Сказки где растения и животные помогают людям название

Здравствуйте друзья! в детстве я очень любил сказки. книжек у нас дома всегда было много, сказки были разные, но особенно

Здравствуйте друзья!

В детстве я очень любил сказки. Книжек у нас дома всегда было много, сказки были разные, но особенно мне нравился сборник “Быль и Небыль”. Тогда я про название книги не думал, для меня это была просто толстая книга в черном переплете. Я не могу сказать сейчас, что меня особо привлекало в этих сказках, то ли мудрость и смысл, то ли необычное изложение, а может быть там были зашифрованы какие то послания нашему поколению, но читал я ее очень часто. И пожалуй, это одна из книг, сформировавших мою личную философию.%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B01

Недавно нашел ее в книжном шкафу, открыл, начал читать и … не смог остановиться. Как будто перенесся на несколько десятков лет назад.

Предлагаю познакомиться с одной из сказок, она не самая-самая из сборника, подходит по смыслу (про бизнес) и не слишком длинная. А вообще интересно, кто какие смыслы здесь увидит. Только постарайтесь читать не по диагонали. Весь цимус в словах и образах, в изложении.

В общем я от прочтение получил удовольствие, попробуйте и вы… на вкус…

Две доли.

Жили на деревне два брата — одного отца сыны, одной матери — отрада.%D0%94%D0%B2%D0%B5 %D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8

Были мальцами — дружили, были юнцами — дружили, а как выросли да оженились, тут и по­шло дело врозь.

Старший-то взял жену бедную, а младший богатую.

Вот и стали жены ссориться да вздорить.

Большуха говорит: «Мой-то в дому старшой, так, значит, и верх мой. Я по ем главная».

А меньшуха — наперекор ей: «Нет! Мой верх. Наш тятенька на селе первый человек. Моя окрута в три сундука не лезет, а твоей окрутки и на коробочек не станет!».

Да так с утра до вечера и с вечера до утра.

Глядели-глядели на них братья и порешили разойтись от греха.

Разделили они отцовское добро и зажили каждый своим домом.

Поровну разделились, а доля им неровная выпала.

У старшого брата что ни год дети рожаются, а хозяйство все плоше да хуже идет. До того дошло, что совсем разорился. В дому пусто, в клети пусто, а мошна — пустей пустого и легче ветру. Только на серд­це тяжело.

Пока хлеб да деньги были — на детей глядя радовался, а как обед­нял — и детям не рад.

А у меньшого брата всей семьи — сам да хозяйка, и добра девать некуда. Сундуки набиты, клети полны, анбары ломятся.

Вот и надумал старшой брат сходить к меньшому — поклониться.

Сходил, поклонился.

Так и так,- говорит,- помоги в бедности. А тот и не слушает.

Живи, как сам знаешь. Этого и от веку не бывало, чтобы мень­шой старшому хозяйство справлял.

Делать нечего. Ушел бедный брат, а немного погодя опять при­ходит.

Одолжи,- просит,- хоть лошадей на один денек, пахать не на чем.

Богатый рукой махнул.

Ладно уж,- говорит.- Сходи на поле, возьми на один день. Да смотри — не спорть!

Пошел бедный на поле. Смотрит: какие-то люди на братниных ло­шадях землю пашут. Он к ним.

Стой! — кричит.- Сказывайте, что вы за люди?

А ты что за спрос?

А то, что это моего брата лошади!

Тут один человек — постарше, придержал лошадь и отзывается:

Нам ли не знать? Оттого и лошадки-то евонные, что мы на них пашем. Я ведь кто? Я твоего брата Счастье. Он пьет, гуляет, ничего не

знает, а мы на него работаем — и днем, и ночью, и в буден день, и в праздник.

Ишь ты! А куда ж мое-то Счастье подевалось? Век живу, а в глаза его не видал.

А твое Счастье во, под кустом лежит, ночью спит, а днем до­сыпает.

«Ладно,-думает мужик,-доберусь я до тебя!» Пошел он, вырезал большую палку, подкрался к своему Счастью и вытянул его по боку изо всей силушки.

Проснулось Счастье, потерло бок и спрашивает:

Ты чего дерешься?

А ты чего спишь? Еще и не так прибью, ленивое! Люди добрые землю пашут, а оно — знай себе — под кустом валяется.

А ты, небось, хочешь, чтобы я на тебя да на твою семью пахало? И не думай!

Что ж? Так и будешь от веку до веку лежать-полеживать? Ведь эдак мне с голоду помирать придется.

Зачем помирать. Коли хочешь, чтобы я тебе помочь делало, брось крестьянство да ступай в город. А то я к деревенской работе не­привычное: я — Счастье городское, торговое, хитрое.

Да что ж ты мне в городе начинать прикажешь?

Сказано тебе — торгуй!

Торгуй! Было бы на что! Мне есть нечего, а не то что в торг пускаться.

Эвона! Сними со своей бабы старый сарафан да продай. Вот те и начало! На те деньги купи новый сарафан, и тот продай. А уж я ста­ну тебе помогать: ни на шаг прочь не отойду.

Ну, ладно, так и сделаю. Только ты смотри — не обмани.

Ты-то не струсь. А я не обману. С тем и разошлись.

А поутру говорит бедный брат своей хозяйке:

Ну, жена, собирайся,- поедем в город.

Это зачем?

В мещане приписаться хочу.

С ума, что ли, спятил? Детей кормить нечем, а он в город

Не твое дело! Укладывай имение, забирай детишек и пойдем. Собрались. Помолились и стали наглухо избушку заколачивать. Вдруг слышат: плачет кто-то в избе на-голос, охает, причитает. Хозяин говорит:

Это еще кто там?

А из-за двери отвечает:

Кто же как не я: Горе ваше!

Что ж ты плачешь, Горе?

А как же? Сам уезжаешь, а меня, Горе-горькое, здесь поки­даешь!

Нет, родименькое,- говорит мужик,- я тебя не покину — я те­бя с собой возьму. Эй, жена! Выкидай из сундука поклажу.

Жена уж не спорит — опорожнила сундук.

