Сказки из сундука для детей

Галкина марина вениаминовна музыкальный руководитель мбдоу 162 сказка город ульяновск игрушки из бабушкиного сундука сценарий музыкально тематического досуга в

Галкина Марина Вениаминовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ №162 «Сказка»

Город Ульяновск

«Игрушки из бабушкиного сундука»

Сценарий музыкально – тематического досуга в мини-музее

«Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели, задачи:

  1. Обогащать и расширять представление о быте и ремеслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

  2. Воспитывать любовь и уважение к народному быту, к народной музыке, к народным ремеслам, к народной игрушке.

  3. Познакомить с технологией изготовления народной куклы из соломы «Стригушка».

Музыкальный ряд:

  1. К.Тидеман «Пойте гусли».

  2. Варламов «Красный сарафан».

  3. Р.н.м. «Во поле береза стояла»

  4. Р.н.м. «Матрешкины потешки»

  5. Песня Ю. Верижникова «Матрешка»

  6. Р.н.п. «В камышах лебедушка»

  7. Р.н.п. «Пошла Дуня по дороге»

  8. Хоровод «Хорошо пастух играет» р.н.п.

Звучат гусли. К детям — гостям выходит Хозяйка с детьми: Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!

Веселья вам да радости!

Гостей приветствуют хозяйские дети:

1 ребенок: Проходите, не спешите, рассаживайтесь.

2 ребенок: Сядем рядком,

Поговорим ладком.

Хозяйка: Дорогие гости, вы знаете, что наши предки славяне занимались разными ремеслами и были большими мастерами. И сегодня мы с вами поговорим о том, в какие игрушки играли славянские дети.

Звучит музыка «Пойте гусли».

Хозяйка обращает внимание на сундучок:

— Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной, старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберем,

В прошлый век мы попадем.

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно.

3 ребенок: Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Дети: Замок.

4 ребенок: Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет.

Чтоб хозяев в дом пустить.

Дети: Ключ.

Хозяйка: Позвонили в бубенец (замок отщелкивается)

И попали во дворец.

Открывается палата (поднимается крышка сундука).

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища?

Нет ли там чудовища?

Звучит музыка Варламова «Красный сарафан».

Хозяйка достает из сундука по одной кукле, расставляет их на столе и читает стихотворение Ники Харламовой «Тряпичная кукла»:

Куклы-самоделки выстроились в ряд.

И у каждой имя, а за ним обряд.

Славою покрыли куклы наш народ.

Делаем как символ их из года в год.

Куклу — зерновушку мастерили все.

В голод появлялась кукла на окне.

Видел люд прохожий куклу по весне.

И спешил на помощь. Хлеб несли семье.

Молодым дарили куклу – оберег.

Чтоб не разлучались с милыми вовек.

На одной основе муж, его жена.

С ними пеленашка, то же не одна.

Травница висела в люльке малыша.

Так он благовоньем мог всегда дышать.

Куклой оберегом стала день и ночь.

Кукла – колокольчик гнала слёзы прочь.

Звучит р.н.м. «Во поле береза стояла». К сундуку подходят хозяйские девочки:

1 девочка вынимает куклу- полено из сундука и рассказывает о ней:

— Раньше куклой могло стать простое березовое полено, белая кора становилась личиком куклы. Повязала девочка полешку платочек, надела юбочку – и кукла готова.

Звучит народная мелодия «Матрешкины потешки»

Хозяйка: Дети, а вы знаете, что самым любимым народным сувениром стала матрешка.

2 девочка вынимает из сундука матрёшку, расставляет её на столе:

Русская матрешка – славный сувенир!

Русскую матрешку знает целый мир!

Русская матрешка – русская душа.

Русская матрешка очень хороша!

Все девочки исполняют песню Ю. Верижникова «Матрешка»:

1. Мой дружок Андрюшка

Мне принес игрушку

Яркая красавица

Сразу мне понравилась.

Разрисована узором

И совсем без разговора,

Что игрушка просто чудо,

И со мной она повсюду.

Припев: Матрешка, матрешечка нарядная.

Забавная, круглая, ладная.

Игрушка моя деревянная

Красивая, добрая, славная.

2. Пляшет под гармошку

Русская матрешка,

Заодно с игрушкою

Пляшем мы с Андрюшкою.

Посмотрите в наши лица,

Как приятно веселиться,

Мы усталости не знаем,

Всех на танец приглашаем.

Звучит русская народная мелодия «В камышах лебедушка».

Хозяюшка: Посмотрите, какая необычная кукла. Из чего она сделана?

Дети: Из соломы.

Хозяюшка: Правильно – это соломенная кукла и родилась она в деревне.

Делали её из соломы, которая оставалась после жатвы. Матушка брала своего ребеночка в поле, там его надо было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.

А делать ее очень просто.

Хозяюшка предлагает всем желающим детям сделать вместе с ней куклу из соломы «Стригушку», берет в руки пучок соломы, делает куклу и

читает стихи Розы Агафоновой:

В те давние времена

Комбайнов не было когда.
Рожь серпами жали, да в снопы вязали.
Детей постарше иногда в поле брали.
Пусть знают, не на деревьях караваи вырастают,
Тяжким трудом хлебушек добывают.

Сидела девчушка наблюдала,

Как ее мама снопы ловко вязала.
Колоски — кудрявая головка,

Солома на солнце сверкает,

Золотом отливает,
Будто просит:

«Со скуки возьми  меня в руки»

Девчушка взяла соломы пучок,

И показалось ей, что слышит голосок.
Подсказывает кто-то, как солому согнуть,

Связать, соединить, чтобы куклу смастерить.

Солома в руках гнулась — не ломалась,
Как надо ложилась, переплеталась,

Словно помочь ей старалась.
А может,  все это девчушке казалось.

Играть-то нечем было,
Вот куклу из соломы она и мастерила.

Звучит р.н.п. «Пошла Дуня по дороге» дети мастерят кукол.

После окончания работы, дети с куклами в руках выстраиваются на полукруг.
Ребенок: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ,

Затевайте хоровод.

Дети с куклами исполняют хоровод «Хорошо пастух играет» р.н.п.

Цель: учить пересказывать сказки близко к тексту.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать умению вести диалог, слушать друг друга, рассказывать по очереди;
  • Обогащать словарный запас детей, продолжать учить говорить чётко, договаривая окончания слов;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание,
  • Совершенствовать навыки интонационной выразительности.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам;
  • Интерес к театрально-игровой деятельности;

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парами.

