Инновационный долгосрочный проект «Теневой
театр в детском саду»
Данный проект разработан и представлен с целью оказать
информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и
воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и
проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием
творческих способностей детей с использованием теневого театра.
Представленная работа раскрывает поэтапный вектор
реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников,
умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности
через теневой театр.
Каждый этап работы достаточно подробно представлен
предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов,
атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и
упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала,
что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком,
подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет
добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение
родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои
возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого
действия.
Успешность проекта заключается в опоре на основной вид
деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий
и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на
детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в
домашних условиях;
«оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и
психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием
как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и
оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском
саду на всю жизнь!!!
В свете ФГОС ДО к структуре и
условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного
образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены
основные принципы:
полноценное проживание ребёнком
всех этапов детства;
построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде
всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и
эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт
направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Существует
признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым
романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются
элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно,
именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только
представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают
силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О
пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и
психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу
просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине,
что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая
мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо
готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок
может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в
теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из
жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать
окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они
познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей,
учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.
Наши дети – натуры удивительно
открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они
познают мир и находят свое место в нем.
При
организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая
комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт
некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и
творческой активности.
Исходя из выше сказанного,
театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей
эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по
мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать
чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого
человека, мысленно стать на его место» — Б.М. Теплов.
Актуальность данного
проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и
способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в
современных условиях.
Данной работы является обобщение теоретического и практического материала
по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста,
обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских
театрализованных теневых представлении, а также возможностей
театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и
развития детей-дошкольников.
В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей
детей средствами теневого театра.
Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного
возраста через теневой театр.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования
личности ребенка через теневой театр.
В ходе
исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не
только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том
числе развитие художественного вкуса, творческих способностей,
формирование устойчивого интереса к театральному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с теневым
театром.
Создать условия для развития
творческой активности детей.
Развить артистические способности,
исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
Активизировать словарь детей,
совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую
речь.
Участники проекта: Дети,
родители посещающие «Театральную студию – Арлекин».
Сроки проекта: 2 года октябрь
2017г – апрель 2018г; октябрь 2017г – апрель 2018г.
Этапы работы:
1 этап: Накопительный.
2 этап: Творческий — репетиционный.
3 этап: Результативный.
Накопительный
Подборка литературы по
театру: (Образцов. К.Л. «Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В.
Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова.
«Теневой театр своими руками»)
Знакомство детей с историей
Теневого театра, его разновидностями.
Работа над выразительностью
речи, интонацией, и пантомимой.
Просмотр интерактивных
спектаклей теневого театра .
Оформление родительского уголка
на тему «Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр».
Работа с рукой и светом.
Изготовлении теневой ширмы,
атрибутов декорация для постановок (лес, горы), персонажи для сказок.
Творческий
Оформление театрального
теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН»
Изготовление ширмы для теневого
театра. (Пенопластовых труб)
Изготовления атрибутов и теневых
персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки — «Сказка
о глупом мышонке».(см.приложения №1,2,3)
— Организация проведение театрализованных игр, драматизаций,
инсценировок.
— Викторина: «Покажи нам тень, а мы ее угадаем»
Результативный
— Анализ и подведение
итогов реализации проекта
— Выставка детских работ,
— Фото отчет на сайте группы.
— Отзывы родителей о
проекте.
Драматизация теневой сказки
«Снежная Королева», «Золушка».
Проведение занятий по
театральной деятельности.
Фото – выставка « Мы играм в
теневой театр».
