Сказки друг денег дороже

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер николай георгиевич гарин-михайловский еврейские анекдоты не всегда хороши. они особенно плохи, когда

115 лет назад, 10 декабря 1906 года умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«…еврейские анекдоты не всегда
хороши. Они особенно плохи, когда не понимаешь их или когда приходится самому
играть в анекдоте роль глупую».
Горький

Увидеть Бога

Последней великой, по-итальянски: ла́удой, — песней-хвалой пращура
францискианства (нищенствующего ордена) св. Франциска Ассизского — была «Песнь
о Солнце». Восхваляющая абсолютно все божии творенья: Брата Солнце — frate sole, Сестру Луну — sora luna, Брата Ветра — frate vento, Сестру Воду — sora aqua, Брата Огня — frate focu, Мать Землю — matre terra, Сестру Смерть — sora morte.

Написанное практически на смертном одре, за «час до смерти», это
произведение античной традиции на умбрийском диалекте стало первым в мире
памятником религиозной итальянской литературе.

Вообще такие люди как Франциск появляются на земле довольно редко, считал
Максим Горький, называя их по-горьковски остро — весёлыми праведниками.

И ежели Христос, несомненно, праведник, но — увы и отнюдь — не весёлый, точнее
даже, в некоем смысле — педант. То родоначальником когорты именно «весёлых
праведников» Горький считал собственно Франциска Ассизского. Великого художника
страстной любви к жизни. Любившего человека не для поучения любви, — а потому,
что, обладая идеальнейшим искусством и счастьем восторга жизни, жизнелюбия, — он
не мог не делиться этим счастьем с людьми.

Да, обреталась в душах ещё невероятная сила сострадания, отягощённая
радением за род человеческий. Обременённая невыносимо страшным результатом кровавых
распрей, выплеснувшихся позднее гуманистическим характером решительно иных конструкций,
чем в XII—XIII вв.
И, переносясь из эпохи Франциска на шесть столетий вперёд (благо вольный формат
текста позволяет), нельзя не вспомнить свидетеля жесточайшей битвы при ломбардской
деревушке Сольферино — Анри Дюнана. Создавшего международную организацию
Красного Креста — в помощь раненым воинам, — причём со всякой стороны
конфликта!

Также нельзя забыть прославленного доктора Фёдора Га́аза (Friedrich-Joseph Haass). Москвича немецкого
происхождения. Филантропа, известного под именем «святой доктор». Члена
Московского тюремного комитета и главного врача московских тюрем. Потратившего
всё своё приличное состояние на благотворительность, поддержку бедным,
осуждённым. Жившего в тяжелейший час (в плане филантропии) властвования Николая
I.

Правда, жизнь такова, что чистому состраданию уже нет в ней места. И
кажется, в наше время оно существует как «маска стыда». Сказано сие о переломе
эпох, шлагбауме XIX—XX веков. Сказано давно. А
будто… произнесено только что, вчера, сейчас. И ведь заслужили, господа,
согласитесь. Словно не идут нам уроки прошлого впрок. Словно не ведаем мы, чем
отсутствие сострадания кончается в исторической перспективе. И…

Кстати, когда вы наблюдали весёлого праведника на своём пути? И замечали
ли вовсе? Ведь это непросто, поверьте. И говорит это больше о вас, нежели о
ком-то другом, стороннем — всё равно что увидеть Бога среди сонм страждущих,
его взалкавших, но не видящих: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи
слепу рождену» (Ин. 9:32). — Ведь даже Христос, открыв очи слепцу, не в
силах сделать его праведником.

Весёлые праведники — люди не очень крупные. Может, они кажутся некрупными
потому, что с точки зрения здравого смысла их плохо видно на тёмном фоне
жестоких социальных отношений.

Они существуют не вследствие, а по-философски: — вопреки здравому смыслу!
Бытие этих людей совершенно ничем не извинено, не искуплено, кроме их воли быть
такими, каковы они есть на самом деле.

Но приступим…

Знакомство

Однажды вышеупомянутый Алексей Максимович в гостях у самарского
некрещёного еврея Якова Львовича Тейтеля, где Горький любил опрокинуть чашечку-вторую
кофе, — будучи по наставлению Короленко в Самаре на журналистском поприще под
псевдонимом Иегудиил Хламида, — встретил затесавшегося средь многочисленных
гостей странного незнакомца. Оказавшегося мало того что инженером Гариным. Так
ещё, ко всему прочему, писателем Гариным-Михайловским. Которого, вовсе не
бесталанного, в принципе, Горький читывал ранее. Не имея чести сталкиваться лично.

«Очерки современной деревни» Михайловского (однофамильца своего
наставника и литературного учителя, теоретика народничества Н. К. Михайловского)
весьма понравились молодому очеркисту-корреспонденту «Русского богатства». А
заочные прибаутки рисовали Г.-Михайловского персонажем абсолютно не
тривиальным, неординарным, с недурственной фантазией и далеко не спокойным
общественным бытием.

Дабы поддержать беседу, а также следуя журналистской привычке «ловить
характеры», Горький полушутя спросил инженера Гарина (чудно́ это слышать за 30
почти лет до появления толстовского «гиперболоида»; но тем не менее: элементарное
совпадение имён; причём А. Толстой описывает параболоид, а не гиперболоид; но
это к слову):

— А не лгут ли, любезный государь, что как-то вы засеяли сорок десятин маком?

— Почему же непременно — сорок? — чуть искусственно возмутился Николай
Георгиевич. И, прихмурив красивые брови, озабоченно пересчитал: — Сорок грехов
долой, если убьёшь паука. Сорок сороков церквей в Москве. Сорок дней после
родов женщину в церковь не пускают. Сороковой день… Сорокоуст. Великий пост так
или иначе связан с числом 40. Сороковой медведь — самый опасный. Чёрт знает,
откуда эта сорочья болтовня? Как вы думаете?

