Сказки и стихи а с пушкина в детском чтении

Добавить лукошко в закладки видеокниги для детей народные сказки русские сказки украинские сказки белорусские сказки латышские сказки сказки народов севера

Словарь

Лукошко сказок

Добавить Лукошко в Закладки

  • Видеокниги для детей

  • Народные сказки

    • Русские сказки
    • Украинские сказки
    • Белорусские сказки
    • Латышские сказки
    • Сказки народов севера
    • Сказки народов востока
    • Былины
    • Сборник народных сказок
  • Писатели-сказочники

    • Александр Сергеевич Пушкин
    • Ганс Христиан Андерсен
    • Братья Гримм
    • Шарль Перро
    • Вильгельм Гауф
    • Павел Петрович Бажов
    • Михаил Малышев, Антон Лукин
    • Сборник сказок
    • Сказки читателей
    • Сказки для взрослых
  • Стихи для детей

    • Агния Барто
    • Корней Чуковский
    • Сергей Михалков
    • Самуил Яковлевич Маршак
    • Елена Благинина
    • Ольга Алёнкина
    • Владимир Орлов
    • Виктор Полянских
    • Олег Бундур
    • Марина Халеева
    • Стихи о маме
    • Стихи про Новый год
    • Сборник стихов
  • Книжки о детишках

    • Николай Носов
    • Сборник рассказов
  • Ребятам о зверятах

    • Михаил Пришвин
    • Лев Толстой
    • Иван Соколов-Микитов
    • Сергей Артюшенко
    • Сборник рассказов
  • Детские песенки

    • Песни из мультиков
  • Словарь

  • Детские рисунки

    • Конкурс нарисуй сказку
    • Конкурс нарисуй сказку 2
    • Конкурс нарисуй сказку 3
    • Конкурс нарисуй сказку 4
    • Wallpaper
  • Электронные книги

  • Видеокниги для детей

  • Народные сказки

    • Русские сказки
    • Украинские сказки
    • Белорусские сказки
    • Латышские сказки
    • Сказки народов севера
    • Сказки народов востока
    • Былины
    • Сборник народных сказок
  • Писатели-сказочники

    • Александр Сергеевич Пушкин
    • Ганс Христиан Андерсен
    • Братья Гримм
    • Шарль Перро
    • Вильгельм Гауф
    • Павел Петрович Бажов
    • Михаил Малышев, Антон Лукин
    • Сборник сказок
    • Сказки читателей
    • Сказки для взрослых
  • Стихи для детей

    • Агния Барто
    • Корней Чуковский
    • Сергей Михалков
    • Самуил Яковлевич Маршак
    • Елена Благинина
    • Ольга Алёнкина
    • Владимир Орлов
    • Виктор Полянских
    • Олег Бундур
    • Марина Халеева
    • Стихи о маме
    • Стихи про Новый год
    • Сборник стихов
  • Книжки о детишках

    • Николай Носов
    • Сборник рассказов
  • Ребятам о зверятах

    • Михаил Пришвин
    • Лев Толстой
    • Иван Соколов-Микитов
    • Сергей Артюшенко
    • Сборник рассказов
  • Детские песенки

    • Песни из мультиков
  • Словарь

  • Детские рисунки

    • Конкурс нарисуй сказку
    • Конкурс нарисуй сказку 2
    • Конкурс нарисуй сказку 3
    • Конкурс нарисуй сказку 4
    • Wallpaper
  • Электронные книги

Подпишись на новости

ВКонтакте
Одноклассники
Facebook
Telegram

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

У лукоморья дуб зелёный

Письмо в «Лукошко»

Искать на сайте:

Поиск


Полезности

Развивающие игры
Детский сервер «KID»
Детские сайты

Благодарность

Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.

Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.

Тема:   А.С.Пушкин и его сказки.

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:  учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства:  работа в парах, фронтальная работа.

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

1.Организационный момент

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1)   Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости  захотели,
Снова в гости  к нам прийти!

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

(песня « Приходи сказка»  1 куплет и  припев)  (Слайд 3)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

— Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.  (Слайд 4)

                     Сказки Сказки и стихи а с пушкина в детском чтенииСказки и стихи а с пушкина в детском чтении

 народные                     авторские

-Почему  они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок. (Слайд 5)

Л1; Р3; П4; К2.