Технологическое обеспечение
проекта
Организация работы с | Воспитательно- | Для игры-драматизации. | Для изобразительной | ||
Чтение детской | Развивать интерес и | Познакомится с текстом Повторить текст сказки. Познакомиться Учить детей связно и Учить детей работать с Работа со светом. | Познакомиться | ||
Придумывание совместно с | Развивать | Составление | Создание | ||
Включение | Учить снимать Развивать двигательные Театральные игры – Уметь ориентироваться за | Познакомиться с сюжетом Проигрывать подвижные Игры с предметами. Специальные театральные Движение в разных | Повтори | ||
Знакомство | Особенности театрального — коллективное -искусство, | Развивать умение Развивать умение Формировать интерес к | Изготовление атрибутов к Рисуем сказку «Золушка», | ||
Включение | С помощью ритмопластики Умение напрягать и Развитие воображения | Подвижные, имитационные игры, Игры занятия, беседы с | Рисуем | ||
Участие | Обогатить развивающею технологий; разработка картотеки и возрастных особенностей | изготовление с игрушек, рисование персонажей; | Изготовить «Золушка», «Снежная | ||
Пение, | Воспитывать готовность к Умение согласовывать Развивать музыкальный | Совершенствовать | Изготовление (листики для феи, цветы, | ||
Самостоятельная -изобразительная, -театрализованная. | Подводить детей к умению Самостоятельно ввести | Учить детей самостоятельно Показ сказок для «Пижамные сказки» | Изготовление | ||
Игра- драматизация в | Показывать сочиненные Уметь импровизировать | Перессказывание | Рисуем аквагримом героя Используя иллюстрации и | ||
Организация сотрудничества | Воспитательно | ||||
Организация | -Фронтальные и — Групповые — Организация дней — Совместные — Целевые и — Собрание для | ||||
Наблюдение | Посещение | ||||
Применение | Участие | ||||
Участие | Участие в подготовках к Оказание помощи в | ||||
Непосредственное | Театрализованные Открытое НОД «Если б не Показ сказки «Кошкин | ||||
Стимулирование | Награждение | ||||
3.
Организация | Воспитательно — |
С педагогами ДОУ детей | Подготовить консультации «Развитие речи детей в |
Со специалистами ДОУ | Интегрированные |
С | Организация |
Материально-технические ресурсы
проекта :
— аудио, видеоматериалы,
обучающий электронный материал;
— мультимедийная
техника;
— светодиодная установка;
— цифровой фотоаппарат;
— видеоаппаратура;
— костюмы для театрализованной
деятельности;
— атрибуты для разных видов
театров;
— методические разработки,
подборки сценариев, развлечение, занятий, упражнений и т.д.
— профессиональный набор
аквагрима;
— портативные
разноуровневая теневая ширмы;
— набор теневых
кукол;
— атрибуты для танцев : цветы,
флажки, ленты, шары и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(102 ч)
1-ый год обучения
Р а з д е л 1. Введение в мир теневого театра
№ п/п |
| Общее кол-тво часов | Теоретичес-кие | Практичес-кие |
| Вступительная |
|
|
|
| Отборочный |
|
|
|
3. | Посещение | 1 | — | 1 |
| Мы |
|
|
|
| Встречи |
|
|
|
Р а з д е л 2. Азбука актера
6 | Понятие «действие» | 3 | 1 | 4 |
7 | Грим | 3 | 1 | 2 |
8 | Двигательные навыки и | 6 | 2 | 6 |
9 | Сценическая речь. | 10 | 1 | 9 |
10 | Пробы на роль | 3 | — | 3 |
Р а з д е л 3. Драматургия
11 | Сказки – основа | 6 | 2 | 4 |
12 | Структурные элементы | 5 | 2 | 3 |
13 | Сопоставление текста и спектакля. | 7 | 3 | 4 |
14 | Конкурсы – « | 6 | — | 6 |
15 | Участие в МО показ | 31 | 4 | 27 |
ИТОГО |
|
|
|
2-ой год обучения
Р а з д е л 4. Театральные
профессии
1 | Театр – искусство |
|
|
|
2 | Экскурсия в театр, |
|
|
|
3 | Просмотр теневых сказок |
|
|
|
4 | Показ сказки для «Золушка». | 10 | — | 10 |
5 | День театра «В гости к | 2 | — | 2 |
Р а з д е л 5. Актерское
мастерство
Повторение первого года | ||||
6 | Органическое молчание. | 3 | 1 | 2 |
7 | Дальнейшее | 2 | 1 | 1 |
8 | Словесные воздействия: | 3 | 1 | 2 |
физическое действие | 3 | 1 | 2 | |
создание киноленты | 3 | — | 3 | |
подтекст | 3 | — | 3 | |
9 | Предлагаемые | 3 | 1 | 2 |
10 | Этюд. | 4 | 1 | 3 |
11 | Работа с текстом. | 4 | 1 | 3 |
12 | Работа над ролью. Работа | 7 | 1 | 6 |
Раздел 6. | ||||
13 | Техника речи. ЗКР | 2 | 1 | 1 |
14 | Коррекция регионального | 1 | — | 1 |
15 | Интонационно-логическая | 3 | 1 | 2 |
Работа | 4 | — | 4 | |
16 | Работа | 4 | — | 4 |
Раздел | ||||
17 | ОФП. | 4 | — | 4 |
Походка, | 3 | 1 | 2 | |
18 | Отработка | 2 | — | 2 |
Работа | 2 | — | 2 | |
Подготовка | 2 | — | 2 | |
Сценические | 2 | — | 2 | |
| ||||
19 | Работа | 3 | 1 | 2 |
20 | Поиск | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 102 | 12 | 90 |
Ожидаемый результат реализации
проекта.
