Сказки донских казаков для детей

Автор: пермякова елена сергеевна организация: мбдоу дс42 дюймовочка населенный пункт: ростовская область, г. белая калитва вид проекта: исследовательский, творческий. участники

Автор: Пермякова Елена Сергеевна

Организация: МБДОУ ДС№42 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Белая Калитва

Вид проекта: Исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, физрук.

Предмет исследования: П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Объект исследования: жизнь, поведение и поступки героев донских сказок, особенности их речи.

Продолжительность: долгосрочный июнь-август 2021 г.

Гипотеза: донские сказки характеризуются совокупностью творчества народов, проживающих на Дону. Знакомство дошкольников со сказками и сказаниями народов Дона окажет положительное влияние на формирование у них бережного отношения традициям народов Донского края.

Актуальность исследования.

Актуальность данного проекта, по нашему мнению, состоит в поиске общих нравственных и моральных ценностей. Мы все разные, но мы живем по общим законам добра, справедливости и любви. Прочтение и обсуждение сказок и сказаний народов, проживающих на Дону, поступков их героев, обычаев и жизненного уклада, мы надеемся, даст новый толчок для творческой деятельности детей. Именно знания сказок Донского края дает возможность дошкольникам глубже понимать культуру народов, проживающих на Дону, и формируют основу национального самосознания.

Проблема:

Детство – возраст становления, развития, воспитания и учения. Опоздаешь – не догонишь. Как понять, каким ребенок может и должен стать? Важно кого он выбирает за образец, по каким принципам будет жить, кому подражать и в этом нам помогают сказки.

Они позволяют ребенку впервые, сопереживая героям, испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Мы – мы потомки славного и свободолюбивого народа – казачества, в котором переплелись и соединились традиции и мудрость народов, которые пришли на Дон в поисках свободы и вольной жизни. У них свои сказки, сюжетом они чем-то похожи, но ни одна из них не теряет своей самобытности и оригинальности.

Цель проекта: разработка системы работы по формированию у дошкольников основ по формированию у дошкольников основ национального самосознания, любви к Донскому краю через ознакомление их с культурой и устным творчеством народов Донского края.

Задачи:

Образовательные:

— формировать у дошкольников элементарные представления о народах, проживающих в Донском крае, их традициях, обычаях, культуре, устном народном творчестве;

— знакомить со сказками и сказаниями народов Донского края, их традициями и культурой.

Воспитательные:

— воспитывать уважение к национальным традициям народов, толерантность к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

— формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения, развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекать их в словотворчество.

Ход исследования:

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом проводилась в 3 этапа. На первом, подготовительном этапе, был разработан план проекта, подобраны сказки и сказания для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей.

Второй, практический этап работы с дошкольниками начали с чтения и знакомства детей со сказками и сказаниями народов Дона, накапливая знания различных сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая и анализируя сюжеты, мы знакомили детей с духовными и историческими ценностями народов Донского края. Полученные знания закреплялись в художественно-творческой деятельности: детские рисунки, аппликации, скульптурные композиции; в речевом развитии: дидактические игры, пересказ сказок с использованием мнемотехники, драматизации сказок; физическом развитии: подвижных играх и развлечениях.

На третьем этапе подготовили и показали сказки : «Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице», «Доброе сердце дороже красоты.

I Этап ( подготовительный).

  1. Подборка сказок и сказаний народов Дона.
  2. Создание предметно-развивающей среды в группе.

II Этап ( Практический).

Познавательное развитие:

  1. Беседы с детьми о национальных традициях, образе жизни, историческом прошлом жителей Дона.
  2. Анализ прочитанных сказок, поиск общего в сказках донского народа (победа добра над злом, характерные черты героев: смелость, наблюдательность, ум, желание помочь слабым, стойкость в борьбе с ложью и злом, трудолюбие и т.д).
  3. Дидактические игры:

– «Оденем куклу в казачий костюм»»;

— «Определи сказку по цитате»;

— «Сказки-загадки»;

— «К какой сказке эта иллюстрация?»

