Сказки ханса кристиана андерсена читать

Тема: сказка х.к.андерсена дети года. х.к.андерсен девочка со спичками.тип: изучение новых знаний .цель: познакомиться с произведением дети года; девочка со

Тема: Сказка Х.К.Андерсена
«Дети года». Х.К.Андерсен «Девочка со спичками».

Тип:  Изучение новых
знаний .

Цель: познакомиться с
произведением “Дети года”; «Девочка со спичками».

Развивающая: развивать умение читать
целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание
прочитанного, развивать навык самостоятельного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к
чтению.

Оборудование: учебник литературного
чтения 4 класс, 1 часть (УМК «Начальная школа 21 века», автор),презентация,
наглядный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

— Добрый день, ребята!

— Сядьте, пожалуйста,
ровно, спинки держим прямо, ручки лежат на парте, между партой и животиком
расстояние в кулачок, ножки под партой стоят вместе.

-Давайте проверим
готовность к уроку. На парте должны лежать учебник литературного чтения,
ручка, карандаш.

-Молодцы! Я вижу, что вы
полностью готовы к уроку!

Настраиваются на активную
работу на уроке.

Проверяют правильную
посадку на уроке.

Смотрят, что лежит на
парте и при необходимости достают из рюкзаков забытый материал.

Регулятивные: Создание
условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на
уроке.

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Речевая разминка

— Чтобы четко и красиво
говорить, давайте поработаем  над чистоговоркой (Чистоговорку читают с
доски)

Ти – ди – ти – мне домой
идти.

Ти – ти – ди – за руку
его веди.

Те – те – де – рыба
водится в воде.

Те – де – те – хорошо
читайте. 

Учащиеся читают чистоговорку

Актуализация знаний

— Посмотрите на запись на
доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем
знакомиться на уроке.

1 14 5 6 17 18 6 14

— Прочитайте слова.
Определите, по какому признаку записаны фамилии. Объясните, в какой столбик
запишите фамилию нашего писателя.

Перро  Есенин

Гримм  Тютчев

— Это порядковые номера
букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен.

— В первый столбик
записаны фамилии зарубежных писателей, а во втором столбике – фамилии русских
писателей. Андерсен – датский писатель, значит, его фамилию запишем в первый
столбик.

—  В первом столбике
записаны фамилии сказочников, а во втором – фамилии поэтов. Андерсен сочинял
сказки, значит, его фамилию запишем в первый столбик.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение и внимание к
собеседнику. Познавательные: Уметь различать вопрос и высказывание.

 Регулятивные:
Действовать по ориентирам, предложенным учителем. Познавательные: Выполнять
алгоритм учебных действий, предложенных учителем. Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.

Постановка цели задач
урока

 —  Посмотрите на
запись на доске. Назовите буквы первого ряда. Составьте второй ряд, подставив
к каждой написанной букве, предшествующую ей по алфавиту букву. Назовите
произведение, с которым будем знакомиться на уроке.

Е Ё У К Д П Е Б

—  Сформулируйте
тему урока.

— Сформулируйте цель
урока.

— Так же мне хотелось бы
вас познакомить с еще одним произведением Андерсена «Девочка со спичками».
Его нет у нас в учебнике, поэтому я продемонстрирую вам небольшой мультфильм
сделанный по этой сказке. Но перед этим кратко расскажу о авторе.

—  Произведение
“Дети года”.

— Тема урока: Ханс
Кристиан Андерсен “Дети года”.

 — Цель урока  познакомиться
с произведением “Дети года”;

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа. Коммуникативные:
Уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.


Открытие новых знаний

На доске портрет
писателя.

— Я расскажу некоторые
сведения из жизни великого сказочника. Постарайтесь их запомнить. После моего
рассказа нужно будет задать одноклассникам вопросы по его содержанию.

Ханс Кристиан Андерсен
(1805-1875)

Андерсен не имел семьи.
Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он
29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его
сказок и историй разворачивается там или переносится туда.

