Сказки для кукольного театра с 4 действующими лицами

Семинар практикум для воспитателейкукольный театр в детском садуподготовила: музыкальный руководительмадоу црр -детский сад 121гурьева в.н.калининград 2020 г.кукольный

Семинар – практикум для воспитателей

«Кукольный театр в детском саду»

Подготовила: музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР -Детский сад № 121

Гурьева В.Н.

Калининград  – 2020 г.

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада.

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
  • Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада «Почемучки» применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
  • С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • фланелеграф
  • настольный театр
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • теневой театр

O Театр картинок, фланелеграф и настольный театр — он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф -показывают на специальной доске (покрытой фланелью), настольный театр — на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона, выпиливается из фанеры.

Цель таких театров — внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

O Театр игрушек — все объемное. Игрушки используются обычные детские купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка.Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей.Содержание сценки должно быть предельно простым,без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет,передвигаем её медленно вперед, если бежит -быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её.

O Театр пальчиков — маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей.

O Театр рукавичек — детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями .

O Театр Би-ба-бо — кукла одевается на руку, где указательный палец — это голова, а пальцы с право и с лева — это руки (фото). Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором- сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости — он прыгает, при испуге — дрожит, при удивлении — разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка «Игра в прятки», где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок — живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами.Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

Вот, как это происходит у нас в детском саду.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

1 ЭТАП.

  • Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.
  • Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 ЭТАП.

  • Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
  • Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время «жить», что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.
  • Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы — значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь — с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.
  • Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 ЭТАП.

  • Добавляем к движениям — голос, один из важных моментов.
  • Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 ЭТАП.

  • Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
  • В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
  • Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 ЭТАП.

  • Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
  • Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.
  • Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.
  • Когда нужно показать — лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому воспитанию.

Далее по той же методике мы учим владеть куклой наших воспитанников.

Для этого у нас есть куклы на детскую ручку, а воспитатели знакомят детей с лементарными движениями кукол, которые уже освоены ими сами. Рассказывают о множестве детских театров и знакомят детей с ними, учат играть в них.

Но сначала нашим малышам мы объясняем новые слова, употребляемые в театре:

  • сцена
  • ширма
  • зрители
  • аплодисменты
  • декорации
  • освещение
  • кулисы
  • занавес
  • афиша
  • билеты
  • зрительный зал
  • кукловоды
  • спектакль

Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Это обязывает коллектив взрослых провести спектакль с достижением всех поставленных перед собой целей. Обычно просмотр спектакля вызывает у наших детей желание самим устроить кукольный театр и самим показывать. Что они и делают, придя из зала в свою группу. Пользуются они, как правило, своими игрушками. Обычная игрушка может только выйти на сцену, перейти с места на место, но не может двигать руками, головой, туловищем; ею нельзя делать то, что хочется маленькому кукловоду. Очень быстро находятся и зрители. Дети — актеры с большим желанием, увлечением, с творческой фантазией и выдумкой учатся водить кукол. Мы не перебиваем малышей во время репетиции спектакля, не поправляем их, т.к. они сосредоточены на своих игрушках: пусть они играют, фантазируют, как им хочется, используя предложенный ими сюжет, может быть интереснее и ближе детям. Через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. В условия работы детского сада мы не создаем больших, сложных спектаклей, который по силам профессиональным театрам — это ненужно. Мы ставим маленькие сказки, небольшие сценки на ширме, но эти показы проводятся систематически и при этом используются все виды кукольного театра. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Мы стараемся проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забываем, что кукольный театр — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству, к творению.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Они дают «Гамлета», но чаще — «Золушку» или «Щелкунчика» для аудитории 4+. К ним ходят всей семьёй — их детские спектакли интересны и взрослым. Московский частный театр «Вернадского, 13» работает уже 20 лет. Почему, работая на грани выживания, классные актёры не уходят на большие сцены и в кино, а остаются играть для своего зрителя — в репортаже корреспондентов RT с новогодней ёлки.

По телефону с сайта театра «Вернадского, 13» попал в кассу. Сообщил, что хотел бы сделать репортаж, и попросил передать мой контакт режиссёру. Через некоторое время приходит сообщение в WhatsApp: «Здравствуйте, Алексей. Меня зовут Надежда, я администратор театра». Посмотрел на аватарку — знакомое лицо. Перезвонил. «Надежда Карпухина-Карпович? — уточняю я. — Вы же робкий Зайчик в «Трям! Здравствуйте!» и Гертруда в «Гамлете», роковая испанская красотка в «Блэзе» и… мышка в новом спектакле. Почему же администратор?» В трубке смех: «Да, это всё я. Придёте — сами увидите».