К промежуточным результатам можно
отнести:
-увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни детского
сада, вместе с детьми изготавливают декорации, шьют костюмы, исполняют роли в
спектаклях и утренниках;
-желание детей заниматься театрализованной деятельностью (дети стали активнее
играть в теневой театр, самостоятельно проигрывают сказки, придумывают свои
сказки, активно просят дать им роль в новых постановках и др.);
Дальнейшие перспективы проекта:
Продолжение работы по проекту:
ввести в традицию ежегодного проведения Недели театра в детском саду, «Вечер со
сказкой» показ теневой сказки для детей других групп, Театрального фестиваля (с
участием детей всех возрастных групп, семейных театров), создание музея
театральной куклы и по истории театра, открытие летнего театра (площадки)
на территории детского сада. Показ теневой сказки для «Детского дома№2»
Основными направлениями
деятельности на данном этапе являются:
соотнесение результатов с целями
и задачами проекта,
распространение опыта работы на
муниципальном и региональном уровне
представление опыта работы на
конкурсе «Театральные площадки г Читы»,
публикации в научно-практических
и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может
быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию
дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Оценка результатов работы:
Насколько ваша работа была
эффективной?
Увеличилось ли число контактов
между разными детьми.
С помощью каких средств вступают
дети в контакт (с помощью взгляда, улыбки, прикосновения).
Замечают ли рядом другого
ребенка, могут ли с ним договориться.
Как относятся к себе, умеют ли
взять на себя роль ведущего в играх.
Оценить психоэмоциональное
состояние ребенка можно по его внешнему виду и поведению:
сияющие глаза, жизнерадостность;
энергичность движений;
прямая осанка;
гибкость, пластичность походки;
отсутствие напряжения;
открыт для контакта с другими,
для предложений и побуждений
любознателен, активен;
готов к компромиссу;
нормальный темп и объем речи
выразительная мимика;
готов к перцептивным контактам.
Риски программы:
Недостаточное финансирование ДОУ
Минимальная популяризация
программы
Отсутствие долгосрочных
интересов со стороны воспитанников, родителей, педагогов
Занятость, профессиональное
выгорание педагогов.
В работе с родителями используем
следующие формы:
фронтальные и индивидуальные
опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
групповые встречи в форме круглых
столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;
организация Дней открытых дверей,
Дней счастливой семьи для родителей;
активизация деятельности
информационных корзин, информационных писем, телефона доверия;
совместное проведение досуга;
целевые и спонтанные беседы —
встречи с членами семей воспитанников;
групповые встречи – практикумы с
элементами тренинга;
театрализованные представления
для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей
главных ролей);
организация конкурса семейных
талантов, составление генеалогического древа семьи (организация Ретро-гостиных
для бабушек и дедушек),
составление семейных альбомов.
Выводы:
Опыт работы показал, что включение
теневого театра в работу с дошкольниками обогащает их жизнь: вводит в
удивительный мир сказок теней.
Использование в работе с детьми
теневого театра положительно влияет на процесс обучения, способствует
воспитанию и развитию дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой,
не требующей обоснования и доказательств.
Атмосфера теневого театра, тем
более театра детей – это стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр
теней позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной
повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей. Театральные
способности детей в теневом театре уже сейчас позволяет детям становиться
актерами, художниками, костюмерами, режиссерами – творцами своего собственного
театра.
