Сказки для приемных детей как они появились в семье

Сказкотерапия зарекомендовавший себя метод в современной психотерапии как в работе с детьми, так и со взрослыми. переживая за героев

6 книг, которые нужно прочесть с приемным ребенком

Сказкотерапия – зарекомендовавший себя метод в современной психотерапии как в работе с детьми, так и со взрослыми. Переживая за героев рассказов, дети «проигрывают» собственные негативные сценарии жизни, придумывая им счастливые окончания. Так, в «Школе приемных родителей» мамам и папам предлагают такое задание: придумать сказку для приемного ребенка, одного из героев которой он мог бы ассоциировать с собой. Однако написание рассказов – процесс трудоемкий, и не каждому под силу.

Я – Родитель выбрал пять классических литературных произведений для разных возрастов, которые стоит прочесть и обсудить с приемным ребенком для его успешной адаптации в семье и обществе.

2 сказки для дошкольников и детей младшего школьного возраста

Братья Гримм «Птица-Найденыш»

Эта сказка поможет ребенку пережить потерю родных родителей и лучше адаптироваться в новой семье.

О чем «Птица-Найденыш»?

Так зовут главного героя – маленького мальчика, найденного лесником. Когда-то мама мальчика заснула вместе с ним под деревом, а хищная птица унесла его далеко от дома. Лесник забирает мальчика к себе домой и растит вместе со своей родной дочкой. Они очень привязываются друг к другу. И несмотря на то, что отрицательные персонажи пытаются погубить мальчика, он все равно спасается и живет долгой и счастливой жизнью.

После прочтения сказки задайте малышу следующие вопросы:

  • о чем эта сказка?
  • скучал ли Птица-Найденыш по своей маме?
  • хорошо ли мальчику живется с лесником?

После обсуждения сказки вы можете объяснить ребенку, что дети иногда бывают разлучены с родителями по независящим от них обстоятельствам не только в сказках. Это не значит, что у ребенка не может быть новой семьи. Ведь главному герою сказки хорошо живется с лесником. Новый папа любит его так же, как свою родную дочь.

Туве Янсон «Кто утешит малютку Кнютта?»

Произведение знаменитой шведской писательницы поможет малышу правильно понять возникающие у него чувства – одиночества, страха и потерянности. Большое количество иллюстраций развивает фантазию ребенка. Еще один плюс – стихотворная форма изложения.

О чем книга?

Произведение о маленьком существе, у которого не было родственников. Кнютта пугает все вокруг – чужаки, открытые двери и ночь. В конце концов, он отправляется в путешествие и находит новых друзей. А когда ты не один – бояться нечего!

Что стоит спросить у ребенка после прочтения сказки?

  • почему Кнютт всего боялся?
  • а чего боишься ты?
  • что нужно сделать, чтобы ничего не бояться?

Книга будет особенно полезной для детей, у которых есть трудности с адаптацией в детском саду или в школе. Или если в семье уже есть один ребенок, и возникают проблемы с общением между новыми братьями и сестрами. История маленького персонажа помогает понять ребенку, как важно общаться с окружающими, быть добрым и пытаться помочь тем, кто в этом нуждается.

2 книги для детей от 10 до 12 лет

Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»

«Пеппи Длинный чулок» – прекрасный пример книги для коррекции плохого поведения детей: она особенно подойдет в том случае, если на вашего ребенка жалуются педагоги и воспитатели.

О чем «Пеппи Длинный чулок»?

Мама героини умерла много лет назад, а папа потерялся. Именно поэтому Пеппи живет одна. За это время она мастерски научилась проказничать. Например, полицейских, которые хотели забрать ее в детский дом, она заставила играть в салочки. Пеппи не хочет учиться, у нее ужасные манеры и никак не получается освоить грамоту. Но ее друзья и соседи, Томми и Анника, все равно ее любят и разделяют с ней веселые приключения.

Что стоит спросить у ребенка после прочтения сказки:

  • как ты относишься к поведению девочки?
  • во все ли рассказы Пеппи можно поверить?
  • что случается, когда маленькая девочка придумывает неправдоподобные истории?

На примере историй о Пеппи можно поговорить с ребенком о последствиях, которые ждут маленького лгунишку. Порассуждайте о том, почему поведение Пеппи не всегда корректно и о том, как ложь может быть неприятна окружающим людям.

Виктор Гюго «Козетта»

Козетта – классический образ сироты, вызывающий у читателей чувство сострадания. Сказка подойдет детям, чья жизнь в детском доме была полна трудностей и лишений.