Ну, Горе, полезай в сундучок,- и чисто, и сухо,- в лучшем ви­де довезем.

Горе влезло.

Он сейчас крышку закрыл, три замка навесил, тремя ключами за­пер, а сундук в землю зарыл.

Завалил землицей и говорит:

Пропадай ты, проклятое! Чтобы век с тобой не знаться!

Зарыл и пошел на новое место. Вот приходит бедный с женой и ре­бятишками в город. Нанял себе домик, что на самом краю, и начал тор­говать.

Взял старый женин сарафан, понес на базар да и продал за рубль. На те деньги купил новый сарафан, и продал за два. Что ни продаст, за все ему двойную цену дают.

Таким-то счастливым торгом расторговался он, разбогател. Боль­шой дом купил, живет чисто, ходит парадно.

Услыхал про то младший брат и приехал к нему в гости.

Смотрит по сторонам, дивится.

Скажи,- говорит,- братец, как это ты ухитрился, из нищего богачом стал?

Да просто,- отвечает старший брат,- Счастье свое нашел, а Го­ре в сундук запер и в землю зарыл.

Завидно сделалось младшему. Покуда старший-то в бедности жил, он каждый день на свое богатство радовался.

«Я-де не такой, как брат, я и умен и счастлив, а потому и счастлив, что умен..,»

А тут будто и счастье не то, и ума не довольно.

Да где же ты,- говорит,- горе свое зарыл? В каком месте?

А в деревне, на старом дворе.

Попрощался младший с родней и — скорей на деревню. Вырыл сун­дук, сбил замки и выпустил Горе.

Ступай,- говорит,- скорей к братцу моему! Отбился он у тебя от рук.

Нет, голубчик,- отвечает Горе.- Я к нему больше не пойду. Он, лиходей, меня в землю упрятал, а ты выпустил. Уж лучше я к тебе пристану.

И пристало-таки. Да так пристало, что и не убежишь, и не спря­чешься. Куда и счастье девалось? — как растаяло. До нитки разорился меньшой брат.

И хоронить бы не в чем было, да старший на похороны дал.

Сегодня мы поможем Вам составить сообщение «Чему учат русские народные сказки». Ведь каждому из нас мама читала на ночь эти чудные произведенья. Они позволяли окунуться в прекрасный мир фантазии, добра и детства.

«Чему учат сказки» небольшое сообщение

Все любят сказки: и дети, и даже взрослые. Не зря они распространены во всем мире и передаются из поколения в поколения. Данные произведения помогают малышам общаться с окружающим миром. Через них формируется отношение к людям, животным и растениям. Волшебные сказки занимают фантазию маленького человека. Но помимо развлекательно-занимательной роли, они выполняют также воспитательную функцию.

Слушая мамину сказку, можно извлечь из нее следующие важные уроки:

  • Сказка учит не робеть перед трудностями. Ведь главный герой не боится работы, и он всегда побеждает, веря в свои силы, помощь друзей и смелость.
  • Благодаря сказке малыш узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добра всегда больше, оно сильнее и всегда одерживает победу.
  • Сказки формируют образ Героя — умного, доброго и сильного.
  • Она учит, что в жизни важно иметь друзей и не отворачиваться от них в любой ситуации. Каждый сказочный герой всегда окружен друзьями – людьми, птицами, рыбами, зверьми. Они являются его бесценными помощниками в любых делах.
  • Произведенье учит нас, что судить о людях не стоит только по внешнему виду.
  • Сказка гласит: нельзя расстраиваться, если что-то не получилось у Вас с первой попытки. Всему свое время и своя награда.
  • Сказки учат патриотизму и любви к своей Родине.

К тому же, они всегда содержат ненавязчивую, скрытую мораль и нравоучение.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка — необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.

В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

Традиционно сказки делят на:

  • Волшебные.
  • Сказки о животных.
  • Бытовые.

Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

02 61

История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

Другие сказки

03 60

Сказка
Чему она учит
Маленький принц
Маленький принц — милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.

История учит тому, что счастье — состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.

Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах — выращивании цветов или в восходе солнца.

Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.

Аленький цветочек
История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.

Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.

Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

Премудрый пескарь
Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.

Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.

История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.

12 месяцев
12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.

Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

Кладовая солнца
«Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.

История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.

Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.

Снежная королева
«Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.

Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

Кот в сапогах
«Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.

В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.

Гадкий утенок
В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.

Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.

Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.

История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.

Бременские музыканты
История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.

В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.

Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

Царевна лягушка
«Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.

Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.

История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.

Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

Красная шапочка
«Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка
Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.

Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

05 34

Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

    Похожие записи

Сказки, которые учат добру…

Эти добрые сказки на ночь со счастливым и поучительным концом порадуют перед сном вашего ребенка, успокоят, научат добру и дружбе.

Добрые сказки для детей из серии: Вот так так! Рекомендуется читать детям от 1 до 101 года, сказки с глубоким смыслом, современные, интересные и понятные детям.

Если вам хочется вырастить доброго и отзывчивого ребенка, помочь ему правильно поступать в сложных жизненных ситуациях, то обязательно читайте малышу поучительные сказки на ночь.

Серия добрых поучительных сказок про мальчика – Федю Егорова.

1. Встреча Феди Егорова с Котом в сапогах или новое превращение Феди в мышонка

Братья Федя и Вася Егоровы давно хотели иметь настоящие рогатки. Иногда Федя мастерил себе и брату рогатки из алюминиевой проволоки. Из этих рогаток мальчики стреляли по мишеням бумажными пульками, но им хотелось иметь большие рогатки из настоящих деревянных рогатин.

Увлечение рогаткой у братьев то появлялось, то пропадало. Но на этот раз оно было точно последним, потому что события, связанные со стрельбой из рогатки, были необыкновенными, это были не просто события, а настоящие приключения. И рогатка на этот раз у ребят была не из проволоки, а была настоящая из ветки тополя с кожаным прицелом на широкой медицинской жгутовой резинке. Из этой рогатки можно было стрелять настоящими камнями. Эту рогатку сыновьям смастерил папа.