— «Собери сказку» (разрезные картинки)

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— рисование: «Казак и казачка», «Серая волчица», «Храбрая Светланка», «Чудо-чудище заморское», «Петрусь»;

— изготовление декораций к сказкам;

— лепка «Мой любимый герой из «Сказок Тихого Дона»»;

— конструирование из мятой бумаги «Сказочные герои»;

— песни Донского края;

  1. Развитие речи:
  2. Чтение книги П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

— рассказывание сказок при помощи мнемотаблиц;

— составление мнемотаблиц к сказкам вместе с детьми;

  1. Физическое развитие: подвижные игры («Скачки», «Ловкий казак»), спортивное развлечение «Как у нас было на Дону».

III Этап ( Итоговый).

  1. Оформление книжек-малышек с иллюстрациями (рисунками детей), с использованием полученных знаний в ходе проектной деятельности.
  2. Драматизация сказок «Доброе сердце дороже красоты» и «Сказки о чуде-чудище заморском, храброй девице Светланке и серой волчице».

Выводы:

В результате проведения исследований мы пришли к следующим выводам:

  1. Знакомство со сказками и сказаниями народов Донского края помогло воспитанию у дошкольников уважения к национальным традициям народов Донской земли, к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма.
  2. Воспитанники приобрели навыки и умения работы со сказками, умение рассуждать, делать умозаключения, сочинять сказки, проявляя фантазию и воображение.

Информационные источники:

  1. П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Ростов-на-Дону, 1969 г.;
  2. Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошниченко Л.В. «Дошкольникам о донском казачьем крае»;
  3. Р.М. Чумичева, О.А. Ведмедь «Доноведение для дошкольников»;
  4. Астапенко Г. «Обряды и праздники донских казаков» 2002 г.

Приложения:

  1. file0.doc.. 58,5 КБ

Опубликовано: 01.12.2021

Советы библиотекаря. С малышами отправляемся в гости к Петсону и Финдусу, а с подростками перечитываем книги Джоан Роулинг.

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах для детей, которые можно с удовольствием читать всей семьей. Заведующий Первой детской казачьей библиотекой № 128 — Культурным центром М.А. Шолохова Антон Бредихин выбрал шесть книг, среди которых есть и классика отечественной литературы, и книги современных зарубежных писателей.

Антон Бредихин

Малышам

Книги о Петсоне и Финдусе Свена Нурдквиста

Скандинавские сказки уже очень давно занимают особенное место в детской литературе. В нашей стране ими зачитывались дети и до революции, и в советское время; интерес к ним не ослабевает и сегодня, когда к признанным классикам детской литературы из стран Северной Европы добавляются новые имена. Сельма Лагерлеф, Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Туве Янссон знакомы каждому. В этот достойный ряд хотелось бы добавить современного шведского писателя Свена Нурдквиста.

Его серия книг про старика Петсона и котенка Финдуса погружает маленьких читателей в мир захолустной деревушки, полной добрых, веселых и чудаковатых жителей. Петсон трудится над своими изобретениями, а озорной Финдус постоянно попадает в переделки. Их окружают взволнованные белые куры, постоянно что-то обсуждающие. Интригу во многих историях держат загадочные существа — мюклы, из-за которых все время что-то пропадает в доме. Думаю, вы проведете не один прекрасный вечер со своим малышом, смеясь над приключениями героев и рассматривая прекрасные иллюстрации — их, кстати, создал сам Нурдквист.

«Приключения черноморского дельфиненка» Сергея Левина

Маленьким читателям будет интересно прочитать и сборник добрых и познавательных сказок современного писателя Сергея Левина. Все сказки, собранные в книге, посвящены самым умным и обаятельным морским обитателям — дельфинам.

Главный герой — дельфиненок Антоха. Любознательный малыш встречается с самыми разными жителями подводного мира, путешествует вдоль берега Черного моря и даже заводит дружбу с людьми.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Ребятам постарше

Сборник «Казачьи сказки» Андрея Белянина

Андрей Белянин — современный писатель-фантаст. Он легко, красочно, с тонким юмором раскрывает исторические сюжеты, явления и эпохи: походы янычар на Русь, казачью вольницу, царские времена. Одна из самых интересных в сборнике — сказка «Как черт с казаком в шахматы играл», полная традиционных обрядов, стародавних мифов.

