Сказки и сказания отличия

Фото: ангелина сафронова амурчанка ангелина сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки аяткан. корреспондент амур.инфо в преддверии

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 610

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

Nelli­4ka [110K]

4 года назад

И сказ, и сказку объединяет то, что они являются элементами фантастики. В чем же тогда состоят их отличия?

Сказку характеризует то, что в ней все лица и события являются вымышленными, а все, что происходит в сказке, сопряжено с неким волшебством, чудом.

Сказы опираются в первую очередь на народные сказания и легенды, для них характерно сочетание фантастических вплетений и точного описания быта, нравов представителей определенного этноса.

Композиция этих произведений также отличается: так, для сказок характерен зачин, в сказах его нет. В сказках перед нами не предстает образ автора, в сказах же он присутствует.

Герои сказок всегда стоят на двух крайностях: либо же они добрые, либо же они злые. В сказе мы таких крайностей не найдем, герои обладают как положительными, так и отрицательными качествами (что еще более приближает сказ к реальности).

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka [530K]

5 лет назад

Различий между сказом и сказкой не так много, но они есть, и существенные. Среди самых главных я бы выделила следующие:

  • в сказе, в отличие от сказки, чаще всего фигурируют реальные люди, хотя повествуя о них, рассказчик добавляет много деталей, которые не происходили в реальности. Рассказчик приукрашивает реальную историю, делая ее более интересной для читателя.
  • в сказке рассказчиком часто выступает автор, в сказе — рассказчик — скорее очевидец, а не автор.
  • в сказках всегда счастливый конец, а в сказе — как в жизни, по разному бывает.
  • в сюжетах сказок всегда присутствует волшебство или вымысел, в сказах — реальность, чуть приправленная флером волшебства.

Сказ и сказка хоть и похожи по названию, но на самом деле это разные жанры. Обоим этим литературным терминам дал начало глагол «сказывать». Понятия эти довольно таки давние, однако сказ появился намного позже сказки и впервые был введен Н. Лесковым в литературную терминологию. Как можно видеть отличие первое — у сказки может быть автор, а может и не быть. В последнем случае она считается народной. У сказа всегда есть автор. Например — Бажов, Лесков и другие. Сказка, как жанр появилась раньше чем сказ. Это второе отличие. Сказка полностью выдуманная с порой нереальными существами и волшебными предметами, а сказ — это факты близкие к настоящим (реальным). В сказе рассказчик — очевидец.

Сказки имеют счастливый конец как правило, а сказы — это жизненные истории с непредсказуемым концом. В пример можно привести сказ Бажова «Каменный цветок».

Dorki [63.8K]

4 года назад

Между сказкой и сказом, действительно существует отличие, так, например, во всех сказках, как правило, являющихся вымышленными историями, все герои проходят какие-либо испытания и преодолевают различные трудности, что потом несомненно, добро обязательно победило зло. Сказка всегда является вымыслом, хотя несомненно содержит в себе некий смысл, ведь недаром известная поговорка гласит, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Что касается сказа, то в основе своей — это эпическое повествование о различных народных героях, причем не вымышленных, в котором происходит описание их жизненного пути, становление как личности, а так все жизненные события, что с ними произошли, благодаря чему, данные люди стали «народными любимцами».

Надеж­да ПНВ [7.7K]

5 лет назад

Основное, что отличает сказ от сказки — это роль рассказчика. В сказе он сам является свидетелем истории, которую рассказывает слушателям. В сказке же речь ведётся от третьего лица. Кроме того, сказ — это всегда импровизация, его сюжет и оттенки могут меняться в соответствии с настроем аудитории. В сказе история, как правило, основана на личном отношении к событиям. А в сказке нет личного отношения рассказчика, а есть лишь вывод, к которому должен прийти слушатель сам, или намёк на этот вывод. В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками, а в сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

Бульб­озавр [408K]

2 года назад

Сам термин как сказ, обязан своему появлению Николаю Лескову и по большей части он адаптирован именно к русским произведениям.