Взяв с сыновей слово, что из рогатки они будут стрелять только по неживой мишени, обозначенной на стене сарая, папа с сыновьями пошёл в ближний лес. С собой они взяли всё необходимое для изготовления рогаток: нож, два кожаных язычка от старых ботинок Васи и медицинский резиновый жгут. К обеду все трое вернулись с букетом цветов для мамы, со стаканчиком ароматной земляники к чаю и с двумя, свежими рогатками.

Федя с Васей были в весёлом возбуждении. Они наперебой расхваливали свои рогатки, рассказывали маме, как далеко им удалось стрелять из них в лесу, и даже высказывали предположения, кто сколько раз попадёт в мишень на стене сарая. …

2. Сказка о том, как Федя спас лес от злого колдуна

Приехал летом мальчик Федя Егоров отдыхать в деревню к своим бабушке и дедушке. Деревня эта стояла у самого леса. Решил Федя сходить в лес за ягодами и грибами, но дедушка с бабушкой его не пустили. Они сказали, что в их лесу живёт настоящая Баба-Яга, и вот уже более двухсот лет никто не ходит в этот лес.

Федя не поверил, что в лесу живёт Баба-Яга, но бабушку с дедушкой послушался и в лес не пошёл, а пошёл на речку ловить рыбу. За Федей увязался кот Васька. Рыба клевала хорошо. В банке у Феди плавали уже три ерша, когда кот опрокинул её и съел рыбу. Увидел это Федя, расстроился и решил рыбалку отложить на завтра. Вернулся Федя домой. Бабушки с дедушкой дома не было. Убрал Федя удочку, надел рубашку с длинными рукавами и, взяв корзинку, пошёл к соседским ребятам позвать их в лес.

Федя считал, что бабушка с дедушкой сочинили про Бабу-Ягу, что они просто не хотят, чтоб он ходил в лес, ведь в лесу всегда очень легко заблудиться. Но заблудиться в лесу Федя не боялся, так как в лес он хотел идти с друзьями, которые давно живут здесь, а значит, хорошо знают лес.

К большому удивлению Феди все ребята отказались идти с ним и его стали отговаривать. …

3. Обещайкин

Жил-был мальчик Федя Егоров. Федя не всегда выполнял свои обещания. Иногда, пообещав родителям убрать за собой игрушки, он увлекался, забывал и оставлял их разбросанными.

Однажды оставили родители Федю одного дома и просили его не высовываться из окна. Федя пообещал им, что не будет высовываться из окна, а будет рисовать. Он достал всё необходимое для рисования, расположился в большой комнате за столом и начал рисовать.

Но только папа с мамой ушли из дома, Федю сразу потянуло к окну. Федя подумал: «Ну и что, что обещал не выглядывать, быстренько выгляну, посмотрю, чем ребята занимаются во дворе, а папа с мамой и не узнают, что я выглядывал».

Подставил Федя стул к окну, влез на подоконник, опустил ручку на раме и не успел даже потянуть створку окна, как она сама распахнулась. Каким-то чудом, прямо как в сказке, появился перед окном ковёр-самолёт, а на нём сидел незнакомый Феде дедушка. Дедушка, улыбнувшись, сказал:

– Здравствуй, Федя! Хочешь, я тебя покатаю на своём ковре? …

4. Сказка про еду

Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом:

– Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю!

Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:

– Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел!

Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:

– Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной!

5. Сказка о Пищухе-нервотрёпке или волшебная книга Егора Кузьмича

Жили два брата – Федя и Вася Егоровы. Постоянно они затевали драки, свары, что-то делили между собой, ссорились, спорили по пустякам, и при этом младший из братьев – Вася, всегда пищал. Иногда пищал и старший из братьев – Федя. Писк детей очень раздражал и огорчал родителей, а особенно маму. А от огорчения люди часто заболевают.

Вот и мама этих мальчиков заболела, да так, что даже к завтраку, обеду и ужину перестала вставать.

Врач, который приходил лечить маму, выписал ей лекарства и сказал, что маме нужны тишина и покой. Папа, уходя на работу, просил детей не шуметь. Он дал им книгу и сказал:

– Книга интересная, почитайте. Думаю, она вам понравится.

6. Сказка про Федины игрушки

Жил-был мальчик Федя Егоров. Как и у всех ребят, было у него много игрушек. Федя любил свои игрушки, с удовольствием играл ими, но одна беда – не любил он убирать их за собой. Поиграет и бросит там, где играл. Лежали игрушки в беспорядке на полу и мешали, все запинались за них, даже Федя сам их отшвыривал.

И вот однажды надоело это игрушкам.

– Нам надо бежать от Феди, пока нас совсем не переломали. Надо идти к хорошим ребятам, которые берегут свои игрушки и убирают их, – сказал пластмассовый солдатик.

7. Поучительная сказка для мальчишек и девчонок: Чёртов хвост

Жил-был Чёрт. Был у того Чёрта волшебный хвост. С помощью своего хвоста Чёрт мог очутиться где угодно, но, главное, хвост Чёрта мог исполнить всё, что тот захочет, для этого ему стоило только задумать желание и взмахнуть своим хвостом. Чёрт этот был очень злой и очень вредный.

Волшебную силу своего хвоста использовал для вредных дел. Он устраивал на дорогах аварии, топил в реках людей, подламывал лёд под рыбаками, устраивал пожары и творил много других злодеяний. Однажды Чёрту надоело жить одному в своём подземном царстве.

Построил он себе царство на земле, обнёс его густым лесом и болотами так, чтоб никто не мог к нему подойти, и стал думать, кем ещё заселить своё царство. Думал-думал Чёрт и придумал заселить своё царство помощниками, которые будут творить вредные злодеяния по его приказу.

В помощники себе Чёрт решил взять непослушных детей. …

Также в тему:

Стихотворение: “Федя – славный мальчуган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде,
Едет Федя по дорожке,
Влево отступив немножко.
В это время на дорожку
Выпрыгнула Мурка – кошка.
Федя вмиг притормозил,
Кошку-Мурку пропустил.
Едет дальше Федя бойко,
Друг кричит ему: – Постой-ка!
Дай я прокачусь чуть-чуть.
Это ж друг, ни кто-нибудь,
Федя дал: – Бери, дружок,
Прокатись один кружок.
Сам присел он на скамейку,
Видит: кран, а рядом лейка,
А на клумбе ждут цветочки –
Кто бы дал воды глоточка.
Федя, соскочив с скамейки,
Все цветы полили из лейки
И гусям налил водицы,
Чтобы те могли напиться.
– Федя наш такой хороший,
– вдруг заметил котик Проша,
– Да, он нам в друзья годится,
– сказал гусь, попив водицы.
– Гав-гав-гав! – сказал Полкан,
– Федя – славный мальчуган!