Предварительная работа: чтение и обсуждение поступков литературных героев; дидактические игры, просмотр мультфильма «Лиса и волк», чтение русских народных и авторских сказок.

Словарная работа: ловкая, хитрая, находчивая, умная, лукавая лиса; доверчивый, простоватый, глупый волк.

Средства и оборудование: сундук, книжки со сказками, игрушки лиса и волк, ободки Лиса и Волк.

Ход занятия

Вступительная часть

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Педагог: Сегодня утром, когда я пришла в д/сад , увидела у нас вот этот предмет (снимает платок и показывает детям сундучок) .

Педагог: Как вы думаете, что может лежать в этом сундучке?

Дети: скатерть, салфетки, утюги, сказки …

Педагог: Чтоб узнать, что лежит в сундуке, надо послушать загадку:

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Бабка-Ёжка у окна…

Догадайтесь, кто она?

Дети: сказка.

Педагог: Да, правильно, это сундучок со сказками. А вы любите сказки?

Дети: да, любим.

Педагог: Это хорошо. Значит, вы отгадаете те сказки, которые спрятаны в сундучке. Слушайте внимательно. Готовы?

Дети: да.

(Педагог загадывает загадки, когда дети отгадали, достаёт соответствующёю книгу из сундука)

А дорога далека,

А корзинка не легка!

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

Пусть и маленький совсем,

Но зато помог он всем.

Путь — дорогу замечал,

Крошки — камешки бросал.

Сделать он не мог иначе,

Этот добрый… (Мальчик-с-пальчик)

Его отца схватил Лимон.

В темницу бросил папу он…

Редиска — мальчика подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый, без сомненья,

Героя этих приключений (Чиполлино)

Педагог: Скажите, почему некоторые сказки называются народными?

Дети: потому что их сочинил русский народ.

Педагог: Какие народные сказки вы знаете? (дети называют)

Педагог: А если их написал поэт, писатель, то, как они называются?

Дети: такие сказки называются авторскими.

Педагог: Каких авторов сказок вы помните? (выслушиваю ответы детей)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Какие волшебные сказочные предметы вы знаете? (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебная дудочка т др.) В какой сказке царевну колдун превратил в лягушку?

Дети: «Царевна лягушка».

Педагог: А в какой сказке из косточек коровы выросла яблонька с наливными яблочками?

Дети: в сказке «Хаврошечка».

Педагог: Хорошо! Ой, смотрите, что-то ещё есть в сундуке (достаёт игрушки лису и волка). (ФОТО 1) Скажите, пожалуйста, героями каких сказок были Лиса и Волк?

1

Дети: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и Волк».

Педагог: Давайте с вами вспомним сказку «Лиса и Волк» (Рассказывает сказку)

Педагог: Вы очень внимательно слушали сказку и, конечно, готовы её пересказывать. Но сначала давайте немного отдохнём.

Физкультурная минутка «Сказка»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитируют движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движений)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровыми и крепкими (показать «силу»)

Педагог: Ну что ж, вернёмся к сказке «Лиса и волк». Скажите, какая Лиса по характеру?

Дети: Хитрая, ловкая, умная, весёлая, находчивая…

Педагог: А Волк? Он какой?

Дети: Доверчивый, глупый, простой, наивный…

Педагог: А сейчас мы с вами попробуем сказку рассказать по очереди. Будьте внимательны, потому что один будет начинать, а другой, кого назову, — продолжать. Готовы?

Дети: Да.

(Дети по очереди, продолжая, рассказывают сказку)

Педагог: Молодцы, вы были внимательные и очень хорошо рассказали сказку. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли актёров и показать сценку из сказки, как в настоящем театре.

(дети по желанию выбирают роли, разыгрывают разные отрывки сказки) (ФОТО 2)

2

Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо изображали Лису и Волка. Голосом и движением передавали характер героев. Сразу было понятно, что лиса .. какая? А волк… (дети называют)

Я согласна с вами. Лиса говорила жалобно, лукаво, а Волк был добр и наивен.

Педагог: Ребята, вам понравилось рассказывать и показывать сказку?

Дети: Да, понравилось.

Педагог: А кто из наших артистов понравился больше всего? (ребята называют наиболее понравившиеся пары детей, аргументируют свой выбор)

Педагог: Вы сегодня все были очень внимательными и старательными! Мы с вами обязательно продолжим драматизировать разные сказки. А сейчас предлагаю вам нарисовать любой отрывок из сказки «Лиса и Волк».

Список литературы

  1. Корякина Л.В. Весёлые физкультминутки.// Дошкольное воспитание.2006 — №5.
  2. Сухин Н.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки — загадки для дошкольников и младших школьников». — М. «Новая школа», 2007.
  3. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие — М., Педагогическое общество России. 2007.-176 с.

Новогодняя сказка для детей

Действующие лица:

Лиса, Заяц,
Мышь, Тигренок, Пёс,
Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка

Открывается занавес. На сцене лесная поляна. В центре большой «пень», для выступающих, на заднике большая елка как декорация. Выбегает Заяц.

Заяц (в руках множество листов, размахивает ими): Репетиция! Репетиция!.. Нет, это невыносимо! В этом лесу нет никакого порядка, уже полчаса, как идет репетиция, а никого нет! Как вам это нравится?! Репетиция! Репетиция!

Появляется Лиса. Она явно не торопится.

Сценарий на Новый год. Новогодняя сказка «Ловушка для Деда Мороза»

Лиса: Что за шум? У меня от вас перепонки лопаются…

Заяц (бросается к ней, целует ручки): Лисавета Пална! Какое счастье!

Лиса: Что вы, право, так шумите?

Заяц (в отчаянии): Лисавета Пална…

Лиса (возмущенно): Я готова.

Заяц (мечется по сцене): Где все? Боже мой! Где все!

Генеральная репетиция… новогодний концерт… мой

дебют…. Я пропал, пропал, пропал…

Лиса: Ну зачем так нервничать? Возьмите себя в… лапы. И не мелькайте так, у меня глаза за вами не успевают.

Заяц (закрывая голову лапами): Пропал! Пропал!

Выходит Пёс.

Пёс: А, вот вы где! Мой выход? (Распевается)

Заяц (потрясая сценарием): Какой выход! Какой выход?! Вы плавно спускаетесь на облаке. На таком беленьком, пушистеньком облачке, как эльф… Падает снег, звенят колокольчики. Это ход такой, понимаете?! Так у меня задумано!

Пёс: Но, позвольте, какой же я эльф? Я не могу спускаться на облаке, я высоты боюсь.