По своей сути и сказ, и сказка являются схожими литературными жанрами, где присутствует выдуманный мир, сказочные персонажи и взаимоотношения людей с ними.

Но если даже почитать сказы Павла Бажова, понятно, что между этими жанрами есть и серьезные отличия.

  • Сказы повествуют к более нам близким былым временам, а не к древним.
  • В сказах повествование о событиях, мы узнаем от имени рассказчика — участника этих событий.
  • В сказах весь сюжет разворачивается вокруг людей, которые совершают свой поступок или участвуют в действии.
  • Сказ схож с рассказом с долей вымысла, который вносит дополнительные действия.
  • Сказочные персонажи в сказе живут воедино с миром людей и это как таинство.

.

Сказка, конечно подразумевает чаще выдуманное, сказочное пространство, находящееся в неестественном для человека месте. В сказках присутствует борьба зла с добром, где чаще добро побеждает. Сказки призывают быть храбрыми, сильными, твердыми, чтобы зло победить, а в сказах — только повествование.

Основное отличие сказа от сказки состоит в том, у любой сказки сюжет именно сказочный, с волшебными, фантастическими событиями, невозможными в реальной жизни. Сюжет сказа основан на событиях, которые либо происходили в действительности, либо вполне могли иметь место в реальности. Термином сказ как раз называют несказочное народное творчество или даже литературное произведение. В сказе рассказ ведется от первого лица, то есть в нем обязательно присутствует рассказчик, которые как-бы повествует о том, чему сам был свидетелем. Сказка рассказывается от третьего лица. Сказки всегда строятся по строго определенной схеме и имеют определенные отличительные черты, например троекратные повторы. Сюжет сказа может быть любым и не подчиняется строгим закономерностям. Таковы основные различия этих двух жанров литературы.

Peres­vetik [900K]

2 года назад

Отличия есть , потому что сказка это всегда художественный вымысел автора, а сказ, это сказание, т.е рассказа о реальных событиях, которые происходили и пересказаны были автором.

Сказ это всегда пересказ, но с добавление художественных ноток от автора и каких то деталей.

Сказание(сказ) обычно является историческим событием из давних времен.

Там нет добрых и злых персонажей.

Сказка обычно пишется автором, для того, чтобы в ней была мораль и читатели сделали свои выводы, что хорошо, а что плохо.

Там герои, которых создает автор, они могут быть как людьми, так и птицами и животными. В сказке всегда побеждает добро.

Trok [41.8K]

более года назад

Если говорить о сказке, то в ней имеется традиционный зачин, а если же говорить о сказе, то там его нет. Если речь идет о сказке, то там не имеется образа рассказчика, а в сказе он есть. В сказке также есть волшебные герои, они могут быть либо добрыми, либо злыми. В сказе же нет четкого деления героев на добрых или же злых. В сказке не имеется реальной основы, в то же время, в сказе имеется реальная основа. Таким образом, существуют отличия между сказкой и сказом.

диноз­авра [5.2K]

5 лет назад

Сказ это повествование о факте имеющем свойство когда то быть ,но в процессе пересказывания с литературной импровизацией ,немного приукрашен,для полноты восприятия.Сказ не является достоверным историческим фактом ,но говорит о событии состоявшемся. Сказка это особое литературное произведение ,которое поучает,приводит к выводам,при этом герои выдуманы и попадают в нереальные обстоятельства .Помните пословицу: «Сказка ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок».

Джова­нна [1.3K]

5 лет назад

Сказка это что-то выдуманное для развлечения, а сказ, скорее сродни теореме.

Знаете ответ?