В нашей библиотеке и, насколько мне известно, в соседней, 115-й, книги Белянина в прямом смысле слова зачитаны до дыр. Недавно писатель был у нас в гостях. Среди гостей были учащиеся казачьих кадетских классов из школы № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина. Встреча была очень интересной, говорили много и о разном, в том числе, конечно, и о «Казачьих сказках».

Кстати, похожим образом называется один из проектов нашей библиотеки. «В гостях у казачьей сказки» — это серия видеороликов, в которых сотрудники библиотеки читают старинные сказки донских казаков. Эти видео мы публикуем на страницах библиотеки в социальных сетях.

«Коты-воители» Эрин Хантер

Под псевдонимом Эрин Хантер скрывается целый коллектив — писательницы Кейт Кэри, Черит Болдри, Тай Сазерленд, Виктории Холмс и другие авторы, позже примкнувшие к ним. А под названием «Коты-воители» — целая серия романов о жизни и приключениях нескольких племен диких котов, которые воюют между собой. Романы объединены в восемь циклов, каждый из которых посвящен разным поколениям котов, — книг несметное количество. Первый роман цикла был опубликован в Великобритании и переведен на русский язык в 2003 году, новые книги продолжают выходить и по сей день.

«Коты-воители» — это очень увлекательное чтение. Оторваться от приключений героев очень сложно. Но важно в этих книгах другое — они рассказывают юным читателям о важности дружбы и умения справляться с трудностями, а также о том, как важно оставаться собой в самых сложных обстоятельствах.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг

Первая книга про мальчика со шрамом на лбу, который чудесным образом попадает в школу чародейства и волшебства, вышла в 2001 году. Поттеромания, захватившая страну еще во время моей учебы в школе, и сегодня держит в своем плену не только читателей, но и сотрудников библиотеки. На рабочем столе у нас стоит большой красный Гарри Поттер — копилка. Этот наш библиотечный Гарри даже стал главным героем мастер-класса по видеосъемкам. Есть у нас и своя тайная комната — подвал, то есть книгохранилище. А все книги Джоан Роулинг, аккуратно подклеенные, редко стоят на полках — почти всегда они на руках у читателей.

И я их понимаю: окунуться в таинственную атмосферу школы Хогвартс — очень приятно. Особенно сумрачным прохладным осенним вечером. Почему бы не перечитать все семь книг, начиная с первой, вместе со своим подростком? Уверен, это чтение вас очень сблизит.

«Жеребенок» Михаила Шолохова

Будучи заведующим библиотеки, которая носит имя нобелевского лауреата М.А. Шолохова, не могу не порекомендовать его произведение. Это будет рассказ «Жеребенок», написанный в 1926 году. Критики называли его предтечей «Тихого Дона», потому старшеклассникам будет полезно ознакомиться с этим произведением.

Рассказ посвящен одному из самых трагических событий истории России в ХХ веке — Гражданской войне. В это страшное время в одном из красноармейских эскадронов на Дону появляется на свет жеребенок. Главный герой, солдат Трофим, получает приказ уничтожить животное, непригодное для боевых действий. Жалость к живому существу заставляет Трофима ослушаться. Боец сохраняет жизнь жеребенку, но, в очередной раз спасая его, расплачивается за это собственной жизнью.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииПрезентация » История донского казачества» для детей подготовительной к школе группе.

«История ДОНского Казачества»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «История ДОНского Казачества»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательн

    Описание слайда:

    «История ДОНского Казачества»
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    Детский сад «Тополек»
    2021г.
    Тарасова Татьяна Юрьевна

  • 2 слайд

    Дон (в переводе с аланского это слово значило «Вода», «Река»). Но, прежде че

    Описание слайда:

    Дон (в переводе с аланского это слово значило «Вода», «Река»).
    Но, прежде чем наша река стала называться «Дон», называлась она красивым словом «Танаис».
    Были и другие названия – «Син», «Бузан», «Тан».

  • 3 слайд

    Путешественники называли Дон святым, потому что река богата рыбой и обтекает

    Описание слайда:

    Путешественники называли Дон святым, потому что река богата рыбой и обтекает самые плодородные земли.
    Казаки же называли Дон тихим, славным, батюшкой, Доном Ивановичем, кормильцем. Почему Ивановичем, да потому что считалось, что река вытекает из Иван – озера.

  • 4 слайд

    Когда-то , очень давно, жили на той земле, которую мы сейчас называем своей м

    Описание слайда:

    Когда-то , очень давно, жили на той земле, которую мы сейчас называем своей малой  Родиной, наши далёкие предки.

    Много кочевых народов пытались обосноваться на берегах Дона, прежде чем на Дону утвердилось казачество. Начиналось всё с нескольких десятков поселений. Первыми казаками были крестьяне, бежавшие из Руси, чтобы освободиться из крепостной неволи.

  • 5 слайд

    Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам (посёлкам). Занимались зе

    Описание слайда:

    Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам (посёлкам). Занимались земледелием и скотоводством.

  • 6 слайд

    Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались

    Описание слайда:

    Про казаков говорили, что
    они рождались в седле. Во
    все времена они считались
    великолепными
    наездниками.
    Военные специалисты
    оценивали казачью
    конницу как лучшую в
    мире легкую кавалерию.

  • 7 слайд

    Мужской костюм донских казаковПод чекмень надевали рубаху. Сорочка у казака в

    Описание слайда:

    Мужской костюм донских казаков
    Под чекмень надевали рубаху. Сорочка у казака всегда из пёстрой бумажной ткани с прямым воротом. В низовых станицах нередки белые сорочки или манишки с белым воротником и рукавчиками. Одежда шилась из покупного полотна.
    КАЗАКА ВСЕГДА ВИДНО БЫЛО ИЗДАЛЕКА.
    Так выглядит старинная одежда казака и казачки
    Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.

  • 8 слайд

    Головной убор донских казаковГоловной убор занимает особое место в комплекте

    Описание слайда:

    Головной убор донских казаков
    Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и были овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы.

    Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо – казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

  • 9 слайд

    Обувь казаковДонские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали лаптей.

    Описание слайда:

    Обувь казаков
    Донские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали лаптей.

  • 10 слайд

    Костюм донских казачекКостюм донских казачек был закрытый, накладной, расшиты

    Описание слайда:

    Костюм донских казачек
    Костюм донских казачек был закрытый, накладной, расшитый и богатый. Костюмы шили из льняных, шёлковых, хлопчатобумажных тканей однотонных и набивных, с богатой вышивкой золотыми и серебряными нитями. Все ткани были привозными. Наибольшее распространение получил комплект женского костюма с кубелеком, в котором видно влияние Востока.

  • 11 слайд

    Костюм казачкиЕжедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из льня

    Описание слайда:

    Костюм казачки
    Ежедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из льняных, хлопчатобумажных тканей.
    Кофта, либо кофта с баской.
    Пышная юбка, присобранная у талии.
    Завеска (фартук).
    Платок.

  • 12 слайд

    Жилище казаков называлось «Казачий курень». Слово «курень» происходит от мо

    Описание слайда:

    Жилище казаков называлось «Казачий курень».
    Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. Расположение комнат в таком доме шло по кругу. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону – галерее.

  • 13 слайд

    С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнат

    Описание слайда:

    С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнатный курень, или круглый дом, получивший самое широкое распространение.

  • 14 слайд

    Внутреннее убранство куреня

    Описание слайда:

    Внутреннее убранство куреня

  • 15 слайд

    В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной б

    Описание слайда:

    В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. Между иконами висели засушенные травы и украшения из цветной бумаги и колосьев. В углу стоял стол, накрытый скатертью. Вдоль стен располагались лавки ( у зажиточных казаков еще и стулья).

  • 16 слайд

    Все стены залы были увешены оружием и сбруей. В этой комнате стоял постав – ш

    Описание слайда:

    Все стены залы были увешены оружием и сбруей. В этой комнате стоял постав – шкаф для «гостевой» посуды со стеклянными дверцами. В центре зала всегда стоял стол. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки.

