Сказки хармса для детей

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.


Сказки хармса для детей


© Предоставлено: Woman.ru


Мультфильмы — это один из способов познания мира для маленького человека. Поэтому к их выбору надо подходить очень ответственно: мультфильмы не только развлекают, они влияют на психологическое и эмоциональное развитие ребенка, формируют вкус и обучают. Как же понять, какие мультики хорошие, а какие плохие?



Сказки хармса для детей


© Предоставлено: Woman.ru


За советом мы обратились к члену Санкт-Петербургского общества детского психоанализа, практикующему психологу Центра ранней помощи благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Наталье Ростовой.

В «черный список» однозначно попадают мультфильмы, содержащие сцены насилия. Главное правило — подбирайте ребенку лишь добрые сюжеты, способные подарить положительные эмоции. И все-таки, что же смотреть? Старые добрые советские мультфильмы, на которых выросло не одно поколение нынешних мам и пап, или яркие, с необычными героями современные анимационные ленты? На самом деле никакого «или» нет. Страна-производитель не так важна. Основной критерий — это развитие ребенка и его психологическая готовность к адекватному восприятию действия на экране.



Сказки хармса для детей


© Предоставлено: Woman.ru



Для самых маленьких

Любые современные теле- видео- аудиопередачи и фильмы, в том числе и анимационные, имеют возрастное ограничение. Почти все мультфильмы имеют маркировку 0+, то есть, предполагается, что смотреть их можно всем детям без исключений. Психологи считают такую практику не совсем верной. Сейчас в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей до трех лет к любому показу.

Дело в том, что дети раннего возраста развиваются и познают окружающий мир через игру с реальными предметами. Такая активность вовлекает фантазию, а просмотр мультфильма «воображает» за ребенка. Восприятие и действие разрывать нельзя! Так что пока малыш не изучил настоящий мир вокруг себя, вводить его в выдуманный не рекомендуется.

Кроме того, детей до трех лет, как правило, в мультике привлекают только движение, цвет и звук, но смысл происходящего им пока не понятен.

Ребенок эмоционально сопереживает действию на экране, но выразить словами свои чувства пока не может. Это, конечно, не может не сказываться на нервной системе малыша.

В первые годы жизни у ребенка идет активное развитие зрительной системы. В этот период чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к проблемам со зрением. Врачи-офтальмологи вообще не рекомендуют устраивать телесеансы детям младше двух лет.

Многие утверждают, что мультфильмов для детей до трех лет не бывает, но в реальной жизни маме порой нужно на 5-10 минут отвлечь малыша. И в крайнем случае можно включить мультик. Главное, чтобы он не был перегружен информацией. Подойдут мультфильмы, основанные на песенках или стишках, а также истории про животных. Картинка на экране должна меняться медленно, чтобы ребенок мог успевать концентрировать на ней внимание, сюжет — быть несложным, понятным и логичным, а продолжительность — минимальной. Начните с музыкальных мультфильмов или созданных по мотивам известных стихов Энтина, Маршака, Барто, Чуковского, Токмаковой, Хармса.



Сказки хармса для детей


© Предоставлено: Woman.ru



Для дошколят

Детям 3-5 лет уже можно разрешать смотреть мультфильмы, главное, недолго: три раза в день по 20 минут вполне достаточно для этого возраста. С пяти лет «дозу» телесеансов можно увеличить до 30-40 минут.

В этом возрасте (с 3 до 7 лет) дети начинают сопоставлять себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. Для просмотра подойдут мультики с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, про победу над страхами. Например, мультфильмы Сутеева, а также «Котенок по имени Гав», «Паровозик из Ромашково», серии про Кротика, «Смешарики», «Маугли». В мультиках не должно быть непонятных ребенку образов и отношений (абстрактное мышление еще не развито). То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать.

5-7 лет — самый подходящий для просмотра мультфильмов возраст. Детям доступна красота изображения, они с удовольствием смотрят длинные сказки, где происходят чудесные превращения. Ребенок уже многое понимает, но в тоже время еще очень открыт, наивен и верит в волшебство.

Лучше не смотреть две-три серии подряд. Ведь ребенок только учится адекватно оценивать показанные ситуации, разбираться в тонкостях эмоций и оттенков. Помните, что при просмотре нескольких мультфильмов подряд впечатления могут смешиваться. А для детей важнее углубление в одну тему, чем скольжение по сразу нескольким. Нужно время на размышление.