Размышления о собственной
необыкновенной судьбе определили характер его героев – маленьких, беззащитных
в огромном мире. Эти герои авторский идеал мужества и веры в добро.

Андерсен дружил со
многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго,
Бальзак, Дюма, Шуман, Лист.

Интерес к творчеству
Андерсена в России возник в середине 40-х годов 19 века.

В 1958 году была
учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год
присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору.

Ежегодно проводится день
детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена.

— Какие вопросы вы можете
задать одноклассникам?

 — А сейчас, как я и
обещала, вы увидите мультфильм по мотивам сказки «Девочка со спичками»

 — Под какой
праздник девочка шла по улицам в холод и тьму?

— Почему девочка не шла
домой в такой холод?

— Как девочка решила
согреть свои пальчики?

— О чём подумала девочка,
увидев падающую звезду?

 — На следующее утро
девочка сидела с улыбкой на лице, но…

Физкультминутка.

—  Выполнение заданий с
видео на экране.

— Назовите любимую
страну Андерсена.

— Сколько раз писатель
покидал Данию?

— С кем из знаменитых
людей своего времени дружил Андерсен?

— В каком году была
учреждена Международная Золотая медаль Андерсена?

— Какого числа проводится
день детской книги?

-под Новый год.

— она боялась отца,
не выручив ни гроша.

— зажгла спичку.

— что кто-то умирает.

— …мёртвая.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Закрепление новых знаний

 Словарная работа

—  В тексте Дети
года встретятся слова, значение которых надо уточнить.

—  Какое задание
надо выполнить, чтобы прочитать следующие слова:

НР.В         П.РЧ.

ГР.М.С.    Х.НДР.

— Объясните значение
данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

—  Вам известно
название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить
содержание нового произведения.

— Сейчас я включу вам
аудиозапись произведения Дети года.

—  Назовите жанр
произведения.

— Какое настроение было у
вас при чтении стихотворения?

— О чем это
стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

—  Объясните
название стихотворения.

— Ребята, откройте
учебник на странице 135 и каждый прочтите стихотворение  Дети года.

— Как автор относится к
каждому месяцу?

— Какое средство
художественной изобразительности использует автор?

—  Приведите
примеры. (Выборочное чтение).

— Какие слова
выбирает, характеризуя главный признак месяца?

—  Какие описания вас
удивили? Почему?

—  С какими
описаниями вы согласны?

—  Можно ли только
по описанию узнать, о каком месяце идет речь?

— В чем своеобразие
построения этого стихотворения?

— Две рифмующиеся
строки образуют двустишие.

Уч-ль. Прочитайте
слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?

Грязник  Травник

Снегогон  Хмурень

Жнивень  Протальник

Студень  Хлеборост

Ветродуй  Страдник

— Соотнесите с
современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.

— Какие бы названия
вы дали оставшимся месяцам?

—  А какой ваш
любимый месяц?

—  Сочините
двустишие о любимом месяце, рассказывая о его характерных признаках.

— Кто хочет прочитать
своё двустишие? А вы оцените точность подбора слов для описания месяца.

— Вставив
пропущенные гласные, я составил слова: нрав, гримасы, парча, хандра.

— Нрав – характер

Гримасы – намеренное или
невольное искажение лица

Парча – плотная узорчатая
ткань с золотыми или серебряными нитями

Хандра – мрачное,
тоскливое настроение

Предопределение
содержания нового произведения.

— Учащиеся высказывают
свои предположения.

—  Это
стихотворение, потому что есть ритм и рифма.

—  При чтении
стихотворения у меня было настроение веселое.

—  Мне захотелось
нарисовать эти месяцы.

— В этом
стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу.

— Это необычное
стихотворение, сказочное.

— В году двенадцать
месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми.

— Андерсен к каждому
месяцу относится с симпатией.

—  Автор использует
прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них,
как о живых людях.

