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

·        
познавательные:
строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; учить видеть за
строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные
качества;

·        
коммуникативные:
умение прислушиваться к мнению одноклассников; участвовать в коллективном
обсуждении;

·        
регулятивные:
умение сотрудничать с одноклассниками; планировать свои действия;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока:
Открытие новых знаний

Формы работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к
уроку, учебник: Б.А.Ланин. Литература.5 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф»,
2012.

Методы
урока
: словесные,
наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория:
5 класс

Ход урока.

Кто
не слыхал его живого слова?

Кто
в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные
творения Крылова

Мы
с каждым годом любим всё сильней.

Со
школьной парты с ними мы сживались,

В
те дни букварь постигшие едва,

И
в памяти навеки оставались

Крылатые
крыловские слова.                                                           

М.Исаковский

Этап 1.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового
материала.

1. Организационный момент.

— Посмотри в
глаза своему соседу по парте, улыбнись ему и мысленно пожелай ему успеха на
уроке.

Этап 2. Мотивация
к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной
деятельности.

Урок начинаю с чтения басни  

   Уж сколько
раз твердили миру,

  
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

  
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её.
Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и
я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и
пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь
услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты
смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает
и от мыши добро. (Л.Толстой)

— К какому жанру (виду) вы отнесете это произведение?

— Что вы можете рассказать об этом жанре?

2. Активизация
познавательной деятельности учащихся
.

            — Сформулируйте тему
нашего урока
. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь).

Басня – один из старейших
литературных жанров, ему уже более двадцати веков. Название жанра – от старого
глагола «баять» — «говорить», «рассказывать». Создателем басни считается
Эзоп, древнегреческий баснописец, живший
VI веке до нашей эры.

            Басня
тесно связана с народным творчеством. Басня произошла из сказок, в которых
герои являлись носителями какой-то отличительной черты. Предметом
изображения в ней были недостатки людей.

— Вспомним, какие известные  басенные персонажи
олицетворяют человеческие пороки?
            Лиса?
Осел? Волк? Зайц?(
Лиса – хитрости, осёл – глупости, волк – жадности, заяц –
трусости).

3.
Работа с литературоведческими терминами.

В литературоведении этому понятию дается определение
«аллегория». Давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов, найдем
определение и запишем его в тетрадь.

Аллегория – иносказательное
изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его
существенные черты.

            —
А как называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль
нравственное наставление автора. Мораль выделяется как самостоятельная её часть
и располагается либо в начале, либо в конце басни.)

Мораль – начальные или
заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Основные признаки жанра басни
(под запись):

·        
аллегория (иносказание, «эзоповский язык»)

·        
олицетворение (наделение человеческими
чертами растений, животных и неживых предметов)

Отличительные черты басни

·        
Небольшой
рассказ, часто стихотворный

·        
2
части: основное повествование и мораль (нравоучение)

·        
Аллегорическая
форма (иносказание)

·        
Сатирическое
изображение

·        
Герои
– чаще животные

·        
Диалог

·        
Лаконизм
(краткость)

·        
Особый
басенный стих, передающий разговорную речь

·        
Олицетворение

 Этап
3.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения
материала.

1.
Ознакомление с биографией И.А.Крылова.

Самобытная русская басня возникает в 30-е годы 18
века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К.
Тредиаковский. Особая роль отводится И.Крылову. Когда говорят «великий русский
баснописец», все знают – речь идет об Иване Андреевиче Крылове. Никому из
баснописцев не удалось превзойти его в мастерстве.

           
-Обратимся 
к эпиграфу.

Кто
не слыхал его живого слова?

Кто
в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные
творения Крылова

Мы
с каждым годом любим всё сильней.

Со
школьной парты с ними мы сживались,

В
те дни букварь постигшие едва,

И
в памяти навеки оставались

Крылатые
крыловские слова.  

            
— Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с поэтом М.Исаковский?

            
— Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
(Построение
развернутого ответа)

— Ребята, а что вы знаете о Крылове? (Развернутые
ответы ребят или выступление ученика.)

И.А.Крылов
родился в семье офицера, который 30 лет был простым солдатом. Во время
Пугачевского восстания отец поэта был помощником коменданта Яицкой крепости.
Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не
погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. В большом глиняном горшке
мать увезла Ивана в Оренбург.

Отец
будущего поэта умер рано, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Любовь
к книгам испытывал Иван Андреевич с раннего детства.

