Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.
По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.
Малышам
«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне
Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.
Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.
«Только все вместе» Лоренца Паули
Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.
Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.
Ребятам постарше
«Вратарь и море» Марии Парр
Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.
Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.
«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской
Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.
Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.
Подросткам
«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой
Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.
Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.
Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна
Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.
Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.
В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Конспект занятия
Пересказ сказки «Заяц – хвастун» и
присказки «Начинаются наши сказки».
для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5
до 6 лет
Образовательная
область: Речевое развитие
Занятие:
Развитие речи
Цель:
закрепить знания детей о русских народных сказках
Задачи:
Образовательные: Помочь
детям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку,
придерживаясь плана. Познакомить с присказкой «Начинаются наши сказки».
Развивающие:
Развивать
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.
Воспитательные:
Воспитывать
умение понимать учебную задачу и решать ее.
Материалы
и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, хрестоматия для детей 5-6 лет
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
Воспитатель: Любите
ли вы сказки? (ответы детей), а почему вы их любите?
Знаете, дети, какая случилась
беда! В сказочном лесу заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда
они. Но как мы сможем помочь сказочным героям? (ответы детей) И как попасть в сказочный лес?
(ответы детей) Нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова, но прежде чем
мы это сделаем, давайте разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для языка:
Если
в сказку всем
сердцем поверить,
В
мир волшебный откроются двери… (Приоткрыть рот)
Вы
туда без труда попадете
На
волшебном ковре – самолете (удерживать широкий язык на нижней губе)
На
летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка чашечкой)
На
плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И
верхом на Коньке — Горбунке (поцокать язычком)
Можно
в сказку влететь
на Жар — Птице (язык
двигается вверх- вниз)
Можно
на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
А
можно поехать на паровозике.
Дыхательное
упражнение
«Паровозик»
II. Основная часть
Воспитатель просит ребят назвать известные им русские
народные сказки. Дети вспоминают и называют сказки
Воспитатель: «Сказки просят, а сейчас вы друзья узнайте нас».
Воспитатель загадывает детям загадки
о сказках.
1. Не лежалось на окошке, покатился по
дорожке (колобок)
2. Нет ни речки, ни пруда – где воды
напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца! (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3. Мышка дом себе нашла,мышка добрая была:
в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)
4. Красна девица грустна, ей не нравится
весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (снегурочка)
5. Ах ты Петя простота,сплоховал немножко:
не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)
6. А дорога – далека, а корзина –
нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)
7. Отворили дверь козлята, и пропали все
куда-то (волк и
семеро козлят)
8. По тропе шагая бодро, сами воду тащат
ведра (по
щучьему веленью)
Далее педагог спрашивает, как обычно
начинаются русские
народные сказки (Жил-был, жили-были). Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную
концовку, например:
тут и сказке конец
кто дослушал молодец.
Приглашает детей на физкультминутку.
Колобок, колобок, Идут в полуприседе,
поставив руки на пояс.
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился, Бегут на носочках,
держа руки на поясе.
И назад не воротился. Встав лицом в
круг,
Встретил мишку, волка, зайку, изображают
медведя, волка, зайца.
Всем играл на балалайке. Изображают игру
на балалайке
У лисы спел на носу, Пляшут вприсядку
Больше нет его в лесу. Разводят руками.
После физкультминутки воспитатель продолжает беседу:
А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, книжище, домище,
чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно об очень больших
предметах. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хвастун»: «У меня не усы, а усищи, не
лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату
из сказки, а
дети хором ему помогают, произносят существительные с суффиксом -ищ.
Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет
речь о зайце великане. Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает сказку.
Перед рассказыванием
педагог читает присказку:
Начинаются наши сказки, заплетаются
наши сказки.
На море океане, на острове Буяне, там
березонька стоит, на ней люлечка висит
В люльке зайка крепко спит. Рядом
бабушка сидит зайке сказки говорит
Сказки старинные не короткие не длинные
Про кошку. Про ложку, про лису и про
быка
Про кривого петуха, про гусей, про
лебедей
Про смышленых зверей.
Это присказка не сказка, сказка будет впереди.
Рассказывание
сказки «Заяц-хваста».
Жил-был заяц
в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на
гумно ходить, овес воровать.
Приходит
он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал
им хвастать:
— У
меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы
и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту
разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
—
Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А
как ты хвастал?
— А у
меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот
она его маленько и потрепала:
—
Более не хвастай!
Раз сидела
ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как
бы вороне помочь?»
Выскочил
на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона
опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного
погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот
ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа
по содержанию.
- Кто
был хвастуном в этой сказке? (заяц) - Где
жил заяц? (в лесу) - Когда
ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо) - Куда
он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс) - Перед
кем он хвастался? (перед стадом зайцев)
Что
говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а
зyбищи — я никого не боюсь)
- Кому рассказали зайцы
про хвастунишку? (тётке вороне) - Как
ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!) - Что
случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и
давай мять) - Как заяц
ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили
ворону.) - Что сказала
ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)
-Молодцы
ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки
зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
Вот и
закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).
— И
как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто
слушал молодец».
Воспитатель рассказывает русскую, народную сказку «Заяц-хвастун» в обр. О. Капицы.
«Так
какой же был заяц в сказке?», – подводит итог
воспитатель. «Он
действительно был великан?». Воспитатель просит охарактеризовать
зайца (сначала был хвастун и трусишка,) Увидев ворону, он испугался, потом
проявил себя как настоящий храбрец. Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы.
III.Заключительная часть
Воспитатель:
-Где мы сегодня с вами
были?
— У вас все получилось
или были трудности?