Зайчик-Гамлет

Впервые в театр «Вернадского, 13» я попал в 2007 году. На новогоднюю ёлку. Какой-то новый театр, возможно, даже самодеятельный. В полуподвале жилого дома по соответствующему адресу — название от него. Ну, чего ожидать? Тоскливо вспомнил дядю Гену, папу моего друга. Доставив нас на ёлку и посадив в зал, сам удалялся в буфет пить кофе с принесённым из дома коньяком. А ведь интеллигентный человек. «Утренники не по моим нервам», — комментировал он тогда. Но я был за рулём — ничего не оставалось, как сесть вместе с детьми. И не пожалел.

С одной стороны, без всякого коньяка я неожиданно уподобился ребёнку — только что не топал при появлении злодея. А главное, с удивлением заметил, что спектакль только на первый взгляд детский.

Взрослые актёры как будто играли для меня: какие-то шуточки, акценты, непонятные детям, отлично считывались их родителями.

Почти всем актёрам не больше 30 лет. Но это точно была не самодеятельность, не утренник в клубе — абсолютно профессиональная постановка.

За следующие 14 лет я посмотрел почти все детские спектакли — на ёлки всегда давали премьеру. И, если удавалось, не пропускал редкие взрослые постановки. Там вчерашний Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города» (он же волк, стражник и т. д. в других сказках) выходил Горацио в «Гамлете», а тролль, король, ёжик — в главной роли в «Старшем сыне». Классные драматические актёры — в каждой роли они становились другими. Мне казалось, что рано или поздно им станет тесно на сцене «Вернадского, 13» и они уйдут. В кино, в «большие» театры. Но вот сейчас посмотрел на сайте новогоднюю программу — 2021/22. Новый спектакль «Кот-волшебник и мышиное рождество», категория 4+. В роли Виолетты, белой мышки — мамы, — Надежда Карпович.

«Мой муж — Дед Мороз»

26 декабря, воскресенье. Два представления в день: в 12:00 и в 16:00. Зрители могут прийти за час до начала — в фойе будут игры с героями сказок. И так ежедневно весь новогодний сезон — с 24 декабря по 9 января.

Артисты начинают собираться ближе к 11:00. Первой начинает переодеваться и гримироваться Юлия Лукьяшко (Фружи, белая мышка — дочь). Правда, почему-то не в мышь, а в Снегурочку.

«Все занятые в новогоднем спектакле участвуют и в предварительной программе», — поясняет она.

61cb12f502e8bd6a20524b8a

  • Данила Алексеев
  • © RT

И точно, в соседней гримёрке натягивает подушку-пузо под костюм весёлого повара Данила Алексеев (Мартон, серая мышь — папа).

Рядом гримируется Арлекин — уже много лет в разных образах детей перед представлением развлекает актриса и сценарист почти всех постановок Евгения Войцеховская. Чуть позже пузо для солидности образа надевает и Сергей Карпович — в спектакле он Кот, но сначала выйдет Дедом Морозом.

61cb12fa02e8bd6a20524b8e

  • Надежда Карпович
  • © RT

«Ага, мой муж — Дед Мороз, — кивает появившаяся Надежда Карпович (многим зрителям известна под прежней фамилией — Карпухина. — RT). — Вся жизнь здесь — где же ещё мужа искать? Вы интересовались, чувствую ли я себя примой. Конечно, чувствую. Особенно когда на мне нужно дошить последние четыре куска сыра (реквизит на сцену. — RT) перед премьерой. Маленький театр — тут каждый отвечает за кучу всего, совмещая много функций, должностей, делает что-то руками. Мальчики даже шить научились. Ощущения примы нет — есть безмерное чувство ответственности. Веду соцсети театра. Когда организационные вопросы решаю, не представляться же мне примой — называюсь администратором».

Одеваться — что-то быстро натянуть, завязать сбоку — актёрам помогает костюмер Анастасия. Как выяснилось, она режиссёр — как и почти все здесь, закончила Щукинское.

Дальше я уже привыкну, что кто-то из артистов будет стоять у рубильника, заменяя техника, и т. д. А Надежда между выходами на сцену будет спешно отвечать на вопросы зрителей в соцсетях от имени администратора.

Сейчас Надежда надевает парик, белое платье с кружевом. Превращается в этакую светскую даму. Потом рисует усики, носик — дама оказывается «элитарной» белой мышью.

«Какая у меня мышь по счёту? Было две в разных редакциях «Щелкунчика». Эта третья. По роли мы белые мыши — родители. Мы спесивые, заносчивые. Считаем серых мышей деревенщиной, — объясняет Надежда. — Эта сказка — разговор о вполне взрослых проблемах восприятия людьми друг друга».

61cb12f302e8bd6a20524b89

  • Карпович и Лукичев
  • © RT

В этот момент из другой гримёрки выходит Михаил Лукичев — уже в костюме её супруга. «По сути, я папа Капулетти», — отмечает он.