“Федя – мальчик хулиган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде
Без дороги напрямик
Едет Федя – озорник.
Едет прямо по газону,
Вот наехал на пионы,
Поломал три стебелька,
И спугнул три мотылька,
Он помял ещё ромашки,
Зацепил за куст рубашку,
С ходу врезался в скамейку,
Пнул и опрокинул лейку,
В луже замочил сандалии,
Грязью извозил педали.
– Га-га-га, – сказал гусак,
Ну какой же он чудак,
Надо ж ездить по дорожке!
– Да, – сказал котёнок Прошка,
– тут же вовсе не дорога!
Кот сказал: – Вредит он много!
– Гав-гав-гав, – сказал Полкан,
– Этот мальчик – хулиган!

Loading...Loading…

Заботливые саблезубые котики, слишком умные мыши, водоползающие гусеницы, культурные попугаи — и ещё несколько животных, удивлявших нас в прошлом году.

Кажется, мы готовы к любым неожиданностям в живой природе и нас она уже ничем не удивит — но это до тех пор, пока у нас перед глазами не появится какая-нибудь живая неожиданность. Мы привыкли считать, что у всех зверей самцы несут в геноме мужскую Y-хромосому — и вдруг нам рассказывают про полёвок, у которых в самцовом геноме ни одного «игрека», зато два женских «икса». Мы только привыкли к выдающимся умственным способностям обезьян, попугаев и ворон — и тут мы узнаём про мышей, которые мыслят категориями. Мы привыкли считать хищников суровыми одиночками, которые сближаются с себе подобными только на время размножения — а оказывается, что грозные саблезубые кошки ухаживали за своими больными собратьями. В нашей ежегодной рубрике про фантастических тварей мы собрали животных, которые особенно поразили нас в прошедшем году.

«Х» значит самец

(Иллюстрация: Usis / Depositphotos)

Начнём с того самого самцового «икса». Нет нужды подробно рассказывать про половые хромосомы у млекопитающих — все про них и так знают. Но из системы XY есть исключения, и одно из них — полёвка Microtus oregoni, обитающая на северо-западе США. Еще в 60-е годы прошлого века было замечено, что у самцов M. oregoni, как полагается, есть две половых хромосомы, а вот у самок — одна. Какое-то время считалось, что самцы несут обычные «икс» и «игрек», а самки только один «икс». Но всё оказалось сложнее. Когда исследователи прочитали половые хромосомы полёвки M. oregoni
и сравнили их с половыми хромосомами других полёвок, то оказалось, что и у самцов, и у самок M. oregoni есть только Х-хромосомы: у самцов – две, у самок – одна. Причём в этих «иксах» есть гены, которые у других животных обычно сидят в «игреках».

Наиболее вероятное развитие событий было таким: уже после того, как M. oregoni оформился как самостоятельный вид, Y-хромосома у него исчезла по причине каких-то клеточных процессов. Но исчезла не бесследно — её гены перешли к Х-хромосоме. Мужские гены (от которых зависит, к примеру, формирование семенников) есть как в тех «иксах», которые получают самцы, так и в тех, которые получают самки. Но у самок такие гены неактивны, хотя пока непонятно, что за механизм поддерживает их в спящем состоянии. В свою очередь, самцы M. oregoni получают два «икса», один от матери, второй от отца. Отцовская Х-хромосома у них подавляется полностью и почти во всём теле; отцовский «икс» работает только при формировании сперматозоидов.

На свете есть и другие млекопитающие, которые обходятся без Y-хромосомы — например, слепушонка Ellobius lutescens и несколько видов колючих мышей из Японии. Скорее всего, гены мужского развития у них либо переехали на другие хромосомы, либо сами гены поменялись — всё-таки самцы у этих зверей благополучно живут и без традиционных «игреков».

Дикие ослы спасают от жажды пустынных животных

Одичавший осёл роет водяной колодец. (Фото: Petra Kaczensky / University of Technology Sydney)

Люди, которым выпало жить в засушливых местах, без рек и водоёмов, рыли водяные колодцы, из которых потом брали воду все, кто жил вокруг. Точно так же поступают одичавшие ослы и лошади в аризонско-калифорнийской пустыне Сонора: там, где они чуют воду, они выбивают копытами яму глубиной до двух метров, из которой теперь могут пить самые разные животные. Ослиные и лошадиные колодцы действительно делают воду более доступной: если сравнивать с имеющимися ручьями, речками, лужами и т. д., то ослиные колодцы улучшали водоснабжение территории на целых 74 %, что особенно заметно в засуху — в некоторых местах пустыни Сонора колодцы становятся в это время единственным источником воды. И к ним ходят буквально все: на записях с видеокамер, установленных рядом с ослиными и лошадиными водяными ямами в пустыне Сонора, удалось насчитать 57 видов, от перелётных птиц и пекари до пумы и медведя барибала. (Ровно столько же видов приходит и на открытые «естественные» источники воды.) Иногда в ослиных колодцах даже начинали расти деревья, которые обычно можно найти только по берегам рек.

Кстати, точно так же поступают африканские слоны: они тоже делают колодцы, когда становится жарко и обычные наземные источники воды пересыхают, и их колодцы тоже помогают другим животным пережить засушливый сезон.