Немногочисленные племена коренных народностей — энцев, ненцев, долган, нганасан и эвенков кочевали по просторам Севера — по Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к Восточной Сибири. Суровый климат, незащищенность от болезней, сложность в ведении натурального хозяйства, наличие князей, купцов и шаманов — всё это формировало особый характер и духовный склад таймырцев. Северный фольклор своеобразен и самобытен. В нем есть и житейская мудрость, и национальный колорит, и художественная выразительность.

Начало начал

 
По некоторым источникам, северные сказки начали появляться в V веке нашей эры. Народный фольклор тесно переплетается с древней мифологией и религией. До прихода христианства на севере царствовали язычники. Вера была настолько крепка, что даже после провозглашения христианства две религии существовали параллельно. Язычники Таймыра не ушли в подполье и продолжали совершать обряды.

Мифы и легенды народов полуострова Таймыр существовали задолго до распространения письменности. Этнограф и исследователь А.А. Попов полагал, что у бесписьменных народов образы восприятия ярче и более детализированы.

1.jpg

Коренные северные народности по-своему «тиражируют» образы многочисленных богов, каждый из которых условно за что-то отвечает. Устное народное творчество разнообразно: наряду с песнями, зачастую эпическими, иногда лирическими, веками существуют сказки, сказания, мифы, исторические предания и другие жанры. Многие из них рассказывают о столкновениях охотников и животных, об истории возникновения отдельных родов, явлениях культуры, бытовых особенностях.

Сложность исследований сказок севера — в их древности. Письменности у народов Севера не было, но была жажда познания мира, его образного осмысления — она и тянула людей к творчеству. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания.

Строение мира

 
Северные сказки практически всегда описывают события, отталкиваясь от языческого мировоззрения. Все герои, локации, предметы занимают своё место в сложной иерархии северного фольклора. Выше всех стоят боги, создавшие мир и вдохнувшие в него жизнь: они живут в небесном царстве, куда попадают только благочестивые люди.

В сказках часто упоминаются воины, защитники, которые отправляются на смерть ради высшей цели. Сражаются они только с мифическими существами, а не с другими людьми. Из этого следует, что один из посылов северных сказок — что люди априори не враги друг другу и что в мире после смерти нет разницы, за кого ты сражался.

Мораль сказок чаще всего указывала на суровость жизни и важность выбора. В фольклоре много места отводится битвам и героям, которые пали в бою. В сюжете главную роль играют моральные и волевые качества, при этом различные сверхъестественные способности являются всего лишь их отображением.

2.jpg

Также северные сказки имеют ряд жестоких моментов. Действующие лица нередко погибают, при этом смерть описывается довольно подробно, вплоть до демонстрации обстоятельств (разрывание на куски, сжигание живьём). Главные герои нередко обладают огромной физической силой, но добиться положительного исхода помогают в основном хитрость и изобретательность.

О чем слагались легенды

 
У энцев популярны предания об охотниках — моррэдэ. Тематика ненецких загадок связана с промысловым и оленеводческим бытом, природой и животным миром тундры: «Одна сторона — деревянная, другая — живая плоть» (ребенок в люльке), или «Входишь в одно отверстие — выходишь в три» (малица). Песни зачастую несут в себе информацию об исторических событиях, содержат в себе воспоминания. Пели их за работой или во время длительных переездов. Иногда они достаточно длинные, а порой состоят из нескольких строк.

В энецком фольклоре можно встретить «одушевление» повествования, когда речь сама по себе является героем сказа. Например, вместо «На берегу моря стоят чумы» писали «Речь дере увидела чумы на берегу моря». Щузыбичу и деричу — фольклорные жанры энецкой литературы. Первый повествует о фантастических походах богатырей и существовании великанов, а второй — это исторические предания, бытовые рассказы, сказания о шаманах.

3.jpg

В нганасанском фольклоре выделяются ситтабы — крупные музыкально-поэтические произведения, своего рода устная история народа, исполняемая сказителями сольно, без сопровождения инструмента — в них речь чередуется с пением. Такое повествование может длиться несколько вечеров подряд. В них есть сюжет, завязка, кульминация с борьбой героев и развязка. Особый цикл — мифы и былины, они существенно отличаются от шаманских и рассказывают о сотворении мира.