Горький опешил.

Видимо, Михайловскому было не очень-то интересно чьё-либо мнение.

Посему тотчас же, — хлопнув визави по плечу маленькой крепкой рукой, — он
сказал с восхищением:

— Но вот если б вы, батенька, видели этот мак, когда он зацвёл!!

Затем Гарин, отскочив от Горького, устремился в дискуссионное побоище,
разгоревшееся за соседним столом. Оставив последнего в полной прострации.

Тут-то и закралось: «Весёлый праведник?..» — подумалось тогда о
Михайловском. Несмотря на то что встреча та особых симпатий друг к другу не
вызвала. Пахнув чем-то ненатуральным. Театрально-драматическим. Мелькнув
какой-то нарочитой барской, вернее, полубарской инженерской щегловатостью,
одновременно показным демократизмом. И всё ж таки… Горькому тогда почему-то
вспомнился Франциск Ассизский…

И было от чего.

Строен. Красив этот Гарин. Двигается быстро, но изящно. Чувствуется, — быстрота
эта не от нервной расшатанности, — а от чрезвычайного избытка энергии, радости.
Расплёскиваемых вокруг без видимого сожаления.

«Зачем, зачем он исчислял со́роки?!» — недоумевал Горький, исподволь
наблюдая за Михайловским.

Говорит как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно
построенными фразами. Замечательно владеет вводными предложениями, кои терпеть
не мог Чехов. Не имея манерной привычки упиваться красноречием, что свойственно
чванливой адвокатуре: «Словам тесно, мыслям просторно!» — Фраза эта была непреложным
девизом Гарина-Михайловского в общении.

«Мне с Гариным хотелось о литературе побеседовать, а он меня угостил
лекцией о культуре корнеплодов, затем изрёк что-то о спорынье», — жаловался Горькому
один местный драматург, так и не сумевший полемически «оседлать» Гарина, одеть
его в литературно-драматургический тулупчик.

«Невероятная разносторонность пристрастий!» — восхищённо восклицаю я
вослед Горькому и иже с ним.

Гиперболоид

1895 год. Михайловский — инициатор,
идеолог, организатор и главный строитель ответвления Самаро-Златоустовской
железной дороги «Кротовка-Сергиевск»: на Сергиевские северные воды. (Самарская
губерния)

В России было применено тогда, с подачи нашего героя, интереснейшее с
инженерной точки зрения новшество, — инновация, как бы сейчас произнесли: —
дешёвая узкоколейка.

Эта немаловажная для Империи стройка сопряжена со множеством различных
анекдотов, связанных с начальником проекта. Не чуравшегося жизненных коллизий. К
тому же впервые ставшим руководителем столь крупного масштаба.

Как-то понадобился ему локомотив —
причём особенной конструкции…

Михайловский заявил в Министерство путей сообщения об экстренной нужде приобретения
локомотива в Германии.

Бывший железнодорожный министр, в тот момент министр финансов С. Витте,
крайне обеспокоенный пополнением госказны путём использования внутренних
резервов, ответил Михайловскому отрицательно. Предложив заказать машину в Сормове
либо на коломенских заводах: экономика должна быть экономной, как говорится.

Хитрец Гарин-Михайловский, информированный о сверхвыгодном 10-летнем
германском контракте, недавно заключённом Витте (мол, сам-то каков!), то ли из
обиды, то ли от собственной предубеждённости против министра — путём неимоверно
сложных и достаточно смелых (пошёл наперекор!) ухищрений купил требуемый
агрегат за границей. Мало того, контрабандно пригнал его в Самару! Это
сохранило ему как подрядчику несколько тысяч денег и несколько недель форы к
сдаче объекта, — что несравненно дороже, чем деньги.

Блестяще исполнив подряд, вскорости он по-юношески восторженно хвастался
не сэкономленными временем и средствами, — а именно тем, что исхитрился
пригнать локомотив контрабандой.

Сей подвиг вызван не столько силою деловой необходимости, — заключает в
воспоминаниях Горький, — сколько желанием преодолеть поставленное препятствие.
И даже проще: желанием созорничать, высунув по-хулигански язык. Показать фигу в
кармане министру Витте!

Как во всяком талантливом русском человеке — склонность к шаловливости,
проказливость — очень заметны в характере «весёлого праведника» Михайловского.

Часы

Добр Гарин тоже был специфически…

Деньги разбрасывал как Паратов в «Бесприданнице» — так, будто они его
отягощали. И он брезговал разноцветными бумажками, — на которые праздный люд
обменивает свои силы, бесценные время, жильё, порою жизнь.

Первым браком Гарин женат на богатой женщине — дочери генерала Черевина —
личного друга Александра III.
Её миллионное состояние свежеиспечённый супруг в краткий срок истратил на
сельскохозяйственные опыты. И в период 1890-х гг. жил в основном частным заработком.

Принимая жизнь непосредственно, по-детски — ну, истинно как праздник! —
он бессознательно заботился, чтоб и окружающие подобным образом воспринимали жизнь:
весело и беззаботно.

Жил широко, угощая алчущую барских яств публику изысканными завтраками и
обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же
питается его неукротимая энергия — святым духом, может?

Кроме всего обожал делать подарки. Неизменно делал приятное людям. Но не
для того, чтобы расположить их в свою пользу, а просто из приязни. Из-за врождённой
какой-то любви — к Вселенной, Всевышнему, человечеству, к родной земле. К
Государю наконец.

Расположения же он легко достигал одним беспрецедентным обаянием,
талантливостию и динамичностью. Ну и юмором конечно.

Однажды утром в редакцию «Самарской газеты» ввалился извозчик — ещё трезвый
и адекватный.