—  Апрель простужен.
Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка.

— Андерсен старается
в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун.
Январь прячется в тулуп.

— Меня удивило описание
апреля:

Апрель простужен – и для
нас Его улыбки – ряд гримас.

— Ученики высказывают
своё мнение.

—  Если быть
внимательным, то можно узнать месяц его по описанию.

— В этом
стихотворении рифмуются две строчки.

— Так наши предки
называли месяца.

— Ученики находят пару и
доказывают свой выбор.

Грязник — октябрь

Хмурень — сентябрь

Жнивень — август

Страдник — июль

Хлеборост — июнь

Травник — май

Снегогон — апрель

Протальник — март

Студень — январь

Ветродуй — февраль

Ноябрь – листогной

Декабрь — стужайло

— Выслушиваются ответы
детей.

— Самостоятельная работа
детей.

— Выслушиваются ответы
детей. Даётся положительная оценка каждой работе.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Подведение итогов урока

—  Вспомните наше
задание в начале урока. Куда бы вы могли записать фамилию автора?

— С какими произведениями
мы познакомились?

— Фамилию автора можно
было записать и во второй столбик, где даны фамилии поэтов.

— Дети года, девочка со
спичками.

Коммуникативные:
Уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к
собеседнику. Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные: Действовать по ориентирам, предложенным учителем.

Рефлексия

-Сейчас я вам раздам
смайлики, они будут символизировать ваше настроение на уроке.

Спокойный смайлик — это
значит, что было комфортно , но не все понятно.

Весёлый смайлик — это
значит, что на уроке было комфортно и все понятно.

Грустный смайлик – это
значит что, на уроке было трудно, ничего не понял.

https://fsd..ru/html/2020/01/04/s_5e109e4c6104b/1304730_1.jpeg

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем. Коммуникативные: Уметь слушать
собеседника.

image001

Бинарный урок на тему:

«Творчество Ханса Кристиана Андерсена и художники-иллюстраторы его
сказок»

Цели:

Учебная – формирование системы
знаний, необходимых для развития и самообразования.

Развивающая – развитие умения самостоятельно
и углублённо использовать методы скетча.

Воспитательная – формирование
у обучающихся интереса к творчеству Х.К. Андерсена.

Задачи:

— формировать опыт передачи
сказочных героев по описанию;

— развивать умения работы с
быстрым наброском, познавательную активность и художественный поиск –
способствовать приобретению навыков работы по передаче сказочного мира.

Универсальные учебные
действия:

Личностные:

— установление связи между
целью творческой деятельности и произведениями.

Регуляторные:

— постановка учебной задачи;

— планирование, определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение
необходимых изменений и способ действия;

— прогнозирование результата;

— сличение способа действия и
его результата с заданным алгоритмом;

— рефлексия.

Познавательные:

Общеучебные действия – умение
доверять руке строить композицию; выбор эффективных способов решения задач;
извлечение необходимого результата; определение последовательности в работе;
умение структурировать знания; преобразование задуманного из формы в модель.

Логические – развитие
установления причинно-следственных связей, мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения.

Постановка и решение проблем –
формулирование способов решения проблем творческого характера и самостоятельное
создание продукта.

Коммуникативные: умение
участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать, выполнять
поставленную задачу.

Оборудование:

Книжная выставка «Великий
сказочник Андерсен», образцы графических и живописных форм художников-
иллюстратов, правила штриховки, техники скетча и текстуры.

Для учащихся: клеёнка, стаканчик-непроливайка, фартук, альбом, влажные салфетки, инструменты для скейтча
по выбору учащихся (пастель, акварель, карандаши, восковые мелки, аквамаркеры,
линеры)

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

Актуализация – 10 мин.

Беседа – 2 мин.

Выполнение практической
работы: – 25 мин.

Анализ детских работ – 3 мин.

Рефлексия – мин.

Заключительное слово – 2 мин.