Ответы детей.

«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»

-Почему   называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)

— Как  вы  думаете, о  чём  мы  будем  говорить  на  уроке?

— Сегодня мы отправимся  в путешествие по замечательным  сказкам Лукоморья  и  познакомимся еще с одним автором сказок.

Отрывок  из  мультфильма  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» Видео запись (Слайд 7)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

— Лукоморье — изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря.

-Кто написал  эти  строки?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы. (Слайд 8)

ЧWQИUZТQIANVTRDЬ

ДJZУURMQSAJYTIVЬ

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9)

— Сегодня  на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

 «Конёк-горбунок» П.П.Бажов, А.Н.Толстой «Золотой  ключик,  или  Приключения  Буратино», В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».)

читать

 думать

Физ.минутка (видео)

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52 – 53

— С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд  10)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд  11)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

 (Слайд  12)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд  13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней.

-А кто читал произведения  А.С.Пушкина?  Какие?

— Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.

«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.

  1. Продолжение  работы  по  теме  урока

Работа по учебнику, с. 92 – 93

Рассмотрите  иллюстрации на с.92-93. К каким  произведениям  они  написаны?

— Давайте  прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать проведем речевую  разминку. (Слайд 14)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

 ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

(текст с. 93 читает учитель, дети следят по учебнику).

— Из какой  сказки  этот  отрывок?

-О чём  в  нём  говорится?

-С  кем  беседовал  жених?

— Прочитайте  отрывок  про  себя. Отметьте  слова, которые  вам не  понятны.

Самостоятельная работа.   Выразительное чтение.

— Давайте  прочитаем отрывок  и  подумаем, сколько  человек  нам  потребуется, чтобы  прочитать  его  по  ролям.

-Назовите  главных  героев?

— Давайте  прочитаем  отрывок   по  ролям.

Чтение  по  ролям

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке», «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях»

Обсуждать прочитанное.

Читать произведение  плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть —  на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

  1. Продолжение работы по теме

Работа в парах.

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка.

Как вы  уже  заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма — это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

         Ночка – почка,  кочка, дочка … (Слайд  16)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд  17)

1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…

2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…

3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …

-Какие  четверостишия  у  вас получились?

  1. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились? 

-Отрывок из какой сказки читали?

-Что пробовали сами?

— Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.  

  1. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте  — кто доволен своей работой.

-Потопайте — кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Нашей сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.

УРОК 2

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА» ,2 КЛАСС

МБОУ «Подъяндинская НОШ» Красноярский край, Канский район, д.Подъянда, ул.Школьная 21

План урока внеклассного чтения для 2 класса:

Предмет: Внеклассное чтение

Класс: 2

Тема: «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА

Учитель: Красильникова Надежда Михайловна, 1 кв.категория, пед. стаж 30 лет

Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Оборудование: выставка сказок А. С. Пушкина, портрет поэта и няни, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, изделия из пластина по сказке.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (С русскими народными сказками.)

Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

Определите, какова тема сегодняшнего урока.

Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать? (Сегодня мы будем читать сказки А. С.Пушкина. Такие сказки называются авторскими( литературными.)

III. Постановка целей урока

Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Посмотрите на портрет А.С. Пушкина.

Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят его произведения? (Сказки Пушкина интересны, там происходят разные чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. И очень красивые стихи. Когда их читаешь, представляешь яркие картины. Наша Марина эти стихи поёт и вы их слышали)

В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Родионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки М.А. Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран

—  Прослушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Что вы представили, когда звучала эта музыка?

2. Рассматривание выставки книг.

Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о царе Салтане,,,»,.)

Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила», музыкальное вступление к которой вы сейчас слушали. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность и зло. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила», которую мы учили в 1 классе.Кто вспомнит и расскажет?

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый •.».- Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя; ,

Там в облаках перед народом ,—    .

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил…

3. Чтение сказок.

Давайте послушаем другие сказки, поразмышляем над ними. (Чтение начала сказки учителем.) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица,—

Я б для батюшки — царя

Родила богатыря». (Далее чтение сказки учащимися.)

Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки.)

Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому, что правда открыта.)

А теперь послушаем следующую сказку. (Чтение начала сказки учителем. А дальше вспомнить по иллюстрациям)

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года,

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, -Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою.

(Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.)

Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха.) , — Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)

Можно ли старика по праву назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек».)

Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море черная буря».)

Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? (Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

Теперь послушаем другую сказку. (Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о попе и о работнике его балде. Чтение по ролям.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник…»

VI. Закрепление изученного. Литературная игра «Там чудеса…»

Конкурс «Волшебное средство»

Кому принадлежит это волшебное средство?

Зеркальце        Золотая рыбка      Золотой петушок

Конкурс «Волшебные превращения»

В кого превратились?

Князь Гвидон        Лебедь             Чародей

Конкурс «Кто это?» Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?

Дадон, Елисей,         Бабариха, Балда,           Соколко(пес), Гвидон         Черномор                      Чернавка

Конкурс «Сказочный зачин»

Из какой сказки слова? «Жил-был поп…»,     «Они жили в ветхой землянке»,  «В тридевятом    царстве, тридесятом государстве жил-был славный царь…»

4. Итог урока. Награждение победителей

Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего? Почему?

Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни.

5. Домашнее задание. Нарисовать героя сказки для выставки .

                               План-конспект по чтению.

Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели урока: Обучающие: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;

Развивающие: развивать умение переводить зрительную информацию в  словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;

Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

— Прочитайте «Птичьим базаром»:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей.

-Откуда эти строки?

-Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

А) Предварительная беседа.

-Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

-Какие вы читали самостоятельно?

Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».

(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

1 слайд.

Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)

2 слайд.

Узнай сказку.

— Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3 слайд, 4 слайд.

-Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль  за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

-Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре      князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

-Прочитаем отрывок.

Петушок  с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

-А  эта сказка?           («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.

Воротился старик ко старухе.

Что  ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая  на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

-Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

9слайд, 10 слайд.

-Читаем дальше.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

-Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

-Вспомнили.

-Что ответило солнце Королевичу Елисею?

13 слайд.

Рекомендательный список по сказкам А.С. Пушкина для самостоятельного чтения.

В)Вывод.  Чтение статьи (стр.84 учебника).

-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

-Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

4. Изучение нового материала.

-Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки — не читать).

-Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

Б) Словарная работа.

-Что такое Лукоморье? Кто знает?

-Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

-Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

-Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре- на заре.

-Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

В) Техника чтения.

-Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)

у Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных          из-буш-ка

при-хлы-нут             трид-цать

пре-крас-ных            ми-мо-хо-дом

Г) Выразительное чтение детьми.

Физкультминутка.

5.Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

-Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)

6. Итоги урока.

-Произведение, какого писателя читали?

-Какая сказка вам понравилась больше всего?

Домашнее задание.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)

Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.

Дополнительный материал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка  и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

Страшилки – это словесные игры детей 6-8 лет с элементами мистики и фантастики. В них часто используются мотивы смерти, возвращения покойников, появления привидений, неожиданных происшествий, символика черного цвета и другие жанровые признаки. В этом возрасте еще не утрачена вера в волшебство, магию, поэтому мистическая фантастика отражается в страшных историях наиболее ярко: Девочке мама купила два банта и сказала, чтобы та надевала только желтый бант, а черный без нее не надевала. Мать ушла на работу, и девочка надела желтый бант и пошла на улицу. А ей говорят: «У тебя только желтый бант?» – «Нет у меня есть еще один бант, сейчас принесу». Она надела черный бант, и он ее задушил.

Кота на мясо зарубили, А кто ее родил?

А тридцать три богатыря Мария Лопес дурочка

В помойке ищут три рубля. И Виктор-крокодил.

Другой жанр современной подростковой сатиры и мистики – садистские стишки (садюшки) – четверостишия трагического или абсурдного содержания :

Дочка у мамы просила конфетку, Бабушка внучку очень любила,

Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку! Бомбу в кроватку ей подложила.

Долго смеялись мама и гости Ночью раздалися дружно два взрыва:

Видя, как тлеют детские кости. Бабушку внучка тоже любила.

Жанры, представляющие современную детскую мифологию, еще недостаточно изучены. Их происхождение, поэтика и причины популярности у детей и подростков исследуются в работах ученых, посвященных психологии и культуре детства. Например, в сборнике А.С. Мутиной «Катится изюминка…»: Современный русский детский фольклор Удмуртии» (Ижевск, Уд ИИЯЛ УрО РАН, 2005).