Одиннадцатилетнему
Крылову  приходилось каждое утро вместо того, чтобы идти в гимназию,
отправляться в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья,
переписывать бумаги, разносить пакеты. Так он мог позволить себе купить книгу.

Однажды,
оказавшись на торговой площади в толпе простого народа, он открыл для себя
чудесную русскую речь. С тех пор ему доставляло удовольствие, растворившись в толпе,
вслушиваться в нее.

Крылов
был одаренным от природы человеком. Он прекрасно рисовал, своеобразно играл на
скрипке. При чтении своих басен он легко перевоплощался в ее героев. Много
времени он посвятил изучению математики. Чтобы читать в подлиннике  Эзопа, Иван
Андреевич овладел древнегреческим  языком. И все же главным увлечением его
жизни были литература. Он не высказывался прямо, но говорил своим замысловатым
языком.

С
тринадцати лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах
басен. Первый успех к нему пришел в 37 лет.

Известность
Крылову принесли басни, написанные в 1812г. по поводу Отечественной войны:
«Раздел», «Обоз», « Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».

Басни
Крылова расходились огромными тиражами. Каждые 2-3 года их приходилось
переиздавать.

В
Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображен
сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев
его басен.

2. Закрепления изученного. Проверка знаний учащимися биографии И.А.Крылова

Сейчас мы проведем небольшую викторину,
которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый
вопрос о жизни И.А. Крылова, опираясь на свои знания, вы должны будете ответить
«да» или «нет», рассказав о фактах из жизни писателя.

— Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в
детстве не смог получить хорошего образования?
(Да,
грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с
детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)

— Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком
и не умел играть на музыкальных инструментах?

(Нет, в Твери он познакомился с синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов
быстро выучился игре на этом инструменте.)

— Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось
работать?
(Да, после смерти отца семья Крыловых
лишилась средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд
канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил
гусиные перья)

— Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал
увлекаться литературой?
(Нет, от отца Крылову
достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги:
арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в
Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать
литератором)

— Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим
именем?
(Да, многих удивляло странное имя,
которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)

            Иван
Андреевич Крылов писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант
проявился в баснях. Он писал так просто, доходчиво, что каждый запоминал фразы
из его басен.

— А знаете ли вы басни Крылова? Какие
знаете наизусть?

3. Повторения
ранее изученного.
Проверка знаний учащимися басен И.А.Крылова

— Из каких басен эти строки:

  • «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
  • «И в сердце льстец всегда отыщет
    уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «У сильного всегда бессильный
    виноват» («Волк и ягненок»)
  • «А вы, друзья, как не садитесь, все в
    музыканты не годитесь» («Квартет»)
  • «Ты все пела? Это дело: так пойди же,
    попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

·        
 «Ай, Моська! Знать она сильна,
коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)

·        
«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там» («Лебедь,
Рак да Щука»)

— Продолжите крылатые слова:

·        
Ты все пела? Это дело…(Так
поди же попляши.)

·        
А вы, друзья, как ни
садитесь…(Все в музыканты не годитесь.)

·        
Кукушка хвалит петуха …(За
то, что хвалит он Кукушку
.)

·        
Чем кумушек считать
трудиться…(Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

·        
Кукушка хвалит петуха …(За
то, что хвалит он Кукушку.)

·        
Когда
в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет.)

Назовите
героя:

·        
Назовите, героиню, которая увидела свой
образ в зеркале. (Обезьяна)

·        
У кого к зиме под листом «был готов и стол
и дом»? (у Стрекозы)

·        
Кто без драки «хочет попасть в большие
забияки»? (Моська)

·        
Кого «по улицам водили как будто на
показ»? (Слона)


Конкурс «Картинная галерея» (Слайды с иллюстрациями из басен Крылова).

Этап 4.
Практикум. Аналитическая работа  с текстом
басни
И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Итак, мы узнали о басне и о Крылове, настало время
проанализировать басню – «Свинья под Дубом».

1.
Работа с текстом басни.

Выразительно читаю басню, дети следят по тексту,
расставляя ударения в сложных случаях.

— Интересна ли басня?

2.Словарная работа

 -Встретились ли вам непонятные слова? (Рыло,
продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать).

— По каким жанровым признакам мы можем определить, что
перед нами басня?

Какие чувства вызывает у читателей Свинья? Какие
слова использованы для ее описания?