Эпиграф к уроку:

«Ханс Кристиан Андерсен — вот идеальный образец художника,
сохранившего до последних дней сверкающий юмор, чистоту детской наивности в
сочетании с мудростью, восторг перед всегда новым прекрасным миром и умение
удивляться, казалось бы, совсем незначительным явлениям. Он словно говорит
ребенку: посмотри, как все стройно и закономерно, как все связано в мире
сказки, так похожем на наш мир, какая прелесть таится в бесконечном
разнообразии, неповторимости всего, что нас окружает..»

А. Кокорин

Педагог-библиотекарь:

«Русалочка»,
«Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Дюймовочка»,
«Огниво»… Мы с вами можем вспомнить ещё много сказок из нашего детства,
созданных замечательным датским сказочником Х. К. Андерсеном. Думаю, вряд ли
среди вас найдётся тот, кто не знаком с его творчеством. А если это и так, то
сегодня мы исправим эту ситуацию.

Х.К.Андерсен
родился 2 апреля 1805 года в Дании в городке Оденс. Кстати, именно эта дата с
1967 года стала знаменательной вдвойне. Теперь это не только день рождения
писателя, но и ежегодный Международный день детской книги. Родители Андерсена
были простыми, добропорядочными горожанами. Мать работала прачкой, а отец –
башмачником. Семья мальчика жила очень скромно, а порой и бедно, без излишеств.
Но, несмотря на тяжелые условия жизни, в доме царили доброта, покой и уют.

Талант
к сочинительству сказок проявился у Андерсена ещё в раннем детстве. Со слов
писетеля нам известно, что этому во многом способствовал его отец, слывший
поэтической натурой. Он с увлечением рассказывал маленькому Хансу сказки из
«Тысячи и одной ночи», порой меняя концовки, персонажей.

Но
есть и другие версии. Многие связывают тягу Андерсена к фантазиям и сочинительству
с дедом писателя, любимым занятием которого было вырезание из дерева фигурок
сказочных, причудливых существ и героев. Некоторые обращают внимание на то, что
Ханс очень много времени проводил в больнице для душевнобольных, где работала
его бабушка. Впечатлительного мальчика привлекало общение с пациентами, он с
интересом слушал их рассказы, порой полные безумства, ужаса и страха.

Все
эти версии имеют право на своё существование. Думаю, не столь важно, – что
правда, а что вымысел. Главное, что всё это привело к тому, что теперь мы знаем
и любим замечательные сказки Андерсена.

Нельзя
не сказать и о том, что Андерсен пробовал себя и в качестве поэта, и в качестве
автора пьес. Он даже пытался стать актёром, играл в массовке Королевского
театра. Но только лишь сочинительство сказок становится смыслом всей его жизни.

Итак,
в 1829 году писатель опубликовал свой первый сказочный рассказ, с которого и
началась его творческая карьера.

В 1835
году печатается книга «Сказки», которая приносит её автору настоящую славу. И
эта слава рапространяется с неимоверной скоростью за пределы Дании. Позже
выходят вторая и третья книги «Сказки».

В 1972
году под Рождество Андерсен пишет свою последнюю сказку.

В этом
же году писатель получает серьёзные травмы из-за падения по неосторожности.
Лечение занимает последующие три года.

В 1875
году мир простился с Великим Сказочником. Великим с большой буквы. Ведь как
заметил известный российский писатель Евгений Клюев «
заданная Андерсеном планка литературного качества настолько
высока
, что всякому, кто хочет стать писателемсказочником, приходится задумываться
об избираемом им поприще не раз и не два
. Ибо высота этой планки она нечеловеческая».

Мы даже
представить себе не можем сколько поколений детей выросло и ещё вырастет на
сказках Андерсена. Сначала их им читают родители, а потом и они сами листают
страницы книг с добрыми, поучительными, полными чудес, тайн  и открытий
сюжетами.