Морские слизни отращивают новое туловище на старой голове

Морской слизень из рода Элизия, отбросивший собственное тело. (Фото: Sayaka Mitoh / Nara Women’s University)

Ящерицы отращивают хвост, который отбросили, чтоб спастись от хищника, тритоны могут отрастить заново откушенную ногу. Но куда там ящерицам и тритонам до морских слизней рода Elysia, которые отбрасывают туловище целиком — их голова потом всё равно отрастит новое. Сотрудники Женского университета Нары случайно заметили, что у одного из лабораторных моллюсков голова отделилась от тела, и, что самое важное, эта отделившаяся голова начала самостоятельно ползать. Спустя несколько часов после того, как она избавилась от туловища, голова начинает поедать водоросли — обычную еду элизий. Рана от оторвавшегося туловища закрывается в течение нескольких дней, и примерно в течение недели начинается регенерация. Примерно за двадцать дней моллюски — точнее, их головы — отращивают себе новое туловище. А вот старое туловище отрастить новую голову не может. Оно может двигаться несколько дней, недель, а то и месяцев, но в конце концов погибает.

Исследователи обнаружили позади головы морских слизней кольцевую бороздку — по ней они отбрасывают туловище. Но вот зачем они так делают, не вполне ясно. Чтобы оторвать голову от тела, у моллюсков уходит несколько часов, то есть это не может быть защитой от хищника (разве что хищник окажется ещё более медлительным, чем элизии). Возможно, слизни таким решительным образом избавляются от паразитов: на отброшенных туловищах некоторых элизий нашли паразитических рачков-копепод. Надо думать, у слизней действительно нет других способов снять их с себя, если они прибегают к усекновению собственной головы.

Вообще говоря, среди животных есть такие, которые могут восстановить себе всё что угодно — это плоские черви планарии и низшие хордовые асцидии. Но и планарии, и асцидии устроены довольно просто; у планарий, например, нет сердца и кровеносной системы вообще (газообмен идёт через кожу, а питательные вещества поступают в клетки тела прямо из кишечника). У морских слизней же есть и сердце, и сосуды, и выделительная система у них сложная, и нервная, и т. д. И это пока что единственный пример того, что довольно сложное животное способно восстановить почти всё тело — не считая головы.

Табачные белокрылки позаимствовали гены у растений

Табачные белокрылки. (Фото: Stephen Ausmus / Wikipedia)

У человека гены передаются от родителей к детям, то есть от одного поколения к другому. Но вот так, чтобы встретиться на улице, пожать друг другу руку и с рукопожатием получить себе в геном один-два гена — такое у нас невозможно. Того же самого мы ждём от других живых существ. На самом же деле такая передача генов, называемая горизонтальным переносом генов, или ГПГ, довольно широко распространена, например, у бактерий. Бактерии могут передавать и принимать чужую ДНК в ходе особого процесса, который называется конъюгацией, или же когда одна клетка поглощает другую, или же просто подбирая из окружающей среды ДНК, оставшуюся от другой клетки. Ген «осваивается» на новом месте и начинает работать на благо нового хозяина. Также горизонтальный перенос генов распространён у архей, хотя его механизмы там другие.

Микробы микробами, но у грибов, растений, животных горизонтального переноса наверняка нет? В конце концов, у нас, то есть у всех эукариот, в клетках есть ядро, и вообще эукариотическая клетка устроена сложнее, чем бактериальная. Однако в последнее время появляется всё больше исследований о том, что у грибов, растений и членистоногих в геноме есть гены, явно позаимствованные у бактерий. Более того, есть пример, когда один сложный многоклеточный организм взял гены у другого сложного многоклеточного. В прошлом году мы узнали, что у нескольких видов табачных белокрылок в геномах есть сугубо растительный ген BtPMaT1, причём он достался им явно не от общего с растениями предка, и другой причины, кроме горизонтального переноса, тут подобрать трудно. Ген BtPMaT1 защищает белокрылок от токсинов, которые они высасывают вместе с растительным соком.

Как именно насекомые сумели встроить растительный ген в свою ДНК, пока неясно. Возможно, свою роль сыграли какие-нибудь вирусы, которые могут встраиваться в клеточную ДНК — правда, тогда придётся предположить, что эти вирусы более или менее нормально чувствовали себя как в растительных, так и в животных клетках, а предположить такое довольно сложно.

Водоползающие гусеницы

Одна из водоползающих гусениц гусеница бабочки Lymantria dispar. (Фото: Dann Thombs / Flickr.com)

По воде бегают клопы водомерки, пауки доломедесы, ловящие рыбу, шлемоносные василиски, некоторые гекконы, поганки. И ещё гусеницы некоторых бабочек. Упав в реку, они не тонут, а довольно быстро двигаются по поверхности воды к берегу. Причём по воде они не идут, а ползут, то есть не переступают лапками, а изгибаются всем телом из стороны в сторону. Одна из гусениц, Acosmetia biguttula, двигается не из стороны в сторону, а бьёт хвостом вверх-вниз.

На воде гусениц держат силы поверхностного натяжения. Вероятно, умение ползать по воде появилось у тех гусениц, которые кормятся на растениях, растущих у воды. Водоползающие гусеницы не утонут, если случайно свалятся в ручей или реку, кроме того, они могут специально падать в воду, чтобы спастись от какого-нибудь хищника; а по воде они ползают достаточно быстро, чтобы не попасться водяным паукам.

Электрические угри охотятся сообща

Электрический угорь. (Фото: patries71 / Flickr.com)

Электрический угорь вида Electrophorus voltai генерирует электрический разряд напряжением 860 вольт. Теперь представим, что будет, если таких угрей соберётся сотня. Это не сцена из фильма ужасов — коллективную охоту электрических угрей описали в прошлом году в Ecology and Evolution сотрудники Национального института изучения Амазонии и Смитсоновского института. Ещё в 2012 году исследователи увидели в одном из озёр Амазонского бассейна, как около сотни угрей охотились на рыб, сообща загоняя их к мелководью. Было решено изучить получше такое странное поведение угрей. В итоге удалось снять видео, не оставлявшее сомнений в том, что электрические угри могут охотиться вместе.

Около сотни угрей на рассвете или на закате подплывали к берегу, разбивались на группы примерно по десять особей и окружали небольшой косяк мелких рыбёшек. Затем следовал совместный электрический разряд. Вольтаж общего разряда группы угрей исследователи не измеряли, но, надо думать, сила его получается впечатляющей. Угри проделывали такую процедуру до семи раз, и в среднем одна охота занимала около двух часов.