Почему она названа невеждой? В чем разница
значений «невежда» и «невежа»?
(Невежда- малообразованный человек, неуч;
невежа — грубый, невоспитанный человек.)

В каких строчках
заключена мораль басни?

-Объясните аллегорический смысл басни.(Необразованный
человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но
он не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на
советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не понимая, губит начало познания
(корни). Не понимает, что науки должны развиваться).

— Актуальна ли мораль басни в наше время?

— Чему вас научила эта басня?

Придумайте современную ситуацию, где бы
можно было использовать
мораль этой басни?

Когда басня была написана (1826), Крылов хотел
доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, ее
неправоту.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Жизнь писателя и его творчество известны всем. У
любого человека басни Крылова вызывают интерес. Писатель в своих баснях
высмеивал пороки людей.

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо
знакомыми крыловскими персонажами. Среди нас по-прежнему Ворона и Лисица,
Лебедь, Рак и Щука, горе — музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И
если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без
недостатков не бывает, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью,
скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что
нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение (Самостоятельное
написание сиквейна на басню)

Что нового сегодня узнали на уроке?

            —
Какова основная цель басни?

            —
Как композиционно строится басня?

Чему
нас учат басни Крылова?(
Учат понимать истинные
ценности, пользоваться народной мудростью, накапливая жизненный опыт.)

2.Домашнее задание

1. Выучить басню (на
выбор).

2. Письменно ответить на
вопрос: почему басням суждена долгая жизнь?

3.Рефлексия

Что удалось нам сегодня на уроке?

Чем запомнится эта встреча?

Кто узнал новое для себя?

            Детство
поэта прошло в бедности. Отец рано ушел из жизни. Учиться маленькому Ванюше
приходилось самостоятельно. С 8 лет Крылов работал переписчиком, чтобы
содержать мать и брата.

Став взрослым, Крылов пробует себя в разных жанрах: трагедии, комедии,
стихи, басни. При жизни писатель добился большой известности.

В возрасте 75 лет И.А.Крылов скончался от паралича легких, что явилось
следствием пневмонии.

Синквейн.

1 шаг. Что? 1 существительное басня

2 шаг. Какая? 2 прилагательных смешная, весёлая

3 шаг. Что делает? 3 глагола учит, высмеивает, помогает

4 шаг. Что об этом думаете? фраза из 4 слов
высмеиваются отрицательные пороки людей

Литература                              
6 класс

Тема урока: Басенный
мир Ивана Андреевича Крылова

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания ребят о
басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Личностные:

  *умение быстро и слаженно работать
в группе, самоконтроль;

  *воспитание интереса к классической
литературе.

Предметные:

  *проверить освоение обучающимися знаний о
басне как жанре литературы.

  *проверить знание текстов изученных басен
И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

    *развитие речи и творческого мышления
обучающихся;

     *формирование коммуникативной
компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной
деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и
умение строить собственное устное высказывание).

Ход урока

 Слово о баснописце И.А.Крылове.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился
своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё
сильней.

Со школьной парты с ними мы
сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                   
М.Исаковский

— Согласны ли вы со словами поэта
М.Исаковского?

— Почему крыловские слова
называют «крылатыми»?

1
Оргмомент,

2
Сообщие  темы и цели урока Разбиваемся  на  команды: Грамотеи, Знатоки

3
Работа  по теме урока

Команды
уже сидят по рядам, названия команд (таблички) на столах: грамотеи и знатоки

Конкурс-разминка (за
каждый  правильный  ответ – жетон) Побеждает та команда, у которого  больше
жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ
в зеркале. (Обезьяна)

— У кого к зиме под листом «был готов и стол и
дом»?  (у Стрекозы)

— Кто без драки «хочет попасть в большие
забияки»?   (Моська)

— Кого «по улицам водили как будто на
показ»?   (Слона)

— Какого цвета было для стрекозы
лето?   (Красное)

— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный
дух)   

— Какой первой частью тела вороны восхитилась
лисица? (Шея)

1
Конкурс «Найди пару» 
На конкурс отводится 1 минута.
Побеждает та ком, кот верно собрала все названия басен

Задача:
составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза —
Муравей)

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

КОТ

ПОВАР

2
Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Учащиеся
должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3
минуты. Сверяются ответы с ответами на слайде:

1.      ворона
и лисица

2.      квартет

3.      кот
и повар

4.      лебедь,
рак и щука

5.      свинья
под дубом

6.      стрекоза
и муравей

слайды:

Одна
из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому,
изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит
на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это
тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется.
Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль
– лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда
в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою
сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный
человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами»,
готовой пищей в своё удовольствие.

