Сказки и легенды систана

Автор народные сказки сказки и легенды систанапредисловиегильменд самая большая река в афганистане и самая большая на среднем востоке между

Автор Народные сказки

Сказки и легенды Систана

Предисловие

Гильменд — самая большая река в Афганистане и самая большая на Среднем Востоке между Тигром и Индом. Стремительно стекает Гильменд по юго-западным склонам Гиндукуша. Рядом с ним, в параллельных долинах, струятся три меньших реки — Хашруд, Фарахруд и Харутруд. Там, где сошлись границы трех государств — Афганистана, Ирана и Пакистана, все четыре реки, сливаясь, образуют озера, болота, протоки в необозримых зарослях тростника. Паводки и засухи то повышают, то сокращают уровень вод, озера то наполняются, то высыхают, рукава и протоки с годами меняют русла, уходя от поселений. Наносные земли, удобренные плодороднейшим илом, то выступают наружу, радуя земледельца прекрасными урожаями, то вновь уходят под воду или заносятся песками. Несметные стаи рыб, тучи птиц: уток, гусей, лебедей, турачей, орлов, пеликанов — населяют стоячие воды озер и протоков, в прибрежных зарослях бродят кабаны и олени, а лет полтораста тому назад водились и тигры. Невелик этот удивительный край — всего километров 200 по меридиану и менее 100 км по обе стороны ирано-афганской границы. Это как бы остров, с трех сторон окруженный страшной безжизненной пустыней, а с юга отрезанный от моря бесплодными горами Белуджистана. Этот остров — «Полуденное царство» (Молке Нимруз), иначе Систан, — название, сохранившееся по сей день как название одной из административных областей современного Ирана.

Жестокие ветры систанских пустынь гонят пески на поля и селенья. Издревле боролись крестьяне с их наступлением, как и с буйством паводков. «Процветание Систана, — писал в XI в. анонимный систанский историограф, — зависит от наличия трех заграждений: речной плотины, щитов против песка, стен против врагов. Если все заграждения на месте, во всем мире нет области, равной Систану по благам и приятности».

Сейчас Систан — бедный, заброшенный край. В нем мало дорог, нет больших городов, редкое население не в силах бороться с натиском песков, засухами и наводнениями. О былом величии Систана говорят лишь руины покинутых городов, святилищ и крепостей. Сердце иранской части Систана — область Забул; столицей ее был когда-то Зарандж (Заранг). Именно там лежат грандиозные развалины группы городов со множеством каналов у берегов Гильменда, которые видел в 1900 г. и описал русский натуралист Н. Зарудный, а также другие, преимущественно английские, путешественники.

В названии Зарандж сохранилось название раннеземледельческого племени древнейшего местного населения зранка. Геродоту и античным авторам Забул был известен как Дрангена (Дрангиана).

Богатый край привлекал жадные взоры завоевателей. Велико было и политическое значение систанских земель. В конце VII — начале VI в. до н. э. на Дрангиану стремился распространить свое влияние мидийский царь Киаксар. За ним последовал Куруш (Кир) — основатель могущественной ахеменидской династии царей Ирана, захвативший Зарандж с окрестными землями и нашедший смерть в 529 г. до н. э. в битве с воинственными кочевниками — среднеазиатскими саками. Через 200 лет Зарандж был завоеван Александром Македонским. Здесь казнил он около 330 г. до н. э. своего ближайшего друга и помощника Филота за мнимое участие в заговоре и выстроил крепость Александрию, получившую прозвание Профтасия, что значит по-гречески «Предупреждение».

Во II в. до н. э. на территорию Систана и сопредельных областей в долинах Амударъи, Герируда, Гильменда и Северной Индии началось наступление новых завоевателей. Это саки, они же скифы и массагеты, кочевники из группы племен «восточные арья», предки современных афганцев, издревле населявшие предгорья и степные просторы нынешних Туркмении и Казахстана.

Саки прочно осели в Дрангиане, дав краю свое племенное название — Сакастан, т. е. «Страна саков», из которого родилось через промежуточные формы Сигистан (Сиджистан), Сеистан — современное Систан. Жителей Систана и сейчас называют «сигзи». Но не только в этих названиях сохранилась сакская древность. Саки внесли в иранский мир свое сокровище — цикл древних сказаний о подвигах забульского богатыря Рустама. Рустам стал героем славного иранского эпоса «Шах-наме» («Книга царей» или «Царь-книга»).

Собирание и объединение древних преданий, легенд и сказаний велось в Иране в эпоху Сасанидов (III–VI вв. н. э.) как в Парсе, на западе страны, так и в Хорасане, Средней Азии и Систане. Сводная иранская редакция «Книги царей» была переведена на арабский язык около 750 г. В этой редакции объединение западного и восточного вариантов уже, вероятно, осуществилось. Потом последовали многие другие редакции, одни на арабском (VIII–IX вв.), другие на персидском языке. Хотя они до нас не дошли, но по некоторым косвенным сведениям мы можем определить, что авторы их использовали как письменные (летописные, хроникальные) версии, так и народные, устные. Этот огромный материал лег в основу грандиозного стихотворного персоязычного свода «Шах-наме», выполненного Абу-ль-Касимом Фирдоуси в Тусе на востоке Ирана (первая редакция была окончена в 994 г.) в результате упорного двадцатилетнего труда. Между 1000 и 1050 гг. на западе Ирана, в городах Хамадане, Исфахане, Гургане, были сделаны три большие прозаические обработки на новоперсидском языке западных версий, среди них несколько самостоятельных, не вошедших в «Шах-наме» Фирдоуси. Самостоятельной была и одна из пехлевийских (среднеперсидских) версий, дошедшая до нас в согдийском переводе, героем которой выступает Рустам. Разумеется, версии, не вошедшие в «Шах-наме» Фирдоуси, то ли оставшиеся ему неизвестными, то ли отвергнутые им по каким-либо причинам, представляют для нас особый интерес. Среди них привлекают внимание вошедшие в данный сборник систанские народные версии, записанные у замечательного систанского сказителя Исмаила Ярмамедова (см. ниже, с. 10).

В Систане память о Рустаме, имя Рустама живут, широко бытуют в устах народных сказителей по сегодняшний день в сказаниях и легендах, часто привязанных к древним развалинам. Вот «Банди Рустам» — остатки величественной плотины на Гильменде, построенной якобы в свое время самим Рустамом; вот импозантная башня — остатки «Конюшни Рустама», стойло его сказочного коня Рахша; а эти руины на берегу Гильменда в Калаи-Фатх («Крепость победы») — столица Кеянидов, легендарных царей, которым служил Рустам. Все родословные Рустама, вплоть до родоначальника Гершаспа, подробно изложены в «Истории Систана», упомянутом выше замечательном сочинении анонимного автора XI в. В «Истории Систана» все дышит любовью к родному краю, гордостью за подвиги легендарных и исторических систанцев. Это единственный источник, в котором Якуб Медник (правил с. 860 по 890 г. н. з.), положивший начало могуществу систанской династии, представлен не как разбойник с большой дороги и узурпатор, а соответственно исторической правде — как смелый и одаренный выходец из ремесленных низов, «систанский Пугачев», поднявший народ на борьбу с иноземными и местными поработителями, замечательный полководец, создавший вместе со своим братом Амром империю, простиравшуюся от Северной Индии до Ирака.