И, немного заикаясь, выдал:

— В-вам часы привезли и-и-из Сызрани.

Никаких посылок редакция не заказывала. Извозчика выпроводили вон. Он
ушёл. Побормотал с кем-то за дверью.

И снова явился:

— Еврей г-говорит, вам ч-ч-часы.

— Позови! — нервно ответили вечно занятые репортёры.

Вошёл старенький еврей в стареньком пальто и невероятной формы шляпе. Недоверчиво
осмотрел задымлённое куревом помещение и положил на трюмо листок отрывного
календаря. На котором неразборчивым почерком Гарина было накарябано:
«Пешкову-Горькому» и ещё что-то каракулями.

 — Это вам дал инженер Гарин? —
спросил Горький.

— А я знаю? — ответил еврей. — Я же не спрашиваю, как зовут клиента. Или
вот вас например. Хитро прищурился: — Есть другой Пешков-Горький — нет?

— Нет. Покажите часы.

Пожав плечами, еврей ушёл. Вернулся с извозчиком и громоздким, но не слишком
тяжёлым ящиком.

— Распишите на записку, дескать, получили.

— Это что такое? — осведомился Горький, устало кивая на ящик.

— Вы знаете: часы, — равнодушно сказал еврей.

— Ч-ч-часы, — похмельно скривился извозчик.

— Стенные?

— Ну да. Десять часов или даже более.

— Десять штук часов?

— Пусть будет штук.

Горький не выдержал:

— Ну подумайте, кто ж едет из Самары в Сызрань покупать часы? Форменный идиотизм!

Еврей, смаявшись с длинной дороги, осерчал:

— А какое мне дело думать? Мне сказали: сделай! И я сделал. «Самарская
газета»? Верно. Пешков-Горьков? И это верно. Распишитесь на записку. Что вы от
меня хотите-то?!

А произошла следующая история…

Николай Георгиевич гулял по берегу великолепной Волги — на закате солнца —
в Сызрани. Настроение было более чем благостное, — впрочем, посещавшее «весёлого
праведника» часто.

И вот на нескладной кочерыжке он увидал мальчика-еврея, удившего рыбу.

«И всё, знаете, батенька, удивительно неудачно, — позже рассказывал он, —
ерши клюют жадно. Но из трёх два срываются. Почему? Да потому что ловил он не
на крючок, а на медную булавку!» — что ввергло Михайловского в приступ
умилённого благодушия и жалости.

Разумеется, пацан оказался красавцем и необыкновенного ума. И уже
изведавший горечь жизни. (Ведь видишь всегда то, что сильно хочешь видеть, как водится.)

Человек, — далёкий, в общем-то, от наивности, — Гарин нередко встречал
людей с «необыкновенными» умом и внешностью. Просто хотелось — вот и получалось.
И виделось. И неслучайно…

Разговорившись, Гарин выяснил, что одиннадцатилетний сорванец живёт у
деда. Он и дед — кажется, единственные евреи в городе.

Магазин у опекуна скверный. Старик чинит горелки ламп, притирает
самоварные краны. Пыль, грязь, нищета. Убогость.

Тут же впав в припадок сентиментальности, Гарин взял и выкупил весь нехитрый
дедов товар: все часы, отремонтированные и нет, имеющиеся в доме. А мальчишке
дал денег — просто так. И отвалил ещё стопку книг в подарок.

После чего старый еврей и появился на пороге самарской редакции с удачно
проданной поклажей. И вполне тверёзым покамест извозчиком.

А поскольку настенные часы, — пусть и недурные, антикварные, с изразцами,
— журналистам девать было некуда, Гарин-Михайловский взял и роздал их рабочим
на строящейся железнодорожной ветке: свои люди, сочтёмся!

От чего по окрестностям долго ещё роились слухи о свалившихся с неба раритетах.
Которые осчастливленные работяги ринулись распродавать-разменивать по скупкам
да ломбардам. Пропивать по закусочным да трактирам.

Тем более что министр финансов организовал намедни при государстве винную
монополию. Что стало, — наряду с повышением качества(!) алкоголя, — наиважнейшим
источником насыщения бюджета для уверенного технократического вхождения Империи
в XX в. Век — в полном
смысле слова индустриализованный Сергеем Юльевичем Витте.

Чудесным образом не заметившим «преступной» операции инженера Гарина с пригнанным
из-за границы гиперболоидом — иностранной контрабанды. А точнее, спустившим с
рук «весёлому праведнику» его далеко и далеко не безопасное предприятие с
локомотивом.

Царь

Гарин-Михайловский считался в кругу друзей-литераторов, посвящённых
коллег-технарей прекрасным рассказчиком и документалистом!..

Филологи особенно подчёркивают период конца 1890 годов — Северокорейскую,
дальневосточную экспедицию (всего по Корее и Маньчжурии пройдено около 1600 км) и далее
кругосветку: Япония, Китай, США, Европа…

На основе полугодовых почти путешественнических дневников собрана целая
книга. Публиковавшаяся в виде разрозненных очерков под объединённым названием
«Карандашом с натуры» в журнале «Мир Божий» за 1899 год.

В странствиях сохранено и зафиксировано множество корейских сказок. Впервые
изданных, — вместе с отдельным изданием книги о путешествии, — в 1903 г.

Дневники Михайловского стали самой внушительной лептой в корейскую фольклористику:
ранее выпущены лишь 2 сказки на русском и 7 на английском языках.

Во введении Михайловский утверждает, что субъективизм в его текстах
минимален: «Я быстро, фраза за фразой, записывал со слов переводчика, стараясь
сохранить простоту речи, никогда не прибавляя ничего своего». — Хотя Гарин не
был бы Гариным, если бы фактурно не поработал над материалом. Оттого творческая
перелицовка этимологически ощутима.