В
этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой
жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей
воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь,
так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой
побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

3
«Ваш выход, маэстро!»

Рассказать
1 басню наизусть (команда совещается и решает, кто будет рассказывать)

4
«Конкурс Знатоков».

Для
проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными
словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача:
восстановить тексты басен И.А. Крылова, вписав пропущенные слова.

ВОРОНА
И ЛИСИЦА

Вороне
где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во _____ держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, прямо, ________!

Свинья
под дубом

Свинья
под Дубом ___________

Наелась
желудей досыта, до отвала;

Наевшись,
__________ под ним;

Потом,
________ продравши, встала

И
рылом подрывать у Дуба ________ стала.

«Ведь
это дереву вредит»,

Ей
с Дубу ________ говорит:

«Коль
корни обнажишь, оно ________ может».-

«Пусть
сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть
меня то не тревожит;

В
нем проку мало вижу я;

Хоть
век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь
были б желуди: ведь я от них _________».-

5
Конкурс «Грамотеи»

Команда
выдвигает по 2 представителя, которые будут в паре готовить ответы на вопросы

литературоведческого
характера, дать определение терминам:

басня- небольшое произведение
нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

    
композиция басни-
басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной.
Поучительная часть называется моралью. Повествовательной частью
басня сближается со сказками, с пословицами (нравоучительными изречениями).
 

          мораль- нормы поведения
людей, нравственное наставление автора.

         
аллегория —
иносказание, выражение чего-н. отвлечённого,
какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.

(например,
лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

 Физминутка

Скажите,
с каким жанром  роднится басня? (со сказкой)

Почему?
(учит, животные говорят)


назовите часть композиции сказки, кот начинается словами «Жили-были дед и
баба…» (ПРИСКАЗКА)


как называется часть композиции сказки, выраженная в словах « И жили они долго
и счастливо» (КОНЦОВКА)


как называется литературный  приём, при помощи которого разговаривают животные
в сказках и баснях? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)


назовите магические цифры, часто используемые в сказках (3, 7) Приведите
примеры


какое было первое задание жёнам сыновей, отданное царём в ск «Царевна-лягушка»
и почему? (ИСПЕЧЬ ХЛЕБ, т.к. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА)

— Чем
в сказке являются выражения «буйна голова», «красная девица», «синее море»,
«добрый молодец»? (ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ)


За что Кощей Бессмертный облачил свою дочь Василису в лягушечью кожу? (БЫЛА
МУДРЕЕ_ХИТРЕЕ ЕГО)


Чем является прибавка «крестьянский сын» к имени Иван в сказке
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо? (ОТЧЕСТВОМ)


сколько музыкантов входит в квартет? (4)


как называется часть басни  нравоучительного характера (мораль)

6  Конкурс
«Картинная галерея»

Иллюстрации
детей

7 Конкурс
«Угадай басню»

Задача:
узнать, из какой басни взяты строчки. За кажд прав ответ – жетон (побежд та
ком, у кот больше жетонов)

·        
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

·        
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

·        
«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

·        
 «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»(«Лебедь,
Щука и Рак»)

·        
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

·        
«Не лучше ль на себя, кума, оборотиться» (Зеркало и
обезьяна»)

8
«Мастерская художника»

Ах!
Ребята, мой знакомый художник к нашему уроку начал рисовать иллюстрации к
басням Ивана Андреевича Крылова, но, к сожалению, не успел закончить. Ваша
задача – понять, к какой конкретно басне задумана иллюстрация и дорисовать
основных персонажей.

9.Карнавал
героев басни И.А.Крылова
(прочитать наизусть фрагменты
басен Крылова)

10
Привести примеры из жизни, которые соответствовали бы выражениям:

 Подведение
итогов
 !!!!!

Еще в Древнем
Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его
стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором
появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что no-латыни
означало «одеяло из цветных лоскутов». Центон строился особым
образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались
между собой, причём рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление
нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Центон – это
стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных
стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

Правила создания
центона

1. Определитесь с
выбором стихотворений, с которыми будете работать.

2. Выберите строчки с
одинаковой рифмой.

3. Проверьте,
появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать.

4. Запишите выбранные
строчки в стихотворные строфы.

Домашнее 
задание
:
создать центон из строк басен И.А.Крылова

Завершаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской публичной библиотеки.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

П. Оленин. Портрет П.А. Крылова. 1824 г.

Расцвет и признание литературного творчества великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) пришлись на годы его службы в Императорской Публичной библиотеке1. Иногда полагают, что Крылов получил в Библиотеке «доходную и непыльную» должность2. Да, библиотекарь в эпоху просвещенного абсолютизма был весьма уважаемым должностным лицом3. Но эта работа для него отнюдь не была «формой пенсии»4.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Иллюстрации из книги Д.В. Григоровича «Дедушка Крылов. Книга для подарка детям». СПб., 1845.

30 лет в Библиотеке

Тридцатилетний кропотливый и новаторский труд литератора (1812-1841 гг.) позволяет библиотекарям вспоминать его с особым уважением и гордостью5. Историки установили, что Крылов первым в России применил шифровку книг в библиотечном деле6. Подсчитано, что благодаря его усилиям объем Русского фонда увеличился в четыре раза7. В архиве хранятся составленные им алфавитные указатели нескольких тысяч русских книг8.

Здания нынешней Российской национальной библиотеки украшают две мемориальные доски, посвященные Крылову9. Дело в том, что здесь он не только работал, но и жил. По сути и по факту «Публичка», действительно, была для него домом. Квартира баснописца находилась в небольшом малозаметном здании № 20 по улице Садовой, которое входит в исторический библиотечный комплекс10. В начале текущего века дом даже поставили на учет как памятник всероссийского культурного значения. Увы, это сделали после того, как всё внутри капитально перестроили и «дух» Крылова выветрился.

Разумеется, память о Крылове сохраняется не только благодаря вывескам и мемориальным доскам. История оживает посредством изучения и публикации архивных материалов, юридических документов, письменных воспоминаний, литературных произведений, графических изображений. Наряду с Иваном Андреевичем, превратившим свои комнаты с окнами на Гостиный Двор то ли в «берлогу», то ли в «голубятню»11, здесь жили и другие известные библиотекари и литераторы (Н. Гнедич12, М. Лобанов13, В. С. Сопиков14 и др.). Библиотека сдавала в доме помещения не исключительно своим сотрудникам, а и сторонним арендаторам, издателям, торговцам кондитерскими товарами, ювелирными изделиями, книгами15.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Обложка журнала «Родина» № 1 за 1912 г.

Колыбель «Родины»

Место рядом с Невским проспектом всегда было «бойким». Случались даже бандитские налеты16. Но чаще здесь толпились книжники. В конце позапрошлого века в доме разместилось и отделение издательства «Родина»17. Издательство выпускало под одноименным названием иллюстрированный журнал для семейного чтения и общественно-политическую газету. В этих изданиях и приложениях к ним печатались на протяжении нескольких десятков лет до революции самые разные материалы: от полезных бытовых советов и сомнительной рекламы до романов известных и неизвестных писателей18.

Одни современники ругали «литературную и художественную часть» издательства за «самое пошлое качество»19, а другим случалось встретить здесь начинающих гениев, например Сергея Есенина, «еще вполне деревенского, в кудрях, расшитой белой рубашке с пояском, чуть не в лаптях»20. В массовом приложении, «Дешевой библиотеке русских классиков», естественно, издавался и И. А. Крылов21.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Алфавитный указатель книг Русского отделения Императорской публичной библиотеки с 1792 по 1813 гг., составленный И.А. Крыловым в 1814 г. Автограф.

Азбучные истины Крылова

К тому времени тексты народного стихотворца стали азбучными. Дети узнавали «что такое хорошо» и «что такое плохо» дома и в школе из крыловских басен и по ним же учились читать. Народу оказался близок и простой, несколько комичный образ скромного и беспечного, добродушного и сонного обжоры и толстяка22. Крылов с почетом занял место самого мудрого первого «дедушки» всероссийского масштаба23.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Дом Крылова на Садовой ул., д. 20.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Мемориальная доска И.А. Крылову на здании библиотечного комплекса на Садовой ул., д. 20.

Конечно, этому способствовало и покровительство монарха24, и участие Министерства народного просвещения25. Хотя подражания Ивана Крылова в юности европейским свободолюбивым авторам вызывали недовольство самых высоких властей26. В хрестоматийных произведениях Крылова исследователи27 и публицисты могут еще долго искать и находить «здоровый дух» и «тонкий яд»28 сатиры, «недоступной уму цензора»29. А еще мы и наши прибалтийские соседи не должны забывать, как в начале девятнадцатого века, находясь на государственной службе в Риге, он защищал там права «неграждан»-«небюргеров» — русских и латышей30.

Сказки крылова ивана андреевича крылова

Актер Александр Тютрюмов снимался в роли баснописца в фильме «Крылов. Реальность и вымысел». 2018 г.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

1. И.А. Крылов служил в Императорской Публичной библиотеке (ИПБ) с 7 января 1812 г. по 1 марта 1841 г. (ОАД РНБ. Ф. 1. 1812. Ед. хр. 8. Л. 3, 12).

2. Крылов был зачислен в ИПБ помощником библиотекаря, получил должность библиотекаря в 1816 г.

3. После директора Библиотеки должность библиотекаря была в то время главной. Его должностные обязанности были изложены в утвержденном 14 октября 1810 г. императором Александром I уставном документе «Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою» и включали ответственность за «целость книг и содержание их в порядке; сочинение и продолжение систематических каталогов; прием посетителей и доставление им всех нужных сведений по части каждого» (ПСЗ. [Собр. 1-е]. Т. 31: 1810-1811 гг. N 24377).

4. Директор ИПБ А.Н. Оленин считал басенное творчество Крылова, как и работу в Библиотеке, служением русской культуре, просвещению русского народа (Голубева О.Д. Крылов Иван Андреевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов. СПб., 1995. С. 293).

5. Голубева О.Д. И.А. Крылов. СПб., 1997. С. 60-93.

6. Там же. С. 75.

7. Бабинцев С.М. И.А. Крылов: очерк его издательской и библиотечной деятельности. М., 1955. С. 45-55.

8. Каталог российским книгам, в Императорской Публичной библиотеке находящимся // ОР РНБ. F. XVIII. N 14. 90 л. Рукопись с исправлениями И.А. Крылова.

9. В 1944 г. на здании Библиотеки (пл. Островского, д. 1) была установлена мемориальная мраморная доска «В этом здании с 1812 г. по 1841 г. работал библиотекарем великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов»). В 2001 г. на фасаде здания (Садовая ул., д. 20), в котором жил Крылов, установлена также мемориальная доска с его портретом (архитектор А.Г. Бакусов, скульптор Б.А. Петров).

10. Крылов жил в этом доме с 1816 г. до ухода на пенсию в 1841 г. на втором этаже на углу, выходящем к Невскому проспекту. Квартира состояла из трех комнат с окнами на улицу.

11. На подоконнике своей квартиры Крылов разбрасывал корм для голубей, и его квартира носила следы пребывания в ней пернатых гостей, о чем сохранились яркие свидетельства очевидцев (И.А. Крылов в воспоминаниях современников. СПб., 1982. С. 154, 264 и др.). О чудачествах Крылова пишут и наши современники. См., например: Мамонтов М.А. Великий чудак Иван Крылов и Императорская Публичная библиотека // Библиотечное дело. 2013. N 24 (210). С. 15-17.

12. Гнедич Николай Иванович (1784-1833) — поэт, драматург, переводчик, издатель. Служил в ИПБ в 1811-1831 гг., составлял каталоги книг на греческом и латинском языках. Одной из служебных обязанностей его было осуществление перевода на русский язык гекзаметром «Илиады». «Ленивый» Крылов специально выучил древнегреческий язык, чтобы оказывать переводчику необходимую помощь (Голубева О.Д. Н.И. Гнедич. СПб., 2000. С. 176).

13. Лобанов Михаил Евстафьевич (1787-1846) — писатель, переводчик, писал оды, гимны, элегии. Служил в ИПБ в 1813-1841 гг., заведовал отделением книг на французском языке. С 1828 г. — член Российской академии. О нем подробнее см.: Голубева О.Д. Лобанов Михаил Евстафьевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки… С. 323-327.

14. Сопиков Василий Степанович (1765-1818) — книготорговец, издатель, один из основоположников русской библиографии, составитель «Опыта российской библиографии» (1813-1821). Служил в ИПБ в 1811-1818 гг., совместно с Крыловым заведовал Отделением русских книг (Михеева Г.В. Отделенческая система в Императорской Публичной библиотеке (исторический очерк) // Клио. 2018. N 2 (134). С. 150).