Сказки хармса для детей


© Предоставлено: Woman.ru



На большом экране

Некоторые психологи полагают, что смотреть мультфильмы лучше в кинотеатре. Так дети осознают, что переживают нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве. Ведь поход в кино — это ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал, присутствие других зрителей. Считается, что с трех лет ребенок готов к походу в кинотеатр. Однако, все очень индивидуально. Только родители знают, способен ли их непоседа просидеть на одном месте больше часа, не испугаться громкого звука, огромного изображения на экране, темноты и полного зала. В любом случае, перед первым походом в кино лучше провести репетицию — устроить домашний просмотр при выключенном свете.

Выбирать лучше утренний сеанс, чтобы успеть к дневному сну. Придите за 20 минут до начала мультика, чтобы ребенок освоился. Однако не стоит торопиться сразу в зал. Дождитесь конца рекламы: громкий звук может испугать дошкольника. В зале займите отдельные кресла — так вы покажете малышу, что он наравне со взрослыми. Если будет плохо видно, можно посадить ребенка к себе на колени.

Главное условие полезного влияния анимационных фильмов — ребенок до семи лет не должен смотреть на экран в одиночестве.

Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте происходящее. Если вы видите, что ребенку нравится тот или иной герой, значит, он идентифицирует себя с ним. То, что происходит с этим героем по сюжету, отражает волнующую малыша тему. Обсуждайте с ребенком только что просмотренный мультфильм. Спрашивайте, что он понял, кто из героев понравился, а кто нет, почему. Слушая взрослых, дети учатся выражать свои ощущения. После просмотра лепите и рисуйте с малышом персонажей, разыгрывайте ситуации из мультфильма, придумывайте другое окончание мультфильма или продолжение.

Все это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми. В ваших силах сделать просмотр мультиков не только приятным, но и полезным для вашего ребенка!

Фото: Getty Images

Материалы по теме:

  • Нарциссизм и инфантилизм: что не так с любимыми мультфильмами и как их нужно смотреть вместе со своими детьми
  • Выключить или оставить? На самом ли деле мультфильмы так вредны для развития речи
  • «А я экономить буду»: 6 финансовых советов, которым нас научат кот Матроскин и другие герои мультиков
  • Не все беды от Интернета: 6 причин детской агрессии и как с ней бороться
  • Топ-5 мест-рассадников ковида: где наибольшая вероятность заразиться новым штаммом?

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
  УЧРЕЖДЕНИЕ

« Детский сад №4  комбинированного вида»

683030 Камчатский край г. Петропавловск – Камчатский,
ул. Зелёная роща,6,

тел. 24-38-08; 24-26-90

      ПАПКА ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
посредством логоритмики»

(старшая комбинированная группа)

                                                                     
                           Воспитатель:

                                                                  
1 квалификационной категории

                                        
                       Овчинникова  Людмила Владимировна

 Начата: сентябрь 2020 г.

 Окончена: май  2021 г.

г.
Петропавловск – Камчатский

2020
– 2021 уч. гг.

Тема:

      «Развитие речи детей
старшего дошкольного возраста посредством логоритмики»

         Актуальность:

Всё окружающее нас живёт по законам вечного ритма. Ритмическая   способность
является одной из универсальных базовых способностей человека.    Именно так
утверждал Эмиль Жак-Далькроз, швейцарский педагог и музыкант, создатель системы
ритмического воспитания. Любые ритмические движения активизируют деятельность
мозга человека. Интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют
развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций и активности.

image003

        Цель: создать условия для развития речи детей
старшего дошкольного   возраста посредством логоритмики.

        Задачи:

ü   изучить методическую литературу по данной
теме;

ü   провести мониторинг ЗУН детей, анкетирование
родителей;

ü  
создать условия для
организации ООД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;

ü  
разработать
перспективное планирование проведения ООД по логоритмике, дидактические пособия;

ü  
внедрить современные
эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и
творческих способностей детей с нарушениями речи;

ü  
повышение
педагогической компетентности.

     
ПЛАН РАБОТЫ

    
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

  Этапы

      Форма работы

   Сроки

   работы

    Ожидаемый результат

Вводная часть

1.Подбор и
изучение методической

 литературы.

2.Мониторинг
деятельности.

3.Проектирование
деятельности.

 Сентябрь-

  Октябрь

    2020 г.

1.Проанализируемая
методическая научная литература:

1.ВолковаГ.А.

«Логопедическая
ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.

2.ВороноваЕ.А.

«Логоритмика в
речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,
2006 г.

3.КартушинаМ.Ю.

«Конспекты
логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

4.Фёдорова
Г.П.

«Поиграем, потанцуем» — СПб.:  Акцидент,
1997 г.

5.Новиковская О.А. «Логоритмика»
— СПб.: Корона принт., 2005 г.

6.Мухина А.Я. «Речедвигательная
ритмика» — Астрель, М.-2009 г.

7.Э. Жак-Далькроз

«Ритм»

2.Мониторинг деятельности: составлена программа по самообразованию.

3.Проектирование деятельности: разработан учебно-методический комплект для работы по
данной теме; подготовлен теоретический материал.

Основная часть

1.Работа с
детьми:

*проведение ООД
с использованием логоритмических

упражнений;

*проведение

индивидуальной
работы;

*совместная
деятельность воспитателя с детьми.

2.Работа с
родителями:

*анкетирование

родителей;

*стендовая
информация (консультации, памятки, папка-передвижка);

*родительское
собрание.

3.Работа с
педагогами:

*стендовая
информация (консультации);

*семинары-практикумы;

*изготовление
буклетов;

*создание
презентаций.

   Ноябрь

   2020 г. –

   Апрель

   2021 г.

1.Работа с детьми:

*проведение ООД с

использованием логоритмических

упражнений:

Ноябрь

2020 г.

ООД по развитию
речи:

«Лесная школа»

Декабрь

2020 г.

ООД по развитию речи:

«Снегурочка»

Январь

2021 г.

ООД по развитию речи:

«Карлсон в гостях у
детей»

Февраль

2021 г.

ООД по развитию речи:

«На военном параде»

      Март

2021 г.

ООД по развитию речи:

«Мишкина малина»

Апрель

2021 г.

ООД по развитию речи:

«Весна»

Ноябрь

2020 г.

ООД по ФЭМП:

«Здравствуй, клоун!»

Декабрь

2020 г.

ООД по ФЭМП:

«Волшебное путешествие»

Январь

2021 г.

ООД по ФЭМП:

«Волшебный Теремок»

Февраль

2021 г.

ООД по ФЭМП:

«Снеговик»

      Март

2021 г.

ООД по ФЭМП:

«Путешествие в страну
Математики»

Апрель

2021 г.

ООД по ФЭМП:

«Космический зоопарк»

Ноябрь

2020 г.

ООД по
ознакомлению с окружающим:

«Путешествие в осенний
лес» (ознакомление с миром природы)

Декабрь

2020 г.

ООД по ознакомлению с окружающим:

«Путешествие со
Снежинкой» (ознакомление с миром природы)

Январь

2021 г.

ООД по ознакомлению с окружающим:

«Где живёт здоровье?»
(приобщение к социокультурным ценностям)

Февраль

2021 г.

ООД по ознакомлению с окружающим:

«Наша Армия сильна!»
(приобщение к социокультурным ценностям)

       Март

2021 г.

ООД по ознакомлению с окружающим:

«Чудо-шляпка» (развитие
познавательно-исследовательской деятельности)

Апрель

2021 г.

ООД по ознакомлению с окружающим:

«Космическое
путешествие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Ноябрь

2020 г.

ООД по
ознакомлению с художественной литературой:
Чтение
закличек, потешек об осени

Декабрь

2020 г.

ООД по ознакомлению с художественной
литературой:
Чтение по ролям
сказки «Заюшкина избушка»

Январь

2021 г.

ООД по ознакомлению с художественной
литературой:
Заучивание
стихотворения Даниила Хармса  «Очень-очень вкусный пирог»

Февраль

2021 г.

ООД по ознакомлению с художественной
литературой:
Пересказ сказки В.
Сутеева  «Цыплёнок и утёнок»

       Март

2021 г.

ООД по ознакомлению с художественной
литературой:

«В гостях у писателя
С.Я. Маршака»

Апрель

2021 г.

ООД по ознакомлению с художественной
литературой:
Инсценировка
сказки «Гуси-лебеди»

    Ноябрь

    2020 г. –

    Май

    2021 г.

1.Работа с детьми:

*проведение индивидуальной

работы с детьми;

Ноябрь

2020 г.

Ходьба и маршировка в различных направлениях с музыкальным сопровождением: «Прогулка
в осенний лес», «Поезд», «Зайчик и дети»

Декабрь

2020 г

Речевые упражнения с музыкальным сопровождением: «Весёлый дождик», «Эхо»,
«Колокольцы»

Январь

2021 г.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса: «Недотрога», «Кулачок-ладошка», «Носок-пятка»

Февраль

2021 г.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции: «Кораблик», «Буря в стакане», «Три медведя»

       Март

2021 г.

Упражнения на активизацию внимания и
памяти
: «Загадки-обманки», «К нам пришли
зверята», «Задачи-шутки»

Апрель

2021 г.

Упражнения на формирование пространственных
представлений
: «С кочки на кочку», «Скажи точно»,
«Перестановки»

        Май

2021 г.

Счётные упражнения: «Зарядка», «Мячик», «Руки выше подними»

      Ноябрь

      2020 г. –

      Май

      2021 г.

1.Работа с детьми:

*проведение совместной

деятельности воспитателя  с

детьми:

Ноябрь

2020 г.

Утренняя
гимнастика,

динамические
паузы, корригирующая гимнастика, мимические упражнения, логоритмические игры 
на

развитие мелкой
моторики, логоритмические досуги.

Декабрь

2020 г.

Социально-коммуникативное

 развитие — коммуникативные

игры: «Волшебные водоросли», «Вежливые слова»,
«Подарок на всех»;
дидактические игры:

«Кто летает?», «Наоборот»,

«Вкус и запах»;  

сюжетно — ролевые игры: «Зоопарк», «Семья», «Большая
стирка»

Январь

2021 г.

Речевое развитие (художественная
литература) – стихи: «Чудесный наряд», «Что за славная игрушка»,
«Полосочки»;
потешки: «Сорока-белобока», Мишка-топтыжка»,
«Лисонька-лисичка»;
прибаутки: «На улице две курицы», «Как у
нашего соседа», «Ехали медведи на велосипеде»;
частушки: «Я на
бабушку похожа», «Заиграй-ка, балалайка», «Это что за поросёнок»;
тексты
песен:
«Баю-баю, надо спать», «Пошла Млада

за водой», «Два весёлых гуся»

   Февраль

2021 г.

Речевое развитие (развитие речи) – физминутки:
«Листья», «Дождик», «Урожай»; пальчиковая гимнастика: «Портняжки»,
«Домик», «Котята»;

дыхательная гимнастика: «Аромат цветов», «Дыхание»,
«Регулировщик»;

артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Маятник»,«Машина»; массаж для пальцев: «Дети

любят всех зверей», «Горошки», «Щелчки»;
чистоговорки:
«Мяч скучал
на чердаке», «Где живёт сорока?», «Кисонька-краса»;
скороговорки:  «Сашина шапка», «Кукушка с
кукушонком», «Наш Полкан»;
гимнастика для глаз: «Бабочка», «Мостик», «Белка»

       Март

2021 г.

Физическое развитие — подвижные игры:
«Мыши водят хоровод», «Через ручеёк», «Снежинки и ветер»;  развлечения:
«Весёлый старт», «В поисках клада», «Праздник футбола»; досуги:
«Путешествие по удивительным островам», «Зарница», «Спорт любите с
детских лет»

Апрель

2021 г.

Художественно-эстетическое развитие
(музыка) — музыкальные

произведения: Э. Григ «Утро»,

С. Бах «Шутка», И. Штраус «Весенние
голоса»;
песни:
«Цыплята»,
«Улыбка», «Носики-курносики»;
музыка для упражнений: «Весёлая зарядка», «Ты похлопай вместе с
нами», «Солнышко»;
игр в соответствии

 с тематикой занятия: «Где мои детки?», «Ходим
кругом»,

«Мышки Норушки»

      Май

     2021 г.

Познавательное развитие – наблюдения:
«Идёт матушка-весна», «Прозрачный невидимка», «Весенняя сказка»; беседы:

«Учимся проявлять доброжелательность»,

«Мы — часть природы», «Наши имена»; игры: «Что кому?», «Так бывает или
нет?», «Что было,

если бы…»

  Ноябрь

  2020 г. –

  Апрель

  2021 г.

2.Работа с родителями:

Ноябрь

2020 г.

Анкетирование
родителей:

«Развитие
связной речи»;  «Творческая семья»

Декабрь

2020 г.

Стендовая
информация:

1)Консультация «Логоритмика
как средство профилактики рече-двигательных нарушений в

старшем
дошкольном возрасте»

Январь

2021 г.

Стендовая
информация:

2)Консультация
«Поём, танцуем и играем – значит, речь развиваем»

Февраль

2021 г.

Стендовая
информация:

3)Консультация
«Речь на кончиках пальцев»

      Март

2021 г.

Родительское
собрание: «День за днём говорим и растём»

Апрель

2021 г.

Папка –
передвижка «День за днём говорим и растём» (фотоотчёт)

    Ноябрь

    2020 г. –

    Апрель

    2021 г.

3.Работа с педагогами:

Ноябрь

2020 г.

Стендовая
информация:

1)Консультация «Требования 
к

речи взрослого»

Декабрь

2020 г.

Стендовая
информация:

2)Консультация «Игровые
приёмы

в работе
педагога с детьми»

Январь

2021 г.

Семинар-практикум
«Что такое логоритмика?» (помощь учителя-логопеда)

Февраль

2021 г.

Буклеты для
педагогов:

1)«Ловкие
пальчики — развитая

речь»

      Март

2021 г.

Буклеты для
педагогов:

2)«Будем
говорить правильно»

Апрель

2021 г.

Создание видео-презентаций «Использование
логоритмики при проведении ООД в старшей

группе»

Заключительная часть

1.Контрольный

мониторинг деятельности.

2.Оформление

результатов
работы  по 

теме
самообразования:

*отчёт-презентация
по теме самообразования;

*оформление
практического материала.

3.Проектирование

Деятельности.

   Май

  2021 г.

1.Контрольный

мониторинг деятельности: составлена программа по самообразованию.

2.Оформление

результатов
работы  по 

теме
самообразования:

*отчёт-презентация по теме самообразования;

*оформление практического материала:

Картотеки:

1)Картотека логоритмических
игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Поём,

танцуем и
играем»

2)Картотека
дыхательной

 гимнастики
«Ветерок»

3)Картотека
артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

4) Картотека
пальчиковой

гимнастики
«Пальчиками играем-ум развиваем»

5) Картотека
физминуток и динамических пауз «ЗдОрово

жить здорОво!»

6)Картотека
музыкальных произведений «Мир звуков»

7)Картотека
мимических упражнений «Смайлик»

8)Картотека игр
и упражнений с мячами су-джок «Ёжики»

Конспекты
ООД:

1)ООД по развитию
речи:
«Лесная школа», «Снегурочка», «Карлсон в
гостях у детей», «На военном параде», «Весна».

2)ООД по ФЭМП:

«Здравствуй, клоун!», «Волшебное
путешествие», «Волшебный Теремок»,                      

«Снеговик»,          

«Космический
зоопарк».

3) ООД по
ознакомлению с окружающим:

«Путешествие в осенний лес» (ознакомление
с миром природы), «Путешествие со Снежинкой» (ознакомление с миром природы),
«Где живёт здоровье?» (приобщение к социокультурным ценностям), «Наша Армия сильна!»
(приобщение к социокультурным ценностям), «Космическое путешествие» (развитие
познавательно-исследовательской деятельности), «Чудо-шляпка» (развитие
познавательно-исследовательской деятельности).

4)ООД по
ознакомлению с художественной литературой:
Чтение
закличек, потешек об осени; Чтение по ролям сказки «Заюшкина избушка»;
Заучивание стихотворения Даниила Хармса  «Очень-очень вкусный пирог»;
Пересказ сказки В. Сутеева  «Цыплёнок и утёнок»;
«В
гостях у писателя С.Я. Маршака»; Инсценировка
сказки «Гуси-лебеди».