Рекомендуемая литература:

1. Книга нежности: Колыбельные песни народов СССР. М.: 1985.

2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1987.

6. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: 2003.

Самостоятельная работа: в читательский дневник записать тексты 2-3 колыбельных песен, потешек, словесных игр, 10 скороговорок и сделать анализ их поэтики.

Народные сказки в детском чтении (2-3 стр.)

Рекомендуемая литература:

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки. М.: Детская литература, 1988 и др. изд.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.: Учебник для ср. и высш. уч. зав.- М.: 2000.

5. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. Кн. для учителя. М.: Пр-е, 2002.

Русская классика в детском чтении

XIX век принято называть золотым веком русской литературы, которая развивалась под влиянием Отечественной войны 1812 г. и декабристского движения. Возросший интерес к историко-биографическим и научно-популярным темам обусловил появление ряда изданий: книга Палласа «Путешествие по разным провинциям государства Российского», «История России в разговорах для маленьких детей» А.О. Ишимовой. В начале XIX в. в круг детского чтения вошли басни И. Крылова, баллады и переводные сказки В.А. Жуковского, а к середине века как жанры общей литературы сформировались литературные сказки и автобиографические повести русских писателей.


В эпоху романтизма произошло открытие детства как уникального, неповторимого мира, глубина и ценность которого притягивает взрослых. В поисках идеала романтики обратились к детскому взгляду на мир, противопоставляя его эгоистическому, грубо материальному миру взрослых. Мир детства и мир сказки соединились в творчестве ряда писателей, создавших жанр литературной сказки — А.Погорельского, В.Жуковского, В.Одоевского, А.Пушкина, П.Ершова, В.Даля и других. Этот жанр начал развиваться в 20-30 гг. XIX века. Рассмотрим специфику жанра авторской сказки подробнее.

Сказки русских писателейXIX века

Литературная сказка –это авторское произведение, созданное с использованием поэтики народной сказки. Отличительными признаками жанра сказки является сочетание реального и фантастического, но природа фантастики может быть различной. В народной сказке отражаются анимистические и мифологические представления об окружающем мире, а в литературной сказке преобладает субъективная фантазия автора.

Для всех видов сказок характерно разделение персонажей на добрых героев и злодеев, а их конфликт всегда разрешается победой героя над противником. Стиль и язык сказки отличаются от обычного повествования повышенной эмоциональностью, системой троекратных повторов, традиционными словесными формулами. Принято выделять несколько видов ЛС в зависимости от специфики работы автора над произведением.

640 1

1. ЛС является авторской обработкой фольклорного сюжета. Н-р, Пушкин записал от Арины Родионовны сатирическую сказку о батраке и на ее основе создал стихотворную «Сказку о попе и работнике его Балде». «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже имеет народный вариант – сказку «Жадная старуха». Другие примеры: В.Ф. Одоевский – «Мороз Иванович» (ср. с «Морозко»), В.И. Даль «Девочка-снегурочка» (ср. с народной «Снегурочкой), стихотворная сказка «Конек-горбунок» П. Ершова (сказки о чудесном коне, сказка «Сивка-бурка»).

2. ЛС является авторским, вольным переводом зарубежной народной или литературной сказки. По такому пути успешнее других шел В.А. Жуковский, создавая сказки «Спящая царевна», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево» и др. Источником для создания «Сказки о спящей царевне» (1831) стала сказка «Царевна-шиповник» из сб. сказок братьев Гримм. Жуковский перевел ее «на русский лад», используя особый размер (четырехстопный хорей с усеченной последней стопой) и употребляя стилистику волшебной сказки:

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей все нет и нет.

Сказка Жуковского имеет общеевропейский сюжет, известный и в русском фольклоре, но по форме и смыслу она близка к жанру романтической баллады: в ней реализована идея всепобеждающей любви. Триста лет длится сон царевны, и вот в весенний день он прерывается поцелуем царского сына, пораженного ее красотой. Соединение мотивов рока, смерти, любви и пробуждения полностью соответствует эстетике романтизма. Эта сказка написана в своеобразном соперничестве с Пушкиным и все-таки уступает «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» в «русском духе».

В 1845 г. Жуковский перевел из сборника Ш.Перро сказки «Кот в сапогах» и «Мальчик-с-пальчик», ориентируясь на читателя–ребенка: повествование в его переводах более динамичное, живое и лишено дидактизма, присущего французскому источнику.