Заяц (решительно): Все! Мое терпение лопнуло! Я не хочу более в этом участвовать! (Достает большущий пистолет, приставляет к голове)

Лиса (морщится): Ну, вот, опять будет стреляться. Вы бы не могли уже завести пистолет с глушителем, у меня от вашей стрельбы зубы болят!

Заяц: Прощаю всех!

Театрально стреляется, что-то бабахает, включается фонограмма, из-за кулис в танце выпархивает Ёлка.

Заяц: Это еще что такое? (непонятно: это он про выстрел или про фонограмму)

Ёлка (смущенно): Танец маленькой ёлочки…

Заяц (вопит): Кто включил фонограмму?! Кто, я вас спрашиваю?

Пёс: У вас тут по сценарию после фейерверка сразу идет танец маленькой елочки.

Заяц: Какой фейерверк?! Где вы видели фейерверк, это я стрелялся, понимаете! Я обрывал свою жизнь на самом взлете! Нет, в этом лесу даже пистолеты не стреляют!.. (Плачет) Черствые, неблагодарные звери… (Все его утешают)

Лиса: Ну, успокойтесь, голубчик.

Ёлка: Мы вас очень любим! Вы такой талантливый, оригинальный и, вообще, непредсказуемый.

Пёс: Будьте мужчиной!

Заяц (рыдает): Я болен… Я больной маленький зайчик… Я хочу к маме… У меня ОРЗ…

Лиса: ОРЗ? Это еще что такое?

Пёс: ОРЗ – это Очень Рано Зазнался!

Ёлка: Ах, а это не заразно?

Пёс (с видом знатока): Талант всегда заразен.

Лиса: Не говорите глупостей! ОРЗ – это… это Очень Репетиция Затянулась!

Пёс: Она не могла затянуться, так как еще не началась.

Ёлка (робко): А, по-моему, ОРЗ – это Очень Резко Застудился…

Лиса: Ах, бедненький!

Пёс: Может, вам взять бюллетень?

Заяц (стонет): Какой бюллетень? Новый год на носу!

Мышь (несется из зала на сцену): Я знаю, я знаю! ОРЗ – это Очень Радостное Занятие! (Бросается к Зайцу ) Репетиция – любовь моя!

Лиса: Выскочка!

Пёс (поет): Прибежала мышка, хвостиком махнула…

Заяц (тут же вскакивает как ни в чем не бывало): Друзья мои, до Нового года осталась ровно одна репетиция! Мы начинаем! Музыка!

Все (берутся за руки, выходят вперед, поют):

Мы начинаем наш концерт
Для чего? Почему?
Чтобы не скучно было здесь
Никому, никому!

Мы встретим славно Новый год,
И для вас, и для вас
Мы будем петь и танцевать
В добрый путь! В добрый час!

(Затем расходятся по сцене, готовятся к концерту)

Заяц (командует): Супер вверх! Снежинки! Звезды! Музыка! Делай «раз»! Делай «два»! Делай «три»!

Создают скульптурную группу, Заяц выскакивает на подиум.

Заяц: Уважаемая публика! Дамы и господа! Взрослые и дети! Только сегодня и только раз вы увидите настоящий лесной концерт! И не просто концерт, а новогодний, подготовленный силами звериной, или зверской… впрочем, неважно, художественной самодеятельности. Позвольте вам представить артистов!

Лисавета Пална – суперзвезда, суперлиса, исполняет песни всех времен и народов! (Лиса поет, кланяется)

Елочка, которой было холодно и которую из леса мы взяли домой, вернее, в свой творческий коллектив! (Елочка танцует, кланяется)

Пес, который ушел в лес, да так здесь и остался. Умеет художественно выть… простите, петь на луну и прочие небесные светила! (Пес выдает несколько вокальных вариаций)

Мышь – серая непосредственность. Хм, звучит двусмысленно… Может, ее перекрасить? Белая непосредственность, красная непосредственность… надо над этим подумать.

И, наконец, гвоздь нашей программы – Тигренок! (Оглядывается) Где Тигренок?

Все: Где Тигренок? Ты его видел? Нет, а ты?

Заяц (скатывается с подиума и опять мечется по сцене): Боже мой, все пропало… Если нет «гвоздя», вся программа развалится, как… старая табуретка!

Пес: Помилуйте, в наше время с гвоздями нет проблем? Вам какие? Побольше? Поменьше?

Заяц (выскакивает на авансцену, к зрителям): О-о-о, надеюсь, вы-то хоть понимаете, что такое «гвоздь программы»? Это самый-самый главный артист!

Лиса (намекая на себя): Может, этим самым гвоздем может быть кто-нибудь из нас?

Заяц: Из вас?! Из вас можно сделать лапшу, чтобы повесить на мои бедные уши, вату, чтобы законопатить мою несчастную голову, каток, наконец, чтобы проехать по мне, как по асфальту… Но «гвоздем программы» может быть только Тигренок и никто другой…

Мышь: К чему такие сложности, у нас незаменимых зверей не бывает.

Заяц: Я вам уже сто раз объяснял, что наступающий новый год – это год Тигра! Так?

Все: Так!

Заяц: Поэтому в нашем концерте Тигренок должен исполнить главный номер! Понятно?

Все: Понятно!

Заяц: Что мы скажем Деду Морозу?! Зачем все это, если не будет одного маленького тигренка-а-а…

Елка (робко): Может быть, нам его поискать?

Мышь: Правда, причешем… ой, то есть прочешем весь лес и найдем.

Заяц: Все на прическу… то есть, проческу леса! В общем, все искать Тигренка! Сбор на этой поляне через три вороньих карка. (Все разбегаются в разные стороны)

Появляется Тигренок.

Тигренок: Ищите, ищите, ноги не стопчите… Ишь, заладили – гвоздь программы, гвоздь программы… А меня спросили? Хочу я быть этим самым… как его, винтиком-шпунтиком? Не спросили! То-то! А я не хочу! (В зал) А вы, вообще, что тут делаете? (Дети отвечают) Все это баловство! Ерунда на постном масле! У меня есть дело посерьезнее! Настоящее! Новогоднее! Я вам расскажу по секрету, так и быть, только давайте сначала познакомимся. (Спускается в зал) Тигренок. Очень приятно. Тигренок. (Садится на рампу) Угадайте, что я придумал? Ни за что не угадаете! Я придумал ловушку для Деда Мороза!

