Сказки хухлаевой для дошкольников

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. воспитание сказкойещ недавно наше поколение, вдохновлнное победой дедов над фашизмом,

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииСказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель Грушецкая И.А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Воспитатель Грушецкая И.А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    Описание слайда:

    Воспитатель
    Грушецкая И.А

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад комбинированного вида города Ейска муниципального образования Ейский район.
    Тема: «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

  • 2 слайд

    Актуальность Актуальность моего педагогического обусловлена тем, что вопр

    Описание слайда:

    Актуальность
    Актуальность моего педагогического обусловлена тем, что вопрос нравственного развития, воспитания, совершенствования подрастающего поколения волновал общество всегда. Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей. Особенно в современное время, когда жестокость и насилие становятся неразрешимой проблемой. Часть дошкольников сражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием в активном участии в общественно-значимых делах.

  • 3 слайд

    Цель : создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольни

    Описание слайда:

    Цель : создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.
    Задачи:
    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
    2. Выявить влияние сказки на нравственное воспитание дошкольников;
    3. Разработать и апробировать систему мероприятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

  • 4 слайд

    Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного во

    Описание слайда:

    Сказка — средство эмоционально — волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

    Сказка является одним из самых доступных средств для духовно — нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

  • 5 слайд

    "Сказка- учит, сказка лечит, сказка помогает жить!"

    Описание слайда:

    «Сказка- учит, сказка лечит, сказка помогает жить!»

  • 6 слайд

    Беседа «Что такое доброта» Сказка «Кто помог Сереже»Русская народная сказ

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое доброта»
    Сказка «Кто помог Сереже»
    Русская народная сказка Царевна-лягушка»

  • 7 слайд

    Беседа «Что такое гостеприимство» Сказка «Гостеприимная Клава»Инсценировк

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое гостеприимство»
    Сказка «Гостеприимная Клава»
    Инсценировка сказки «Лиса и журавль»

  • 8 слайд

    Беседа «Что такое милосердие» Сказка «Феи милосердии»Сказка: «Цветик – с

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое милосердие»

    Сказка «Феи милосердии»
    Сказка: «Цветик – семицветик»

  • 9 слайд

    Беседа «Что такое верность» Сказка «Кнопка»Сказка В. Осеевой «Добрая хозя

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое верность»
    Сказка «Кнопка»
    Сказка В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
    Сказка Хухлаевой «Особенное растение»

  • 10 слайд

    Беседа «Что такое правда и ложь» Сказка «В гостях у царя»Аудио сказка «

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое правда и ложь»

    Сказка «В гостях у царя»
    Аудио сказка «Дворец рулей»
    Сказка «Лиса и козел»

  • 11 слайд

    «Что такое равнодушие и отзывчивость» Сказка «Федя и Петя»Сказка «Кукушка

    Описание слайда:

    «Что такое равнодушие и отзывчивость»
    Сказка «Федя и Петя»
    Сказка «Кукушка»

  • 12 слайд

    Беседа «Что такое любовь и ласка» Сказка «Добрый волшебник» Русская народ

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое любовь и ласка»
    Сказка «Добрый волшебник»
    Русская народная сказка «Финист — ясный сокол»
    Чтение сказки «Две подружки»

  • 13 слайд

    Беседа «Что такое терпение и терпимость» Сказка «Трудолюбивый Пуфик»Русска

    Описание слайда:

    Беседа «Что такое терпение и терпимость»
    Сказка «Трудолюбивый Пуфик»
    Русская народная сказка «Хаврошечка» (Пословица:
    «Терпение и труд все перетрут»)
    Сказка о двух братьях и сильной воле.(О.Хухлаева)

  • 14 слайд

    Классификация русских народных сказок: Сказки о животных. Волшебные сказки.

    Описание слайда:

    Классификация русских народных сказок:
    Сказки о животных.
    Волшебные сказки.
    Бытовые сказки

  • 15 слайд

    Сказки о животныхЗдесь действуют рыбы, звери, птицы ,они разговаривают друг с

    Описание слайда:

    Сказки о животных
    Здесь действуют рыбы, звери, птицы ,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.

  • 16 слайд

    Волшебные сказки В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир.