В правление Якуба и по его личному указанию, как утверждает «История Систана», окружавшие его придворные поэты-персы впервые стали писать стихи на общепонятном персидском языке, отбросив арабский, который в течение 200 лет до того безраздельно царил в письменности всех народов, принявших волам в результате арабского завоевания.

Начиная с XI в. история Систана — это история его медленного упадка. Господство чужеземных династий, страшное разорение во время монгольского владычества привели к изменению торговых путей, гибели оросительных систем, бегству населения, наступлению песков. Основное земледельческое население Систана издавна составляли таджики или парсиваны; все путешественники описывали их как исключительно мирный и трудолюбивый народ.

В XIX в. Систан — заброшенная крайняя восточная провинция шахского Ирана — оказался в районе южных границ царской России. Там, в Закаспийской области, на северных склонах Копетдага (ныне территория Туркменской ССР) отходников ждали приличные сезонные заработки в условиях относительного спокойствия и законности. Оживали старые тропы местной караванной торговли между Хивой на севере и Систаном на юге, ирано-афганский рабочий люд тянулся в пределы российского Туркестана. Здесь и застала многих из них Великая Октябрьская социалистическая революция. Одни вернулись в родные края, другие остались и обрели здесь новую родину. Их потомки живут здесь и поныне, расселившись по разным районам советской Туркмении, живут этнически родственными, но обособленными группами соответственно с делением по племенам: белуджи, джемшиды, бербери, таймури. Среди них и выходцы из Систана — систуни, которые осели в райцентре Серахс Ашхабадской области, сохраняя свою самобытность и язык в окружении местного туркменского населения. В этом месте сходятся границы трех государств — СССР, Ирана и Афганистана. Границы пересекает извилистый, мутный Теджен, его берега — в зарослях ивы и тамариска. Кругом пустыня, саксаул и пески. Небольшой поселок Серахс стоит на Теджене у самой иранской границы.

К школьным зимним каникулам Биологический музей составил увлекательную онлайн-программу, ведь в новогодние и рождественские дни так хочется чего-то удивительного и нового!

При подготовке музейных экскурсий наши научные сотрудники обычно используют не только учебники по зоологии и ботанике, но и результаты последних исследований. На занятиях они рассказывают посетителям о достоверных научных фактах. На этот раз мы покажем разные живые организмы с точки зрения не только научных трудов, но и сказок — народных и авторских, легенд и поверий.

Мы собрали небольшую коллекцию сказок о животных и растениях, которые объяснят, откуда появились наши герои и с чем связаны их удивительные способности. Сказки дополнены комментариями биолога, а также сценками теневого театра.

«БиоСказки» адресованы как юным слушателям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам: всем, кто хочет больше узнать о живой природе. Все ролики будут опубликованы на сайте и в соцсетях музея.

27 декабря, 12:00

Рассказ о трёх сойках

Это сказка известно натуралиста и писателя Юрия Коваля. В ней можно узнать, почему сойки издают такие странные звуки и что они означают, а заодно увидеть саму сойку и услышать её песни. Читает сказку и рассказывает о жизни соек старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

28 декабря, 12:00

Сказка о крабе и ягуаре

Латиноамериканская сказка о крабе, который умел отправлять свои глаза полетать, и о ягуаре, которому тоже захотелось так уметь поступать со своими глазами. Что в итоге случилось с ягуаром и его глазами и кто помог ягуару в сложной ситуации, можно будет узнать в сказке. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

29 декабря, 12:00

Беличья память

Из рассказа М. Пришвина можно узнать об интересной способности белки делать запасы орехов на зиму и о её способности находить потом эти запасы. В чём же секрет белки и как ей удаётся находить запасённые орехи, расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар.

30 декабря, 12:00

Сказка о кукушке

Из этой ненецкой народной сказки можно узнать о том, почему кукушка бросила своих детей и как в тундре появился мох красного цвета. Можно будет увидеть национальную одежду и жилище ненцев, а также узнать, как на самом деле выглядит кукушка и выяснить интересные факты о биологии этой птицы. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

31 декабря, 12:00

Легенда о том, откуда появились черные дятлы

Из легенды, которую расскажет старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар, можно узнать, откуда появились дятлы и почему они чёрные с красным пятном на голове. Мы покажем, как на самом деле выглядит чёрный дятел и как выглядят отверстия, которые он делает в дереве, а также расскажем об особенностях поведения этих птиц в брачный период.

2 января, 12:00

Сказка о вороне и сарыче

В этой чувашской сказке рассказывается о непростых отношениях между хищной птицей сарычем, вороной и человеком. Кого больше полюбил человек и кто на самом деле помог ему найти родник с водой, можно будет узнать из этой сказки. Рассказывая её, завотделом зоологии Маргарита Атрощенко покажет, как на самом деле выглядят ворона и сарыч и расскажет о том, насколько правдиво описание поведения этих птиц в этой сказке.

3 января, 12:00

В. Бианки «Где раки зимуют»

Из этой сказки можно будет узнать о том, как рак с обеденного стола добрался до того места, где раки зимуют и где же всё-таки находится место зимовки раков. Старший научный сотрудник отдела зоологии Сергей Хрибар не только расскажет сказку В. Бианки, но и покажет, как выглядит рак и почему в сказке с раком происходят такие странные изменения и превращения.  

4 января, 12:00

Сказка о змее, комаре и ласточке

Эта казахская сказка знакомит с опасным и коварным змеем, его помощником комаром и о хитроумной ласточкой, которая помогла спасти жизнь человеку. Как ей это удалось, почему комары жужжат и отчего у ласточек теперь раздвоенный хвост, будет рассказано в сказке. Также можно будет увидеть настоящую ласточку и узнать особенности её жизни в природе. Читает сказку и рассказывает о жизни животных завотделом зоологии Маргарита Атрощенко.

С 2 января во время каникул в Биомузее проходят занятия по ботанике, зоологии, анатомии, палеонтологии и химии! 

Возрастное ограничение: 6+ 

С 28 октября музей работает в режиме COVID-Free. Для посетителей старше 18 лет пройти в музей можно только по QR-коду, подтверждающему вакцинацию от COVID-19 или перенесённое заболевание. Помимо QR-кода понадобится паспорт. Дети могут посещать музей в сопровождении взрослых, имеющих QR-код. Справки с результатами вакцинации, ПЦР-тестов и медотводами не являются основанием для посещения музея.

Изменения в режиме работы введены в соответствии с Указом Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ». 

График работы музея: вторник, среда, пятница, суббота с 10:00 до 18:00. Четверг с 12:00 до 21:00. Воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.