Отрывок из сказания о сотворении мира:

«Когда Земли не было, был только лёд без растительности. В ледяном чуме жил Белый бог вместе с Матерью-богиней. Создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей создали оленя. Сначала олень был без рогов. Пришёл олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой — каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтоживших растения. Устал олень. Тряхнул головой — и с его рогов свалилась отягчавшая их старая кожа. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет, а с другого — в северный… Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного — грозовыми и снеговыми облаками». С тех пор спина этого огромного оленя стала землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди».

Сказы и сказители

 
В старые времена сказители были желанными гостями в каждом чуме — долгими зимними ночами такой гость развлекал усталых охотников, рыболовов и оленеводов, поражая их воображение. Среди нганасан очень ценилось искусство красноречия: в старину даже устраивались состязания между умеющими красиво говорить. Если сказки мог исполнять почти любой человек, то олонхо — только избранный представитель того или иного народа. В олонхо есть устоявшийся круг сюжетов, образов и средств выразительности.

На фольклорных произведениях выросли почти все таймырские писатели и поэты. «Ложись на чистый снег, и ты узнаешь свою судьбу», — эти слова принадлежат перу Огдо Аксёновой, ее называют «голосом долганского народа», она — родоначальница культуры и письменности своего этноса. Писательница и поэтесса собирала приметы, словесные обереги, терпеливо записывала за стариками и перерабатывала поговорки, обычаи, предостережения и даже проклятия, которые выделила в отдельный фольклорный жанр.

4.jpg

На сцене театра

 
Не так давно сказки Таймыра на русском языке читали в Дудинке Ингеборга Дапкунайте и её партнёр по сцене Семён Трескунов: специальный проект о малых народностях Таймыра подготовило издание «Сноб» в партнёрстве с «Норникелем» и Таймырским краеведческим музеем. Актёры театра Брусникина вживались в образы охотников, зверей, дочери Солнца, птиц и даже духов. Среди прочих была исполнена по ролям энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице».

Режиссер постановки, номинант на премию «Золотая маска» Савва Савельев рассказал, что спектакль к Международному дню коренных народов мира создавали с целью рассказать о жизни, быте и самоопределении малых народов Севера. Он выразил уверенность, что нужно говорить о добром и вечном, о ценностях, которые из поколения в поколение передаются на этой земле во всех семьях.

Слушателям пришлась по вкусу эвенкийская сказка про Дюкуна. В ней сочетается большое число уже знакомых нам нарративов из других народных сказаний — о добром молодце, спящей красавице, царевне-лягушке и мальчике-с-пальчике.

Семён Трескунов, актер:

«Приятно было осознать, что это так далеко, но про нас. Все прочитанное находит отклик внутри, несомненно. Сказка в любом случае рассматривает связь человека и природы, создаёт «портрет нации», формирует общечеловеческий культурный код».

Ингеборга Дапкунайте рассказала, что ей ближе оказалась долганская притча «Встреча двух братьев», где отец наказывает сыновьям беречь мир.

Ингеборга Дапкунайте, актриса:

«Это же вечная мечта человечества… Сказка открывает нам, какое это великое счастье — после 40 лет скитаний в одиночестве обнаружить не просто человека, но еще и родственную душу».

Одной из прочитанных по ролям сказок была история про дочь Солнца, которую нельзя поймать. По мнению Ингеборги, там заключена мудрая мысль о том, что природу не обуздать, с ней надо жить в гармонии и уважать ее, а это передается из рода в род, из века в век.