А вы в детстве
любили читать сказки? Думаю, что ответ будет положительным. Хочется верить, что
среди сказок, оказавших на вас самое сильное влияние, окажутся и сказки
Андерсена.
Знаете, даже если вы и читали эти сказки в детстве, обязательно перечитайте
их
, когда станете
взрослыми
, актуальность они точно никогда не потеряют.

Презентация:
https://yadi.sk/i/Z6MWeuadaO0Zfw

Учитель ИЗО:

Скетчинг
– это быстрый рисунок от руки. Обычно скетчами называют простые рисунки и
наброски, которые создаются при помощи карандашей и легких отрывистых касаний
бумаги. Профессиональные художники делают скетчи для создания прообразов
будущих картин, а для новичков скетчинг может стать отличным хобби и началом
увлекательного пути в мир иллюстрации.
Это
легкий и непринужденный жанр, которым может овладеть каждый, многие художники и
иллюстраторы таким способом создают настоящие произведения искусства.

Скетчинг
– это тренировка навыка, которая похожа на тренировки в спортзале. Лучше
заниматься им часто и понемногу, чем пытаться сразу установить рекорд.
Художники рекомендуют начинать с 20 минут рисования в день. Это могут быть
зарисовки на любые темы любого качества, главное – почувствовать себя творцом и
перестать бояться белого листа.

Хороший
способ начать – это попробовать нарисовать какой-то полюбившийся предмет
домашнего интерьера, питомца или сказочный пейзаж. Не страшно, если рисунок
будет напоминать детскую работу, сам факт рисования на первом этапе – это уже
успех.

Жанры
скетча:

— Скетч интерьера-зарисовка
интерьера, дизайна, декора

— Fashion-скетчинг-скетчи,
основанные на теме моды и всего что с ней связано

— Скетч города-изображение
зданий, сооружений и городских пейзажей

— Ландшафтный скетчинг-рисунки
скверов, парков, приусадебных и садовых участков

— Ботанический
скетчинг-рисунки всего, что связано с флорой – цветочные композиции, растения,
грибы

— Продуктовый скетчинг-рисунки
на тему продуктов питания и еды

— Travel-скетчинг-наброски,
сделанные в поездке

— Скетч-портрет-изображение
человеческого лица

— Промышленный
скетчинг-зарисовки техники и бытовых предметов

Для
художника необходимы 2 навыка — это контроль своей руки и видение. Начала
построения рисунка применяют свободные линии, давление на карандаш минимальное,
и расположен он к бумаге под минимальным углом. Этот же прием используется при
основной тонировке рисунка. Легко намечаются фигуры. Сегодня мы с вами
попробуем технику трех стадий она подходит для новичков в скетчинге. Включает в
себя 3 этапа создания рисунка:

Набросок карандашом.
На первой стадии создается карандашный набросок, на котором обозначаются
контуры и основные элементы будущего рисунка.

Заливка цвета.
На второй стадии заливаются основные цветовые пятна. Чаще для этого используют
акварель, но можно и маркеры.

Обработка маркером.
На завершающей стадии прорабатываются контуры рисунка, а также мелкие элементы
и детали, придающие скетчу законченный вид.

Правила
применения в скетчинге линий – они должны быть живыми. Для этого они проводятся
быстро, резко и не обводятся по нескольку раз. Применение разных линий в
рисовании, позволяет добиться разных эффектов.

Чтобы
поставить акцент на каком-то объекте, его прорисовывают более широкими линиями.

Чтобы
подчеркнуть вес предмета, более тяжелый изображается толстыми линиями, а легкий
– тонкими.

Для
подчеркивания света и тени, объекты, находящиеся в тени, обозначаются более
толстыми линиями, а освещенные – тонкими.

Если
предмет изображен дальше, то он будет прорисован тонкими линиями. А тот, что
ближе, – толстыми. Давайте выполним с вами набросок сказки, которую вы выбрали
иллюстрировать. (Учитель проходит по классу помогает учащимся)

Теперь
перейдём с вами к заливке цветом, выберите: акварель, маркеры или карандаши.
(учащиеся выбирают технику)
.

Классическая
штриховка

– базовая техника рисования, необходимая любому скетчеру. Ее используют, чтобы
показать направление светотени, тоновые соотношения, для придания текстуры и
необходимой формы предмету. В скетчинге используют разные виды штриховки.

Правила
штриховки:


накладывать штрихи следует отдельно, один рядом с другим и после каждого
отрывать карандаш от бумаги.

— не
делать зигзаги и запятые.


двигаться при штриховании следует от темного к светлому.


накладывать штриховки по форме фигуры.

— при
перекрестной штриховке делать минимальный угол наклона.

Для
более ровной штриховки накладывают больше слоев. (Учащиеся выполняют работу
в цвете приминяя правила штриховки)

Придаём
текстуру нашей работе (с помощью текстуры изображают свойства поверхностей).
Для создания текстур в рисовании скетчей нет единого способа, их множество, как
простых, так и сложных, например дерево создается с помощью вертикальных линий
разной толщины, которые перемещаются и создают кривую полосу. (Дети
выполняют работу гелевыми ручками используя технику текстуры).

Рефлексия.

Педагог библиотекарь:
По
мере вашего взросления меняются ваши взгляды, приоритеты, но иногда так хочется
вернуться в детство и заглянуть к гости к своим любимым героям, что вы сегодня
и сделали. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Выставка
детских работ.

Уборка
рабочих мест.

Литература:

1. Андерсен Х.К. Дикие лебеди. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 36 с.

2. Андерсен Х.К. Избранные сказки. –
Спб: Фолиант, 2017. – 32 с.

3. Андерсен Х.К. Сказки. – М.:
ОЛМА-Пресс, 2005. – 350 с.

4. Грёнбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М.: Прогресс, 1979.240 с.

5. Крилли Марк Комикс,
который научит тебя рисовать.
Ек.: Манн, Иванов и
Фербер, 2018.

145 с.

6. Кудрявцева Л. С., Звонарева Л. У.
Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века. – М.:
Московские учебники, 2012. – 352 с.

7. Степанова Л. И. Большой
самоучитель по техникам рисования и живописи. Серия: Искусство рисования
.М:
АСТ, 2015
.
256 с.

Видео
ресурс:
https://yadi.sk/i/5_uQfGAlimYL9A

2 апреля, в день рождения Ханса Кристиана Андерсена, во всем мире отмечается День детской книги. Обычно его празднуют с широким размахом, а в четные годы еще и вручают одну из самых престижных премий в области детской литературы — премию Андерсена с золотой медалью. Из ее лауреатов можно составить идеальную детскую библиотеку, но увы, далеко не всегда эти авторы известны в России, если вообще переведены.

Так, например, в 2020 году премию получила Жаклин Вудсон — невероятно популярная в Америке и почти неизвестная в России писательница социальной драмы для подростков. Двумя годами ранее, в 2018-м, награду Андерсена вручили Эйко Кадоно, автору книжного сериала «Ведьмина служба доставки» — истории взросления маленькой ведьмы Кики. Сочинение этой истории заняло несколько десятилетий, а на бумаге она длится всего несколько лет. Но награда стала хорошим поводом переиздать почти забытую «Ведьмину службу доставки» на русском.

Всякий раз премия, которую неизменно вручают прекрасным авторам, хотя часто малознакомым широкому читателю, напоминает, как много усилий требует простой поиск лучшего среди хорошего.

Жан-Клод Мурлева

Буквально на этой неделе, 30 марта, французский писатель Жан-Клод Мурлева стал лауреатом еще одной престижной детской награды — премии Астрид Линдгрен. В ее списке номинаций, традиционно открытом для публики, собирается весь цвет детской книги с разных концов мира (представлено не меньше десяти номинантов только из России).

Формулировка премии отметила именно талант Жан-Клода Мурлева сплетать реальность со сказочными традициями — вроде перед нами сказка или притча, но она становится точным и зачастую горьким комментарием к реальному миру. Возможно, теперь автора оценят в России не только знатоки детской книги. Хотя не сказать чтобы в нашей стране был недостаток его переводов — на русском выходило с десяток книг Мурлевы.

На эту тему

О добре и любви.

Есть у него и новые сюжеты старых сказок — например, «Дитя Океан» отсылает к «Мальчику-с-пальчику». В обеих книгах есть бедные и не слишком добрые родители, а также младший сын — самый умный, не по годам маленький, который знает, как спасти братьев от беды.

В «Джефферсоне» рассказывается история ежа, который собрался подровнять хохолок, а оказался подозреваемым в преступлении — старый добрый антропоморфный мир, но тоже совсем не простой, потому что преступление оказывается политическим, напоминая французское Сопротивление.

Или же «Похождения Мемека-музыканта» — чудесная сказка о влюбленном козле, судьба которого отсылает к биографии легенды кантри Вуди Гатри. Он пускается в путешествие от несчастной любви и встречает существо, о котором ему отныне придется заботиться, — получается в итоге снова история о смелости, подвигах и жертвах.

Все сказки Мурлевы устроены вовсе не так, как обычные истории про котиков и собачек: сейчас мы нарисуем читателю безопасный мир, и ему там будет хорошо. Автор, конечно, пишет сказки, но спасителен для читателя не уют его воображаемых пространств, а готовность использовать всю мощь детской книжки, чтобы научиться в ней спасению мира.

Анна Старобинец

Анна Старобинец — далеко не только детский автор. Возможно, она известнее своими романами в жанре ужасов и антиутопией «Живущий» (именно за это направление в 2018 году Европейское общество научной фантастики выбрало ее лучшим писателем). Но все ее тексты отличает удивительная степень мастерства, крайняя продуманность и какая-то крепкосбитость — ни одной лишней детали или слова, сюжетного хода. Ее миры сделаны так тщательно, что кажутся настоящими, и оттого их невозможно закончить, истории словно продолжаются после точки.

Сказки ханса кристиана андерсена читать

Так, «Зверский детектив» — поначалу комическая детская версия c опытным взрослым Барсуком и молодым да отчаянным Барсукотом в главных ролях — из полушутки разросся до пяти книг. При этом первые четыре давно не найти в продаже. Здесь все как у взрослых: коррупция, ложь, готовность к преступлению ради нагретого местечка, но и принципиальность и честность сыскной команды, которая пытается привести хоть к какому-то порядку этот дикий звериный мир. В произведении можно найти щедрые отсылки к сокровищнице мировой культуры, из которой писательница много и с удовольствием цитирует. Кстати, «Зверский детектив» — редкая книга, которая особенно хороша в звуке. Именно из-за своей поп-культурной природы она является идеальным материалом для аудиоспектакля.

И снова это не просто истории о зверятах, но и пособие, как говорить с детьми, успокаивать детские страхи и через сказки передавать потомству свою родительскую мудрость.

Дэвид Алмонд

Лауреат премии Андерсена, получивший ее, по формулировке жюри, за «библиотерапию», — помогает своими произведениями детям и подросткам взрослеть и выживать: «Он пишет про детей в кризисе и всегда дает им надежду».

Его книги удивительны во всех отношениях — это магический реализм, где сказка вырастает на теле далеко не всегда уютной реальности. Самая известная его книга «Скеллиг», где мальчик Майкл находит в гараже своего нового дома странное существо — полуангела-полусову. Создание капризничает, требует внимания, ест мышей, но при должном уходе расправляет крылья и спасает сестру мальчика.

На эту тему

"Эшелон на Самарканд" Гюзель Яхиной

Схожа по сути, хотя и написана для детей помладше, книга «Мой папа — птиц». Это произведение о девочке, отец которой вообразил себя птицей и собрался лететь через реку, показывает, как полюбить и принять другого.