Дед Мороз скоро придет сюда и принесет подарки. Много-много, целый мешок! (Достает конфетку, разворачивает) Хочешь конфетку? Я тоже. (Ест) Он приходит и, хлоп… попадает в мою ловушку! И все подарки, целый мешок – мои! Машинки там всякие, конфетки… Вот это я понимаю, вот это праздник! Ты хочешь целый мешок подарков? (Спрашивает у ребенка, жмет руку) Молодец, я тоже хочу. Только вы, того, молчите, не спугните Деда Мороза. Сейчас я ловушку поставлю, а сам спрячусь. Капкан, настоящий. Хочешь потрогать? Не дам! (Ставит капкан, маскирует ) Только молчок, зубы на крючок! А я вам, так уж и быть, дам одну конфетку… на всех. Я не жадный. (Слышны три «карка» ) Ой, кто-то идет. Наверное, Дед Мороз. ( Прячется )

Выбегают из разных концов сцены звери.

Заяц: Ну что? Нашли?

Пес: Нет, в чаще его нету!

Елка: И в сосновом лесу тоже!

Мышь: И в березовой роще не было!

Лиса: В орешнике я тоже никого не встретила.

Все собираются вместе, Заяц наступает на ловушку, фонограмма, свет, что-то урчит и чмокает, все с воплями падают на землю.

Пес (поднимает голову): Что это было?

Лиса: Зе-зе-землетрясение?..

Елка (показывает на Зайца): Что это с ним?

Мышь (дрожа от страха): Ой, что-то мне все это не нравится…

Заяц (лязгая зубами): Кажется, я попал… в капкан…

Все (встают и окружают Зайца): В капкан? В нашем лесу? Не может быть! Это невероятно!

Лиса: Но кто мог это сделать?

Дети кричат из зала: «Тигренок!» Все обескуражены.

Мышь: Ну и ну…

Пес: Но зачем это ему понадобилось?

Елка (вслушивается в то, что кричат дети): Ловушка? Но для кого?

Лиса: Так, всем тихо! Вот ты расскажи, что задумал Тигренок. (Обращается к конкретному ребенку в зале)

Пес: Вот хулиган!

Мышь: Неслыханно! Он хочет всех оставить без подарков!

Елка: А если Дед Мороз пострадает? Кто тогда станет разносить детям подарки?

Заяц: Пока что пострадал я! И никто не торопится мне помочь… (Поскуливает)

Все вспоминают про Зайца.

Елка: Ах! Как же мы ему поможем?

Пес: Как-как! Надо снять капкан, как же еще?

Лиса: Дайте-ка я попробую… (Пытается снять капкан) Ничего не выходит. Здесь нужен специалист.

Мышь: Где же мы его возьмем? (Все пожимают плечами )

Елка: Кажется, у меня есть идея!

Все: Какая?

Елка: Обычно, когда кто-то попадает в беду, люди говорят, что надо протянуть ему руку помощи…

Все с недоумением рассматривают свои руки.

Лиса: Это как?

Елка: Точно не знаю…

Пес: Зачем же говорить о том, чего не знаешь?

Мышь: А если мы все вместе возьмемся за руки и потянем, вдруг капкан откроется?

Елка: Давайте попробуем. (Берутся за руки, тянут, Заяц верещит)

Лиса: Ничего не выходит, нас слишком мало. (Озираются, кого бы позвать)

Пес: Подождите, подождите, а что если…

Елка: …попросить детей нам помочь! Вон их сколько в зале!

Мышь: Ребята, вы нам поможете?

Лиса: Придумала! Придумала! У меня есть такие длинные цветные веревочки. Сейчас мы их бросим в зал, и кто достанет, тот возьмется за них, только аккуратно. Под Новый год случается всякое, и, как знать, вдруг мы сможем помочь нашему другу. По моей команде тянем! (Бросает ленты в зал, таким образом, получаются длинные цепочки. Персонажи на сцене берут эти ленты в одну руку, а другой берутся за «капкан» )

Лиса: Раз, два – взяли! Три, четыре – потянули! Пять, шесть – еще раз! Все получится у нас! Семь, восемь – потянули! И… капкан мы разомкнули!!!

Все: Ура! Спасибо вам, ребята, теперь вы понимаете, что, когда мы вместе, мы можем творить настоящие чудеса!

Заяц: Спасибо вам, друзья мои! (Поют песню о дружбе «Дружба крепкая не развалится, не расклеится от дождей и вьюг…» )

Елка: Стойте! А вдруг…

Все: Что вдруг?

Елка: А вдруг этот капкан был не единственной ловушкой, вдруг Тигренок устроил ловушку для Деда Мороза еще в каком-нибудь месте? Например, на лесной дороге?

Все оцепенели.

Заяц (очнулся первым): Что же мы стоим? Надо причесать… простите, прочесать лес и найти этого несносного Тигренка, пока он еще чего-нибудь не натворил!

Все: Скорее! У нас мало времени! Мы найдем его! Ну, берегись, полосатый…

Убегают. Свет гаснет. Фонограмма. Сменяется картина. Лесная дорога, на ней сидит Тигренок, «колдует» над чем-то, бормочет, чихает, пыхтит.

Тигренок: Какой хороший был капкан, я его два дня готовил… изуродовали, изверги! (В зал) А вы тоже хороши. Тянем-потянем… Зачем было им помогать? Не дам никому ни одной конфетки, даже бумажки от конфетки не дам! А Деду Морозу я ловушку все равно устрою, у меня еще есть, с секретом. Я в нее порошок такой специальный насыпал… слезо-чи-та-ти-та… не выговорить, в общем, чтобы плакать. Так что, пока Дед Мороз будет слезы лить, я его мешочек заберу в чащу. Думают, у меня ловушек не хватит! Еще как хватит! Я если захочу, вообще всех переловушу. Вот! (Прикладывает ухо к земле) Т-с-с… слышу шаги… тяжелые. … Ну, дедуля, берегись! (Прячется)

Крадучись выходят звери, озираются, Лиса замечает яркую приманку.

Лиса: Ой, какая прелесть!

Заяц: Не трогай!

Поздно. Хлопок, дым-машина, все с криками: ложись, падают на землю, кроме Лисы. Она словно остолбенела. Все потихоньку поднимают головы, подползают к ней.

Елка: Что это с ней?

Пес: Может, ее контузило?

Мышь: Ой, что-то мне все это не нравится…

Вдруг Лиса взрывается ревом.

Заяц: Лисавета Пална, Лисавета Пална, что с вами? Ничего не понимаю! А вы что-нибудь понимаете?

Пес (в зал): Может быть, кто-нибудь знает, что здесь произошло? (Ему дети очень активно отвечают) Все ясно, это была еще одна ловушка для Деда Мороза.