В конце круиза Г.-Михайловский настолько пропитался корейским духом, что
и сам мог выступить в роли буддистского сказочника. И выступал, поражая
слушателей красочностью повествования.

Слухи о необычайных впечатлениях от кругосветки докатились аж… до
Государя. И Михайловский был приглашён в Аничков дворец. Николай Второй пожелал
выслушать его историю межконтинентальных поездок-изысканий.

Добавлю, что точной даты визита в архивах не установлено. Посему позволю
себе предположить примерно январь — февраль 1901 года. Почему, поймёте чуть
позже…

Итак, Николай Георгиевич шёл во дворец, волнительно подтянувшись и
порядочно робея. Подумать только, личный диалог с царём ста тридцати миллионов
населения! «Это не совсем обыкновенное знакомство», — отмечал он впоследствии.
Не каждому в жизни удаётся посидеть почаёвничать в царских палатах.

Невольно мечталось: человек подобного уровня должен что-то значить,
должен импонировать. Он обязательно скажет что-то сверх общих сведений:
неведомое, непознанное.

И вдруг…

Сидит симпатичный пехотный офицер. Курит, мило улыбается, изредка ставит
вопросы. Но всё не о том, что надлежит интересовать самодержца, в царствование
коего построен без преувеличения великий Сибирский путь! — и Россия выезжает на
берега Тихого океана. Где её встречают отнюдь не партнёры и — нерадостно. Без
праздничных букетов цветов и ликующе летящих кверху чепчиков.

Михайловский, отражая в заметках тот знаменательный поход, — с чьих слов
я его и воспроизвожу: — будто обрисовывает портрет императора Николая II кисти Валентина Серова.
Который создавался приблизительно в то же время, в начале зимы 1901-го.

Живописец так и изобразит царя, по-гарински: небольшим поясным портретом
сидящего человека в простой одежде без каких-либо регалий. Вылитого флегматично-провинциального
капитана, сошедшего со страниц повести Куприна.

Зачем же позвал к себе
Михайловского царь?..

Не исключено, — подверженный веяниям мистицизма, — государь исподволь
что-то почувствовал в Михайловском и захотел посредством беседы с
инженером-путешественником проверить свои предположения? — нам неведомо…

Но ведь согласитесь, не совсем похоже, что Николай II вызвал писателя, чтобы спросить
невинное: «Чтут ли нас корейцы?» — на что Гарин невпопад ответит вопросом на
вопрос: «Вы кого подразумеваете?» — начисто забыв об адъютантском предупреждении
ни в коем разе не спрашивать, только отвечать!

Но ведь как же не спросить, — рассуждал Гарин в дальнейшем, — ежели сам
царь(!) спрашивает, причём и скупо, и глупо, и безвкусно. А его дамы — вовсе
молчат: воды в рот набрали. Надутые, словно гусыни.

Старая царица удивлённо поднимала то одну, то другую бровь. Молодая,
рядом с ней, — ровно компаньонка, — сидела в застывшей позе с каменными
глазами, с обиженным лицом. Напоминая визитёру одну девицу, прожившую до 34 лет
и обидевшуюся на природу за то, что та навязала женщине обязанность иметь
детей. А — ни детей, ни даже простенького романа у девицы, к сожалению, не
случилось. И сходство царицы с нею очень как-то мешало, стесняло гостя. И было
ему страшно тоскливо и скучно на странном том приёме.

— Это провинциалы!! — недоумённо пожимая плечами, восклицал Гарин, делясь
с друзьями ошеломлением о высоком том визите.

Через неделю Г.-М. официально известили, мол, царь вручил ему орден
(«кажется, Владимира», — предположил Горький). Но награды Гарин не получал.

Потому что вскоре его административно выперли из Петербурга. За то, что
вместе с прочими литераторами подписал протест против избиения студентов и
сочувствовавшей им публики у Казанского собора. А поскольку подавление
демонстрации свершилось в марте 1901, вот я и подумал, что собственно визит
Гарина к государю произошёл где-то чуть ранее означенного времени.

Над Гариным смеялись:

— Э-эх! Ускользнул орден-то, Николай Георгиевич?!

— Чёрт бы их всех подрал! — возмущался он. — У меня тут серьёзный гешефт,
и вот — надо ехать. Нет, сообразите, нелепейшая ситуация! Ты нам не нравишься —
поэтому не живи и не работай в столице. (Выслан и отдан под надзор полиции, — авт.)
Но ведь в ином-то городе я останусь таким же, каков есть!

В том-то и суть, в том-то и суть… — глубокомысленно заключу я бесхитростную
историю про замечательного человека, инженера и писателя, истого
государственника и патриота Н. Г. Гарина-Михайловского. И повторюсь, что бытие
наше земное ничем не прощено и не искуплено, кроме воли нашей быть такими,
каковы мы есть на самом деле… А праведниками прошли мы жизнь или нет — решать, увы,
не нам.

Всего доброго, дорогие друзья-читатели!

Продажи билетов на январские показы балета «Щелкунчик» в Большом театре стартовали 4 декабря. Первые желающие сходить на главный новогодний спектакль занимали очередь в кассу ГАБТ в пол-седьмого утра 2 декабря. Чтобы купить билет, сначала нужно отстоять очередь за специальным браслетом, который дает право постоять в новой очереди — уже в кассу. Многим театралам пришлось стоять на улице ночью, когда в столице шел снег с дождем и дул пронизывающий ветер, убедились «Известия». Тем временем перекупщики предлагают получить билеты гораздо проще, но в разы дороже — в среднем по 70-80 тыс. рублей.

