Сказки корнея чайковского читать

Автор андрей измаилов на чтение 9 мин. просмотров 1 опубликовано 13.06.2021 скачать: вложение размер 8istoriyanapisaniyaskazok.docx 20.15 кб стихи и сказки

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png8istoriya_napisaniya_skazok.docx 20.15 КБ

Стихи и сказки Корнея Чуковского. Краткая биография и творчество.Полный список произведений

 АйболитАйболит и воробейБармалейБутербродБарабекБебекаВерблюдицаГоловастикиДокторЕлкаЕжики смеютсяЗакалякаЗагадкиКурицаКраденое солнцеКрокодилКотауси и МаусиЛенинградским детямМойдодырМуха в банеМуха-ЦокотухаОбжораОгородОдолеем БармалеяПерепутанная сказкаПесня о бедных сапожкахПоросенокПра-пра-правнукамПриключения БибигонаПутаницаРадостьСкрюченная песняСвинкиСказка о царевне ЯсносветеСлониха читаетТоптыгин и лисаТоптыгин и ЛунаТелефонТараканищеФедорино гореФедоткаХрабрецыХрабрый ПерсейЧудо-деревоЧерепахаЧто сделала Мура  

Читать все стихи и сказки Чуковского.Список произведений.Читать стихи и басни других авторов

  Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами — отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.   Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится.  

Корней Иванович Чуковский.Биография.

Предварительный просмотр:

История написания сказки «Крокодил»

У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля в г. Хельсинки, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила:   Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».

История написания сказки «Чудо-дерево»

Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь.  Вот так и родилась сказка про чудо-дерево.Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое  чудо-дерево. 

История написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,

                                                        Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   – У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   – Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

                                                                                       – Ой, меня укусила оса!

                                                                                       И пришел к Айболиту барбос:

                                                                                       – Меня курица клюнула в нос.

История написания сказки «Муха-Цокотуха»

Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро: Муха, Муха-Цокотуха,

                                                                                                Позолоченное брюхо!

                                                                                                Муха по полю пошла,

                                                                                                Муха денежку нашла.

Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.  

История написания сказки «Путаница»

Сказка “Путаница” была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: “Папа, ава – мяу!” – то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: “Нет, ава – гав”. Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: “Ава – мяу!”, хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: “А петух кричит гав!” Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки “Путаница”. Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.

История написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа.  Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.  Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

История написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:   Надо, надо умываться

                                                   По утрам и вечерам,

                                                   А нечистым трубочистам

                                                   Стыд и срам, стыд и срам.

История написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…Но только я лёг —

Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.

Айболит — это стихотворение Корнея Чуковского про доброго и заботливого доктора, который лечит зверей. Сказка об отваге, бесстрашии и милосердии доктора, который не смотря на все преграды шёл на помощь всем нуждающимся в его помощи животным. Этот стих обязательно понравится вашему ребёнку, поэтому непременно почитайте его.

Аудиосказка Айболит

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/06/Audioskazka-Aybolit.mp3

Читать сказку Айболит с картинками

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

доктор айболит

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

читаем айболита

И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит:
«Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,

Айболит читать

И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

айболит мультфильм

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»

айболит сказка

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

айболит слушать

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

айболит онлайн

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Чуковский айболит

А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».

доктор айболит онлайн

И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит бесплатно

Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит смотреть

Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит аудиосказка

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит картинки

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит текст

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?

Читаем доктора айболита

И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»

доктор айболит читать

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

айболит слушать аудиосказку

И тут же страусята
Визжат, как поросята,
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»

про айболита

А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!

айболит скачать

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»

мультик айболит

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура, ура!»

айболит детская

А птица над ними кружится,
А птица на землю садится,
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!

добрый айболит

И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,

добрый доктор айболит

И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.

айболит слушать онлайн

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

сказка доктор айболит

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.

айболит онлайн бесплатно

А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так, что дубы сотрясаются.