Групповую охоту электрические угри практикуют с июня по ноябрь, когда уровень воды в реках и озёрах падает. В обмелевших водоёмах рыба кучкуется, и её проще добывать, так сказать, оптом. Возможно, угри запоминают товарищей по охоте, собираясь каждый раз одним и тем же отрядом, но так это или не так, предстоит ещё проверить.

Культурные попугаи

Какаду и мусорный бак. (Фото: Barbara C. Klump / MPI of Animal Behavior)

Чем могут удивить нас попугаи? Мы и так уже знаем, что они отличаются умом и сообразительностью. Тем не менее, вот лишний повод для удивления: в прошлом году исследователи из Института поведения животных Общества Макса Планка опубликовали в Science статью, в которой утверждают, что у больших желтохохлых какаду из Австралии есть зачатки культуры. Культура возникает тогда, когда знания и умения передаются от одного к другому, от поколения в поколение. Повторяя за другими, люди время от времени делают ошибки — невольно или, наоборот, специально. И вот изменённая традиция укрепляется на какой-то территории, в каком-то племени, у какой-то популяции.

Вроде бы именно так всё происходит у больших желтохохлых какаду. Они вполне освоились в городах и пригородах, где научились открывать крышки мусорных баков. И если в 2018 году какаду открывали мусорные баки только в трёх районах, то в 2019 — уже в сорока четырёх. Только в одном отдалённом районе попугаи сами, с нуля научились вскрывать мусорники; в остальных случаях они перенимали навык у других.

При этом разные попугаи делают это немного по-разному. Например, кто-то орудует клювом и лапами, а кто-то — только лапами, кто-то открывает крышку мусорного бака, хватая её за ручку, а кто-то хватает саму крышку за её край. И, что самое главное, чем дальше друг от друга живут попугаи, тем больше у них отличий в том, как они открывают мусорники. Из чего можно сделать вывод, что они не просто показывают друг другу, что мусорный бак можно открыть, но и как именно его можно открыть, и у этого умения на разных территориях появляются культурные особенности.

Впрочем, говорить о «культуре какаду» пока рано. Чтобы точно убедиться в существовании культурных особенностей, нужно показать, что та или иная особенность уникальна для конкретной территории, для конкретной группы птиц. В исследовании ни о какой такой уникальности разных техник открывания мусорного бака речь не идёт, придётся подождать дальнейших наблюдений.

Собаки понимают разницу между случайным и неслучайным

(Фото: motortion / Depositphotos)

Собачий интеллект нас тоже, в общем-то, не так уж удивляет: собаки всё-таки довольно давно живут бок о бок с человеком, всякого насмотрелись. Но мы вряд ли представляем, насколько умны они могут быть. В прошлом году в Scientific Reports появилась статья о том, что псы отличают преднамеренные действия от случайных. Вообще говоря, чтобы мы могли отличить в чужом поведении случайное от неслучайного, мы должны понимать чужое психическое состояние, должны уметь отдавать себе отчёт в том, что другой человек может не знать что-то, что знаем мы, и наоборот, что у его эмоций есть свои причины, а у поступков — свои мотивы, и т. д. Допустим, кто-то сильно опоздал на встречу. Это могло случайно произойти из-за объективных проблем, из-за пробок на дороге, плохого самочувствия и пр., а могло быть так, что человек сам тянул время, потому что не хотел ни с кем встречаться. И мы, в общем, можем понять, какие именно причины имели место в данном случае, если, конечно, у нас для этого достаточно информации.

Собаки, как оказалось, тоже способны к таким умозаключениям, хотя и в более простых ситуациях. Полусотне псов давали угощение через прозрачный экран. В экране была щель, через которую собака могла просунуть морду и взять корм из рук. Сначала всё так и происходило: псы подходили к щели и получали угощение. Но потом ситуация менялась. В одном случае человек в какой-то момент просто отдёргивал руку и клал угощение перед собой — то есть он сам решал ничего псу не давать. В другом случае он уже был готов дать собаке угощение, но нечаянно ронял его, не донеся до собачьего носа — тут всё происходило случайно, всё-таки по неловкости самого человека. Наконец, в третьем случае щель была слишком узкая, чтобы пёс мог в неё просунуться — тут причина была самая что ни на есть объективная.

собаки 2.jpg

(Фото: Max-Planck-Gesellschaft)

Собаки были в состоянии отличить, когда человек им специально ничего не даёт и когда он готов что-то дать, но у него не получается. Когда пёс сталкивался с тем, что человек сам отдёргивает руку, то потом, когда его снова пытались приманить кормом, он уже дольше думал, стоит ли идти, а то и вообще ложился или садился на пол, где был, и переставал вилять хвостом. Если же пёс видел, что корм ему не дали по случайности или по объективной причине, но человек, в принципе, готов его накормить, то он также охотно подходил к щели.

Конечно, собаки не со стопроцентной вероятностью различали, когда их специально не хотят угостить, а когда человек просто не может дать им угощение. Но, тем не менее, разница в поведении была статистически значимой, то есть собаки отчасти могут прочесть намерения, которыми люди руководствуются в своём поведении.

Мыши мыслят категориями

(Иллюстрация: Max Planck Institute of Neurobiology)

Да что собаки — даже мыши, пожив рядом с людьми, прибавляют в уме. Дело тут, скорее всего, в том, что человек для животных — один из элементов окружающей среды, и элемент очень непростой. Животным, которые постоянно обитают рядом с людьми, приходится приспосабливаться к человеческому поведению, а поскольку поведение у людей сложное, то и среди животных эволюционное преимущество получают те, кто умнее остальных.

На разных континентах сожительство мышей с людьми началось в разное время — например, индийские мыши живут с людьми дольше, чем мыши в США. В прошлом году в Proceedings of the Royal Society B вышла статья, в которой говорилось, что мыши, которые живут рядом с людьми примерно 3000 лет, соображают во всех смыслах хуже, чем те, которые живут с людьми около 11 000 лет. Мыши, которые долго жили рядом с человеком, лучше справляются с нестандартными задачами, лучше чувствуют себя, оказавшись в нестандартной ситуации, и т. д. — они лучше приспособлены к жизни рядом с таким непростым соседом, как человек.