Билеты за браслеты

Официально билеты на «Щелкунчика» в ГАБТ стоят от 1,5 тыс. до 15 тыс. рублей. Исключение — спектакль 31 декабря, в этот день самое дешевое место на четвертый ярус стоит 2 тыс., а первый ряд партера — 20 тыс.

Тем, кто не готов целыми днями стоять в очереди без гарантии, что билеты не кончатся, приходится заплатить несколько десятков, а то и сотен тысяч, что и дает заработок спекулянтам. Поэтому несколько лет назад ГАБТ разработал отдельную программу по продаже билетов на «Щелкунчик». Каждый год она претерпевает изменения. Раньше продажи проходили в несколько этапов и начинались в августе-сентябре. К Новому году приобрести билет можно было только у перекупщиков. В нестабильное постковидное время Большой открыл продажу за месяц до спектаклей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Билеты на «Щелкунчик» — именные, подарить или продать другому лицу их нельзя. На январские представления их начали продавать 4 декабря. Но очередь формировалась накануне — 3 декабря. Правда, ГАБТ не исключал возможность приобретения билетов на сайте, но лишь по остаточному принципу.

— Что вы, какие остатки, до понедельника всё раскупят, — удивилась кассир театра вопросу корреспондента «Известий» о шансе покупки онлайн. — Идите на улицу, там стоит группа товарищей. Они ведут запись на браслеты, по которым вы сможете здесь купить билет.

На улице у касс мерз женский коллектив с тетрадкой. Их сюда никто не ставил — девушки по собственной инициативе подхватили идею вести запись. В 14:00 корреспондент «Известий» — лишь № 278.

— У вас есть все шансы купить билет, — обрадовали девушки. — Теперь приходите к 23:00 на перекличку и за браслетом. С ним утром 4 декабря будут продавать билеты. Всего их будет 400 штук.

«Всё очень строго»

Как пообещали общественницы, контролировать очередников и выдавать браслеты будут охранники театра. При этом у театра дежурил автобус с полицейскими. Видимо, на всякий случай.

— Приходите с паспортом, QR-кодом и ксерокопией документа того зрителя, на кого будете брать второй билет. Все очень строго, — информировали девушки. — И да, оденьтесь теплее. Мы вчера задубели так, что я сегодня утеплилась как на полюс.

Оказалось, что те, кто в тетрадке был записан под первыми номерами, пришли за билетами на двое суток раньше объявленной даты продаж. Пионером билетной гонки оказался мужчина, который встал у касс в 6.30 2 декабря. Он и создал запись. А присоединявшиеся охраняли честную запись от посягательств не только спекулянтов, но и от желающих придумать альтернативную очередь.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Были уже попытки, прямо тут же, на крыльце касс, хотели начать новую запись. Но мы им не дали этого сделать, — подхватила бойкая дама. — Я уже второй раз стою за билетами. В ноябре мне не хватило, думаю, что сейчас повезет.

Общественники сменяли друг друга каждый час, передавая тетрадку из рук в руки. Дополнительно создали чат в соцсетях: там информировали «коллег» о попытках продать номер в очереди или переписать в тетрадке фамилию.

— Да, обязательно проверьте сейчас, правильно ли записали вас, — посоветовала № 280. — А то я неделю назад отстояла три часа ночью на перекличке, а потом оказалось, что подруга записала мою девичью фамилию. Охранники сверили ее с документом и выкинули из очереди.

Спекулянт в третьем поколении

В ночь на 4 декабря в столице шел снег с дождем, был пронизывающий ветер. Но сотни театралов выстроились в длинную очередь аж до Новой сцены ГАБТ. Экстремальные условия сближали. Первых в сотнях знали по именам. Греться бегали группами в метро или в ближайшее кафе на Большой Дмитровке. Кто мог себе позволить, дежурил в машине. Парковка у ГАБТ стоит 380 рублей в час.

Как только Кремлевские куранты пробили полночь, охранники начали раздавать заветные браслеты. Сотрудники ЧОПа работали довольно быстро — люди успели на метро до закрытия. А 400 обещанных администрацией ГАБТа браслетов закончились на № 519. Все-таки 119 человек не решились мерзнуть ради искусства.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

С № 520 началась очередь на день продаж 5 декабря. А обраслеченных ждала утренняя битва за билетами в кассах. Перекличка в 10:00, а с 11:00 старт продаж. В среднем в час кассиры успевали обслужить по полсотни владельцев браслетов, каждому — не больше двух билетов. Двум взрослым разрешалось приобрести и пару билетов на детей. Особого прайса для юных зрителей в театре не предусмотрено. Да и есть возрастной ценз +6. Кассиры строго соблюдают это правило, мольбы родителей на них не действуют.

Вопрос о том, как спекулянты достают билеты, оставался открытым. С учетом того, как всё строго, под контролем ЧОПа, их шансы заработать должны стремиться к нулю.

— Да очень просто, стоят с нами в очереди, — внес ясность театральный волонтер Саша. — Они берут на свои паспорта, на ксерокопии документов друзей, а потом просто в кассах переоформляют на фамилии покупателей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Билеты для перепродажи выставляют, например, на онлайн-досках объявлений.

Театралы утверждают, что спекулянтов знают в лицо. Вот молодой человек в кассах явно свой: охранники с ним здороваются, кассиры улыбаются. Мужчина, представившийся Никитой, сказал, что он «спекулянт в третьем поколении», но внутренней кухни не раскрыл.

По объявлению

«Известия» попытались купить билеты у перекупщиков на спектакль 31 декабря. На своих сайтах они не обещали ничего конкретного. Только цену — от 20 тыс. рублей за билет. Желающим надо прислать заявку. В переписке продавцы просили Ф.И.О. и последние четыре цифры номера паспорта. Сказали, тогда, возможно, будут билеты, но прайс — от 100 тыс. рублей. «Известия» попросили билетного агента Василия узнать у теневых коллег о наличии билетов.

— Мне сказали, что на Новый год уже нереально, надо было до продаж 27 ноября обозначиться. Только на январь. Если есть паспорта потенциальных клиентов, готовы отстоять очередь вместе со всеми, — пересказал свой разговор с продавцом билетов в Большой Василий.

В доказательство он предоставил «Известиям» запись своего разговора.

Сейчас средняя цена у спекулянтов — 70–80 тыс. рублей за билет.

На известном сервисе объявлений предлагают сходить «Щелкунчик» в сочельник Католического рождества. Отдают по 90 тыс. за билет в первый ряд.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Билеты можно переоформить в кассах театра, только прийти надо вместе с нами тем, кто и пойдет на балет, — предупредил продавец Владимир. — Просто напишем заявление на переоформление. И сделать это надо не позже, чем за десять дней до спектакля.

Среди множества предложений от перекупщиков в Сети есть и явно мошеннические. Например, в одном объявлении обещают приглашение за 6,5 тыс. рублей, которое якобы получили бесплатно. Для убедительности продавцы добавили лирики: «Нам подарили их друзья, но мы не можем пойти на «Щелкунчика», так как уезжаем на Новый год в Карелию. Хочется, чтобы праздник себе устроила влюбленная пара или родитель с ребенком». Каково же будет разочарование счастливых обладателей «пригласительных», когда они не смогут войти даже в фойе Большого. Никаких контрамарок, которые могут оказаться на руках за месяц до представления, в ГАБТе не существует, предупредили в кассах.

Тем временем, на соседней улице в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко билет на «Щелкунчика» 30 декабря в партер в онлайн продаже стоит от 7,5 тыс. до 8,5 тыс. рублей. Красивый новогодний спектакль. И никакой давки.

Мошенники внедряют новую практику обмана пенсионеров. Они убеждают пожилых людей оформить «подписку» на диагностику и ремонт окон, батарей, бытовой техники по нереальным ценам. После этого аферисты наносят своим «подопечным» регулярные визиты. На масштабы деятельности мошенников вынуждены реагировать даже крупные банки.

Некий мужчина позвонил 83-летней пенсионерке Наталье Юрьевне и предложил провести бесплатную диагностику стеклопакетов. Он сообщил о том, что его фирма работает по договору с компанией, поставившей женщине окна, и теперь ему нужно следить, чтобы они работали исправно. Название компании — «Центральный оконный сервис» — внушило Наталье Юрьевне доверие. Позже выяснилось, что такой фирмы в системе СПАРК нет.

Пенсионерка заключила с компанией договор и к ней стали приходить мастера, которым регулярно пришлось платить деньги. При этом никаких квитанций не оформлялось.

Женщина почувствовала подвох, когда ей поменяли уплотнительную ленту на балконной двери за 38 тысяч рублей. Она узнала, что подобная процедура в нормальных фирмах обойдется в 150 рублей за метр вместе с работой. При этом деньги с Натальи Юрьевны пытались взять дважды. Уже после замены и оплаты позвонил мужчина и потребовал немедленно оплатить 38 тысяч за выполненную работу.

— Он сказал: «Мы вам балкон починили, а вы не заплатили до сих пор». Строго спрашивал: «Квитанция есть»? Я говорю: «Есть». Я же сразу наличными оплатила. И он отстал. Наверное, думал, у меня совсем памяти нет,- рассказала Наталья Юрьевна.

Станиславу из Омска довелось недолго поработать в подобной «фирме».

— Ломают оконные ручки, тяги поворотного механизма. Человек отвернулся — они отверткой их отгибают. Говорят: «Смотрите, у вас же окно падает». Показывают видео, как окно падает на ребенка, ребенок весь в крови. Пугают, что створка выпадет на улицу и кого-нибудь убьет или разобьет дорогую машину, и чтобы выплатить ущерб, придется продать квартиру. При мне такие сказки рассказывали и даже фотографии показывали,- рассказал он.

По его словам, устраиваются в такие фирмы часто и честные мастера, которые просто ищут работу.

— Я занимался ремонтом вентиляции, строительством. Нужна была подработка и я откликнулся на объявление. Два дня меня учили, как собирать-разбирать окна. После этого поехал с наставником к клиенту — бабушке. Он с нее взял за мелкий ремонт 60 тыс., хотя она три окна поставила за 40. Нормальный человек поначалу не понимает, в чем дело. Прайс я впервые увидел, только когда выехал на заказ,- сообщил Станислав.

Жертвы мошенников отмечают, что цены в сметах многократно завышены. Известен случай, когда аферисты взяли за «техобслуживание и замену уплотнителей четырех окон» 412 тысяч рублей. При этом даже установка новых окон обошлась бы не дороже 150 тысяч.

— Мошенники работают по базам, в которых помечается, кто доверчивый, кого можно подсадить на вот такое «абонентское обслуживание». Сегодня ему впарили ремонт окон, завтра — якобы бесплатную медицинскую диагностику. Одни и те же мошенники периодически меняют квалификацию. Лет 20 назад были пылесосы «Кирби» за сумасшедшие деньги. Когда люди поняли, что их надувают, те же предприниматели стали продавать женщинам косметические средства «Дешели». Это образ жизни некоторых бизнесменов,- рассказал Антон Недзвецкий, председатель правления Московского общества защиты потребителей.

«Сервисные» мошенники обслуживают не только окна. Они занимаются «абонентским обслуживанием» батарей, бытовой техники и систем пожаротушения.

Вернуть деньги оказывается практически невозможно даже через суд.

— Процессы тянутся месяцами, а такие фирмы работают недолго. Когда нарастает количество недовольных, фирма обнуляется, имущества у нее нет. А ее хозяева тем временем открывают новое юрлицо под другим названием,- отметил Антон Недзвецкий.

