Сказки для пересказа в подготовительной группе

доклад на тему: методика обучения пересказупроизведения для пересказасуществуют определенные требования к тексту для пересказов. каждое произведение должно учить чему-то

C:UsershpDownloads1.jpeg

           Доклад на тему: «Методика обучения пересказу»

Произведения для пересказа

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания и памяти. В этой связи следует знать, что список сказок, рекомендованный программой для рассказывания детям, не используется для рассказывания детьми (так как там упомянуты обширные произведения, сложные по содержанию и композиции).

В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские, народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» Владимира  Сутеева (отрывки), а далее — впервые прочитанные рассказы Льва Николаевича Толстого, состоящие из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей. В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.).

Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность. Нужно обратить внимание на поиск произведений советских авторов, отвечающих необходимым критериям, закрепляющих представления детей о современной действительности (об армии, спорте, труде).

Структура занятия по пересказу

Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования Зинаиды Михайловны  Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности». В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка.

Приемы обучения пересказу

Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.

Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»

Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах Валентины Викторовны Гербовой, Эльмиры Павловны Коротковой.

Задачи обучения пересказу в разных возрастных группах

 Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые педагогом вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребёнком прочитанного. Детей так же можно привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Обучение предсказыванию вводится с декабря – января, однако, если у детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течении года дети пересказывают 8 – 10 литературных текстов.

        Так как для детей пересказ является новым видом речевой деятельности, важно умело подвести их к этому этапу, вызвать интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности, но при этом не забывать, что дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога, им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, внимания.

Задача педагога в средней группе добиваться того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев; привлекать внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам — обозначениям, ритмическим особенностям текста; помогать детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества.

Для пересказа в средней группе могут быть рекомендованы следующие произведения: русские народные сказки «Репка»,  «Козлятки и волк», рассказы «Гуси» К.Г. Ушинского, «Сел дед пить чай..», «Деду скучно дома было..», «У Розки были щенки..», «Пришла весна, потекла вода…» Л.Н. Толстого, «Вот так дежурные» Н. Калининой.

В старшей группе педагог ставит следующие задачи:  учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов педагога; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Для пересказа рекомендуются следующие произведения: русская народная сказка «Лиса и Рак»; сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К. Д. Ушинского, рассказы «Котенок», «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого, «По грибы» Я. Тайца, «Курочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой, «Про снежный колобок» Н. Калининой и др.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов.

В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др.

Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  2. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду.-М.: Просвещение, 1978.-112с.

416 3497

Сказки для подготовительной группы — произведения писателей и народов мира, адресованные детям 5-7 лет. В них ребята встретят обаятельных зверушек, птиц, взрослых и своих сверстников. Вместе с этими персонажами юные слушатели сказок пройдут множество приключений, найдут путь к добру и справедливости. Читайте сказки детям подготовительной группы из нашего сборника. Эти произведения научат их отличать добро от зла, правду от лжи. Сказки также научат дошкольников ценить дружбу и помощь близких людей.

  • 6294 47

    У Лукоморья дуб зеленый

    «У лукоморья дуб зелёный…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила», которое полюбилось читателям, как самостоятельная часть произведения. Благодаря этим первым строкам перед нами открывается чудесный мир, где живут герои…

  • 1875 150

    Двенадцать месяцев

    Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…

  • 1295 621

    Как муравьишка домой спешил

    Как муравьишка домой спешил — сказка Виталия Бианки, уже много лет любимая многими семьями. В ней рассказывается о молодом муравье, которого унесло ветром далеко от муравейника вместе с листком дерева. Сможет ли он успеть…

  • 1700 46

    Кот в сапогах

    Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…

  • 36 24

    Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом…

  • 1907 31

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу…

  • 1878 86

    Конёк-горбунок

    Конёк-горбунок — сказка Петра Ершова, знакомая многим с детства. Сюжет сказки прост: на поле крестьянской семьи стала пропадать пшеница. Караулить её отправляются по очереди трое сыновей. Младшему Ивану удается поймать вора…

  • 1857 593

    Золотой ключик, или приключения Буратино

    «Золотой ключик, или приключения Буратино» — всенародно любимая сказка Алексея Толстого. В ней рассказана удивительная история мастера, сумевшего из простого полена выстрогать себе сына, Буратино. Мальчик получился озорным…

    170.4K

    2758

    825

    2 ч. 20 мин.