В сыроварне живёт семья серых мышей: папа, мама и молодой сын. Обычные, каких много. Растолстевшая, тянущая на себе дом жена, инфантильный, пытающийся избегать принятия решений муж. Рядом с ними селится супружеская пара белых мышей с красавицей дочкой. Это снобы, как будто бы более успешные и активные. Но если присмотреться, то и в этой семье всё то же самое.

А дальше начинается классическая история Ромео и Джульетты: дети влюбляются друг в друга, а родители против. Причина понятна: «они не такие, как мы».

Евгения Войцеховская написала сценарий по мотивам сказки Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». И, в отличие от Шекспира, тут всё заканчивается хорошо — семьи мирит… Кот. Он объясняет родителям, что различие между ними мерещится только им самим. Мол, вы все боитесь кошек, любите сыр. Короче, живите дружно, а то съем.  

«Кот, уходи!» — слышится громкий крик зрителей. Дети, включая четырёхлетних на первых рядах, в восторге. Родители реагируют куда сдержаннее, но, очевидно, замечают написанное специально для них. Узнают себя, свои отношения. «С таким мужем любая превратится в серую мышь», — кажется, кто-то из зрителей это даже проговаривает. Если убрать мышиные интонации — вполне взрослые, серьёзные диалоги.

«Малыши считают какой-то один план, — пояснила мне основатель и художественный руководитель театра Елена Громова. — Но нужно несколько пластов, чтобы вещь была интересна и детям постарше, и взрослым. А постановки формата «ой, детишечки, у-тю-тю» не переношу. Да и дети всегда чувствуют несерьёзное отношение».

Громова говорит, что на некоторых сказках взрослых пробирает настолько, что даже папы плачут. Верю — один из них.

Представление заканчивается. Выход на поклон. Публика не отпускает. Потом ещё выход, на бис. Актёры возвращаются в гримёрку. До начала следующего спектакля целых полтора часа.

«Слушай, а давай, когда мы набрасываемся на Кота, ты встанешь с другой стороны, — предлагает Надежда своему сценическому супругу Михаилу. — Можно добавить действия. Будет весело, если я его веником сверху отметелю».

Мне всегда казалось, что лучше приходить на 12-часовой сеанс: пока актёры свежие и физически, и психологически.

«Наоборот, второй, в 16:00, всегда ярче, — объяснил мне ещё находящийся в образе грустной мыши Данила Алексеев. — Мы ж совы — чем позже, тем активнее. На утреннем спектакле только разыгрываемся, разгоняемся».

Дом и старики

Полине Шитовой 20 лет, ещё студентка театрального. Самая молодая из нынешней труппы. Надежде Карпович, когда она почти 20 лет назад пришла в этот театр, было ещё меньше. Теперь её и оставшихся от первого состава называют «наши старики».

«Ко мне тут в зале бросилась одна мама — она сама в детстве была на нашем представлении, а сейчас привела уже своего ребёнка», — отмечает Надежда.

В обычном театре актёр живёт и взрослеет со своими зрителями. Развитие самого актёра находит оклик в его аудитории. А здесь как в школе — постоянная смена поколений детей, а заодно и их родителей, для которых ты снова скачешь зайчиком или ёжиком.

«Дети от поколения к поколению меняются. Каждый раз нужны новые подходы, — рассуждает Надежда. — Да, у меня есть ощущение, что не сыграла многого, что хотела. Но не сыграла не где-то там, а здесь. Просто потому, что приходится тратить время на что-то другое».

61cb12f102e8bd6a20524b88

  • Елена Громова
  • © RT

Худрук Елена Громова во время спектаклей сама выполняет работу осветителя — сидит за пультом. Но, пожалуй, она тут одна, для кого театр — единственный источник дохода. Все остальные члены труппы подрабатывают в других местах. Причём отнюдь не всегда искусством. Павел Фартуков (Шома, серая мышь — сын) сейчас играет только по выходным, а по будням занимается продюсированием компьютерных игр в IT-компании.

«Во время самоизоляции всё стояло. Даже сериалы не снимали. Знакомые позвали поучаствовать. Посмотрел, понравилось. И втянулся», — поясняет Павел.

Это при том, что у него — у единственного из всех присутствующих — есть свой агент. Начал сниматься очень рано — в 18 лет получил главную роль в сериале «Невидимки» (2010). И с тех пор участвовал в шести десятках кинопроектов.

Также по теме

618ea043ae5ac956163cfa5a
«Очень сложно притворяться»: для чего москвичи ходят на концерты и спектакли в темноте

По данным Всероссийского общества слепых, сейчас в стране около 103 тыс. людей с тотальным нарушением зрения. Между тем в Москве…

«Кино, особенно сериалы, — вообще другое, — говорит Павел. — Пока снимали 70 серий «Невидимок», сменили 27 режиссёров… А тут — дом».

