-
Home
- Дела
- С заботой о родителях: как благотворительный фонд «Альпари» помогает мамам детей с инвалидностью
В декабре казанский благотворительный фонд «Альпари», помогающий семьям в тяжелой жизненной ситуации, запустил групповое обучение для мам детей с физическими и ментальными особенностями. Они могли выбрать любые образовательные курсы за счет благотворительной организации. Ожидается, что к концу обучения в марте мамы смогут найти себе дело по душе и начать самостоятельно подрабатывать на жизнь.
«Филантроп» поговорил с подопечными НКО и с генеральным директором организации Натальей Гилазевой, чтобы понять, почему детский фонд начал решать «взрослые» проблемы.
Благотворительный фонд «Альпари» появился в Татарстане в 2005 году с единственной целью – поддерживать детей с инвалидностью и тяжелыми заболеваниями и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. За всё время НКО улучшила условия быта более 4000 семей, оплатила лечение более 400 детям и разработала десятки постоянных программ помощи и благотворительных акций: к примеру, сейчас фонд собирает деньги на исполнение новогодних желаний детей из неблагополучных семей.
В 2016 году фонд начал оказывать поддержку родителей. Тогда им впервые предложили не просто ждать в коридоре, пока их дети закончат занятия со специалистами, но принять участие в творческих мастер-классах и психологических кружках. Три года назад «Альпари» взялся за комплексную поддержку семей: фонд старается уделять одинаковое внимание как детям, так и их мамам, находящимся в состоянии постоянной гонки за лечением и реабилитацией. Они, как никто другой, нуждаются в психологической и юридической поддержке, которую могут оказать штатные сотрудники и привлеченные специалисты НКО. Все это делается для того, чтобы показать, что в этой гонке мамы никогда не останутся одни.
«Это уже не просто мастер-классы, теперь мы оплачиваем мамам обучение, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь», — говорит Наталья Гилазева. На мастер-классах в «Альпари» готовы научить чему угодно: от швейного дела до маркетинга, — в зависимости от того, что интересно самой подопечной.
К каждой маме подходят индивидуально, подбирая образовательную программу под её умения и навыки. К примеру, недавно фонд смог помочь Елене, матери двух детей с инвалидностью, приобрести швейный набор для создания брошек. Теперь она ведет блог в инстаграме, в котором собирает заказы и продаёт украшения всем желающим.
«Ещё 68 мам мы смогли обучить массажу в фонде», — рассказывает директор «Альпари». После этого одна из них начала подрабатывать массажисткой, а потом решилась на постоянную работу в косметологии — самостоятельно прошла курсы по лазерной эпиляции и татуажу и сейчас обучает этому других. Недавно у Лилии появилась своя маленькая студия красоты в Казани, в которой она принимает клиентов и продвигает свои услуги.
«Люди думают, что выучатся, и у них будет очередь из желающих заплатить им деньги, но это не так — для успешной работы и тем более для ведения бизнеса нужен внутренний стержень, которого у многих нет, поэтому мастер-классы часто ограничиваются применением навыков дома», — объясняет Лилия.
Остальные подопечные действительно не стали подрабатывать массажем, зато делают его дома своим детям. Роза, как и Лилия, была одной из первых участниц мастер-классов по массажу. Работать массажисткой после них она не начала, зато курсы разбудили ее интерес к новым знаниям и опыту. Будучи учителем начальных классов, она заинтересовалась занятиями по сказкотерапии и не прогадала — полученные знания долго помогали ей не только преподавать в школе, но и разговаривать с собственными детьми.
«Мы отказались от принципа «делай добро и бросай его в воду»»: как помогает казанский фонд «Альпари»
«Многим людям, а не только детям, иногда нужна сказка — она всегда побуждает к действию и вдохновляет», — уверена Роза. Когда ее дети уже выросли из сказок, она решила проводить сеансы сказкотерапии для маленьких подопечных фонда «Альпари» и поняла, что это — её. Роза всё ещё продолжает ходить на некоторые мастер-классы, но уже не для того чтобы заново открыть своё дело, а из интереса к освоению нового.
По словам Натальи Гилазевой, только 10% мам после обучения действительно меняют свою жизнь в лучшую сторону, большинство же — ищет причины, чтобы этого не делать. И дело не в том, что подопечные не хотят перемен или дополнительных источников дохода — чаще всего у них просто нет сил на то, чтобы поменять свои привычки. Таким мамам, в первую очередь, необходима помощь психолога, которую «Альпари» также предоставляет.
«Фонд может сколько угодно приглашать высококлассных специалистов, коучей и бизнес-тренеров, но решение развиваться и к чему-то стремиться все равно должно исходить от подопечных», — подчеркивает директор НКО.
Сотрудники фонда наблюдают за семьей с особенными детьми около года перед тем, как предложить маме профессиональное обучение. В это время они смотрят, как мама обращается с ребенком, на что тратит заработанные деньги или социальные выплаты, в каком психологическом состоянии находится. Такая мера необходима, чтобы удостовериться в том, что выделенные пожертвования уйдут на лучшее будущее для человека, который готов приложить ради него усилия. Некоторые мамы после мастер-классов остаются настолько благодарными фонду, что сами становятся его волонтёрами и начинают безвозмездно помогать другим подопечным в похожей ситуации.