Примечательно, насколько Алмонд при этом лишен морализаторства, как увлекательно его истории просто читать. Эти сказки поначалу поражают необычностью, но в итоге всегда через явление странных причудливых существ помогают узнать себя, будь это волшебная девочка, как в «Небоглазке», которая «сквозь любую тьму прозревает радость», или огнеглотатель (в одноименном произведении), заcтывший в ожидании ядерной войны во время Карибского кризиса.

Считаю, что Алмонду очень повезло с переводчицей в России. Ольга Варшавер — мало того что настоящий мастер перевода, но и нежно любит своих авторов и часто предлагает инсценировки их книг театрам. Так, в 2020 году актеры Пермского ТЮЗа поставили девятисерийный театральный спектакль по его книге «Ангелино Браун» об ангеле, зародившемся в кармане водителя автобуса.

Анастасия Строкина

В сказках Анастасии Строкиной есть одновременно ощущение тепла и подлинного, непридуманного сияния Русского Севера, а все потому, что она родилась в Заполярье, в поселке Луостари Мурманской области. Она начинала литературную карьеру как переводчик, например, Томаса Стернза Элиота, Ханса Кристиана Андерсена. Ее новый перевод «Дюймовочки» вышел в 2020 году. В нем впервые отмечено, что у Андерсена Дюймовочка не маленькая девочка, а вполне себе юная барышня, которая ищет любви. Иначе зачем ей все эти мерзкие жабы и кроты? Увидеть внимательно, о чем история на самом деле, понять уроки сказки, философию мифа — особое умение Строкиной, создающей внимательные, умные, познавательные тексты.

Сказки ханса кристиана андерсена читать

Ее первая книга для детей «Кит плывет на север» — это история зверька мамору, который добирается на спине большого кита к острову Беринга, чтобы найти свой клочок земли и стать его хозяином. В дороге мамору спит, ему снятся сны о причине и рождении всех северных явлений — легенды и мифы, которые могли бы быть позаимствованы из фольклора алеутов, если бы он сохранился до наших дней. Строкина придумала гениальный способ возвращения к истокам — если у вас нет мифологии, надо ее выдумать и через эту фантазию прочувствовать связь со своей землей, создать себе наследие.

То же свидание с невидимым волшебством происходит и в других книгах Строкиной. Например, в «Бусине карманного карлика» повествуется о девочке, отправившейся на север за сказочным спасением от колдовства. «Девятая жизнь кота Нельсона» — о прогулке мальчика и говорящего кота по Петербургу. «Совиный волк» — о короткой и нежной дружбе живущей в Заполярье девчушки и маленького серого обитателя леса с совиными кисточками на ушах. Все эти истории о скрытой силе сказки и чудесах, которые открываются только читателям.

Светлана Лаврова

Светлана Лаврова родом с Урала и детские книги, по собственному признанию, начала писать еще в четырехлетнем возрасте. Ее литературным дебютом стала книга «Для чего она, Земля» — о том, что планета не для топтания ее всякими.

Сказки ханса кристиана андерсена читать

Светлана Лаврова выросла и стала врачом-нейрофизиологом. Но, воспитав собственных детей, все-таки вернулась к литературе и продолжила заниматься детским образованием — писала об устройстве языка, о разных странах, о жизни животных. Но все-таки куда известнее ее сказки, кстати, тоже весьма познавательные. Так, книга «Куда скачет петушиная лошадь?» победила в 2014 году на конкурсе «Книгуру». В ней персонажи из фольклора народа коми появляются в жизни девочки Даши, чтобы призвать ее на спасение мира.

Лаврова, прежде всего, невероятно смешной автор. Ее отношения с детьми построены на умении говорить с ними на одном языке, завлекать комическими трюками и бесконечно фантазировать.

  • Сказки франции для детей
  • Сказки ф и зыкова
  • Сказки ушинского для детей 1 класса
  • Сказки ушинского список всех сказок
  • Сказки устного народного творчества названия