Сказки чуковского корнея ивановича чуковского

Тематический день сказки дедушки к.и. чуковскогов средней группе цель: приобщить детей к культуре чтения детской художественной литературы. закрепить и систематизировать

Тематический день «Сказки дедушки  К.И. Чуковского»

в средней группе

Цель: Приобщить детей к культуре чтения детской художественной литературы. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К.И. Чуковского.

2.Развивать мышление, речь, воображение, память.

3.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4.Привлекать детей к творческой деятельности.
5.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать.

Предварительная работа:

1.Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу.

2. Слушание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята . Сегодня у нас праздник, встреча с героями любимых книг. Посмотрите на эту выставку. Кто из вас узнал эти книги? Кто их назовёт? (Ответы детей).

Воспитатель: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский (показать портрет и поставить его на мольберт).

Я приглашаю вас в гости к дедушке Корнею.

Воспитатель: Книги просят:

А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас.

Думайте ребята дружно

Сказки эти вспомнить нужно!

Воспитатель: А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.

1. Ехали медведи на велосипеде.

   А за ними кот задом наперёд.

   А за ним комарики на воздушном шарике.

   А за ними раки на хромой собаке.

   Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

   Зайчики в трамвайчике.

   Жаба на метле…

   Едут и смеются, пряники жуют.

   Вдруг из подворотни страшный великан,

   Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)

2. Вдруг из маминой из спальни

   Кривоногий и хромой

   Выбегает умывальник

   И качает головой. («Мойдодыр»)

3. Муха по полю пошла,

     Муха денежку нашла.

     Пошла муха на базар

     И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)

4. Вдруг откуда-то шакал

     На кобыле прискакал:

     Вот вам телеграмма

     От гиппопотама!:

     «Приезжайте доктор

     В Африку скорей

     И спасите доктор

     Наших малышей. » («Доктор Айболит»)

5.   Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки,
С молоком
 и крендельком. («Муха-Цокотуха»)

6.   А лисички взяли спички,

     К морю синему пошли,

     Море синее зажгли.

     Море пламенем горит,

     Выбежал из моря кит… («Путаница»)

7.   А в Большой реке

     Крокодил лежит,

     И в зубах его не огонь горит,-

     Солнце красное,

     Солнце краденое. («Краденое солнце»)

8.  А за ними вдоль забора

     Скачет бабушка Федора:

     «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

     Воротитеся домой!»

     Но ответило корыто:

     «На Федору я сердито!»

     И сказала кочерга:

     «Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)

9.   У меня зазвонил телефон.

     — Кто говорит?

     — Слон.

     — Откуда?

     — От верблюда. («Телефон»)

10. «Кому велено чирикать —

       Не мурлыкайте!

       Кому велено мурлыкать —

       Не чирикайте!

       Не бывать вороне коровою,

       Не летать лягушатам под облаком!» («Путаница»)

11.  Десять дней и ночей Айболит

       Не ест, не пьёт и не спит,

       Десять дней и ночей подряд

       Он лечит несчастных зверят. («Доктор Айболит»)

12.   Вдруг какой-то старичок

       Паучок

       Нашу Муху в уголок

       Поволок —

       Хочет бедную убить,

       Цокотуху погубить! («Муха-Цокотуха»)

13. Одеяло убежало,

       Улетела простыня,

       И подушка, как лягушка,

       Ускакала от меня. («Мойдодыр»)

14. Солнце по небу гуляло

       И за тучу убежало.

       Глянул заинька в окно,

       Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)

15.   Долго, долго целовала

       И ласкала их она,

       Поливала, умывала.

       Полоскала их она.

     «Уж не буду, уж не буду

       Я посуду обижать.

       Буду, буду я посуду

       И любить и уважать!» («Федорино горе»)

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок. Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки? (Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные).

— Чему нас учат сказки? (Быть добрыми, аккуратными, вежливыми).

2. ИГРА Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда — сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда — сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3. «Путаница»

— Назовите сказочного героя.

Кто вылечил зверей? (Айболит)

Кто спас Муху – Цокотуху? (Комар)

Она потушила море. (Бабочка)

Помыла всю посуду. (Федора)

Кто съел великана-таракана? (Воробей)

Кто солнце проглотил? (Крокодил)

Кто вернул солнце в небо?  (Медведь)

Кто купил самовар? (Муха – Цокотуха)

Кто хотел много шоколада? (Слон)

Кто заставил умыться неряху и грязнулю? (Мойдодыр)

Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) 

Кто сочинил все эти сказки?  (Корней Иванович Чуковский)

4. «Корзинка с потерянными вещами».
Ведущая: В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку, в которых говорится об этом предмете.
Телефон  (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (
Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Калоша (
Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Монета 
(Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Мочалка 
(И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Воспитатель: Вот и закончился наш праздник. Сегодня мы побывали в стране сказок Корнея Ивановича Чуковского. Я желаю вам ребята никогда не расставаться со сказками и верить в чудеса. А для вас у меня есть сюрприз (раскраска по сказкам Чуковского)

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.

 Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Цель:
•Обобщить знания о произведениях К. И. Чуковского.

 Программные задачи:
• Продолжать прививать интерес детей к художественной литературе; 
• совершенствовать речевые навыки дошкольников; формировать умение отстаивать свою точку зрения; упражнять в согласовании слов в предложении; 
• развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений; 

• создать условия для хорошего настроения;
• воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. 
Предварительная работа:
Чтение произведений К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций. Обыгрывание отрывков из произведений детского поэта. Рисование героев сказок Чуковского, оформление выставки в группе. 
Материал: Портрет К. И. Чуковского, телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, монета, шоколадка, ошейник, мочалка, корзинки — 4 шт

Ведущий
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2016 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 139 лет. 
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. 
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! 
К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей. Сегодня мы вам предлагаем отправится в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и проведем сказочную викторину. 
У нас две команды: Комарики,Бабочки. 
Итак, мы начинаем викторину
1 тур. Аукцион. 
1 команда
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 
4. Что просил слон в стихотворении – сказке «Телефон»? (Шоколад) 
5. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей) 
6. Кто потушил пожар в сказке «Путаница»? (Бабочка) 
7. В какой сказке гости предали именинницу? (Муха-цокотуха) 
8. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар) 
9. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике) 
10. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон»? (Перчатки) 
2 команда
11. Из какой это сказки: «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр) 
12. Название сказки, в которой крокодил проглотил солнце( «Краденое солнце») 
13. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник) 
14. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит) 
15. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит) 
16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей) 
17. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил) 
18. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду) 
19. Кто проглотил солнце? (Крокодил) 
20. В какой сказке все наоборот? («Путаница») 
2 тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? 
1 Айболит — (доктор) 
2 Бармалей — (разбойник) 
3 Каракула — (акула) 
4 Мойдодыр — (умывальник) 
5 Тотошка, Кокошка — (крокодильчики) 
6 Цокотуха — (муха) 
7 Барабек — (обжора) 
8 Рыжий, усатый великан — (таракан) 
Физминутка Веселая игра на внимание «Я – не я»
(Дети встают в круг: на «Я» — встать, руки вверх; «не Я» — присесть) .
— Кто любит шоколад? 
— Кто любит мармелад? 
— Кто не моет уши? 
— Кто любит гранат? 
— Кто любит виноград? 
— Кто любит урюк? 
— Кто не моет рук? 
— Кто любит мороженое? 
— Кто любит пирожное? 
— Кто любит ириски? 
— Кто лакает из миски? 
— Кто любит помидоры? 
— Кто жарит мухоморы? 
— Кто любит кино? 
— Кто разбил окно? 
— Кто любит печенье? 
— Кто любит варенье? 
— Кто любит мед? 
— Кто все время врет? 
— Кто хочет пельмени? 
— Кто хочет банан? 
— Кто упрямый, как баран? 
— Кто хочет «Кока- колу»? 
— Кто вымоет всю школу? 
3 тур. «Корзинка с потерянными вещами».
В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. 
1 команда
Телефон (У меня зазвонил телефон) 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде… а за ним комарики на воздушном шарике) 
Мыло (Вот и мыло подскочило) 
Блюдце (А за ними блюдца) 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) 
2 команда
Сито (Скачет сито по полям) 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? ») 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) 
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) 


Ведущий

С ранних лет сказки К. И. приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К. И. Чуковского. Давайте же вспомним эти сказки. 
4 тур. «Из какой сказки отрывок? »
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. 


Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) 
«Айболит»


Вдруг из подворотни — 
Страшный великан, 
Рыжий и усатый … (таракан) 
«Тараканище»


Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр) 
Умывальников начальник
И мочалок командир. 
«Мойдодыр»


В Африке разбойник, 
В Африке злодей, 
В Африке ужасный… (Бармалей) 
«Бармалей»


Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) 
«Муха – Цокотуха»


Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало. 
Глянул заинька в окно, 
Стало заиньке… (темно) .
«Краденое солнце».


Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) 
«Телефон»

— А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт. 
И чайник сказал утюгу
Я больше идти… (не могу) .
«Федорино горе»


Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка, 
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) 
«Тараканище»


И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (детей) 
«Бармалей»

5 тур. «Закончи строчку»
Ребята, вам необходимо закончить строчку из произведений К. И. Чуковского, но именно так, как она звучит у автора.

 
Но жуки-червяки
Испугалися, 
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны, 
А козявочки
Под. (под лавочки; «Муха – Цокотуха») 


А теперь закончите строчку сами. Не забудьте, что рифму надо закончить так, как она звучит у Чуковского. 
1 команда
И снова медведь: — О, спасите моржа! 
Вчера проглотил он морского … (ежа; «Телефон») .
Загляни-ка ты в кадушку
— И увидишь там — (лягушку; «Федорино горе») .
Только вдруг из-за кусточка, 
Из-за синего лесочка, 
Из далёких из полей
Прилетает … (воробей; «Тараканище») 
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами, 
И сушёными. (грибами; «Путаница») 
Я за свечку, 
Свечка — в печку! 
Я за книжку, 
Та — бежать
И вприпрыжку
Под. (кровать; «Мойдодыр») 
Со слонами на ходу
Поиграли в … (чехарду; «Бармалей») 
Море пламенем горит, 
Выбежал из моря … (кит; «Путаница») 
Наступила темнота, 
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и. (пропал; «Краденое солнце») 
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень, 
Динь-ди-лень, 
Динь-ди-лень! 
То тюлень позвонит, то. (олень; «Телефон») 
Маленькие дети! 
Ни за что на свете
Не ходите в Африку, 
В Африку гулять! 
В Африке акулы, 
В Африке гориллы, 
В Африке большие
Злые. (крокодилы; «Бармалей») 
2 команда
Стыдно старому реветь
— Ты не заяц, а … (медведь; «Краденое солнце») 
Но как черная железная нога
Побежала, поскакала … (кочерга; «Федорино горе») 
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад, 
Но усами. (шевелят; «Тараканище») 
Рыбы по полю гуляют, 
Жабы по небу летают, 
Мыши кошку изловили, 
В мышеловку. (посадили; «Путаница») 
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало, 
Глянул заинька в окно, 
Стало заиньке. (темно; «Краденое солнце») 
Эй, вы, глупые тарелки, 
Что вы скачете, как … (белки; «Федорино горе») 
И пришла к Айболиту лиса:
— Ой, меня укусила … (оса; «Айболит») 
Села бы баба за стол, 
Да стол за ворота ушёл. 
Сварила бы баба щи, 
Да кастрюлю поди поищи! 
И чашки ушли, и стаканы, 
Остались одни. (тараканы; «Федорино горе») 
Я — Великий Умывальник, 
Знаменитый Мойдодыр, 
Умывальников Начальник
И мочалок. (командир; «Мойдодыр») 
У тебя на шее Вакса, 
У тебя под носом … (клякса; «Мойдодыр») 
6 тур. «Собери пазлы»
Чья команда быстрее соберёт пазлы, и скажет какая сказка на них изображена. 
Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. 
Подведение итогов. 

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png8istoriya_napisaniya_skazok.docx 20.15 КБ

Стихи и сказки Корнея Чуковского. Краткая биография и творчество.Полный список произведений

 АйболитАйболит и воробейБармалейБутербродБарабекБебекаВерблюдицаГоловастикиДокторЕлкаЕжики смеютсяЗакалякаЗагадкиКурицаКраденое солнцеКрокодилКотауси и МаусиЛенинградским детямМойдодырМуха в банеМуха-ЦокотухаОбжораОгородОдолеем БармалеяПерепутанная сказкаПесня о бедных сапожкахПоросенокПра-пра-правнукамПриключения БибигонаПутаницаРадостьСкрюченная песняСвинкиСказка о царевне ЯсносветеСлониха читаетТоптыгин и лисаТоптыгин и ЛунаТелефонТараканищеФедорино гореФедоткаХрабрецыХрабрый ПерсейЧудо-деревоЧерепахаЧто сделала Мура  

Читать все стихи и сказки Чуковского.Список произведений.Читать стихи и басни других авторов

  Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами — отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.   Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится.  

Корней Иванович Чуковский.Биография.

Предварительный просмотр:

История написания сказки «Крокодил»

У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля в г. Хельсинки, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила:   Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».

История написания сказки «Чудо-дерево»

Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь.  Вот так и родилась сказка про чудо-дерево.Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое  чудо-дерево. 

История написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,

                                                        Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   – У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   – Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

                                                                                       – Ой, меня укусила оса!