Но дело даже не в семейном уюте своего театра, оберегающего от интриг и прочих проблем в иных местах. «Елена Валерьевна приучила нас к очень высокому качеству, которое редко можно встретить. А если сравнивать с детскими театрами, то я подобного вообще больше нигде не видел», — поясняет Михаил Лукичев.  

Даже в гримёрке Данила Алексеев, как и его герой, продолжает щипать струны на превращённой в этакую балалайку большой деревянной ложке. «Листал Instagram. Гляжу — приятель сейчас в Таиланде на корпоративе. А я как раз вот эту штуку из ложки для роли мастерил. И подумал, что, видимо, чем-то не тем в жизни занимаюсь», — шутит он.  

Данила не только актёр. Он преподаёт в детской студии «Крылья», открытой при театре много лет назад. Реализуется там и как режиссёр. Работа на детскую аудиторию, видимо, особенно располагает к педагогике — детям в студии преподаёт почти вся труппа. Лучших потом приглашают к себе — Юлия Лукьяшко и Полина Шитова как раз из выпускников «Крыльев».  

«Это мой дом, который я с 17—18 лет строю. Надеюсь, что через 20—30 лет я передам свой театр в руки младшего поколения, которое будет с большим задором на сцене, — отвечает Надежда Карпович на мой вопрос о будущем. — На них будут кричать: «Уходи, Кот!», а я буду сидеть в зрительном зале со своими детьми или внуками. Уйду в педагогику. Или нет, сама уже поставлю какой-нибудь спектакль наконец. В таком темпе, как мы работаем сейчас, через 30 лет будет невозможно. Наркотик ли эта суета? Для кого-то да. Синдром отложенного счастья».

Частный нафталин

Театр частный, существует с 2000 года. «Была идея, был спонсор, — рассказывает Елена Громова. — На его деньги мы оборудовали помещение. Набрали труппу по полному штату. Вспомогательный персонал. Уже было начали работать, как бизнес у спонсора расстроился, — в 2002 году мы остались без финансирования. Сотрудников пришлось распустить и искать форму существования». 

61cb12fd02e8bd6a20524b90

  • © RT

Помещение муниципальное, выделено как объекту социального назначения — аренда бесплатная. Расходы — коммуналка, зарплаты актёрам и персоналу. И постоянные, не всегда предсказуемые затраты на декорации, оборудование, ремонты и т. д.

«Театр частный. Никаких грантов, субсидий. Мы живём только за счёт продажи билетов, — говорит Громова. — В зале 108 мест. Билеты от 300 до 1800 рублей. Если заполнено 70%, то мы окупаемся».

Оклад у актёров в штате — 16 тыс. рублей. Остальное — по занятости на сцене. Выходит до 40 тыс. рублей. Как уже было сказано, артисты совмещают функции декораторов, техников, звукооператоров. В штате нет гримёра. «Когда мы закрылись во время самоизоляции, уборщица уехала домой на Украину. И не вернулась. Новую нанимать не стали — убираем теперь сами», — отмечает Громова.

Понятно, что за каждую дополнительную обязанность актёру доплачивают. О размерах сумм можно только догадываться. Определённые деньги приносит театральная студия — месяц занятий стоит 8 тыс. рублей.

Постоянно занятых артистов — 12 человек. Других приглашают по мере необходимости. Сейчас почти все, кто не занят в спектакле про мышей, работают на новогодних шоу, корпоративах, ёлках.

«Почему мы выбрали для новогоднего представления именно такой сюжет? В том числе из-за пандемии, — неожиданно выдаёт Громова. — Роспотребнадзор разрешил только 70% заполнения зала. Если б мы могли продать билеты на все места, то позволили бы себе спектакль подороже — с большим числом персонажей, другими декорациями».

Детский репертуар — почти всегда простой по будням, разве что кроме каникул. Конечно, по вечерам можно давать взрослые спектакли. Но тут уже маркетинг тонкой настройки: как заманить вечером усталого взрослого в малоизвестный театр далеко за Третьим кольцом, сколько назначить за билет, чтоб и зрителю по карману, и самим окупиться? За 20 лет существования театра успешная схема так и не устоялась: взрослых спектаклей пока в репертуаре мало и показывают их сравнительно редко. Но надежды остаются.

«Мы репертуарный театр, — объясняет Громова. — То есть это не проекты какие-то разовые, а постановки, которые идут годами. И мы не площадка для выступлений, а камерный театр. Дающий возможность для глубокого разговора со зрителем. Хорошо ли это, современно ли? Однажды Пётр Наумович Фоменко свой театр назвал нафталином. И мы нафталин, классика. Ничего плохого в этом нет. Лучше нафталин, чем моль».

Третий партнёр

Со сцены снова звучат финальные реплики. Снова Кот произносит речь. Влюблённые берутся за руки. Дети кричат из зала. Аплодисменты, выход на поклон. И на бис. В гримёрку снова один за другим влетают актёры.