корней чуковский айболит читать

Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

айболит мультфильм смотреть

Смотреть сказку Айболит

Скачать текст сказки Айболит

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки Корнея Чуковского

Другие сказки о животных

Сказки для детей постарше

Сказка АЙБОЛИТ - Корней Чуковский. Читать, слушать и смотреть онлайн Купить книгу вы можете здесь: Айболит

Утренник «Книги дедушки Корнея»

До утренника дать задания всем учащимся
начальной школы: вспомнить и прочитать произведения К. И. Чуковского, нарисовать
рисунки к его произведениям.

Цели:

1.Обобщить
представления детей о творчестве К.И. Чуковского

2. Способствовать
формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского

3. Развивать
художественно-речевые и исполнительские умения и навыки, чувство юмора.

Оборудование:
Презентация, выставка книг и рисунков по творчеству писателя, предметы для
инсценировки (2 телефона, 2 стола и стула),  корзинка, воздушный шарик, мыло,
блюдце, калоша, градусник, денежка, медведь, перчатки,
мыло,
зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь,
игрушка, таз .

1. Вступительное слово учителя:

      Ребята! С
ранних лет нам приносят радость стихи и сказки К. И. Чуковского или дедушки
Корнея, как прозвали его ребята.

Далее учитель
обращается к портрету К. И. Чуковского
:

Кстати, Корней
Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это
называется  литературный псевдоним. А настоящее его имя — Николай Васильевич
Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию
Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

-Высокий рост ,
длинные руки с большими кистями , крупные черты лица , большой любопытный нос,
непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно легкая походка. Такова внешность К. И. Чуковского.

     Не только вы,
но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
«Айболита», «Тараканища», «Телефона», «Федорина горя» и других произведений.

Чтец

      В детстве
читать не умели мы сами

     И приставали
к папе
     Слушали сказки все дни на пролёт
     Были все сказки наперечёт
     Про Тараканище и Крокодила,
     Про Айболита и Мойдодыра,
     Про Бармалея в сказочном море,
      Про Телефон и Федорино горе.
Чтец
 Бабушки вот что нам рассказали,
  Сказки они эти в книжках читали.
 Книжечки эти писал дед Корней-
  Сказочник, критик, поэт, чародей.
Ведущий:
   Это удивительные стихи! Они великолепно звучат, формируют чувство юмора,
делают нас сильнее и умнее. Поэтому я предлагаю вам сейчас отправиться в
путешествие по произведениям этого замечательного и всеми нами любимого
писателя.

Чтец

Жил да был
крокодил,
Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки
говорил, —

Крокодил,
крокодил, Крокодилович!

Чтец

Как у наших ворот

За горою

Жил да был
бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с
собой

На прогулку

Краснощёкую
сдобную

Булку.

Чтец

Муха,
Муха-Цокотуха,

Позолоченное
брюхо!

Муха по
полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на
базар

И купила самовар:

«Приходите,
тараканы,

Я вас чаем
угощу!»

Тараканы
прибегали,

Все стаканы
выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче
Муха-Цокотуха

Именинница!

Чтец

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут
перестать:

«Эх вы,
глупые козявки!

Нам не надобны
булавки:

Мы булавками сами
утыканы».

Ведущий.
Дети поняли и полюбили сказки Корнея Чуковского. Героями своих произведений он
сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами
являются вещи.

Послушайте, как
интересно рассказывает Чуковский о «живых» вещах в своей сказке «Федорино
горе».

Чтец

Скачет сито по
полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице
пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с
горы…

Чтец

Как черная
железная нога,

Побежала,
поскакала кочерга,

И помчались по
улице ножи:

«Эй, держи, держи,
держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу,
бегу,

Удержаться не
могу!..»

Ведущий.
Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют еще читать, и для
ребят-школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые
тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но
беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеется вместе со своими читателями над
такими ребятами в сказке «Мойдодыр».

Чтец

Ах ты гадкий, ах
ты грязный,

Неумытый
поросенок!

Ты чернее
трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее
вакса,

У тебя под носом
клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже
брюки,

Даже брюки, даже
брюки

Убежали от тебя.

Ведущий

Ребята, надо
помыть нашего Грязнулю, чтобы вещи вернулись к нему. Задание для зала: «Найти
нужные Мойдодыру вещи и сложить в таз».

(На двух столах
разложены предметы – мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа,
линейка, конверт, тетрадь, игрушка
).

Ведущий.

        Любимым героем детей сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый,
отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больных зверей.

Чтец

Добрый доктор
Айболит!

Он под деревом
сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и
волчица,

И жучок, и
червячок, и медведица!

Всех излечит,
исцелит

Добрый доктор
Айболит

Ведущий.
( Стол, на столе корзинка с вещами)      

 У меня в корзинке 
находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь
найти их  владельцев?  Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта
вещь, но выйти к микрофону и прочитать отрывок из этого произведения, в котором
о ней говорится:

 телефон
     

           У меня
зазвонил телефон («Телефон»)

воздушный
шарик
 
                  
А за ним комарики на воздушном
шарике.(«Тараканище»)

мыло 

             Вот и мыло подскочило

             И
вцепилось в волоса,

             И
юлило, и мылило,

             И
кусало, как оса. («Мойдодыр»)

блюдце
  
               А за ними блюдца, блюдца –

                
Дзынь-ля ля!Дзынь-ля-ля!

                
Вдоль по улице несутся –

                
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! («Федорино горе)

калоша

               И
ждем не дождемся,

                
Когда же ты снова пришлешь

                 К
нашему ужину

                
Дюжину

                
Новых и сладких калош! («Телефон»)

градусник

                   
И всем по порядку

                   
Дает шоколадку.

                    
И ставит им градусники!(«Айболит»)

денежка

                   Муха. Муха-Цокотуха.

                   Позолоченное
брюхо!

                  
Муха по полю пошла.

                  
Муха денежку нашла.(«Муха-Цокотуха»)

перчатки

                  А
потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» («Мойдодыр»)

спички

                А
лисички взяли спички…..(«Путаница»)

Ведущий:
Смотрите, кто к нам пришёл! (выходит ученик-почтальон)

Почтальон:

Здравствуйте,
ребята! Я принес вам телеграммы. Они лежат вот в этой синей сумке. Но весь
секрет в том, что я не знаю, кто вам их прислал.  Давайте попробуем угадать.(Раздает
детям телеграммы, ученик из зала зачитывает, а остальные угадывают)

1.Не желаем больше
крякать!

  Мы хотим, как
лягушата, квакать! (утята «Путаница»)

2.Садись на меня,
Айболит,

   И, как большой
пароход,

   Тебя повезу я
вперед! (кит «Айболит»)

3.Ах, Мауси,
Мауси, Мауси,

Подойди ко мне
милая Мауси!

Я спою тебе
песенку, Мауси,

Чудесную песенку,
мауси! (Котауси «Котауси и Мауси»)

4.Моем, моем
трубочиста

Чисто, чисто,
чисто, чисто!

Будет, будет
трубочист

Чист, чист, чист,
чист! (щетки «Мойдодыр»)

5. Пришлите,
пожалуйста, капли

Мы лягушками нынче
объелись

И у нас животы
разболелись. (Цапли, «Телефон»)

7.
Далее идёт инсценировка сказки «Телефон»

(На сцене стол с
телефоном, стул, а чуть сбоку тоже телефон на столе.)

Звонит телефон.

Автор:
У меня зазвонил телефон.

А: — Кто говорит?

С: — Слон.

А: — Откуда?

С: — От верблюда.

А: — Что вам надо?

С: — Шоколада.

А: — Для кого?

С: — Для сына
моего.

А: — А много ли
прислать?

С: — Да пудов этак
пять. Или шесть:

Больше ему не
съесть, Он у меня ещё маленький!

2
(Звонит телефон)

А: А потом
позвонил

Крокодил

И со слезами
просил:

К: — Мой милый,
хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и
Тотоше.

А: — Постой, не
тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

К: — Ах, те, что
ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём не
дождёмся,

Когда же ты снова
пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких
калош!

3 (Звонит
телефон)

А: А потом
позвонили зайчатки:

З: — Нельзя ли прислать
перчатки?

А: А потом
позвонили мартышки:

М: — Пришлите,
пожалуйста, книжки!

 (Звонит
телефон)

А: А потом
позвонил медведь

Да как начал, как
начал реветь. (За кулисами му-му-му)

— Погодите,
медведь, не ревите,

Объясните, чего вы
хотите?

Но он только
«му» да «му»,

А к чему, почему —

Не пойму!

— Повесьте,
пожалуйста, трубку!

5(Звонит
телефон)

А: А потом
позвонили цапли:

— Пришлите,
пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче
объелись,

И у нас животы
разболелись!

6(Звонит
телефон)

А: И снова
медведь:

М: — О, спасите
моржа!

Вчера проглотил он
морского ежа!

7(Звонит
телефон)

А: И такая
дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень
позвонит, то олень.

А недавно две
газели

Позвонили и
запели:

Г: — Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

А: — Ах, в уме ли
вы, газели?

Не сгорели
карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не
галдели,

А на будущей
неделе

Прискакали бы и
сели

На
качели-карусели!

Но не слушали
газели

И по-прежнему
галдели:

Г: — Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

А: Что за глупые
газели!

(Звонит телефон)

Я три ночи не
спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг —

Звонок!

А: — Кто говорит?

Н: — Носорог.

А: — Что такое?

Н: — Беда! Беда!

Бегите скорее
сюда!

А: — В чём дело?

Н: — Спасите!

А: — Кого?

Н: — Бегемота!

Наш бегемот
провалился в болото…

— Провалился в
болото?

И ни туда, ни
сюда!

О, если вы не
придёте,-

Он утонет, утонет
в болоте,

Умрёт, пропадёт

Бегемот!!!

А: — Ладно! Бегу!
Бегу!

Если могу, помогу!
(Автор убегает за кулисы)

 (выходит
автор и вытирает лоб со словами
:)

Ox, нелёгкая это
работа —

Из болота тащить
бегемота!

Ведущий:  Корней
Иванович не только писал стихи, но и перевёл очень много стихов с других
языков. Послушайте английскую «Скрюченную песенку» в переводе Чуковского.

Жил на свете
человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый
век

По скрюченной
дорожке.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там
гуляли без забот

Скрюченные
волки
.(2р.)

А за скрюченным
мостом

Скрюченная баба

По болоту босиком

Прыгала, как жаба.

И была в руке у
ней

Скрюченная палка,

И
летела вслед за ней

Скрюченная
галка.(2 р.)

А за скрюченной
рекой

В скрюченном
домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И
мяукала она.

Сидя
у окошка.(2 р.)

Ведущий
 Вот и закончилось на сегодня наше маленькое
путешествие в страну книг дедушки Корнея, но мы не прощаемся с героями этих
книг. Вы ещё много-много раз будете встречаться с произведениями этого
замечательного писателя.

  Вот какое шутливое
стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Чтец

Нам жалко дедушку
Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

В заключении праздника дети просматривают
мультфильмы: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха».

Использованная
литература:

1.      http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/04/09/vneklassnoe-meropriyatie-posvyashchyonnoe

2.      http://dohcolonoc.ru/utrennici/6474-stsenarij-muzykalno-teatralizovannogo-prazdnika.html

3.      http://dimtrack.ru/music/neizvesten_skruchennie-nozhki

4.      К.
Чуковский «У меня зазвонил телефон», изд-во «Самовар», 2007 год.

5.      К.Чуковский
«Мойдодыр» , изд-во «Самовар», 1990 год.

В 1921 году детский писатель Корней Чуковский начал работу над одним из самых известных своих произведений – «Тараканище». Сказку в стихах опубликовали двумя годами позднее, и фурор она произвела не только в совсем юной аудитории, но и среди взрослых. Со временем поползли слухи, что Чуковский вложил в «Тараканище» политический подтекст, показав отрицательного героя самоуверенным диктатором. Цензура между тем сказку пропустила, и в 2021 году мы празднуем уже столетний юбилей «Тараканища».

От неудавшегося гимназиста до главного детского писателя

Корней Иванович Чуковский – имя, известное едва ли не каждому в нашей стране. Однако при рождении будущего писателя звали иначе. Николай Корнейчуков родился в 1882 году. Его детство прошло в Одессе и Николаеве. Незнатное происхождение сыграло с ним злую шутку: вскоре после перевода в пятый класс гимназии он был отчислен по выдуманной причине. Сам Корней Иванович объяснял это происшествие вышедшим в 1887 Циркуляром «О кухаркиных детях». Будучи незаконнорожденным сыном крестьянки и почетного гражданина Одессы, в метрической книге Николай Корнейчуков получил отчество крестного отца – Васильевич, однако после революции взял творческий псевдоним Корней Иванович Чуковский, под которым и прославился.

Портрет молодого Корнея Чуковского

В 1901 году Чуковский начинает писать статьи для газеты «Одесские новости». В качестве ценного сотрудника (к тому же единственного, кто владел иностранным языком) в начале двадцатого столетия он отправляется в командировку в Великобританию, где увлеченно изучает английскую литературу. Журналистскую деятельность Корней Иванович успешно совмещал с занятиями лингвистикой, публиковал переводы американского поэта Уолта Уитмена. Писать сказки Чуковский начал довольно поздно – в 1916 году приступил к работе над «Крокодилом», через пять лет – над «Тараканищем». Большую часть произведений для детей писатель создал в то время, когда росла его младшая дочь. Для любимой Мурочки, как Корней Иванович называл дочь Машу, он написал «Айболита». Девочка болела костным туберкулезом, и Чуковский делал все возможное, чтобы отвлечь ребенка от страданий. Всего за несколько лет Корней Иванович стал одним из самых популярных детских писателей. В советское время его произведения возглавят своеобразный рейтинг литературы для самых маленьких.

Вторая сказка Чуковского

История «Тараканища» берет начало в 1921 году. Корней Чуковский работал над стихотворением очень долго, придумывая и отвергая десятки, если не сотни рифм. Окончательный вариант сказки мог уместиться на пяти страницах. Много лет спустя сотрудница музея Чуковского разбирала архив писателя и среди присланных ему рукописей заметила небольшой рассказ о жизни русской деревни до революции. Оборотную сторону рукописей Корней Иванович использовал в качестве собственного черновика. Мелким почерком он оставил несколько строк, вошедших в итоговый вариант сказки с небольшими изменениями: «Ехали медведи…пряники жуют», «А за ними великан / Страшный и ужасный / Таракан /С длинными усами /».

Иллюстрация к сказке «Тараканище»

Сам Корней Иванович так вспоминал историю создания «Тараканища»: «Как-то в 1921 году, когда я жил (и голодал) в Ленинграде, известный историк П. Е. Щеголев предложил мне написать для журнала «Былое» статью о некрасовской сатире «Современники». Я увлекся этой интереснейшей темой… и принялся за изучение той эпохи, когда создавалась сатира. Писал я целые дни с упоением, и вдруг ни с того, ни с сего на меня «накатили стихи»… и пошло, и пошло».

Миф о Сталине

После публикации безобидного детского стихотворения никто и подумать не мог, что некоторые углядят в нем политическую сатиру. Прошло более тридцати лет, прежде чем Тараканище начнут сравнивать со Сталиным и всерьез полагать, что именно с него Чуковский писал «образ» усатого диктатора. Особенно широко распространился этот слух после развенчания культа личности в 1956 году, хотя Корней Иванович неоднократно говорил, что Тараканище не имеет никакого отношения к советскому вождю. Внучка писателя Елена Цезаревна Чуковская даже посвятила этому мифу отдельную статью. Она заметила, что у автора железное алиби. В начале 1920-х Корней Иванович был далек от партийных дел и вряд ли даже слышал о Сталине. Последний стал Генеральным секретарем ЦК РКП(б) незадолго до выхода в свет «Тараканища», а заявил о своих политических амбициях уже после смерти Ленина.