В декабре «Альпари» организовал групповые занятия для мам, которые действительно хотят меняться к лучшему. Специально для них сотрудники фонда пригласили квалифицированных психологов, которые сначала определят сферы профессиональных интересов и умения подопечных и зададут правильный настрой над работой над собой. Затем, исходя из рекомендаций специалистов, НКО построит индивидуальную образовательную траекторию для каждой из участниц. Ожидается, что к марту все мамы смогут самостоятельно зарабатывать за счет новых знаний и полученных навыков.
Чтобы собрать группу из 15 человек, сотрудники фонда провели множество собеседований с семьями, их знакомыми и социальными работниками. «Мы задаем неудобные вопросы всем, кому можем, чтобы быть уверенными в том, что делаем — мы не хотим воспитать подопечных иждивенцами», — отметила Наталья.
Кроме того, «Альпари» надеется организовать двухдневную благотворительную ярмарку перед новогодними праздниками. В 2007 году фонд был одним из первых, кто начал проводить их в Татарстане, — сначала это были просто выставки детских поделок, сделанных руками сирот и подопечных интернатов, а потом изделия начали покупать люди извне.
Ярмарочная традиция устоялась, и теперь «Альпари» старается регулярно приглашать для участия в мероприятиях не только детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и их родителей и бабушек.
«Это важно, потому что для подопечных это не просто возможность подзаработать, но ещё и выход в свет, и общение с неравнодушными людьми», — объясняет директор фонда.
Все деньги, заработанные на ярмарках, сначала поступают в фонд, а потом тратятся на нужды семей — на помощь с ремонтом или улучшение условий быта, и на расходные материалы для будущих мастер-классов «Альпари».
Вы тоже можете поддержать работу фонда и оставить пожертвование на сайте «Благо.ру».
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
Аутизм – это нарушение развития, которое оказывает сильное влияние на становление личности, познавательных процессов, социальных навыков и поведения человека. Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введён известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. Природа этого нарушения до сих пор остаётся спорной.
Первые проявления аутизма отмечаются уже в раннем возрасте, до трёх лет. Базовые особенности аутизма сохраняются у взрослых, хотя симптомы отчасти сглаживается с возрастом. Излечить аутизм нельзя, но прогноз может сильно варьироваться. Именно раннее выявление расстройств аутического спектра и своевременное вмешательство с адекватной состоянию терапией оказывают огромное влияние на развитие ребёнка, напрямую способствуют уменьшению тяжести симптомов и обретению независимости и самостоятельности во взрослой жизни.
Распространённость аутичных признаков намного более масштабная, чем считалось ранее: по некоторым данных, выше 1% среди населения. В 4 раза чаще аутизмом страдают мальчики.
Чем раньше диагностирован аутизм, тем выше шансы ребёнка преодолеть сложности, связанные с этим расстройством. Однако поставить диагноз аутизма до трёх лет — непростая задача даже для специализирующихся на данной проблеме профессионалов. Поэтому в США и многих других странах введено такое понятие, как группа риска по расстройствам аутического спектра, которое позволяет ребёнку с ещё не выставленным диагнозом получать раннюю специализированную помощь.
Начальные проявления аутизма, как правило, замечают родители уже в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не радуется родителям, на попытки общения возникает слабая реакция. С возрастом ребенок так и не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Чаще всего к двум годам родителей тревожит отсутствие речи, однако беспокоить могут и следующие особенности:
- ребёнок не смотрит в глаза, не откликается на своё имя «он словно на своей волне», не реагирует на просьбы «словно глухой»;
- не показывает пальцем на желаемое, не смотрит, куда показывает взрослый;
- не повторяет за взрослым простые движения, игры, его трудно чему – либо научить, делает только так, как считает нужным сам;
- совершает необычные движения, например трясёт руками или раскачивается и т.д.
- не интересуется игрушками или проявляет интерес к их неигровым деталям (например, вращение колеса машинки);
- как эхо повторяет слова, фразы; вместо того, чтобы отвечать, говорит о себе в третьем лице (он) или во втором лице (ты) или не произносит слова вовсе;
- совершает ритуалы в игре, быту, на прогулке;
- трудно управлять его поведением, отмечаются истерики, частыми бывают приступы агрессии, «с ним невозможно договориться».
Проявления аутизма многообразны, но ключевыми являются:
- Нарушения общения, сниженный уровень или отсутствие соответствующих возрасту социальных контактов с другими людьми.
- Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, интересам, видам деятельности, вместо занятий, требующих воображения.
При наличии у ребёнка любого из следующих признаков его следует показать специалисту:
- не лепечет к 12 месяцам жизни;
- к 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощание и т.п.);
- к 16 месяцам не выговаривает слова;
- к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов или неосознанно (эхолалично) повторяет слова.
В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются особом подходе, только формируется. На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребёнка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Для детей с аутизмом нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам. Для каждого аутичного ребёнка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий.
Аутизм считается неизлечимым заболеванием, но если, как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму.