Сказки добытые из под земли

С детьми старшей группы сказки, добытые из-под земли воспитатель: постникова елена юрьевнацель: формировать у детей интерес к знаниям о родном

с детьми старшей группы  «Сказки, добытые из-под земли»

                                               воспитатель: Постникова Елена Юрьевна

Цель:  формировать у детей интерес к знаниям о родном крае, воспитывать любовь к Южному Уралу, знакомить детей с полезными ископаемыми и показать их применение в жизни человека.

        Образовательные задачи: 

— формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли, достопримечательностями г. Куса;

— активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о понятии малая Родина, о полезных ископаемых и самоцветах;

— расширять и активизировать словарь детей по теме;

— развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

        Развивающие задачи:

— развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения;

 — развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

— закрепить умения детей описывать предметы по характерным признакам;

— развивать коммуникативные умения при помощи физкультминуток.

         Воспитательные задачи:

— формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

— воспитывать у детей: интерес к живой и неживой природе, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

— «Познавательное развитие».

— «Речевое развитие».

— «Художественно-эстетическое развитие».

— «Социально-коммуникативное развитие».

— «Физическое развитие».

Словарная работа: Родина, страна Россия, Южный Урал, г. Куса, полезные ископаемые, подземные богатства.

Методы:

— наглядные (слайд — шоу; сказочный персонаж  Незнайка, мини-музей полезных ископаемых и самоцветов);

— словесные (объяснение, вопросы, ответы, загадки, рассказывание);

— практические (участие в театрализации, динамические паузы).

Материал и оборудование. 

Демонстрационный:

— мультимедиа оборудование (проектор, экран);  

— слайд-шоу;

 Выставка художественной и краеведческой литературы;

Выставка коллекций минералов, поделочных камней;

— Шкатулка с “драгоценными” камнями.

Предметы: костюмы для детей, участвующие в сказках, глиняная кружка.

Предварительная работа:

— посещение и создание своего музея «Полезные ископаемые».

— беседа с детьми на тему:  «Природа, города, недры Южного Урала».

— презентация «Знакомство с Южным Уралом».

-рассматривание иллюстраций «Природа Южного Урала».

— чтение стихотворений, загадок, сказок Ф. Кривина, П.П. Бажова.

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие выполняется в кругу:

Утром солнышко встаёт (руки поднять вверх).

Всех на улицу зовёт (согнуть руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я (показать на себя руками).

«Здравствуй, улица моя!» (руки развести в стороны).

Отвечаю солнцу я (поднять руки вверх над головой).

Отвечаю травам я (присесть и опустить руки на пол).

Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачать ими).

«Здравствуй, Родина моя!» (взять друг друга за руки)

Воспитатель. Ребята, что называется Родиной?

Дети. Ответы.

Воспитатель. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле.

Как называется наша страна?

Дети: Россия. 

Воспитатель. Правильно. Наша страна Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Дети: Южный Урал. 

2. Основная часть.

Воспитатель. В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам.

Воспитатель.

На этой большой планете,

В огромной такой стране

Есть город один на свете,

Который, так дорог мне.

Воспитатель. О каком городе  я сейчас говорила, как он называется?

Дети. Куса

Воспитатель. Правильно, город Куса. А все мы — кусинцы.

Воспитатель.  Наш город находится на Южном Урале.

 Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Южному Уралу, а начнём с нашего города.

Воспитатель. А на чём лучше можно путешествовать по городу? (варианты ответов детей).

Воспитатель. Я предлагаю поехать на автобусе, ведь на нём можно проехать везде и взять с собой всех гостей. Автобус отправляется с остановки  через две  минуты. Занимайте места в автобусе.

Воспитатель. С помощью «Волшебного экрана» мы окажемся в разных местах Южного Урала.

Показ слайдов «Достопримечательности города Куса».

Воспитатель. Назовите место, где мы сейчас проезжаем.

Воспитатель. Ребята, мы выезжаем из нашего города, продолжаем путешествие по нашему  краю Уральскому.

Воспитатель. Физкультминутка «Уральский край».

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу вам рассказать. ( дети маршируют на месте)

Как богат Уральский край,  (руки в стороны)

Ты о том не забывай. (руки к сердцу)

Наши реки широки, ( руки в стороны)

А озёра – глубоки, ( наклон, руки вниз до полу)

Горы наши высоки, (руки вверх, встать на носочки)

Есть пещеры у реки, (присесть, встать)

И леса, и поля – (руки в стороны)

Это Родина моя! (руки к сердцу).

Воспитатель. В каких Уральских городах вы бы хотели побывать?

Дети. Златоуст, Челябинск, Миасс, Сатка….

Воспитатель. Внимание, останавливаем автобус, вижу кто-то машет нам рукой.

Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, не помню. А меня брать не хотят. 

Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!».  И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.

Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?

Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжку.

Воспитатель. Постараемся. Сейчас прочитаем твои записи.

читает загадки:

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Дети. Глина.

Незнайка.  А я сказал – грязь.

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

он в стекле расплавлен даже.

Дети. Песок.

Незнайка. А я сказал – камень.

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Отгадайте, что же это?

Дети. Известняк.

Незнайка. А я сказал – человек.

4. Этот белый минерал,
 Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже...

Дети. Соль.

Незнайка. А я сказал – щи.

  1. Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь.

     Делать краски и эмаль.

Дети. Каменный уголь.

Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?

Дети. Из прочитанных книг и из рассказов взрослых.

Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.

Воспитатель. Нет, Незнайка, ты ошибаешься. Присаживайся к нам и послушай.

Воспитатель рассказывает:

— Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр» — речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Воспитатель. Уральская земля сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталём, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом.

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Почему полезных?
Почему ископаемых?
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель. Я слышу чей-то разговор,  но для этого спускаемся в подземное царство. Попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

        Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.
Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.
        Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

Воспитатель.  Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? 

Дети. Высказывания.

Воспитатель. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями  —    полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете?  Как они помогают человеку? Как  их добывают?  

Дети. Машины — помощники.

Незнайка. Ага, понял, но вот только причем тут глина и полезное.

Воспитатель. А ты, Незнайка не торопись, послушай глиняную сказку.

«Глиняная сказка» Ф. Кривина.

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

— Всё правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.

Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! А сколько интересного я узнал. Научили вы меня уму-разуму и я хочу вас порадовать. По труду и награда. Одарю я вас каменьями самоцветными. Но это не простые камни, а волшебные.

3. Рефлексия.

        Воспитатель. Ребята, а нам пора  возвращаться в наш детский сад. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? С кем мы повстречались на своем пути.

Муниципальное
Дошкольное Образовательное

Учреждение
«Центр Развития Ребенка -Д/с № 31»

г.
Магнитогорска

НОД

«Познание.Формирование
целостной картины мира»

Составила воспитатель:

высшей квалификационной категории

Абдульменова Зиля Миргалеевна

2015

Мой
Урал

Итоговое.
Подготовительная к школе группа

Интеграция
образовательных областей:

«Социально-
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: учить
рассказывать о своем крае, его истории.

Развивать
умственную активность детей с помощью проблемных вопросов. Воспитывать глубокое
уважение к своей родине.

Планируемые
результаты:

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, проявляет интерес к
информации, которую получает во время общения.

Материал: ноутбук,
экран, проектор, презентация, образцы полезных ископаемых, карта России,
иллюстрации к сказам Бажова.

Содержание
организационной деятельности

Организационный
момент:

Звучит музыка.
Дети входят в зал.

— Ребята, о чем в
песне поется?

— Правильно,
ребята, мы с вами слышали песню о городе Магнитогорске. А чем для нас является
город Магнитогорск?

Дети: Родиной.

— Верно, ребята,
мы знаем о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая
Родина».

— А где мы живем?
Как называется наш край?

Дети: Южный Урал.

— Есть
замечательное стихотворение нашего современника Владимира Степанова

«Что мы Родиной
зовем», (читает ребенок), (слайд).

Что
мы Родиной зовем?

Край,
в котором мы растем,

И
березки, вдоль которых,

Взявшись
за руки, идем.

Что
мы Родиной зовем?

Солнце
в небе голубом

И
душистый, золотистый

Хлеб
за праздничным столом.

Что
мы Родиной зовем?

Край,
где мы с тобой ж
ивем.

— О
чем, ребята, говорится в стихотворении?

Дети:
О Родине.

— Как
вы понимаете, что такое Родина?

Дети:
Это место, где мы родились, наша улица, наш детский сад, наш город. (слайд).

Есть,
возможно, уголок красивый,

Есть
богаче, шире есть края

Только
мне из всей моей России

Ближе
всех уральская земля.

Обойди
хоть сто дорог, обогни планету,

Невелик
наш городок, а дороже не
ту!»
.

— Я предлагаю
совершить путешествие по нашему Уральскому краю.

Ребенок читает
стихотворение Татьяничевой(слайд):

Когда
говорят о России

Я вижу
свой синий Урал.

Как
девочки, сосны босые,

Сбегают с
заснеженных скал.

В лугах,
на ковровых просторах,

Среди
плодоносных полей

Лежат
голубые озера

Осколками
древних морей.

-Что означает
слово Урал? Вспомните башкирскую сказку о великане: «Носил пояс с большими
карманами. В этих карманах он прятал свои богатства – красивые необычные камни.
Пояс был огромный. Однажды великан расстегнул его и лег пояс через всю Россию
от северных до южных морей. Так образовались Уральские горы».

-У каждой горы
есть свое название. А какие горы знаете вы?

Дети: Сугомак,
Егоза, Вишневые, Шихан, Магнитная.

Там, где есть
горы, есть и горные богатства – полезные ископаемые. Какие?

Стихотворение
читает ребенок.

«Есть у нас
малахит,

Есть руда и
гранит.

И горячий – самый
лучший

Уголек – антрацит.

Кто у нас побывал.

Кто наш край
повидал

Не забудет,

Не забудет.

Голубой наш Урал».

-Ребята, полезные
ископаемые добывают, а для чего? Пусть лежат себе в земле!

Дети:
украшение, сталь, железо, строительный материал: песок, глина, мел.

Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр
давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали
разговор алюминия, соли, железа и угля. 
это время воспитатель надевает маски на детей). 
Я предлагаю вам
присесть на зеленую полянку и
послушать, о
чем они говорят.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи
полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

«– Я –
соль Земли», – говорит соль, – без меня кашу не
сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. –
Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива
в этом деле не обойдешься.

«– И,
между прочим, обо мне тоже не следует забывать», –
говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить,
нужно вас всех из земли выкопать.

(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).

— Вы уже ребята
догадались, что полезные ископаемые спорили между собой. Что бы вы им сказали,
если бы участвовали в споре?

Высказывания
детей.

-Отправляемся
дальше в путь.

-Почему поэтесса
назвала «свой синий Урал»? Как вы думаете?

Ответы детей: на Урале
много озер.

-Какие озера вы
знаете? (слайд)

Ответы детей: Иртяш,
Нанога, Башакуль, Кажалуль, Сугомак, Акуля, Соленое, Банное.

-Какое озеро
называют «жемчужиной» Урала?

Дети: Увильды.

-Какая рыба
водится у нас в озерах?(слайд)

Дети: чебак, щука,
окунь, лещ, линь, ерш, карась.

-Как вы думаете, а
почему у нас не живут киты, акулы?

Дети: озера наши
замерзают зимой, нет питания.

Физ. Минутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в
соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

Мы ребята – мастера.

-Вспомните: «Как
девочки, сосны босые…» Урал – лесной край. Какие растут деревья в наших лесах? (слайд)

Дети: береза,
сосна, ель, пихта, лиственница, осина.

-Какие животные
водятся в наших лесах?

Слайд: рысь, лось,
медведь, заяц, обезьяна, белый медведь, тигр, лиса, волк.

-Уберите лишнее и
обоснуйте ответ.

Выполняет задание
ребенок.

-А сейчас мы побываем
в гостях у Даренки и Муренки, Данилы – мастера, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки
медной горы. Чьи это сказы?

Дети: сказы
Бажова.

-В своих сказах
тепло, с любовью отзывался об умельцах, мастерах своего дела. А вы, дети, что
знаете о них? Каслинское литье, Златоустовские оружейники.

-Касли, Златоуст –
это что? Какие города еще знаете? Чем же они славятся?

Дети: Челябинск –
ж/д вокзал, заводы, где делают трактора, фабрики конфет.

Подвести к карте,
предложить показать Уральские горы, Россию.

— Молодцы, ребята,
как вы много знаете о родном крае. Наш край славится полезными ископаемыми,
самоцветными камнями, красивой природой и удивительными людьми. Живем мы с вами
на Урале, недалеко от Уральских гор, которые так богаты самоцветами. А
Уральские горы находятся в Челябинской области. А Челябинская область находится
в какой стране?

Дети: В России.

— Россия – это наша большая Родина. Давайте послушаем
стихотворение, посвященное нашей большой Родине. (слайд)

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

— Ребята, мы с
вами столько гуляли, что даже не заметили, на какой красивой поляне находимся.
Посмотрите сколько красивых цветов. Я предлагаю закончить наше путешествие под
красивую музыку. (слайд)

  • Сказки для яслей аудио
  • Сказки для чтения и представления 3 класс
  • Сказки для яслей в детском саду
  • Сказки для театра теней для детей сценарий
  • Сказки для чтения 3 класс на русском языке