Может, и категориальное мышление у мышей появилось тоже из-за сожительства с людьми. О том, как мыши мыслят категориями, мы узнали из статьи в Nature: в эксперименте мышам показывали картинки с чередующимися полосами, и мышам надо было классифицировать полосатые узоры в соответствии с определённым правилом. Например, одна группы мышей должна была оценить полосы по их толщине, а другая группа мышей оценивала полосы по их ориентации. Сначала мышей учили вычленять общий признак, как обычно — с помощью угощения за правильный ответ. Но потом им показывали полосатые картинки, которые они ещё не видели — и мыши успешно применили усвоенные категории к этим незнакомым картинкам. Более того, когда мышам меняли правила, то они легко переобучались: те, кто прежде сортировали картинки по толщине линий, откладывали старое правило в сторону и начинали сортировать линии по ориентации на рисунке.

В общем, мозг мышей оказался вполне способен к абстрактным операциям, иначе они не смогли бы применить признак толщины или ориентации к разным узорам. Причём, судя по активности их мозга, на разные категории отвечали разные нейроны, и группы категориальных нейронов формировались постепенно, по мере того, как мыши учились видеть общее в разных рисунках.

Вообще говоря, категориальное мышление среди животных не такая уж исключительная штука. Например, мы как-то уже рассказывали, что среди птиц умение манипулировать признаками, оторванными от конкретного предмета, есть не только у ворон, которые и так известны своим интеллектом, но и у утят. И раз среди зверей категории доступны мышиному мозгу, то можно с определённой уверенностью заключить, что мыслить категориями могут и другие группы млекопитающие, которые считаются эволюционно более развитыми.

Каракатицы умеют ждать ради выгоды

(Фото: Richard / Flickr.com)

А вот пример «беспозвоночного» интеллекта: каракатицы вполне способны смирить свои желания, зная, что в перспективе их ждёт больший выигрыш. В этом смысле они похожи на нас: мы ведь часто отказываемся от небольшой немедленной выгоды в пользу выгоды гораздо более крупной, но которая придёт к нам спустя какое-то время. Теоретически любой человек понимает преимущества отложенной выгоды, хотя на практике не каждый может и хочет терпеть до «светлого будущего».

В эксперименте лекарственным каракатицам (Sepia officinalis) предлагали не очень вкусную еду, которую они могли либо сразу схватить, либо подождать и получить более вкусное угощение. Каракатицы были способны ждать до 130 секунд, хотя такую выдержку демонстрировали не все и не всегда: чем больше времени проходило, тем больше была вероятность, что каракатица схватит невкусную еду. В целом головоногие моллюски (то есть осьминоги, кальмары, каракатицы и некоторые другие) известны выдающимися умственными способностями, так что от них можно было ожидать развитого умения взвешивать большую и меньшую выгоду и умения владеть собой.

Краснорукие тамарины имитируют чужой акцент

Краснорукий тамарин. (Фото: Cloudtail the Snow Leopard / Flickr.com)

Чужака можно узнать по тому, как он говорит — даже если мы с ним говорим на одном языке, его произношение будет отличаться от нашего. Чтобы стать своим, лучше выучить язык и произношение тех, на чью территорию ты пришёл.

Точно так же обстоят дела у южноамериканских красноруких тамаринов. Они широко распространены по северо-востоку Амазонии, местами встречаясь с пегими тамаринами. Как у многих приматов, тамарины общаются разнообразными звуками, и сигналы эти у разных видов имеют свои особенности. Когда краснорукий тамарин заходит на территорию пегих, у него меняется голос — они имитирует позывные пегого тамарина. Всё выглядит так, как будто краснорукие тамарины имитируют акцент пегих, и делают они это только там, где могут встретиться с пегими. А вот пегие тамарины ничего не имитируют, когда заходят на территорию красноруких. Возможно, всё дело в том, что краснорукие вообще более говорливы и обладают более широкими голосовыми возможностями, поэтому им легче перенять чужое произношение.

Оба вида похожи образом жизни и питаются одной пищей. То есть друг для друга они конкуренты, и визиты на чужую территорию должны заканчиваться агрессивными стычками. Можно предположить, что имитируя акцент соседей, краснорукие тамарины снижают градус агрессивности. Голос красноруких тамаринов всё равно можно узнать, но подстраиваясь под чужое произношение они, вероятно, стараются, чтобы их лучше понимали — с чужим акцентом им легче объяснить, что они зашли с мирными намерениями, а не для того, чтобы захватить территорию. Впрочем, пока что это в большей степени только гипотезы: действительно ли акцент позволяет снижать градус напряжённости в общении между двумя видами, станет ясно только после новых наблюдений.

Саблезубые кошки заботились о своих больных

Реконструкция внешнего облика одного из видов смилодонов. (Фото: Dantheman9758 / Wikipedia)

У современных кошек настоящая социальность выражена слабо, разве что у львов. Но в прошлом была одна группа кошек, которые, по-видимому, жили довольно дружно — это саблезубые смилодоны. Напрямую узнать, какая у них была социальная жизнь, мы, естественно, не можем, но зато можем внимательно присмотреться к их останкам. Их тазовые кости часто выглядят поражёнными болезнью, и до сих пор считалось, что это следствие травм и инфекций, связанных с охотой. Однако сотрудники Музея естественной истории Лос-Анджелеса изучили кости смилодонов с помощью новейших медицинских технологий и пришли к выводу, что костные дефекты смилодонов на самом деле представляют собой результат так называемой дисплазии тазобедренного сустава.

Эта врождённая патология встречается как у людей, так и у животных, но люди могут пересадить сустав, да и домашним животным можно сделать такую операцию. Смилодоны же были дикими хищниками, которым постоянно приходилось напрягать все свои суставы, и особенно тазобедренный. Костные дефекты, указывающие на дисплазию, встречаются в останках вполне взрослых животных. По мнению авторов работы, всё это говорит о том, что смилодоны заботились о тех, кто не мог полноценно охотиться — потому что в противном случае особи с дисплазией не смогли бы дорасти до взрослого состояния.