Недавно к Наталье Юрьевне нагрянули знакомые мастера и объявили о том, что её окна нужно подготовить к сильному похолоданию, назначив стоимость услуги в 150 тысяч рублей. Женщина отправилась в ближайшее отделение Сбербанка, чтобы снять со счета необходимую сумму.

— Я тогда запуталась совсем, 15 тыс. или 150. В сберкассе посмотрели смету — все-таки 150. Сотрудница расспросила меня обо всем и говорит, подумайте хорошенько, может, это мошенники. Не может быть такой цены, — рассказала пенсионерка. После слов сотрудницы банка, она поняла, какую огромную сумму чуть было не выбросила на ветер.

— Мы понимаем, что наши пожилые клиенты особенно уязвимы перед лицом мошенников, поэтому в начале 2022 года Сбербанк планирует запустить новый сервис «Близкие рядом», — рассказала директор дивизиона «Забота о клиентах» Елена Левина. — До исполнения операции банк направит ее на проверку помощнику — человеку, которого клиент выбрал заранее. Помощник не будет иметь доступа к счетам клиента, не узнает баланс и не сможет распоряжаться деньгами. Но и без его согласия перевод не случится.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Тема:  «Лиса и
муравей».

Ф.И.О учителя
:  Жусупова Г.М.

Предмет

Литературное
чтение

КГУ
СШ №6

Раздел
6

Традиции
и фольклор

Дата:
05.03.2021

ФИО
учителя:Жусупова Г.М

Класс:
2 «А»

Количество
присутствующих

Количество
отсутствующих

Тема
урока 67

Сказки
о животных. «Лиса и Муравей» (казахская народная сказка)

Цели
обучения на уроке

2.2.4.1 Понимать и определять жанровые
особенности сказки, рассказа (с помощью учителя).

2.1.2.1
Пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по
готовому плану/инсценирование.

Цели
урока

Все
учащиеся смогут:

Понимать
жанровые особенности сказки, рассказа с помощью учителя;

Воспроизвести
реплики главных героев в простых фразах.

Большинство
учащихся смогут
:

Определить,
чем сказки о животных отличаются от рассказа самостоятельно;

Инсценировать
произведение.

Некоторые
учащиеся смогут:

Предложить
критерии для определения жанров произведений;

Рекомендовать,
что нужно для постановки спектакля «Лиса и Муравей».

Критерии
успеха

Обучающийся


различает жанры литературного творчества (сказка, рассказ);


сравнивает сказку и рассказ;


инсценирует сказку («Лиса и Муравей» или «Лиса и Рак»).

Языковые
цели

Учащиеся
могут:

сравнить
сказку о животных и рассказ о животных;

инсценировать
сказку.

Ключевые
слова и фразы:

Вымысел,
реальные события, положительный и отрицательный герои, поступки, время.

Вопрос
для обсуждения:


Чем сказка о животных отличается от рассказа о животных?

Полезные
выражения для диалогов и письма:

Я
считаю …

Положительный
герой  — это … .

Отрицательный
герой – это … .

Вопросы
для обсуждения:


Чем
сказка отличается от рассказа?


Какими качествами характера обладает Лиса?


Какими качествами характера обладает Муравей?

— 
С кем можно сравнить этих животных?

Можете
ли вы сказать, почему в литературном творчестве различают сказки о животных и
рассказы о животных?

Привитие
ценностей

Способствовать
развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в
группах, парах, через содержание текстов.

Межпредметные
связи

Самопознание,
русский язык, познание мира.

Навыки
использования ИКТ

Использование
видеоресурса, слайдовая презентация.  

Предварительные
знания

На уроке
учащиеся будут продолжать совершенствовать навыки чтения и анализа текста,
навыки говорения через диалоговую речь, инсценирования.

Ход урока

Запланированные
этапы урока

Запланированная деятельность

Начало
урока

  1. Создание положительного
    эмоционального настроя.

Начинается
урок,

Он
пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь
все понять,

На уроке
отвечать.

  1. Отгадайте
    слово:

СRкRаRзRкRи.

Найдите лишнее: «Лиса и Журавль», «Кот,
петух и лиса», «Гуси-лебеди». Объясните, почему вы так считаете?

— К
какому виду сказок относятся произведения «Айога», «Каша из топора»?

— Какие виды сказок вы ещё знаете? Ответьте, составив кластер
«Сказки». (Г)

image002image003image003

Взаимопроверка. (ФО) «Светофор».

) – Отгадайте, ребята, загадки, и
узнаете, о ком пойдет речь в казахской народной сказке.

1.Посмотрите-ка какая,

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

2. В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

— Какова тема нашего урока?

— Какой из жанров произведений может проиллюстрировать
художник с помощью данных картин?

image004

 

                  
Сказка                                    Рассказ

(Появляется надпись.)

— Что
общего в рисунках?

— Можно
ли сказку о лисе заменить рассказом о ней? Почему? (Появляется на рисунке
знак «не равно».) Выставляются карточки «сказка о животных», «рассказ».

-Какова
цель нашего урока?

Верно,
мы узнаем, чем отличается сказка о животных от рассказа.

Середина
урока

Работа
по слайду.

(И,
П)
Чтение
отрывков из текстов. Проблемный вопрос:

Яна
и Ануар должны были подобрать произведения устного народного творчества.
Прочитай тексты.

-Кто
из них справился с заданием?

image005

Цель обучения: 2.2.4.1 Понимать и
определять жанровые особенности сказки, рассказа (с помощью учителя).

Уровень мыслительных навыков: знание и
понимание.

Критерии оценивания:

Обучающийся

— Различает жанры литературного
творчества (сказку,рассказ).