Для полноценного развития
детей в теневом театре необходим научный подход к организации, содержанию и
методам работы с детьми.
В заключение необходимо отметить,
что, теневой театр главным образом влияет на развитие творческих способностей
детей. Но также влияет и на взрослых, в данном случае на
педагогов. Это настолько взаимообусловленный, взаимосвязанный процесс, что
результат этого развития невозможно оценивать раздельно.
Прежде всего, это
выражается в особом ощущении, не всегда осознаваемом и фиксируемом самим
педагогом. Но это ощущение, это новое профессиональное качество дает чувство
легкости, свободы, независимости, когда буквально захлестывает «фонтан»
творческой энергии и без особого труда, как-то сами собой сочиняются и
сценарии утренников, и конспекты занятий, и другие материалы для работы с
детьми.
А еще, возможно, весьма
существенное приобретение – это понимание, осознание смысла данной
деятельности, а отсюда – ощущение уверенности в собственных силах. Ведь любой
педагог, если он профессионал, должен чувствовать в себе ясность, силу и
энергию, иначе он не сможет вести за собой ребенка.
В современных условиях только от
педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Только
они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к
театральному искусству.
Список литературы
Антипина А.Е.
«Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения,
сценарий». Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20.
Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М.,
Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.-
Псков,1999. — стр. 3-16.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г.,
Загрибаева Е.В., Зарин А.П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми.-
СПб., 2000. – стр. 1-40.
Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112.
Генов Г.В. Театр для малышей.
Изд. Просвещение.- М.,1999. – стр. 13-56.
Доронова Т.А. Развитие от 4 до 7
лет в театральной деятельности.// Дошкольное воспитание 2001, № 2, стр.56.
Детство: программа развития и
воспитания детей в детском саду / Бабаева В.И, Логинова М.П. Ноткина С.И и др.;
Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М.- СПб.,1996. – стр. 24.
Игры-драматизации в детском саду:
Методические рекомендации/Сост. Е.Л.Трусова. — Киев,1991. — стр. 4-24.
Изард К.Е.Эмоции человека. —
М.,1980. – стр. 12-15.
Карпинская Н.С. Художественное
слово в воспитание детей. — М., 1972. – стр. 18-39.
Маханев М.Д.Театрализованные
занятия в детском саду./ Творческий центр Сфера.- М.,2001. – стр. 16-79.
Маханев М.Д.Ребенок в детском
саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр.6.
Обучение сюжетно-ролевой игре
дошкольников. / Под ред. Л.Б. Баряевой, Э.А.Зарин, Н.Д.Соколовской.-СПб.,1996.
– стр. 205.
Образцов. К.Л. « Как
сделать куклу своими руками» — М.,1997.;
И.А.Лыкова. В.В. Шипунова
«Теневой театр вчера и сегодня» — М.,1999.;
А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова.
«Теневой театр своими руками» — М 1995.
Сорокина Н.Я., Миланович А.А.
Програма «Театр-творчество-дети» //Дошкольное воспитание 1997.
№11,стр.45.
Сухомлинский В.А. О воспитании. —
Санкт-Петербург , 2002. – стр. 226-337.
Чурилова Э.Г. Методика и
организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.
—
Вы знаете, что теневой театр можно сделать своими руками из подручных средств? Мы расскажем, как! 6 вариантов изготовления экрана для театра теней, способы крепления декораций, виды и мастер-классы по созданию кукол, а также практичные советы при постановке теневого представления – об этом и многом другом вы можете узнать из нашей статьи.
Аудио-версия статьи «КАК СДЕЛАТЬ ТЕАТР ТЕНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Одним из старинных развлечений для детей и взрослых является теневой театр. Он уникален тем, что его можно развернуть практически в любых условиях, нужна только белая ткань и фонарик. Но вот как сделать из теней настоящее представление, чудо для ребёнка? Для этого нужно постараться.
Театр теней развивает воображение детей, учит их креативно мыслить. В отличие от объёмных цветных игрушек, тени дают возможность дорисовать силуэт, допридумывать элементы, которых пока что нет. Это очень стимулирует ребёнка мыслить нешаблонно, альтернативно.
К тому же, играя в теневой театр, ребёнок не просто смотрит представление, а участвует в нём. Ему не обязательно заучивать реплики, можно импровизировать, а это стимулирует развитие речи.