Елка: Ну, это уже форменное безобразие! Этого Тигренка надо просто… просто… посадить на самую высокую елку, как опасного для леса!

Мышь: Что вы? Что вы? Мы против жестких мер. Его надо воспитывать!

Заяц: Пока что нужно успокоить Лисавету Палну! Голубушка, успокойтесь, не нужно так переживать.

Лиса (она все время плачет): Я абсолютно спокойна, но вот глаза, они плачут сами по себе… Как вы думаете, если я наплачу целое море – мы все утонем?

Мышь: Какой ужас, я не умею плавать…

Заяц: Спокойствие и только спокойствие. Мы должны остановить эти слезные потоки.

Елка: Но как?

Заяц: Точно не знаю.

Пес: Зачем же говорить то, чего не знаете?

Спрашивают у детей, чем помочь Лисе.

Елка: Ну, конечно, рассмешить! Ее надо рассмешить! Как мы сами не догадались!

Заяц: Гениально! По моей команде все громко смеемся! (Смеются) Не помогает.

Елка: И не поможет, ведь мы должны смеяться все вместе!

Мышь: Точно. Все, все, все смеемся!

Заяц: Не помогает!

Пес: Просто очень трудно смеяться, когда кто-то плачет, просто совсем невозможно.

Елка: Получается, что мы смеемся, когда другому плохо, а это очень нехорошо!

Заяц: Как же мы тогда сможем ее рассмешить?

Мышь: Наверное, надо, чтобы смех был искренним… Может, рассказать что-нибудь смешное?

Елка (посовещавшись с Псом): Мы придумали, придумали!

Пес: Когда я был еще щенком, я любил играть в очень смешную игру. Сейчас мы в нее сыграем, и если вам будет смешно, то смейтесь громко и от всей души! Попробуем! (К Елке) Давай придумывать числа или рифмы, у кого смешнее, тот и победил.

Елка: Давай! Чур, я первая! Почти один, чутик два, крохотулик три…

(Примечание: далее отрывок из «Как придумывают числа» Д. Родари)

Пес: Это слишком маленькие числа. Послушай, какие придумал я. Один сверхмиллион биллионов, одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище! И один изумилище!

Елка: А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри! Трижды один – кот Мартын; трижды два – вкусная халва; трижды три – нос утри; трижды четыре – шоколад вкуснейший в мире; трижды пять – просим не мешать; трижды шесть – на дерево залезть; трижды семь – ни за что я суп не съем…

Пес: А скажи-ка быстро, сколько стоит сахарная косточка?

Елка: Дважды надеру уши! А сколько отсюда до Луны?

Пес: Тысяча километров сладких, один километр совершенно кислый и семь шоколадок!

Елка: А знаешь, как считают в нашем лесу? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек!

Пес: А я посчитаю так! Разик, двазик, третий тазик, а четвертый – безобразик.

Все смеются, Лиса в том числе.

Заяц: Хватит, хватит, а то сейчас и я заплачу… от смеха.

Лиса: Спасибо вам, друзья мои, это очень веселая и смешная игра, а главное, что играть в нее можно везде и с кем угодно. А мне очень хочется спеть для вас свою любимую песню.

Все: Просим! Просим!

Лиса поет, остальные танцуют. Где-то вдали бьют часы.

Заяц: Слышите, часы пробили 10! До Нового года осталось совсем мало времени, а наш концерт… он не готов.

Все: Мы готовы! Все готовы!

Заяц: Но главный номер, его должен исполнить Тигренок, которого нет и от которого сплошные неприятности…

Елка: Нужно, наконец, его найти!

Заяц: Нет уж, хватит! Мы уже причесали, простите, прочесали весь лес вдоль и поперек. Необходимо изменить тактику!

Лиса: А что если мы сами устроим ему ловушку?

Мышь: Но у нас нет ничего такого…

Лиса: А нам ничего такого и не нужно, мы устроим ему хитрую ловушку!

Все: Что это значит? Объясните? Как это?

Лиса: Тигренок расставляет ловушки для Деда Мороза? Так?

Все: Так!

Лиса: Значит, мы можем использовать Деда Мороза для приманки. Как только он его увидит, тут же явится, а мы его… и поймаем!

Пес: И надерем уши!

Заяц: Это невозможно! Впутывать в такие дела Деда

Мороза?! Что он о нас подумает?

Лиса: До чего же вы бестолковые! Вы кто?

Все: Я – Мышка, я – Заяц и т. д.

Лиса: Вы – артисты! А что это значит?

Все: Что?

Лиса: А то, что кто-то из нас может сыграть роль Деда Мороза. Но Тигренок не будет знать, что наш Дед Мороз не настоящий, и обязательно сюда явится – вот и вся приманка!

Заяц (восхищенно): Гениально!! Лисавета Пална – вы ангел!

Мышь: Но кто же будет Дедом Морозом? Может быть, я?

Пес: Ни в коем случае – это моя роль!

Елка: Я мечтала об этом всю свою жизнь!

Заяц: Стоп, стоп, тихо! Будем считаться. (Считалка любая. Выпадает на Мышь)

Мышь: Я так рада, я так рада!

Лиса: Везет же некоторым.

Заяц: Так, принесите из нашего сундука что-нибудь подходящее: бороду там, варежки… (Пока ее одевают, говорит без умолку) Дорогая моя, слушайте внимательно. Это ваш шанс. Завтра утром вы проснетесь знаменитой. О вас заговорит весь лес… впрочем, не будем отвлекаться. Итак, что мы знаем о Дед Морозе? Он старенький, ему очень много лет. (Мышь складывается пополам) Зачем же вы так согнулись? Он, конечно, стар, но не до такой же степени. Живет он на Севере, там холодно, очень холодно (Мышка начинает дрожать) Что это вы так трясетесь?

Мышь: В роль вхожу.

Заяц: А… ну, не нужно так дрожать, он все-таки в шубе. Где шуба? Вы должны найти зерно роли, ее самую суть.

Мышь: Найти зерно? Это я умею.

Заяц: Оно должно вас вдохновлять, будить вашу фантазию…

Мышь (облизываясь): О, оно меня очень вдохновляет.

Заяц: Великолепно! «Я – Дед Мороз!» – говорите вы себе. «Я – Дед Мороз»… уши, уши спрячьте … Ну, кажется, все готово. Все в укрытие.

Мышь: Но что я должна делать?

Заяц: Импровизируйте, дорогая моя, импровизируйте.

Все прячутся, Мышь пробует передвигаться в костюме, который ей велик, торчат хвост и уши.

Мышь: Кажется… кажется… кажется, Новый год начинается…

Заяц (высовывается из-за елки): Замечательно! Великолепно! (Его затягивают обратно)

Мышь (уже бодрее): Кажется, Новый год начинается… Вы думаете, он не заметит под этим меня?

Заяц: Не выпадайте из роли, это непрофессионально.

Мышь (бегает по авансцене туда сюда): Кажется, Новый год начинается, кажется, Новый год начинается…

Появляется Тигренок.

Тигренок: Кто это? Дед Мороз? Но как он сюда попал? Я не заметил. Странно. (Подбирается поближе) Маленький он какой-то…

Мышь (увидела Тигренка, говорит басом, очень старается): Я – веселый Дед Мороз, я подарки вам принес!

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а где твой мешок с подарками?

Мышь: Мешок? А… а он такой большой, что я оставил его под елкой.

Тигренок: Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя серый хвост торчит?

Мышь: А это, это… я маскируюсь.

Тигренок (подошел совсем близко): Дед Мороз, а Дед Мороз, а почему у тебя борода отклеилась?

Мышь: Да вот, помыл ее Хэдэншолдерс, потом сан-силком, потом керамидами с кератидами – вот борода и полезла…

Тигренок: Рассказывай сказки… Я понял – ты не Дед Мороз.

Звери с криками «лови», «держи» – выскакивают из укрытий и бросаются ловить Тигренка. Музыка. Бегают по залу, наконец, загоняют его на сцену, там и отлавливают.

Тигренок (вопит): Спасите! Сдаюсь! Придавили!

Лиса: Ага, попался, голубчик!

Пес: Отшлепать его как следует!

Заяц: Мы не будем его шлепать.

Все расступаются, Тигренок остается в центре.

Елка (обращаясь к Зайцу): Посмотри на нашего Тигренка, тебе не кажется, что он стал маленьким?

Пес: Он хотел оставить всех без подарков, и мне не хочется его замечать. Пожалуй, он и впрямь уменьшился…

Лиса: О ком это вы? Разве здесь есть Тигренок? Я его не вижу!

Тигренок: Вот же я! Вы что? Почему вы меня не замечаете?

Все расходятся, не обращая на него внимания.

Тигренок (в световом круге, который, соответственно тому, что он говорит, сужается, пока не исчезнет совсем): Это ужасно – уменьшаться под насмешливыми взглядами. Для них это просто шутка, им весело. А я становлюсь все меньше и меньше. Теперь я уже могу поместиться в ящике буфета, где лежат салфетки. А через несколько дней я уже перестану быть Тигренком, а превращусь в безделушку, которую пускают погулять по столу, когда не включен телевизор. Берут лупу, чтобы рассмотреть мои крохотные лапки. Вскоре мне уже будет достаточно спичечной коробки. А потом кто-нибудь обнаружит, что она пуста и… выбросит ее. (Лучик сузился совсем и погас, Тигренок кричит) Я не хочу! Я не хочу уменьшаться! Простите меня! Я был неправ! Я поступал плохо! Я больше никогда, никогда не сделаю ничего плохого!

(Примечание: по мотивам отрывка из «Уменьшаюсь» Д. Родари)

Все: Слышали? Кто это кричит?

Тигренок: Это я! Это я! Тигренок!

Заяц: Ну что, вы верите ему, ребята? Простим его? (Дети отвечают)

Тигренок: Спасибо! Я все понял! Я понял, что не бывает праздника только для себя самого, потому что и себя самого можно потерять. Мне хочется сделать для вас что-нибудь хорошее.

Заяц: Будет очень хорошо, если ты исполнишь в новогоднем концерте какой-нибудь номер.

Тигренок: Ну, это сколько угодно! Я все умею! Петь, танцевать, рассказывать сказки!

Заяц: Сказки? Это интересно. Расскажи-ка нам сказку.

Тигренок: Запросто!

Елка: Я ты уверен, что не ошибешься?

Тигренок: Ни разу.

Пес: Ладно. Ребята, послушаем? А если он где-нибудь ошибется, вы сразу хлопайте в ладоши, и мы будем исправлять.

(Примечание: далее отрывок из «Фантазии и сказки»Д. Родари)

Тигренок: Значит, так! Сказка! Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка-Мышь: Не Желтая, а Красная!

Тигренок: Ах да! Красная шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…» (Дети хлопают)

Пес: Да нет же – Красная!

Тигренок: Да, да, Красная… «Пойди к тетушке Клаве и отнеси ей картофельную шелуху…» (Дети хлопают)

Елка: Нет, мама сказала ей: «Сходи к бабушке и отнеси ей вот эти пирожки!»

Тигренок: Ну, пусть будет так… Девочка пошла в лес и встретила жирафа. (Дети хлопают)

Лиса: Опять все перепутал. Она встретила волка, а не жирафа.

Тигренок: И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?» (Дети хлопают)

Заяц: Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

Тигренок: Ты прав. А Черная Шапочка ответила… (Дети хлопают)

Мышь: Это была Красная, красная, красная шапочка!

Тигренок: Ну, ладно, ладно! Красная. Она ответила: «Я иду на базар покупать томатный соус». (Дети хлопают )

Пес: Вовсе нет! «Я иду к бабушке, но я заблудилась!» Тигренок: Правильно. А лошадь ей говорит… (Дети хлопают )

Елка: Какая лошадь? Это был волк!

Заяц: Стоп, стоп! Это никуда не годится. Это не сказка, а абракадабра какая-то получается.

Тигренок: Я очень старался.

Елка: Может, ты петь умеешь?

Тигренок: Пожалуй, пою я чуть похуже, чем сказки рассказываю.

Заяц: Это катастрофа! Все пропало! Тигренок – символ Нового года, и совершенное, абсолютное отсутствие таланта!

Лиса: А может быть, мы попробуем спеть новогоднюю песню все вместе?

Елка: Верно! Ведь петь хором легче!

Заяц: Хорошая идея! Попробуем.

Пес: А Дед Мороз услышит нашу песню и скорее найдет нас!

Лиса: Это что же, получается, опять ловушка для Деда Мороза?

Елка: Ага, только музыкальная!

Все поют новогоднюю песню.

Текст песни (на мотив песни «Солнце мое» Т. Овсиенко ):

1. Время катится по кругу и под Новый год
Возвращает всем нам сказку, и большим, и малым,
И на маленькой опушке, и в домах многоэтажных
Зажигает праздник лица добрых друзей.