Поэт считал, что «сказка для детей должна быть чисто сказкой, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии». Этим принципам он следовал, создавая сказки по мотивам русских народных сказок – «Сказку о царе Берендее» и «Сказку об Иване-царевиче и Сером волке» (1845), которую можно назвать первой сказочной повестью, т.к. автор соединил в ней несколько сюжетов. Добыча Иваном-царевичем Жар-птицы – только ее начало, а далее следует ряд похождений героя: встреча с лешим, Бабой Ягой, поиски Кощея Бессмертного и др. События нанизываются одно на другое, составляя цепь увлекательных приключений. Сказка написана ямбом, белым стихом без рифмы, хорошо передающим разговорный стиль устного повествования.

В 40-е гг. Жуковский задумал создать своеобразную сказочную антологию, но замысел не был реализован. Благодаря ему в круг детского чтения вошли поэтическое переложение «Слова о полку Игореве» и «Одиссея» Гомера, романтическая поэзия Шиллера, Гете, Байрона. Прав был А.С. Пушкин, так оценивая будущее творчества Жуковского: «его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль».

3. Cюжет сказки подчинен авторскому замыслу и отличается оригинальностью, но в целом автор также использует приемы поэтики народной сказки: философский конфликт добра со злом, герой из реального мира попадает в фантастический во сне, встретившись с волшебником, узнав случайно заклинание или другим способом).

Первые образцы такого вида ЛС представлены в сказках А. Погорельского — «Черная курица или Подземные жители» (1829) и В. Одоевского — «Городок в табакерке». Сказка Погорельского имеет авторский подзаголовок «Волшебная повесть для детей», в ней две линии повествования – реальная и фантастическая. Некоторые детали – автобиографичны: героя зовут Алешей, как самого автора (Алексей Перовский) и его племянника, для которого была написана сказка (будущего поэта А.К. Толстого), учеба в закрытом пансионе, впечатлительность героя, его начитанность и склонность к фантазии.

Время и место описываемых событий, в отличие от народных сказок, конкретизированы: «лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии…». События сказочного плана можно объяснить склонностью героя к мечтательности, к фантазии: он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Так в черной курице он обнаруживает нечто, отличающее ее среди других обитателей двора хозяйки: ум, любознательность, сообразительность. Когда над Чернушкой кухарка заносит нож, Алеша выкупает ее, отдав весь свой капитал — империал, подаренный бабушкой. Этот поступок становится завязкой сказочного действия: ночью Чернушка приходит к мальчику и провожает его в подземное царство, где она является канцлером. Король благодарит Алешу за благородный поступок и обещает выполнить его заветное желание. Алеша поспешил с ответом и сказал первое, что могло бы придти в голову любому ученику: «я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали». Погорельский создал образ живого мальчика, по-детски шаловливого и не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Воспитательный пафос сказки очевиден, но автор сумел придать воспитательной идее романтически приподнятую и художественно-убедительную форму. Органичное сочетание гуманной педагогической идеи и художественно выразительной формы делает повесть А. Погорельского классическим произведением детской литературы и образцом дидактической сказки не только для русских, но и для зарубежных писателей.

Первой познавательной сказкой является «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского. Герой сказки — любознательный мальчик Миша удивлен звучанием музыкальной табакерки отца, он хочет понять, откуда берется звук и подолгу слушает механическую мелодию. Внутрь табакерки Миша «попадает» во сне, он совершает увлекательное путешествие, в результате которого понимает механизм образования звуков. Автор использует прием олицетворения, создавая образы «обитателей» чудесного городка Динь-динь: мальчика-колокольчика, дядек-молоточков, царевны-пружинки и др.