                                                                                       И пришел к Айболиту барбос:

                                                                                       – Меня курица клюнула в нос.

История написания сказки «Муха-Цокотуха»

Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро: Муха, Муха-Цокотуха,

                                                                                                Позолоченное брюхо!

                                                                                                Муха по полю пошла,

                                                                                                Муха денежку нашла.

Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.  

История написания сказки «Путаница»

Сказка “Путаница” была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: “Папа, ава – мяу!” – то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: “Нет, ава – гав”. Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: “Ава – мяу!”, хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: “А петух кричит гав!” Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки “Путаница”. Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.

История написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа.  Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.  Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

История написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:   Надо, надо умываться

                                                   По утрам и вечерам,

                                                   А нечистым трубочистам

                                                   Стыд и срам, стыд и срам.

История написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…Но только я лёг —

Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Задачи: Познакомить детей с биографией К.И. Чуковского, способствовать развитию интереса к сказкам и стихотворениям писателя. Развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»; корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе. Воспитывать чувство сопереживания.

I Вводная часть

  1. Организационный момент

Цель: Организовать группу на работу. Создать позитивное настроение.

Деятельность педагога-библиотекаря

Примечания

Приветствия

Введение в тему и целепологание

Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну сказок Корнея Чуковского.

Познакомьтесь с картой нашего путешествия.

-Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Молодцы! Можно путешествовать на самолете, поезде, автомобиле, а мы поплывем на корабле «Библиотечный» по бескрайнему Книжному морю».

Стрелки на карте будут показывать направление нашего пути.

Нам предстоит побывать на острове дедушки Корнея, островах «Читай-ка», «Помогай-ка». Остановимся на острове «Знатоков», и на острове Загадок. Далее поплывем на остров «Театральный».И в заключение нашего путешествия, вернемся на причал «Школьный»

Слайд 1

Прикрепляю кораблик к карте.

Показываю направление нашего путешествия.

II Основная часть

Цель: Познакомить детей с биографией К.Чуковского, способствовать развитию интереса к сказкам и стихотворениям писателя. Развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»; корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

Вводная беседа. На нашем корабле за правильные ответы будут выдаваться жетоны. Игра «Да»-«Нет».

Отвечайте на вопросы хором.

-Все ребята смелые и дружные?

-Весело живешь?

-Книжки рвешь?

-В библиотеку спешишь?

-Путешествовать любишь?

Для того, чтобы вы могли правильно и быстро отвечать на вопросы необходима разминка.

Посмотрите на видео и ответьте, кто пришел к нам в гости и предложил поиграть в игру «Повторяй за мной» Правильно. Молодцы. Корней Иванович. Вы готовы к путешествию.

Правила путешествия

Демонстрирую документальный видеофрагмент: «К.И. Чуковский»

Вам понравилась игра? Мы начинаем наше путешествие. И первый остров, где мы остановимся — Остров дедушки Корнея.

Обращаю внимание детей к карте путешествий, передвигаю кораблик.

Внимание на экран!

-Скажите, кто это?

Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге.

Корней Иванович был большой фантазёр.

Настоящее  имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков, он переделал свою фамилию и стал «Корней Чуковский». С ранних лет сказки К.И.  приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки, мамы и папы также как и вы любили сказки сказок К.И.Чуковского. Однажды у К.И.Чуковского заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, сын попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой и в этом году ей исполняется 100лет.

Корней Иванович жил в Переделкино, где и написал свои сказки.

-Вы читали его стихи и сказки. И чтобы наше путешествие продолжалось, вам нужно выполнить задание. Исправьте ошибки в названии сказок.

Задание «Найди ошибку» Карточки командам

1.«Арболит»  («Айболит»).

2. «Юдо-дерево»( Чудо- дерево»)

3. «Кармалей»  («Бармалей»).

4. «Луха-Цокотуха» («Муха-Цокотуха»).

5. «Крашеное солнце»  («Краденое солнце»).

6. « Пелефон» («Телефон»).

Давайте проверим. Молодцы! С первым заданием справились.. Теперь мы можем плыть дальше.

Следующий остров, где мы сделаем остановку-Остров Читай-ка.

На нашем острове растет чудо-дерево. Вместо листочков на нем растут книжки. Но вот беда, первые буквы в названиях сказок стерлись. Помогите! Вставьте нужную букву в название сказки.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Поменяйтесь картинками. Проверьте, как справилась с заданием другая команда.

Обращаю внимание детей к карте путешествий, передвигаю кораблик.

Передвигаю кораблик на остров «Читай-ка». Обращаю внимание детей

на слайд презентации.