«В этот раз зал совсем другой — куда отзывчивее! — делится впечатлениями Полина. — Дети смеялись даже над теми шутками, над которыми никто никогда не смеялся, даже мы».

61cb12fe02e8bd6a20524b91

  • © RT

Утром были в основном организованные группы под присмотром учителя. Это самая сложная аудитория — дети отвлекаются друг на друга. А на второе представление пришли по отдельности, с родителями.

«Конечно, мы же играем не в режиме кинотеатра — ловим реакцию из зала, откликаемся на неё. Зритель — это третий партнёр», — поясняет Надежда.

Всегда было интересно посмотреть, что происходит с актёрами, когда они после поклонов наконец скрылись за кулисами. Посмотрел. И ничего не понял. Впрочем, и они сами свои ощущения объяснить не смогли.

«Надо ли выйти из роли? У кого как, — пожимает плечами Михаил Лукичев. — Мне, например, нужно ещё какое-то время посидеть в костюме».

В целом была атмосфера какого-то очередного достижения. Возможно, потому что премьера — играют всего третий день. Уходя домой, актёры целовали уже спустившуюся из осветительной Громову.

«Впереди ещё 18 ёлок, спектакль набирает обороты!» — произнеся это, Надежда Карпович машинально, видимо, чтобы не сглазить, подняла сжатые кулаки. Глядя на неё, я понял, что ни в какие зрители с этой сцены она не уйдёт.

«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности»«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности»

Подготовила: Малащук Светлана Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137», г. Дзержинска Нижегородской области

«Театральная деятельность – наиболее доступная ребенку деятельность и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций»

(А. В. Запорожец.)

Благодаря театрализации ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. При наблюдении за детьми в процессе игры, выявляется большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх — драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. В детском саду театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: предметные игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы бибабо настольного и кукольного театра и т.д.), или режиссерские игры и непредметные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, дети сами находятся в образе действующего лица — игры-драматизации. Именно сюжетно-ролевая игра является своеоб-разным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Скачать конспект

Во время совместных игр с взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности — воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как: формирование эстетического вкуса; нравственное воспитание; художественное образование и воспитание детей; развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической); создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности; решение конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в образовательной деятельности — это игровые приёмы и сюрпризные моменты. Сказочные персонажи помогают детям лучше усвоить знания, умения и навыки.

В совместной свободной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли в исполнении взрослых и старших детей. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. На прогулке большие возможности для игрового развития детей. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Если применять в работе фольклорный материал, то стимулируется эмоциональное проявление детей, развивается связная речь. Уже с первых игр дети учатся создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал, принимают непосредственное посильное участие в оборудовании места для игры.

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях.

При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. Дети любят, когда им читают сказки. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Поэтому важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). В средней группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. С этой целью я проводила ролевые игры: «Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата» и другие. На занятиях разыгрывали небольшие сценки из детского быта, организовывали игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского и др.

Для обогащения игрового опыта детей мной была проведена предварительная работа: посещение театральных представлений в ДОУ; рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам; комплексы сюжетной утренней гимнастики – «Поход в лес», «Дрессированные собачки», «Бабочки», «Зоопарк», «В гости к елочке»; разучивание танцевальных движений и пение детских песенок; использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам; пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра; ряжение в костюмы героев сказок для игр — драматизаций; подвижные игры на прогулке «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», «Кот и мыши»; разучивание народных игр «Ходит Ваня», «Заинька, попляши», «Паучок»; хороводные игры «По ровненькой дорожке», «Зайка шел», «Раздувайся, пузырь», «Ровным кругом»; разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой», «Аленка-маленка»; беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок. А еще в работе с детьми я использовала этюды и упражнения, развивающие у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение): на развитие внимания и памяти: «Кто пришел первым», «Назови соседа»; на развитие воображения: «Предположим, что…» (Например, пошел дождь, дует сильный ветер, стало очень холодно), «Прогулка в лес» (перешагиваем через лужи, перепрыгиваем через овраг, подлезаем под поваленные деревья, нюхаем цветочки и т.д.); на точность и выразительность движений и жестов: «Лесные звери» (как ходит медведь, волк, лиса, прыгает заяц, ежик свернулся клубком), «Отгадай, кто я, что я делаю» (по выполняемым движениям назвать персонаж, например: врач слушает больного, киска лакает молоко); на выражение основных эмоций: «Лиса и заяц» (лиса хитрая, иногда добрая, заяц быстрый, трусливый); «Медведица и медвежата» (медвежата проголодались и просят есть — ласково просят, ноют, сердито требуют и даже приказывают); «Медведь в берлоге» (Пригрело солнышко. Снег начал таять и попала медведю в берлогу вода.). Этюды помогают детям развивать свое творчество. Я предлагала детям изобразить отдельные эпизоды из любимых сказок. Например: показать, как Лиса выбрасывала рыбку с воза; как Волк ловил рыбку и приговаривал; как Лиса строила избушку ледяную, а Заяц – лубяную. Благодаря таким игровым импровизациям, у ребенка постепенно развиваются творческие способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Для мотивации детей я применяла вопросно-ответную форму общения по сюжету произведения. Например: «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка?», «Почему сломался теремок?», «Кого на своём пути встречал Колобок?» и др. А также включала в работу с детьми прослушивание звукозаписей: детских сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики» и т.д.

Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) я использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта. Для закрепления полученных знаний предлагаю детям игровые ситуации. Например: приношу куклу, у которой испачканы руки и лицо. Объясняю детям, что кукла Маша гуляла на улице, оступилась и упала в грязь. Нужно ей помочь, но как? Дети подсказывают, что куклу нужно вымыть. Предлагаю им самим вымыть Машу. Распределяю между ними действия: Ваня нальет воду в таз, Даша подкатает кукле рукава, и т.д. Видя, что интерес к игре не ослабевает, предлагаю напоить куклу чаем. Дети продолжают игровые действия с куклой. Незаметное изменение ситуации делает игру продолжительной и интересной. Путем ис-пользования в подобных ситуациях игрушек, изображающих живых существ, я стараюсь воспитать в детях сочувствие к попавшему в беду, желание помочь, сострадание. Для того чтобы заложить в сознании детей представления о положительном и отрицательном поведении, провожу игры-инсценировки, в которых использую элементы театрализации, показываю детям ситуации, характерные для их возраста. В этих ситуациях малыши помогают игрушкам своими советами. Например: приношу в группу зайку Коську, который горько плачет и медвежонка Топтышку. Медвежонок обидел зайку, толкнул его. Дети по одному и все вместе объясняют медвежонку, как нехорошо толкаться. Топтышка просит прощения у зайки.

Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра. Или в гости приходит игрушка — персонаж песни, чтобы послушать, как дети про него поют. В рамках занятия в средней группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок. На занятии «Овощи с огорода» можно использовать элементы театра на магнитах из сказки «Пых»: грядки с капустой, свеклой, морковкой, да репкой желтенькой. На занятие по рисованию к детям может придти, например: «Королева – кисточка», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Из природных материалов можно сделать фигурки животных и разыграть с ними фрагмент из знакомой сказки, а также можно использовать пальчиковый или настольный театр, например, при разыгрывании сюжета о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики. Особое место занимает использование театрализации на праздниках и развлечениях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Важно использовать прием «секретности». По секрету от других детей репетировать инсценировки, индивидуальные танцы, стихи. Родители тоже должны быть вовлечены в эту «секретность». Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов. В нашей групповой комнате оборудован театральный уголок: все куклы выставлены на доступное детям место, разложены различные виды театров, маски; изготовлены настольные ширмы разной тематики и ширмы по росту детей, приобретены различные костюмы и изготовлены атрибуты к сказкам. При построении развивающей среды особое внимание уделяется соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Я стараюсь вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Если бы я был волшебником». Для развития фантазии использую ди-дактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; для активизации мыслительного процесса отгадываем загадки по сказкам. В результате этой работы у ребят формируется устойчивость интересов. Показывая сказки детям, я использовала различные виды театров, которые имеются в моей группе: пальчиковый, на палочках, настольный, театр картинок, на фланелеграфе, магнитный театр, конусный, бибабо. Уже во второй половине года в игре-драматизации я старалась учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму. Использовала обучающие упражнения, например: «Представь себя маленьким зайчиком (лисенком, медвежонком, волчонком и т.п.) и расскажи о себе».