Во второй половине XIX в. к жанру литературной сказки обращались многие русские писатели. Они нашли новые, более разнообразные формы сказок, отражающие вымысел автора и ориентированные на определенный возраст читателей. Н-р: Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, создавая книги для чтения в начальной школе, обращались к народным сказкам и редактировали их язык, освобождая от диалектизмов и грубого просторечия. Славянофил С.Т. Аксаков, наоборот, в автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» представил сказку «Аленький цветочек», сохранив все особенности языка и стиля ключницы Пелагеи. Например, начало ее повествования предельно близко к традиционному зачину волшебной сказки: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек». Отправляясь по торговым делам, отец обращается к дочерям с предложением исполнить их заветные желания:: «Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять демель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу я вам такие гостинцы, каких вы сами захотите…». Опираясь на поэтику сказок о животных, Д.Н. Мамин–Сибиряк создал цикл «Аленушкины сказки». В.Гаршин написал сказки-притчи, аллегорические по форме и философские по смыслу – «Лягушка-путешественница» (1887), «Сказка о жабе и розе» (1884). В дальнейшем природоведческие сказки создавали писатели XX века: А.М. Горький («Воробьишко»), В. Бинки («Лесные домишки», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Как муравьишка домой спешил»), К. Паустовский («Теплый хлеб», «Кот-ворюга», «Барсучий нос»).

Писатели ХХ века успешно использовали литературную сказку для изображения социальных перемен в обществе: силы добра ассоциировались с революционными устремлениями народа и его правом на справедливость и счастье в реальном мире. Примеры сказок социальной проблематики: Ю.Олеша «Три толстяка» (1924), А.П. Гайдар «Сказка о Мальчише – Кибальчише», «Горячий камень», Т.Габбе «Город мастеров», В.Губарев «Королевство кривых зеркал».

Другое направление сохраняло связь с фольклором («Малахитовая шкатулка П.П. Бажова, «Северные сказки» С. Писахова, Б. Шергина, уральские – Е. Пермяка).

В 30-40-е гг. стихотворные и драматические сказки создавали К. Чуковский, С. Маршак, Е. Шварц. Некоторые писатели постепенно отходили от сказочной поэтики и создавали произведения, в которых герой а реальной жизни неожиданно встречался с чудом или волшебником. Это сказочная повесть Л. Лагина «Старик Хоттабыч», Ю.Томина «Шел по городу волшебник», В.Медведева «Баранкин, будь человеком!», А.Алексина «В стране вечных каникул», пьеса С. Михалкова «Сказка о потерянном времени», космическая повесть К.Булычева «Гостья из будущего» и др. Разновидностью современной литературной сказки можно назвать экранизации сказочных сюжетов А. Птушко, А. Роу и других режиссеров 50-70-х гг.

Во второй половине ХХ века в этом жанре успешно работали А.Волков, В.Берестов, Б. Заходер, Э. Успенский, Г. Остер, Т. Александрова, С. Козлов и другие писатели и поэты.

Рекомендуемая литература:

Самостоятельная работа:

А.С.Пушкин первым из русских писателей по достоинству оценил роль народа в создании национальной культуры и положил начало новому этапу сближения литературы и на основе эстетики реализма.

Фольклоризм творчества Пушкина был объектом изучения в многочисленных исследованиях отечественных критиков и литературоведов, начиная с работ П.А. Вяземского, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского. Однако сказки Пушкина в силу ряда причин не были по достоинству оценены современниками автора. Критики видели в них уход Пушкина от действительности в идеализацию старины, а Белинский даже назвал их «поддельными цветами» в творчестве поэта.

В дальнейшем стала очевидной ошибочность таких суждений о сказочном цикле Пушкина. Вслед за Гоголем, ценившим народность как важнейший критерий творчества Пушкина, высокую оценку вклада поэта в духовную культуру России дали писатели — Толстой, Достоевский, Чехов, Горький. Ученые-филологи (Буслаев, Потебня, Шахматов), педагоги и писатели-публицисты (Ушинский, Чернышевский, Некрасов) по достоинству оценили нравственно-эстетический потенциал сказок Пушкина и рекомендовали изучать их в школах. Используя метафорическую оценку Белинского, можно сказать, что сказки Пушкина не «поддельные цветы», а «благоуханный букет» луговых цветов России, гармоничное сочетание авторского и народного творчества. Обращение к научным и методическим работам XX века (М.К. Азадовского, В.А. Непомнящего, Т.В. Зуевой, В.Я. Коровиной и др.) убеждает нас в справедливости этой оценки.

Созданию сказок Пушкина предшествовали его многочисленные литературные опыты, среди которых наиболее важными были сказочная поэма о Бове-королевиче, романтическая поэма “Руслан и Людмила”, записи народных сказок от Арины Родионовны, баллада “Жених”.