Раздаю картинки с изображением «чудо-дерева» с книжками по группам.

Контролирую правильность проведения взаимопроверки. Оглашаю результаты. Раздаю жетоны за правильные ответы.

-Устали? Давайте отдохнем на причале «Физминутка»

Демонстрирую презентацию:«Собачий вальс»

Отдохнули, значит, плывем дальше.

Передвигаю кораблик на остров «Помогай-ка». Слайд

Мы прибыли на остров «Помогай-ка»

Помогите мне. Из слогов собери имя сказочного героя. Проверим? Зачитайте имя сказочного героя

Я приготовила для вас предложения, да последнее слово забыла. (читают отрывки)

(если не смогут – я «Муха, муха цокотуху, позолоченное брюхо, муха по полю прошла, муха денёжку нашла.

Ехали медведи на велосипеде, а за ним кот задом наперёд…)

 -Ребята, что росло на «Чудо-дереве»?

А скажите, что никогда не росло на «Чудо –дереве»? Игра «Найди лишний предмет» Хорошо. Все справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Долго ли коротко прибыли на Остров Знатоков.

Раздаю каждому участнику индивидуальное задание.

Проверяю правильность выполненных заданий.

Зачитываю отрывки предложений.

Раздаю предметные картинки к заданию. За правильные ответы получают жетоны.

Передвигаю кораблик на Остров Знатоков.

Вы все знаете и любите сказки К. Чуковского? Сейчас мы это и проверим. Угадайте сказку. Угадай название сказки

1.    Испугался Крокодил, Завопил, заголосил,

     А из пасти из зубастой солнце вывалилось,

     В небо выкатилось.

                                                         («Краденое солнце»)

2.     Рада, рада, рада, рада детвора,

      Заплясала, заиграла у костра:

     «Ты нас, ты нас от смерти спас,

     Ты нас освободил.

     Ты в добрый час увидел нас.

     О, добрый крокодил.

                                                          («Бармалей»)

3. Вдруг навстречу мой хороший,

     Мой любимый Крокодил.

     Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.

     И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.

                                                          («Мойдодыр»)

4. Звери задрожали, в обморок упали.

     Бедный Крокодил жабу проглотил.

                                                         («Тараканище»)

6.   А потом позвонил Крокодил и со слезами просил…

      — Мой милый, хороший, пришли мне калоши

       И мне, и жене, и Тотоше.

                                                        («Телефон»)

Игра «Угадай сказку» Молодцы. Названия сказок знаете. А героев сказок Чуковского всех знаете? А это мы и проверим.

Зачитываю загадки на знание сказок Чуковского. Даю жетоны за правильные ответы.

Вот и приплыли на Остров Загадок.

 Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

Молодцы! Справились и с этим заданием.

-А вы любите разговаривать по телефону? Не только люди говорят по телефону, по представьте, даже животные!.

Зачитываю загадки на знание героев сказок Корнея Чуковского.

. Даю жетоны за правильные ответы.

Даю жетоны за правильные ответы.

Мы прибыли на Остров « Театральный» Смотрите, если не верите. 1       группа

Автор: А потом позвонили зайчатки

Зайчатки:— Нельзя ли прислать перчатки?

 позвонили зайчатки:

Автор: А потом позвонили мартышки:

Мартышки:— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Автор: А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

— Погодите, медведь, не ревите,

— Объясните, чего вы хотите?

Но он только

Медведь: «му» ,«му»,

Автор: А к чему, почему –

Не пойму!

— Повесьте, пожалуйста, трубку!

2 группа

Автор: А потом позвонили цапли:

Цапли:— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

Автор: А потом позвонила свинья:

— Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню споём.

Автор:— Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!

-Кто из был похож на героя из сказки по выразительности, действию. Почему?

Задаю вопрос.

III Заключительная часть

Цель: Закрепить знания сказок и интерес к произведениям К. Чуковского, воспитывать чувство сопереживания, работая в группе.

Беседа.

Наше путешествие подошло к концу. Пришла пора возвращаться на причал «Школьный»

-Какие сказки Чуковского вы знаете?

-Какая сказка понравилась ?

_-Каких сказочных героев вы полюбили?

Посчитаем фишки. Награждение команды победителей «медалью –денежкой.»

Вручаю «медали-денежки».

  • Сказки чуковского для детей список для 1 класса
  • Сказки чуковского для детей смотреть муха цокотуха
  • Сказки чтобы уснуть ребенку
  • Сказки чуковского в рисунках сутеева
  • Сказки читать для 4 класса длинные