Видео-презентации:

«Логоритмические упражнения для детей от
3 до 7 лет», «Музыкальные зарядки» (фрагмент)

3.Проектирование

деятельности:

Краткосрочный
познавательно – речевой проект «Говорушки» (музыкальная логоритмика)

1
этап

(вводный)

      1.Подбор и изучение методической литературы:

        10.jpeg image005 image006    

   image007           image008           image009

2.Мониторинг деятельности

(начало
года):

Не
сформированы 52%

Частично
сформированы 33%

Сформированы
15%

image010

2 этап

(основной)

1. Работа с детьми:

Конспекты ООД

Проведение ООД с использованием
логоритмических упражнений

 Развитие речи:

*   
«Лесная школа» (прилагается);

*   
«Снегурочка» (прилагается);

*    «Карлсон в гостях у детей» (прилагается);

*    «На военном параде» (прилагается);

*    «Мишкина малина» (прилагается);

*    «Весна» (прилагается)

 ФЭМП:

*   
«Здравствуй, клоун!»
(прилагается);

*   
«Волшебное
путешествие» (прилагается);

*    «Волшебный Теремок» (прилагается);

*    «Снеговик» (прилагается);

*    «Путешествие в страну Математики»(прилагается);

*    «Космический зоопарк» (прилагается)

 Ознакомление
с окружающим:

*   
«Путешествие в
осенний лес» (ознакомление с миром природы) (прилагается);

*   
«Путешествие со
Снежинкой» (ознакомление с миром природы) (прилагается);

*    «Где живёт здоровье?» (приобщение к социокультурным
ценностям) (прилагается);

*    «Наша Армия сильна!» (приобщение к
социокультурным ценностям) (прилагается);

*    «Чудо — шляпка» (развитие познавательно –
исследовательской деятельности) (прилагается);

*    «Космическое путешествие» (развитие
познавательно – исследовательской деятельности) (прилагается)

 Ознакомление
с художественной литературой:

*   
Чтение по ролям:
«Заюшкина избушка» (прилагается);

*   
Заучивание наизусть
стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог» (прилагается);

*    Пересказ сказки В. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок»
(прилагается);

*    Инсценировка русской народной сказки «Гуси —
Лебеди» (прилагается);

*    Литературная викторина «В гостях у писателя С.
Я. Маршака» (прилагается)

2.Работа с родителями:

Анкетирование
родителей

*   
«Развитие связной
речи» (прилагается);

*   
«Творческая семья» (прилагается)

Стендовая
информация

Консультации:

*   
«Логоритмика как
средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном
возрасте» (прилагается);

*   
«Поём, танцуем и
играем – значит речь развиваем» (прилагается);

*    «Речь на кончиках пальцев» (прилагается)

Родительское
собрание

                     «День за днём говорим и
растём» (прилагается)

3.Работа с педагогами:

Стендовая
информация

Консультации:

*   
«Требования к речи
взрослого» (прилагается);

*   
«Игровые приёмы в
работе педагога с детьми» (прилагается)

Буклеты:

*    «Ловкие пальчики – развитая речь» (прилагается);

*    «Будем говорить правильно» (прилагается);

Семинар –
практикум:

*    «Что такое логоритмика?» (прилагается)

3 этап

(заключительный)

1.Контрольный
мониторинг деятельности

(конец
года):

Не
сформированы 2%

Частично
сформированы 40%

Сформированы
58%

image011

2.Оформление
результатов работы

по
теме самообразования:

Картотеки

*   
Картотека
логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Поём,
танцуем и играем» (прилагается);

*   
Картотека
дыхательной гимнастики «Ветерок» (прилагается);

*    Картотека артикуляционной гимнастики «Весёлый
язычок» (прилагается);

*    Картотека пальчиковой гимнастики «Пальчиками
играем – ум развиваем» (прилагается);

*    Картотека физминуток и динамических пауз
«ЗдОрово жить здорОво!» (прилагается);

*    Картотека музыкальных произведений «Мир звуков»
(прилагается);

*    Картотека мимических упражнений «Смайлик» (прилагается);

*    Картотека игр и упражнений с мячами су-джок
«Ёжики» (прилагается)

3.Проектирование
деятельности:

Краткосрочный
познавательно – речевой проект «Говорушки»

 (музыкальная
логоритмика)

(прилагается)

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Сказки ханса кристиана андерсена список
  • Сказки хакасии с иллюстрациями
  • Сказки ханса кристиана андерсена читать
  • Сказки ходо мультфильм 1997
  • Сказки франции для детей