Вообще на останках смилодонов находят следы, указывающие на зажившие раны, причём эти раны должны были быть очень серьёзными. Охотиться и вообще вести активную жизнь с такими ранами смилодоны вряд ли могли, но раз они поправились, значит, им кто-то не дал умереть от голода.

Съедобные крылья любви

Таракан Salganea taiwanensis со съеденными крыльями и с нормальными. (Фото: Ethology, 2021)

И напоследок о любви. У тараканов Salganea taiwanensis есть странный любовный ритуал: после спаривания они начинают есть крылья друг друга. Ну, не совсем друг друга: крылья ест только кто-то один из пары, причём он (или она) может в какой-то момент остановиться, а может съесть крылья целиком.

Тараканы Salganea taiwanensis — исключительные моногамы. То, что они делают, это на самом деле груминг партнёра, когда животные, связанные социальными отношениями, чистят друг другу шерсть, кожу, перья, или экзоскелет. На тараканах, как и на многих насекомых, живут паразитические клещи и плесневые грибки. Таракан, съедая крылья, избавляет партнёра от того и другого, помогая ему оставаться здоровым и готовым к размножению.

Гора самоцветов

Фото

Фото

О сказках

В этой книге собраны сказки народов нашей великой Родины.

Из поколения в поколение передавались эти сказки. Рассказывали их простые, трудовые люди: пастухи, стерегущие стада; лесорубы, отдыхающие после тяжелого труда в шалашах и у костров; рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми; бывалые люди — солдаты, охотники, моряки…

Сказки переходили от одного рассказчика к другому. Над каждой из них поработало множество талантливых людей. Поэтому так хороши и так мудры народные сказки.

Одни сказки родились в деревнях, окруженных широкими полями и густыми лесами; другие — в солнечных горных селениях Кавказа; третьи — на просторах степей или под низким, хмурым северным небом, в тайге и тундре, на берегах Ледовитого океана. Чудесный, необычайный мир раскрывается в народных сказках.

Сказочные герои сражаются с огнедышащими чудовищами, многоголовыми змеями, злыми и кровожадными великанами, с небывалой быстротой переносятся они в дальние края, спускаются на морское дно, бродят по таинственному подземному царству.

В сказках возможно любое превращение. Полевая хвощинка в якутской сказке становится красавицей девушкой; служанка пана в белорусской сказке превращается в широкую реку; злобные жены чуда-юда в русской сказке появляются перед Иваном — крестьянским сыном: одна — в виде яблони, другая — в виде колодца, третья — в виде мягкого узорчатого ковра.

Животные, птицы и растения в сказках разговаривают с человеком, помогают героям сказок спастись от преследователей, одолеть противника.

Все возможно, все допустимо в сказочном мире!

Но создавались сказки не для того, чтобы только развлечь, только позабавить.

В своих сказках народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал.

Уже в самые давние времена человек хотел покорить могучие и загадочные для него силы природы. Эти стремления и породили множество фантастических сказок. Силы природы в этих сказках обрели облик драконов, чудовищ, с которыми человек ведет тяжелую борьбу и всегда выходит победителем.

Мечты о чудесных помощниках, облегчающих труд человека, помогающих ему быстрее передвигаться по земле, воде и воздуху, быстрее строить жилища, ткать одежды, также нашли свое отражение в сказках народов нашей Родины.

С большой любовью сказки рассказывают о героях-богатырях, защищающих родную землю от насильников-захватчиков, грабящих и разоряющих мирных людей. Как бы ни был силен и хитер враг, он все же не может одолеть героя, который ведет справедливую борьбу за счастье своего народа. И ради счастья своей Родины, ради своего народа герои многих сказок идут на разные испытания и трудности, совсем не думая о себе. Они не щадят собственной жизни для того, чтобы помочь своему народу, чтобы облегчить его участь («Хозяин ветров», «Маленький Уняны», «Боролдой-Мерген и его храбрый сын» и др.)

С ненавистью и презрением рассказывается в сказках о врагах трудового народа, готовых пойти на любой обман ради корысти. Они жестоки, жадны и зачастую глупы. («Как барин конем стал», «Гора самоцветов», «Рогатый хан» и др.)

Сказка была необходимым и верным оружием в борьбе народа с угнетателями, она звала к стойкости и мужеству, давала веру в победу добра.

Во многих сказках прославляются труд, мастерство, знание. С уважением и любовью рассказывается в них о людях труда, в совершенстве владеющих своим ремеслом — кузнецах, ткачах, сапожниках.

Сказки разных народов отличаются друг от друга. У них различны и герои и приключения этих героев. Но есть общее для всех народных сказок — это стремление народа рассказать о борьбе за свободу, за счастье, о желании стать полноправным хозяином своей жизни; это — вера в свои силы, в свою непобедимость.

Многие из вас, наверное, захотят узнать, как и откуда собрались в эту книгу сказки, сложенные разными народами, в разных краях нашей большой страны.

Эти сказки записывали ученые, путешественники и просто грамотные люди, любившие сказку, — школьные учителя, школьники и другие.

Я прочел много таких записей, иногда по десяти пересказов одной и той же сказки, например об «Иване — крестьянском сыне и чуде-юде». Самые интересные из этих сказок я передаю вам так, как запомнил их.

Другие — услышал от хороших сказочников, русских и нерусских, записал их и поместил в этот сборник.

А теперь, ребята, откройте книгу и прочитайте умные старые сказки, прожившие так много лет, совершившие так много путешествий по земле, но ничуть не постаревшие, не потерявшие своей жизнерадостности, своего боевого духа и задорного юмора.

М. Булатов

Фото

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

Русская сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

— Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

— Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать.

Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек:

— Здорово, добрые молодцы!

— Здравствуй, дедушка!

— Куда это вы путь держите?

— Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

— Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

— А где же их достать, дедушка?

— А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.

Читать дальше

  • Сказки господин ау слушать
  • Сказки где есть русалка
  • Сказки где есть коты и кошки
  • Сказки второй класс для читательского дневника
  • Сказки гауфа маленький мук читать