Работая над интонационной выразительностью речи, предлагала исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка; произносить специально подобранные короткие стихотворения то удивленно, то насмешливо. Произносить фразы: «Оторвали мишке лапу», «Это моя бабушка», «Побежал котенок по комнате» и др. — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза. Я предлагала ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, требовательно, с обидой; задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого, чтобы слушатели догадались, кто из медведей спрашивает; вести диалог двум детям, где они задают друг другу вопросы от лица зайца, лисы, медведя и т.д. Для развития выразительности движений я предлагала детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа из прочитанной сказки или рас-сказа по выбору детей; от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку); изобразить прогулку семейства трех медведей. Также разработала игровые задания и ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников. Например: «Лисичка подслушивает» (Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят); «Ловим бабочек» (подкрасться, протянуть руки, накрыть ладошками); «После дождя» (осторожно пройти, не замочив ноги, или прыгать по лужам, чтобы брызги летели в разные стороны); «Отгадай, кто я» (ребенок жестами, мимикой, звуками и движениями изображает кого — то или что — то, а остальные дети отгадывают). А также можно детям поздравить куклу Машу, развеселить грустного Мишутку, помочь Каркуше. Работая Такие игры развивают творческие способности детей. Прежде чем начать работу по драматизации сказок, я с группой наиболее активных детей старалась показывать простейшие сказки, используя настольный театр: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросенка». С малоактивными детьми я драматизировала произведения, в которыхнебольшое количество действий, например: «Кисонька – мурысенька», «Солнышко и дождик», «Два веселых гуся», «Солнышко – ведрышко», «Зайчишка – трусишка», «Идет лисичка по мосту» и др. С этими потешками я предлагала детям моей группы выступать друг перед другом, используя сюжетно – ролевую игру «Театр». Ребята с большим интересом стали слушать сказки, имитировать движения зверей, произносить звукоподражания, наряжаться в юбочки, фартучки, косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в самостоятельной деятельности в игровом уголке, в сюжетно – ролевых играх, при драматизации эпизодов из любимых сказок. Кроме этого, я знакомлю детей с театральными профессиями. Дети имеют элементарные представления о том, что делают актеры, гримеры, режиссеры, костюмеры, осветители. Мы привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. Провела консультации для родителей на тему: «Роль игры в семье»; «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей ребенка»; «Воспитание сказкой». Разработала и провела анкетирование на тему: «Театр и дети», цель которого: выявить степень заинтересованности родителей в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность и определить дальнейшее направление работы с детьми по данной теме.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети пропускают через себя разные события из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Образовательные области в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1.Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, медсестры, водителя скорой помощи. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

2.Воспитательные: Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

3.Развивающие: Развивать умение выбирать роль (врача, медсестры, пациента, водителя скорой). Выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной). Развивать диалогическую форму речи.

Материалы и оборудование: Игровые уголки «Дом», «Вольница», костюмы для врача, медсестры, водителя скорой помощи, набор инструментов для игры «Больница».

Активизация словаря: врач, медицинская сестра, градусник, фонендоскоп, таблетки.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о профессии врач.

2. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

3. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Обыгрывание игровых ситуаций «На приеме у врача», кукла Катя заболела».

Игровые роли: врач скорой помощи, водитель скорой помощи, медицинская сестра, работник регистратуры, родители (Мама и папа).

Примерный ход игры:

 Дети распределяют роли. Мама (ребёнок) вызывает вра¬ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведёт машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остаётся дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка¬тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, заходить в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

Организационный момент.

Сбор на игру:

-Эй, ребята, не робей.

На игру беги скорей.

Дети подходят к воспитателю и встают перед ним.

Мотивация:

— Ребята, недавно мы с вами познакомились с профессией врач, смотрели кукольный театр и читали сказку.

-Скажите. А что такое профессия врач? (Ответы детей).

-Вы хотите поиграть в игру «Скорую помощь» (Да).

Подготовительный этап

— Ребята, посмотрите. (Жест на игровые уголки, здесь у нас будет дом, где живет больной).

— В больнице у нас есть регистратура, куда звонят пациенты. Давайте воспитатель будет работником регистратуры? А теперь давайте распределим роли. (Дети выбирают роли)

— Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Дети расходятся по своим местам. (Играющие расходятся по своим определенным местам и каждый занимает свою роль)

Самостоятельная игра

Разыгрываются сюжеты:

1. «Дочка заболела»

2. «Скорая помощь»

3. «Прием больного в больнице»

4. «Лечение больного»

Рефлексия

— Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши герои? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Образовательные области в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1.Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, медсестры, водителя скорой помощи. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

2.Воспитательные: Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

3.Развивающие: Развивать умение выбирать роль (врача, медсестры, пациента, водителя скорой). Выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной). Развивать диалогическую форму речи.

Материалы и оборудование: Игровые уголки «Дом», «Вольница», костюмы для врача, медсестры, водителя скорой помощи, набор инструментов для игры «Больница».

Активизация словаря: врач, медицинская сестра, градусник, фонендоскоп, таблетки.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о профессии врач.

2. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

3. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Обыгрывание игровых ситуаций «На приеме у врача», кукла Катя заболела».

Игровые роли: врач скорой помощи, водитель скорой помощи, медицинская сестра, работник регистратуры, родители (Мама и папа).

Примерный ход игры:

 Дети распределяют роли. Мама (ребёнок) вызывает вра¬ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведёт машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остаётся дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка¬тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, заходить в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

Организационный момент.

Сбор на игру:

-Эй, ребята, не робей.

На игру беги скорей.

Дети подходят к воспитателю и встают перед ним.

Мотивация:

— Ребята, недавно мы с вами познакомились с профессией врач, смотрели кукольный театр и читали сказку.

-Скажите. А что такое профессия врач? (Ответы детей).

-Вы хотите поиграть в игру «Скорую помощь» (Да).

Подготовительный этап

— Ребята, посмотрите. (Жест на игровые уголки, здесь у нас будет дом, где живет больной).