О чем повесть Виктора Гюго?

Мама маленькой Козетты была обманута. Она осталась на улице с маленьким ребенком. Женщина очень любила свою дочку, но не могла ее прокормить. Поэтому Козетта оказывается в многодетной семье злых и жадных людей по фамилии Тенардье.

Гюго ярко описывает злоключения Козетты: ее не любят, кормят отбросами, унижают. Ко всему прочему, родная мама девочки вскоре умирает от чахотки.

Что стоит спросить у ребенка после прочтения:

  • как ты думаешь, любила ли Козетту ее настоящая мама?
  • почему родная мама отдала девочку в другую семью?
  • что чувствовала Козетта в семье Тенардье?
  • как бы ты повел(а) себя на месте Козетты (попросите привести несколько примеров ситуаций)?

Переживая за героиню рассказа, приемный ребенок сможет найти выход и собственным тяжелым эмоциям. Ведь детям даже в современных социальных учреждениях приходится несладко.

Здесь есть простор для разговоров о родных родителях. Мама Козетты тосковала по своей малютке, но у нее не оставалось выбора. Она хотела лучшей жизни для своей дочки.

Заканчивается повествование тем, что Козетту забирает у семьи Тенардье добрый человек. При первой встрече он помогает Козетте нести тяжелое ведро, сказав, что это слишком большая ноша для нее. А затем покупает ей дорогую куклу.

На этом примере можно показать ребенку, что все страдания рано или поздно остаются в прошлом и начинается новая жизнь, в которой есть место и играм, и любви.

2 книги для подростков

2 книги для подростков

Чарльз Диккенс «Оливер Твист»

Это серьезное произведение Диккенса подойдет детям, которые переживали серьезные лишения и ограничения со стороны взрослых, в том числе и собственных родителей.

О чем этот роман Чарльза Диккенса?

Мама Оливера Твиста умерла, и ему приходится жить вместе с другими сиротами. Оливер постоянно голодает. Мальчика отдают в контору гробовщика. Оттуда он сбегает и оказывается в компании малолетних воров. На этом злоключения Оливера не прекращаются. Мальчик постоянно переживает эмоциональное и физическое насилие со стороны взрослых из самых низших слоев лондонского общества XIX века.

Многочисленные лишения все-таки приводят Оливера в новый дом.

Что стоит обсудить с ребенком после прочтения:

  • как ты думаешь, что чувствовал Оливер, когда его заставляли воровать и делать то, что ему не хочется?
  • оправдываешь ли ты поведение Оливера?
  • как бы ты поступил(а) на его месте?
  • как изменился Оливер после того, как попал в дом мистера Браунлоу?

Счастливый конец романа может подсказать ребенку-подростку, что любые злоключения рано или поздно заканчиваются, и могут закончиться хорошо. А на примере Нэнси, подружки убийцы, заботящейся о мальчике, можно показать, что даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях в жизни появляются люди, способные дарить любовь и тепло.

Валентин Катаев «Сын полка»

Повесть о Второй мировой войне, основанная на реальных событиях, позволит порассуждать взрослеющему ребенку о чувстве потери, которое, так или иначе, сопровождает жизнь каждого человека, когда-то волею судеб оказавшегося на улице. Пример взаимоотношений мальчика Вани и капитана Енакиева показывает, что порою не нужно быть кровным родителем, чтобы любить ребенка как родного сына.

О чем «Сын полка»?

Маленького мальчика Ваню Солнцева находят в окопе советские разведчики. Семьи у Вани нет. Идет Великая Отечественная война, и по всему Советскому Союзу ходит множество таких же оборванных и голодных сирот. Советские солдаты «принимают» мальчика к себе в полк. Один из них и вовсе относится к нему как к сыну. Это капитан Енакиев, чья собственная семья погибла. «Сын полка» не просто живет с солдатами, он активно участвует в военных операциях. В конце повествования Ваню Солнцева отправляют в Суворовское училище.

О чем поговорить с ребенком после прочтения:

  • как ты думаешь, что чувствует Ваня, попав в полк?
  • какие отношения складываются у Вани с капитаном Енакиевым?
  • что дает Ване жизнь в полку?

Стоит обратить внимание подростка на то, что у героя был реальный прототип. «Сын полка» может быть прочитан и школьниками младшего возраста, если ребенок подготовлен к подобного рода литературе.

Какие у вас отношения с подростком?
Узнайте!

Елена Кононова

Сказка о маленьком зайчике

Жил да был на белом свете один маленький зайка. И было ему одиноко и холодно одному в большом дремучем лесу. Каждый день он бродил по этому лесу и громко плакал, потому что ему было страшно и одиноко. И вот однажды попался ему на встречу заяц и спросил, почему он плачет и ходит один в лесу. А зайка ему ответил, что он заблудился, ему страшно, его никто не ищет и он очень хочет обрести дом. И тогда заяц предложил пойти к нему в гости и познакомиться с его зайчихой. Зайчик согласился, так как идти ему было некуда. Когда пришли они к зайцу, на пороге их радостно встретила зайчиха, пригласила их за стол, где они очень много разговаривали, шутили и смеялись. Семье зайцев уж очень понравился зайка, что решили они оставить его у себя. Зайка обрадовался, что приобрел настоящую крепкую и любящую семью, перестал плакать и всего бояться. После этого они стали часто гулять по тому самому лесу, прыгать там и веселиться. Они были очень благодарны тому дню, когда встретились в лесу. С тех пор они были счастливы и неразлучны, и жили они большой и дружной семьей.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

Волшебное зерно

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь со своею царевной. И было у них все хорошо, только не хватало в их царстве детского смеха, так как не было у них детей. Из-за этого они очень горевали. И вот однажды царь с царицей отправились к одной доброй волшебнице, чтобы попросить помочь их горю. Волшебница выслушала их и сказала, что будет в их царстве раздаваться детский смех. Для этого им надо взять у нее зернышко, посадить его в самый лучший горшок, ухаживать за ним, поливать и любить его. Если они будут выполнять все эти действия, то зернышко прорастет в красивый цветок, в бутоне которого они найдут своего принца. Выслушав волшебницу, царь с царевной отправились домой. По возвращению царевна посадила зернышко в самый красивый в их царстве горшочек. Каждый день поливали они с любовью зернышко, а когда появился цветок, царь день и ночь оберегал и охранял его. И вот в одно прекрасное утро увидели они бутон, в котором сидел их крошечный принц. Счастье пришло в их дом, они окружили любовью и заботой своего принца, а детский смех раздавался в каждом уголку царства. И жили они долго и счастливо.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

Сказка о том, как ребенок обрел семью

Одним чудесным утром аист доставлял малышку Машеньку к папе и маме. Но во время полета задул сильный ветер, из-за которого аист потерял бумажку с адресом Машенькиных родителей. Из-за этого аисту пришлось отнести Машеньку туда, где живут детки, у которых нет папы и мамы. А тем временем, родители малышки постоянно вглядывались в небо и ждали аиста.

Машенька росла и крепла, но родителей своих она так и не знала. На новый год все детки загадывали желания, и Маша тоже решила загадать желание. Она попросила у Дедушки Мороза поскорее найтись. Дедушка Мороз услышал желание Маши и отравил весточку ее родителям о ее местонахождении. Родители обрадовались и тут же отправились за ней. Увидев, папу и маму малышка, бросилась им в объятия. И они все вместе направились домой, где жили потом все дружно и счастливо.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

Цветные карандаши

Однажды в одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши- мама, папа, бабушка, дедушка- имели каждый свой цвет, а маленький карандашик был бесцветный, ему еще предстояло найти свой цвет. Каждый день синяя мама учила его, как стать синим (добрым), а красный папа как стать красным (сильным). Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого (отстаивание своей точки зрения), а зеленая бабушка брала внука за руку и говорила, что нужно быть зелененьким (умненьким и благорозумненьким. Так проходил день за днем, а маленький карандашик взрослел, переливаясь разными цветами, пока не обрел свой личный цвет – оранжевый, который сочетал в себе практически все цвета своей семьи. Его близкие и родные очень гордились им.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

Крепыш

Однажды в семье динозавров появился маленький динозаврик и его назвали Крепыш. Родители очень заботились о детеныше, учили его охотиться и выживать в дикой среде, а по вечерам, перед сном, мама рассказывала ему разные сказки. Он очень любил их, запоминал, а потом пересказывал сказки своим друзьям. Пересказывая их, он любил добавлять в содержание сказок что-то свое. И со временем он начал сочинять свои собственные сказки, рассказывать их своим родителям, друзьям. Повзрослев, он стал великим сказочником. Мама очень гордилась своим сыном, а он в свою очередь всегда говорил, что благодаря маме, ее сказкам на ночь, он смог добиться успеха в написании сказок.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