Так как театр теней разыгрывается в спокойной атмосфере с выключенным светом, то это может стать отличным занятием вечером для подготовки ко сну. К тому же, если у ребёнка есть страх темноты, то театр теней поможет разрушить ассоциацию темноты с монстрами под кроватью, заменив её на более приятную, связанную со спокойной игрой и родителями. Кстати, такое занятие может стать ритуалом, отличной традицией, которая сплотит родителей и детей, например, можно разыгрывать спектакль каждое последнее воскресенье месяца, а все предыдущие дни и дети, и взрослые будут заняты подготовкой: будут придумывать сюжеты, репетировать, вырезать персонажей и декорации, рисовать афиши и созывать родственников на премьеру.
Чтобы театр теней не стал игрушкой на один раз, а заинтересовал детей на регулярные спектакли, стал отличным инструментом для развития ребенка, нужно правильно в него играть. 90% успешной игры в театр теней – это создание атмосферы.
Есть несколько правил успешного теневого театра:
- Выключите свет, закройте шторы и даже мигающую лампочку на телевизоре прикройте. На ближайшее время в комнате должен быть один источник света – фонарик для сцены.
- Если вы используете фонарик на смартфоне, то обязательно поставьте его в авиарежим, чтобы никакие оповещения не отвлекали от процесса. А лучше для театра использовать обычный фонарик.
- Всех невовлечённых в теневой театр людей нужно убрать из комнаты, так как любой шорох, разговор, свечение телефона будут мешать. А ещё лучше, сделайте из них заинтересованных зрителей или участников. Даже если бабушки и дедушки не могут играть одну из ролей, они смогут хлопать.
Когда создана подходящая атмосфера, остаётся только выбрать сказку и написать сценарий. Но невозможно провести спектакль без подходящего инвентаря, как его сделать своими руками, узнаем далее из статьи.
В продаже есть множество готовых наборов для проведения спектаклей, обычно они включают ширму и силуэты для одного конкретного представления, например, для постановки сказки. Играя в покупной театр теней, требуется минимальная подготовка и вовлечение участников, поэтому дети часто не успевают проникнуться интересом к занятию.
Совсем другое дело, когда каждый элемент театра теней создаётся индивидуально, своими руками. Появляется возможность вложить в постановку душу, принять участие в каждом подготовительном этапе. Поэтому, если у вас есть такая возможность, сделайте театр теней самостоятельно вместе с детьми, тем более, что на его создание вам понадобится не очень много времени и подручные материалы. Расскажем о нескольких способах изготовления «экрана».
Театр теней из картонной коробки
В этом видео показано, как сделать театр теней из коробки всего за 5 минут:
Возьмите не очень глубокую картонную коробку, которая открывается с одного края (как коробка из-под пиццы, а не обувная). Переверните её дном вверх. На внешней стороне с помощью карандаша и линейки разметьте рамку, отступая от краёв коробки по 2-3 см в стороны. Вырежьте и уберите прямоугольник из картона с помощью канцелярского ножа, останется аккуратная рамка.
Откройте коробку. С внутренней стороны рамки приклейте кусочки двустороннего скотча. Уберите верхний защитный слой. Отмерьте кусок белой пергаментной бумаги, которая по размеру соответствует коробке. Приклейте бумагу с внутренней стороны на двусторонний скотч.
«Экран» готов, теперь переходим к организации места для фонарика. Подсвечивать фигуры нужно не прямо, а с небольшого угла. Для этого нужно сделать подставку под телефон или фонарик. У такого типа коробок верхняя крышка имеет боковину. Её нужно немного отогнуть, чтобы угол сгиба был не 90 градусов, а чуть-чуть больше. Для закрепления элементов могут понадобиться канцелярские скрепки. Теперь «экран» будет стоять ровно, крышка лежать на столе, а подставка немного откинется. Включайте фонарик и показывайте спектакль!
Другие варианты изготовления ширмы для театра теней
В зависимости от того, какой вариант ширмы вы выберете, нужно будет увеличить или уменьшить фигурки сказочных персонажей. Кроме пергаментной бумаги, которая всё же имеет небольшие размеры, можно натягивать белую ткань. Но её не получится закрепить на двусторонний скотч, зато она прекрасно крепится к другим материалам с помощью термоклея.
Основой для ширмы может послужить:
- Фанера. Если дома есть взрослый, который хорошо обращается с лобзиком, из фанеры может получиться очень красивый, резной «экран», например, в виде домика.
- Фоторамка большого формата. Из неё нужно убрать стекло и заднюю часть, вместо стекла вставить бумагу или ткань. Этот вариант очень простой и быстрый, и получается красивая ширма.
- Картон от бытовой техники. Из большого фрагмента картона можно сделать отличную ширму с «экраном» и створками. Нужно просто вырезать в ширме прямоугольное отверстие и заклеить его тканью, а по краям картон согнуть его, как ставни у окна, они и дают конструкции устойчивость.
- Двухъярусная кровать. Можно натянуть ткань между матрасами двух ярусов, нижнюю половину изнутри прикрыть картоном, чтобы там расположились актёры.
- Проём двери. Его тоже можно завесить тканью, например, белой простынью. А для актёров поставить стол, за которым они будут «прятаться».
Нужно иметь в виду: чем меньше будет ширма, тем тоньше должна быть ткань и ярче источник света.
Какой бы вы не выбрали вариант, самое главное чудо начнётся при включении фонарика. Поэтому переходите поскорее от создания рамки к содержимому спектакля – к куклам.
Куклы для театра теней, как и декорации, плоские. Это силуэты предметов и героев. Поэтому при выборе картинок важно искать такие ракурсы, которые дают наиболее понятное представление о предмете или персонаже. Например, если это заяц, то выбирайте такой ракурс, чтобы было видно оба уха.
Нарисуйте или распечатайте фигуру на бумаге, затем перенесите её на плотный чёрный картон. Мелкие детали внутри фигуры можно вырезать канцелярским ножом. Учтите, что чем больше фигура, тем выше вероятность её сгибания. Если у вас достаточно крупные герои, или если вы хотите сделать набор для спектакля наиболее долговечным, фигурки можно заламинировать.
Следующий этап – это присоединение к фигуркам палочек, которыми нужно управлять театром. Отлично подходят полоски плотного картона, палочки для суши или сладкой ваты, бамбуковые стеки (шпажки), трубочки для напитков. Они хорошо присоединяются к фигуркам, как к картонным, так и к ламинированным, на термоклей. Термоклеевый пистолет позволяет зафиксировать палочки в разных положениях, в том числе, под углом.
Присоединить палочки можно в разных положениях, в зависимости от того, где находятся актёры. Если театр стоит на столе, а актёры прячутся внизу, то им будет удобнее при креплении палочек внизу. В случае, когда театр теней небольшой, например, как из картонной коробки в видео, можно управлять фигурами не снизу, а сбоку, на одном уровне. Тогда, чтобы не было видно теней от рук, лучше крепить палочки под углом.
Можно также сделать подвижные куклы для театра теней. Такими марионетками сложнее управлять, поэтому добавлять их в спектакли стоит только со взрослыми детьми, старшими дошкольниками. Примеров их изготовления несколько.
- нужно отдельно вырезать части героя;
- скрепить их специальными заклёпками или проволокой;
- прикрепить движущий элемент.
Вот простой пример подвижного героя – петух. Вырезаем отдельно тело петуха и его голову, скрепляем элементы заклёпкой. Присоединяем две палочки: одну к телу, другую к голове, теперь петушок умеет кивать головой.
Более сложный пример подвижных кукол включает несколько крепёжных элементов, в том числе, нитки. За палочку нужно держать фигуру, а за ниточку дёргать подвижные детали. Чтобы спрятать нитки, их часто протягивают через трубочку, которой заменяют палочку. В качестве примера можно привести медведя с подвижными лапами.
Отдельно вырежьте тело медведя и его передние лапы. Прикрепите лапы к туловищу на две пуговицы (с обеих сторон). В двух ближних краях лап сделайте отверстия, протяните через них нитку, образовав петельку, пустите её вниз. Теперь, когда вы дёргаете за нитку, мишка поднимает лапы.
Остаётся ещё один вариант фигур для теневого театра, которые буквально можно сделать своими руками. Или, если точнее, из своих рук. Это один из старинных вариантов теневого театра, для которого нужно было только натянуть белую простынь, засветить лампадку и включить воображение. Складывая руки, можно сделать тени различных зверушек и птиц: зайчик, слон, коза, собака, лисица, улитка, краб, крокодил и пр.