    Описание слайда:

    Волшебные сказки
    В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т.д.

  • 17 слайд

    Бытовые сказки Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность прот

    Описание слайда:

    Бытовые сказки
    Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т.д.

  • 18 слайд

    Методы ознакомления детей со сказкой.Чтение воспитателя. Рассказывание. Дид

    Описание слайда:

    Методы ознакомления детей со сказкой.
    Чтение воспитателя.
    Рассказывание.
    Дидактические игры и
    литературные викторины

  • 19 слайд

    Приемы формирования восприятия сказки Выразительность чтения. Повторность чте

    Описание слайда:

    Приемы формирования восприятия сказки
    Выразительность чтения. Повторность чтения.
    Драматизация Рассматривание иллюстраций

  • 20 слайд

    Дидактическая игра «Собери сказку»

    Описание слайда:

    Дидактическая игра
    «Собери сказку»

  • 21 слайд

    Конкурс рисунков по сказкам

    Описание слайда:

    Конкурс рисунков по сказкам

  • 22 слайд

    Сказки хухлаевой для дошкольников

  • 23 слайд

    Сказки требующие анализа, осмысления и рассуждения детей.

    Описание слайда:

    Сказки требующие анализа, осмысления и рассуждения детей.

  • 24 слайд

    «Забавные картинки для детей»

    Описание слайда:

    «Забавные картинки для детей»

  • 25 слайд

    Дети с родителями участвовали в оформлении Выставки «Моя любимая сказка».

    Описание слайда:

    Дети с родителями участвовали в оформлении Выставки «Моя любимая сказка».

  • 26 слайд

    Домашним заданием для детей и родителей было нарисовать любимые сказки.

    Описание слайда:

    Домашним заданием для детей и родителей было нарисовать любимые сказки.

  • 27 слайд

    Работа с родителями Акция «Ребёнок и книга» Информация в уголке «Сказочные за

    Описание слайда:

    Работа с родителями Акция «Ребёнок и книга» Информация в уголке «Сказочные загадки»

  • 28 слайд

    Список использованных источников.Гриценко З. А. Пришли мне чтен

    Описание слайда:

    Список использованных источников.
    Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
    Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
    Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
    Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
    Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
    Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
    Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки хухлаевой для дошкольников

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Сказки хухлаевой для дошкольников

  • Сейчас обучается 544 человека из 79 регионов

Сказки хухлаевой для дошкольников

  • Сейчас обучается 2929 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Консультация для родителей «Классификация основных видов развивающих игр для дошкольников»

  • Проект «Башкирское декоративно-прикладное искусство, как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

  • Методические рекомендации к подготовке руки дошкольника к письму

  • Рабочая программа Кружка «Весёлый язычок» На 2019-2020 учебный год

  • Конспект занятия в КПП Раздел: Математика Тема: Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7 из двух меньших.

  • КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ «Что мы знаем о дарах леса?»

  • Презентация для воспитателей д/с «Дидактические игры в детском саду»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446443 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Сказки хухлаевой для дошкольников

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Сказки хухлаевой для дошкольников

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».



По данным Министерства образования РФ, за последнее десятилетие количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из направлений образования детей, в том числе и с особенностями в развитии, является социально-коммуникативное, которое предусматривает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Так как у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально — волевой сферы, эффективное решение данной задачи мы видим в сочетании трех социально-психологических направлений взаимодействия с детьми: когнитивном, эмоциональном, практическом.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими в анамнезе задержку психического развития, необходимо комбинировать различные методы, техники и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные, в том числе использовать арт-терапевтические игры (в том числе сказкотерапевтические) как в наибольшей степени соответствующие потребностям и интересам самих детей.Для решения данной проблемы, была разработана

программа «Волшебный сундучок».

Практическая апробация указанной программы проведена с «15» сентября 2015г. по «15» мая 2018 г. в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 104 «Звоночек» г. Волжского Волгоградской области».

Основной

целью

программы является развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапевтических приемов.


Задачи,

необходимые для достижения цели:

1. Обучение детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

2. Развитие эмпатии, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3. Формирование произвольной регуляции эмоционального состояния детей.


Реализация программы проходила в


несколько этапов:

1 — постановка цели и определение задач,

способствующих её достижению;

определение форм и направлений

коррекционной

работы;

2 — отбор диагностико — оценочных методик,

позволяющих отследить эффективность работы, проделанной в рамках программы

;

3 — выбор

наиболее эффективных

методов и приемов,

позволяющих добиться положительных результатов в сроки, ограниченные рамками программы

.

4 — подведение итогов коррекционно-развивающей работы.


Основная форма работы




занятие.


Направления педагогической работы:

— Эмоциональное,

включающее обогащение различными эмоциональными состояниями и моральными чувствами;

— Когнитивное,

включающее развитие психических процессов, связанных с познанием;




Практическое (поведенческое),

включающее обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

Используемые

методы арттерапии:



Изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, терапия песком


,


психогимнастика, игротерапия


.


1. На подготовительном этапе

шла разработка методической оснащенности программы: диагностический инструментарий, методы и приемы предстоящей работы, перспективный план работы.


2. На диагностическом этапе




исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


Методики диагностики эмоциональной сферы


Автор методики и


ее название


Исследуемая функция

Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица»

понимание детьми эмоциональных состояний людей

А. М. Щетинина, М. А. Никифорова «Карта наблюдения»

эмпатия и коммуникативные способности

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»

тревожность детей

Г. А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение социальных эмоций»

эмпатия и понимание детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально, в 2 сериях)

По результатам обследования был составлен план коррекционно-развивающей работы, в котором учли и возраст, и возможности, и зону ближайшего развития каждого ребенка:


разработать коррекционно-развивающую программу для детей с низкими показателями развития эмоциональной и познавательной сфер;


провести консультации для воспитателей и родителей по организации индивидуальной работы с детьми.


3. Третий этап


— коррекционно-развивающий

Для достижения поставленной цели —

развитие эмоциональной и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


,

был разработан цикл из 20 подгрупповых занятий педагога — психолога

на основе программ «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С. Т., «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» Белинской Е. В., «Сказки и игры с «особым» ребенком» Набойкиной Е. Л.

Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятий составляет 20–25 минут. Максимальное число участников: 6–8 человек. На занятиях дети знакомились с новой сказкой, путешествовали на ковре самолете, сами строили теремок, превращались в сказочных героев, набирались волшебной силы.

Каждое занятие имеет следующую

структуру:


I


. Вводная часть

: Приветствие, ритуал «входа» в сказку.


Цель: Создание настроя на совместную работу, сплочение группы, повышение настроения.


II


. Основная часть:

Рассказывание сказки, анализ сказки.

Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; формирование учебной мотивации, развитие внимательного отношения к окружающим.

Драматизация сказки (с элементами дидактической игры).


Цель: Моделирование поведения главного героя с акцентом на этапе его становления и развития; транслирование модели помогающего поведения.

Психогимнастика, рисование.


Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление.

Игра (подвижная; дидактическая), рисование (коллаж) под музыку


Цель: Развитие воображения, гармонизация эмоционального фона; развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации; стимулирование эмоциональной активности.


III


. Заключительная часть:

Ритуал «выхода» из сказки, рефлексия

.


Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.


Примерная тематика занятий

:

«Чудо-остров», «Теремок», «В джунгли — к Маугли», «Сказочное путешествие».

На этом этапе реализации программы

активное участие принимали родители и


педагоги

ДОУ. Работа проводилась в таких формах, как:

практические занятия («Родительская школа», «Развиваемся через игру»);

круглые столы («Сказочный мир ребенка);семинары-практикумы («Сказка за сказкой») и т. д. Все это дало нам уверенность в правильности выбора нашего «сказочного» направления работы, обеспечило эффективное развитие эмоционального мира и чувств у детей с задержкой психического развития.


4. Заключительным этапом

реализации программы стало подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Было проведено контрольное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

,

результаты которого подтверждают э

ффективность

применения арттерапевтических приемов в коррекционной работе, проводимой в рамках программы с детьми с ОВЗ.


График результативности работы

Сказки хухлаевой для дошкольников Критерии развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 2016–2019 г.

Анализ и сравнение данных, полученных до и после проведения коррекционно-развивающей работы, позволило констатировать положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

В результате

реализации программы

дети:

— получили представления о самом себе и познакомились с эмоциями;

— научились понимать собственное эмоциональное состояние;

— научились различать, осознавать эмоций и чувства других людей, распознавать их через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

— стали более открытыми, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослым;

— стали более уверенными в своих силах.

Кроме того, детский коллектив стал более сплоченным и дружным; повысился уровень развития основных психических компонентов речи; коммуникативных способностей; познавательной активности; мышления;произвольного поведения; мелкой моторики.

Литература:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб.: Речь, 2011.
  3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева В. Е. — 6-е изд. — М. Академический Проект, 2008.
  4. Ломакина Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. — М.: Центрполиграф, 2010.
  5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
  7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общей редакцией С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.
  9. Чистякова М. И. Психогимнатика/под ред. М. И. Буянова — 2-е изд. — М.: Просвещение Владос, 1995.
  10. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3–7 лет/ Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой.-СПб.: Речь, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, старший дошкольный возраст, психическое развитие, развитие, рамка программы, реализация программы, познавательная сфера, произвольная регуляция, собственное эмоциональное состояние.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Ольга Хухлаева
Портал в мир ребенка. Психологические сказки для детей и родителей

© Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В., текст, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * *

Незаменимые книги для родителей

Сказки хухлаевой для дошкольников

Мой тайный шимпанзе. Как помочь детям понять и управлять своими эмоциями, мышлением и поведением с помощью десяти полезных привычек

Эмоциональная обезьянка-хулиганка живет в каждом из нас. Ее рассекретил профессор Стив Питерс в научном бестселлере для взрослых «Парадокс Шимпанзе». Настало время объяснить детям, почему иногда они делают совершенно не то, чего хотели: грубят, обижаются и обманывают. Чтобы знакомить неусидчивых малышей с работой мозга было проще, профессор Питерс нарисовал этот комикс, основанный на научных данных, но написанный простым языком.

Засыпай, малыш! 9 шагов к здоровому и спокойному сну ребенка

Сон малыша – основа его здоровья и гармоничного развития. В своей книге психолог, консультант по детскому сну и основатель «Школы Материнства» Мария Алешкина рассказывает, как за 9 простых шагов выстроить правильный режим сна ребенка от рождения до 5 лет. Рекомендации, основанные на практическом опыте и научных исследованиях, будут полезны как родителям младенцев, так и тем, кто уже столкнулся с проблемами сна у подросших малышей.

Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка

В этой книге – всё, что необходимо знать родителям о воспитании по системе Монтессори. Симона Дэвис, педагог и основатель Монтессори-школы, рассказывает, как мамам и папам сохранять спокойствие в любой ситуации, как развивать в малыше любознательность и какие занятия будут ему полезны и интересны.

Азбука послушания. Почему наказания не помогают и как говорить с ребенком на его языке

Почему малыш капризничает и отказывается есть, устраивает истерику из-за игрушки, дерется и разбрасывает вещи? Ответы на эти и другие важные вопросы можно найти в книге Нины Ливенцовой, психолога и инстаграм-блогера. Вы узнаете, какие потребности есть у ребенка на каждом этапе развития, а также научитесь воспитывать без криков и наказаний.

Сказки хухлаевой для дошкольников

Предисловие

Развитие ребенка – это постоянное приобретение им жизненно важных умений и навыков. Они раскладываются по различным карманам и отделениям того невидимого чемоданчика, который каждый ребенок носит с собой. Кто-то называет его душой, кто-то – мыслями, кто-то – внутренним миром. Главное, его трудно разглядеть. Действительно, физическое развитие ребенка можно увидеть глазами, измерить, взвесить. А наполнение его чемоданчика души – давайте пока назовем его так – чаще скрыто даже от самых внимательных взрослых. Многие о нем даже не задумываются. У нас в культуре принято обращать внимание скорее на физическое и умственное развитие ребенка. Его водят к врачам, делают прививки. Старательно выбирают разнообразные развивающие кружки. А в чемоданчик души прокладывают невидимые тропки компьютерные игры и мультики, а чуть позже – интернет и СМИ.

Поэтому давайте обратим внимание на развитие личности ребенка, его чемоданчик-невидимку, его душу.

Обсудим, какие главные личностные умения ребенок приобретает в возрасте от 5 до 10 лет, когда он уже подрос, но еще не стал бунтующим подростком.

В этот период стремительно развивается эмоциональный мир. Ребенок начинает понимать свои чувства, учится проявлять их или же, наоборот, прятать от окружающих. Насыщенных эмоциями ситуаций становится с каждым днем все больше и больше. А когда появляется школа, отметки, достижения и ошибки, эмоциональный мир ребенка начинает напоминать океан – то спокойный, то внезапно забурливший. Ребенка учат писать, считать, читать, но не взаимодействовать со своим эмоциональным миром. Результат этого – появление множества застенчивых, боязливых или не умеющих владеть собой детей. А уж количество болезней, появляющихся вследствие эмоционального стресса, перечислить сложно (желающие могут открыть любую книгу по детской психосоматике). Поэтому первый блок нашей книги можно назвать эмоциональной азбукой. Он посвящен тому, как нужно проявлять свои чувства. Это раздел называется «Три дорожки».

«Ребенок не хочет ходить в школу», «ребенок жалуется, что у него нет друзей», «дети в школе обижают его» – эти и другие похожие слова часто приходится слушать в школьных коридорах. Сфера общения – важнейшая личностная характеристика, быстро развивающаяся в период от 5 до 10 лет. От ее качества во многом будет зависеть не только сегодняшний эмоциональный комфорт ребенка, но и его дальнейшие успехи. За примерами, в которых человек с отличным дипломом не умеет общаться, далеко ходить не приходится. И наоборот, яркий, общительный человек нередко достигает больших профессиональных высот. Однако общению в школе тоже не учат. И ребенок осваивает его методом проб и ошибок, иногда через страдания и слезы. А бывает, что детские трудности человек несет дальше, во взрослую жизнь. Поэтому второй блок нашей книги посвящен развитию навыков общения. Называется он «Три слоника».

Сказки хухлаевой для дошкольников

Третий блок, самый сложный, называется «Три рюкзака». Он о ценностях, которые впоследствии как компас поведут ребенка по жизни. Какие ценности вы хотите привить своему ребенку? Если вы согласны с тем, что к успеху приводит труд, а ценность человека не измеряется его отметками в школе, читайте и обсуждайте с детьми сказки из этого блока. Не забудьте при этом обратить внимание на одно важное положение – «Верить – значит добиваться успеха и делиться им с другими».

Все развивающие идеи книги облечены в форму сказок. Это позволяет избегать морализаторства и давления. Создает позитивную атмосферу в общении с ребенком.

После каждой сказки приведены соответствующие вопросы, которые можно обсудить с детьми. Хотя им самим бывают интересны другие, самые неожиданные для нас, темы.

Иногда родители используют такие сказки для решения каких-то проблемных задач в развитии ребенка. Это можно только поддержать.

Каждый любящий взрослый сам почувствует и поймет, какие сказки и зачем сегодня нужны его ребенку.

Сказки можно не только читать, но и сочинять вместе с детьми. Это даст возможность еще пристальней рассмотреть те вопросы, которые их волнуют. В нашей книге представлены несколько сказок, сочиненных вместе с четвероклассницей Алисой.

Давайте творить вместе!

Секретная информация!

Многие родители спрашивают, все ли сказки стоит читать детям? Нет ли среди них вредных, ведь литературы по этой теме более чем достаточно.

К сожалению, вредные сказки есть. Пусть информация о них останется секретной, иначе коллеги-авторы будут мною очень недовольны. Конечно, большинство опубликованных сказок – тонкие, глубокие, грамотные. Но встречаются и такие, о которых вам следует знать.

Первая группа вредных сказок с упоением объясняет ребенку, что есть неправильные чувства – страх, злость, обида. Надо немедленно от них избавляться любыми путями, потому что «боятся только маленькие», «злятся только плохие дети», а «обижаются – глупыши». Но такие убеждения приведут к тому, что ребенок сначала перестанет понимать свои чувства. Потом начнет стесняться. Будет считать себя трусливым или злым, но главное – малоценным в своих глазах и в глазах окружающих. Нам это надо?

Вторая группа вредных сказок делает акцент на неправильном поведении (капризах, неаккуратности, нежелании ложиться спать и т. п.), которое ни в коем случае не должны позволять себе хорошие дети.

По-видимому, авторы этих сказок забыли свое детство, а также то, что с каждым годом у нас растет число детей с социальными страхами, которые во что бы то ни стало стремятся быть хорошими, успешными, стремятся достигать высокой планки в учебе. И платят они за это непомерным напряжением и нарушениями здоровья (зрение, желудок, частые ОРВИ).

Сегодня в психологии подробно описываются социальные страхи – страхи не соответствовать нормам поведения, общения, учебы.

Если ребенок:

• боится сделать ошибку

• сильно огорчается, плачет из-за отметки

• нервничает на контрольной работе

• плачет или бросает дело, которое не получается

• часто спрашивает «А как надо? А так можно?»

• суперпослушен, никогда не злится, то в той или иной форме у него есть социальные страхи.

Сейчас поднимется волна недовольных взрослых со словами «А если ребенок стремится быть хорошим, в чем здесь вопрос?»

Но мы говорим не о естественном стремлении ребенка расти, развиваться, осваивать новое. А о его убеждении, что он должен всегда быть безупречным.

Посмотрите на свой день. Вы можете ни разу не споткнуться? Всем всегда ласково улыбаться? Трудиться в полную силу все время? А вечером… Продолжите сами, как вам нужно провести вечер, чтобы быть идеальной матерью, отцом, женой или мужем.

Трудно?

А ребенку и того труднее. Поэтому порою не только здоровье его ухудшается, но он сам начинает отказываться ходить в детский сад или в школу.

Поэтому давайте не читать ребенку вредных сказок. Пусть он растет открытым к своему опыту, уверенным в себе, умеющим учиться на ошибках.

Сказки хухлаевой для дошкольников

Часть 1. Три дорожки

Сказки хухлаевой для дошкольников

Эмоциональная жизнь играет важную роль для человека. Если она гармонична, то обеспечивает ощущение счастья, радости. Помогает реализовать способности.

Те или иные эмоциональные дисгармонии снижают настроение, затрудняют общение. Приводят к появлению заболеваний, в основе которых лежит эмоциональный стресс.

Для гармоничной эмоциональной жизни необходимо, чтобы человек гордился ее уникальностью, умел понимать свои эмоции и проявлять их в общении с окружающими, причем не только приятные. Эмоциональный мир – как сад, в котором растут цветы самые разные – и красивые, и экзотические, и совсем неброские, – но все любимые для своего садовника. Ведь это его сад, сад его души.

В этом саду очень много радости. Но под кустиком притаилась и грусть. Острые листики обиды любят полутень. Злость, на удивление всем, расцветает ярко-красными цветами. Страхи бывают разными. Одни цветут мелко-фиолетовыми шариками. Другие – розовыми шашечками. А есть страхи, кажется, страхи темноты, они даже плоды дают кисленькие, похожие на клюкву.

Важно, чтобы человек знал все тропинки сада своей души, понимал, где какая эмоция притаилась. А главное – умел проявлять свои чувства в обществе других людей.

Но есть дети, которые считают, что существуют плохие эмоции, которые надо прятать и никому не показывать. «Это стыдно. Можно расстроить родителей. И вообще, боятся только трусы. А злятся – плохие мальчики и девочки».

И тогда дети забывают тропинки своего сада, на которых растут так называемые неприятные чувства. Ставят на повороте к ним таблички «запретная зона». Но взамен протаптывают другие, которые потихоньку начинают мешать им жить. Наверное, Баба-яга к ним причастна.

Первая тропинка Бабы-яги называется «заменяй». Чувствуй то, что одобряется взрослыми. Запрещенные чувства – в клетку.

В жизни это может выглядеть так. К примеру, ребенок часто боится, рассказывает о страхах и взамен этого проявляет в разных формах злость. «Злиться не так стыдно, как бояться», – думает ребенок в этом случае.