Проезд до ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная» или «Улица 1905 года»

Адрес: Малая Грузинская, 15

Телефон для справок: 8 (499) 252-36-81

Ïðîèçâåäåíèÿ Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ, îòðàæàþùèå èñòîðèþ è áûò Óêðàèíû, ïî ïðàâó âîøëè â ñîêðîâèùíèöó ìèðîâîé ëèòåðàòóðû. Óæå ïåðâûå îñåòèíîâåäû îáðàòèëèñü ê íèì â ïîèñêàõ ïàðàëëåëåé ê íàðòîâñêîìó áûòó. Âàñî Àáàåâ ïðèø¸ë ê âûâîäó, ÷òî íà òåððèòîðèè Óêðàèíû âïëîòü äî XVIII âåêà ìîæíî áûëî íàáëþäàòü êàðòèíû âîåííî-äðóæèííîãî áûòà, âî ìíîãîì íàïîìèíàþùåãî íàðòîâñêèé. Èìåííî òàêîé âîèíñêîé îðãàíèçàöèåé áûëà çíàìåíèòàÿ Çàïîðîæñêàÿ Ñå÷ü. Îñåòèíñêèé ó÷¸íûé îòìå÷àë «êàêîå-òî âíóòðåííåå ðîäñòâî» ìåæäó íàðòîâñêîé âîëüíèöåé ìèôè÷åñêèõ âðåìåí è êàçà÷üåé âîëüíèöåé XV-XVIII âåêîâ. Ïî åãî ìíåíèþ, ÷åðåç ðÿä ñòîëåòèé Çàïîðîæñêàÿ Ñå÷ü, ýòî «âîåííîå áðàòñòâî», êàê åãî îïðåäåëÿëè èñòîðèêè, âîñêðåøàëî âî ìíîãîì äóõ è íðàâû äðóãîãî âîåííîãî áðàòñòâà, ïîýòè÷åñêèé îáðàç êîòîðîãî äîíåñëè äî íàñ íàðòîâñêèå ñêàçàíèÿ [1, ñ. 220-221].
Àáàåâ îòìå÷àë, ÷òî çàïîðîæöû, ïîäîáíî íàðòàì, âåäóò êîå-êàêîå õîçÿéñòâî, íî íàñòîÿùèìè çàíÿòèÿìè ñ÷èòàþò òîëüêî äâà: âîéíó è ãóëüáó. Òå è äðóãèå ëþáÿò ïðåäïðèíèìàòü äàëåêèå ïîõîäû âîåííî-ïðåäïðèíèìàòåëüñêîãî õàðàêòåðà â ïîèñêàõ «íåòðîíóòûõ çåìåëü». Ïî åãî íàáëþäåíèþ, âäîõíîâåííîå îïèñàíèå Ñå÷è â «Òàðàñå Áóëüáå» Ãîãîëÿ (1834-1842) öåëûìè êóñêàìè âîñïðèíèìàåòñÿ êàê æèâàÿ êàðòèíà íàðòîâñêîãî áûòà. Êîãäà Òàðàñ óãîâàðèâàåò êîøåâîãî äâèíóòüñÿ â ïîõîä â Òóðå÷÷èíó èëè íà Òàòàðâó òîëüêî ïîòîìó, ÷òî åãî äâà ñûíà íè ðàçó íå áûëè íà âîéíå è èì ïîðà «ïîãóëÿòü» [2, ñ. 247], òóò óçíàþòñÿ íàðòû, êîòîðûå ïåðâåéøèì ïðèçíàêîì âîçìóæàëîñòè ñ÷èòàëè ó÷àñòèå â «áàëöå», òî åñòü â âîåííîì ïîõîäå. Ó÷¸íûé íàïîìíèë, êàê ñûí Óðûçìàãà è Ñàòàíû, ïîãèáøèé â äåòñòâå è îòïóùåííûé èç çàãðîáíîãî ìèðà ê ðîäèòåëÿì òîëüêî íà îäèí äåíü, íå íàõîäèò ëó÷øåãî èñïîëüçîâàíèÿ äëÿ ýòèõ äðàãîöåííûõ ÷àñîâ, êàê îòïðàâèòüñÿ ñ îòöîì â «áàëö» ê òåðê-òóðêàì [1, ñ. 221].
Ïðèâëåêëà âíèìàíèå Àáàåâà è êàðòèíà Ñå÷è â ïðîìåæóòêàõ ìåæäó âîåííûìè ïðåäïðèÿòèÿìè: «Âñÿ Ñå÷ü ïðåäñòàâëÿëà íåîáûêíîâåííîå ÿâëåíèå: ýòî áûëî êàêîå-òî áåñïðåðûâíîå ïèðøåñòâî, áàë, íà÷àâøèéñÿ øóìíî è ïîòåðÿâøèé êîíåö ñâîé… Ýòî îáùåå ïèðøåñòâî èìåëî â ñåáå ÷òî-òî îêîëäîâûâàþùåå. Âñÿêèé ïðèõîäÿùèé ñþäà ïîçàáûâàë è áðîñàë âñå, ÷òî äîòîëå åãî çàíèìàëî» [2, ñ. 244]. Îí âñïîìíèë ïî ýòîìó ïîâîäó áóðíûå è íåñêîí÷àåìûå íàðòîâñêèå õîðîâîäû-ñèìäû è ïèðøåñòâà, ïðîäîëæèòåëüíîñòü êîòîðûõ ñêàçàíèÿ îïðåäåëÿëè çàìå÷àòåëüíîé ýïè÷åñêîé ôîðìóëîé: «èó àáîí;é èíí; àáîíì;», ò. å. «îò îäíîãî ñåãîäíÿ äî äðóãîãî ñåãîäíÿ», ÷òî ìîæíî ïîíèìàòü è êàê íåäåëþ, è êàê ìåñÿö, è êàê ãîä ïèðøåñòâ, âòÿãèâàâøèõ â ñâîé áåøåíûé âîäîâîðîò âñåõ, îò íåáîæèòåëåé äî ãðóäíûõ ìëàäåíöåâ [1, ñ. 221].