Научите ребёнка фигурам, и он будет развивать моторику и гибкость пальцев, стараясь повторить положение рук.
Создавая силуэты замков, деревьев и прочих декораций, мы ориентируемся на те же советы, что и при изготовлении персонажей. Чем массивнее декорация, тем толще должен быть картон, чтобы она не сгибалась под своим весом. Основное отличие декораций от персонажей заключается в способе крепления.
Пожалуй, все декорации можно поделить на две категории:
- Статичные. Они находятся на сцене весь спектакль, или весь акт.
- Переносные. Они нужны только для небольшого периода, могут быть подвижными.
Для второго варианта будут актуальны такие же способы крепления, как и для персонажей, то есть на палочку или трубочку. Единственный минус этого способа в том, что требуется дополнительная рука.
Для статичных декораций обычно используют другой способ крепления. К фигурам прикрепляют крючок из согнутой скрепки. Такие крючки прикрепляются к нижней планке экрана. Или такой вариант – декорации также крепятся на палочки, а внизу на планке есть ячейки, как раз для того, чтобы вставить шпажки.
Не забудьте сделать по верхнему краю ширмы крючки. К ним можно будет подвешивать такие декорации, как солнце, луна, облака, самолёт, птица. Соответственно, «воздушные» декорации можно крепить на белые нитки.
Если вы разыгрываете представление на большом полотне, например, на натянутой в дверном проёме простыне, то можно прикреплять вырезанные из бумаги декорации к ткани булавками. А в том случае, если ширма из картона, то к краю будет легко присоединить декорации скрепками.
Ещё остаётся последний способ создания декораций или эффектов – из подручных средств. Экспериментируйте, задействуйте фантазию. Например, дуршлаг поможет вам изобразить звёздную ночь. Веточка с листьями заменит в постановке дерево, меховой воротник – пушистую лужайку.
Вариантов множество, все мы их обсудим, но сперва один совет – начинать знакомство с актёрской деятельностью нужно с небольших, коротких постановок с минимальным количеством кукол, например, две: одна у ребёнка в руках, а вторая у взрослого. Только после того, как ребёнок освоит механизм работы теневого театра, на практике поймёт, как держать и двигать куклу, можно усложнять спектакли.
Вот варианты, откуда можно брать сюжеты для постановок:
- Классические сказки. Их можно адаптировать под театр теней, выбрать такие, в которых много понятных персонажей. Например, несложно будет поставить «Репку», «Теремок» или «Колобок». Декораций в них минимум, а герои все понятные.
- Спектакли по аудиозаписям. Есть специально написанные для теневого театра аудиосказки. Когда «голос за кадром» диктует реплики персонажей, актёрам проще ориентироваться. Но при этом дети хуже развивают фантазию, речь и память, так что такой вариант можно использовать, но только если чередовать с другими.
- Сюжеты собственного сочинения. Можно вместе с ребёнком заранее написать содержание спектакля, а потом заучить реплики. Другой вариант – добавить экспромт, особенно хорошо это работает с детьми школьного возраста. На этом видео вы можете посмотреть, как здорово можно разыграть простой спектакль своего сочинения одному актёру:
Вне зависимости от того, какой вариант вы выбрали, сделайте акцент не только на премьере, но и на репетициях. Подготовка может занимать дни и даже недели. Назначьте ребёнка главным сценаристом, он почувствует ответственность, будет проводить репетиции, заучивать реплики, рисовать афиши и вырезать декорации. А на премьеру можно будет позвать бабушек и дедушек.
Ещё один совет – для создания подходящей атмосферы можно поставить фоновую музыку. Композиции даже можно менять в разных актах, чтобы они соответствовали настроению происходящего на сцене.
Театр теней – прекрасное сближающее занятие для всей семьи. Во время постановок, а также при подготовке к ним у ребёнка развивается воображение, речь, память, моторика. Кроме этого, формируются ответственность и самостоятельность при одиночном спектакле, умение работать в команде, если в постановке участвует несколько человек. Сделайте театр теней своими руками, и эта игра станет у ваших детей одной из самых любимых.