— В больнице у нас есть регистратура, куда звонят пациенты. Давайте воспитатель будет работником регистратуры? А теперь давайте распределим роли. (Дети выбирают роли)

— Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Дети расходятся по своим местам. (Играющие расходятся по своим определенным местам и каждый занимает свою роль)

Самостоятельная игра

Разыгрываются сюжеты:

1. «Дочка заболела»

2. «Скорая помощь»

3. «Прием больного в больнице»

4. «Лечение больного»

Рефлексия

— Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши герои? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Образовательные области в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1.Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, медсестры, водителя скорой помощи. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

2.Воспитательные: Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

3.Развивающие: Развивать умение выбирать роль (врача, медсестры, пациента, водителя скорой). Выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной). Развивать диалогическую форму речи.

Материалы и оборудование: Игровые уголки «Дом», «Вольница», костюмы для врача, медсестры, водителя скорой помощи, набор инструментов для игры «Больница».

Активизация словаря: врач, медицинская сестра, градусник, фонендоскоп, таблетки.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о профессии врач.

2. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

3. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Обыгрывание игровых ситуаций «На приеме у врача», кукла Катя заболела».

Игровые роли: врач скорой помощи, водитель скорой помощи, медицинская сестра, работник регистратуры, родители (Мама и папа).

Примерный ход игры:

 Дети распределяют роли. Мама (ребёнок) вызывает вра¬ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведёт машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остаётся дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка¬тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, заходить в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

Организационный момент.

Сбор на игру:

-Эй, ребята, не робей.

На игру беги скорей.

Дети подходят к воспитателю и встают перед ним.

Мотивация:

— Ребята, недавно мы с вами познакомились с профессией врач, смотрели кукольный театр и читали сказку.

-Скажите. А что такое профессия врач? (Ответы детей).

-Вы хотите поиграть в игру «Скорую помощь» (Да).

Подготовительный этап

— Ребята, посмотрите. (Жест на игровые уголки, здесь у нас будет дом, где живет больной).

— В больнице у нас есть регистратура, куда звонят пациенты. Давайте воспитатель будет работником регистратуры? А теперь давайте распределим роли. (Дети выбирают роли)

— Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Дети расходятся по своим местам. (Играющие расходятся по своим определенным местам и каждый занимает свою роль)

Самостоятельная игра

Разыгрываются сюжеты:

1. «Дочка заболела»

2. «Скорая помощь»

3. «Прием больного в больнице»

4. «Лечение больного»

Рефлексия

— Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши герои? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

 Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Образовательные области в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1.Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, медсестры, водителя скорой помощи. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

2.Воспитательные: Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

3.Развивающие: Развивать умение выбирать роль (врача, медсестры, пациента, водителя скорой). Выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной). Развивать диалогическую форму речи.

Материалы и оборудование: Игровые уголки «Дом», «Вольница», костюмы для врача, медсестры, водителя скорой помощи, набор инструментов для игры «Больница».

Активизация словаря: врач, медицинская сестра, градусник, фонендоскоп, таблетки.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о профессии врач.

2. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

3. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Обыгрывание игровых ситуаций «На приеме у врача», кукла Катя заболела».

Игровые роли: врач скорой помощи, водитель скорой помощи, медицинская сестра, работник регистратуры, родители (Мама и папа).

Примерный ход игры:

 Дети распределяют роли. Мама (ребёнок) вызывает вра¬ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведёт машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остаётся дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка¬тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, заходить в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

Организационный момент.

Сбор на игру:

-Эй, ребята, не робей.

На игру беги скорей.

Дети подходят к воспитателю и встают перед ним.

Мотивация:

— Ребята, недавно мы с вами познакомились с профессией врач, смотрели кукольный театр и читали сказку.

-Скажите. А что такое профессия врач? (Ответы детей).

-Вы хотите поиграть в игру «Скорую помощь» (Да).

Подготовительный этап

— Ребята, посмотрите. (Жест на игровые уголки, здесь у нас будет дом, где живет больной).

— В больнице у нас есть регистратура, куда звонят пациенты. Давайте воспитатель будет работником регистратуры? А теперь давайте распределим роли. (Дети выбирают роли)

— Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Дети расходятся по своим местам. (Играющие расходятся по своим определенным местам и каждый занимает свою роль)

Самостоятельная игра

Разыгрываются сюжеты:

1. «Дочка заболела»

2. «Скорая помощь»

3. «Прием больного в больнице»

4. «Лечение больного»

Рефлексия

— Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши герои? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

  • Сказки для детей читать 4 5 лет перед сном терапевтические
  • Сказки для засыпания медитативные слушать
  • Сказки для детей смотреть три поросенка
  • Сказки для детей слушать 6 7 лет бесплатно слушать на ночь длинные
  • Сказки для детей слушать незнайка на луне