  • 1854 88

    Гадкий утёнок

    Гадкий утенок — сказка Г. Х. Андерсена, на которой выросло множество детей по всему свету. История повествует о грустном детстве птенца, отвергнутого всем птичьим двором. Приёмыш утки долго терпит нападки, после чего бежит…

  • 1911 29

    Сказка о царе Салтане

    Сказка о царе Салтане — стихотворное произведение А. С. Пушкина, которое сразу полюбилось читателям всех возрастов. В сказке рассказывается, как три сестры вошли в царскую семью. Одна из них стала царицей, обещав родить…

  • 1851 646

    Дюймовочка

    Дюймовочка — произведение Ганса Христиана Андерсена, на котором воспитано не одно поколение детей в мире. В нем показана история миниатюрной красавицы, рожденной из цветка благодаря волшебству. С первого же дня жизни Дюймовочку…

  • 1155 164

    Василиса Прекрасная

    Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять…

  • 1870 38

    Аленький Цветочек

    Аленький цветочек — сказка Сергея Аксакова, любимая многими семьями от мала до велика. Произведение на сюжет «Красавицы и чудовища» увидело свет в 1858 году. В сказке описывается необычайные приключения купеческой дочери…

  • 273 26

    Морозко

    Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…

  • 1864 42

    Кошкин дом

    Кошкин дом — произведение С.Я. Маршака, которое любят миллионы людей. Сказка повествует о том, как богатая кошка гордилась своим положением и забывает родство с бедными сиротами-котятами. На новоселье она приглашает всех…

  • 6348 1216

    Сказка о потерянном времени

    «Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной…

  • 800 2761

    Теплый хлеб

    Теплый хлеб — рассказ Константина Паустовского, который не зря входит в список обязательного чтения в младшей школе. Повествование начинается с того, что в деревне появляется раненый кавалерийский конь. Его выходил местный…

  • 616 156

    Лягушка-путешественница

    «Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина, которым зачитывается не одно поколение детей. В нём повествуется о необычайном полёте лягушки. Квакушка сама придумала новейший метод странствия «на диких утках»: пара…

  • 1856 201

    Дикие лебеди

    Дикие лебеди — произведение Г. Х. Андерсена, знакомая большинству детей мира уже много лет. В нём повествуется о детях короля, которых невзлюбила его вторая жена. Благодаря наговорам смогла изгнать одиннадцать сыновей и…

  • 1758 149

    Тараканище

    Тараканище — произведение Корнея Чуковского, которое любят и взрослые, и дети. В нём ведётся рассказ о том, как маленькая «букашечка» преградила путь животным и птицам, привела в ужас всё царство зверей. Внезапно львы, носороги…

Ход Нод:

Посмотрите, из ваших рисунков я создала выставку «В мире сказок»

— Расскажите, какого героя вы нарисовали? Из какой сказки он?

— Какие сказки вы еще знаете?

— Ребята, вы знаете уже много сказок. И сегодня для вас я бы хотела провести конкурс «В мире сказок». Конечно же, как и в любом конкурсе вас ждет награда. А рисунки — это всего лишь первый этап конкурса, который вы успешно прошли.

Итак, наш конкурс «В мире сказок» продолжается! Вам нужно выполнить несколько заданий и показать свои знания сказок. Готовы?

— Тогда начинаю второй этап нашего конкурса и проверю ваши знания.

— Скажите, что такое сказка? (Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает)

— Ребята, сказки бывают разными: народными и авторскими. Как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству. А почему же сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек, т. е автор).

— Ребята, чему нас могут научать сказки?

– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» — Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Красная шапочка». Как называется эта сказка? Чему учит нас эта сказка?

— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба», «Снежная королева».

Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано!

— Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать название сказки.

Игра: «Узнай сказку по загадке»

• Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.

Покатился, покатился и домой не воротился.

• Лечит всех зверей и птичек,

Он на помощь к ним спешит….

• Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки.

• Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.

• По деревне едет печь

На печи сидит молодец

До дворца доехал он

Шлёт с печи царю поклон.

• Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна – лягушка

• В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

• Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

• Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля?

• В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?

• Кто исполнял все желания Емели?

• Сказочный персонаж долгожитель — это?

• В Простоквашино живет,

Дядю Федора он ждет.

• Всем известна скатерть эта,

Как расстелешь ты её

Всяких кушаний полно.

— Молодцы, все загадки отгадали!

— В сказках, как вы уже знаете, высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь. А дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

— А в некоторых сказках, героям что-то еще помогает пройти или испытать различные трудности, как вы думаете что? (чудесные помощники или волшебные предметы).

Дети проходят к столу. Игра «Собери волшебный предмет» Нужно собрать картинку и рассказать, что это, из какой сказки и как действует? Кто будет готов – поднимайте руку.

— Молодцы! И с этим заданием справились.

Третий этап нашего конкурса «Расскажи сказку по картинкам». На столе перепутались все сюжеты сказок. Ваша задача выбрать свою сказку, выложить на доске последовательно сюжет сказки и рассказать ее нам. А какую сказку вам предстоит рассказать, мы сейчас определим вытянув билет.

Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

— Молодцы, вы со всеми этапами конкурса справились, и пришло время награждения.

Дети читают стихотворение:

1 реб. В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

2 реб. Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

3 реб. Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге —

Настоящий друг.

4 реб. Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло! (Ю. Энтина)

Детям вручаются грамоты за участие в конкурсе «В мире сказок»

Ход досуга:

Дети под музыку по кругу входят в зал, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в сказочную страну! Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте с вами закроем глаза и отправимся в сказку? Далеко-далеко, за горами, за лесами, за глубокими морями, за тридевять Земель, в тридевятое Царство, в тридесятое Государство.

(под музыкальное сопровождение выходит Лисица)

Воспитатель: А вот и сказочный герой!

Входит Лисица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в Сказочном Лесу!

Воспитатель: Мы тоже тебе рады. Да что-то ты сегодня грустная. Что приключилось?

Лисица: Ох, эти сказки, разбаловались. Шалили, шалили и перепутались. Как теперь в свою сказку попасть не знаю.

Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Наши ребята все сказки хорошо знают. Ребята, поможем Лисице!

Дети: Да!

Лисица: Игра «Узнай героя сказки» (На стенах развешаны сказочные герои. Дети называют героев и саму сказку, в которой они есть.)

Воспитательница: Ой! Кто это прокатился мимо нас?

Дети: Колобок!

Лисица: ММММ, как запахло, вот бы его догнать и съесть.

Воспитательница: Лисица погоди, колобка есть не нужно. Ребята, а давайте отправимся за Колобком? Посмотрим, куда он нас приведет?

Дети: Да!

Игра «Колобок»

Дети становятся в круг. Повторяют за Лисицей слова и движения.

«Покатился Колобок

Колобок румяный бок.

(Дети идут по кругу).

Вдруг навстречу из леска

Вышла хитрая лиса.

Припев:

Хлоп-хлоп

(Дети хлопают в ладоши).

Топ-топ-топ

(Дети топают ногами).

Хочет скушать Колобок,

(Дети трут руками щеки)

(Повторяют второй раз)

Колобок не отдадим

(Дети грозят пальцем)

С Колобочком убежим!

(Дети разбегаются).

Выбегает Бабка Ежка:Ну, что узнали меня, детки?Боитесь Бабку Ежку? Да, вы не бойтесь, я прилетела на своей метле, чтобы поиграть с вами!

Игра «Бабка Ежка»: (Бабка Ежка сидит в домике,а дети подкрадываются к домику со словами: «Бабка Ежка, костяная ножка, Бабка Ежка выгляни в окошко!»Бабка Ежка выходит из домика, догоняет детей, которые должны сесть на свои стульчики.)Повторяется 3раза.

Воспитатель: Дети, а вы хотите побыть сказочными героями?

Дети: Да!

Лисица: Тогда одевайте маски!

Игра-драматизация сказки репка «Репка»

Игра драматизация сказки «Волк и Козлята»

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из Сказки в наш детский сад.

Лисица: ну, что ж, ребята! Хорошо мне было с вами.Дам я вам один совет:

У сказки можно поучиться,

Она ведь мудрости полна,

Ее герои учат жизни,

Их украшает доброта.

(Уходит)

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда до новых встреч со сказками!

Сказки для пересказа в подготовительной группеСказки для пересказа в подготовительной группеСказки для пересказа в подготовительной группеСказки для пересказа в подготовительной группеСказки для пересказа в подготовительной группеСказки для пересказа в подготовительной группе

Сценарий разработан и проведен совместно с воспитателями МАДОУ №26: Ланщиковой С. А., Лопаревой З. С., Голохвастовой О. А.

Библиографическое описание:

Тихонова, М. С. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Тема: пересказ рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя» / М. С. Тихонова, Е. В. Абрамова, Т. В. Мастяйкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6759/ (дата обращения: 11.01.2022).



Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста

Задачи:

— учить детей связно пересказывать;

— развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; связную речь, слуховое внимание, зрительную память;

— формировать у детей интерес к художественному слову;

— воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Ход НОД: (Дети проходят в группу и встают в круг).