Припев:

Пусть Новый год
Всем припасет подарки,
Пусть каждый дом сияет елкой яркой,
Пусть только радость он принесет!
Мы распахнем свои сердца, как двери,
Пусть в эту ночь все снова в чудо верят.
Это приходит к нам Новый год!
Снова приходит к нам Новый год!

2. Все на свете любят праздник и подарков ждут,
Загадать спешат желанья – все это понятно.
Только мы вас очень просим, не забудьте жарким летом
Запах елки, краски чуда и доброты.

Припев тот же.

Фонограмма. Через зрительный зал на сцену идут Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: С Новым годом! Вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Мы, конечно, для начала познакомимся сначала! Ваших я имен не знаю, а вас очень много здесь! В час имен не перечесть!

Снегурочка: Как же быть, что делать тут?

Дед Мороз: Вот что: хором мне скажите, как кого из вас зовут!

Снегурочка: Раз, два, три, свое имя назови!

Дети в зале кричат каждый свое имя.

Дед Мороз: Как? Не слышу! Повторите! Хором дружно говорите! (Кричат еще громче) Ну, а я кто? Догадались? Или сразу растерялись? (Дети отвечают)

Мышь: Дедушка Мороз, мы вас так ждали, так ждали…

Дед Мороз: Не вы ли это пели замечательную новогоднюю песню, друзья мои, я ее еще издалека услышал и подумал, что здесь нас со Снегурочкой ждут.

Снегурочка: И ждут твоих подарков, Дед Мороз!

Заяц: Дедушка Мороз, я сейчас вам все объясню, понимаете, мы готовили для вас концерт, но… у нас тут… кое-что произошло… В общем… мы…

Дед Мороз: Ну, ну, косой, ты что это нос повесил?

Заяц: Так ведь мы ничего не успели…

Снегурочка: Как это не успели, друзья мои? Ведь наш праздник только начинается!

Дед Мороз: Верно. И все ваши песни, танцы, игры, загадки и забавы мы увидим и услышим на празднике у новогодней елки!

Все: Ура! Здорово! Мы готовы веселиться до утра!

Дед Мороз: Но прежде чем начнется настоящий праздник, я хочу подарить вам подарок! Вы верите в то, что все, что мы пожелаем в канун Нового года, обязательно сбудется? Я хочу каждому из вас подарить исполнение самого заветного желания.

Снегурочка: Оно обязательно сбудется у тех, кто в это по-настоящему верит.

Дед Мороз: Сейчас я стукну своим посохом, и пока будут звучать волшебные колокольчики, вы можете загадать свои желания!

Свет. Фонограмма. На сцене «вырастает» большая новогодняя елка.

Дед Мороз: Я дарю вам, друзья мои, эту новогоднюю елку и исполнение ваших желаний! Да будет так! (Стучит посохом )

Снегурочка: Ну, что же, друзья, приглашайте всех гостей на праздник к новогодней елке!

Все: Все на праздник!

Персонажи вместе со зрителями проходят в фойе, где стоит настоящая елка, и продолжается праздник с играми, хороводом и т. п.

24 ноября 2021 в 1:26

Проект по театрализованной деятельности

в младшей группе

«Сказки из волшебного сундука»

Тема проекта: «Сказки из волшебного сундука».

Авторы проекта: воспитатель Лаврентьева Т.В.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Продолжительность: с 01.02.2019г. по 30.04.2019г.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.

Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, для целенаправленной, систематической работы над поставленной годовой задачей ДОУ «Развивать творческие, коммуникативные и речевые способности дошкольников средствами театрализованной деятельности» нами выбрана работа над проектом «Сказки из волшебного сундука».

Цель проекта: создать условия для реализации годовой задачи ДОУ через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

создать условия для театрализованной деятельности;

формировать представление о различных видах театра;

привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

развивать речь, воображение и мышление;

помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Ожидаемый результат:

дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;

сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

Продуктами проектной деятельности являются:

пополнение театрального уголка.

постановка сказки «Репка» на ассамблее для родителей;

Принцип проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

— принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Ресурсное обеспечение:

настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

театр на магнитах: «Колобок», «Теремок».

пальчиковый театр: «Репка», «Теремок», «Колобок»

плоскостной театр: «Теремок», «Колобок»

костюмы к сказке «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят».

сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

дидактические игры: Кукольный театр на столе по сказке «Заюшкина избушка», «В гостях у сказки», Театр на магнитах по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», лото «Сказки», «Мои любимые сказки», Веселые шнуровки «Маша и медведь», «Курочка Ряба».

Участники проекта:

воспитатели группы «Солнышко»;

музыкальный руководитель;

дети группы;

родители воспитанников.

Предварительная работа:

— подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;

— прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя»,

— показ театра: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»;

— рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;

— комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке».

Подготовительный этап:

1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»

2. Наглядная информация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Разработка проекта в группе: «Сказки из волшебного сундука».

5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Основной этап:

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев сказок, пополнить уголок различными театрами: настольным, пальчиковым, магнитным; изготовить ширму для кукольного театра).

2) Знакомимся со сказками:

Сказка «Теремок»

— Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра;

— рассказывание сказки вместе с детьми с использованием настольго театра;

— коллективная аппликация «Теремок»;

игры с кубиками «Собери сказку»;

— дидактические игры: «Загадаю — Отгадаю»

— подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

— использование картинки — раскраски к сказке «Теремок».

Сказка «Репка»

— Рассказывание сказки «Репка» с показом театра на фланелеграфе;

— лепка «Репка»;

— имитационные упражнения;

— дидактическая игра «Мои любимые сказки»;

— драматизация сказки «Репка»;

— разучивание пальчиковой игры: «Репка»

— использование картинки — раскраски к сказке «Репка».

Сказка «Заюшкина избушка»

— рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с показом настольного театра;

— рисование «Избушка»;

— ООД по РЭМП с использованием театрализованной деятельности;

— рассказывание сказки детьми с имитацией действий;

— упражнение «Изобрази героя»;

-дидактическая игра: «Кукольный театр на столе по сказке».

— подвижные игра: «Лисонька – лиса».

— использование картинки -раскраски к сказке «Заюшкина избушка».

Сказка «Курочка Ряба»

— рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом кукольного театра;

— разучивание танцевальных движений из танца « Кура Ряба и цыплята»;

— пение детских песенок «Куд-куд. Кудах –тах-тах-тах-тах…»;

— ряженье в костюмы;

— дидактическая игра: Театр на магнитах «Курочка Ряба»

— подвижные игра «Курочка и цыплята»;

— использование картинки — раскраски к сказке «Курочка Ряба».