Сказки Пушкина представляют собой единый цикл, состоящий из произведений, различных по содержанию, поэтике и структуре стиха. Каждая из них имеет самостоятельную историю, отразившую разные этапы творческого пути поэта. Создавались сказки на протяжении десятилетия ( с 1825 по 1834 годы), а их предыстория ведет к еще более раннему периоду творчества Пушкина.

Многие пушкинисты считают, что сказки Пушкина представляют собой уникальное явление в русской литературе XIX века уже потому, что никто, кроме него, не смог создать такого большого цикла художественных произведений, построенных на основе народной сказочной традиции и отвечающих реалистическим устремлениям эстетических взглядов поэта. Как это удалось сделать Пушкину, может показаться неразрешимой загадкой. Тайна его художественного метода – в органическом сочетании реального изображения действительности с необычайным взлетом фантазии и вымысла, что доступно очень немногим, подлинно великим художникам и, прежде всего, самому народу.

Важно отметить, что сказки были написаны после «Евгения Онегина», после той работы Пушкина над народным стихом и песнями, когда, по меткому замечанию С.А. Фомичева, «народность и фольклор переместились из абстрактной древности в деревенскую современность». Отличие сказок в сравнении с предшествующими произведениями поэта, в которых использовались сказочные сюжеты и образы, заключается в том, что они построены на социально-бытовой основе, как и в народной традиции.

Уже первая сказка – «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830), написанная в первую болдинскую осень – глубоко народна, национальна и типична для русского фольклора. Образы и мотивы этой сказки широко известны в народном репертуаре. Содержание пушкинской сказки основано на народном варианте, записанном в Михайловском в 1824 г. от Арины Родионовны, но поэт углубил ее социальный смысл и придал ей литературную, стихотворную форму. Н.В. Гоголь, тонкий ценитель и мастер сатирического изображения, «Сказку о попе и работнике его Балде» называл «прелестью невообразимой».

В 1831 г. Пушкин обращается к жанру волшебной сказки и пишет «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В ее основу положен международный сказочный сюжет «чудесные дети», восточнославянская версия которого изучена и описана В.Я. Проппом. В пушкинской интерпретации этого сюжета самым значительным явилось введение образа царевны Лебедь: этот образ стал художественным центром сказки, а ее философским смыслом стала поэтизация семейного счастья.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», по мнению В. Непомнящего, поэт продолжил изображение идеальной женщины и обратился к сюжету, построенному на противопоставлении двух красавиц: царицы-мачехи и ее падчерицы – юной царевны. В фольклорной традиции, в сказке «Морозко» отсутствует соперничество героинь в красоте, героини противопоставлены только как мачеха и падчерица. У Пушкина изображение идеальной женщины перерастает в проблему красоты человека и смысла его жизни. Под внешней красотой царицы скрывается ее внутреннее уродство, холодный эгоизм, который автор последовательно обнажает. Лишь внешняя красота царицы вызывает у читателя не меньшее отвращение, чем зримо отвратительные образы фольклора – Змей, Кощей, Чудо-юдо. М.К. Азадовский отмечал явное сходство данного сюжета с немецкой версией сказки о Белоснежке из сборника сказок братьев Гримм. Самое существенное различие составляет введение автором мотива поиска исчезнувшей невесты королевичем Елисеем. Образы лесных богатырей были заимствованы поэтом из сказки, записанной от Арины Родионовны.

Осенью 1833 г. Пушкин создал «Сказку о рыбаке и рыбке» – своеобразную антиутопию, пародию на идеальную царственность сказочного героя. М.К. Азадовский пришел к выводу, что сюжетную основу поэт нашел в сборнике сказок братьев Гримм, но творчески развил ее и синтезировал в ней особенности всех видов русской народной сказки: сатирической, волшебной, анимистической.

В 1834 г. написана «Сказка о золотом петушке», «расшифровкой» которой исследователи занимаются долгие годы. Трагический финал этой сказки, резко отличающийся от традиционной развязки волшебной сказки, убеждает в том, что эволюция сказочного цикла связана с усилением в них темы неизбежного возмездия. Если народные сказки (как и первые сказки Пушкина) завершаются брачным союзом, пиром, изображением счастливой полноты жизни, то эта пушкинская сказка заканчивается катастрофой: исчезает царь, его сыновья, мудрец, девица, петушок. В субъективном авторском плане такая концовка отражает ужасный тупик, в котором оказался Пушкин, пытаясь окончательно определить свое социальное положение в России середины 30-х годов.