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. А вы подумайте и скажите, кто это.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть настоящий друг. Я предлагаю вам немного поиграть, сейчас мы будем передавать мяч друг — другу, и говорить каким должен быть настоящий друг, например я, говорю — заботливым. (Дети стоят полукругом и передают мяч друг — другу и говорят, каким должен быть друг: добрым, не жадным, смешным, весёлым, радостным, смелым и т.д.).

2. Воспитатель: Теперь я вам предлагаю пройти и сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Валентины Осеевой. Её называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют — «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки и рассказы для детей).

Воспитатель: Правильно, — детский писатель, потому что она написала много сказок и рассказов для самых маленьких читателей — для вас, дети. А ещё она очень хорошо рисовала и для некоторых своих рассказов у неё были свои картинки — иллюстрации. (Показать книги).

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «До первого дождя».

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Воспитатель читает рассказ.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

4. Беседа по содержанию.

Воспитатель:

— Как называется рассказ? (Рассказ называется «До первого дождя»).

— О ком рассказывается в этом рассказе? (В этом рассказе рассказывается о двух девочках).

— Как звали девочек? (Девочек звали Маша и Таня)

— Какая ситуация произошла с Таней и Машей? (Девочки шли в детский сад, начался дождь, у Маши был плащ, а у Тани нет. Таня предложила Маше снять плащ, и спрятаться под ним, от дождя. Но Таня отказалась, потому что побоялась сама промокнуть).

— Как вы думаете, так поступают настоящие друзья? (Так друзья не поступают)

— Как бы вы, поступили в этой ситуации? (Нужно было поделиться плащом)

— Чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит нас настоящей дружбе)

— Чем заканчивается рассказ? (Рассказ заканчивается, тем, что воспитатель немного поругала и пристыдила девочек и сказала, что ваша дружба до первого дождя)

— Почему воспитатель сказала, что дружба до первого дождя? (Потому, что дружба проявляется в беде, Таня своим поведением показала, как она умеет дружить)

— Как вы понимаете, что означает поговорка «Друг познаётся в беде»? (Смысл пословицы, заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)

Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга — ищи, а нашёл — береги).

5. Физкультминутка (Танец с ускорением «Мы пойдём налево, мы пойдём направо»).

6. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю попробовать пересказать этот рассказ, в этом нам поможет вот такая таблица. (Предлагается опорная мнемотаблица).

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ получился у меня. (Образец пересказа по таблице).

Несколько человек пробуют пересказать.

7. Игра «Назови ласково»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Солнце — солнышко, зонт — зонтик, плащ — плащик, дождь — дождик, лужа — лужица, друг — дружок.

8. Воспитатель: А сейчас Диана Шуркина расскажет стихотворение о настоящей дружбе. Автор Елена Благинина. «Подарок».

Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей,

Лягушка заводная, весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки — любимая была,

А всё-таки подружке лягушку отдала.


9.

Воспитатель: Ребята о чём мы больше всего сегодня говорили на занятии? (О друзьях и дружбе). С каким произведением мы познакомились? (С произведением «До первого дождя»).

10. Сейчас я каждому из вас раздам букву, а вы попробуйте построиться так, чтобы получилось слово. (Слово дружба).

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Конспект занятия по обучению пересказыванию в подготовительной группе / Ю. А. Кутепова, А. А. Здоровец, А. А. Лащенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6748/ (дата обращения: 11.01.2022).


Тема:

Рассказ Ю. И. Коваль«Стожок».


Цель:

обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.

Обучающая- формировать целенаправленное восприятие и анализ текста, развить навык планирования пересказа (с опорой на наглядность);

Речевая- закреплять навык у детей грамматически правильно оформлять свое высказывание, продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

Воспитательная- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.


Оборудование и


материалы:

рассказ Ю. Коваль «Стожок»,графические схемы для рассказа, конверты, разрезанная картинка, меховая жилетка, платочек,шляпка, очки.


Этапы образовательной деятельности


Деятельность педагога


Деятельность детей


1. Организационно-мотивационный


Приветствие детей

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».


Здороваются с


воспитателем.


Мотивация на деятельность

Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки.


Раздаю детям подсказки.


Дети ищут конверты с


фрагментами разрезной картинки.

Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например предлог под и картинку с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т. д.)

Молодцы, ребята, вы нашли все конверты. Давайте откроем их и посмотрим, что в них лежит. В них лежат какие-то фрагменты.

Как вы думаете, мы можем собрать их в одну картинку? Конечно, можем, давайте прямо сейчас их соберем.


Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя.


Дети собирают фрагменты разрезанной картинки.


2. Основная часть


Беседа

Ребята, посмотрите, кто изображен, на картинке?

Правильно, на ней изображен медведь.

А какие сказки вы знаете, с этим животным?

Да, правильно, есть очень много различных сказок, в которых героем является медведь.

А я хочу вам сейчас зачитать отрывок из одного рассказа, который написал детский писать Ю. И. Коваль и называется этот рассказ «Стожок». Он очень интересный и поучительный.

А вы вспомните, есть ли медведь в этом рассказе?


Выставляю графические схемы.


Дети отвечают на вопросы.


Чтение отрывка из рассказа

У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.


Слушают рассказ.


Чтение рассказа

Ребята, вы вспомнили, есть ли медведь в этом рассказе?

Да, мы с вами уже читали этот рассказ, а сегодня мы будем его пересказывать. Поэтому сейчас я прочитаю вам рассказ «Стожок» ещё раз и мы вспомним, что же случилось с героями этого рассказа.


Чтение рассказа Ю. Коваль «Стожок».


Отвечают на проблемный вопрос.


Беседа


Как звали героев рассказа?

Правильно, героев рассказа звали дядя Зуй и Нюрочка.


Что забыл летом в


лесу дядя Зуй?

Правильно, дядя Зуй летом забыл привести сено из леса.


Кто привез сено из леса?

Сено из леса привез дядя Зуй.


Кто встретил дядю Зуя в


деревне?

Дядю Зуя встретила Пантелеевна.


Что она сказала дяде Зую?

Ты чего, Зуюшка, привез?


Что ответил Зуй?

Сено, Пантелеевна, чего же еще?


Кого Пантелеевна увидела на возу?

На возу Пантелеевна увидела медведя.


Как медведь соскочил с


телеги?

Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.


Кто стал собираться около саней?

Около саней стал собираться народ.


О чем говорили люди?

Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.


Где медведь сделал себе берлогу?

Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.


Дети слушают рассказ.


Дети отвечают на вопросы.


Физкультурная минутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К турнику я подхожу,

Перекладину беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Стройным, крепким быть желаю!

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступайте к тренировкам!


Выполняют физминутку.


Повторное чтение рассказа


Рассматриваем графические схемы

Послушайте рассказ ещё раз и хорошо его запомните.


Повторно читаю рассказ.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать этот рассказ, но помогут нам в этом графические схемы. Посмотрите, каждая схема означает действие, которое происходит в рассказе. С помощь этих схем, у вас хорошо получится пересказать рассказ.


Слушают рассказ.


Рассматривают графические схемы.


Пересказ детей с


опорой на графические схемы.

Но пересказывать рассказ мы будем от лица самих персонажей. У нас есть шляпка, меховая жилетка, платочек и очки. Это предметы персонажей рассказа. Кому я дам шляпку, будет автором рассказа. Кому я дам меховую жилетке, будет дядей Зуем, у кого будет платочек будет произносить слова Нюрочки и у кого будут очки будет Пантелеевной.


Раздаю детям атрибуты.

Каждый из вас должен говорить только слова вашего персонажа. Остальные ребята, внимательно слушают, потому что может понадобиться помощь.


Выслушиваю пересказ детей.


Пересказывают рассказ от лиц персонажей.


Оценка пересказа.

Ребята, молодцы! У вас получился очень хороший пересказ рассказа. У вас получился последовательный рассказ. Ваня, молодец, он добавил звукоподражание своему герою. Настя, умничка, она запомнила все слова своего персонажа. И Катя молодец, она красочно рассказала как медведь слез с телеги.

Ребята, как вы считает, у них поучилось пересказать рассказ?

Конечно, все большие молодцы, все справились!


3. Заключительная часть

Ребята, как назывался рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали?

Вам было легко или сложно его пересказывать?

Кто хочет оценить ребят, которые пересказывали рассказ?

Хорошо, молодцы все ребята. Ребята, которые сегодня пересказывали, хорошо справились со своим заданием.

Все сегодня активно отвечали на вопросы.

Ребята, которые слушали пересказ рассказа, вели себя тихо и уважали своих товарищей, не мешая им.


Отвечают на вопросы.


Дают оценку другим детям.

  • Сказки для малышей читает пельтцер
  • Сказки для малышей ссср
  • Сказки для добрых сердец наталья абрамцева книга
  • Сказки для кукольного театра с 4 действующими лицами
  • Сказки для детей читать 4 5 лет перед сном терапевтические