Вторая тропинка называется «не проявляй никогда». Вдоль нее расставлены банки, в которых ребенок консервирует свои чувства – страхи, злость, обиду. Банки все наполняются и наполняются, пока в определенный момент не начинают взрываться. И тогда ребенок, казалось бы, ни с того ни с сего начинает кричать и топать ногами или горько плакать. Это уже совсем неуправляемые чувства выходят наружу. И никто не скажет ему «не надо копить свои чувства, лучше проявляй их потихоньку». Все только удивляются, что ребенок вдруг взрывается как вулкан.

Около третьей тропинки вывеска «в поликлинику налево». По ней бродят дети, которые прячут свои чувства в глубокие подземелья, откуда им никогда не вырваться. Но для того чтобы сдерживать их там, ребенку требуются силы. И когда они заканчиваются, ребенок начинает болеть. Можно сказать, это тропинка для часто болеющих детей.

Некоторые родители удивятся. «Мы живем в благополучной семье, не ссоримся. Ребенка не ругаем. Откуда у него берутся трудные чувства?» – спрашивают они.

Развитие ребенка предполагает освоение им всех сторон эмоциональной жизни. К примеру, гнев начинают испытывать еще годовалые дети. Понаблюдайте за ними. Когда они с упоением разбрасывают игрушки, залезают в рюкзак старшего брата и вытряхивают содержимое на пол.

С визгом чуть позже они съезжают с высокой горки – это уже игровое изучение страха.

Изучаются эмоции в игре, а рождаются во взаимодействии со взрослыми. Именно там ребенок слышит свои первые «нельзя», «так надо». Узнает, что мир не подчиняется его «хочу», а существует сам по себе по своим законам. И это вызывает разные чувства.

Ребенок хочет доставлять родителям только радость, поэтому поступает со своими чувствами согласно негласным правилам, которые он копирует у взрослых. Может быть, мама, сама не замечая, консервирует гнев. А папа надевает очки, чтобы прочитать надпись «поликлиника налево».

Поэтому очень важно, чтобы не только ребенок хорошо ориентировался в своем саду эмоций и впускал туда значимых для него людей. Но и семья понимала, какая дорожка к какому результату приводит.

Но чтобы не стесняться проявлять чувства, необходимо понимание того, что нет плохих или хороших, вредных или полезных эмоций. Каждая может быть полезна в той или иной ситуации.

Однако сад эмоций имеет свою тайну, которую многие родители, а уж тем более дети, не знают: он нередко стремится захватить власть над душой ребенка, хочет управлять его поведением, чтобы ребенок действовал, только следуя эмоциональным импульсам.

Почувствовал страх – спрячься подальше, злость – дай кулаком в спину, обиду – носи ее как гирю за спиной с кислым лицом.

Важно, чтобы ребенок, ухаживая за своим садом, чувствовал себя его хозяином, умел бы направлять эмоции туда, куда хочет. Например, мог бы снижать интенсивность трудных чувств, успокаиваться, когда это нужно. Прощать обиду, забывать ее или переключаться на позитив. Впрочем, это невредно и взрослому.

Поэтому давайте почитаем сказки. Обсудим их с ребенком. Не забывая, что это всего лишь сказки, а не самоучитель по эмоциям. Без назидания и нашего обычного родительского напора.

Сказки хухлаевой для дошкольников

Замороженная страна

Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.

Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.

Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.

Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:

– Вот попадете в замороженную страну.

– Нет такой страны, – отвечали ребята. – Англия есть, Франция есть. А замороженной – нету. Мы в волшебство и в сказки не верим.

Услышала эти слова злая волшебница:

– Как же это они в меня не верят? Надо их наказать.

Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.

Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.

Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?

А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.

Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.

– Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.

– А мне книги читать неинтересно, – ответила она. – Мне ничего не интересно.

Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замерзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то все получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?

Вопросы для обсуждения:

1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?

2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?

3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?

4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?

Сказки хухлаевой для дошкольников

Про Петьку

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять чувства без ущерба для окружающих.

Особенно нужна детям, которые не всегда задумываются о чувствах других людей и могут своими поступками нечаянно кого-то обидеть.

Петька вернулся из школы в хорошем настроении. От радости входной дверью так хлопнул, что штукатурка с потолка посыпалась. Собачке Тузику стойку на передних лапках сделал. «Путь тоже порадуется, – подумал Петька. – Вон как визжит громко».