Сказка о счастье

Далеко-далеко на самом краешке России жили два любящих человека. Все у них было хорошо, вот только не хватало им ребеночка. Чтоб только как-нибудь отвлечься от грусти, решили завести они котеночка. Принесли они его в дом, окружили его заботой и любовью, вырос котенок красивым и большим, он очень любил своих хозяев. И вот однажды он услышал разговор своих хозяев о том, что грусть тоска их съедает, уж очень хочется им стать родителями. Отправился тогда кот на поиски ребеночка для своих хозяев, потому что не мог он видеть грусть в их глазах. Долго бродил он и вот, наконец наткнулся он на дом, где живет много одиноких детей. В этом доме подошла к нему девочка, взяла его на руки, прижала к себе, и тут кот почувствовал то тепло и любовь, какие исходили от его хозяев. Кот понял, что именно она может осчастливить его хозяев, а они в свою очередь подарят счастье ей также как сделали счастливым его. Вот так кот ответил добром на добро.

PS: Сказка была написана кандидатами в замещающие родители на курсах для приемных родителей. По просьбе авторов сохраняется анонимность.

писала этим товарищам. Они не догоняют, а писать за них мне не хотелось совершенно, на том все и закончилось.
24.05.2012 21:04:50, Караул

Девочки,спасибо за помощь!Я уверена,книжка у меня благодаря Вам будет!
24.05.2012 19:35:21, Лиля +Геля

farfaraway

Скорее всего, «индивидуальность» тех сказок — в том, что главного героя будут звать так же, как и Вашего ребенка, и его родственники-друзья будут такие же, как и у Вашего ребенка. А так — у них просто определенный набор сюжетов, специально чего-то нового они для каждого ребенка не придумывают. На тематических детей не рассчитано. По крайней мере, так было в фирме, у которой я все этот узнавала (думаю, что мы говорим об одной и той же компании).
Поэтому лучше — да, заказывать такие книжки у тех, кто с тематичностью знаком.

24.05.2012 17:07:11, farfaraway

В принципе Вы правы, обычно они так и делают. Т.е. есть несколько сюжетов, в которые они подставляют имя ребенка.
В моем случае я действиетльно пишу под каждого конкретного человека, обычно такую книгу по времени делать гораздо дольше, на историю с нуля и картинки-коллажи +печать, уходит по хорошему месяц. Тяжело конкретно под каждого писать, но мне кажется так гораздо правильнее и интереснее.

24.05.2012 20:29:21, sharkyy

Наша конфянка Марина (mika58) делает такие книжки, в том числе и для «тематических» детишек.
24.05.2012 14:29:10, Фортунка

Я могу переслать сказки, которые сочиняли в Школе Приёмных родителей. И могу написать, по какому принципу нужно строить сказку, чтобы она была «правильной». Если надо, пишите в личку.
24.05.2012 12:53:39, Света-мама

Я уже ответила всем, кто мне написал. На всякий случай тут выложу общие правила написания сказок про приёмные семьи. В сказке должны быть следующие действующие лица (могут быть люди или животные/птицы): ребёнок, приёмные родители, кровные родители и аист. Правила: про кровных родителей информация нейтральная: «не смогли», «не справились», «очень хотели, но не получилось» и т.п, факты про кровных родителей, если известны (не про то, что алкоголик, а ну например, убили или умерли или заболели). И самое гланове: подробно описать чувства ребёнка (когда остался без родителей, то было страшно, обидно, одиноко, грустно, беззащитность, гнев, надежда, любовь, растерянность и т.п. — как Вы себе это представляете), кровных родителей, приёмных родителей до и после приёма ребёнка в семью, и ребёнка после приёма в новую семью. Т.е. в сказке должны на каждом этапе описываться чувства всех участников.
24.05.2012 20:51:47, Света-мама

Вот сказка, которую мы сами сочинили в ШПР.

Жили-были сайгаки. Питались они подножным кормом, ели траву, бродили по земле. Родился у них сайгачонок, маленький и хорошенький. Так жили сайгаки с сайгачонком, и забрели они в пустыню. Еды там нет, воды нет, стали сайгаки голодать, и маленький сайгачонок с ними. Так прошло время. В один прекрасный день сайгаки просыпаются, смотрят – летит аист. Сайгаки стали прыгать, кричать, махать копытами – так они привлекали внимание аиста. Аист заметил их и подлетел к ним. Сайгаки попросили аиста взять маленького сайгачонка и найти ему семью, которая могла бы его принять и прокормить. Аист согласился, взял сайгачонка и понёс. Сайгачонку было страшно, хотелось есть, он плакал, скучал по родителям, ему было грустно и он боялся, что никогда их больше не увидит. Аист пролетал мимо свиней, крокодилов, и вскоре увидел семью добрых кенгуру с большой сумкой. И решил аист отдать малыша-сайгачонка кенгуру. Кенги обрадовались, положили сайгачонка в сумку и стали его везде с собой носить и всем хвастаться, какой им достался замечательный малыш. Сайгачонку стало тепло, весело и хорошо, пропало чувство одиночества и голода. Сначала он немножко скучал, но потом понял, что кенгуру его очень любят, и он тоже их полюбил. Так они и стали вместе жить одной семьёй. А аиста пригласили на крестины.


28.05.2012 22:36:10, Света-мама

Koala2000

» А аиста пригласили на крестины.» А родителей оставили умирать. Хеппи энд.
Страшная сказка. Мне теперь ночами скелеты добрых сайгаков в пустыне будут сниться. И радостный дебил-сайгаченок в сумке:-(

28.05.2012 22:54:04, Koala2000

Лара Вилюйская

Бедные сайгаки…Мне их тоже жаль…сильно пьюшшые наверное были,раз дитя своё отдали…заработать не хотели на «пожрать» сайгачонку…Отдать-то проще,чем трудиться…
Хотя вполне себе реальная сказка…жизненная такскзать…всё как у людей…

29.05.2012 09:48:55, Лара Вилюйская

Koala2000

Это мы с Вами знаем, что сайгаки бывают пьющие, а для ребенка смысл сказки очевиден — бросай всех и вся, спасай себя-любимого любой ценой. Всегда найдутся новые глупые кенгуру, которые будут тебя любить и не напомнят про скелетики в пустыне. Или, если душа у ребенка чистая: «я вас не забуду, найду-спасу-отомщу». И претензия к «кенгурам»: раз вы так меня любите, почему Вы не спасли моих маму и папу, которых я любил всем существом, бросили умирать. Может, Вы меня украли и всегда врали?
В общем, страшная сказка во всех смыслах, как ни крути:-))

29.05.2012 10:36:20, Koala2000

Ну так я же её никому не навязываю. Пожалуйста, придумайте свою, со всех сторон идеальную сказку.))
29.05.2012 11:26:12, Света-мама

Лара Вилюйская

Кроме своего ребенка…Ну чё…правильно…он же еще маленький,отличать плохое от хорошего не может…
А мне-то как вы её можете навязать?

29.05.2012 11:45:13, Лара Вилюйская

Лара, я понимаю, что я Вам неприятна, и Вы цепляетесь ко мне по любому поводу. Но может, давайте конструктивно общаться? Или уж не общаться совсем. Критиковать чужое мнение (как никто знаю!) всегда проще простого. А вот выдать своё, к которому нельзя придраться, значительно сложнее. Вы выбрали удобный путь критики и насмешек. Это Ваше дело, бесспорно, но он не конструктивен.
29.05.2012 14:00:10, Света-мама

Лара Вилюйская

Да с чего вы взяли что вы мне неприятны?Я ж вас не знаю совсем…
Вы внимательно просто почитайте мой пост,не предвзято…Я нигде не написала,что сказка плохая,я только высказала своё мнение,наоборот написала,что сказка похожа на реальность и что в жизни как раз именно так и бывает…»Сайгаки» бросают,»Кенгуру» подбирают…
Ничего личного,Света.

29.05.2012 14:27:54, Лара Вилюйская

Я занимаюсь такими сказками, и для взрослых и для детей разных направлений и свадебные и подарочные и со стихами. Работаю в этом направлении уже 4 года, но практически не рекламируюсь, буду рада помочь сделать любую книжечку по Вашему желанию. Объемы и форматы книг разные.
24.05.2012 12:45:25, sharkyy

А вы сказки для тематических детишек делали? Просто, хочется, чтобы она правильная была, как психологи рекомендуют
24.05.2012 14:23:52, rodnichok

Да делала 2 тематических книжки.Не для конфян еще до моего сбора документов по усыновлению.
24.05.2012 14:45:41, sharkyy

Марина (.)

Может тут какие-то идеи пригодятся:
24.05.2012 12:36:54, Марина (.)

Солнечная с литлвана писала такие сказки для компании, напишите ей в личку
[ссылка-1]

24.05.2012 12:18:02, billow

  • Сказки для новорожденных читать слушать
  • Сказки для малышей слушать бесплатно для самых маленьких подряд без остановки
  • Сказки для малышей от года до 2 лет
  • Сказки для малышей сундучок историй
  • Сказки для малышей пдф