15. Гринченко Н.А. Петербургские книгопродавцы — арендаторы книжных лавок Императорской Публичной библиотеки // Книга и книжное дело в XIX-XXI веке: материалы междунар. науч. конф. «XX Смирдинские чтения». СПб., 2018. С. 141.

16. Путилин И.Д. Сорок лет среди грабителей и убийц: [воспоминания]. М., 2018. C. 43-44, 51, 52.

17. На рубеже веков еженедельный иллюстрированный журнал «Родина» стал самым распространенным русским иллюстрированным журналом после «Нивы». Число подписчиков составляло 40 тыс. Журнал был пионером в создании еженедельников нового типа, с отдельными бесплатными приложениями. Такими стали в дальнейшем многие семейные журналы (Издательство «Издатель А.А. Каспари». URL: https://fantlab.ru/publisher2688 (дата обращения: 19.11.2021).

18. Первые свои стихотворения опубликовал в этом журнале в 1886 г. И.А. Бунин (Летопись жизни и творчества И.А. Бунина / сост. С.Н. Морозов. М., 2011. С. 40-41).

19. Фокин П., Князева С. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков. СПб., 2007. Т. 2. С. 30.

20. Гумилевский Л.И. Судьба и жизнь: воспоминания // Волга. 1988. N 7. С. 154.

21. Собрание сочинений русских баснописцев: В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, Д. Фонвизина, А. Измайлова, И. Хемницера, И. Дмитриева, В. Пушкина, И. Крылова / ил. В. Полякова. СПб.: А. Каспари, тип. «Родины», 1893. [8], 95 с.: ил.

22. Пережив крушение возвышенных, но неосуществимых просветительских иллюзий, которые он исповедовал в середине 1790-х гг., Крылов принял в качестве жизненного руководства вечные правила здравого смысла, которыми всегда руководствуется простой люд.

23. Леонтьева С.Г., Лурье М.Л., Сенькина А.А. Два великих дедушки//Ruthenia: сайт. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem36.pdf (дата обращения: 19.11.2021); Ивинский Д.П. Из комментария к стихам кн. П.А. Вяземского на юбилей И.А. Крылова//Литературоведческий журнал. 2019. N 46. С. 13-148.

24. В своих отчетах по Библиотеке А.Н. Оленин отмечал, что Крылов занимается подготовкой изданий своих сочинений, «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению». По ходатайству директора уже через месяц после поступления на службу в Библиотеку император назначил ему пожизненную пенсию 1500 р. в год, а через 8 лет удвоил ее (ОАД РНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 30).

25. Голубева О.Д. И.А. Крылов. СПб., 1997. С. 101.

26. Там же. С. 16.

27. Творчество великого баснописца по-прежнему находится в сфере внимания ученых. См., например: Маслобойникова Н.В. Жанровое своеобразие и поэтика шутотрагедии И.А. Крылова «Трумф» («Подщипа»): дис. … канд. филол. наук. Самара, 2005. 158 с.; Микова С.С. Языковые средства передачи культурной информации в тексте русской басни: диахронический аспект исследования: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 16 с.; Артемьева Н.А. Анималистические образы в баснях И.А. Крылова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2012. 22 с.; и др. Неизменным интересом пользуется оно и в других странах: Крицкая Н.В. Басни И.А. Крылова в англоязычных переводах: восприятие и интерпретация: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 236 с.; Галимова М.Б. И.А. Крылов и таджикская литература: проблемы перевода его басен на таджикский язык: дис. … канд. филол. наук. Душанбе, 2021. 164 с.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д, 1998. С. 114, 150.

29. Измененный вариант афоризма австрийского писателя и критика Карла Крауса «Сатира, доступная уму цензора, заслуживает того, чтобы ее запретили» (Kraus K. «Satire, die der Zensor versteht, wird mit Recht verboten») (Kraus K. Beim Wort genommen. Mnchen, 1965. S. 224).

30. С 1786 г. Крылов состоял на службе личным секретарем генерала от инфантерии кн. С.Ф. Голицына, после назначения в 1801 г. Голицына генерал-губернатором в Ригу Крылов в качестве правителя канцелярии в чине губернского секретаря поехал с князем и около двух лет пробыл в Риге. Об этом подробнее см.: Гурин А. Рига в русском сознании. М., 2013. С. 75-76.

  • Сказки легенды притчи книга
  • Сказки корнея чайковского читать
  • Сказки инсценировки по пдд
  • Сказки из пластилина книга
  • Сказки и стихи а с пушкина в детском чтении