Старшей сестре на тетрадке розочку нарисовал. «Интересно, она злиться будет или обрадуется?» – подумал он.

Пошел в кухню, а там мама как раз котлеты пожарила. Петька их пообкусывал так, чтобы кораблики из них получились. Хотел было спички в них вставить и паруса сделать. Но почему-то папы поостерегся.

Зато из хлебного мякиша шариков наделал, к окну прилепил, чтобы красиво было.

– Прямо Новый год, – сказал сам себе Петька.

Увидела все это мама. И даже не рассердилась, а как чайник закипела.

– Отправляйся в свою комнату и подумай, как можно приемлемо выражать свои чувства, а как – нет. Ты тут радуешься, а нам от тебя плакать хочется.

Пошел грустный Петька в свою комнату думать. Думал, думал и уснул. Приснился ему такой сон:

Перед ним две двери. На одной написано «Приемлемые способы выражения эмоций». На другой – «Неприемлемые способы выражения эмоций». Как выбрать нужную?

Зашел Петька в одну дверь. Вышел. В другую вошел – тоже вышел. Что такое? За обеими дверями одно и то же творится. Дети бегают, собачки лают, птички чирикают.

Сидел Петька, долго думал.

– Понял! – воскликнул он. – За одной дверью бегает маленький серый зверек, на дикобраза похожий, за другой его нет. Спрошу-ка я его самого, что он делает.

Зашел в нужную дверь. Зверек сразу к нему подбежал и куснул больно.

– Ты чего кусаешься? – завизжал Петька.

– А мне положено. Я вред приношу. У нас такая страна, если кто порадуется, позлится или погрустит, я быстренько укушу, чтобы окружающие вред почувствовали.

– Пойду-ка я в другую страну, там, где вреда нет, – решил Петька. – Там и порадоваться и позлиться можно. Никто тебя не будет ругать за то, что ты вред приносишь.

Тут Петька проснулся, потому что его опять кто-то куснул, только в этот раз уже не больно. Оказалось, это Тузик так играть Петьку приглашал.

Вопросы для обсуждения:

1. Что чувствовала сестра, когда Петька, радуясь, рисовал на ее тетрадке розочки?

2. Почему мама закипела как чайник?

3. Как можно принести вред окружающим при проявлении своих чувств?

4. Чем отличается приемлемый способ проявления эмоций от неприемлемого?

Сказки хухлаевой для дошкольников

Маша и медведь

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.

Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошими и не хотят никого огорчать.

Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.

Одна беда была у Маши. Когда ее ругали, она из девочки превращалась в палочку. Все тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.

А самое скверное – для Маши было неважно, кто ее ругал и за что. Девочка все равно деревенела. А поскольку она – палочка – не помнила, за что ее ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.

Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, ее поругают, она тут же в палочку превратится.

Шел как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит – такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понес домой.

А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.

Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.

– Ты кто? – спросил медведь ее ласково.

– Я – Маша, – ответила девочка. Медведь не ругал ее, поэтому она тут же разговаривать научилась.

– Вот чудно, – сказал медведь. – Ты из мультика?

– Нет, я из школы, – ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.

– Нет. Это не дело, – ответил медведь. – Я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнет, превращайся в медведя. Ррр… – вот так будешь делать.

Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвел он ее обратно к школе.

А там уже ее учителя и воспитатели ждут.

– Куда ты подевалась? – стали кричать они на нее.

Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:

– Ррр…

Отошли от нее учителя и воспитатели. Не понравилось им, что на них рычат, а не молча слушаются.

А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та ее за беспорядок в шкафу ругать стала.

Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?

Но мама только улыбнулась:

– Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова – «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».

– Здорово, – сказала Маша. – Так еще лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.

– Главное, не забывай становиться медведем, – добавила мама. – Если забыла слова, можешь и порычать. Все лучше, чем становиться палочкой.

Вопросы для обсуждения:

1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?

2. Почему она не могла им ответить?

3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?

4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругают?

  • Сказки чайковского для детей с картинками
  • Сказки чайковского для детей читать
  • Сказки чарушина о животных читать
  • Сказки чайковского для детей 1 класс
  • Сказки хоффман опера либретто