— показ сказки «Курочка Ряба».

Взаимодействие с родителями:

1. Опрос родителей «Читаете детям сказки?»

2. Наглядная информация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Консультация «Чем полезна сказка?».

4. Изготовление ширмы «Кукольный театр».

5. Изготовление и пошив костюмов для инсценировки.

6. Помощь в организации домашних кукольных представлений.

Заключительный этап:

1. Выставка работ родителей.

2. Показ сказки «Репка» на ассамблее для родителей «Театр глазами ребенка».

Итоги проекта:

1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.

2. Пополнение театрального уголка.

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.

4. У детей сформировано представление о различных видах театра.

Литература:

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] — М.: Просвещение, 2005. — 126 с.

2.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] — Ульяновск, ИПКПРО, 2010. — с.3

3.Генов, Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.

4.Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С.5-7.

5.Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С.19.

Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

Наталья Володина  Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.

Задачи: Образовательные:

  • Обобщить начальные правовые знания у детей.
  • Воспитывать правовую грамотность
  • Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей
  • Активизировать словарь по теме.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки.
  • развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей
  • Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), сладкие угощения (в качестве сокровища).

Предполагаемый результат:

-Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;

-Владеет терминологией по правовому воспитанию;

— Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;

— У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;

-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;

-Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;

-Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Содержание организованной деятельности.

Зал красиво украшен, на стенах висят шары, плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

(слайд 1)

— Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(слайд №2)

— Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:

-На что имеют право и на что не имеют?

-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд №3)

-А заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенция о правах ребенка».

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

-Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.

-А для этого мы отправимся в путешествие!

-Давайте поделимся на две команды и попробуем посоревноваться в наших знаниях о правах ребёнка. За каждый правильный ответ командам будет вручаться часть «Ключа» (разрезная картинка, изображающая место расположения спрятанного сокровища). В конце путешествия мы соберём картинку воедино и нас ожидает сюрприз!

-Теперь выберем капитана и дадим название командам (предложить названия: 1-« », 2-« »).

-Ребята, смотрите что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист! (вручить каждой команде карту, в которой отражены пункты назначения).

-Все готовы к приключениям?

Дети: -«Да!»).

-Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!

1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»

— Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?

– Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие.

— Поплыли дальше!

2. Остров: «Право на имя и гражданство»

-А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)

Дети: — «Документ, свидетельство на рождение»

— Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

— Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

Правильно!

-Дети, имена — это слова, но слова особые. Они значат очень многое.

На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ — Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку — это нарушает его право на имя.

— А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.

Ответы детей.

-Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!

  • Остров: «Право на семью,

любовь и понимание со стороны родителей, семьи»

— Команды, что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?

Ответы детей.

— А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой.

-Да, с родителями;

— А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

— ну что ж, плывём дальше!

  • Остров: «Право на дом»

-Команды, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?

Ответы детей.

— Молодцы! Дальше в книге ПРАВ РЕБЁНКА написано следующее: «Ребенок имеет право на дом».

-У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Люди даже сочинили пословицы о доме:

Без хозяина дом — сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

-да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

 (слайд №6)

— Ребята, из какой сказки эти герои?

(ответы детей).

-Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.

— Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

— Ребята, давайте немного отдохнём.

— Встаем все рассыпную.

Физкультминутка:

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

— Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?

5.Остров: «Право на образование (обучение)»

-Команды, посмотрите, что вы видите на этом острове (книга)?

Ответы детей

— Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.

— Кто знает как называется наша страна?

Ответы детей.

— А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?

Ответы детей (с помощью воспитателя).

— Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?

6.Остров: «Право на защиту от жестокого обращения»

— Команды, что же мы видим на этом острове?

(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)

Ответы детей

— Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения».

– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других.(Три поросенка, Золушка).

— Что хотел сделать волк с поросятами?

— Как обижали Золушку?

Ответы детей

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

— Почему? 

(ответы детей)

-Плывём к следующему острову!

7. Остров: «право на бесплатную медицинскую помощь»

– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?

Ответы детей

-В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

(слайд с изображением доктора Айболита)

— Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой 

(ответы).

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

(ответы).

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)

-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

8.Остров № “Права сказочных героев”.

-Я совсем запуталась, ребята…Команды, давайте попробуем разобраться вместе:

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища? 

(слайд с иллюстрацией к сказке“Ледяная избушка”). 

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь? (слайд с иллюстрацией из произведения К.И.Чуковского“Айболит”). 

В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Слайд с изображением Буратино, продающего азбуку)

— Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование

 Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права

-Верно, каждый ребёнок имеет право на дом, на семью.

 В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)

— Плывём дальше, ребята! Впереди у нас последний загадочный остров

9.Остров: «Волшебный сундучок»

— Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!

-Давайте вместе поиграем с ним!

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека. Свидетельство о рождении — Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).

Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Конверт — О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

Книга — О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).

Игрушечная семейка (мама и ребёнок) — О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Остров № 10: «Музыкальный»

Ещё потренируемся, ребятки? Капитан какой команды вперёд отгадает о каких правах говорится в наших любимых песенках, той команде и достанется последняя часть элемента заветного ключа

Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.

  • «Песенка мамонтенка» (право ребенка не разлучаться с матерью);
  • «Чунга-чанга» (право на отдых);
  • «Учат в школе» (Право на образование);
  • «Песенка львенка и черепахи» (Право на отдых);
  • «Танец маленьких утят» (Право на досуг)

Остров № 11 «Таинственный»

— Ой, ребята. Смотрите! Ещё один ребус для нас! Попробуем разобраться?

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека (подобрать парные картинки и таблички с помощью воспитателя):

Что я делал(а) сегодня? Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)

1. Ночью спал (+картинка со спящим малышом);

2. Завтракал, обедал (+ картинка завтрака, обеда в детском саду, дома);

3. Смотрел телевизор (+картинка с изображением телевизора);

4. Читал книгу (+ картинка книги, читающего ребёнка);

Таблички:

1.Право на образование

2.Право на отдых и здоровье

3.Право на здоровье

4.Право на доступ к информации и СМИ

Ребята, теперь у нас ключ! Давайте посмотрим что у нас получилось?

Собирается пазл.

Команды находят свои сокровища.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали?(ответы).

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

СПАСИБО, РЕБЯТА!!!

  • Сказки из цикла 1000 и 1 ночь
  • Сказки из дорожного чемодана книга
  • Сказки из леса школьная библиотека
  • Сказки и повести для детей дедушки иринея в ф одоевского
  • Сказки и рассказы успенского