Íà óäèâëåíèå çíàêîìûì ïîêàçàëîñü Àáàåâó è îïèñàíèå êàçà÷üåé ïëÿñêè: «Çåìëÿ ãëóõî ãóäåëà íà âñþ îêðóãó… Òîëïà ðîñëà; ê òàíöóþùèì ïðèñòàâàëè äðóãèå, è íåëüçÿ áûëî âèäåòü áåç âíóòðåííåãî äâèæåíèÿ, êàê âñå îòäèðàëî òàíåö, ñàìûé âîëüíûé, ñàìûé áåøåíûé, êàêîé òîëüêî âèäåë êîãäà-ëèáî ñâåò… «Ýõ, åñëè áû íå êîíü – âîñêëèêíóë Òàðàñ, – ïóñòèëñÿ áû, ïðàâî, ïóñòèëñÿ áû ñàì â òàíåö» [2, ñ. 243]. Ýòî òîæå áûëà ÷èñòî íàðòîâñêàÿ êàðòèíà.  îñåòèíñêèõ ñêàçàíèÿõ åé, êàê òî÷íî ïîäìåòèë Àáàåâ [1, ñ. 221-222], îòâå÷àë ìîãó÷èé, ñîòðÿñàþùèé çåìëþ íàðòîâñêèé ïëÿñ (Í;ðòîí ñèìä), ïåðåä çàðàæàþùåé ñèëîé êîòîðîãî íå ìîãëè óñòîÿòü äàæå òàêèå ïî÷òåííûå ñòàðèêè, êàê Óðûçìàã: «Áîëüøóþ ïëÿñêó çàâåëè ðàç íàðòû íà ïîëå Çèëàõàð. Òàêîé ø¸ë ïëÿñ, ÷òî çåìëÿ òðÿñëàñü ïîä íîãàìè ó íàðòîâ…», «È âîò îäíàæäû âîçâðàùàëñÿ Óðûçìàã ñ îõîòû, è âäðóã âèäèò îí – âñå äîáëåñòíûå íàðòû ñîáðàëèñü íà âåðøèíå ׸ðíîé ãîðû è ïëÿøóò òàì ñèìä, òàêîé ñèìä, ÷òî ãîðû ðàññûïàþòñÿ, âåêîâûå äåðåâüÿ â äðåìó÷èõ ëåñàõ ñîäðîãàþòñÿ è òðåùèíû ïðîõîäÿò ïî èõ ìîãó÷èì ñòâîëàì. Çåìëÿ êîëåáëåòñÿ ïîä íîãàìè ïëÿøóùèõ íàðòîâ» [3, ñ. 325, 341].
Íî äàëüøå Àáàåâ, ïîñòàâèâ ïðàâèëüíûé âîïðîñ, íå ñêðûâàåòñÿ ëè çà ýòîé áëèçîñòüþ ãîãîëåâñêèõ çàïîðîæöåâ è ýïè÷åñêèõ íàðòîâ êàêàÿ-òî èñòîðè÷åñêàÿ ñâÿçü è ïðååìñòâåííîñòü, â äóõå ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêèõ èçûñêàíèé ñâîåãî âðåìåíè ñïèñàë âñ¸ ñõîäñòâî íà îñîáûé óêëàä æèçíè è îñîáûé òèï ÷åëîâåêà, âûðàáîòàâøèéñÿ íà íåîáúÿòíûõ ïðîñòîðàõ óêðàèíñêèõ è ñåâåðîêàâêàçñêèõ ñòåïåé âñëåäñòâèå íåïðåðûâíûõ ýòíè÷åñêèõ ìèãðàöèé, ñòîëêíîâåíèé è âîéí, íà îáùíîñòü íðàâîâ è îáðàçà æèçíè. «Ìóäðåíî ëè, ÷òî èìåííî çäåñü ìîãëè çàðîæäàòüñÿ øèðîêèå ýïè÷åñêèå öèêëû òèïà íàðòîâñêîãî, îò êîòîðûõ äî íàñ íå äîøëî, âîçìîæíî, è ñîòîé äîëè». Âàæíóþ ðîëü, ïî ìíåíèþ îñåòèíîâåäà, ñûãðàë òàêæå ïîýòè÷åñêèé òàëàíò Ãîãîëÿ [1, ñ. 222-223]. Òåì íå ìåíåå, âîçìîæíî, ñëåäóåò ïðèñòàëüíåå ïðèñìîòðåòüñÿ ê ýòèì ñáëèæåíèÿì è ïðîäîëæèòü ïîèñêè èðàíñêèõ ÷åðò â ñþæåòå ïîâåñòè Ãîãîëÿ. Òåì áîëåå, ÷òî èçâåñòíî î ñëåäàõ óêðàèíñêîé íàðîäíîé äóìû ïðî Òàðàñà Áóëüáó è åãî ñûíîâåé, ìëàäøèé èç êîòîðûõ ïîø¸ë ïðîòèâ îòöà ñ ïîëÿêàìè [4, ñ. 507-510; 5, ñ. CXVII-CXIX]. Ïîâåñòü ñþæåòíî ïîñòðîåíà ïðåæäå âñåãî íà ôîëüêëîðíîì ìàòåðèàëå. Ñàìà îòäåë¸ííîñòü «îñòðîâà Ñå÷è» îò «îñíîâíîé» íàðîäíîé æèçíè ñòåïíûìè è âîäíûìè ïðîñòîðàìè ñáëèæàåò åãî ñ ÷óäåñíûì ÿçû÷åñêèì ãîðîäîì â ðàñïðîñòðàí¸ííîé êèåâîðóññêîé «Ïðèò÷å î Âàâèëîíå-ãðàäå», îêðóæ¸ííûì íåïðîõîäèìûìè ñòåïíûìè òðàâàìè [6, ñ. 598-599]. Ôîëüêëîðíûì ÿâëÿåòñÿ è íåïîâòîðèìûé êîëëåêòèâíûé îáðàç êîçà÷åñòâà [7, ñ. 119], ñòîëü ïîõîæåãî íà íàðòîâ. ϸòð Âàéëü è Àëåêñàíäð Ãåíèñ ïèñàëè: «Ãåðîè ýïîñà Ãîãîëÿ – ÿçû÷íèêè, êàêîâûì òîëüêî è ìîãóò áûòü ãåðîè ýïîñà. ßçû÷íèêàìè îíè îñòàþòñÿ è â ñâîåé âåðå, êîòîðàÿ íà ñàìîì äåëå íå õðèñòèàíñòâî, íå ïðàâîñëàâèå… Ïîòîìó òàê äîñòîâåðíû Òàðàñîâû êîçàêè, ñëîâíî ñëó÷àéíî íàçâàííûå õðèñòèàíàìè» [8, ñ. 134].