  • 17 слайд

    В спальне (домушке) стояла большая кровать с горой перин и подушек из придано

    Описание слайда:

    В спальне (домушке) стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку. В правом углу спальни стоял сундук, покрытый лоскутной постилкой. В немхозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.

  • 18 слайд

    Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне(стряпной). В кухне, кроме печи для х

    Описание слайда:

    Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне(стряпной). В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. Из кухни имелся выход в галерею.

  • 19 слайд

    В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял с

    Описание слайда:

    В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья. Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки донских казаков для детей

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сказки донских казаков для детей

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Сказки донских казаков для детей

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми, как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников. «STEM-образование в ДОУ пять шагов от игры к науке»

  • Утренняя гимнастика в средней группе на декабрь

  • «Роль сказки в развитие воображения у дошкольников»

  • 2 младшая группа конспект по художественной литературе а тему «чтение Ушинского «Утенок»

  • Развитие речи — Волшебная шкатулка

  • 2 младшая конспект по художественной литературе на тему « Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

  • 2 младшая конспект по художественной литературе на тему «Чтение Ю. Тувима «Овощи»»

  • 2 младшая конспект по художественной литературе на тему «Заучивание стихотворения «Мой мишка» З. Александрова.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457535 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

МБДОУ детский сад № 56

Сценарий развлечения

«Покровские посиделки»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Сказки донских казаков для детей

г. Новочеркасск, 2021г.

Цель:

 Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций. Расширение представлений о традициях православной России.

Приобщение детей к истокам народной культуры и традициям Донских казаков, знакомя их с особенностями проведения осенних праздников и обрядов.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, частушки, песни).

Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развивающие:

Продолжать знакомство с основным православным праздником — Покрова Пресвятой Богородицы.

Способствовать развитию коммуникативных качеств, воображения и творческих способностей детей

Воспитательные:

Воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, чувство уважения к народной культуре.

Воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.

Предварительная работа:

Беседа о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Разучивание песен, хороводов, стихотворений, игр.

Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.

Предполагаемый результат

В ходе совместной деятельности у детей расширятся представления о традициях православной России, о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

Дети будут проявлять интерес и уважение к своим национальным истокам, к народному фольклору,

Праздник проводится в музыкальном зале, оформленномв виде русской избы (казачий курень) (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка).Дети одеты в казачьи костюмы.

Под мелодию песню «Хороша наша станица» в зал входят дети.

1 Слайд

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть Вас!

Пригласила я вас на праздник, праздник большой, праздник радостный. На Руси издавна есть обычай, встречать гостей хлебом да солью.

Хозяюшка: Каравай и соль подносим

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(каждый отламывает кусочек каравая, благодарят за угощение)

Проходите, не стесняйтесь.

Будем сегодня хлеб-соль кушать,

Умные речи слушать,

Частушки петь и душой молодеть.

(дети рассаживаются по местам)

2 Слайд

Хозяюшка:Вот так чудо — чудеса!

Пожелтели все леса.

Время сказочных даров!

Будем праздновать Покров.

Входит казачок.

Здорова дневали, казаки и казачки. У меня для тебя, хозяюшка, письмо о нашего атамана.

Читают письмо

«Братья казаки, низко кланяюсь вам. Слухайте, станичники, ноне праздник! Приказываю: играть, плясать, да батюшку Тихий Дон прославлять»

Хозяюшка:Ну что ж, дорогие гости, указа атамана надо выполнять. Да и ты, казачок, оставайся с нами,

Хозяюшка:Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный — «Покровские посиделки».

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, гости дорогие, что это за праздник такой?

(ответы детей)

3 Слайд

Хозяюшка:Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечали на Руси 14 октября, когда заканчивались полевые работы, приближалась зима. Вспоминают в этот день, как заступилась Богоматерь за осажденный врагами город Константинополь. Закрыла его своим покровом, не дала в обиду, защитила от злых людей. Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

4 Слайд

Хозяюшка:И отмечают его на Руси с XII века. Справляют щедро, раздольно, весело. Праздник Покрова был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому дню должен быть убран весь урожай, считали на селе: “На Покров последний сбор плодов”. Считалось, что с Покрова начинается “первое зазимье”. В этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близость зимних холодов. «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима. С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке. Покровское гуляние — последнее игрище в году.

5 Слайд

Хозяюшка:На завалинках в светёлке иль на брёвнышках каких, собирали посиделки пожилых и молодых! Говорили, песни пели и водили хоровод. Скучно жить без посиделок, их нам надо возродить!

Предлагаю вам сегодня устроить свои посиделки.

Дорогих гостей

Ждет множество затей:

В игры можно поиграть,

Силу, ловкость показать,

Есть такая одна поговорка — «Весело Покров проведешь, друга найдешь». Вот кто силу да ловкость покажет, тот и другом будет. И предлагаю вместе вспомнить и поиграть в те игры, которые пользовались большим успехом в этот день.

6 Слайд

Игра «Коробейники» (2-3 раза)

(Участники берут в руки яркие поднос (лотки), на которых разложены, расставлены игрушки (6-8). Нужно пробежать по залу круг и вернуться к линии старта, не уронив ни одной игрушки. Если уронил, нужно остановиться поднять игрушку и бежать дальше. Кто не уронил получает сладкий приз)

Хозяюшка:А сейчас проверим ловкость наших дорогих гостей.

Начинается эстафета с коромыслом

7 Слайд

Эстафета с коромыслом

Девочки делятся на две команды. У первых игроков коромысла с ведрами. Нужно добежать до корзинки с мячиками, положить в ведра, и на коромыслах перенести в другую корзинку. Чья команда быстрее перенесет мячики, та и победила.

8 Слайд

Хозяюшка: Была еще одна забава на покровских посиделках – скороговорки, да такие, что и не выговоришь!

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу – молчать!

Слушайте, запоминайте, да складно, быстро повторяйте! 

Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

— Шашки на столе, шишки на сосне.

— До поры остры топоры., топоры остры до поры.

— Встал Архип, петух охрип. 
— У репки да редьки корень крепкий.

За дверью слышится музыка, игра на музыкальных инструментах.

Хозяюшка: Это кто еще к нам пожаловал?

В зал входят продавцы музыкальных инструментов

1 Продавец: Здорова ночевали, почтенные казаки и казачки! … Пришли мы нонче к вам товар свой показать и с праздником вас поздравить!

2 Продавец:

У нас товару

Видимо-невидимо.

Подходите, посмотрите

Да что-нибудь возьмите

Дети: А сколько стоит музыкальный инструмент?

1 Продавец: Трошки – одну загадку. Отгадаешь – получишь инструмент! Любо?

Дети: Любо

2 Продавец:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок — звонкий.

9 Слайд

(Ответ: балалайка) появляется изображение и звучит музыка

1 Продавец:

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается.

Как называется?

10 Слайд

(Ответ: дудочка) появляется изображение и звучит музыка

2 Продавец:

Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят.

11 Слайд

(Ответ: ложки) появляется изображение и звучит музыка

Хозяюшка:Предлагаю нашим казачатам сыграть веселую плясовую, да порадовать честной народ.

Народный оркестр

(ложки, трещотки и т.д.)

Хозяюшка: Да, умел народ трудиться – умел и веселиться! Ведь Покров — начало посиделок, где молодежь и дети играми тешились и шутками отличались, да еще и хороводы водили. А ну-ка, народ, становись в хоровод!

Девицы да парни, некогда скучать –

Давайте вместе, дружно пляску веселую плясать!

12 Слайд

Песня — хоровод «Эх, донские казаки»

Хозяюшка: Как мы уже говорили, в этот праздник девушки присматривали себе парней, поэтому было много игр на образование пар. И одной из таких игр была игра «Летели две птички»

Игра «Летели две птички»

(Связываются верёвочки голубая и розовая.

Ведущий зажимает веревочки за узлы в кулак.

Ребята выбирают себе верёвочку:

мальчики – голубую, девочки – розовую.

Ведущий читает слова, а дети выполняют движения.

Летели две птички

Птички — невелички. (идут по кругу)

Сели – посидели (приседают)

Снялись – полетели… (идут по кругу)

Стали расставаться (ведущий отпускает верёвочки, ребята распределяются в пары)

Семь раз обниматься (обнимаются)

Хозяюшка: Вот у нас образовались пары, а продолжим наше веселье самой любимой игрой «Ручеек».

Игра «Ручеек»

(Под музыку пары встают друг за другом и делают воротца. Затем ведущий проходит через воротца и выбирает одного участника. Свободный участник повторяет действия ведущего и т.д.)

Хозяюшка:От души повеселились, пора и вкусного чая отведать. Я думаю, что каждый из вас знает, как приготовить вкусный чай. Что для этого надо? (ответы детей)

Хозяюшка:Все верно! Предлагаю отдохнуть, чай попить, сил набраться да песни послушать (Все проходят к столу).

13 Слайд

Воспитатель: Дорогая хозяюшка, пока вы наливаете ароматный чай, предлагаем Вам послушать частушки, которые наши ребята поют.

1. На столе стоит пирог,

Булочки и сушки.

Пропоем мы Вам сейчас,

«Чайные» частушки

2. Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен,

Чайник дома неспроста.

3. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

4. Подавайте чашку чая,

Ведь люблю я сладкий чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.

Чаепитие продолжается

Хозяюшка: Ой, а погадать-то забыли! Ведь на Покров всегда гадают. Ну-ка, девицы-красавицы, желающие погадать, судьбу свою испытать, милости просим. Зовём подруг, зовём гостей, да погадаем поскорей.

(приглашаются пять девочек)

Гадание.

Выносят поднос с хлебом, солью, книгой, зеркалом, совком. Гадающей завязывают глаза, крутят несколько раз вокруг себя и предлагают взять первый попавшийся предмет со стола.

Достался совок – жених будет трудолюбивый.

А зеркало взяла – модник жених будет.

Соль – вредный жених.

Книга – ученый жених.

Хлеб – богатый жених.

14 Слайд

Хозяюшка:

Наши посиделки и заканчиваются: – Пора и честь знать!

          Я вас с Покровом, друзья, поздравляю.

        Счастья, здоровья, любви вам желаю.

         Пусть Богородица всех вас спасает,

         Покровом Святым от невзгод защищает!

        Пусть в вашем доме всё будет спокойно.

         Живите легко вы, красиво, достойно!

Ещё раз с праздников Вас дорогие гости, дети,

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Мир вам и вашему дому!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476195-scenarij-razvlechenija-dlja-detej-starshego-d

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах для детей, которые можно с удовольствием читать всей семьей. Заведующий Первой детской казачьей библиотекой № 128 — Культурным центром М.А. Шолохова Антон Бредихин выбрал шесть книг, среди которых есть и классика отечественной литературы, и книги современных зарубежных писателей.

Антон Бредихин

Малышам

Книги о Петсоне и Финдусе Свена Нурдквиста

Скандинавские сказки уже очень давно занимают особенное место в детской литературе. В нашей стране ими зачитывались дети и до революции, и в советское время; интерес к ним не ослабевает и сегодня, когда к признанным классикам детской литературы из стран Северной Европы добавляются новые имена. Сельма Лагерлеф, Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Туве Янссон знакомы каждому. В этот достойный ряд хотелось бы добавить современного шведского писателя Свена Нурдквиста.

Его серия книг про старика Петсона и котенка Финдуса погружает маленьких читателей в мир захолустной деревушки, полной добрых, веселых и чудаковатых жителей. Петсон трудится над своими изобретениями, а озорной Финдус постоянно попадает в переделки. Их окружают взволнованные белые куры, постоянно что-то обсуждающие. Интригу во многих историях держат загадочные существа — мюклы, из-за которых все время что-то пропадает в доме. Думаю, вы проведете не один прекрасный вечер со своим малышом, смеясь над приключениями героев и рассматривая прекрасные иллюстрации — их, кстати, создал сам Нурдквист.

«Приключения черноморского дельфиненка» Сергея Левина

Маленьким читателям будет интересно прочитать и сборник добрых и познавательных сказок современного писателя Сергея Левина. Все сказки, собранные в книге, посвящены самым умным и обаятельным морским обитателям — дельфинам.