«Тараканище» – обложка

Сталин, очевидно, и сам не ассоциировал себя с отрицательным героем стихотворения Чуковского, зато охотно провел аналогию между персонажами «Тараканища» и своими противниками из числа «правых уклонистов». На шестнадцатом съезде партии в 1930 году советский лидер кратко пересказал сюжет сказки и отметил, что «Бухарин и его приспешники» предрекают Советскому Союзу гибель из-за мнимых опасностей – прямо как звери, испугавшиеся маленького таракана. Узнав об этом, Чуковский в шутку обвинил Сталина в плагиате – на том дело и кончилось. Судя по дневниковым записям Корнея Ивановича, впервые о необычной трактовке своего произведения и сравнении «отца народов» с Тараканищем он услышал после XX съезда КПСС и доклада Хрущева.

Красный комиссар против сказочника

Любопытно, что в автобиографии Корней Иванович ни разу не упоминал о своем возможном знакомстве с Троцким. Последний тоже учился в Одессе в 1890-х годах, только был не гимназистом, а студентом реального училища. До сих пор неизвестно, кроются ли за негативным отношением Троцкого к творчеству Чуковского личные мотивы. Причем критику писателя Троцкий начал еще до Октябрьской революции, а став одним из видных политических деятелей молодого Советского государства, и вовсе перестал стесняться в выражениях.

Корней Иванович Чуковский

«Опыт семинарского отца-эконома, выдававшего таракана в хлебе за изюмину, распространяется Чуковским на всю русскую культуру. Таракан как “изюмина” национального духа! Какая это в действительности поганенькая национальная приниженность и какое презрение к живому народу!», – ругал он «Тараканище». Причем, казалось бы, неужели есть дело народному комиссару по военным и морским делам до какого-то литератора? Тем не менее Троцкий исправно громил Чуковского, будто подозревая, что писатель с помощью сатиры обратился лично к нему. Поскольку один из вождей революции часто становился объектом карикатур в белогвардейской печати, да и вообще считался второй по значимости фигурой после Ленина, он скорее мог бы стать прототипом злодея из сказки, нежели упомянутый выше Сталин. В конце концов, при такой трактовке последнему больше подошла бы «роль» Воробья, который «взял и клюнул Таракана».

От запретов к признанию

В 1923 году вышло сразу две сказки Корнея Чуковского – «Тараканище» и «Мойдодыр». Характерно, что к «Тараканищу» у цензоров почти не было претензий, а вот «Мойдодыру» серьезно досталось. Чуковскому ставили в вину неуважение к трубочистам, отношение к детям как к неразумным существам, а также обратили внимание на восклицание «Боже, боже, что случилось?» – и это во время антирелигиозной кампании государства. Впоследствии Корней Иванович «крамольные» строки изменил, и стихотворение при содействии журналиста Льва Клячко было опубликовано детским издательством «Радуга». История повторилась в 1924 году, когда цензура в пух и прах разнесла «Муху Цокотуху». Чуковский негодовал: «Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик — переодетый принц, а Муха — принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца!». Были и другие эксцессы: например, фразу «А жуки рогатые, мужики богатые» государственная комиссия посчитала сочувствием кулацким элементам деревни. И все же, несмотря на трудную судьбу, «Муха-Цокотуха» добралась до преданного читателя и полюбилась не одному поколению детей.

Корней Чуковский читает свои стихотворения детям

В 1963 году по мотивам «Тараканища» был создан мультфильм. Одним из действующих лиц режиссер и сценарист решили сделать сказочника, внешне немного похожего на Корнея Ивановича. Создатели мультфильма справедливо полагали, что в представлении читателей всех возрастов Чуковский крепко связан со своими героями, и рассказывать истории следует «от его лица». Актер озвучки Юрий Филимонов талантливо передал интонации самого писателя. Во время просмотра «Тараканища» зрителя не раз посетит мысль, что вместе с ним за происходящим наблюдает Корней Иванович, добавляя свои остроумные комментарии.

  • Сказки инсценировки по пдд
  • Сказки из пластилина книга
  • Сказки и стихи а с пушкина в детском чтении
  • Сказки и легенды для детей
  • Сказки закончились хватит жить в волшебстве