5.jpg

Источник мудрости

 
В долганской сказке «Наследство шамана» сын охотника Бакыы получает от умирающего отца наставления о том, как жить дальше, дабы не знать ни нужды, ни горя. Старик даёт ему в наследство… закопчённый медный чайник, старую оленью шкуру и железку, похожую на весеннее солнце — хэйро. И говорит, что эти предметы накормят и напоят его, в чуме всегда будет тепло и еда, а те, кого парень встретит на пути, будут его любить и уважать. Так неодушевлённые предметы и ценности, с ними связанные, обретают больший смысл, чем любые богатства, становятся мостиком к счастливой жизни, символом благополучия и истинного успеха.

Не потерять свое маленькое хэйро стремятся жители и небольшого посёлка, и целого полуострова на краю Ойкумены. Пока живы сказки и те, кто считает их источником мудрости, живы традиции, живы этносы.

«Лото сказок» — Питер Пен. Наступила поздняя осень. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Лягушка – путешественница. Кто сказал «Мяу». Два жадных медвежонка. Кот в сапогах. Крокодил. Крокодил Гена и его друзья. Каша из топора. Ты продолжаешь игру. Прикинулась сиротой. Петя–петушок. Щенок. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

«Игры по сказкам для детей» — Сказка, в гости приходи! Сказки, в которых Ваш ребенок является главным героем. Сказочные пожелания. Правила игры. И умной мамы нежный взгляд. Нужна ли сказке присказка? Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Принцесса сказочной страны. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

«Конкурс Сказка» — Конкурс. Н.В.Гоголь. Старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» всего 6 раз ходил к морю. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Какого фрагмента не хватает?». «Черный ящик». Собаку семи богатырей в сказке о мертвой царевне звали Соколко. Л.Н. Толстой. «Творческий». И.С.Тургенев. Четвертый конкурс. Седьмой конкурс.

«Игры со сказочными героями» — Викторина. Буду служить тебе славно. Петушок. Вещи. Сказки зарубежных писателей. Дерево. Разминка. Русские народные сказки. Золотое яичко. Книжкины именины. Приключения Незнайки. Дележ. Товарищ. В стране сказочных героев. Фантазер. Пушкиниана. Сказки русских писателей.

«Игра по сказкам» — Великий путешественник. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». С.Я.Маршак; К.И.Чуковский П.П.Ершов. Интеллектуальная игра. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Кто хочет стать знатоком литературы». Следопыты. Сказка «Колобок». «Ерш»; «Караси»; «Акула». К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?

«Детские игры по сказкам» — Фея. Узнай героя сказки. Портрет. По щучьему велению. Птица. Сказка о рыбаке и рыбке. Разминка. Неопознанный объект. Гуси-лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Сивка-бурка. Маша и медведь. Сколько героев было в сказке «Репка». Волшебные помощники. Снежная Королева. Имена семи гномов. Аленький цветочек.

Всего в теме 12 презентаций

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».

Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Сказки о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Видео: Серебряное копытце

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

Видео: Осенний Вальс. Фильм. StarMedia. Мелодрама

Видео: Сюжеты программы «Неделя»

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

«Щелкунчик и Мышиный король» 

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.

В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.

«Тревожные люди» 

Фредрик Бакман

Сказки и сказания отличия

Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.

«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.

«Адвент» 

Ксения Букша

Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.

«Рождество и красный кардинал» 

Фэнни Флэгг

Сказки и сказания отличия

Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.

«Остаемся зимовать» 

Шейн Джонс

Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.

«Зима» 

Али Смит

Сказки и сказания отличия

Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.

Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.

По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.

«Сахарная королева» 

Сара Аллен

Сказки и сказания отличия

Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.

Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.

«Метель» 

Владимир Сорокин

Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.

По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.

В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.

«Путешествие в Россию» 

Теофиль Готье

Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.

«Рождественская песнь в прозе» 

Чарльз Диккенс

Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.

«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.

А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

  • Сказки из детства книга
  • Сказки из дорамы псих но все в порядке читать
  • Сказки из детства список
  • Сказки и рассказы для детей 10 лет 4 класс
  • Сказки и о чем в них говорится о