Главный герой — дельфиненок Антоха. Любознательный малыш встречается с самыми разными жителями подводного мира, путешествует вдоль берега Черного моря и даже заводит дружбу с людьми.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Ребятам постарше

Сборник «Казачьи сказки» Андрея Белянина

Андрей Белянин — современный писатель-фантаст. Он легко, красочно, с тонким юмором раскрывает исторические сюжеты, явления и эпохи: походы янычар на Русь, казачью вольницу, царские времена. Одна из самых интересных в сборнике — сказка «Как черт с казаком в шахматы играл», полная традиционных обрядов, стародавних мифов.

В нашей библиотеке и, насколько мне известно, в соседней, 115-й, книги Белянина в прямом смысле слова зачитаны до дыр. Недавно писатель был у нас в гостях. Среди гостей были учащиеся казачьих кадетских классов из школы № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина. Встреча была очень интересной, говорили много и о разном, в том числе, конечно, и о «Казачьих сказках».

Кстати, похожим образом называется один из проектов нашей библиотеки. «В гостях у казачьей сказки» — это серия видеороликов, в которых сотрудники библиотеки читают старинные сказки донских казаков. Эти видео мы публикуем на страницах библиотеки в социальных сетях.

«Коты-воители» Эрин Хантер

Под псевдонимом Эрин Хантер скрывается целый коллектив — писательницы Кейт Кэри, Черит Болдри, Тай Сазерленд, Виктории Холмс и другие авторы, позже примкнувшие к ним. А под названием «Коты-воители» — целая серия романов о жизни и приключениях нескольких племен диких котов, которые воюют между собой. Романы объединены в восемь циклов, каждый из которых посвящен разным поколениям котов, — книг несметное количество. Первый роман цикла был опубликован в Великобритании и переведен на русский язык в 2003 году, новые книги продолжают выходить и по сей день.

«Коты-воители» — это очень увлекательное чтение. Оторваться от приключений героев очень сложно. Но важно в этих книгах другое — они рассказывают юным читателям о важности дружбы и умения справляться с трудностями, а также о том, как важно оставаться собой в самых сложных обстоятельствах.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг

Первая книга про мальчика со шрамом на лбу, который чудесным образом попадает в школу чародейства и волшебства, вышла в 2001 году. Поттеромания, захватившая страну еще во время моей учебы в школе, и сегодня держит в своем плену не только читателей, но и сотрудников библиотеки. На рабочем столе у нас стоит большой красный Гарри Поттер — копилка. Этот наш библиотечный Гарри даже стал главным героем мастер-класса по видеосъемкам. Есть у нас и своя тайная комната — подвал, то есть книгохранилище. А все книги Джоан Роулинг, аккуратно подклеенные, редко стоят на полках — почти всегда они на руках у читателей.

И я их понимаю: окунуться в таинственную атмосферу школы Хогвартс — очень приятно. Особенно сумрачным прохладным осенним вечером. Почему бы не перечитать все семь книг, начиная с первой, вместе со своим подростком? Уверен, это чтение вас очень сблизит.

«Жеребенок» Михаила Шолохова

Будучи заведующим библиотеки, которая носит имя нобелевского лауреата М.А. Шолохова, не могу не порекомендовать его произведение. Это будет рассказ «Жеребенок», написанный в 1926 году. Критики называли его предтечей «Тихого Дона», потому старшеклассникам будет полезно ознакомиться с этим произведением.

Рассказ посвящен одному из самых трагических событий истории России в ХХ веке — Гражданской войне. В это страшное время в одном из красноармейских эскадронов на Дону появляется на свет жеребенок. Главный герой, солдат Трофим, получает приказ уничтожить животное, непригодное для боевых действий. Жалость к живому существу заставляет Трофима ослушаться. Боец сохраняет жизнь жеребенку, но, в очередной раз спасая его, расплачивается за это собственной жизнью.

  • Сказки дядюшки римуса джоэль чандлер харрис книга
  • Сказки добролесья канал союз
  • Сказки для шести лет
  • Сказки домика на дереве
  • Сказки для шестилетних детей