Ðàç óæ çàøëà ðå÷ü î òàíöàõ íàðòîâ, òî èçâåñòíî, ÷òî â Îñåòèè ñèìä òàíöåâàëñÿ ïîä Íîâûé ãîä âîêðóã çàææåííûõ êîñòðîâ ìóæ÷èíàìè â âîçðàñòå ãäå-òî îò òðèäöàòè äî ñîðîêà ïÿòè ëåò êîòîðûå îòëè÷àëèñü ñèëîé è ëîâêîñòüþ [9, ñ. 71]. Òàêîé ðèòóàëüíûé êðóãîâîé òàíåö âîêðóã ñâÿùåííîãî äåðåâà èëè êîñòðà, ïî-âèäèìîìó, èñïîëíÿëè è ñðåäíåàçèàòñêèå ñàêî-ìàññàãåòû, ñòàâøèå ïðåäêàìè àëàíîâ. Î ïëÿñêàõ ìàññàãåòîâ ïèñàë Ãåðîäîò (I, 202): «…Òåì ñèëüíåå èõ îõâàòûâàåò îïüÿíåíèå; ïîêà íàêîíåö îíè íå âñêàêèâàþò, ïóñêàþòñÿ â ïëÿñ è íà÷èíàþò ïåòü ïåñíè. Òàê ðàññêàçûâàþò îá îáðàçå æèçíè ýòîãî ïëåìåíè» [10, ñ. 75]. Ñîãëàñíî Ñòðàáîíó (VIII, 5), ñàêè, ïåðåáèòûå Êèðîì, «ïëÿñàëè áåç îðóæèÿ â âàêõè÷åñêîì èññòóïëåíèè» [11, ñ. 484]. Ïðè÷¸ì ñëåäû ýòîãî äðåâíåèðàíñêîãî îáû÷àÿ, íàðÿäó ñ äðóãèìè êóëüòóðíûìè ðåëèêòàìè, ñîõðàíèëèñü â Õîðåçìå. Ïî ìíåíèþ îòäåëüíûõ èññëåäîâàòåëåé, ïîïóëÿðíûé õîðåçìñêèé òàíåö ëàçãè ïî ñâîåìó òåìïåðàìåíòó íàïîìèíàåò ïëÿñêè ñàêî-ìàññàãåòñêèõ âîèíîâ, ïðîâîäèìûå ïî âå÷åðàì âîêðóã çàææ¸ííûõ êîñòðîâ. Ïîäîáíûå òîðæåñòâà ñ ìóçûêîé, ïåñíÿìè è çàæèãàòåëüíûìè õîðåçìñêèìè «ëàçãè» è «÷àãàëëîê» ïðîâîäèëèñü äî íåäàâíåãî âðåìåíè [12, ñ. 253]. Î ñóùåñòâîâàíèè ïîäîáíûõ òàíöåâ â ÷óòü áîëåå ïîçäíåå âðåìÿ íà çàïàäå ñêèôî-ñàêñêîãî àðåàëà ìîæíî ñóäèòü ïî ðîñïèñè ñêëåïîâ ¹ 2 è 8 Íåàïîëÿ Ñêèôñêîãî [13, ñ. 173]. Òàêèì îáðàçîì, òàíåö çàïîðîæöåâ, ñêîðåå, ÿâëÿåòñÿ ôîëüêëîðíûì íàñëåäèåì äðåâíåèðàíñêèõ êî÷åâûõ ýòíîñîâ ñòåïåé, ÷åì ðåçóëüòàòîì ïîýòè÷åñêîé ïðîçîðëèâîñòè Ãîãîëÿ, êàê ýòî ïðåäñòàâëÿëîñü Àáàåâó.
Åñòü â ïîâåñòè è äðóãèå ìîìåíòû, íàõîäÿùèå ñîîòâåòñòâèå â îñåòèíñêèõ ñêàçàíèÿõ î íàðòàõ. Òàê, íàïðèìåð, ðîññèéñêèì ëèòåðàòóðîâåäàì [14, ñ. 544] êàçàëîñü óäèâèòåëüíûì, íåóêëþæå ïðåóâåëè÷åííûì è èç ðÿäà âîí âûõîäÿùèì ñëåäóþùåå îïèñàíèå:
«Áóëüáà âñêî÷èë íà ñâîåãî ׸ðòà, êîòîðûé áåøåíî îòøàòíóëñÿ, ïî÷óâñòâîâàâ íà ñåáå äâàäöàòèïóäîâîå áðåìÿ, ïîòîìó ÷òî Òàðàñ áûë ÷ðåçâû÷àéíî òÿæ¸ë è òîëñò» [2, ñ. 234].
Íî îíî ïðÿìî ïåðåêëèêàåòñÿ ñ îáðàçîì íàðòîâñêîãî áîãàòûðÿ Áàòðàçà, êîòîðîãî åäâà âûäåðæèâàåò êîíü: «Çàòåì îí ïîïðîñèë èõ: «Êîíÿ ìîåãî îòöà, Õàìûöåâà êîíÿ, ïðèâåäèòå, ÷òîá ÿ íà íåì ïðèáûë äîìîé». Âîò îíè ïðèâåëè åìó êîíÿ Õàìûöåâà, Áàòðàç ñåë íà íåãî è êàê ñæàë åãî êîëåíÿìè, òàê ó êîíÿ áîêà ïðîëîìèëèñü, è îí óìåð. Áàòðàç ñêàçàë: «Ïðèâåäèòå ìíå Óðûçìàãîâà êîíÿ!» È ïðèâåëè åìó Óðûçìàãîâà êîíÿ. Ñåë íà íåãî Áàòðàç, è êîíü íàñèëó åãî ñí¸ñ» [15, ñ. 17, 19]. Äàëüíåéøèå ïàðàëëåëè âåäóò ê þæíûì èðàíöàì.  ïåðñèäñêîì ýïîñå «Øàõ-íàìå» Ôèðäîóñè ñîîáùàåòñÿ, ÷òî äëÿ Ðóñòàìà äîëãî èñêàëè ïîäõîäÿùåãî êîíÿ:
Ïðèãíàâ òàáóíû, ÷òî â Çàáóëå ïàñëèñü,
À òàêæå è òå, ÷òî â Êàáóëå ïàñëèñü,
Çà ëîøàäüþ ëîøàäü ïóñêàëè ïðåä íèì –
È êàæäîé òàâðî âûêëèêàëè ïðåä íèì.
Êàê òîëüêî ïîêàæóò êîíÿ õðàáðåöó,
Êàê òîëüêî îí ñïèíó íàæì¸ò æåðåáöó,
Îñÿäåò ñêàêóí, èçîãíóâøèñü õðåáòîì,
 áåññèëüè êîñíóâøèñü çåìëè æèâîòîì.
È òîëüêî êîíü ãèãàíòñêîãî ðîñòà Ðàõø ñìîã âûäåðæàòü åãî òÿæåñòü:
Òóò â çåìëþ íîãîé óïåðøèñü ïîñèëüíåé,
Àðêàí íà êîíå çàòÿíóâ ïîòåñíåé,
Ðîñòåì èç âñåé ñèëû ñâîåé êîëäîâñêîé
Íàë¸ã íà ãíåäîãî ìîãó÷åé ðóêîé.
Ñêàêóí è íå äðîãíóë ïîä áðåìåíåì òåì –
Êàê áóäòî åãî íå ïî÷óÿë ñîâñåì.
Ïîäóìàë Ðîñòåì: «Âîò ñèäåòü ìíå íà êîì!
Çà äåëî, ÿ âçÿòüñÿ ìîãó íà òàêîì».
Âçâèëñÿ, ñëîâíî áóðÿ, îòâàæåí, óäàë,
È ðåçâî ïîä íèì îãíåöâåòíûé âçûãðàë.
Ïîòîì Ðàõø ñëóæèë èðàíñêîìó áîãàòûðþ âåðîé è ïðàâäîé äî ñàìîé ñìåðòè [16, ñ. 323-325; 17, ñ. 20]. Ýòîò ìîòèâ åñòü è ó òàòîâ: «Êòî çíàåò, ñêîëüêî âðåìåíè ïðîâåë Ðóñòàì â ýòîé êðåïîñòè?! Íî èçâåñòíî, ÷òî êàæäûé äåíü îí âûâîäèë ñâîåãî æåðåáöà íà ïðîãóëêó è òÿæåñòüþ ðóêè èñïûòûâàë åãî âûíîñëèâîñòü. Øëè äíè, è Ðóñòàì óæå ìîã îñòîðîæíî ñàäèòüñÿ íà æåðåáöà, à æåðåáåö âûäåðæèâàë òÿæåñòü ñâîåãî õîçÿèíà. À ñïóñòÿ åùå íåêîòîðîå âðåìÿ Ðóñòàì ìîã âûâîäèòü ñêàêóíà íà ñêà÷êè: òåïåðü óæå æåðåáåö ñîâñåì ïåðåñòàë ÷óâñòâîâàòü òÿæåñòü ñâîåãî õîçÿèíà» [18, ñ. 15].
Äîâîëüíî èíòåðåñíî, ÷òî êîíÿ Áóëüáû çîâóò ׸ðòîì, à â îñåòèíñêèõ ñêàçàíèÿõ óïîìèíàþòñÿ êîíè, âûðàùåííûå ÷åðòÿìè (õ;éð;äæûòû õàcò, ä;ëèìîíòû õàñò), íà êîòîðûõ åçäÿò âèòÿçè [1, ñ. 157; 19, ñ. 153]. Òàêèå êîíè îáëàäàþò ñêàçî÷íûìè ñâîéñòâàìè. ×åðòè áîÿòñÿ âîëêîâ è äàæå âîë÷üåé øêóðû, ïîýòîìó â ñêàçàíèè «Ñîñëàí è Òîòðàç» ìîãó÷èé Òîòðàç ãèáíåò îò ðóê ñîëÿðíîãî âèòÿçÿ Ñîñëàíà (Ñîçûðûêî) èç-çà òîãî, ÷òî êîíü åãî, âçðàù¸ííûé ÷åðòÿìè, ñòðàøèòñÿ âîë÷üèõ øêóð, â êîòîðûå íàðÿäèëñÿ Ñîñëàí. Òàêîâ è êîíü Àëèáåãà, êîòîðûé ïóãàåòñÿ çàïàõà Ñîñëàíîâîé âîë÷üåé øóáû, ñòðåìãëàâ íåñ¸òñÿ è ïîãèáàåò. ×åðòè æå ïîìîãëè Ñîñëàíó âûáðàòüñÿ èç ïðåèñïîäíåé, â êîòîðîé è áûë âçðàù¸í åãî çíàìåíèòûé êîíü Äçûíäç Àëàñà.  îäíîì âàðèàíòå íàðòîâñêèõ ñêàçàíèé íà ýòîì êîíå íàðò Ñîçûðûêî, ãîñòèâøèé â ïîäçåìíîì ìèðå, äîãíàë óãîíùèêîâ òàáóíà ÷åðòåé è âåðíóë èõ ïîâåëèòåëþ ïîäçåìíûõ äóõîâ Åëèçáàðó. «À êîíü òâîé – ïëåìÿííèê ïîäçåìíûõ äóõîâ», – ãîâîðÿò Ñîñëàíó [20, ñ. 52, 160, 181, 546; 21, ñ. 269; 22, ñ. 13-14; 23, ñ. 48; 24, ñ. 467, 661; 19, ñ. 153].  «Øàõíàìå» òàêæå óïîìèíàþòñÿ êîíè, âåäóùèå ñâîé ðîä îò íå÷èñòîé ñèëû (äèâîâ) [25, ñ. 378].
Îïèñàííàÿ Ãîãîëåì â ïîâåñòè êàçíü íà Çàïîðîæñêîé Ñå÷è, êîãäà óáèéöó æèâü¸ì çàêàïûâàëè â çåìëþ âìåñòå ñ óáèòûì [2, ñ. 246-247], òîæå âîñõîäèò ê îáû÷àÿì, çàôèêñèðîâàííûì Ïîðôèðèåì è Åâñåâèåì Êåñàðèéñêèì ó ñêèôîâ è Ñîìàäåâîé ó èíäîñêèôîâ. Îòãîëîñêè ñîõðàíèëèñü è â íàðòîâñêîì ýïîñå îñåòèí, ãäå ó íîã Ñîñëàíà õîðîíÿò çëîêîçíåííîãî Ñûðäîíà, ñòàâøåãî ïðè÷èíîé åãî ñìåðòè [26, ñ. 200].
Âîïðåêè ëèòåðàòóðîâåäàì, çàÿâëÿþùèì, ÷òî ìîòèâ ñûíîóáèéñòâà áûë çàèìñòâîâàí Ãîãîëåì èç ñîâðåìåííîé åìó çàïàäíîåâðîïåéñêîé ðîìàíòè÷åñêîé ëèòåðàòóðû [27, ñ. 90-91; 6, ñ. 594], îñíîâíàÿ ñþæåòíàÿ êîëëèçèÿ «Òàðàñà Áóëüáû» âîñõîäèò ê äðåâíèì ñòåïíûì ìîòèâàì.  ÷àñòíîñòè, îäíèì èç íàèáîëåå âàæíûõ ìîòèâîâ ïåðñèäñêîãî ýïîñà ÿâëÿåòñÿ áîðüáà âèòÿçÿ Ðóñòåìà ñ åãî ñûíîì Ñîõðàáîì, ãäå ñûí âåä¸ò íà Èðàí âîéñêà âðàæäåáíîãî òóðàíñêîãî ïðàâèòåëÿ Àôðàñèàáà. Ïîäîáíî Àíäðèþ Áóëüáå, Ñîõðàá – çàíîñ÷èâûé, òùåñëàâíûé âëàñòîëþáåö, ãîòîâûé áðîñèòüñÿ â ëþáóþ àâàíòþðó, ÷òîáû ïðîñëàâèòüñÿ. Ñîõðàá äâàæäû ïîáåæäàåò Ðóñòàìà â åäèíîáîðñòâå, ïðè÷åì Ðóñòàì ñïàñàåòñÿ òîëüêî õèòðîñòüþ, ññûëàÿñü íà äðåâíèé çàêîí, ñîãëàñíî êîòîðîìó óáèâàòü ïðîòèâíèêà ìîæíî, ÿêîáû, òîëüêî ïîñëå âòîðîé ïîáåäû íàä íèì, ñàìîìó Ðóñòàìó æå óäà¸òñÿ ïîâàëèòü Ñîõðàáà ëèøü «âî ãíåâå, èñïîëíÿñü íåâèäàííûõ ñèë», ïîýòîìó îí, ïîíèìàÿ, ÷òî «òîò íå ñäàñòñÿ, ïîâåðãíåò åãî â ñâîé ÷åð¸ä», âîíçàåò íåóçíàííîìó ñûíó â áîê êèíæàë. Òðàãåäèÿ îòöà, óáèâøåãî ñâîåãî ñûíà, îïèñàíà ó Ôèðäîóñè ñ áîëüøèì ìàñòåðñòâîì è íå ìîæåò îñòàâèòü ÷èòàòåëÿ áåçðàçëè÷íûì. Èññëåäîâàòåëè ðàññìàòðèâàþò Ðóñòåìà êàê ïåðñîíàæà ñèñòàíñêîé ýïè÷åñêîé òðàäèöèè, âîñõîäÿùåé ê áîãàòûðñêèì ñêàçàíèÿì ñðåäíåàçèàòñêèõ ñêèôî⠖ ñàêîâ.  Àâåñòå îí íå óïîìÿíóò. Ïî ìíåíèþ âîñòîêîâåäîâ, âñå ñêàçàíèÿ î Ðóñòåìå âîçíèêëè ñðåäè àáîðèãåíîâ Ñèñòàíà è Çàáóëèñòàíà èðàíñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ïîçäíåå, ñ ïðèõîäîì íà ýòó òåððèòîðèþ òàê æå èðàíîÿçû÷íûõ ñàêñêèõ ïëåì¸í, ýòè ëåãåíäû ñãðóïïèðîâàëèñü âîêðóã ñèñòàíñêèõ áîãàòûðåé ñàêñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ [28, ñ. 77-78; 29, ñ. 36-37, 93-95, 97-102, 146-152, 158]. Ïîýòîìó î÷åíü ïîõîæå ðàçâèâàþòñÿ ñîáûòèÿ â ëåãåíäàõ î Ðóñòàìå òàäæèêîâ Ñèñòàíà [30, ñ. 221-222]. Ïîäîáíî Ðóñòåìó, Áóëüáà ÿâëÿåòñÿ íå ïðåäâîäèòåëåì çàïîðîæöåâ, à òîëüêî âîèíîì, êîòîðîìó «íåò íèêîãî, ðàâíîãî åìó â äîáëåñòè» [2, ñ. 294]. Ïîðàæåíèå êîçàêîâ ñîîòâåòñòâóåò âðåìåííîìó ïîðàæåíèþ èðàíöåâ îò òóðàíñêèõ âîèíîâ Ñîõðàáà. È äàæå çíàìåíèòàÿ ðå÷ü Òàðàñà: «Íó, ÷òî æ òåïåðü ìû áóäåì äåëàòü?.. ×òî, ñûíêó, ïîìîãëè òåáå òâîè ëÿõè? …Òàê ïðîäàòü? Ïðîäàòü âåðó? Ïðîäàòü ñâîèõ? Ñòîé æå, ñëåçàé ñ êîíÿ!.. Ñòîé è íå øåâåëèñü! ß òåáÿ ïîðîäèë, ÿ òåáÿ è óáüþ» [2, ñ. 309], î÷åâèäíî, âîñõîäèò ê ñöåíå ïåðåáðàíêè, ïðåäâàðÿþùåé ïîåäèíîê, êîòîðàÿ ñîñòàâëÿåò êóëüìèíàöèþ ïîâåñòâîâàíèÿ î åäèíîáîðñòâå îòöà è ñûíà [31, ñ. 13-15]. Òî÷íî òàê æå Ðóñòåì îáðàùàåòñÿ ê Ñîõðàáó:
Âîñêëèêíóë: «Óøåäøèé îò ëüâèíûõ êîãòåé!
Òû ñíîâà ïîãèáåëè èùåøü ñâîåé!
Ïî÷òî ïîåäèíêà ñî ìíîé íå èçáåã?
Íî çíàþ, òû ïðàâäû íå ñêàæåøü âîâåê» [28, ñ. 77].
Òàêèì îáðàçîì, â èñòîðè÷åñêîé ïîâåñòè Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ «Òàðàñ Áóëüáà», êàê è âî ìíîãèõ äðóãèõ åãî ïðîèçâåäåíèÿõ [32, ñ. 76; 33, ñ. 274; 34; 35; 36; 37, ñ. 677-682; 38, ñ. 111-115], îòðàçèëèñü äðåâíèå ýïè÷åñêèå ìîòèâû ïðè÷åðíîìîðñêîé ñòåïè, íåñîìíåííî, âîñõîäÿùèå ê èðàíîÿçû÷íîìó íåîñåäëîìó íàñåëåíèþ, êîòîðîå ïîçæå áûëî àññèìèëèðîâàíî ñëàâÿíàìè. Ïðèìå÷àòåëüíî, ÷òî îíè îáíàðóæèâàþò ïàðàëëåëè êàê â íàðòîâñêîì ýïîñå îñåòèí, èìåþùåì ñêèôñêèå è ñàðìàòî-àëàíñêèå êîðíè, òàê è â ëèòåðàòóðíîì ýïîñå ïåðñîâ, ïðåäàíèÿõ ñèñòàíöåâ è ñêàçêàõ òàòîâ, òî åñòü â þæíîèðàíñêîé ýïè÷åñêîé òðàäèöèè, êîòîðàÿ òîæå ìîæåò èìåòü ñêèôî-ñàêñêèå èñòîêè. Ýòî åù¸ ðàç óêàçûâàåò íà èðàíñêèé ýòíè÷åñêèé ñóáñòðàò óêðàèíöåâ è ñëîæíûå ïóòè åãî ôîðìèðîâàíèÿ.