Итак, во всех сказках Пушкиным поставлены проблемы смысла жизни, счастья и личной свободы. Их эволюция отражает вызревание одной из важных идей Пушкина: идеи «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства. «Самостоянье» определяется не абстрактной свободой, а причастностью к родине, ее истории и культуре. Человек сам ответственен за свою честь, но вместе с тем достоинство личности может попираться в ненормальных общественных условиях, аллегорически изображенных поэтом в сказочной форме. «Сказкой о золотом петушке» Пушкин пророчески предупреждает о последствиях утраты в человеке человеческого, подчеркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми.

Завершая анализ цикла сказок, можно сделать следующие выводы. Содержание пушкинских сказок не определяется только русскими или иностранными первоисточниками. Заимствуя фольклорный материал, поэт был совершенно самостоятелен в его интерпретации и подчинил его своему замыслу. Пушкин, бережно сохраняя и развивая поэтику народной сказки, значительно усиливает их социальную основу. Под пером поэта сказка превратилась в своеобразную метафору русской жизни и стала выражением авторского идеала.

Композиционно-стилистические особенности сказок А.С. Пушкина отчетливо видны в сопоставлении с поэтикой народной сказки

Мастерство Пушкина проявилось прежде всего в создании ярких и типичных для фольклора образов, представляющих в единстве народную этику и авторский идеал. Нельзя не заметить, что фольклорно-сказочная логика функций героя и его противника у Пушкина заменяется логикой характеров, которые начинают обьяснять поведение героев и определять сюжет.

При этом созданные Пушкиным характеры не теряют свою национальную конкретность. Балде, например, свойственно русское “лукавство ума”, которое он маскирует простодушием и глупостью. Царь Салтан добродушен и доверчив, поэтому он и оказывается жертвой злых козней, он вспыльчив, но отходчив. В изображении царевны Лебеди Пушкину использует народно-поэтическую характеристику невесты, заимствуя ее из свадебной лирики.

Сопоставляя героев пушкинских сказок с их фольклорными “братьями и сестрами”, нельзя не заметить, что автор наделяет своих героев звучными и необычными именами, имеющими разнообразные источники. Так царь Салтан и князь Гвидон, как установила Т.В. Зуева, пришли из лубочной сказки о Бове-королевиче, имя Лебедь порождено свадебной поэзией, остров Буян встречается в заговорах и восходит к мифологии древних славян.

В “Сказке о мертвой царевне и семи богатыях” автор встает на уровень представлений народного исполнителя с его нравственными представлениями. Царевна – сирота, и изображается она как идеальная, с крестьянской точки зрения, девушка. Она “белолица, черноброва” и вместе с тем наделена целым кодексом положительых нравственных качеств: “нраву кроткого такого”, “от зеленого вина отрекалася она”. Царевна подает хлеб нищей, ласкает “нежною рукою” Соколко. Автором особо подчеркивается ее трудолюбие. По принципу контраста изображена поэтом царица-мачеха – “горда, ломлива, своенравна и спесива”. Подобно герою волшебной сказки, королевич Елисей отправляется на поиски пропавшей невест, помолясь усердно богу. Особого сказочного этикета требует его обращение к силам природы: он начинает речь не с просьбы, а величанием того, к кому обращается. Народная этика, создавая общую атмосферу доброты и “праведности”, соотносится в сказках Пушкина только с положительными героями.

Возвращение к пушкинскому наследию необходимо нашему обществу. В дни 200-летнего юбилея академик Д.С. Лихачев писал: “Поэзия Пушкина вырастает на народной основе, в этом ее огромная сила, очарование и непреходящая ценность. Он смело вводил фольклор в литературу, во многом определив пути его дальнейшего освоения. После Пушкина мы не мыслим национальную культуру вне народных художественных традиций”.

С.Я. Маршак выступил в защиту сказок Пушкина

  • Сказки и легенды для детей
  • Сказки закончились хватит жить в волшебстве
  • Сказки екатерины ii сказка о царевиче хлоре сказка о царевиче февее
  • Сказки живой природы гульнара тимербулатова
  • Сказки ершова список для детей