Соотносит жанры устного народного творчества с соответствующимипроизведениями.

Задание 1. Прочитайте два
текста. Ответьте на вопросы. («+/-»)

Вопросы

Первый текст

Второй текст

1.      В
тексте говорится только о лисе?

2.     
Вымышленные
ли это события?

3.     
Много
героев в тексте?

4.     
Много
событий в тексте?

5.     
Время
в тексте ограниченно?

Дескрипторы:

определяет
главного героя в тексте;

— определяет наличие вымышленных
событий;

— определяет количество героев в тексте;

— определяет количество эпизодов в
тексте;

— определяет временной интервал событий.

Задание 2.

Прочитай тексты. Ответьте на вопросы:

1.      О ком
говорится в первом и во второмтекстах? ___________­­­­­­­­­­­­­­_______________________________

2.      Чем они
похожи? _____________________________________­­­­_____

3.      Чемотличаются?
__________________________________________

Определите
жанрытекстов.

Текст 1 — это______________________.

Текст 2 — это_______________________.

Дескрипторы:

указывает, о ком
говорится в первом тексте;

— указывает, о ком говорится во втором
тексте;

— объясняет, чем похожи первый и второй
тексты;

— объясняет, чем отличаются первый и
второй тексты;

— определяет жанр первого и второго
текстов.

Задание 3.

Прочитай тексты. Сравните первый и
второй тексты, используя диаграмму Венна.

image006

 

Дескрипторы:

— указывает отличие первого текста;

— указывает отличие второго текста;

— указывает сходство первого и второго
текстов.

(К)
Прогнозирование.

Организуется
беседа с выслушиванием мнения учеников, о чем будет сказка, изучаемая на
уроке. («Корзина идей»)

— Предположите, о чём пойдёт речь в сказке «Лиса и
Муравей»?

Ознакомление
с текстом произведения.

(К) А) Чтение сказки учителем с остановками
с.52-53.

— Как вы думаете, кто победит?

— Оправдались ли ваши предположения?

Б) Проверка восприятия:

— Понравилась ли вам сказка?

— Какой изображена Лиса в сказке? А Муравей?

— На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

Прослушивание
сказки и сравнение предположений с содержанием. (ФО)«Большой палец».

(И,
Г) Чтение сказки. Анализ произведения.

Чтение
сказки с пометками.

Метод
пометок: 1 группа 0 – ключевые слова, доказывающие, что сказка о животных; 2
группа V — новые слова; 3 группа + — что понравилось, порадовало; 4 группа –
что огорчило.

(ФО)
«Светофор»

Работа
в тетради. Задание 2. (с. 60)


Распределите слова так, чтобы можно было увидеть сходства и различия Лисы и
Муравья.

1.Как
эти качества проявлялись в их поступках?

2.Оцени
поступки персонажей сказки.

3.
С кем можно сравнить этих животных?

Физминутка. «Лиса»

Утром
лисонька проснулась,

Лапкой
вправо потянулась,

Лапкой
влево потянулась,

Солнцу
нежно улыбнулась,

В
кулачок все пальцы сжала,

Растирать
все лапки стала

–Лапки,
ножки и бока.

Вот
какая красота!

А
потом ладошкой

Пошлепала
немножко.

Ну,
красавица – лиса!

До чего же
хороша!

(Г)
Развитие речи.

Учитель
предлагает учащимся выбрать пословицу, которую можно соотнести с основной
мыслью нашей сказки.

  1. Кто сегодня
    обманет, тому завтра не поверят.
  2. Как ни
    хитри, а все выйдет наружу.
  3. Не рой
    другому яму, сам в нее попадешь.
  4. Друг денег
    дороже.


Объясните ваш выбор. (ФО)(«Большой палец»)

(И, П) Тест по содержанию сказки. «Верно/неверно»

Учащимся предлагается отметить знаком «+» верное

утверждение
(ПРАВДА), а знаком «-» — неверное утверждение (ЛОЖЬ). Рабочая тетрадь

 -Ребята,
в нашей жизни у разных народов есть сказки, которые по сюжету очень сходны.
Такой сказкой является русская народная сказка «Лиса и Рак».

(Г) Инсценирование сказки «Лиса и муравей».

1 группа – инсценирование сказки «Лиса и Рак». Предварительно
прочитывают на сайте, устанавливают последовательность по схеме.

image007

 

2 группа – инсценирование сказки «Лиса и Муравей».

3 группа – составить рекомендации к постановке сказки «Лиса и
Муравей». (Выбор действующих лиц, обсудить интонацию исполнения ролей, как
она связана с поступками героев, подбор костюмов.)

(ФО) «Аплодисменты».

Вывод:
В
сказках о животных главные герои – животные. Животные разговаривают, похожи
на людей качествами характера.

Конец
урока

Итог
урока. Рефлексия.


Чему научила сказка «Лиса и муравей»?


Достигли мы цели урока?

Лист
самооценивания

Фамилия,
имя

Я –
очень активный!

Я
старался!

http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=5d6403d898045f3ba85ee7f9e08f59a5-61-144&n=21

Я
делал,

но не старался.

http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=de979732f33add6c4e5413dc1309f185-94-144&n=21

Я не
сделал.

Я не
приложил усилий.

http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=f6b39ccbddefc4d451c77f7226cd31aa-93-144&n=21

(ФО)
Продолжи,
пожалуйста фразу:

 «Сегодня
я узнал (понял) …»

Домашнее
задание
:
чтение сказки по ролям,

продолжить
работу над сказкой в «Читательском дневнике».

  • Сказки дядюшки римуса джоэль чандлер харрис книга
  • Сказки добролесья канал союз
  • Сказки для шести лет
  • Сказки домика на дереве
  • Сказки для шестилетних детей