1. Àáàåâ Â.È. Èçáðàííûå òðóäû: Ðåëèãèÿ, ôîëüêëîð, ëèòåðàòóðà. Âëàäèêàâêàç, 1990.
2. Ãîãîëü Í.Â. Èçáðàííûå ïðîèçâåäåíèÿ â 2-õ òîìàõ. Ê., 1979. Òîì 1.
3. Ñêàçàíèÿ î íàðòàõ: îñåòèíñêèé ýïîñ / Ïåðåâîä ñ îñåòèíñêîãî Þ. Ëèáåäèíñêîãî. Ì., 1978.
4. Ãîðëåíêî Â. Áàíäóðèñò Èâàí Êðþêîâñêèé: (Òåêñò äåâÿòè äóì, ñ áèîãðàôè÷åñêîé çàìåòêîé) // Êèåâñêàÿ ñòàðèíà. Ê., 1882. Äåêàáðü.
5. [Ãðóøåâñüêà Êàòåðèíà.] Óêðà¿íñüê³ íàðîäí³ äóìè. Ê., 1927. Òîì ïåðøèé. Òåêñòè ¹¹ 1–13 ³ âñòóï Êàòåðèíè Ãðóøåâñüêî¿.
6. Âàéñêîïô Ìèõàèë. Ñþæåò Ãîãîëÿ: Ìîðôîëîãèÿ. Èäåîëîãèÿ. Êîíòåêñò. Ì., 2002.
7. Êàðïåíêî À. Î íàðîäíîñòè Í.Â. Ãîãîëÿ. (Õóäîæåñòâåííûé èñòîðèçì ïèñàòåëÿ è åãî íàðîäíûå èñòîêè). Ê., 1973.
8. Âàéëü Ïåòð, Ãåíèñ Àëåêñàíäð. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé:  2 ò. Åêàòåðèíáóðã, 2003. Òîì 1.
9. Òóãàíîâ Ìàõàðáåê. Ëèòåðàòóðíîå íàñëåäèå. Îðäæîíèêèäçå, 1977.
10. Ãåðîäîò. Èñòîðèÿ â äåâÿòè êíèãàõ / Ïåðåâîä è ïðèìå÷àíèÿ Ã. À. Ñòðàòàíîâñêîãî. Ë., 1972.
11. Ñòðàáîí. Ãåîãðàôèÿ â 17 êíèãàõ / Ïåðåâîä, ñòàòüÿ è êîììåíòàðèè Ã.À.Ñòðàòàíîâñêîãî. Ì., 1964.
12. Äæàááàðîâ Èñà. Óçáåêè: Ýòíîêóëüòóðíûå òðàäèöèè, áûò è îáðàç æèçíè. Òàøêåíò, 2007.
13. Âûñîòñêàÿ Ò.Í. Íåàïîëü – ñòîëèöà ãîñóäàðñòâà ïîçäíèõ ñêèôîâ. Ê., 1979.
14. Âåðåñàåâ Â. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé â 4-õ òîìàõ. Ì., 1990. Ò.IV. Ãîãîëü â æèçíè.
15. Ìèëëåð Âñåâîëîä. Îñåòèíñêèå ýòþäû. ×àñòü ïåðâàÿ (Îñåòèíñêèå òåêñòû) // Ó÷¸íûå çàïèñêè èìïåðàòîðñêîãî Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. Îòäåë èñòîðèêî-ôèëîëîãè÷åñêèé. Ì., 1881. Âûïóñê ïåðâûé.
16. Ôèðäîóñè. Øàõíàìå / Èçäàíèå ïîäãîòîâèëè Ö.Á. Áàíó, À. Ëàõóòè, À.À. Ñòàðèêîâ. Ì., 1957. Òîì ïåðâûé. Îò íà÷àëà ïîýìû äî ñêàçàíèÿ î Ñîõðàáå.
17. Ñàòöàåâ Ý.Á. Íàðòîâñêèé ýïîñ è èðàíñêàÿ ïîýìà Øàõíàìå (ñõîäíûå ñþæåòíûå ìîòèâû). Âëàäèêàâêàç, 2008.
18. Çîëîòîé ñóíäóê: Ñêàçêè òàòîâ Äàãåñòàíà / Ñîñòàâëåíèå, ïåðåâîä ñ òàòñêîãî Àìàëäàíà Êóêóëëó. Ì., 1974.
19. Äçèööîéòû Þ.À. Âîïðîñû îñåòèíñêîé ôèëîëîãèè. Öõèíâàë, 2017. Òîì I.
20. ×èáèðîâ Ë.À. Òðàäèöèîííàÿ äóõîâíàÿ êóëüòóðà îñåòèí. Ì., 2008.
21. ×èáèðîâ Ë.À. Îñåòèíñêàÿ Íàðòèàäà: ìèôîëîãè÷åñêèå èñòîêè è àðåàëüíûå ñâÿçè. Âëàäèêàâêàç, 2016.
22. Ïàìÿòíèêè íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà îñåòèí. Âëàäèêàâêàç, 1927. Âûïóñê 2. Äèãîðñêîå íàðîäíîå òâîð÷åñòâî â çàïèñè Ìèõàëà Ãàðäàíòè / Ïðåäèñëîâèå, ïåðåâîä íà ðóññêèé ÿçûê è ïðèìå÷àíèÿ Ãð. À. Äçàãóðîâà (Ãóáàäè Äçàãóðòè).
23. Íàðòû êàääæûò;: Èðîí àä;ìû ýïîñ /Òåêñòò; áàö;òò; êîäòà, ÷èíûã ;ì; äçûðäóàò ñàð;çòà Õ;ìûöàòû Òàìàð;; çîíàäîí ðåäàêòîð Äæûêêàéòû IIIàìèë. Äç;óäæûõú;ó, 2004. Äûêêàã ÷èíûã.
24. Íàðòû êàääæûò;: Èðîí àä;ìû ýïîñ /Òåêñòò; áàö;òò; êîäòà, ÷èíûã ;ì; äçûðäóàò ñàð;çòà Õ;ìûöàòû Òàìàð;; çîíàäîí ðåäàêòîð Äæûêêàéòû IIIàìèë. Äç;óäæûõú;ó, 2010. Ô;íäç;ì ÷èíûã.
25. Ôèðäîóñè. Øàõíàìå / Ïåðåâîä Í.Á. Áàíó-Ëàõóòè, êîììåíòàðèè À. Açåðà è Ö.Á. Áàíó-Ëàõóòè. Ì., 1965. Òîì òðåòèé. Îò ñêàçàíèÿ î áèòâå Ðîñòåìà ñ õàêàíîì ×èíà äî öàðñòâîâàíèÿ Ëîõðàñïà.
26. Ðàõíî Ê.Þ. Êàçíü óáèéöû íà Çàïîðîæñêîé Ñå÷è: èñòîêè îáû÷àÿ // Âîéíà è âîèíñêèå òðàäèöèè â êóëüòóðàõ íàðîäîâ Þãà Ðîññèè (VI Òîêàðåâñêèå ÷òåíèÿ): Ìàòåðèàëû Âñåðîññèéñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè (ã. Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 4-5 ìàÿ 2017 ã.). Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2017.
27. ×óäàêîâ Ã.È. Îòíîøåíèå òâîð÷åñòâà Ãîãîëÿ ê çàïàäíî-åâðîïåéñêèì ëèòåðàòóðàì. Ê., 1908.
28. Ôèðäîóñè. Øàõíàìå / Ïåðåâîä Ö.Á. Áàíó-Ëàõóòè, êîììåíòàðèè A.A. Ñòàðèêîâà. Ì., 1994. Òîì âòîðîé. Îò ñêàçàíèÿ î Ðîñòåìå è Ñîõðàáå äî ñêàçàíèÿ î Ðîñòåìå è õàêàíå ×èíà.
29. Êîðîãëû X.Ã. Âçàèìîñâÿçè ýïîñà íàðîäîâ Ñðåäíåé Àçèè, Èðàíà è Àçåðáàéäæàíà. Ì., 1983.
30. Ñêàçêè è ëåãåíäû Ñèñòàíà / Ïåð. ñ ïåðñ, ñîñò. è êîììåíò. À. Ë. Ãðþíáåðãà è È. Ì. Ñòåáëèí-Êàìåíñêîãî. Ì., 1981.
31. Ìàòþøèíà È.Ã. Ïåðåáðàíêà â äðåâíåãåðìàíñêîé ñëîâåñíîñòè. Ì., 2011.
32. Èâàíîâ Â. Â. Èçáðàííûå òðóäû ïî ñåìèîòèêå è èñòîðèè êóëüòóðû. Ì., 2000. Òîì ²²: Ñòàòüè î ðóññêîé ëèòåðàòóðå.
33. Áóáåíîê Î. Àëàíû-àñû â Çîëîòîé Îðäå (XIII–XV ââ.). Ê., 2004.
34. Ðàõíî Ê.Þ. Èðàíñêèå ìèôîëîãè÷åñêèå ìîòèâû â ïîâåñòè Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ «Íî÷ü ïåðåä Ðîæäåñòâîì» // Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ãóìàíèòàðíîãî çíàíèÿ â XXI âåêå: ñîñòîÿíèå è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ. Ê 90-ëåòèþ àêàäåìèêà Ã.Ã. Ãàìçàòîâà: ìàòåðèàëû Ìåæäóíàðîäíîé íàó÷íîé êîíôåðåíöèè (Ìàõà÷êàëà, 5–6 ìàÿ 2016 ã.). Ìàõà÷êàëà, 2016.
35. Ðàõíî Ê.Þ. Ïóçàòûé Ïàöþê è íàðòîâñêèé Ñûðäîí: ðîäñòâî îáðàçîâ // Àäûãñêèé ýïîñ «Íàðòû» è ìèðîâîå ýïè÷åñêîå íàñëåäèå. Ê 95-ëåòèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ âûäàþùåãîñÿ ó÷¸íîãî-íàðòîâåäà, äîêòîðà ôèëîëîãè÷åñêèõ íàóê À.Ì. Ãàäàãàòëÿ. 20-23 ñåíòÿáðÿ 2017 ã., Ìàéêîï. Ìàéêîï, 2017.
36. Ðàõíî Êîíñòàíòèí. Òàíàòîëîãè÷åñêèå ìîòèâû «Ñòðàøíîé ìåñòè» Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ â êîíòåêñòå ýòíîêóëüòóðíûõ ñâÿçåé óêðàèíöåâ // Studia mythologica slavica. Ljubljana, 2019. T. 22.
37. Àáàåâ Â. È. Èçáðàííûå òðóäû. Âëàäèêàâêàç, 1995. Òîì II. Îáùåå è ñðàâíèòåëüíîå ÿçûêîçíàíèå.
38. Àáàåâ Â. È. Ñêèôî-åâðîïåéñêèå èçîãëîññû. Íà ñòûêå Âîñòîêà è Çàïàäà. Ì., 1965.

  • Сказки и былины в иллюстрациях ивана билибина
  • Сказки зеленой долины передвижная ярмарка
  • Сказки зеленого леса мультсериал
  • Сказки зарубежных писателей для дошкольников
  • Сказки и былины где встречается слово добрый